-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в сПутник

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) троллейбус Путешествия_и_туризм подземка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.02.2004
Записей:
Комментариев:
Написано: 593




Жизнь хороша!... когда путешествуешь не спеша.

Пермь

Среда, 30 Марта 2005 г. 20:05 + в цитатник
А была еще и большая горка. Сын очень хотел ездить именно с нее, но один он побаивался, пришлось папе вспоминать детство. Посадив его на коленки и воспринимая задней частью отдельные неровности :)(ледянки с собой не было, а картонки не валялись).

На фото - ледяной трон и большая горка (с подсветкой внутри)

Едем в Пермь

Среда, 30 Марта 2005 г. 20:02 + в цитатник
Погуляв немного по городу Кунгуру, решили двигаться электричкой на Пермь (так как ночной поезд Нижневартовск - Москва "Юрга" в Кунгуре не останавливается).
Да, советую идти в пещеру именно экскурсией в 10.00, так как в 12, 14 и 16 народу уже больше (зачем вам лишняя толкотня?). Но можно организовать и индивидуальную экскурсию, если у вас своя группа (от 10, если не ошибаюсь, человек. По 250 рублей с каждого и вас ведут отдельно).

А я продолжу. Электричка была новая Демиховская, народу немного. Половину дороги смотрели в окно, любуясь уральскими пейзажами, потом стемнело и немого поспали. В 20 часов местного были в Перми.
7 марта был последним днем ледяных горок и фигур в центре города - 1,5 часа до закрытия мы провели именно там. Ребенка было невозмоджно оторвать от этих горок.

На фото - ледяной олень

И еще Кунгур

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:57 + в цитатник
Ну и еще одна, последняя, фотка природы и города Кунгура.
С погодой опять повезло (как и в Кирове) - все тот же легкий мороз и солнце в дымке. Впрочем, у природы нет плохой погоды...

Кунгур

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:55 + в цитатник
Вид с "горы" на Сылву и город (другая сторона).



Процитировано 1 раз

У пещеры

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:53 + в цитатник
Но вот 1,5 часа позади и вы выходите почти рядом с темместом, где заходили. Яркое солнце заставляет минут пять щурится после подземной тьмы. За это время в голове еще раз прокручиваются феерические необычные картинки этой сказки.

Тем не менее на земле есть тоже что посмотреть. Не идите вниз, а сразу перелезайте и шагайте вверх (в "гору"), там увидете город и окрестности как на ладони.

На фото - замерзшая река Сылва и город с "горы".

Кунгур, пещера...

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:50 + в цитатник
На фото - растущие ледяные сталагмиты.

Кунгур, пещера...

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:49 + в цитатник
Подземное озеро в гроте Хлебниковых. Тут непременно надо кинуть монету. Причем не просто, а чтобы ваша правая рука бросала монету над левым плечом (стоя спиной к озеру).

На фото - озеро и круги на воде от монет

Кунгур, пещера...

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:47 + в цитатник
На фото - что только не создаст Природа-матушка...

В глубине лабиринтов

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:46 + в цитатник
Паралелльно просмотру фотографий хочу сообщить одну важную вещь: наиболее красива пещера именно на стыке зимы и весны (февраль-март), когда ледяные наросты (сталлактиты) достигают своих пиковых величин.
Если у вас вдруг появится решение поехать туда, то постарайтесь ехать именно в это время. Летом первые и последние залы (маршрут почти кольцевой) обогреваются воздухом с улицы и наросты тают.

На фото - застывший водопад.

Все дальше в пешеру

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:42 + в цитатник
Извинюсь сразу за опечатки и ошибки: к сожалению время работы в Инет-кафе ограничено. Поэтому я либо выложу побольше снимков и описания с опечатками, либо буду все корректировать, но вы увидите лишь половину.

Эта пещера существует уже давно (в том смысле, что о ней давно известно людям). Если Новоафонская пещера была открыта в 1950-х, то Кунгурская известна с XIX века, а экскурсии тут проводят с начала XX века.

На фото - чарующая красота подземелий.

Пещера

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:38 + в цитатник
Да, сразу сообщу, что эти фотографии не передадут и половины подземной красоты! Дело в том, что если без вспышки, то получается темновато (никто вас не будет ждать, чтобы снимать со штатива с длинной выдеркой), а снимать со вспышкой, то получатся яркие предметы на переднем плане и темнота за ними.
Впрочем, некоторым способом, мне удалось хоть частично запечатлеть красоту поздемного царства.

Пещера

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:34 + в цитатник
Но вот уже куплены билеты (по 120 руб. с человека), разрешение на фотосъемку (100 руб., никто потом его и не спрашивал), ровно в 10 всех желающих (набралось человек 20) попросили подойти ко входу в пещеру и началась экскурсия.
Подземная сказка предстала во всей краске!
На фото - первый зал пещеры.

