На прошлой неделе |
отмечали день рождения Антона. Моему младшему мальчику уже девять лет!
В прошлом году Антошка созвал на день рождения полкласса, и ребята нам чуть дом не разнесли. Конечно, весело было, но тесновато. В этом году мы с ребятами играли в пейнтбол. Место, куда мы поехали, оказалось так себе, и темновато, и грязновато, немного жалею, что поленилась, не поехала заранее посмотреть. Но у нас была такая веселая компания, что всё прошло хорошо. Дети победили взрослых, чему были очень рады, а благодаря неуюту и неухоженности площадки игра стала немного более реалистичной. Всё недостающее дорисовало воображение. Дети наигрались, настрелялись, потом в большой палатке съели заранее приготовленные пайки с печеньками и шоколадками, с большим аппетитом. Антону день рождения понравился, маленьким гостям тоже.
Метки: дети моя семья |
Клас Эстергрен. Джентльмены. |
Метки: книги литература современная проза |
Элайза Грэнвилл. Гретель и тьма |
Только откроешь эту книгу, и сразу провалишься, как в яму, в страшную сказку. Дети бредут по какому-то жуткому месту, где все пропитано смертью. Больше ничего не понятно. Возможно, самое правильное решение - закрыть книгу прямо сразу. Если же любопытство пересилило, через несколько страниц вдруг всплываешь где-то в старой Вене, неподалеку от дома доктора Бройера, известного психоаналитика. У него новая пациентка - девушка, которая ничего не помнит, но по ней видно, что с ней очень плохо обращались. Тут тоже понятно только то, что попытки расследовать эту загадку ни к чему хорошему не приведут. Если даже угнетающее впечатление от главы про несчастную незнакомку не заставит отбросить книгу в сторону, тогда в следующей главе попадешь вдруг на третий уровень. Тут ясности как будто побольше, но от этого не легче. Начинается третья история про доктора, недавно потерявшего жену. А еще у доктора есть дочка, Криста, удивительно противная, злая, капризная, кажется, единственное, что она по-настоящему любит, это страшные сказки служанки Грет; в них почти всегда кого-нибудь убивают или мучают. А когда осознаешь, что третья история будет развертываться в Германии во время второй мировой, становится совсем тошно.
Я всё же дочитала, наверно, с третьей или четвертой попытки. К финалу всё становится ясно, и начало книги тоже, и все жуткие образы не кажутся преувеличением, понимаешь, откуда что взялось, печки, ведьмы, дым. И бабочки. Рекомендовать к прочтению ни в коем случае не могу, психически здоровый читатель удовольствия от чтения не получит. Судить о литературных достоинствах и недостатках очень сложно, слишком тяжелая тема. Идея с наложением сказок на реальность, думаю, имеет право на существование. Если кому-то в голову могли прийти кошмарные сюжеты, то кто-то другой вполне мог претворить людоедские фантазии в быль. Вот где ужас.
Метки: книги литература мрак и ужас |
Александр Чудаков. Ложится мгла на старые ступени. |
Книга настолько самодостаточная, что очень трудно сказать о ней что-то такое, чего не было бы в самом тексте. Можно открыть наугад и прочесть любую главу целиком, чтобы почувствовать дух романа. И скорее всего захочется начать с начала и дочитать до конца. Потому что книга на редкость хорошо, просто безупречно написана, подробно, образно и ясно. Не нужны иллюстрации или фотографии, то, что я никогда не видела, то, о чем и не знала даже, явственно встает перед глазами, легко могу себе представить всё со слов виртуозного рассказчика. Александр Чудаков филолог, но, думаю, такая чуткость к слову обусловлена не только профессией, не каждый хороший филолог становится хорошим писателем. Думаю, всё дело в семейном воспитании. Любовь к чтению, хороший вкус и живой интерес к слову были унаследованы от самых родных и близких мальчиком, которого в книге зовут Антон. А еще все домашние были невероятно талантливы во всех многообразных делах, которые нужны для ведения большого деревенского хозяйства. Любая работа выполнялась превосходно, и, кажется, нет такого предмета в домашнем обиходе, который не смогли бы изготовить в семье Саввиных. Даже градусник сами сделали! И это вот воспитанное семьей бережное внимание к осязаемым вещам, понимание того, как каждая из них устроена и как работает, это знание вещи кончиками пальцев, ощущение ее под ловкой рукой, всё это как раз помогает описать предметный мир так точно, что ни убавить, ни прибавить.
