Е.Х., 2005 г.
Евхаристия в ранней Церкви (втор. пол. I- кон. II вв.)
Сочинение (реферат).
План :
Введение:
а) Евхаристии в системе Православного богослужения.
б) Цель работы. Источники и литература.
в) Об установлении Евхаристии.
г) О различных наименованиях Литургии в век Апостольский.
1. Литургия во времена Апостолов:
а) Порядок и схема Тайной Вечери (по Евангелистам и 1Кор.).
б) Литургия по Деяниям (историко-филологический комментарий к Деян. 2,42).
в) Место, время и порядок при совершении Литургии (по Деян. и 1Кор.).
г) Вывод.
Приложение: Евхаристия в Апокалипсисе.
2. Литургия во времена Мужей Апостольских.
а) О мужах Апостольских.
б) Евхаристия по «Учению 12-ти Апостолов» (Διδαχη ).
в) Сведения о Евхаристии свв. Варнавы, Климента Римского, Ерма, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского.
г) Плиний (Младший) о богослужении христиан.
д) Лукиан Самосатский о богослужении христиан.
е) Вывод.
3. Литургия в описании св. Иустина Философа и мученика.
а) О св. Иустине Философе и апологетах.
б) Евхаристия в описании св. Иустина.
в) Вывод.
4. Учение св. Иринея Лионского о Евхаристии.
а) О свт. Иринее Лионском.
б) Учение Иринея о Евхаристии.
в) Вывод.
Заключение.
Введение.
а) Евхаристии в системе Православного богослужения.
Богослужение Православной Церкви является одной из важной и главнейшей задачей в служении Церкви в мире. В богослужении осуществляется Соборность, Кафоличность Церкви. Евхаристия же является краеугольным камнем , на котором полагается все здание, т.е. богослужебный круг и само здание Храма. Храм воздвигается и освещается ради «Ему (т.е. Богу – Е.Х.) моления»[1,181] – Богу служения. Все богослужение Церкви (Утреня, Вечеря и тд.) лишь подготовительные действия к главному Таинству – Евхаристии. Церковь – это мистическое Тело (в ее онтологическом смысле), Глава которому Христос (Еф.1,22-23; 4,15-16; 5,23; Кол.1,18; 2,19), и которое состоит из верующих «соединяемое и связываемое» (Еф.4,16), «обильно снабжаемое и связываемое посредством суставов и связок,[которое] растет ростом Божиим»(Кол.2,19), посредством «любви»(Еф.4,16) между членами. Богослужение в этом мистическом Теле является кровью, а Евхаристия – сердцем. Если кровь прекратит свой ток, а сердце свое биение, то тело умирает. Всякий, кто не живет жизнью Церкви, не сопричастен Живому Телу и не может иметь подлинной жизни во Христе.
Литургия (другое наименование Евхаристии; о других именах, которые усваивались этому Таинству мы будем говорить ниже) – великое Таинство. Посредством его собрание верующих превращается в Церковь Божию, Тело Христово. «Поэтому, - говорит о. Иоанн Мейендорф, - Евхаристия есть центр, смысл и цель церковной жизни, Таинство Таинств, по словам<...>Ареопагита»[2,23; слова жирным шрифтом выделены нами]. Каждая Литургия – это величайшее из Таинств – есть, по прекраснейшему высказыванию архим. Киприана (Керна): «новое Боговоплощение и новое повторение Голгофы»[3,205]. В воспоминание Воплощения и спасительных Страданий Господа в Его Божественной икономии (οικονομιας - домостроительства нашего спасения). Заранее приносим свои извинения за отсутствие надстрочных и подстрочных знаков и ударений в греч. словах) и совершается это Богоустановленное Таинство, по слову Его Самого: «Сие творите в Мое воспоминание»(Лк.22,19). В этом Таинстве, когда верующим преподается преложивщееся вещество Господь, по словам архим. Киприана (Керна) «реально (выделено автором) присутствует Плотию Своею, а не только под видом ее»[3,205].
Литургия вневременна, неделима и безгранична. Как говорит архим.Киприан (Керн): «В евхаристическом воспоминании стираются грани прошлого, настоящего и будущего. Евхаристия словесная и бескровная служба вневременна, не подчинена законам нашего чувственного восприятия и нашей логике<...>. Она универсальна, и охватывает весь мiр и соединяет в одном Жертвоприношении Единого Тела все разрозненные части вселенной»[3,206; 313-314].
Богословский и догматический смысл Евхаристии, очень глубок и таинственен она есть «Великое и символическое действие»[3,315, выд. авт.] и во многом антиномична и апофатична по своей природе. И мы, даже, должны признать (в отличии от западной схоластичности), что некоторые положения Евхаристии столь таинственны и превосходят наше разумение. Но все же для церковного человека должны быть понятны ( в той мере, в какой мы их способны разуметь) основные истины Литургии: ее богословие, символика, гимнография, смысл, ее керигма (проповедь), ее дидактическое действие. Только знание смысла Литургии (как и вообще всей службы), смысла духовного, логос Литургии, а не интуитивного или душевного («Ах, какая красивая служба (какое представление)»; «Ах, как трогательно звучит пение» и тд.), может дать возможность (право) подлинного участия в этом Таинстве (Вселенской Драме) и истинного Причастия и – шире – правильный духовный опыт и путь.
