Пророчество о папах |
111°) Benedetto XVI (2005-regnante) - Motto "De gloria olivae"
Il motto di Papa Ratzinger (n. 16/4/1927), "la gloria dell'olivo", sembra un chiaro riferimento al nome Benedetto, poiché i membri dell'ordine benedettino sono anche noti come gli Olivettani, il cui stemma è proprio un ramo d'olivo. Ma, soprattutto, egli è nato nel Sabato Santo del 1927, il 16 aprile, al culmine del periodo Pasquale, e tutto il periodo è notoriamente sotto il segno dell'ulivo.
111-й, Бенедикт XVI (2005 - поныне) - девиз "Слава олив". Девиз папы Ратцингера (16.4.1927 г.рожд.), "слава оливковой ветви" кажется ясным намёком на имя Бенедикт, поскольку члены ордена бенедиктинцев ещё известны под именем "оливковых" (olivettani), в гербе которых есть оливковая ветвь. Кроме того, он родился в Страстную Субботу 1927 года, 16 апреля, в день кульминации пасхальной недели, а весь этот период проходит под знаком олив.
111-й, Бенедикт XVI (2005 - поныне) - девиз "Слава олив". Девиз папы Ратцингера (16.4.1927 г.рожд.), "слава оливковой ветви" кажется ясным намёком на имя Бенедикт, поскольку члены ордена бенедиктинцев ещё известны под именем "оливковых" (olivettani), в гербе которых есть оливковая ветвь. Кроме того, он родился в Страстную Субботу 1927 года, 16 апреля, в день кульминации пасхальной недели, а весь этот период проходит под знаком олив.
Метки: пророчество римский папа оливковая ветвь римский пётр |
Немного о пространствах |
Метки: карма память кот пространство |
Майя |
Метки: свами вивекананда |
Пророчества Раньо Неро |
Метки: пророчество пророк |
Кошка Люська |
Метки: кошка рассказы о животных марьина роща останкино |
Родные места |
Марьиной рощей называется местность к северу от улицы Сущевский вал. Красивые легенды объясняют происхождение названия рощи, балладу о красавице Марье сочинил и знаменитый поэт В. А. Жуковский. История более прозаична: здесь, в самом деле, была роща, принадлежавшая крестьянам близлежащей деревни Марьино. Но к середине XIX в. роща совсем исчезла, и на ее месте выросли дома грязного и непривлекательного московского пригорода.
Если Лефортово представляло собой хоть и достаточно убогую, но все же сохранявшую остатки приличия окраину Москвы, то Марьина роща была типичным трущобным районом. Вплоть до 1917 г. она формально не входила в границы Москвы и не удостаивалась забот городского управления. Здесь не было городского транспорта, освещения, улицы не мостили. Ни о каких коммунальных удобствах в домах не могло быть и речи, да и элементарный технический надзор за строительством практически отсутствовал.
В этих условиях создавался самый распространенный в Москве конца XIX - начала XX в. тип жилого дома: двухэтажный, чаще всего деревянный, реже - с каменным первым этажом. Встречались и вовсе лоскутные строеньица - одна стена каменная, другая - деревянная; удобства, если они вообще были, - во дворе.
Проектировали эти домишки не архитекторы, а лица всевозможных профессий, способные начертить на ватмане план и фасад будущего сооружения. Среди жилых домов втискивались полукустарные шумные фабрички и заводики с безобразными производственными и складскими корпусами. Наряду с ними в западной части Марьиной рощи на рубеже XIX и XX столетий были построены очень большие по тем временам заводы крупных московских предпринимателей.
Трущобы Марьиной рощи дожили до 50-х годов, когда в течение нескольких лет практически вся застройка этого района была уничтожена, а на ее месте возведены десятки типовых многоквартирных домов. При этом привели в порядок улицы, озеленили и очистили дворы, была налажена работа городского транспорта. Местные овраги и болота, отмечавшие истоки речки Неглинной, еще раньше были засыпаны грунтом, вынутым из шахт первых линий Московского метро.
По поводу самого происхождения названия «Марьина роща» существует несколько версий. Согласно одной, местность, прилегавшая к слободе Марьино в начале XV в., была названа в честь боярыни Марьи, женщины необычайной красоты, жены сына боярина Фёдора Кошки (предка боярских родов Романовых и Шереметьевых) Фёдора Голтяя, который и владел этими землями. А вот совсем другая легенда. Известно, что вплоть до XVIII в. Марьина роща была частью большого лесного массива, где шалили лихие люди. Так вот, разбойниками этими когда-то верховодила атаманша Марья, и название «Марьина роща» повелось от неё.