Так по деталям, по элементам Александр Чудаков тщательно воссоздает мир своего детства. В Казахстан, куда в тридцатые и сороковые годы ссылали, семья Саввиных переехала добровольно, обосновалась прочно и умно. Нельзя было приобрести самые необходимые в хозяйстве вещи, но неустанная работа и мастерство каждого члена большой чудесной семьи сотворили тепло и уют. Этого ощущения уюта, любви и защищенности Антону хватило на всю жизнь. В детстве всё было самым-самым. И всего было так много! И сказочно прекрасная природа: горы, чистые озера...И животные, которых Антон понимает и любит. И люди, большие и маленькие, все необыкновенно интересные, каждый - единственный в мире, каждый достоин отдельного рассказа. Самый большой и самый главный, конечно, дед Леонид Львович.
Дед глядит настоящим былинным богатырем или атлантом, всё ведь на нем держится, и огромная семья, и объемная книга. А еще дед это живая совесть, эталон, с которым внук Антон сверяет свои мысли и чувства. Пока читала, дед всё рос и рос в моих глазах, и ближе к концу уже доставал головой до неба, при этом твердо стоя на земле, потому что всё на свете умел. Никто не может стать вровень с таким исполином, решительно все проигрывают, и родные, и знакомые, даже будучи людьми незаурядными. Да и не мудрено, ведь дед Леонид Львович человек из девятнадцатого века, безвозвратного ушедшего времени, когда всё делали крепко, на совесть, на долгую службу.
Навряд ли позапрошлый уже девятнадцатый век был золотым. Из классической литературы про те времена много худого можно узнать. Вероятно, дед, оглядываясь на прошлое, видит его в более мягком свете, чем оно на самом деле было. Так и внук, Антон, он же писатель Александр Чудаков, возвращаясь в свое детство и юность, освещает их волшебным фонарем. "Что пройдет, то будет мило". Удивительно, ведь в книге много печального, трагичного даже. И само семейство Саввиных пострадало от репрессий, и большая часть взрослых знакомых оказалась в Казахстане не по своей воле. Мальчик видел своими глазами и сосланных семьями немцев, и чеченцев, вывезенных в чисто поле. Великая Отечественная не докатилась до тех мест, но потрясла, конечно, всю огромную страну до самых до окраин, всех задела. Александр Павлович обо всем этом говорит, но при этом даже от самых невеселых воспоминаний нет ощущения мрачности. Мне книга показалась очень доброй и жизнеутверждающей. Если люди такие напасти пережили и выстояли, не потеряв лица, значит, всё преодолимо, ну или почти всё.
Роман мне безусловно понравился, не смотря даже на то, что взгляды автора мне не во всем близки. Я все-таки более советский человек. Для меня Черчилль не кумир и не идеал, как любой большой политик он был жесток и циничен с начала своей военной карьеры в Индии и до ее вершины, поста премьер-министра. Думаю, ему было плевать на русских поклонников, хоть бы их и перебили всех до одного, английский лорд и глазом бы не моргнул. Я не могу сказать про армию родной страны "ихняя" или "ваша", даже если считаю чудовищной ошибкой танки в Праге и войну в Афганистане. Это страна, где я родилась и живу. Мне кажется, и Александр Павлович любил свою страну, раз не уехал. Про нелюбимую страну так не напишешь.