Кунгур

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:31 + в цитатник
Вечером сели в поезд С-Петербург - Омск, на котором и достигли Кунгура утром следующего дня (в 7 утра по-местному).
Кунгур - небольшой город на Урале (Пермская область) с красивой природой (а плохой на Урале и не бывает), естьгорнолыжный комлекс.
Основной целью приезда была Кунгурская пещера. Те люди, которые были в этой пещере, однозначно советовали нам посетить ее.
Первая экскурсия в пещеру начинается в 10.00 местного времени (+2 часа от мск.вр.). Добраться к пещере от вокзала можно за 30 минут пешком по замерзшей зимой реке Сылве, или на автобусе 7 маршрут, если не ошибаюсь).
На фото - такие уральские сувениры можно купить в Кунгуре (у пещеры сувенирный магазин и базарчик).

В Кирове

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:26 + в цитатник
Также посетили женский монастырь в дальней (за рекой Вятка) части города - Макарье. На фото ниже его строения.

Как мы ездили в Кунгур

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:23 + в цитатник
А пока попытаюсь хоть немного подробно рассказать об одном из путешествий - в Кунгур на 8-мартовские праздники.
Ездил только с семьей (с женой и сыном).
Маршрут был создан исходя из графика: день на осмотр - ночь в поезде (иначе за 3 дня не успеть).
Выезжали 5 марта вечером поездом Москва - Иркутск/Кемерово до Кирова (в кемеровской группе вагонов). Поезд симпатичный.
В Кирове были в 12 часов дня. Легкий мороз и солнце весь день - самая моя любимая зимняя погода. На осмотр Кирова у нас было примерно 6 часов. Конечно, это мало, но общее представление получили. Город тихий и спокойный, посмотрели центр и несколько храмов.
На фото - центр Кирова (один из переулков от улицы Ленина)

Пропал - не пропал

Среда, 30 Марта 2005 г. 19:16 + в цитатник
В колонках играет - Ничего не играет, все мысли сосредоточены на сообщении :-)
Настроение сейчас - Хорошее

Да, я снова тут. После длительного молчания в дневнике, связанного со сложными взаимоотношением с Инетом. Наверное, потом я также буду писать нечасто, но бросать начатое не планирую.
А пока хочу ознакомить всех желающих с произошедшим за это время. Клуб Транспортных Путешественников все это время проводил разные путешествия, сразу даже и вспомню про все, где успел поучаствовать. Наиболее запоминающие были:
окт. 2004 года по Брянщине (маршрут Москва - Унеча - Селецкая - Белая Березка - Брянск - Москва);
ноябрь 2004 года Москва - Лев Толстой - Куликово Поле - Елец - Ожерелье - Москва;
12 декабрь 2004 года - поездка с семьей в Великий Устюг;
Новый Год - суперфеерическое путешествие на Кавказ (Москва - Махачкала - Дербент - Баку - Тбилиси - Боржоми - Тбилиси - Москва) со встречей в пути (в Мичуринске) Нового Года. Почти везде ехали поездом (кроме самолета из Тбилиси домой, причем трое участников и из Тбилиси ехали по земле домой - автобусом до Владикавказа, электричкой в МинВоды и поездом в Москву и Питер). К сожелению этот рассказ пока не написан, но я стойко собираюсь это сделать;
23 февраля 2005 года - поездка в Боровск (Калужская обл);
8 марта 2005 года - поездка с семьей Москва - Киров - Кунгур - Пермь - Нижний Новгород - Москва;
18-21 марта 2005 года летали с другом по Аэрофлотовской акции со скидками в 50% в Армению (Ереван - быв.Гюмри (Ленинакан) - Гегард - Ереван). Очень запоминающееся путешествие. Армения - великолепная и добрая страна! Не все там цивильно (небольшая разруха), но добрые люди и красивая природа!
Непременно потом еще как-ниблудь туда поеду на большее число дней.
В общем, несмотря на исчезновение в дневнике, моя путешественническая жизнь продолжается.

От Челябинска до Москвы рядом с шофером-дальнобойщиком

Пятница, 30 Июля 2004 г. 10:14 + в цитатник
(получерновой вариант, потом подправлю)

Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то "невозвратное" лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола. Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.
Да что там — весь мир! На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.

(К.Паустовский, «Ильинский омут», 1964г.)