Много сложено легенд о наших марьинорощинских местах. Здесь и предание о сокольничем Ивана Грозного Трифоне Патрикееве, которому жестокий царь наказал разыскать улетевшего кречета и который взмолился о помощи своему покровителю - святому мученику Трифону, и тот помог ему найти пропавшую птицу. А самую романтическую историю рассказал поэт Василий Андреевич Жуковский, друг Александра Сергеевича Пушкина, в поэме «Марьина роща». Это история о страстной любви поэта-певца Услада и красавицы Марьи. История о разлуке, измене и смерти.
Марьинские леса много раз меняли своих хозяев. Владели ими и князь Черкасский, канцлер во времена правления императрицы Анны Иоанновны, и граф Шереметьев, которым был построен знаменитый Останкинский дворец, и многие другие вельможи, чьи имена до сих пор у нас на слуху. Но имена крепостных крестьян, простых жителей Марьина, внесших, может быть, куда больший вклад в развитие культуры, чем их сановные хозяева, несправедливо забыты. Вспомним же сегодня великолепных мастеров позолотного ремесла, живших в деревне Марьино: семью иконостасчиков Мочалиных, семью Мандрыгиных, одному из которых, Ивану Сергеевичу, доверили позолоту мебели Останкинского дворца. Марьинские крестьяне жили небогато, тяжело, но, говорят, отличались весёлым нравом, любили праздники, как семейные, так и престольные. Особенно шумно справляли Троицын день - три дня пели и водили хороводы.
В 1742 году от деревни Марьино был проведён Камер-Коллежский вал, таможенная граница Москвы. Лес вокруг вала в значительной степени был вырублен, а оставшиеся нетронутыми рощи стали на долгие годы излюбленным местом народных гуляний. Вот цитата из московского «Альманаха», вышедшего в свет более 80 лет спустя, в 1829 году: «Густота рощи, совершенно одетой зеленью, предлагает приятную прогулку, здесь несколько вёрст в окружности со всеми прелестями неподкрашенной природы».«Прелести неподкрашенной природы» соседствовали с тогдашней «индустрией развлечений»: ярмарочными балаганами с фокусниками и акробатами, каруселями и чайными палатками. Известно, что на гуляниях в Марьиной роще 19 мая 1828 года, прямо перед отъездом в Санкт-Петербург, побывал Александр Сергеевич Пушкин. Приезжал сюда и Николай Васильевич Гоголь, удостаивал своим посещением народные гуляния и генерал-губернатор князь Долгоруков, правивший столицей четверть века и бывший очень популярным в народе.
К приезду в Останкино в 1856 году будущего освободителя крестьян царя Александра II, где он провёл две недели, жители Марьино проложили шоссе от Троицкой дороги до Останкино, получившее название Царского.
Крестьянская реформа 1861 г. трагически повлияла на судьбу Марьиной рощи. Так называемое «Поземельное общество», получившее марьинорощинские земли от Шереметьевых в долго срочную аренду, саму рощу вырубило, а землю стало сдавать мелким собственникам. Марьина роща была застроена одно- и двухэтажными домами, где ютилась беднота. Пришли в упадок традиционные народные гуляния. После строительства железной дороги Москва - Петербург Марьина роща оказалась отрезанной от Останкино. По старой дороге (ныне улица Шереметьевская) рано утром и на закате проходило большое московское стадо, уничтожавшее последние островки зелени. Виндавская линия, строительство которой началось в 90-е годы XIX в., окончательно перерезала марьинорощинские земли, и Марьина роща превратилась в городской тупик. И снова, как в далёкие времена лихой атаманши Марьи, Марьина роща приобрела дурную славу.
Положение несколько изменилось после строительства проезжего моста через железную дорогу, соединившего обе части Марьиной рощи. Это событие дало толчок к началу промышленной застройки. Фабриканты Кротов и Метельцов построили на Сущёвском валу чулочную фабрику. Недалеко от неё промышленник Гусаров поставил свой дроболитейный заводик «Патронка», заводчик Мещерский - литографию. Немец Густав Лист решил развить производство насосов и построил новые корпуса своих заводов на изгибе Виндавской дороги (ныне завод «Борец»).
