Без заголовка |
23 мая (5 июня по "новому стилю") 1173 года. Прп. Ефросиния Полоцкая – мать русского женского монашества
Прп. Евфросиния. Икона. Русь. Конец XVII в.
Прп. Евфросиния Полоцкая († 1173), в міру княгиня Предслава, была правнучкой св. князя Владиміра. С детских лет она овладела грамотой, читала Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к книжному чтению сочеталась у нее с усердной молитвой, и уже тогда Предслава стяжала «плод молитвы». Мудрости ее «чудился» не только отец и близкие: слава о ней разошлась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей.
Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из князей, она тайно ушла из дома в женский монастырь к игумений Романе (вдове ее дяди Романа Всеславича) и начала просить пострига. Возраст Предславы (ей было тогда 12 лет) и необыкновенная красота казались игуменье несовместимыми с монашеством. Однако глубокий разум княгини, ее молитвенная настроенность скоро переубедили игумению. Несмотря на возможный гнев отца Предславы, игумения благословила племянницу на постриг с именем Ефросинии, что в переводе с греческого означает "Радость".
Но даже строгая монастырская жизнь не удовлетворяла ее стремления к духовному подвигу. Она удалилась в затвор, поселившись в «голубце», особой келье при Софийском соборе города Полоцка. Здесь она проводила время в молитве, бдении и переписывании духовных произведений, насыщаясь премудростью из книг соборной библиотеки. «Евфросиния сердце свое напояла Божией премудростью», – пишет автор жития преподобной, – «в подражание тех древних Иерусалимских дев, среди которых была и Пречистая Дева Богородица, живших при Соломоновой Святая Святых церкви в особых комарах, при стене церковной на то устроенных».
Когда духовные силы юной монахини укрепились, она получила откровение оставить затвор. Трижды являлся ей ангел, открывая будущее место обители, которую предстояло основать: «Ты должна пребывать здесь, ибо Господь желает через тебя на сем месте наставить многих на путь спасения». С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. «Почивает Дух Святый на ней», – сказал ангел и указал поставить Евфросинию игуменией новой обители в местечке Сельцо.
На склоне лет преподобная, предчувствуя скорую кончину, решила совершить паломничество на Святую Землю, желая там окончить свои дни. Оставив монастырь на попечение сестры своей Евдокии, она вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в далекий путь. Во время пребывания в Константинополе преподобная, «войдя в великую церковь Святой Софии, помолившись и поклонившись всем святым Божиим церквям, получила благословение от Патриарха, купила многоразличные фимиамы и золотую кадильницу и пошла в Иерусалим».
|
Без заголовка |
...Ничто в этом мире не дается нам сразу. Странно устроен мир. Подожди, говорят на каждом шагу, подожди, подожди.
Жду постоянно и трудно. Жду, когда подойдет троллейбус. Жду, когда сварится картошка. Жду, когда попаду на небо. Но и тут мне говорят: не спеши, подожди, сперва свое проживи на свете.
Мир живет ожиданьем. Мать ждет ребенка, девочка ждет любви, заслуженный ждет ордена, страждущий ждет избавленья. Подожди, потерпи немного. И когда ты терпишь, время останавливается — превращается в ожиданье. Каждый отрезок времени становится этаким праздным ленивцем. Он ждет следующего мгновенья, как бы пятясь назад, задом наперед.
Чтобы приблизиться, надо идти навстречу, а не ждать...
Имант Зиедонис "Эпифании"
|
Без заголовка |
Что, кроме покаяния, может возвести от земли к небесам? Что, помимо него, может сотворить такое чудо: «сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24)? Нет покаяния, нет и спасения. С чего Евангелие начинается? «Покайтесь…» (Мф.3:2). Если это слово не услышано, то все остальное — не понято.
Игумен Нектарий Морозов
|
Без заголовка |
Больше всего храни мир сердца. Всё возложи на Господа, всецело предайся Ему — всё у Него и всё от Него.
Прекрати все знакомства, сама не ходи в гости и к себе не пускай, беги от всех, но люби всех, не входи в чужие дела и не суди никого — тогда и будет мир в сердце.