Подходила к концу очередная рабочая неделя второй половины июля 2004 года, я уже планировал в выходные поехать на дачу к супруге и сыну, как вдруг вечером в четверг позвонил начальник отдела: «Тебе уже сообщили? Нет? Ты едешь в командировку. В Челябинск. В эти выходные. Надо помочь ребятам сопроводить машины в Москву. С шефом все согласовано. И если у тебя есть на примете свободный надежный человек, то бери его с собой».
Вот это да?!! Путешествия я люблю, но хорошо, когда к ним готовишься заранее, собираешь информацию, а тут все так неожиданно. Ну, раз уж право выбора мне все равно не дали, значит надо собираться. Так, еще кого-то надо пригласить. Благо у нас в Клубе транспортных путешественников есть проверенные в дороге люди, с которыми лично приходилось преодолевать путь и на которых всегда можно положиться. Так, а кто у нас свободен? А, ну да – Алексей Янин. В общем, рассказав ему, что сам знаю, получил принципиальное согласие. А главным в поездке был Александр, который уже дважды ездил в сопровождении. Я почему решил, что ехать мы будем исключительно по магистрали М5 «Урал» и положил в рюкзак атласы тех областей и республик, по которой идет. Уже перед уходом я позвонил Александру, спросил как они едут – через Самару или Татарстан, оказалось второе – по трассе М7 «Волга». Пришлось спешно выкладывать часть карт – в результате со мной оказались атласы Челябинской, Нижегородской, Владимирской и Московской областей и республик Башкортостан, Татарстан, Чувашия. Кроме этого положил сменную одежду, с учетом того, что в Челябинске стояля жара +35.
Билет взяли на рейс в 18.00 из Домодедово. Мы с Алексеем честно к 17 часам уже были уже в аэропорту, а вот Александра все не было, причем билеты и деньги были у него. В 17.15 диктор объявила об окончании регистрации на Челябинск, а его нет! Эх, веселое начало! В 17.19 торопливо подходит молодой человек в клетчатой рубашке: «Я – Саша. Вот ваши билеты, пошли».
Последними проходим регистрацию, металлоискатели. Садимся в самолет – небольшой ТУ-134 авиакомпании «Энкор». Оказывается, летит всего 18 человек (вот что значит, что рейса нет в списке сайта http://polets.ru), все садятся кто куда желает. Вскоре взлетаем, внизу удаляются домики, дороги, деревья, электропоезд «Экспресс» – все как игрушечное! Почти сразу дали по бокалу красного вина, накормили. Через 2,5 часа мы уже выходили в аэропорту Челябинска, который называется «Баландино» (по местности). А местное время больше на 2 часа московского. На улице темнеет, оживляются комарики. Вот мы на складе. Тут стоят 8 рефрижераторов, но загрузятся они только утром, да еще пока бумаги на них оформят…
В 14 часов местного времени выезжаем, сразу на объездную города. Эх, а я мечтал еще и по городу походить, но видно не в этот раз. Моя задача – следить за целостностью груза и сохранность пломб. Водители решили ехать все вместе, караваном. Мне достался МАЗ, хотя были и иномарки: Renault, Volvo, MAN. Мой водитель из Челябинска, сообщил, что лето у них в этом году очень жаркое (за окном видна выгоревшая от солнца трава), ему же больше по душе было умеренная погода этого года в центральной России. А еще сообщил, что у них много энцефалитных клещей!
Выезжаем на трассу М7. Теперь по ней мы будем ехать почти 1900 км до Москвы. Челябинская область интересна тем, что очень много озер. А места на западе области прозвали «Уральской Швейцарией» - тут масса горных озер и рек.
Дорога уверенно наматывается на колеса мощных машин. Даже не верится, что в относительно небольшом пространстве под кабиной МАЗа спрятаны 250 лошадиных сил! Что уж говорить про Renault и Volvo, где этих самых «лошадок» почти 400! Они так легко тянут прицепы, что совсем не верится, что там 20-тонный груз.
Мерно урча дизелем, приближаемся к обходу города Миассу, родине грузовиков «Урал». Где-то недалеко находится печально известное объединение «Маяк», где утилизируют ядерные отходы. Тяжело об этом думать, особенно видя в лобовое стекло такие чудесные красоты природы – впереди уже замаячили Уральские горы. Вот тут – на подъеме – и очутилось превосходство иномарок: они уверенно вползали вверх, в то время как мы медленно карабкались по раскаленному асфальту. Впрочем, если брать в расчет весь путь, то Слава (водитель) – дальнобойщик с 15-летним стажем – отлично управлял машиной, и в среднем мы шли вторыми-третьими-четвертыми в нашей колонне из 8 автопоездов.
Уральские горы! Это первые настоящие горы, которые я впервые увидел, когда мы в 1993 году с Андреем – моим другом перекладными поездами добрались от Москвы до Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Чусовой. А ведь это не просто горы – это раздел двух великих континентов – Европы и Азии! Как раз на этих мыслях мы и увидели монумент, напоминающий всем водителям об этом – стела стоит с южной стороны дороги. Но это еще не самая высокая точка – вскоре мы уже поднимаемся еще выше, чтобы перевалить еще один хребет. Красота вокруг неописуемая! Эх, если бы тут можно было выйти, да еще с собой иметь палатку и друзей и две недели свободного времени… Пока я мечтаю, мы уже проносимся мимо поворота на Златоуст – крупный город, там даже трамваи есть. Между деревьями справа иногда мелькают внизу строения Златоуста, а водитель показывает налево – «тут есть такое место – Трехгорный, горы обступают городок с трех сторон. Там очень часто дожди – горы цепляют облака». Будто в подтверждение его слов солнце вскоре скрывают черные тучи, и на нас обрушился сильнейший ливень. Но только мы стали снижаться с гор – тучи остались позади. Хотя и солнце уже садилось, радуя последними оранжево-красными лучами. В сумерках, прямо под нами, а точнее чуть левее и где-то внизу от дороги сверкали огоньки города Сатка. Слава сообщил: «Когда тут едешь днем, то сверху четко видно улицы и дома города. Ты будто на карту города сверху смотришь! А вообще дорога эта через Урал у нас «дорогой смерти» зовут – зимой много машин бьется. Это летом сцепление колес с дорогой хорошее, а как дорога корочкой покроется – держи ухо востро. А если снегопад – порой трассу на 2-3 дня закрывали. А что делать – стоишь и ждешь погоды! В такие моменты я порой думаю, чего я в Челябинске родился и живу? Жил бы в Европе (не в той «Европе», которой обычно у нас пытаются показать «высший свет», а именно в Европе настоящей, про которую все еще в школе проходили, есть такая часть света)- никаких проблем и колодки бы так сильно не терлись».
Время от времени по бокам дороги возникали небольшие рынки, где продают всякую всячину, особенно выделялись разнообразные надувные лодки, плоты, матрасы. Где-то справа остался город Усть-Катав, где делают трамваи, далее через город Сим, и вскоре Челябинская область закончилась. Мы въехали в Башкирию, и это видно сразу – тут, как и в следующем на нашем пути Татарстане, большинство указателей на двух или даже трех (английский) языках. Как раз тут, рядом с границей регионов, еще одно печальное место: на перегоне Улу-Теляк – Казаяк 15 лет назад произошла жуткая трагедия, когда из-за утечки газа во время прохода двух скорых поездов Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск произошел сильнейший взрыв, заживо сгорело более тысячи человек. Где-то там, в десятке километров севернее автомагистрали, на остановочном пункте железной дороги стоит монумент в память о тех, кому не суждено было доехать до пункта назначения…
На часах, а время в Башкирии также на 2 часа впереди московского, был уже второй час ночи, когда водители решили свернуть на ночевку на охраняемую стоянку рядом с Уфой. Меня так сильно тянуло в сон, что я не пошел на ужин в кафе, а сразу улегся на верхнюю полку в спальном отсеке кабины и быстро уснул.
В 9 утра подъем. Быстрый завтрак и отправляемся в дальнейший путь. Вскоре наш путь по магистрали М5 закончился – мы сворачивали на дорогу М7. Можно, конечно, ехать в Москву и по М5, но мост через Волгу вблизи Самара обветшал, его грузоподъемность сильно снижена, и за проезд таких монстров-автопоездов надо отдать по 1000 руб.
Переливаясь в лучах утреннего солнца, справа от объездной виднелись здания столицы Башкортостана – Уфы. На посту ДПС три фуры тормозит инспектор. Свои намерения он даже не пытается от водителей: «У него негабарит, ну а вы просто из уважения по 50 рублей».
В целом, Башкирия понравилась. Все границы районов на нашем пути были красиво оформлены стелами с их названиями, кое-где даже продолжают ухоженно существовать элементы прошлого – серп и молот. Иногда вдоль дороги встречаются отдельные нефтекачалки. Слава-водитель говорит, что по М5 их намного больше. На одной из остановок ребята на Renault без проблем сажают двух девушек и их маму – довезти несколько километров.
Вскоре мы уже въехали в Татарстан – еще одну из российских республик. Но не успели проехать десятка километров, как пришлось свернуть в обход – 20-километровый кусок трассы М7 закрыт на ремонт. В районе Поисево возвращаемся на трассу, и тут же все дружно тормозятся на очередном посту ДПС. Нет, не за перевес на весах (хотя позже – у Чебоксар и после Нижнего Новгорода несколько машин «поймались» на весовом контроле), а за нарушение – знак запрещает поворот. По правилам следует пересечь М7 и снова плутать объездными дорогами, хотя тут уже трасса не ремонтируется. По 100 рублей с каждой машины и у инспектора уже нет к нам никаких претензий. Не доезжая Набережных Челнов, на заправке, водитель заправщика предлагает солярку, по 6 рублей за литр. «Дешевле не найдешь» - поясняет мне Слава, и наши водители пишут мобильный телефон водителя цистерны. «Будем ехать обратно – позвоним. Челябинские мы» – уже отправляясь кричат заправщику водители.
На въезде в Челны снова остановка инспектором. Еще по 100 рублей переходит из карманов водителей работникам «полосатых палочек». В отличие от многих других крупных городов на трассе, Набережные Челны магистраль пересекает не в обход, а через город. Когда-то город переименовывался в Брежнев, но название просуществовало недолго. Сбоку видны большие промзоны, трубы, где-то тут стоит гигант одной из пятилеток – Камский автозавод (КамАЗ).
Мы едем замыкающими. Пытаюсь на ходу сфотографировать трамвай КТМ-5, который мы обгоняем. На одном из перекрестков между предыдущей фурой и нами на светофоре загорается красный, но Слава не хочет отставать от колонны, продолжает езду, и тут же был схвачен за это гаишником. Долгая беседа и Слава возвращается в МАЗ – денег инспектор не берет. Что ж, ничего не попишешь – все справедливо и законно.