Развитие промышленности инициировало активное социальное расслоение среди марьинорощинских обывателей. На нижней ступеньке иерархии стоял пришлый люд - вчерашние крестьяне, переселенцы из Мордовии, цыгане, на высшей - удачливые промышленники. На их деньги велось строительство, постепенно менявшее облик Марьиной рощи. Были замощены улицы, проложены водопровод и канализация, в 1903 году появился Кирпичный храм «Нечаянной радости», примерно в то же время Марьина роща украсилась зданием синематографа «Ампир».
Первая мировая война и последовавшая затем революция были причиной нового упадка. В 1914 году большинство мужчин из Марьино было призвано в армию, принадлежащие жителям лошади конфискованы для нужд фронта. Новые революционные городские власти (а официально в черту города Марьина роща попала только в 1917 году) провели экспроприацию «нетрудовых доходов». К 1918 году в деревне Марьино осталось 9 коров и 4 лошади. Начался голод, конец которому положила провозглашённая Лениным политика НЭПа. Предприимчивые марьинцы распахали под огороды 50 десятин земли и занялись цветоводством, принесшим в те годы неплохой доход.
В 30-е и 40-е годы ХХ-го столетия район Марьиной рощи развивался в основном как промышленный придаток столицы. Здесь были сосредоточены такие крупные предприятия как завод «Борец», комбинат твёрдых сплавов, завод «Станколит» и другие. С первых дней Великой Отечественной войны эти предприятия перешли на выпуск военной продукции, боеприпасов, вооружения. Рабочие военных заводов во время войны иногда по несколько суток не отходили от станка, внося свой вклад в дело победы над врагом.
Уже в первых числах июля 1941 года началось формирование дивизии народного ополчения Дзержинского района, в который тогда входила Марьина роща. В эту дивизию записалось более 2000 человек, работавших на марьинорощинских предприятиях. В здании нынешней школы № 237 был сформирован артиллерийский полк дивизии, который за воинскую доблесть, проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками, получил почётное наименование «Артиллерийский Штеттинский Краснознамённый полк». Среди участников войны, проживающих ныне на территории муниципального района «Марьина роща», есть Герои Советского Союза. Улица, на которой расположен завод «Калибр», носит имя Сергея Константиновича Годовикова, одного из потомков крепостных крестьян графов Шереметьевых, Героя Советского Союза, павшего смертью храбрых на полях Великой Отечественной.
Отгремела война, повсюду в стране стала налаживаться жизнь, но приметы нового времени не затрагивали Марьину рощу довольно долго. Деревянные хибарки обитателей Марьиной рощи дожили до 60-х годов, когда началась типовая застройка района. А до того времени с окончания войны над Марьиной рощей снова витал дух легендарной атаманши Марьи. Среди простого люда, ремесленников, населявших марьинорощинские трущобы, портных, слесарей, скорняков, лудильщиков частенько скрывались воры в законе, бандиты, бежавшие из мест заключения, мелкая шпана. Имён этих жителей, наводивших в былые времена ужас на всю округу, естественно, никто не помнит. Но в те годы жили в Марьиной роще и люди светлые, чьи имена мы бережно храним в своём сердце: знаменитый «клоун с осенью в душе» Леонид Енгибаров, замечательные киноартисты Алла Ларионова и Николай Рыбников, иллюзионист Игорь Кио и многие другие.
Облик Марьиной рощи сильно изменился в период подготовки к проведению Олимпиады-80 в Москве. Её улицы привели в порядок, заасфальтировали, снесли последние ветхие деревянные домишки, «прорубили» Олимпийский проспект. С той поры район начал принимать урбанистический вид. И дело здесь не только в появлении новых жилых кварталов, выстроенных по современным проектам. Начала меняться культурная атмосфера. Появился кинотеатр «Гавана», был построен театр «Сатирикон». Согласно преданиям, именно на этом месте проходили некогда знаменитые народные гуляния.
Район Марьина роща занимает 467 га площади Северо-Восточного административного округа города Москвы.
Его граница проходит: по площади Рижского вокзала, Сущевскому Валу, улице Советской Армии, по проезду вдоль северной стороны фасада театра Советской Армии, по улице Достоевского, площади Борьбы, Перуновскому переулку, Тихвинской улице, Сущевскому Валу по линии железнодорожной ветки, Складочной улице, по террритории завода "Спецстанок", пересекает дорогу Рижского направления, вдоль бывшего русла реки Копытовки до 17-го проезда Марьиной Рощи, по линии железной дороги и далее по путям в юго-восточном направлении до Крестовского путепровода к площади Рижского вокзала. Согласно последней переписи численность населения района Марьина роща составляет 62 тысячи человек.