б) Цель работы. Источники и литература.
В этой работе мы поставили перед собой задачу рассмотреть практику совершения Евхаристии в ранней Церкви. Временной отрезок, исследовать который нам предстоит, составляет всего лишь 150 лет (50-е гг I-го столетия и до конца
II-го столетия), поделенный нами на три периода, следующим образом:
1) 50 – 90-ые гг. I-го века. В этот промежуток источниками нам могут служить
книги Нового Завета: Евангелия – Апокалипсис.
2)Кон. I-го – нач. II-го вв., так называемый период Мужей Апостольских. Источниками здесь нам будут служить: Писание Мужей Апостольских – корпус объединяющий собрание раннехристианских письменных памятников, до периода Апологетов, а так же знаменитое письмо Плиния Младшего имп. Траяну.
3)Втор. пол. II-го в. – до конца II-го века. Источниками нам послужат творения св. Иустина Философа (+166) и св. Иринея еп. Лионского (+202). Кроме того мы активно будем использовать работы по исторической литургике и археологии, как дореволюционных авторов (таких авторитетов, как прот. А. Гор-ского, проф. А.П.Голубцова, проф. М.Скабаллановича и др.), так новейшие рабо-ты в данной области.
в) Об установлении Евхаристии.
Кратко следует сказать об установлении Евхаристии, этой, по словам апостола “Пасхи нашей” (1 Кор.5,7). Господь наш, Божественный Спаситель, Единородный Сын превечного Бога Отца, совершив Свое святое апостольство на земле и готовясь запечатлеть его Своею “драгоценною кровию”(1 Пет.1,19) – Своими спасительными страстями, чтобы ими положить основание Нового Завета, совершить то, «что не видел глаз, не слышало ухо и не приходило что на сердце человеку» (ср.: Ис.64,4; 52,15; 1Кор.2,9-10), положить живот Свой «оправдав многих и грехи их на Себе понеся» (ср.: Ис.53,11) и получить его обратно (с избытком) в вечное пользование. Спаситель собрал Своих 12-ть учеников и при наступлении Пасхи иудейской, в первый день опресноков (Исх.12,15), т.е. в Великий Четверг, на «Тайную вечерю» (Мф.26,17; Мк.14,12; Лк.22,7-15). Совершив с учениками все положенное, благоизволил установить и новое Таинство: вместо прообраза преподав Истинную Святыню – Тело и Кровь Свои. И если бы кто спросил: «чем эта ночь отличается от других ночей?» Мы бы ответили таковому: «В эту ночь воистину Бог исполнил Свой Завет. Он пришел вывести народ Свой из духовного Египта. В эту ночь Творец вечеряет с человеком, насыщая его не тленной едой, а Причастием Жизни, и уже не именует его рабом, но другом называет(Ин.15,15-16) научает его совершенству. И, вознося молитву о нем, исходит к месту, где Его настигнет предательство(Ин.18,1-11). И кротко перенеся все муки больного мiра, восходит на спасительный Крест, при сонме народа возносится на высоту(Пс.7,8) и низвергает воздушного фараона, и сходит во ад «сокрушив врата [его] медные и сломив петли их»(Пс.106,16). И вывел всех, кто пошел Его путем. И оправдал Адама. И отвалил камень, восстал из гроба. И вошел к Отцу. И испросил нам Ходатая».
Господь заповедал совершать Евхаристию в воспоминание Его(Лк.22,19). Это воспоминание не о человеке, который когда-то был, а теперь его нет. Господь всегда с нами, если мы с Ним. Это воспоминание события, откровения, нового творения, которое началось с приходом звезды Вифлеемской. Это воспоминание есть бодрствование. Творя это воспоминание, священник, как прообраз Христа, совершает Тайную вечерю, которая и происходит реально. На ней восседает Сам Христос, разделяя между присутствующими Свое Тело и Кровь так же, как когда-то разделял их между Апостолами, творя нас причастниками Божественного естества (θειας κοινωνοι φυσεος ) (2 Пет.1,4).
г) О различных наименованиях Литургии в век Апостольский.
В ранней Церкви Евхаристия обозначалась многими разными наименованиями. Вот некоторые наименования Евхаристии,которые встречаются у Апостолов:
1)«Пасха наша»(1 Кор.5,7). «Сия же, в каждое собрание совершается» – говорит
Златоуст[цит. по 4,47].
2) «Евхаристия»(ευχαριστια – букв. – благодарение, благодарственная молитва
[5,96]; Мф.26,27; 15,36; Мк.14,23; Лк. 22,19 – в отлич. от Мф. и Мк. у Луки ευχαριστηας употребляет в отношении к хлебу, тогда как Мф. и Мк. к чаше;ср.: 1Кор. 11,23-24 – ευχαριστηας о хлебе, тогда как о чаше – το ποτηρον της ευχολογιας (чаша благословения). Возможно аналог. построение Луки связано с тем, что послание (или личная беседа) Павла, стало источником для Луки и отразилось в его Еванге-лии). «... к предстоятелю, - говорит св.Иустин Философ, - приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, совершает<...>благодарение (ευχαριστιαν) <...>это у нас называется евхаристиею»[6,97].