Перед въездом на плотину ГЭС шлагбаумы – проезд на другой берег платный и с каждого рефрижератора в будку со шлагбаумом отправляется по 270 рублей. Не много ли и на что пойдут эти деньги? Пересекаем Каму, справа от нас идет железнодорожный мост. В Челнах мне пока не удалось побывать, а хотелось бы.
Обед в придорожном кафе и движение продолжается. Уже понятно, что далее Казани сегодня мы уже не уедем, вечереет. Прячутся в кустах гаишники с радарами, «стреляющие» по машинам, но мы идем установленной скоростью. Уже в сумерках проходим пост ДПС около Казани. Одна из машин тормозит около «жриц любви». За трое суток пути мы не раз видели их у дороги. Откровенно говоря, просто жалко этих женщин легкого поведения, продающих свою красоту и молодость. Я их не осуждаю, равно как и водителей. Бог им судья. Как в библейской истории: «Пусть кинет в нее камень тот, кто сам без греха». Но иногда доходило до курьезов. Так, когда мы заночевали на стоянке после Казани, под утро раздался стук в нашу кабину. Слава сквозь сон спросил: «Вова, ты?». Через минуту стук уже сильнее. «Вова, мы еще спим». Через минуту стук еще более настойчивый, Слава полез открывать и увидел женщину: «Отдохнуть не хотите?» - «Ты что? Ты страшна, как моя жизнь!». А еще водители все время обсуждали их по рации: «Смотрите сейчас налево, в белых брюках, какая жо…»
Завтрак, долгие сборы утром, кто-то подкачивает колесо, и в 10 утра колонна следует дальше. Примерно полдороги позади. Пересекаем по путепроводам железные дороги Канаш – Рузаевка и Казань – Москва (прямо над станцией Тюрлема) и оказываемся в Чувашии. Тут уже вывески идут только на русском. Зато как симпатично выглядят автобусные остановки по трассе: все такие ухоженные, чистенькие, на каждой вверху названия деревень на фоне красно-желтого республиканского флага. А вот качество дорог тут не очень: пожалуй, из всего пути чувашский участок самый неухоженный.
Проходим город Цивильск, вскоре уже видна стела «Шупашкар – Чебоксары». Но в город мы не заходим, а только объезжаем сбоку. Еще один город, куда я хочу попасть, но пока это не удалось. Вот рядом с нами двигаются тепловозы ЧМЭ3 с российскими полосками на бортах на станции Чебоксары-2 и вскоре столица Чувашии уже позади. Названия населенных пунктов рассмешат любого приезжего: Шобашкаркасы, Чиричкасы, Рыкакасы и другие «касы». Впрочем, интересные названия попадались и в других регионах по дороге, например, в Татарстане мы проезжали поселок с названием Чат.
Остановка на обед в Сучково, старый мост через красавицу-Суру и мы уже в Нижегородской области. Тут дорога идет совсем недалеко от Волги, почти параллельно великой реке. Нижний Новгород, как днем ранее Набережные Челны, мы пересекаем через сам город. Этот мегаполис долго не хочет нас выпускать из своих объятий, но мы успешно перемахиваем через Оку по Мызинскому мосту и далее до границы с Владимирской областью уже идет широкая 4-полосная дорога. Границей тут является мост через Клязьму, за которым идет город ГороховЕц. Очень симпатичный небольшой город (с красивым Храмом и резными деревянными домиками), впрочем, как и многие на Владимирщине.
Интересной особенностью участка дороги М7 между Гороховцом и Вязниками является то, что через города идет именно автомагистраль, а железная дорога идет в нескольких километрах южнее и от одноименных станций еще нужно добираться, в то время как в остальных местах через города проходит именно железная дорога, а трасса идет в стороне. Дорога усиленно ремонтируется, приходится долго медленно ползти по краю старого разбитого асфальта, видя сбоку широкое полотно и укладку асфальтового покрытия. Одного из водителей эта ровная минивзлетная полоса так заманила, что он съехал на нее, да в конце попал в песок, где и засел. Местные ребята пытаются столкнуть его «Газель» на асфальт, но это нелегко. Поистине, поспешишь – людей насмешишь!
Проследуем еще один симпатичный владимирский город Вязники и ночуем на стоянке в Лемешках, перед Боголюбовым. У Саши в этот день был день рождения, и мы его немного отметили в кафе – народ до трех часов ночи расходился спать.
Последнее утро в дороге, последние утренние сборы и завтрак. Колонна лениво выползает на автодорогу. И снова ветер дороги обдувает наши тела, солнце печет руки, в динамиках играет музыка, а в окне мелькают деревни, леса, реки.
Красивый монастырь в Боголюбово, а где-то там слева в низине одиноко и величаво веками стоит дивный храм Покрова-на-Нерли, так удачно вписанный в местную красоту пейзажа. Владимир мы обходим по самому краю города, а далее широкая дорога прямо до Москвы, на которой одна деревня сменяет другую и полно светофоров. Прямо-таки сплошная заселенность после просторов Поволжья и Приуралья!
Въезжаем в Московскую область. Ближе к Москве начинаются пробки, от которых я уже успел немного отвыкнуть, воздух становится тяжелее. А вот и Москва – родной город. Слава удивляется, показывая на прилегающие к шоссе дома: «Как вы тут живете? Чем тут люди дышат, как они этот вечный шум машин переносят?».
Да, Москва – это уже совсем другой мир и порой живя тут, нам просто необходимо выбираться туда, где текут чистые речушки, шелестит лес, пахнет скошенной травой, и щебечут птицы. И откроется вам все великолепие и разнообразие нашей страны, с разными народами и традициями.
Закончилась эта поездка, но я еще обязательно вернусь в эти места! Может даже и совсем скоро.