Метки: книги литература лучшее |
Лариса Васильева. Книга об отце. Сказки о любви. |
Отец Ларисы Васильевой человек, достойный славы - Николай Алексеевич Кучеренко, один из создателей самого известного советского танка Т-34. Николай Алексеевич был из тех людей, что живут работой; неделями, месяцами напролет дежурил то в конструкторском бюро, то на производстве, ведь новый танк очень ждали. Можно сказать, что дочь и жена почти и не видели отца семейства, да и, когда он бывал дома, о работе почти не рассказывал - государственная тайна. Дочь выросла, обзавелась собственной семьей, получила образование и профессию, не связанные с техникой. Когда отец умер, уже взрослая Лариса поняла, что очень мало знает о нем. Она принялась расспрашивать людей, с которыми отец работал, и тех, с кем он был знаком, записала их рассказы. Все вспоминали Николая Алексеевича с самыми теплыми чувствами, даже те, кто по каким-то причинам не очень его любил, ни одного плохого слова сказать про Кучеренко не могли. Кучеренко был талантливым инженером и отличным организатором, а еще очень честным и добрым человеком, при этом доброта его была деятельной, он был готов помочь каждому, кто обращался с просьбой. И это при невероятной загруженности на работе, удивительный человек! Очень рада, что прочитала о нем. Но тем, кого особенно интересуют технические детали и подробности изобретения и воплощения легендарной тридцатьчетверки, придется поискать другие источники информации. И еще, если честно, до конца не поняла решение Ларисы Васильевой изменить все фамилии реальных людей, включая фамилию родного отца. Получается, что "Книга об отце" не совсем о нем?
"Сказки о любви" - это несколько историй, сходящихся к одной точке, верней, к вагону метро, где оказываются герои десяти рассказов, правда, двое из них присутствуют не во плоти, а на страницах книги, которую читает третий.
Зять звероящера. Про серьезного прочно женатого дядечку на секретной ответственной работе, влюбившегося в необыкновенно прекрасную девушку.
Баловень беды. Известный актер пытается разрешить загадку своего происхождения.
Практичная муза. Художник и его муза. Как и следует из названия, муза оказывается куда более приземленным и деловитым созданием, чем ее подопечный, слепленный из того, что было.
Белиссимо! Приключения итальянки в России, скоростные и бессмысленные.
Дача-призрак. Молодой мужчина из Подмосковья испытывает вялое недовольство своей жизнью, не делая, впрочем ни единой попытки что-то изменить. Однажды неподалеку от собственного дома он переживает странное, вроде бы мистическое, приключение.
Мишень. О невозможно странных отношениях тирана и сирены, как их называет автор. Впрочем, не составляет труда разгадать, кто есть кто.
Стрела в паутине. Про первую любовь, неловкую и короткую.
Дедушка и дед. Про последнюю любовь. Пожалуй, самый запоминающийся рассказ.
На окошке два цветочка. Внештатная ситуация на борту самолета.
Ненависть, любовь. О том, как встретились, полюбили и расстались русская женщина-врач и английский киноактер. Похоже, Любовь Боярова, врач-гематолог, любимая героиня Ларисы Васильевой, для этой красавицы с длинной косой сочинена самая длинная история в самых шикарных интерьерах, припасен самый шикарный возлюбленный. Но мне, к сожалению, этот рассказ показался самым надуманным. Хотя... серия называется "сказки о любви", а в сказках всё бывает.
Книга прочиталась легко, но не могу сказать, что безоговорочно понравилось. Для меня было слишком много эмоций от автора, слишком много восклицаний и риторических вопросов, как будто совсем молоденькая девушка писала, не в обиду автору. Может, просто мне так показалось после прочтения безупречно написанной книги Чудакова, а также на фоне резковатой манеры Гришэма и Кизи, которых читала относительно недавно и не успела еще засунуть в дальний угол памяти. Проза Васильевой от такого соседства кажется немного дамской, и, к сожалению, проигрывает.
|
Джон Гришэм. Округ Форд. Рассказы. |
В сборнике семь рассказов о людях, в чьей жизни случилось что-то непривычное, и они пытаются действовать каждый по мере сил и своего разумения. В результате один оказывается на гребне накатившей волны, а другого, почти захлебнувшегося, тащит неведомо куда.
Приключения доноров. Трое балбесов, приняв благородное решение сдать кровь для пострадавшего соседа, направляются в больницу, но по дороге настолько отклоняются от намеченной цели, что остается только развести руками. Пересказала сюжет старшему сыну, он спросил: а разве у тебя так не бывало, что задумываешь одно, а получается другое? Честно сказала, что, конечно, бывало, но всё же получается не до такой степени другое, чтобы, скажем, метить в тучу, а попасть в навозную кучу, такого не припомню.