3) «Чаша благословения»( το ποτηρον της ευχολογιας -1 Кор.10,16).
4) «Чаша Господня»(ποτηριον κυριου – 1Кор.10,21).
5) «Приобщение»(κοινωνια):«Чаша благословения, которую мы благословляем,
не есть ли приобщение крови Христовой; хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?»(1Кор.10,16).
6)«Трапеза Господня» (τραπεζης κυριου – 1Кор.10,21). «Здесь (т.е. в этой трапезе – Е.Х.) предлагается нам бессмертная пища и бессмертное питие, Тело и Кровь Спасителя нашего...»[4,48].
7) «Преломление хлеба»(τη κλασει του αρτου – Деян. 2,42; 20,7,11): « “Преломленние хлеба” – техническое обозначение евхаристии в Н[овом] З[авете].<...> Пе-
шито это выражение здесь (т.е. в Деян.2,42 – Е.Х.)и в [Деян.] 20,7 переводит: “в преломлении евхаристии”»[7,18, прим.2].
8)«Вечеря Господня»(κυριακον δειπνον– 1Кор.11,20).
В настоящее время Евхаристию, чаще всего, именуют Литургией (λειτουργια – от глаг. Λειτουργεω, этот в свою очередь от: λειτος, общенародный, публичный, торжественный, и εργον, дело, должность, всякая к действию принадлежащая вещь[цит. по 4,52]. Термин “литургия” довольно поздно стали отождествлять с именно Евхаристией. Ап. Павел это слово употребляет в значении: благочестивого служения обществу, благочестивое дело (2 Кор.9,12; Фил.2,30). В четвертом правиле поместного Антиохийского собора (341 г.), слово λειτυργια имеет смысл “священной службы” – богослужение в общем[8,152]. В Септуагинте этим словом выражается понятие о храмовых богослужениях священников иудейских (Исх.28,35; Чис.4,39 и др.)[7,26]. Златоуст литургиею называет: «благочестивую жизнь всякого христианина»[4,52].
1. Литургия во времена Апостолов.
а) Порядок и схема Тайной Вечери (по Евангелистам и 1Кор.).
Теперь самое надлежащее время перейти к описанию литургии во времена Св.
Апостолов.
Для начала, самым кратким образом, попытаемся восстановить события той Святой ночи, в которую Господь установил Таинство Евхаристии. Первая часть Трапезы составляет иудейскую вечерю: «в первый день [праздника] опресноков, когда заколали [по обычаю] пасхального агнца»(Мк.14,12). Порядок этой вечери (хабуры) подробно реконструирует архим. Киприан (Керн)[3,18-19]. Вечеря (хабура) или, Пасхальный Седер - ритуальный ужин, кульминация праздника, в котором предлагались: пасхальный агнец (предварительно купленный во дворе Храма. Из него приготовлялся т.н. зерора), опресноки (маца), горькие травы (марор – горькая зелень, напоминающая евреям горькую жизнь в Египте, хазерет – тертый хрен), бейца (бейца – крутое яйцо, служащее, как полагают евреи эмблемой праздничной жертвы), соус под названием харосет (смесь из тертых яблок, орехов, корицы и вина. Своим внешним видом он походит на глину, для евреев он образ той глины из которой их предки изготовляли кирпичи в Египте), карпас (карпас – сельдерей, петрушка, картофель, лук или другая съедобная зелень) из которых делался спец. блюдо (Эрув тавшилин – смешение блюд) и вино (в количестве не менее 4-х бокалов для каждого). Все это вкушалось с пением установленных псалмов и молитв (галел и кидуш), и рассказом по Библии истории исхода евреев из Египта (гагада)(Пасхальная Агада. Песах).
После первой (или второй) чаши – а их полагалось выпивать до пяти - , после
того как, по мнению некоторых историков, покинул собрание Иуда . «Иуда уда-лился ранее установления таинства вечери, - говорит прот. А.Горский, - это видно из повествования Иоанна. Иуда получил только ψωμιον (т.е. кусок жертвенного агнца – Е.Х.), которым был указан как предатель, и абие изыде (Ин.13,30)» [9,311, прим.1]. После удаления предателя, Господь «после вечери»(Лк.22,20)«взяв хлеб и благодарив (ευχαριστησας , но у Мф. и Мк. – благословив ευχολογησας), преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу(у Мф.26,27 и Мк14,23 прилогается о чаше: благодарив – ευχαριστησας) после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается»(Лк.22,19-20; 1Кор.11,23-25). После этого Господь преподал ученикам Своим духовную и возвышенную беседу, главные черты которой сохранил для нас евангелист Иоанн(13,31-16,33). Затем «подняв глаза Свои к небу» Господь произнес Свою ходатайственную Первосвященничскую молитву за нас, которую, так же, сохранил Иоанн (гл.17).
