ЗАМЕТКИ об А.А.Блоке.
Предчувстие поэта.
1880 год, 6 (28) ноября – Родился в Петербурге в семье профессора Александра Львовича Блока и писательницы Александры Андреевны.
1891-1898 – Учёба во Введенской гимназии.
1898-1906 – Учится на юридическом факультете Петербургского университета; затем – на историко-филологическом.
1903 – венчание Блока и Л.Д. Менделеевой.
1909 – Путешествие по Италии и Германии
1911 – Путешествие по Европе (Париж, Бретань, Бельгия, Голландия, Берлин)
1914 – Знакомство с певицей Л.А. Дельмас, которой поэт посвящает цикл «Кармен».
1916-1917 – Во время Первой мировой войны призван в армию.
1921, 7 августа – Умирает в Петрограде. Похоронен на Смоленском кладбище.
1944 – Прах поэта перенесён на Литераторские мостки Волкова кладбища.
В последние годы мне часто вспоминается одна строка из блоковского послания Пушкинскому Дому, которое он написал 11 февраля 1921 года: "Но не эти дни мы звали..."
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.
Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.
Блок посвятил эти стихи Пушкину, который всегда вдохновлял А.Блока:
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
Послание Пушкинскому дому стало последним законченным стихотворением поэта.
![3620784_ (604x318, 88Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/144/399/144399882_3620784_.jpg)
29 января 1921 годауже больной Блок произнес в Доме Литераторов речь, посвященную 84-й годовщине смерти Пушкина. Там он говорил следующее:
"Покой и воля необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл...
![3620784_Blok1 (295x394, 22Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/144/399/144399883_3620784_Blok1.jpg)
Пускай же остерегутся от худшей клички те чиновники, которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение".
На лицах многих присутствующих выражалось беспокойство, но голос Блока был, как обычно, ровен, тих и тверд. Блок продолжал:
« Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - это легкое имя: Пушкин.
Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта - не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его - внутреннее - культура, - это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.
Мы знаем Пушкина - человека, Пушкина - друга монархии, Пушкина - друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин - поэт.
Поэт - величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет.
Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт.
Что такое гармония?Гармония есть согласие мировых, сил, порядок мировой жизни. Порядок - космос, в противоположность беспорядку - хаосу. Из хаоса рождается космос, мир, учили древние. Космос - родной хаосу, как упругие волны моря - родные грудам океанских валов. Сын может быть не похож на отца ни в чем, кроме одной тайной черты; но она-то и делает похожими отца и сына.
Хаос есть первобытное, стихийное безначалие; космос - устроенная гармония, культура; из хаоса рождается космос; стихия таит в себе семена культуры; из безначалия создаётся гармония.
Мировая жизнь состоит в непрестанном созидании новых видов, новых пород.Их баюкает безначальный хаос; их взращивает, между ними производит отбор культура; гармония дает им образы и формы, которые вновь расплываются в безначальный туман. Смысл этого нам непонятен; сущность темна; мы утешаемся мыслью, что новая порода лучше старой; но ветер гасит эту маленькую свечку, которой мы стараемся осветить мировую ночь. Порядок мира тревожен, он - родное дитя беспорядка и может не совпадать с нашими мыслями о том, что хорошо и что плохо.
Мы знаем одно: что порода, идущая на смену другой, нова; та, которую она сменяет, стара; мы наблюдаем в мире вечные перемены; мы сами принимаем участие в сменах пород; участие наше большей частью бездеятельно: вырождаемся, стареем,, умираем; изредка оно деятельно: мы занимаем какое-то место в мировой культуре и сами способствуем образованию новых пород.
Поэт - сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых - освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых - привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих - внести эту гармонию во внешний мир. Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело. "Слова поэта суть уже его дела".
Они проявляют неожиданное могущество: они испытывают человеческие сердца и производят какой-то отбор в грудах человеческого шлака; может быть, они собирают какие-то части старой породы, носящей название "человек"; части, годные для создания новых пород; ибо старая, по-видимому, быстро идет на убыль, вырождается и умирает,
Нельзя сопротивляться могуществу гармонии, внесенной в мир поэтом; борьба с нею превышает и личные и соединенные человеческие силы, "Когда бы все так чувствовали силу гармонии!" - томится одинокий Сальери. Но ее чувствуют все, только смертные - иначе, чем бог - Моцарт. От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, - никто не может уклониться, так же как от смерти. Это имя дается безошибочно.
Чернь (бюрократия и чиновники) требует от поэта служения тому же, чему служит она: служения внешнему миру; она требует от него "пользы", как просто говорит Пушкин; требует, чтобы поэт "сметал сор с улиц", "просвещал сердца собратьев" и пр.
Со своей точки зрения, чернь в своих требованиях права. Во-первых, она никогда не сумеет воспользоваться плодами того несколько большего, чем сметение сора с улиц, дела, которое требуется от поэта. Во-вторых, она инстинктивно чувствует, что это дело так или иначе, быстро или медленно, ведет к ее ущербу. Испытание сердец гармонией не есть занятие спокойное и обеспечивающее ровное и желательное для черни течение событий внешнего мира.