начал рассказ о майской поездке на Сахалин

Вторник, 20 Июля 2004 г. 22:02 + в цитатник
Появилось немного свободного времени, поэтому взялся за написание рассказа. Написал, правда, пока не так много, примерно четверть-треть от предполагаемого.
Остальное - немного позже.
========================================================
Пересекая Россию
(путешествие из Москвы на Сахалин по Байкало-Амурской магистрали)


...Проложим за Байкалом мы невиданный маршрут,
До отправленья поезда осталось пять минут…
(А.Пахмутова – Н.Добронравов)

1. Предисловие

После того, как весной 2002 года я успешно побывал в Восточной Сибири (Улан-Удэ, Чита, Тында), взгляды мои на карте России все чаще были обращены на Дальний Восток. Но манил не столько Транссиб, не Владивосток или Хабаровск. Манили восточный БАМ, «город юности» Комсомольск-на-Амуре, и загадочный Сахалин. В 2003 году удалось добраться и до Комсомольска. И вот на майские праздники 2004 года я решился достичь и Сахалина.
Честно говоря, в одиночку я наверное бы не решился пробираться на этот остров, уж слишком далеко предстояло попасть, к тому же не было определенности с водной переправой на остров (я только знал, что надо ориентироваться на паром Ванино – Холмск). Поэтому одной из главных задач было найти компаньона (-ов). Поиск начался еще зимой 2003 года, и за год сформировалась даже небольшая группа. Но, в конце концов, поехать на Сахалин по моей схеме согласился только один человек – Алексей Стрекалов. До этого мы с ним несколько раз вместе путешествовали по Подмосковью и смогли неплохо друг друга узнать. Надо сказать, что это был идеальный компаньон. Именно про таких людей часто говорят, что он заменит целую команду. За всю дорогу не возникло ни малейшего трения между нами. Через рассказ хочу выразить ему огромное человеческое спасибо за компанию и поддержку в дороге!
Приблизительно за два месяца до путешествия сформировался примерный график и даты поездки, а за месяц – мы приобрели авиабилеты от Москвы до Братска на вечер 28 мая и от Южно-Сахалинска до Москвы на 10 мая.

