![(354x480, 29Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//54/22/54022651_49992248_LeonardoDaVinci1.jpg)
О Винчи, ты во всём - единый:
Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!
Уже, как мы, разнообразный,
Сомненьем дерзким ты велик,
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно ,проник
И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жёны, -
И не безгрешна их печаль.
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку верную храня,
О Леонардо, ты – предвестник
Ещё неведомого дня.
Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков.
Во мраке будущих столетий
Он, непонятен и суров, -
Ко всем земным страстям бесстрашный,
Таким останется навек-
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.
Свобода - главный дар природы.
ЛЕОНАРДО да Винчи (1452 -1519) - итал. живописец, скульптор, архитектор, инженер и ученый. Основоположник искусства Высокого Возрождения. Учился в мастерской А. Верроккьо (1467—1472). Работал во Флоренции, Милане, Риме, Франции.
Личность Леонардо представляется загадочной для историков культуры. Трудно объяснимо само явление столь одаренного человека: он предугадал изобретение телевидения и летательных аппаратов, проектировал градостроительные сооружения; был одарен во всех видах искусства, включая музыку. Главным предметом исследования Леонардо (научного и художественного) был человек, и прежде всего — он сам. Художественный стиль менялся вместе с его пониманием гармонии и совершенства. Он стремился по¬стигнуть все возможности искусства, что приводило к пересе¬чению научных и эстетических интересов при изучении зако¬нов перспективы, анатомии, красочных пигментов, и т. д. Его творчество последовательно отражает процесс постижения натуры — от рисунков разнообразных типажей, страшных ха¬рактеров, физиономий экзотических, до совершенных юных женских образов. Картина, фреска, любое произведение ис¬кусства для него — результат длительных философских размыш¬лений, наблюдений, отбора.
В размышлениях о живописи Леонардо выступает как создатель стройной теории искусства Возрождения. Он обосновывает все разделы живописи данными научного опыта, вносит мно¬го нового в учение о перспективе, о пропорциях и строении человеческого тела, изучает движения человека, их вырази¬тельность, их связь с душевными переживаниями. Особое значение придает светотени. Он разрабатывал принципы логически четкой композиции, с предельной ясностью выяв¬ляющей смысл ситуации. Глубже, чем его предшественни¬ки, раскрыл внутренний мир человека, характеризуя его со¬стояние через жесты и мимику, через знаменитую леонардовскую дымчатую светотень «сфумато».
Леонардо создаст неповторимую «Джоконду», определившую развитие живописи на многие века. Раскроетзаконы композиции, светотени, психологического решения портрета, ставшего образцом для будущих поколений художников.
Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики.
Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями.
«Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть»,- писал пророчески Леонардо да Винчи. Мастер поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.
Леонардо да Винчи - вероятно, самый универсальный гений во всей истории человечества. Во многом заложив основы современных ботаники, анатомии, геологии, биологии, физики, механики, астрономии, изобразительного искусства, архитектуры, он, по большому счету, был ни ботаником, ни геологом, ни биологом, ни физиком, ни художником, ни архитектором... Точнее, не был ими каждым по отдельности.
Явив собой образец ренессансной личности, Леонардо был максимально «полным» человеком - то есть человеком, страстно ищущим истины. А относительных истин не бывает. «Естественное желание хороших людей - добывать знание», - однажды написал он, и в этих простых словах заключается идеология того мира, который мы зовем «миром Леонардо».
Однако эта одержимость «неизведанным» была не только счастьем великого ученого и художника, она была и его проклятьем. Пытливый ум, стремясь к новому, заставлял Леонардо бросать многие свои работы незавершенными. Некоторые его смелые эксперименты оканчивались провалом. Это касается, в первую очередь, художественного творчества.
Впрочем, это не помешало Леонардо стать «провозвестником» нового искусства, его идеи до сих пор живы и плодотворны, к ним до сих пор обращаются современные художники, пытающиеся торить новые пути в искусстве. Леонардо был едва ли не первым последовательным реалистом в живописи, и это вполне логично - его «зоркие» картины стали следствием глубокого изучения природы.
Леонардо создал огромное число черчежей различных машин, которые значительно опередили свое время. Среди этих машин есть прототипы вертолета, самолета, автомобиля, велосипеда, танка, ткацкие станки и многое другое...
Все таки Леонардо да Винчи был не просто гением современности, это человек обозначил себя в веках, как сверх незаурядная личность… Чем бы этот гений не занимался он везде успевал и везде оставил свои шедевры…