Сословие черни, как, впрочем, и другие человеческие сословия, прогрессирует весьма медленно. Так, например, несмотря на то что в течение последних столетий человеческие мозги разбухли в ущерб всем остальным функциям организма, люди догадались выделить из государства один только орган - цензуру, для охраны порядка своего мира, выражающегося в государственных формах. Этим способом они поставили преграду лишь на третьем пути поэта: на пути внесения гармонии в мир; казалось бы, они могли догадаться поставить преграды и на первом и на втором пути: они могли бы изыскать средства для замутнения самых источников гармонии; что их удерживает - недогадливость, робость или совесть, - неизвестно.
У поэта должна быть тайная свобода. Как говорил Пушкин:
...Никому
Отчета не давать;
себе лишь самому Служить и угождать;
для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья -
Безмолвно утопать в восторгах умиленья -
Вот счастье! Вот права!..
На свете счастья нет, а есть покой и воля.
Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл.
Любезные чиновники, которые мешали поэту испытывать гармонией сердца, навсегда сохранили за собой кличку черни. Но они мешали поэту лишь в третьем его деле. Испытание сердец поэзией Пушкина во всем ее объеме уже произведено без них.
Пускай же остерегутся от худшей клички те чиновники, которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение.
Мы умираем, а искусство остается. Его конечные цели нам неизвестны и не могут быть известны. Оно единосущно и нераздельно.
Я хотел бы, ради забавы, провозгласить три простых истины:
Никаких особенных искусств не имеется; не следует давать имя искусства тому, что называется не так; для того чтобы создавать произведения искусства, надо уметь это делать.
В этих веселых истинах здравого смысла, перед которым мы так грешны, можно поклясться веселым именем Пушкина.»
"Пушкинская речь" была написана Блоком в феврале 1921 г. и произнесена 11 февраля 1921 г. на "торжественном собрании в Доме литераторов в 84-ю годовщину смерти Пушкина".
Как созвучны слова Блока нынешнему времени, когда гармонию попирают со всех сторон.
Ради чего стоит жить?Этот вопрос стоит перед каждым живущим думающим существом. Поможет нам разобраться с этим вопросом Александр Владимирович Казакевич, современный белорусский писатель.
Мне недавно попался его журнал со странным названием «Однако, жизнь!» - журнал, который согревает душу. Да, нам надо научиться согревать свою душу. Это очень важно. У Казакевича издано несколько бесхитростных книг с такими теплыми названиями:
А.Казакевича, которому всего 54 года, однажды спросили:
- Вы — верующий человек?
- Я — верующий, но совершенно не религиозный человек.
Слово «вера» состоит из двух слов: «ве» — ведать, знать, знание, и «ра» — свет, истина, Бог. То есть, вера — это не согласие принять за истину некое бездоказательное утверждение, а «знание истины», «знание Бога». У древних славян не было религии, а была вера — они «знали Бога» и общались с ним без посредников.
Не случайно Иисус в Евангелии от Андрея говорит своим ученикам: «Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева». Язычники севера — это мы, славяне. У славян религии не было, а была вера — православная (наши предки правь — мир светлых богов, своих предков-родоначальников, — славили, поэтому так и назывались). И вера эта была еще задолго до Христа и Моисея.
Моя вера — это мое подсознательное, изначально присутствующее в душе, в ее памяти знание, что есть Творец, что я, как и всякое живое существо, — есть частица, «клеточка» Творца, что жизнь — есть бесконечный, многомерный и беспрерывный процесс эволюции Сознательной Энергии. Я знаю, что Бог присутствует в каждом из нас. Он развивается через меня и других людей, через всякую жизнь, и все мы вместе развиваемся в Боге. Бог и мы — единый Организм. Вот во что я верю. А к разного рода религиям я отношусь как к социальному оружию массового поражения, цель которого — принизить дух и ограничить сознание человека.
Эта идеология близка моему мироощущению. А что такое идеология?
Идеология(от слова идея) — это система взглядов и идей, в которых осознаётся и оценивается отношение людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы деятельности социальных групп, направленные на закрепление или изменение данных общественных отношений. Этимологически идеология — это учение об идеях, положенных в основу функционирования системы. Наше общество сегодня живет без идеологии?? Да нет! В мире победила либеральная идея.
Либералы современные не хотят служить и угождать современной власти. Их можно понять, но их деятельность не способствует гармонии и процветанию. Они хотят процветания только себе, не привнося в мир ничего, ничего и не оставляя после себя.
