Фарнир (Чудесная_Индия) все записи автора
Мы живем во время, когда древние духовные традиции Индии выходят за пределы этой цивилизации,довольно замкнутой и настолько самобытной, что она порой походит на другую планету, и все больше распространяются на Западе. Однако для большинства жителей США, Европы и России представления об индийской духовности ограничиваются йогой и приличивыми кришнаитами, а многие, наверное, как и одна знакомая мне барышня свято убеждены в том, что буддизм зародился в Китае. А ведь океан индиской духовности содержит много материков и островов. И одним из таких материков является джайнизм - древняя религия, по своему возникновению опрежающая индуизм и тем паче совсем ещё юный (по историческим меркам) сикхизм.
Основатель джайнизма, Вардхамана Махавира, был современником Будды Шакьямуни и жил в VI-V веках до н.э. Вообще, джайны считают, что их учение вечно, трансценденто и существует вне времени и пространства, однако при этом верят, что периодически в мир приходят великие духовные учителя - тиртханкары, чтобы проповедовать истину джайнского вероучения во благо всех живых существ. В основе космологии джайнизма лежит вера в бессмертие души и её многочисленные реинкарнации, непрестанные до момента обретения мокши - освобождения от круговорта рождений и смертей. Так же джайны, как и индуисты, верят не только в реинкарнации, но и в карму. Однако отличается от религии хинду джайнизм тем, что отрицает существование личного бога, Ишвары, и подобно буддизму является атеистической религией. Так же у последователей этой религии имеет место быть институт монашества и культ сурового аскетизма. Джайнизм делится на два течения: шветамбаров, одетых в белое, и дигамбаров, одетых в воздух, т.е. попросту голых. Так что, увидев, скажем, в центре Дэли толпу голых мужиков не бойстесь - это у просто у джайнов-дигамбаров религиозное шествие :)
Независимо от "конфессии" джайны верят в существование райских и адских миров, в которых душа так же временно воплощается, как и в этом земном мире, а окончательное освобождение от уз этого мира - мокша - доступно лишь монахам.
Основу джайнской этики составляет принцип ахимсы - непричинения вреда ни одному живому существу. Эта религия учит тому, что каждая жизнь священна, даже самая малая, в том числе и жизнь насекомого. Также в свод нравственных заповедей джайнов входят предписания не лгать, не воровать, не стяжательствовать и блюсти целомудрие. Имеет место быть запрет на пищу животного происхождения, в том числе на рыбу и молоко, и даже на употребление некоторых видов растений. Джайнам заперещено добывать себе пропитание способом, которая приносит прямой вред живым существам, даже земледелием. В силу этого среди джайнов очень много бизнесменов и людей других профессий, напрямую не связанных с переработкой живых существ в продукты питания и обихода. Они строят приюты для птиц и активно занимаются благотворительностью, и вообще джайны как правило очень порядочные и добросердечные люди. Трепетное преклонение перед всем живым у джайнов настолько велико, что они порой носят платки на лицах, чтобы своим дыханием не убивать мельчайшие живые организмы. А идеалом святости у них считается замаривание себя насмерть голодом, как средство абсолютного прекращения приченения вреда другим существам.
Стоит заметить, что джайном был и величайший в духовно-нравственном плане Мохандас Кармачанд Ганди, более известный как Махатма ("Великая Душа") Ганди.