В общих чертах схема такова:
1)Господь, как Предстоятель освящает Своей молитвой хлеб и вино, прелогая их силою Своего Божества, в Свои Тело и Кровь;
2)Разделяет и раздает ученикам (причащение)(Мф.26,26-27; Мк.14,22-23; Лк.22, 19-20; 1Кор.11,23-25);
3)Дидактическая часть (беседа Господа с учениками)(Ин.13,31-16,33; Лк.22, 29-38);
4)Первосвященническая молитва (Ин.17).
Такого порядка, должно быть, придерживались и Апостолы в совершении Евхаристии[10,12].
б) Литургия по Деяниям (историко-филологический комментарий к Деян. 2,42).
Литургия во времена Апостолов хорошо характеризируется словами дееписателя: «И они постоянно пребывали в учении апостолов и общении, в преломлении хлеба, и в молитвах»(Деян.2,42; ср.:2,46).Здесь перечислены четыре главные компонента первохристианской церковной практики:
1) «в учении апостолов (τη διδαχη των αποστολων)».Первый компонент указующий на дидактический характер, апостолы наставляли верующих в основах учения. Позднее эта практика усложнится и ляжет в основу института катехумената. И. Левинская удачно отмечает, что под словами «постоянно пребывали
(ησαν δε προσκαρτερουντες – Левинская переводит: «с усердием относились»,
Кузнецова: «неустанно внимали»[11,195], еп. Кассиан – согласно с синод.): «подразумевается не только то, что христиане слушали проповеди, но и то, что на практике следовали апостольскому учению»[12,142].
2) «в общении (τη κοινωνια)» – социальный компонент общины, показывающий «единосущие»(Деян.2,46) первых христиан «доходившее до всегдашней неразлучности их друг с другом и до общения имуществ»[7,18].
3) «в преломлении хлеба (τη κλασει του αρτου)».Левинская видит здесь указание на обычную трапезу, как она проходила у иудеев: глава семейства перед трапезой произносил «кидушу» преломлял хлеб (иудеи не пользовались ножом, но, по традиции, ломали хлеб руками)и раздавал присутствующим. «Здесь речь <...> идет <...> о совместных трапезах, как таковых», - говорит Левинская [12, 143]. Это, конечно же, крайность. Здесь уместно сказать следующее:1)древняя Церковь видела в этих словах указание на Евхаристию: Пешитта (Пешитта – др. сирийск. перевод Священного Писания, окончательно оформл. к кон. Vв.[13,1089], но сам перевод значительно древнее. Уже Игисипп (+180) знает «сирийское евангелие» [14,24-25; 15,149].) выражение «преломление хлеба» в Деян.2,42,46; 20,7 прямо называет евхаристией( см. у Скабаллановича[7,18, прим.1].); 2)Деян.2,42 имеет свои текстологические особенности: а) нек. кодексы имеют чтение: «постоянно пребывали в учении апостолов и в общении, / в преломлении хлеба и в молитвах» (TR, Кассиан, Кузнецова, Левинская и др.), этим текст делится на две самостоятельные пары – практическую и сакраментальную. Вторая пара, таким образом, может указывать на единство этих действий, на ритуальный, мистический смысл «преломления хлеба», как воспоминание оТайной Вечери; б) др. чтение объединяет 2 и 3 члены: «постоянно пребывали в учении апостолов, / общении и преломлении хлеба /и в молитвах»( Вульг., синод., церковнослав.). В этом чтении слова «общении и преломлении хлеба» выставлены в середину, концентрируя на себе весь стих, чем подчеркивается особая важность этих слов;3)Если бы слова τη κλασει του αρτου не имели бы такого особенного значения и не указывали на Евхаристию, то Лука не употребил бы их в 2,42,46 и 20,7 так подчеркнуто указывая на некую традицию и важность этого действия; 4) Скабалланович комментирует этот стих наиболее удачно (и наиболее правильно), отмечая, что под «преломлением хлеба» следует разуметь именно евхаристию, как техническое обозначение этого таинства. «Эти трапезы на основании заповеди Спасителя<...>, без сомнения с самого же начала получили богослужебное значение»[7,18], тем не менее исследователь отмечает, что «исключительно литургического смысла»по началу они не имели, но совмещали в себе «таинственное действие наряду с удовлетворением естественной потребности питания»[там же]. Т.е. воспоминание таинственной и спасительной Жертвы Спасителя происходило в момент вечерней трапезы. Считать же «хлебопреломление» обычным дружеским обедом, или иудейским обычаем, было бы, по словам прот. Александра Меня, ошибкой: «Евангелист безусловно имеет в виду Евхаристию, - говорит он, - которая строилась именно так, как проходила Тайная Вечеря. Новым же было – «воспоминание» о Господе, завещанное Им Самим(«Сие творите с Мое воспоминание;Лк.22,19; 1Кор.11,24)»[16, 34]
4) «и в молитвах (και ταις προσευχαις)» – Здесь имеются в виду совместные молитвы во время собраний христиан, возможно, так же, и участие в иудейских службах в Храме( ср. Деян.3,1; Игисипп говорит, что св. Иаков, брат Господень,
приходил в Храм ранее всех и ему, даже разрешали входить во Святая Святых). «Мн. ч. «молитвы» указывает на различные молитвы, которые могли быть частью <...> новыми христианскими молитвами, частью псалмами и употребительными у иудеев молитвами»[7,18].