Конституция 93-го года почему-то (!?) провозгласила запрет на всякую государственную идеологию. Безусловно, это было выгодно тем, кто действительно тогда управлял нашей страной. Нужно было в кратчайшие сроки «наловить достаточное количество рыбки в мутной воде» и создать фундамент капитализма. То, что у нас нет идеологии – это лукавство! В действительности, пришедшая на смену коммунистической идеология, открыто реально существует в России уже с конца 80-х годов. И это, конечно, идеология либерализма! Именно её взяли на вооружение наши демократы для борьбы с советской властью и, к великому сожалению, с её помощью победили. Нынешний президент России, оставаясь в целом либералом («результаты приватизации пересматривать не будем!») сегодня делает ставку на многие ценности советского периода нашей истории. Он не прочь вновь объединить народ под знаменем патриотизма, гордости за своё государство и Отечество, уважения простых тружеников, коллективизма, дружеского отношения к иммигрантам - бывшим гражданам СССР. Иными словами, ничего не придумав нового для стабилизации общества, власти возвращаются к опыту прошлого! Однако царствует сегодня в России, несомненно, либерализм. Присмотритесь, какие идеи проповедуют государственные и частные СМИ, и вы без труда увидите это. К счастью, большинство населения пока ещё душой не принимают эту идеологию, но она усиленно проповедуется заинтересованными лицами и, прежде всего, нуворишами и служащей им частью так называемой творческой интеллигенции.
Основной тезис либералов: все в современном капиталистическом обществе имеют одинаковые права и возможности! Естественно, этот тезис очень привлекателен для не рассуждающего обывателя. Но, если подумать, то ведь каждый из нас, скажем, имеет возможность стать олимпийским чемпионом или Абрамовичем. Никто нам этого не запрещает. Но почему-то далеко не все становятся таковыми! Иметь возможность и реализовать её далеко не одно и тоже! Под влиянием СМИ, принадлежащих нуворишам и работающих на них, многие наши сограждане верят, что они-то непременно реализуют эту возможность и станут богатыми и потому - счастливыми. Увы, все Абрамовичами быть не могут. Кому-то надо им прислуживать. И последних – всегда будет абсолютное большинство! К тому же, по американской статистике, 50% людей, разбогатевших в молодости, после 50 лет разоряются и становятся в очередь за талонами на продукты питания, и это даже в «образцовых» США. К тому же абсолютное большинство на Западе сегодня живёт в кредит, то есть с удавкой на шее! Мы уж не говорим о нестабильности капиталистического общества, неуверенности в завтрашнем дне для его граждан. Однако как приятно помечтать! И мечтает, и верит пропаганде наш соотечественник на радость либералам. К сожалению, процесс абстрактного мышления, понятийное мышление, не свойственно многим людям. Это относится и к русскому человеку, о котором говорят, что он «силён задним умом», то есть более склонен к анализу прошлого, нежели к прогнозированию будущего. Ничего не попишешь, такова жизнь!
Идеология выполняет социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам определённого слоя населения типы мышления, поведения и программы социальных действий. Проявляется идеология в политических, правовых, этических и философских взглядах людей, её исповедующих. Идеология — понятие, безусловно, более узкое, чем духовность, и — что особенно важно — она не оперирует понятием нравственность. Создатель идеологии или её носитель может быть человеком абсолютно безнравственным! Ярким примером тому могут служить приверженцы националистических идеологий типа фашизма и сионизма.
Идеологию всегда вырабатывают интеллектуалы. При этом сами они далеко не всегда являются харизматиками, стремящимися и способными властвовать, и тогда они служат последним, уже стоящим у власти или рвущимся к ней. Но у нас все меньше и меньше людей, способных формулировать идеи. А потому все больше и больше Хаос овладевает массами. А в чем причина? Бездуховность властьимущих. Те, кто живет ради денег, он не думает о бесполезных, с его точки зрения, вещах типа идеология. Бизнесмены чаще всего являются людьми безнравственными, бездуховными. Некогда им. Интересы различных слоёв общества различны, каждый стремится их реализовать, захватив власть. Каждый слой имеет свою идеологию, своё видение справедливости жизни общества, то есть идеологическая борьба в расслоённом обществе неизбежна. Главным становится лозунг – Деньги решают все!
«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…» А.Пушкин
Один французский критик некогда заметил: «Везучие живут с деньгами, невезучие — без, а негодяи — для». Увы, но история любого народа просто пестрит подобного рода курьезами, подтверждающими ужасающую власть денег над рядовым человеком. Впрочем, почему только над рядовым? Не избежали ее и бессмертные. Многие знаменитости, на словах идеалисты и романтики, в жизни вели себя как самые мелочные ростовщики. Немецкий гений Гете всегда придерживался принципа: «Попытайся сэкономить один талер, потом — другой, и увидишь, как это здорово».
Французский писатель Оноре де Бальзак, одержимый жаждой денег и славы, треть жизни питался едва ли не одним кофе — только бы себя взбодрить и не уснуть во время создания очередного шедевра, который обещал избавить писателя от нищеты и бесчисленных долгов. Его шедевры приносили славу, которая оставалась, но деньги… деньги приходили и, как водится, уходили, уходили, уходили. На женщин, на глупые и никчемные безделушки, на вульгарные украшения и дорогущие костюмы, шедшие рыхлому, мешковатому писателю, как корове седло. Так и остался Бальзак человеком, не познавшим по-настоящему вкуса безбедной жизни.