2. Из Москвы на БАМ

Итак, улажены дела с начальством насчет рабочих дни между майскими праздниками, собраны рюкзаки и теплая одежда. Вечером 28 апреля 2004 года прямо с работы отправляемся в аэропорт Домодедово (на простой электричке с Павелецкого вокзала). Но, прибыв туда в 18 часов (вылет на Братск по расписанию в 20.10) выясняем, что зря так торопились – наш рейс задерживается аж на 3 часа. Самое обидное, что это был единственный задерживаемый рейс из трех десятков, обозначенных на мониторе вылета. Ну, ничего не поделаешь – придется ждать. Хорошо хоть еще светло и можно смотреть через стекло на самолеты. Кроме того, позвонили домой и сообщили о задержке рейса, поели пирожков с лимонадом, почитали газеты. Незаметно стемнело.
В 22 часа начали регистрацию. Вообще Домодедово – очень приятный аэропорт. По словам Алексея, в Шереметьево хуже. Там даже с аэропорта на самолеты смотреть нельзя. Прошли регистрацию, Алексею пришлось сдать свой рюкзак в багаж (предварительно за 100 рублей запаковав его в пленку), я же свой оставил как ручную кладь. Прошли рамки металлодетекторов, просветили мой рюкзак. В ТУ-154м пустили только около 0 часов, а в 0.20 мы вылетели. Я сел у иллюминатора (заняты были только порядка 60% мест и все сели кто как хотел) и смотрел взлет: темнота, посреди которой огни аэродрома прилегающих населенных пунктов. Через некоторое время дали лимонад, потом покормили. Уснули. В пути видел, как розовело солнце впереди нас – приходил новый день. В 5 часов утра по московскому времени приземляемся в Братске, пронзая железным телом самолета белые барашки облаков над Ангарой. Но это в Москве 5 утра, а тут уже 10 часов – день в разгаре. Минут 10 сидим в аэропорте ожидая багаж – рюкзак Алексея. Братский аэропорт сильно контрастирует с Домодедовом: сбоку поля какие-то разломанные здания, ржавые конструкции.
Как и год назад, ввиду опоздания самолета, никакого автобуса в город нет, немногочисленные встречающие разъезжаются на машинах, ну а мы шагаем по почти пустынной автодороге вдоль соснового леса в сторону железнодорожной станции Падунские Пороги (снега почти нет, температура около нуля). Еще раз на факте убеждаюсь, что самолет – машина времени: за 5 часов на поезде можно доехать от Москвы до Нижнего Новгорода, максимум – до Петербурга, а тут мы уже шагаем по Восточной Сибири, за пять с лишним тысяч километров от дома! Правда, на этой удивительной возможности «машины времени» положительные свойства самолета и заканчиваются – во всем остальном поезд лучше: и безопаснее, и дешевле, и комфортнее, и в окно смотреть интереснее!
Минут 50 ходьбы неплохим шагом – и мы на станции Падунские Пороги Восточно–сибирской железной дороги: одноэтажная серая коробка, десяток путей, множество полувагонов с лесом. Ближайший поезд на Северобайкальск будет через три часа, а до него на восток еще пройдут скорый поезд №88 Иркутск – Усть-Илимск и электричка до Коршунихи.
Восточно-сибирская железная дорога – одна из 17 железных дорог России. Управление дороги находится в Иркутске. Основные участки: Юрты – Петровский Завод на Транссибе (причем именно тут находится середина пути от Москвы до Владивостока) и Тайшет – Хани на линии Байкало-Амурской магистрали. Более 80% линий ВСЖД электрифицированы (переменным током).
Объявляют прибытие поезда на Усть-Илимск. Предлагаю Алексею поговорить с машинистами и попроситься в кабину до Коршунихи, Алексей одобряет (он тоже уважает железную дорогу, не даром же полгода до армии успел поработать помощником машиниста в депо Москва-сортировочная). Довольно длинный состав, ведомый электровозом ВЛ80С-2557 с надписью «пассажирский» из депо Северобайкальск, медленно вползает на станцию и останавливается. Из электровоза вылезает человек, спрашиваемся проехать с ним в кабине, он отказывает под предлогом, что с ними едет инструктор (в кабине на самом деле видны две женщины, еще кто-то покуривает из окна задней кабины). «Ну, тогда можно хоть ваш локомотив сфотографировать?» – «Да, хоть весь обснимайте!» – «Спасибо!». Фотографируем состав и вскоре поезд «Усть-Илим» также неторопливо, как и прибыл, скрывается. Возвращаемся в вокзал, большинство пассажиров уехали. В самом вокзале много железных сидений «с ручками», в кадках и горшках растут растения, есть буфет. Покупаем два плацкартных билета на поезд с номером 938 (еще недавно поезд имел нормальный пассажирский номер 198) Красноярск – Северобайкальск приписки Красноярской дороги. Еще немного времени и прибывают 6-вагонные электрички: на Вихоревку идет ЭР9П-349, на Коршуниху – ЭР9П-267 (все из депо Вихоревка).
А вот и наш поезд подходит, и тоже с электровозом ВЛ80С. Теперь понятно, почему у него почтово-багажный номер: в составе 12 пассажирских и 5 багажных вагонов. Наш вагон довольно свободен (менее половины мест занято), располагаемся на свободных боковушках. Постояв минут 20, поезд отправляется. Неторопливо проезжаем высотные дома района Энергетик города Братска, после чего выскакиваем на плотину Братской ГЭС. Ангара тут очень различается в разных окнах вагона: с юга уровень воды очень высок, и вширь разлилась в огромное искусственное Братское море (оно еще почти все сковано льдом), а на севере она по краям сжата высокими берегами и ее поверхность где-то далеко внизу. Рядом с рекой с северной стороны огромные подстанции с десятками расходящихся во все направления проводами. Тут как раз освобождается нормальная ячейка рядом, куда мы и пересаживаемся.
Остановка в еще одном крупном районе Братска – Гидростроителе. Город сильно раскидан вдоль железной дороги, но основные его части: Новобратск, Энергетик и Гидростроитель. На станции Гидростроитель поезд по расписанию имеет аж 45-минутную стоянку. Алексей остается в вагоне, а я иду на улицу, чтобы сфотографировать вокзал, купить хлеба, лапши «Доширак» и братского пива, а также осмотреть привокзальную территорию. На вокзале пустынно, людей очень мало. Архитектура вокзала интереснее, чем в Падунских Порогах, хотя здание тоже одноэтажное. В магазинчике рядом покупаю продукты. За вокзалом стоит монумент с цифрами годов «1946» и «1971» (к 25-летию основания района?).