Марьина роща на протяжении долгих лет в силу своего исторического развития считалась промышленным районом, что соответствует действительности. На территории района находится более 20 промышленных предприятий.
Среди них такие гиганты как компрессорный завод "Борец", завод лакокрасочных изделий "Оливеста", мебельная фабрика "Каскад-мебель", ГУПП "Детская книга" и др.
На территории района расположены 21 учреждение образования, из них 6 общеобразовательных школ и одна специализированная школа - интернат.
Чуть более 100 лет назад Марьина роща была за пределами границ города Москвы, сегодня наш район - практически центр столицы. Новое строительство, которое ведется в настоящее время, изменит не только его внешний облик, но и статус.
Метки: москва марьина роща |
Немного о собаках, хозяевах и странах |
Метки: собаки пекинес поле бульдог сходство с хозяевами порода и страна одомашнивание лис |
Весёлый город Саламанка |
Метки: фото испания университет инквизиция космонавт саламанка шутка реставраторов лев с мороженым |
У человечества был один праязык ? |
Метки: праязык макросемья сравнительное языкознание моногенез кроманьонцы |
О ностратической семье языков |
Метки: язык ностратический семья языков |
Братья Стругацкие и Карлос Кастанеда |
Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
...что вы думаете по поводу произведений Кастанеды?
Это надумано, или правда? Насколько близки вам эти произведения?
О Кастанеде много слышал (в том числе и о том, что имеет место
сходство между ним и АБС), но никогда в жизни не читал и даже не
держал в руках.
ДОКУМЕНТ 19
Конфиденциально!
Только для членов президиума Всемирного совета!
Экз. No 115
С о д е р ж а н и е: запись собеседования, состоявшегося в "Доме Леонида" (Краслава, Латвия) 14 мая 99 года.
У ч а с т н и к и: Л. А. Горбовский, член Всемирного совета; Г. Ю. Комов, член Всемирного совета, врио Президента секции "Урал - Север" КК-2; Д. А. Логовенко, зам. директора Харьковского филиала ИМИ.
КОМОВ. То есть вы фактически ничем не отличаетесь от обыкновенного человека?
ЛОГОВЕНКО. Отличие огромно, но... Сейчас, когда я сижу здесь и разговариваю с вами, я отличаюсь от вас только сознанием, что я не такой, как вы. Это один из моих уровней... довольно утомительный, кстати. Это дается мне не без труда, но я-то как раз привык, а большинство из нас от этого уровня уже отвыкло навсегда... Так вот, на этом уровне отличие можно обнаружить только с помощью специальной аппаратуры.
КОМОВ. Вы хотите сказать, что на других уровнях...
ЛОГОВЕНКО. Да. На других уровнях все другое. Другое сознание, другая физиология... другой облик даже...
КОМОВ. То есть на других уровнях вы уже не люди?
ЛОГОВЕНКО. Мы вообще не люди. Пусть вас не сбивает с толку, что мы рождены людьми и от людей...
ГОРБОВСКИЙ. Минуточку, минуточку! Значит, эта самая третья импульсная присутствует все-таки в каждом человеческом организме?
ЛОГОВЕНКО. К сожалению, нет, Леонид Андреевич. В этом и заключается трагедия. Третья импульсная обнаруживается с вероятностью не более одной стотысячной. Мы пока не знаем, откуда она взялась и почему. Скорее всего, это результат какой-то древней мутации.
КОМОВ. Одна стотысячная - это не так уж мало в пересчете на наши миллиарды... Значит - раскол?
ЛОГОВЕНКО. Да. И отсюда - тайна. Поймите меня правильно. Девяносто процентов люденов совершенно не интересуются судьбами человечества и вообще человечеством. Но есть группа таких, как я. Мы не хотим забыть, что мы - плоть от плоти вашей и что у нас одна родина, и уже много лет мы ломаем голову, как смягчить последствия этого неминуемого раскола. Ведь фактически все выглядит так, будто человечество распадается на высшую и низшую расы. Что может быть отвратительней? Конечно, это аналогия поверхностная и по сути своей неверная, но никуда вам не деться от ощущения унижения при мысли о том, что один из вас ушел далеко за предел, не преодолимый для ста тысяч. А этому одному никуда не уйти от чувства вины за это. И между прочим, самое страшное, что трещина проходит через семьи, через дружбы...