Умел сохранить денежку и известный русский поэт Николай Некрасов. Жуткая нужда в молодости наложила на него свой отпечаток. Даже став популярным сочинителем и получив материальную независимость, Некрасов, «по старой привычке», прятал деньги, зашивая их в галстуки, подушки и матрасы.
Да, деньги — великий мотиватор, но слово «деньги», равно как и «карьера», «слава», «власть», не равняется слову «успех» — ни на бумаге, ни в жизни. Почему? Потому, что не материальная, а духовная энергия, которую вырабатывает наш «ядерный реактор», наше сердце, — вот истинный показатель успеха человека, его настоящий и вечный двигатель. Как утверждает древнеиндийская мудрость, «за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум». И этот список можно продолжать еще долго.
Безусловно, у денег есть несомненные достоинства. Они освобождают нас от многих неприятных и утомительных процедур, нежелательных контактов, множества бытовых, профессиональных, личных и других забот и проблем. Они приносят комфорт и более высокое качество жизни. Они дают ощущение могущества, расширяя и увеличивая наши возможности. Они повышают нашу самооценку. Уже только за эти блага следует ценить деньги. Вопрос лишь в том, стоит ли посвящать свою жизнь деньгам?
Известный американский писатель и психолог Джон Максвелл в книге «Путешествие от успеха к успеху» обращает внимание своих читателей на частую и весьма опасную ошибку, когда люди приравнивают успех к обладанию деньгами. «На самом деле, — пишет Максвелл, — богатство не приносит удовлетворение или успех. Промышленника Джона Д. Рокфеллера — сказочно богатого человека, который при жизни отдал на благотворительные нужды более 350 миллионов долларов, — однажды спросили, какое количество денег смогло бы его удовлетворить. Он ответил: «Мне всегда нужно немного больше, чем у меня есть». Царь Соломон, правитель Древнего Израиля, один из самых мудрых и богатых людей в истории человечества, утверждал: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того»
Греческий миллионер Аристотель Онассис, доживший до преклонных лет и сохранивший свое богатство, понял, что успех нельзя приравнивать к обладанию деньгами. Он говорил: «После того как вы достигаете определенного уровня, деньги теряют смысл. Единственное, что имеет значение, — это успех».
Как видим, между деньгами и успехом нет знака равенства.
Так чему же равняется успех?
Древнегреческий философ Гераклит Эфесский заметил: «Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, то мы должны были бы называть счастливыми быков, когда те находят горох для еды». Пока мы живем материальными ценностями — желаниями тела и разума, пока носимся от одного желания к другому, жизнь проходит, а мы остаемся по-прежнему нищими. Счастье от исполнения таких желаний слишком мимолетно — короткий восторг… и вот нет его. Молодость, здоровье, красота, вкусная еда, счет в банке, красивая жена, умные и послушные дети, роскошный дом, красивые вещи, высокая должность — радость от этих благ очень скоро проходит и все меньше и меньше опьяняет сознание и окрыляет душу. И вновь перед человеком начинает маячить пустота, и снова ему требуется новый стимул — новое желание, чтобы уберечь себя от зияющей бездны — бездны бездуховного существования. Такова участь любого «материального» блага и любого желания, направленного на его приобретение.
Кого у нас принято считать успешным человеком?Того, кто «умеет жить», кто умеет «вертеться». В чем же сие искусство состоит? В способности просчитать свою выгоду, в умении заводить знакомства и дружбу не с хорошими, а с влиятельными и «полезными» людьми, в ловкости угодить сильному и «припахать» слабого, в проворстве находить там, где другие теряют или просто проходят мимо.
Блестящую, на мой взгляд, характеристику таких людей дал когда-то Конфуций: «Благородный человек думает о долге, а мелкий человек — о выгоде». Чертой, общей для всех низких людей, независимо от их профессии, становится ориентация на внешнее. Поскольку предмет их устремлений не самосовершенствование, не природа и справедливость, они оказываются во власти влечения к выгоде — антиподу справедливости. Низкий человек полностью зависит от внешних обстоятельств, которые вызывают в нем то заносчивость — качество богача, то распущенность, если он оказывается в бедности. Низкий человек и разбойник — слова-синонимы.
Вряд ли кто-то из нас согласится считать себя низким человеком. Но разве не прав китайский философ? Разве выгода и деньги должны стоять на первом месте?
«Деньги еще никого не сделали богатым», — заметил Сенека. Большинство людей подтвердят вам, что за деньги счастья не купишь. Но вот какой любопытный опрос был проведен десять лет назад в США. С целью оценить моральное состояние населения страны приблизительно тридцати тысячам людей был задан «провокационный» вопрос: «На что вы готовы пойти ради 10 000 000 долларов?» Ответы (а они были анонимными) ужаснули исследователей.
Итак, за 10 миллионов долларов почти 25 % опрошенных «без сожаления и навсегда оставили бы свои семьи». 23 % «стали бы проститутками на неделю или больше». 16 % «отказались бы от американского гражданства». Такой же процент опрошенных «бросили бы свою супругу (супруга)». 10 % «отказались бы от свидетельских показаний, позволив убийце остаться безнаказанным». 7 % «убили бы незнакомого человека». 3 % «отдали бы своих детей приемным родителям»…
Вот уж действительно, «тот, кто думает, будто деньги делают все, возможно, сам и способен все сделать за деньги»!