А поведешься со многими — всё вынесут от тебя, что успеешь собрать в себе. Знакомства и разговоры опустошают и рассеивают. Кто-то должен быть, с кем поделиться, без этого очень тяжело и трудно. Иногда это необходимо даже. Но выбирать надо очень осторожно, надо быть уверенным в человеке — не поймут того, что для тебя ценно... Более молчи, учись молчанию...
Близкого друга не ищи — не найдешь... будь одна, имея только Господа пред собой, — Он все устроит и поведет, как надо.
Терпи, смиряйся, сокрушайся и береги паче всего мир душевный. Переписку сократи. Письма, куда легко вкрадываются самолюбие, самолюбование, — это сношение с тем, кто тебе приятен, кто к себе привязывает. В них [письмах] всегда мирская ласковость, тщеславие. Этих искушений надо избегать и бороться с таковыми.
Если случится не преодолеть искушение, если не выдержишь вражеских нападений, а они всегда будут со всех сторон и неожиданно, если и не делом — помыслами увлечешься, — есть покаяние.
Иеросхимонах Михаил (Питкевич)
"Год со старцами Псково-Печерского монастыря" © 2 сентября 2012 года
|
Без заголовка |
Я плыву по волнам бытия.
Даль морская безбрежна.
Вера — руль моего корабля,
А парус — надежда!
Пристань — Троицы свет неземной
В глубине мирозданья,
А любовь — Сам Господь дорогой
У штурвала познанья!
Мачта — Господа крест надо мной,
Якорь — Божие слово спасенья.
И еще я прошу Дух Святой
Быть мне ветром попутным домой
И спасти от беды потопленья!
Монах Симеон Афонский
|
Без заголовка |
Когда душа увидит, что жизнь в миру – это пустота, тогда же она сразу понимает, что жизнь в уединении – это то, что ей больше всего нужно.
Монах Симеон Афонский
|
Без заголовка |
Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни.
Преподобный Ефрем Сирин
|
Друг тот, кто не судит |
Друг тот, кто не судит. Я уже говорил: открыв свою дверь бродяге на костыле и с палкой, друг поставит палку и костыль в угол и не попросит бродягу станцевать, чтобы убедиться, как плохо он танцует. Если бродяга заговорит о весне на дальних дорогах, друг порадуется весне. А если тот расскажет о голоде в деревне, которую он проходил, друг разделит с ним огорчение. Я уже говорил, друг – это та частица в человеке, которая отдана тебе, тебе открывают дверь, которую, может быть, больше не открывают никому. Он твой истинный друг, все, что он говорит тебе, чистая правда, он любит тебя, даже если в другом доме он ненавидит тебя. В храме мне друг каждый, кого я, благодаря Господу, встречаю и задеваю рукавом, кто поворачивает ко мне лицо, освещенное светом нашего Господа, здесь мы одно, хотя, выйдя из храма, он – лавочник, а я – капитан, он – садовник, а я – матрос. Я встретил его, поднявшись над тем что нас разделяет, и стал ему другом. Я могу возле него стоять молча, не боясь, что он отправится бродить по садам в моей душе, по моим горам, крепостям и пустыням. Ты – мне друг, ты дождешься посланцев моего внутреннего царства и обойдешься с ними бережно. Ты примешь их, усадишь и выслушаешь. И обоим нам хорошо. А я? Разве видел кто-нибудь, чтобы я плохо обошелся с посольством или не принял его только потому, что вдали, в тысяче дней пути от меня, едят то, что мне не нравится, и обычаи их отличны от моих? Дружба – это всегда перемирие, это душевное согласие, отрешившееся от пошлых распрей повседневности. Гость за моим столом всегда безупречен.
Знай, что гостеприимство, обходительность и дружеское участие – это присутствие человеческого в человеке. Каково мне будет в храме, если Господь станет разбирать верующих по росту и дородству, как почувствую себя в доме друга, если он, заметив мои костыли, попросит станцевать, чтобы высказать свое мнение?
В мире достаточно судей. Помогать тебе меняться и закалять тебя будут враги. Это их дело, они с ним прекрасно справятся, бури неплохо помогают кедру. А друг создан для того, чтобы тебя принять. Знай и о Господе. Он не судит тебя, когда ты пришел к Нему в храм, Он тебя принял.
Антуан де Сент-Экзюпери “Цитадель”
|
Разлука |
Разлука врагов усиливает обоюдную ненависть.
Разлука друзей укрепляет взаимную привязанность.