в) Место, время и порядок при совершении Литургии (по Деян. и 1Кор.).
В Деян.2,46 Лука дает и др. важное дополнение: «и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога».Здесь ясно указывается на двойственность первохристианской общины: они вели благочестивую и чистую жизнь, постоянно пребывая в Храме и молясь, быв «в любви у всего народа»(Деян.2,47), а по вечерам сходились в места собраний, где в тайне и только в обществе верных, совершали евхаристию и принимали пищу, воспевая духовные песнопения, и слушая проповедь апостолов. Здесь следует заметить, что слова «преломляя <...> хлеб» указывают на евхаристию, а следующие за ними слова «принимали пищу в веселии и простоте сердца» указывают на т.н. αγαπη («вечерю любви») – благочестивую раннехристианскую практику братских ужинов, просуществовавшую до VI в.
Теперь разумно будет перейти к рассмотрению упоминаний о Евхаристии, которые находятся в посланиях Павла, Деян. и др. Одно из богатейших литургических мест в посл. Ап. Павла – это 1 послание к Коринфинам. Это послание было написано ап. Павлом ок.55-57г.(крайний срок 59г.)[17; 18,3]. Оно близко к книге Деяний, как по хронолог. рамкам: «в книге Деяний, - говорит о.Георгий Фроловский, - перед нами свидетельство Церкви 60-ых годов»[19,10], вероятнее всего 63г.[18,1], так же и по тому, что Лука был учеником и близким к Павлу человеком. Деян. и 1Кор., поэтому, мы будем рассматривать в одном ключе, присовокупляя к ним и др. источники, чтобы воспроизвести схему Апостольской Литургии 60-ых гг.:
1)Место: Литургия совершалась в домах верующих (Лк.2,46; 20,7), в горницах – помещениях для гостей располагавшихся на верхних этажах дома. Дома, в которых проходили собрания имели значения «домашних церквей»(οικον...εκκλησιαν) специально отведенных для собраний и совершения евхаристии и агапы. (Нам известны и имена некоторых хозяев таких домовых церквей: Нимфан (Ним-фа в нек. код.) упоминается у апостола Павла (Кол.4,15). Имя другого лица, в доме которого собиралась церковь, было Филимон (Фил.2), так же известен и «дом Марии, матери Иоанна по прозвищу Марк»(Деян.12,12)).
2)Время: обычно по вечерам или глубокой ночью(Деян.20,7-8,11).Это происходило ежедневно(Деян.2,46) и/или, особенно торжественно, по воскресеньям (Деян.20,7; ср.:Апок.1,10)
3)Лица совершающие таинство: это были сами Апостолы (Деян.20,10-11), пророки и учителя, которые «служили (λειτουργουντων)Господу»(Деян.13,2), старейшины(πρεσβυτερους) назначаемые апостолами(Деян.14,23), епископы (επισκοπους – букв. блюститель)(Деян.20,28; Флп.1,1).
4)Агапа: в определенное время сходились в церкви, и мужчины и женщины.
Кто сколько мог, приносил с собой продукты, для общей трапезы(агапы)(1Кор.11,21-22), из этих приношений, часть – хлеб и вино – отделялась для евхаристии. Сложность с агапами состоит в том, что трудно определить точно, когда же они проходили: до евхаристии или после нее. Так одни полагают, что евхаристия совершалась «после агап»(Голубцов[10,15]), другие, наоборот, считают, что агапы совершались уже после евхаристии (Горский[9,615,618], Дмитриевский[4,65]).
5)Евхаристия: Многие исследователи склоняются к тому, что действия при евхаристии не были «постоянно однообразны»[9,614]. «Появившиеся сразу после сошествие Св. Духа, - говорит арим. Киприан (Керн), - харизматический порыв в первохристианской общине придал всему строю и быту апостольскому характер экстатичности, расплавленности и исключительной подвижности»[3,23]. Но одно было неизменно – слова произнесенные Спасителем при освящении хлеба и вина (1Кор.11,23-26).Это особенно старается подчеркнуть о. Александр Шмеман: «харизмы не исключали ‘устава’»,- говорит он.
В главных чертах чинопоследование литургии можно обозначить следующей схемой:
а) пение псалмов, гимнов (1Кор.14,26; 11,20);
б) чтение Священного Писания (1Кор.14,26; 2Кор.8,18; Кол.4,16);
в) беседы и поучения песвитеров, высказывание пророков и рассуждения (1Кор.14,26; Деян.2,42; 1Кор.14,29);
г) молитвы о себе и всем мире (1Тим.2,1-2; Деян.2,42);
АНАФОРА
д) воспоминание о смерти Спасителя за наши грехи (1Кор.15,3), погребение и воскресение Его, согласно писаниям (1Кор.15,4). Чтение молитвы «Отче наш»[21,12]. Молитва – призвание Св. Духа (эпиклезис)[21,12]. Благодарение и преломление хлеба, с известными словами Спасителя (1Кор.11,24); благословение чаши с известными словами (1Кор.11,25) (анамнезис).