Знаменитый американский автопромышленник Генри Форд сказал: «Деньги не изменяют людей — они просто срывают с них маску. Если человек от природы эгоистичен, или высокомерен, или жаден, то деньги выведут все это наружу — только и всего». Вы — то, что вы есть, независимо от того, много у вас денег или мало».
Итак, станете вы счастливым человеком или нет, не зависит от того, сколько у вас есть или когда-нибудь будет денег. Потому что счастье измеряется не количеством банкнот, а количеством радости. И чем больше источников радости в себе откроет человек, тем счастливее будет его жизнь.
Почему же богатство не является синонимом успеха? Потому, что материальный достаток — вовсе не цель жизни, а только средство — одно из средств, причем не всегда обязательное. Ведь вы же не скажете про богатого человека, сидящего в тюрьме, что он успешен? Не назовете успешным того, кто предал любовь и заплатил своей честью или здоровьем за свое богатство? Или того, кого никто не любит, кому никто не благодарен, у которого нет ни настоящих друзей, ни единомышленников? Как писал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить».
Генри Форд, как мне кажется, дал самую блестящую формулу назначения денег: «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы сделать лучше жизнь». Но лучшую жизнь создают не только деньги.Человек должен достигнуть успеха в жизни.
«Успех — это когда у человека есть любовь, а не деньги»
Заметки об А.А.Блоке
И вернемся к Блоку, который написал:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Саша, будущий поэт Александр Блок, родился в ноябре 1880 года, когда семья его дедушки, выдающегося ученого, тогдашнего ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова, занимала казенную квартиру в ректорском доме Петербургского университета (Университетская набережная, дом №9).
Мать поэта, Александра Андреевна, вышла замуж за профессора-юриста А.Л. Блока, очень интересного и талантливого человека. Но их семейная жизнь не удалась, и Александра Андреевна, ожидавшая маленького Блока, вернулась в ректорский дом.
Фамилия Александра Александровича Блока -- немецкая. Его дед по отцу вёл свой род от врача императрицы Елизаветы Петровны, Ивана Леонтьевича Блока, мекленбургского выходца и дворянина, получившего образование на медицинском факультете одного из германских университетов и прибывшего в Россию в 1755 году.
Врач Иван Леонтьевич Блок принимал участие в Семилетней войне. В следующее царствование, при Екатерине II, был лейб-хирургом и сопровождал Павла за границу.
Сын его, Александр Иванович, занимавший различные придворные должности в царствование Николая I, был особенно взыскан милостями этого монарха, который наградил его несколькими именьями в разных уездах Петербургской губернии.
Впоследствии всё его огромное состояние распределилось между членами многочисленной семьи, состоявшей из 4 сыновей и 4 дочерей, а до следующего поколения дошло уже в значительно уменьшенном виде.
Один из четырёх сыновей Александра Ивановича Блока, Лев Александрович, был родной дед поэта.
![3620784_Blok5 (482x272, 30Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/144/399/144399885_3620784_Blok5.jpg)
Отец А. А. Блока, А. Л. Блок (1852—1909) — ученый, правовед, профессор Варшавского университета, в кругу родных поэта остается фигурой наиболее сложной для понимания. Необыкновенно одаренный, высочайшего ума и энциклопедической образованности человек, оставил о себе недобрую славу. «Демоном», деспотом, мучителем и одновременно непризнанным гением называют его многие современники. Создать целостный образ этого сложного, сильного человека, раздираемого мучительными внутренними противоречиями, удалось лишь его гениальному сыну, представившему «музыкальную» апологию отца в незавершенной поэме «Возмездие»
Александр Львович Блок был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа еще до рождения сына.
Со стороны матери Александр Александрович Блок -- чисто русский. Мать его -- дочь профессора Петербургского университета, известного ректора и поборника женского образования Андрея Николаевича Бекетова, который был женат на Елизавете Григорьевне Карелиной, дочери Григория Силыча Карелина, чрезвычайно талантливого и энергичного исследователя Средней Азии.
![3620784_Blok6 (487x365, 66Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/144/399/144399886_3620784_Blok6.jpg)
В 1883 году семье Бекетовых пришлось покинуть ректорский дом, так как А.Н. Бекетова сместили с его поста по политическим причинам. В 1974 году на фасаде дома, где прошло раннее детство Блока, установлена мраморная мемориальная доска: «В этом доме 16/28 ноября 1880 года родился Александр Блок».
Ректор Бекетов в 1883 году, будучи еще совсем нестарым (пятьдесят восемь лет), уходит в отставку. Либерал в роли администратора — это всегда положение между молотом и наковальней. Студентов не удержать от волнений, а полиция, несмотря на все просьбы и заверения, в одно ужасное утро заполняет университетский двор.