ДОКУМЕНТ 21
Свердловск, "Тополь 11", кв. 9716
М. Каммереру
Биг-Баг!
Сегодня меня посетил Логовенко. Беседа продолжалась с 12.15 до 14.05. Логовенко был очень убедителен. Суть: все не так просто, как мы это себе представляем. Например, утверждается, будто период стационарного развития человечества заканчивается, близится эпоха потрясений (биосоциальных и психосоциальных), главная задача люденов в отношении человечества, оказывается, стоять на страже (так сказать, "над пропастью во ржи"). В настоящее время на Земле и в Космосе обитают и играют 432 людена. Мне предлагается стать 433-м, для чего я должен прибыть в Харьков, в Институт Чудаков, послезавтра, 20 мая, к 10.00.
Дон Хенаро пронзительно взглянул на меня, а потом отвернулся и стал смотреть на юг.
– Я никогда не дойду до Икстлана, – твердо, но очень-очень тихо, едва слышно проговорил он. – Иногда бывает – я чувствую, что вот-вот, еще немного, еще один шаг – и я дойду. Но этого не будет никогда. На моем пути не попадается даже ни одного знакомого знака или указателя, который был бы мне привычен. Ничто больше не бывает прежним, ничто не остается тем же самым.
Дон Хуан и дон Хенаро переглянулись. Глубокая печаль была в их взглядах.
– И только призрачные путники встречаются мне по пути в Икстлан, – мягко сказал дон Хенаро.
– Все, кого встречает Хенаро по пути в Икстлан – лишь эфемерные существа, – объяснил дон Хуан. – Взять, например, тебя. Ты тоже – лишь призрак. Твои чувства и желания – это преходящие чувства и желания человека. Они эфемерны, и, заставляя тебя суетиться и запутываться во все новых и новых проблемах, исчезают, рассеиваясь как дым. Вот он и говорит, что по пути в Икстлан встречает лишь призрачных путников.
Я вдруг понял, что рассказ дона Хенаро о путешествии в Икстлан – сплошная метафора от начала и до конца.
– То есть твое путешествие в Икстлан – не настоящее? – спросил я.
– Путешествие-то – настоящее! – возразил дон Хенаро. – Путники – не настоящие.
Метки: кастанеда братья стругацкие волны гасят ветер людены |
могила Ирода |
Метки: раскопки археология иерусалим иродион могила ирода иудея |
Пары |
Метки: классификация пар |
Индоевропейский диктант |
Наша цель неподвижна
Бастуют ли румынские шахтеры, похищают ли коварные маоисты непальских школьников, поглощает ли иная черная дыра какую одну-другую нужную планету, - а нам бы только дай чего почитать.
Как будто от чтения что-то может измениться.
Но может быть именно потому мы и читаем, что не хотим, чтобы что-то менялось. Не исключено, что по этой же причине мы теперь и пишем.
Это не поиски "жанра", стиля, справедливости, "Я", или истины, а какое-то бесконечное приближение к покою, иногда искуссно прикрытое печальной экспансивностью, как у Роя Аксенова ("Четыре курочки и аль-Абак"); иногда принимающее облик потока к смерти, как у Лены Элтанг ("Eidolon"); иногда маскирующееся под террор метафор, как у Сергея Зхуса ("Deathtronic").
Иной раз (случается и такое) бесконечное приближение к покою принимает как бы обычные повествовательные формы, как у Аллы Алексеевой ("Шлюз"), но это только кажется, что автор рассказывает о печали, нет, - автор рассказывает нам о покое, который может быть нарушен потому, что где-то (рядом с водой) существует комната с образами прошлого. И даже частичная семантическая деформация в стихах Анны Глазовой ("Шварцвальд") есть ни что иное, как мизантропическое выражение интереса к своему собственному покою.
Цель у всех (объективно, увы) одна, но транспортные средства, конечно, разные.
Метки: литература |
Сны: то, что когда-то впечатлило |
Метки: Дежавю сны вещие символические |
Историческая стойкость географических названий и имён собственных |
Венды -- это древний этноним с основой ven(e)d -- является традиционным обозначением славян в немецком и прибалтийско-финнских языках. Ср. нем. Wenden, Winden, windish, Wendish, эст. Wene, Welane «русский», финск. Venaja – «русский язык», Venelainen – «русский», Vena – «Русь», Venaks – «по-русски». Это же название в формах Venedi, Venadi, Veneti встречается в тех местах, где позже отмечены славяне.