е) причащение Св. Дарами, с осознанием, что это истинные плоть и кровь Христовы (1Кор.10,16-17; 11,27-29).
г) Вывод.
Из всего вышесказанного о порядке совершения Евхаристии во времена Ап. Павла напрашивается следующий вывод:
1. Литургия совершается регулярно, она совершается при каждой вечери.
2. Литургия совершается по вечерам или в ночное время в особых домах («домашние Церкви»).
3. Литургию совершает предстоятель – священноуполномоченное лицо: апостол, пресвитер (епископ), в ней принимают участие и играют свои роли пророки и учители и лаики (народ).
4. Несмотря на харизмотичность действий в Литургии уже проявляется твердая основа, традиция, «устав».
5. Она имеет сакраментальный характер, являясь основой к жизни вечной (Ин.6,51-52; 53-58), легковерное отношение к этому Таинству, недостойное участие в нем, повлечет за собой вину перед Телом и Кровью Господа, суд и наказание (1Кор.11,27; 31-32).
Приложение: Евхаристия в Апокалипсисе.
Что касается совершения чина литургии в конце апостольского века, то некоторые черты ее мы можем найти в Апокалипсисе Иоанна, книге, которая кроме своего апокалиптического и пророческого предназначения (Апок.1,1), отразила в себе в некоторых местах литургическую практику своего времени[7,31]. «Тайновидец представляет собственно тайнодействие Церкви торжествующей на небе: но изображение его так сходно с чином литургии совершаемой Церковiю, подвизающеюся на земле, что всякий невольно признает в чине небесного тайнодействия <...>предписания для чина литургии, современной<...>апостолу», - говорит архиеп. Филарет (Гумилевский)[21,13].
Время написания Апокалипсиса мы, согласно общепринятому мнению, относим к 96 г. Иоанн был сослан на о. Патмос «имп. Домицианом, примерно в 95 г. В следующем году, Иоанн был освобожден, и ему разрешили вернуться в Ефес»[22, 685]. Справедливо указание еп. Александра (Милеанта), что согласно упоминанию светских писателей, современных Домициану, которые свидетельствуют о произведенных императором гонениях, при котором пострадали многие христиане и были отправлены в ссылки. Это произошло на 15-ом году царствования Домициана[23,323]. Правда, еп. Александр ошибочно указывает, что эти писатели свидетельствуют о ссылке Иоанна. На самом деле Евсевий, на которого ссылается еп. Александр, нигде не говорит, что языческие писатели, свидетельствующие о гонении Домициана на христиан, упоминали о ссылке Иоанна. Евсевий говорит о других мучениках, о которых языческие историки сообщают, что они во главе с Домициалой, племянницей консула Флавия Климента, которая «за исповедание Христа, была вместе со многими другими наказана на остров Понтию»[15,96].
Теперь попробуем составить схему Литургии по Апокалипсису:
1)Евхаристия имеет сугубо христианскую практику и противопоставляется некой «синагоге сатаны (συναγωγη του σατανα)»(Апок.2,9; 3,9).Здесь, возможно, указание на противоборствующие действия иудеев против христиан (сатана – от еврейск. – противник)(ср.:Ин.16,2; 8,44).
2)Время: «День Господень» (Апок.1,10) – т.е. воскресение.
3)Порядок совершения:
а) Предстоятель сидит на престоле, по сторонам восседают пресвитеры, облаченные «в белые одежды»(Апок.4,4)
б) Перед престолом на котором восседает епископ – парообразующий Христа – стоит жертвенник и за ним семь светильников.
в) Животные исполненные очей – диаконы «служители таинств» (Игн. к Трал.3 [24,286] ), сослужители епископа – воспевают молитвы и хвалы Богу, на что собрание присутствующих отвечает хвалениями Богу и падает ниц (Апок.4,8-9).
г) Предстоятель читает книгу «запечатленную для мiра, но отверстую для верных», и оглашает собрание словом истины.
д) Выносятся дары («Агнец, закланный от создания мира») и полагаются на жертвенник, возносятся хвалы.
Такую apriori схему можно воссоздать по Апок., с тем условием, если мы согласны с тем, что описанная в 4-ой главе «Небесная Литургия» у Иоанна строится по подобию литургии земной, совершаемой в его время.
Далее мы переходим к рассмотрению литургической практики Мужей Апостольских.
2. Литургия во времена Мужей Апостольских.
а) О мужах Апостольских.