Разлука матери с ребенком обостряет их любовь.
Наша разлученность с Богом умножает любовь Божию к нам. Когда мы чувствуем это, нас, как раскаленное железо, жжет стыд, и мы спешим вернуться к Нему быстрее, чем бежали от Него. И возвращаемся с большей любовью.
История большинства человеческих душ – это чередование временного бегства и спешного возвращения к Богу. О, только бы в наши последние дни на земле не оказаться нам в разлуке с Богом, но быть как можно ближе к Его объятиям!
Святитель Николай Сербский "Мысли о добре и зле"
|
На заметку |
1 ...Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению:
2 управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения;
3 прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок.
4 Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив,
5 ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, - в горниле уничижения.
6 Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него.
(Сир. гл.2)
|
Без заголовка |
Не ищи друзей на земле, а имей и стяжи другом Господа и святых во главе с Матерью Божией.
Если случится друг, благодари Господа, давшего его, но сам не утешайся им, а Господом, чтобы чувство одиночества у тебя не пропало. И ты не будешь одиноким, а с тобою будет Господь.
Господа ни на кого не меняй и сердца не разделяй, а отдавай его целиком Господу, и ближнего люби не самостоятельно, ради его хорошести, и не эгоистически, ради его утешения, а ради Господа — как Его чадо, люби во свете любви Божией, как любим Пасху, чисто и светло.
Старайся всем служить во имя Божие, а не по уважению и симпатии друг к другу, по возможности люби всех одинаково, по-братски; но ответной любви не жди и не утешайся ею, если она будет, чтобы сердце не потеряло любви к Богу, и не променяй небесной радости с Господом на ревнивую муку и досаду с человеком.
Если станешь другом Господа, то, утешаясь этим, станешь и сам тяготиться даже чистой дружбой, так как все Божие неизреченно сладостно, а человеческое тягостно и смрадно.
Итак, не унывай, всех люби и от всех беги, дружбы не ищи, бойся ее, как огня поядающего. Всем служи, но награды жди не от них, а от Господа.
Архиепископ Варлаам (Ряшенцев)
|
Цена ее выше жемчугов |
10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью.
19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.
23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
25 Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
28 Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее:
29 «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!
(Притчи 31 )
|
если постигло огорчение |
какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: “Стерплю это я для Иисуса Христа!”. Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи, даждь ми зрети моя согрешения; Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
Преподобный Антоний Оптинский (Путилов)
|
Без заголовка |
Для сохранения внутреннего мира прежде всего держи в порядке свои внешние чувства и бегай вольности во внешнем поведении… ибо по свидетельству отцов, внутренний человек настроение свое приемлет от внешнего.
Преподобный Никодим Святогорец "Невидимая брань" , Гл.15
|
Без заголовка |
• Люби Господа, и Он возлюбит тебя, служи Ему, и Он просветит сердце твое.
• Восходящее солнце пусть застанет молитвенник в руках твоих.
• Молись непрестанно и помни Христа, возродившего тебя.
• Избегай собрания мужей, чтоб не остался идол в душе твоей и не был тебе претыканием во время молитвы твоей.
• Имеешь возлюбленного Христа, отвергни же всех мужей, и не будет укоризненна жизнь твоя.
• Раздражение и гнев отдали от себя, и злопамятство да не коснит в сердце твоем.
• Не говори: нынче поем, а завтра попощусь, ибо не знаешь, что родит находящий день.
• Есть мясо – нехорошо, и пить вино непристойно. То и другое позволительно только больным.
• Дева беспокойная не спасется, и живущая утешно не узрит Жениха своего.
• Не давай слуха твоего речам суетным и бегай от вестей праздношатающихся старух.
• Открывай уста свои для слова Божия и обуздывай от многословия.
• Не отворачивайся от бедного во время нужды его, и не оскудеет елей в светильнике твоем.
• Все твори ради Господа и не ищи славы человеческой, слава человеческая как цвет травный, слава же Господня пребывает во век.