Метки: кривичи анты венеды |
Троя |
"Я не иллюстрирую Гомера". Это заявление профессора первобытной и древней истории Тюбингенского университета Манфреда Корфмана — руководителя современных раскопок на Гиссарлыке — коллеги еще несколько лет назад считали вполне допустимой для мэтра риторикой. Но последние находки в малоазиатском регионе прямо-таки вынуждают эллинистов от археологии признать, что во времена Троянской войны Троя-VI (1700 — 1250 гг. до н.э.) была скорее азиатским, а не европейским городом, и, вопреки "Илиаде" Гомера, населяли ее вовсе не греки...
Наконец, в июле 1995 г., при раскопках Трои, некий рабочий обнаруживает небольшой металлический предмет, похожий на выпуклую с обеих сторон круглую бляху с отверстием для шнурка. На поверхности видна надпись. Даже беглый взгляд на нее огорчает Корфмана: "Вопреки ожиданиям, мы имеем дело не с линейным письмом, а это значит — не с греческим... Это могут быть хеттские пиктографические значки, напоминающие иероглифы, которые использовались для письма на лувийском языке". Его замечание нуждается в некоторых пояснениях. Дело в том, что лувийский язык был широко распространен на просторах древней Малой Азии. Лувийским письмом, наряду с аккадской (вавилонской) клинописью, пользовались жители мощного Хеттского царства, возникшего как раз во времена существования "шлимановской Трои" на территории Внутренней Анатолии(в наше время — азиатская часть Турции). А если предположить, что троянцы говорили не на греческом, а на лувийском? Эта "крамольная" мысль посетила и Корфмана. "Может, и говорили, — как бы соглашается он и тут же спрашивает: — Но был ли этот древний анатолийский язык для жителей Трои родным?"
Метки: троя малая азия троянская война |
Абхазы, адыги и хатты |
...Главным источником в данном случае служит древнехалдейский трактат по астрологии, составленный из пиктографически-иероглифического материала, имеющего много похожего с изображением серебряного сосуда Майкопского кургана «Ошад» (начало III-го тысячелетия до н.э). В XXIII-м веке до н.э. древнеассирийский царь Нарам-Син переложил этот трактат на клинопись, выполнив и хронологический пересчет. В библиотеке Нарам-Сина, раскопанной в столице древней Ассирии — Ниневии, обнаружена глиняная табличка, на которой помещен краткий клинописный текст: «В двадцатое новолуние (3750-го года до н.э.) Фар Хатти (Var Hatti — царь хатти) приходит и занимает трон Аккада».
В древнем фольклоре адыгов сохранилась легенда о походе Уар-Хату в Малую Азию, который окончился в 3750 году до н.э. на Ефрате. Плита из г. Кархемиша с иероглифическим текстом, содержание которого передано в «Рукописи Древней Гилдани (Ассирии)» более подробно описывает поход Уар-Хату. В тексте из Кархемиша П-го тысячелетия до н.э. военачальник или вождь Уар Хату возглавляет народ «ха-туун», то есть, людей хатти. Уун - человек по-древнеадыгски и по-абхазски (Абрегов А.Н.). Следовательно, легендарный Хату по-русски должен звучать как «хаттский человек» (у — усеченное уун), а если принять во внимание древнеассирийское «Var», которое по-адыгски звучит как «Уар», то Хату был царем хатуунов, основавшим в Малой Азии «хаттское или атхское» (скорее всего хаттско-атхское) царство». Абадзехская легенда рассказывает о стихийном бедствии — нашествии саранчи, постигшем адыгов в какое-то время после рубежа VI—V-гo тысячелетий до н.э. и вынудившего уйти большую часть народа (очевидно, равнинно-земледельческую) в Малую Азию.
Сопоставление перечисленных и иных данных (фольклорных, археологических и антропологических) позволяют считать захороненных в Унакозовской пещере людей (старика с тремя детьми), представителями северо-кавказских хаттов-хатуунов, которые, возможно, ушли, спасаясь от голода в Малую Азию и пришли в конце концов в 3750 году до н.э. на Ефрат под предводительством Уар-Хату.