Традиционно мужами апостольскими (patres apostolici – впервые этот термин ввел в XVIIв. L.Ittig в Bibliotheca Patrum apostolicum graeco – latinorum. Leipzig, 1669.[25,172] ) называют: неизв. автора «послания Варнавы», св. Климента, еп. Римского (+101), Ерма, автора книги «Пастырь»(кон. I – нач. IIв.), св. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского(+107), св. Поликарпа, еп. Смирнского (+ ок.155) и Папия, еп. Иерапольского (+ок.150)[26,119, 141], к ним присоединяется и еще один анонимный памятник – «Учение 12-ти апостолов (Διδαχη των δωδεκα αποστολων) или сокр. - «Дидахи» (кон.I – нач.IIв.)[26,48-49; 13,106-107]. С него и начнем.
б) Евхаристия по «Учению 12-ти Апостолов» (Διδαχη ).
«Учение Господа через 12-ть Апостолов народам» (таково полное назв. памятника [13,93; 103]) – анонимный памятник, возникший, предположительно в кон. I-го века в Сирии (возможно в среде антиохийской Церкви). Это небольшое каноническое сочинение, состоящее из 16-ти глав (деление естественно современное) из которых нас интересуют 7-10 гл. – литургическая часть, в 9-ой содержатся первые известные науке евхаристические молитвы:
1)«Прежде о чаше», примечательно, что прежде о чаше, тогда как в Еванг. и 1Кор. все наоборот: 1Кор.11,24-25 и аналог.
2)«о преломленном же [хлебе](Дид.9,3-4[27,29]). Здесь интересны два аспекта: а) во-первых прослеживается аналогия с Деяниями в техническом обозначении евхаристии «преломление хлеба»; б) во-вторых екклезиологический момент в молитве: «Как этот [хлеб] преломленный рассеян по горам и, собранный, стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие». Евхаристия имеет объединяющее значение, в ней проявляется Соборность Церкви.
3) Запрещение о том, чтобы к Евхаристии не допускались не крещенные (оглашаемые?). Автор (авторы) подкрепляет это запрещение словами Спасителя: не давайте святыни псам. Этим показывается сакраментальное значение евхаристии: она почитается «святыней» (Дид.9,5;[27,30]).
4) Молитвы «по насыщении»(Дид.10,1-6;[27,30-31]).В этой молитве евхаристия именуется духовной пищей и питием, дарованной Богом Отцом, в вечную жизнь, чрез Отрока Своего, Иисуса и проводится яркий контраст между пищей земной, которую Бог «дал человеком в наслаждение»(Дид.10,3[ibid]).
Эти тексты (а так же предписания о крещении и посте гл.7-8), хотя и весьма лаконичны, кратки и поверхностны, но для науки имеют очень ценное свидетельство о богослужебной и обрядовой практики в ранней Церкви.
в) Сведения о Евхаристии свв. Варнавы, Климента Римского, Ерма, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского.
«Послание Варнавы» (кон.Iв.) не дает каких-либо конкретных указаний на литургию (не потому что не знает такой практики, наоборот, считая, что она всем известна и не нуждается в чем-либо), кроме одной косвенной заметки: «мы проводим в радости осьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых» (Варн.15;[24,48]).
Что касается Климента и его посланий, то здесь мы можем найти, хоть и не многие, указания на литургию. Так в одном месте (в 1 посл. к коринф., которое всеми признается подлинным и написано в 90-ые гг. I в.) он замечает: «Так и мы в единомысленном собрании, единым духом<...>будем взывать к Нему непрестанно, чтобы сделаться нам причастниками великих и славных обетований Его»[24, 95].Немного далее находим у него другое высказывание, которое, думаем, может косвенно указывать на богослужебное действие. Так он Господа называет: Первосвященником «наших приношений»[24,96].Так же находим у него увещевание к тому, чтобы: «в порядке совершать, что Господь повелел совершать в определенные времена», чтобы «священнодействия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы (sic !)»[24,99].
В «Пастыре», книге поистине чудной, но к сожалению не дающей никакой ин- формации о евхаристии. Это потому, что цель книги состоит в другом. Книга имеет, прежде всего «нравственное содержание»[24,130]. Впрочем, Ерму известна церковная иерархия и таинства. Так он говорит о епископах, пресвитерах, диаконах, учителях и диаконисах (Вид.ΙΙ,4; III,9; Зап.IV,3; Под.IX,25-27). В одном месте Ерм говорит о крещении: «Я слышал от некоторых учителей, что нет иного покаяния, кроме того, когда сходим в воду и получаем отпущение прежних грехов наших» (Зап.IV,3)[24,185].
Но поистине богатейший и ценнейший источник, имеющий ряд важнейших литургических предписаний, открывается нам в посл. свмч. Игнатия Богоносца (его послание – предсмертные завещания шести Церквам, должны быть датированы 107 г.). Так как перечень всех высказываний из его посланий займет слишком много места (наш реферат ведь не резиновый, мы итак просим вашего снисхождения к нашей довольно пространной работе), разумным считаем передать их схематично:
1) Церковь является строгой иерархической структурой. Она духовна и вместе телесна. Ее глава Бог и она пребывает в Его полноте (Магн.13; Трал.введ.; Фил. введ; Рим. введ; Смир. введ и др.)