• Срамен смех и укоризненно бесстыдство (очей), всякая же неразумная впадет в них.
|
Без заголовка |
"Что меня мучило тогда?.. Мучило, что всему этому я - чужой. Что же это за пир, что же это за всегдашний великий праздник, которому нет конца и к которому тянет меня давно, всегда с самого детства и к которому я никак не могу пристать... Каждое утро восходит такое же светлое солнце; каждое утро на водопаде радуга; каждый вечер снеговая, самая высокая гора, там, вдали, на краю неба горит пурпурным пламенем; каждая «маленькая мушка», которая жужжит около меня в горячем солнечном луче во всем этом хоре участница: место знает свое, любит его и счастлива; каждая травка растет и счастлива! И у всего свой путь и все знают свой путь, с песнью отходят и с песнью приходят. Один я ничего не знаю, ничего не понимаю, ни людей, ни звуков, всему чужой...И - выкидыш..."
Отрывок из романа Ф. М. Достоевского "Идиот"
(Монолог князя Мышкина )
|
Без заголовка |
Одна женщина сказала отцу Андронику: «Когда при мне осуждают людей, я сижу молча, не вступая в разговор». Старец ответил: «Лучше бы ты сказала, что слушаешь молча, не пропуская ни слова. Тот, кто слушает клевету, сам становится участником клеветы, и то, что ты запомнила, в свое время перескажешь другим. Кто не смог удержать слух, не сможет удержать и язык». Та сказала: «Отче, если я встану и уйду, то оскорблю человека». Отец Андроник ответил: «Лучше обидеть человека, чем Бога; лучше потерять дружбу, чем благодать».
Из книги архимандрита Рафаила (Карелина) "На пути из времени в вечность"
|
Без заголовка |
Один анонимный подвижник XI века, который оставил довольно мало писаний, но интересных, говорит: Если мы имеем право по справедливости, согласно Священному Писанию, называть Христа Словом Божиим, то мы можем сказать, что Бог - это то бездонное молчание, из которого Оно рождается в чистоте...
И это очень важно, потому что связь между словом и молчанием имеет огромное значение. Один из подвижников Церкви эпохи отцов пустыни, Авва Памво, был как-то призван своими братьями сказать приветственное слово навещающему их епископу. Он отозвался: Я ему ничего не скажу... - Почему? - Потому что если он не может понять моего молчания, ему никогда не понять моих слов...
Мы обманываемся, когда думаем, что общаемся друг с другом через слово. Если между нами нет глубины молчания, слова ничего не передают, - это пустой звук. Понимание происходит на том уровне, где два человека встречаются глубинно именно в молчании, за пределом всякого словесного выражения.
И вот о Христе этот монах говорил, что Он - Слово, которое до конца выражает содержание такого молчания. Не слово, которое рождается из внутренней тревоги (как часто мы говорим не из глубины, а от какой-то поверхностной ряби в нашей душе), а то слово, которое рождается, когда, говоря из человеческого опыта, человек или сам войдет внутрь, в глубокую молчаливость, или когда, бывает, нам дается молчание.
Когда вдруг на нас, как благодать, сходит такая тишина, такая внутренняя умиротворенность и молчание, что если два человека охвачены таким молчанием, они сначала не могут даже говорить друг с другом, потому что сознают, что любое слово разобьет это молчание, оно разлетится вдребезги с ужасным треском, и ничего не останется.
Но если себе дать молчать дальше и дальше, то можно вмолчаться в такую тишину, когда знаешь, что теперь, на этой глубине молчания, можно говорить, не нарушая его, а придавая ему словесную форму. И вы наверное замечали, как тогда говоришь тихо, спокойно, как выбираешь слова, как ничего не оставляешь случайности и лучше оставляешь что-нибудь недосказанным, чем пересказанным; потому что каждое слово должно быть правдой о том, что содержит молчание.
Митрополит Антоний Сурожский "Созерцание и деятельность"
|
радости |
РЕБЯТА сидели на лавочке и разговаривали.
— У меня радость, — сказала Аленка, — у меня новая лента, смотрите какая — блестящая!
Она показала свою косу и новую ленту в косе.
— У меня тоже радость, — сказала Таня, — мне цветные карандаши купили. Целую коробку.
— Подумаешь, радости! — сказал Петя. — У меня вот удочка есть. Сколько хочешь рыбы наловлю. А что там карандаши какие-то? Испишутся, и все.
Тут и Демушка захотел похвалиться.
— А у меня синяя рубашка! — сказал Демушка и растопырил руки, чтобы все видели, какая у него красивая рубашка.
Только Ваня слушал и ничего не говорил.
|