Маленькому Блоку пришлось пожить в нескольких квартирах, пока в 1889 году его мать не вышла во второй раз замуж – за поручика лейб-гвардии Гренадерского полка Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха. В том же году мать Блока вместе с девятилетним сыном переехала в офицерский корпус Гренадерских казарм (Петроградская набережная, дом №44), где жил ее новый муж.
Военный городок находился в том месте, где речка Карповка берет свое начало из Большой Невки. Офицерский дом в то время имел три этажа, в советское время к нему пристроили четвертый. В этих гренадерских казармах Александр Блок прожил семнадцать лет, почти половину своей жизни. И снова он жил на набережной, рядом с большой рекой и недалеко от маленькой извилистой речушки. Правда, на этот раз, его жилище располагалось не в центре города, а на глухой окраине, каковой считалось тогда это место. Даже извозчики зачастую не соглашались туда ехать. Поэтому, или просто потому, что Блоку нравилось гулять по Петербургским улочкам, он ходил пешком во Введенскую мужскую гимназию (Большой проспект Петербургской стороны, дом №37). Александр любил гулять и по Ботаническому саду, располагавшемуся, как и сейчас, на Аптекарском острове.
Опыт несвободы — вот чем стало для Блока семилетнее пребывание в гимназии.
Устав Введенской гимназии отличался множеством ограничений: «Ученикам строжайше воспрещается посещать маскарады, клубы, трактиры, сады при них, кофейни, кондитерские, бильярдные». С предельной точностью был определен список запретных увеселительных мест: Крестовский сад, Ливадия, Демидов сад, Тарасов сад. Потом к этому перечню добавились «Пассаж» на Невском и каток у Тучкова моста, где, согласно документации педагогического совета, «происходят по вечерам безобразия (посетители курят, пьют спиртные напитки, окружают собирающихся там неприличных женщин»). Возбранялось «курение табака, употребление крепких напитков, ношение тросточек, хлыстов, палочек». Обстоятельность и детализированность бюрократических прописей производит почти комическое впечатление. Подробное перечисление соблазнов и запретных плодов оборачивалось как бы инструкцией бравого поведения. В результате кто прогуливался по улице с тросточкой, кто курил трубку у входа в гимназию, кто во время всенощной встречался с барышней без ведома родителей, кто удостаивал внимания «женщин предосудительного поведения». Всё это, согласно кондуитному журналу, оборачивалось пребыванием в карцере от одного часа до четырех.
Семь лет Блок учился в гимназии, куда ходил пешком. Его путь лежал через улицы Большая Монетная, Большая Пушкарская, Большой проспект и занимал, должно быть, минут 40, если не целый час. Отмечу, что Петербургская сторона в то время представляла собой совсем иной вид, чем сегодня: деревянные дома, незамощенные улочки, деревянные мостки вместо тротуаров. А вот после постройки Троицкого моста в этом районе начали появляться один за другим прекрасные каменные дома. Каменноостровский проспект в начале XX века превратился в настоящее произведение искусства, состоящее из домов, выполненных талантливыми архитекторами, богато отделанных и населенных людьми, которые могли себе позволить жить красиво. Блок, с его любовью к чистоте и порядку, любил здесь гулять.
Александр Блок закончил гимназию в 1898 году, а затем поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1901 году он перешел на славяно-русское отделение историко-филологического факультета. Так что студенческие его годы проходили тоже возле Невы.
После окончания Блоком Университета в 1906 году супруги сняли квартиру на Петербургской стороне (Лахтинская улица, дом №3). Этот пятиэтажный дом стоит и сейчас, внешне почти не изменился с тех пор. Блоку нравился этот район своей «непарадностью». А вот Невский проспект он не любил за его буржуазность, за то, что на нем расцветала потребительская идеология.
![3620784_Blok9 (546x397, 139Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/144/399/144399889_3620784_Blok9.jpg)
Ул. Лахтинская, дом 3
Сразу же после свадьбы Блок заявил жене, что физическая близость может разрушить духовную связь. Подобное отношение к браку сформировалось у поэта не только под воздействием философских взглядов Вл. Соловьева, но и в результате личного негативного опыта: физическая близость ассоциировалась у Блока с проститутками, и поэтому воспринималась как нечто грязное и кратковременное. Позже отношения супругов все же перешли эту грань, но спустя два года прекратились вовсе. Менделеева тщетно умоляла мужа в письмах: «Милый мой, ненаглядный, голубчик, не надо в письмах целовать ноги и платье, целуй губы, как я хочу целовать долго, горячо». В Любе поэт видел воплощение идеализированного образа Прекрасной Дамы, которую воспел в стихах. Однако Люба противилась навязанной ей роли и часто повторяла поэту: «Пожалуйста, без мистики!».
Любовь Дмитриевна чувствовала себя ненужной мужу и, как она писала, «брошенной на произвол каждого, кто стал бы за ней упорно ухаживать». У Блока в 1907 году случился бурный роман с актрисой Натальей Волоховой. Менделеева сама пришла к сопернице и предложила ей взять на себя заботы о поэте: «К Сашеньке нужен особый подход, он нервен, его дед умер в психиатрической лечебнице, да и мать страдает эпилептическими припадками, а он к ней очень привязан... В общем, решайте сами». На этом роман и закончился.