2) О епископстве, пресвитерстве и диаконстве Игнатий говорит в каждом из своих посланий, увещевая хранить единомыслие, бегать разделений и находиться в подчинении и послушании у епископа своей Церкви, пресвитеров и диаконов (Еф.3-7; Магн.6; 13; Трал.2-3; 6-7; Фил.2-3;8; Смир.9). Без епископа не должно ничего делать «относящегося к Церкви»(Смир.8).
3) По мысли Игнатия следует чаще сходиться «для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь в то низлагаются силы сатаны, и единомыслием нашей веры разрушаются гибельные дела его»(Еф.13). «Если молитва двоих (Мф.18,19) имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви?»(Еф.5). «Собрания пусть бывают чаще, - говорит он св. Поликарпу, - созывай всех до одного» (Полик.4). Евхаристия должна быть одна: «Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в соединение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерами и диаконами» (Фил.4). (В практике Церкви тех времен евхаристия совершалась только в одном месте, где был епископ, а затем разносилась и раздавалась общинам, этим подчеркивалась единство Церкви. Между крупными Церквами: Коринфской, Римской, Антиохийской и др. существовал благочестивый обычай обмениваться Св. Дарами.) «Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это»(Смир.8)
4) Согласно Игнатию Плоть Господа в евхаристии есть: Хлеб Божий, Хлеб Небесный, хлеб жизни, а Кровь – Божие питие, любовь нетленная и вечная жизнь (Рим.7). Обличая докетов, св. Игнатий пишет: «они удаляются от евхаристии<...>по той причине, что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа<...>противясь Дару Божию, они умирают в своих изысканиях. Полезнее было бы им участвовать в евхаристии, чтобы воскреснуть». В этих словах, как доказал проф. А.Л.Катанский, св. Игнатий указывает, обличая докетов (еретиков отрицающих человечность во Христе и утверждавших, что человечество в Господе было кажущееся, призрачное; δοκεω – казаться), на тождественность евхаристической плоти с плотию, которую Христос имел на земле [28,69-70].
5) Совершение евхаристии сопровождалось чтением пророков и Евангелия, воспоминанием о страдании Христа и Его воскресения (Смир.7).
Здесь мы видим, что у св. Игнатия встречаются «две важные догматические мысли: 1) евхаристическое тождество с телом, которое Господь принял в воплощении, 2) что от принятия этого таинства проистекает польза не только для души, но и для тела<...>, которое нетленным телом Христовым питается в нетление, в будущее воскресение»[28,73].
В заключении о св. Игнатии нужно сказать и то, что церковное предание относит именно ему введение антифонного пения в Церкви. Как говорит церковн. историк V в. Сократ; Игнатий был удостоен созерцать в видении, как Ангелы славословили Троицу «песньми противогласными (δια των αντιφονων υμνων)»(Сокр.VI, 8 [цит. по 4,72]).
Св. Поликарп Смирнский не дает каких-либо оригинальных замечаний о литургии (во всем он следует учению апостольскому – Филип.3), но в одном месте: в конце своего послания он говорит: «Молитесь за всех святых. Молитесь за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех, и вы сами были совершенны»(Фил.12). Естественно думать, что эти молитвы возносились епископом или пресвитером на христианских богослужениях. О самом Поликарпе известно, что он: «по обыкновению молился за всех и за все Церкви в мире» (Муч.5,1[цит. по 30,382]).
Фрагменты дошедшие от сочинения Папия не дают нам ни какого литургичес- кого материала, поэтому на нем мы останавливаться не будем, а перейдем к одному очень интересному источнику – письму Плиния Младшего.
г) Плиний (Младший) о богослужении христиан.
Это письмо написано Плинием Младшим к римск. имп. Траяну во время консульства Плиния Младшего в провинции Вифиния и Понт (111 – 113 гг.). Траян издал указ, по которому приверженцев христианской религии предавали смерти. Плиний во время своего консульства в Вифинии столкнулся с массовым доносом на многих горожан и селян, которых обвиняли в приверженности к Христу. Он сомневался, предавать ли их всех казни, лишь за то, что они ведут добропорядочную жизнь и почитают Христа, как Бога. В письме к императору он описал быт и поведение христиан, показывая их безобидность. Вот что он пишет о богослужниях христиан: «они имели обычай в назначенный день, на рассвете (statodie ante lucem) собираться [вместе] и петь, чередуясь между собой, гимн Христу как Богу (Christo quasi Deo) и что они обязываются клятвой (sacramento) не на какие-либо преступления, но<...>не совершать краж, разбоя, прелюбодеяния<...>.После этого они обычно расходились и вновь собирались для принятия пищи<...> обыкновенной и невинной»[30,156-158; 7,47]. Затем Плиний пишет, что «под пыткой» он выведал у двух рабынь, которые называли себя диаконисами (quae ministrae dicebantur), чтобы узнать у них «что здесь истинно», и из того, что они сказали ему, он «не обнаружил ничего, кроме низкого, грубого суеверия»[30,159]. На самом деле, эти последние слова для нас очень важны, чем могут показаться на первый взгляд.
... ~ Продолжение следует ~