Однако это переселение хаттов было возвратным. Дело в том, что по археологическим материалам протомаикопской культуры эпохи неолита, добытым из горных памятников Адыгеи, еще в новокаменном веке, примерно, в конце VI, в V-м тысячелетии до н.э. из Анатолии на Западный Кавказ мигрировало какое-то племя, принесшее с собой с юга традиции малоазийской культуры Чатал-Хуюк: (мотыжки Сочи-Адлерского типа, т.н. флажковые наконечники стрел, технологию и гончарную технику керамики, навыки оседлого стационарного земледелия, стиль монументальной росписи и др.). Эта культура была раннеземледельческим компонентом Северо-Кавказской протомайкопской культуры меднокаменного века. Фольклор адыгов также подтверждает древние миграции из Анатолии.
Вполне возможно, что основное занятие пришлого племени легло в основу этнонима, данного ему местными горными скотоводами-солнцепоклонниками атхами. Если учесть замечание языковеда Вяч. Иванова о том, что современное название бывшего племени «хьатикъуай» и селения «Хьатикъуай», являются языковыми памятниками древнему этнониму «хатти», и учесть факт постоянного подчеркивания в хеттских клинописных текстах двойной «т» в словах «хатти», «хетт», «хит-тит», абруптив адыгского «т» мог в древности иметь такое графическое выражение, то можно гипотетически вывести этимологию «хатти». Это, по сути, земледелец — злакокопатель. В современном адыгском «хьэ» означает ячмень, а в древности, очевидно, означало злак.
Приход в эпоху неолита земледельцев из Малой Азии не означает вторжения совершенно чужого народа. Языковеды считают, что прасеверокавказский язык, к которому относится древнехаттский, с незапамятных времен был распространен не только в Передней Азии, но даже и в Восточно-Средиземноморском бассейне.
В высокоразвитой Майкопской археологической культуре периода ранней бронзы III-го тысячелетия до н.э., в которой слились вышедшие нa Закубанскую равнину из гор и предгорий атыхи, хатты и, возможно, протоарии-индоевропейцы в лице «ямников» Прикубанья, вычленяется очень выразительный земледельческий компонент, сходный с культурой Аладже-Гуюк Анатолии и который смело можно назвать «хаттским» в отличие от скотоводческого «атыхского».
Таким образом, комплекс источников по древней истории Северо-Западного Кавказа, составленных из фольклорных, палеографических, археологических, антропологических и языковедческих материалов дает возмoжнocть оперировать этнонимом «атыхи» и «хатты» уже с IV-ro тысячелетия до н.э.
Известно, что полутысячелетняя история Хеттского государства была полна драматизма. В нем происходили революции, смены династий царей, смены общественных укладов. Это государственное образование было очень неоднородным. В конце третьего тысячелетия до н.э. в Малую Азию вернулись их соплеменники, ранее ушедшие на Северный Кавказ и возвратившиеся под руководством индоевропейских вождей (как предположил американский исследователь Джеймс Макуин). Эти индоевропейцы вместе с кавказцами-атхами и северокавказскими хаттами в середине третьего тысячелетия до н.э. создали на Северном Кавказе Майкопскую культуру. Представителями этой культуры европейские археологи считают «курганные племена». В Анатолии они продолжили развитие Майкопской культуры. Там ее называют культурой Аладжи-Гуюк. Объединившись с малоазийскими индоевропейцами, лувийцами и палайцами, хетты, (на самом деле неситы, взявшие себе этноним хаттов, в виде «хиттит»), захватили власть и создали Хеттское царство. Периодически их господство переходило от индоевропейцев к хатто-атыхам и обратно. Когда властвовали индоевропейцы, устанавливалась автократия. Когда власть переходила к династии царей кавказского происхождения, образовывалась консредерация племен. Но все время религиозная власть была в руках хаттских жрецов.
Подобная картина наблюдается и на Северо-Западном Кавказе, где уже в конце V-гo, начале IV-гo тысячелетия взаимодействовали кавкасионцы-атыхи, малоазийские земледельцы-хатты и ипдоевропейцы-ямники (видимо, будущие арии). В IV-м и 1-й половине 111-го тысячелетия до н. э. ведущую роль в Древней Адыгее играли кавказские ранние скотоводы атхи. И уже, видимо, в 1-й половине III-го тысячелетия до н.э. здесь возник союз Майкопских племен. Этому союзу предшествовал длительный и трудный период акклиматизации пришельцев из Малой Азии (прахаттов, появившихся здесь еще в V-м тысячелетии, затем месопотамцев (шумеров) примерно в середине IV-гo тысячелетия до н.э. и еще одной волны хаттов в конце IV-гo или на рубеже IV—III тысячелетий до н.э.