Тем не менее Любовь Менделеева оставалась с поэтом до конца его дней. Когда он заболел, ухаживала за ним, обменивая драгоценности на лекарства.
В июле 1912 года Блок переехал на Офицерскую улицу (современный адрес: улица Декабристов, дом № 57), где прошли последние 9 лет жизни поэта. На фасаде здания размещена мемориальная доска, установленная в 1946 году. Здесь снова поэт радовался близости моря, ведь жилище его располагалось рядом с устьем Невы. Окна выходили на Пряжку, но в ясную погоду можно было увидеть и мачты проходивших по Финскому заливу кораблей. В 1921 г. Блок скончался, жена пережила его на 18 лет. Она больше так и не вышла замуж.
В марте 1913 года к Блоку вновь пришла любовь. Эту женщину поэт назвал «влекущей колдуньей»
«Влекущая колдунья»:кем была женщина, вдохновившая Александра Блока на создание стихотворного цикла «Кармен»
Ты — как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.
Сердитый взор бесцветных глаз.
Их гордый вызов, их презренье.
Всех линий — таянье и пенье.
Так я Вас встретил в первый раз.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, —
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Перед оперной певицей Любовью Александровной Дельмас благоговел весь Петербург. И Блок, отчаянно впиваясь в ее лицо, в гордую линию плеч, в "хищную силу рук прекрасных", бледный и отравленный, каждый вечер после выступления брел за Дельмас до самого ее дома (а жили они на краю города, на одной Офицерской улице!) и ждал, пока загорится над ним ее окно.
Их роман был непродолжительным, но бурным и страстным. Она покорила его с первого взгляда. С тех пор, как он впервые увидел ее на сцене в образе Кармен, больше не мог думать ни о ком другом. Оперная певица Любовь Андреева-Дельмас была воплощением поэтических грез, идеальной музой – загадочной, недосягаемой и влекущей. Всего за две недели Александр Блок написал целый стихотворный цикл, посвященный ей, – «Кармен». Но в реальной жизни певица оказалась совсем не похожей на созданный его воображением образ и вскоре перестала быть источником вдохновения...
«Вы – та жемчужная раковина, полная жемчугов, которая находится за что-то, как награда, или как упрек, или как предостережение, или как весть о гибели, может быть. Не знаю, знаю только, что – не даром»; «Меня наполняет горячая нежность и благодарность Вам за то, что Вы есть – в мире, за то, что Вы такая – и красивая, и прекрасная, и окрыленная, и тихая, веселая и печальная»; «Я не мальчик, я много любил и много влюблялся. Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, но Вы бросили, а я поймал».
Блок увидел ее на сцене Большого зала консерватории, где шла опера «Кармен» в постановке Театра музыкальной драмы. Поэту было на тот момент 34 года, он был женат на Любови Менделеевой, но их отношения мало напоминали супружеские – в браке Блок искал духовной близости, а страстные романы и у него, и у нее завязывались с другими людьми. Любови Дельмас тоже было за 30, она была замужем, за оперным певцом Павлом Андреевым. АНДРЕЕВ Павел Захарович (1874-1950), оперный певец, (бас, баритон), Народный артист СССР, солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, профессор Ленинградской консерватории. Похоронен в Алексанро-Невской Лавре (Тихвинское кладбище).
Как оказалось, они жили на одной улице, через несколько домов. Отдавшись своему чувству, забыв обо всем, Блок и Дельмас виделись каждый день. Им было хорошо вместе, они понимали друг друга. «Принимайте меня таким, как я есть: я — сложный, Вы — не менее сложная, чем я, но только более владеете своею сложностью», — часто говорил поэт своей возлюбленной. И Любовь Александровна соглашалась с ним — выслушивала, не судила за его взгляды, просто наслаждалась выпавшим на ее долю счастьем. Как хорошо было бродить вдвоем по спящему Петербургу, вслушиваться в гудки пароходов на Неве! Они ужинали в ресторанах, пили кофе на вокзале, ездили на Елагин остров, гуляли в парке, ходили в кинематограф, почти не расставались. Блок был опьянен ею, сходил с ума от плеч, губ, колен Дельмас. Она стала его богиней, любовницей и музой, вдохновившей на создание многих стихотворений. В глазах Блока это была самая чудесная из женщин, непревзойденная Кармен. Была ли Дельмас так потрясающе красива, как изображал ее Блок?
![3620784_Blok10 (624x401, 70Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/144/399/144399890_3620784_Blok10.jpg)
А.А.Блок и Л.А.Дельмас (настоящая фамилия Тишинская)
Поэт покупал открытки с ее изображением, ходил на все ее выступления, каждый вечер следуя за ней после спектакля, как завороженный. Он шел до самого ее дома, а потом останавливался и ждал, когда в ее окне загорится свет. «С первой минуты не было ничего общего ни с одной из моих встреч. Сначала – буря музыки и влекущая колдунья, и – одинокое прислушивание к этой буре, какое-то медленное помолодение души…», – писал он о своих чувствах.