Поездка за Реймондом. Реймонд осужден за убийство шерифа, сидит в тюрьме, предпринимает отчаянные попытки изменить свою участь, без конца требует у родни денег для воплощения своих затей. Два брата, у которых тоже в свое время были нелады с законом, и мама на инвалидной коляске едут на встречу с Реймондом.
Тухлое дело. Дела у Мака, одного из многих адвокатов в городе, идут ни шатко, ни валко. Маленькая контора: он да секретарша, мелкие тяжбы, бракоразводные и прочие, не сулят больших барышей. Мак мечтает о процессе, который даст толчок его карьере, и мечта неожиданно сбывается, но немного не так, как он предполагал.
Казино. Бобби Карл - беспринципный делец, прибирает к рукам всё, что только можно и нельзя, и аппетиты всё растут, хочется всего и сразу, и побольше, и земли, и денег, и женщин. Сидни - ничем не примечательный служащий страховой компании, такой скучный, что от него сбежала жена. Эти двое мужчин, обитая в одном городе, живут в параллельных мирах, но, вопреки всему, однажды их пути пересекаются.
Комната Майкла. Снова, как и в третьем рассказе, главный герой адвокат, но как будто более удачливый, чем его коллега. Имеет репутацию хваткого и предприимчивого профессионала. И вот этот человек зашел в супермаркет и попал в заложники.
Тихая гавань. Это название дома престарелых, куда устраивается санитаром герой рассказа. Он добросовестно выполняет свои обязанности, и даже сверх того: приходит намного раньше, чем начинается его смена, уходит намного позже, и делает для своих пациентов много больше, чем требует должностная инструкция. Конечно, это неспроста.
Изгой. Юноша из обеспеченной семьи покидает свой маленький городок, где нелегко было бы жить человеку с нетрадиционной ориентацией. Родственники были бы рады его никогда больше не видеть, но он возвращается, когда заболевает СПИДом и понимает, что жить осталось совсем недолго.
Книга захватывает, читается легко, истории запоминающиеся и очень реалистичные, сразу и безоговорочно верится, что так оно и было, хотя не в нашей жизни. Да это и к лучшему, предпочту свою скуку таким приключениям. Джон Гришэм старается удержаться от выставления оценок своим персонажам и не выворачивает для нас наизнанку их души. Есть четкая дистанция между рассказчиком и теми, о ком идет речь, а также между героями и читателем. Я вижу их эмоции, но не могу прочесть потаенные мысли. Думаю, это можно счесть уважением со стороны автора к личному пространству другого человека. Я почти не знаю, что было с этими людьми раньше и как они поведут себя дальше, куда пойдут после столь резкого поворота. Словно мне довелось стать случайной свидетельницей нескольких происшествий.
Какие же все люди разные. Иной человек приходит к счастью такими тропами, куда мне и в голову не придет свернуть, да что там, даже и догадаться не могла бы о таком пути. А кто-то и капли счастья не видел за всю жизнь, хотя всё вроде делает правильно... странное место наш мир.
Метки: литература книги современная проза |
верю-не верю. |
Метки: мысли вслух |
Почтигород |
Метки: театр |
Алиса и немного задумчиво. |
Метки: мысли вслух литература |
Владимир Орлов. Камергерский переулок. |
Метки: книги литература |
Про красавиц. |
Метки: забавно дети |
танцы |
Метки: дети моя жизнь рисунки скетчи |
вдогонку... |
Метки: про сейчас а что у вас |
Там, где хорошо. |
Метки: мысли вслух понемногу обо всем невеселое |
Кен Кизи. Песня моряка. |
Метки: книги литература современная проза лучшее |
Митчелл Зукофф. Затерянные в Шангри-Ла |
Метки: книги литература современная проза |
Лето, осень, зима... |
Метки: мысли вслух времена года |
Марина Степнова. Женщины Лазаря. |
Метки: книги литература современная проза |
Иэн Макьюэн. Амстердам. |
Метки: книги литература современная проза |
Вчера и сегодня. |
Метки: моя жизнь |