С севера, из прикубанских степей, с древними кавказцами-атыхами общались кочевники-скотоводы, так называемые ямники, одни из родоначальников индоевропейской семьи языков. Интересно наблюдать взаимодействие этих трех или четырех этно-культурных общностей. Здесь необходимо еще учитывать и постоянные связи атыхов со своими южными соседями в Закавказье. Поскольку они, в свою очередь, активно контактировали с передиеазиатскими передовыми цивилизациями, северокавказцы постоянно получали через них положительные импульсы от Натуфийской халколитической, Малоазийской культуры Чатал-Хуюка, а затем Хаджилара и Месопотамских культур Джемдет-Наср и Убейд.
Очень заметным в археологии Северо-Западного Кавказа является столкновение двух различных идеологий культа плодородия — кавказской и переднеазиатской. У переднеазиатцев, как впрочем, и у праиндоевропейцев, этот культ олицетворяла Великая богиня — Мать-земля известная под различными именами — то под именем Инанны (или Наины), Иштар, Кубабы (Кибеллы). Богиня изображалась в виде обнаженной, цветущей женщины (в основном в скульптуре и особенно часто в мелкой пластике (с пышными формами).
Метки: майкопская культура хатты абхазы чатал-хуюк анатолия |
Панкийское ущелье и "панкус" |
В Хеттской империи при особе царя существовали государственные органы, оставшиеся от племенной и военной демократии (в разных вариантах мы встречаемся с ними у греков героической эпохи, у римлян эпохи царей, у древних германцев и славян). Взгляды историков расходятся лишь относительно того, были ли это два органа или один; трудность заключается в том, что, кроме "Распоряжения царя Телепинуса", относящегося примерно к 1520-1515 годам до н.э., у нас нет надёжных данных о распределении функций между органами и осуществлении этих функций.
По мнению Бедржиха Грозного...,первым из этих органов была тулия - "совет", состоявший из царских сыновей, кровных родственников царя и его зятьёв, племенной и придворной знати, а также начальника личной царской охраны. Эта коллегия ограничивала суверенное право царя налагать тягчайшие наказания на своих родственников. Царь, который самовольно казнил бы кого-нибудь из них отвечал за это собственной головой и по решению тулии мог быть и сам казнён. Далее, как подсказывает само её название, тулия была совещательным органом, в компетенцию которого, судя по всему, входили наиболее важные вопросы государственной политики.
Вторым из этих органов был панкус - "собрание"; из древнего народного собрания оно превратилось в собрание воинов.
...............................................................................
Были ли тулия и панкус двумя самостоятельными органами государственной власти или только двумя названиями одног органа, функции их вели к тому, что, как говорит В.В.Струве, "власть хеттских царей не была деспотической, в отличие от власти царей Шумера и Аккада и фараонов Египта".
До Хеттов в Анатолии жил коренной народ Хатты (Протохетты), от которого и была воспринята вся духовная и материальная культура хеттов (также самоназвание).
Выдержка из книги видного российского ориенталиста-хеттолога Вяч.Вс. Иванова: «Все устройство царского двора, главные титулы и придворные должности были заимствованы хеттами (как и их соседями палайцами) у хатти; вместе с ними были усвоены поэтические формы величания царя и царицы и другие литературные жанры, связанные с исполнением придворных обрядов», «Древнее царство нессийских обитателей Куссара (КъIаса-ра, с абх. суффиксом локализации. Прим. авт.) превратилось в «страну Хатти». К тому времени, когда язык хатти в середине 2-го тысячелетия до н.э. стал мертвым, культура народа, на нем говорившего, была перевоплощена в хеттском языке. Вся ранняя мифологическая литература Древнехеттского царства, в частности мифы, связанные с исполнением ежегодных царских праздников, представляет собой переложение образцов хатти. (Луна упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии, М. 1977, С. 7, 8-9).
Метки: тулия панкус панкийское ущелье народное собрание хатты хетты |
Майкопская культура и Эбла |
Вложение: 3973038_ivanova.doc
Метки: археология индоевропейцы семиты прародина майкопская культура эбла кавказ |