Но, в отличие от Кармен, Любови Дельмас хотелось тихого счастья взаимности, простых и земных чувств, а поэт не мыслил любви без страдания и роковой обреченности. Певица была жизнерадостной и солнечной, а поэт в любви ценил ту боль, которую она приносила, больше, чем ее радости. Всего через несколько месяцев, 1 августа Блок записал в своем дневнике: «Уже холодею». А спустя месяц заявил ей о разрыве. Для него Кармен – дерзкая, насмешливая и недоступная – перестала существовать.
Их расставание было очень мучительным, певица не могла понять, отчего Блок так быстро остыл к ней. Она искала поводы для встреч и продолжала ему писать. Его письма не давали ответа на ее вопросы: «Я не знаю, как это случилось, что я нашел Вас, не знаю и того, за что теряю Вас, но так надо… Вы перевернули всю мою жизнь и долго держали меня в плену у счастья, которое мне недоступно». В 1919-1922 годах Дельмас была солисткой в Государственном академическом театре оперы и балета. С 1932 по 1951 год преподавала в музыкальном училище при Ленинградской консерватории, затем в самой консерватории. С 1938 года - доцент. Не удостоилась чести быть похоронена с мужем в "Некрополе мастеров искусств".
Вскоре после расставания с певицей поэт уже заявлял, что в его жизни были только две женщины – Люба (жена) и «все остальные». Люба оставалась с ним до самой его смерти.
7 августа 1921 года в 10 утраБлок скончался от болезни сердца, осложненной общим истощением организма. Александр Блок не мог перенести голода 1921 года. Он долго страдал от астмы и цинги. В мае он слег с температурой, а 7 августа умер. Поэту было 40 лет. С местом его захоронения связаны странные и мистические события. Изначально Блок был похоронен на Смоленском кладбище, рядом со своей матерью. Через несколько лет с могилы исчезли деревянный крест и скамейка, а холмик совсем провалился. После блокады Ленинграда прах Блока решили перезахоронить на Литераторских мостках. По воспоминаниям академика Дмитрия Лихачева, из старой могилы почему-то извлекли только череп поэта, а все остальное так и осталось лежать на Смоленском кладбище. На Литераторских мостках череп подхоронили в старую могилу одного барона. На месте прежнего захоронения Блока на Смоленском кладбище поставили камень с именем поэта. До сих пор любители его творчества в день памяти поэта посещают две могилы – на Васильевском острове и на Литераторских мостках.
10 августа поэта похоронили на Смоленском кладбище, где находились могилы его родных - Бекетовых. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
![3620784_Blok11 (335x448, 98Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/144/399/144399891_3620784_Blok11.jpg)
Камень на Смоленском кладбище
А знаете ли Вы, что в Питере есть традиция - в день рождения Блока почитатели его творчества собираются сразу на двух его могилах...на Смоленском и на Волкуше....Ведь якобы прах его перенесли на Волковское( здесь всё туманно), а на Смоленском позднее ,точно неизвестно когда и кем, был установлен вот этот камень......Вот так у Блока оказалось две могилы!!!! Как там.....покой нам только снится!!!!!
![3620784_Blok12 (467x700, 316Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/144/399/144399892_3620784_Blok12.jpg)
Памятник на Волковском кладбище
А закончим мы наше путешествие в Блоковский Петербург на
Петроградской стороне
![3620784_Blok13 (466x281, 54Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/144/399/144399893_3620784_Blok13.jpg)
В этом доме находилась "аптека самоубийц", описанная Блоком ("Ночь, улица, фонарь, аптека...").
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь - начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
На углу ул.Большая Зеленина и наб.адмирала Лазарева (бывшая Колтовская набережная) находилось то самое место.
Колтовская наб. в те времена осенью была пустынным местом, и сюда приходили те, кто решил свести счёты с жизнью. Тех, кого удавалось спасти, доставляли в эту аптеку, поскольку провизоры обладали навыками оказания первой помощи. По этой причине в народе эту аптеку и прозвали "аптека самоубийц".
Об этом Д. С. Лихачёву рассказал друг Блока Е.П. Иванов (он вёл в школе у Лихачёва литературный кружок), а Иванову аптеку показал сам Блок.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам остались стихи Блока, его дневники и письма.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
|
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. –
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
|
Место Блока в русской культуре начала XX столетия можно сопоставить с тем, чем был Пушкин в культуре своего времени. Блок оказал очень мощное личное влияние на своих современников. Это знаковая фигура. Читая его стихи, его дневники, мы понимаем, что в нем было нечто драгоценное, в нем было что-то такое, над чем впору задуматься всем нам. Блок был «человек бесстрашной искренности» (так назвал его один из современников, а потом все стали повторять), человек, который с очень большим вниманием и прямотой дал себе отчет во всех событиях своей жизни. Эта жизнь оказалась значимой для его современников и для нас тоже, здесь есть о чем подумать и есть о чем поговорить.