Сажусь в поезд, обедаем. После этого укладываемся спать – все-таки ночь у нас была короткая. Просыпаемся в Коршунихе. В локомотивном депо стоят штук пять синих ВЛ80М, а еще много ВЛ80С и ВЛ60. На станции Карстовая с северной стороны прямо рядом с железной дорогой пропасть, едем по краю (как-то примостилась тут и дежурка), а с юга идет добыча породы (на боковых путях стоят два тепловоза 2ТЭ10М). Темнеет. Ужинаем. В сумерках видны сопки. Сибирь! Красиво!!! И еще не совсем привычно осознавать себя тут. На станции Семигорская рядом с пешеходным мостом с северной стороны примостилось здание дежурной по станции, но здание абсолютно без света. А вот Мерзлотная – на станции темень, дежурки похоже вообще нет, вдали с юга видны огни поселка.
Станции Лена. Поезд тут стоит 25 минут для смены бригады машинистов. На улице темно (освещение очень тусклое), час ночи по местному времени. Но, несмотря на столь поздний час, из поезда выходит довольно много людей (у нас вышло пол-вагона). Многие тащат большие коробки, сумки. Вдоль состава важно прогуливаются два милиционера: один высокий и толстый, второй – худой и низкий. Спереди виднеется здание вокзала, оно похоже на вокзал в Гидростроителе.
Лена – крупная железнодорожная станция, названа в честь одноименной реки, расположена в городе Усть-Кут. Движение поездов производится с 1954 года. До 1970-х годов являлась конечной станцией. Именно отсюда первые отряды строителей начали осваивать тайгу для прокладки комсомольской Байкало-Амурской магистрали. В 1980-х рядом со станцией строителями из Ставрополья и Чечено-Ингушетии были возведены современные высотные дома. Напротив вокзала – порт Осетрово. В этом городе грузы с железной дороги перегружаются на суда. В 2003 году река обмелела, что негативно сказалось на доставке «северного завоза» в республику Саха-Якутия.
От станции Лена до станции Лена-Восточная (14 км) вдоль дороги расположена та огромная перевалочная база (краны, склады), что используется для перегруза нефти, леса и прочих грузов для Якутии. На Лене-Восточной большой 2-этажный «бамовский» вокзал, но светятся лишь пять окон на втором этаже. На перроне стоят всего два человека: мужчина и женщина (видимо, кого-то встречают). Тут стоим всего 2 минуты и снова в путь. Почти сразу за станцией поезд отклоняется вправо и резво пересекает мост через Лену, после которого справа стоит стела в честь начала строительства БАМ с портретом Ленина. Но все это проезжаем уже в кромешной тьме, лишь только тусклый свет от вагонов освещает предметы рядом с путями.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – железнодорожная линия в восточной части России, северный дублер Транссиба. Изыскания и строительство БАМ начато в 30-х г.г. XX века, впоследствии работы «заморожены». Дорога вновь проектируется и строится в 60-80 годы. Основная ее часть – 3145 км от Лены до Комсомольска-на-Амуре – построена в 1974-84 г.г. В постоянную эксплуатацию сдана в 1989 году.
К моей радости в нашем (дальнем) туалете открывается окно и во время остановок можно попробовать в ночном режиме сфотографировать станционные здания. А пока мы едем по первым километрам когда-то бывшей под единым управлением Байкало-Амурской магистрали. Промелькнуло в окне здание ликвидированного ныне первого разъезда (тут уже идет однопутка, хотя когда-то эти первые километры были с двумя путями), проскакиваем мимо существующего разъезда Чудничный (тут нас пропускает встречный грузовой, дежурка же наглухо закрыта – всем управляет автоматика под руководством иркутских диспетчеров), зато на станции Звездная у нас 11-минутная стоянка (скрещение со встречным скорым). Проектом строительства станция (как и прилегающий поселок) должна была называться созвучно местной реке – Таюра – но первопроходцы комсомольского периода, дойдя в это место, были настолько очарованы таежным небом, что предложили назвать поселок и станцию Звездными. Это название лишний раз доказывает, какие романтики ехали строить БАМ в первых отрядах 1970-х! Они действительно ехали «за туманом и за запахом тайги». Это уже потом на стройку поехали за «длинными рублями».
Едем дальше по БАМ сквозь ночь. Станция Ния – из поезда выходят человек 20, есть лесопогрузка, скрещение с поездом №71 Северобайкальск – Иркутск.
Небель (852 км от Тайшета) – снега еще много, а людей на улице не видно, лишь одна дежурная по станции встречает поезд.
Киренга – светится пара окон огромного 2-этажного вокзала, из поезда выходит пара человек, есть лесопогрузка, вагонники. Чуть дальше на боковых путях «спят» электровозы ВЛ60 (2 штуки), ВЛ80, тепловоз ТЭМ2, четыре сидячих вагона от рабочего поезда Северобайкальск – Киренга – Лена. Подъездные пути, уходящие прямо в тайгу. За вокзалом вверху виднеются огни – это поселок Магистральный. Несмотря ни на что, жизнь продолжается…
Разъезд Окунайский (юг*) (* - тут и далее так я буду указывать для любознательных исследователей, с какой стороны от дороги находится станционное здание, в данном случае – с южной стороны) – заброшенный 2-этажный вокзал без окон и дверей, рядом здание дежурной по станции. Разъезд действует, даже есть подъездные пути, рядом видна и автодорога.
Проезжаем большой мост, начинает немного светать. В вагоне тихо – все спят. Осталось человек 15, не больше.
Улькан (юг) – немалый поселок, десятка два встречающих, есть лесопогрузка, встречаемся с грузовым поездом, сбоку стоит ТЭМ2.
Умбелла – станция с красивым названием: так и представляешь, что жила здесь когда-то восточная красавица, но не дождалась своего принца и стала рекой. Может, так оно и было в древней легенде или это уже фантазии в моей не выспавшейся голове?… Но то, что встретились тут с поездом из электровоза ВЛ60 и тремя полувагонами – это точно, записал в тетрадку. Тут всего 3 пути, дежурной нет (дежурка закрыта). Пока стояли и ждали встречного, «компьютер» по громкой связи объявлял с небольшими промежутками: «Внимание! Четный поезд проследовал входной сигнал»…
Проехали ликвидированный разъезд на 959 км (было когда-то тут три пути), дежурки не заметил.
Кунерма (981 км) – нас встречает дежурная у бело-голубого красавца-вокзала. Из поезда вышло 5 человек. Отсюда начинаются предгорья Дабана (местные чаще называют его Даваном («Проезжали Даванский хребет…»), но разъезд называется все-таки Дабан). Красота неописуемая! Высовываюсь в открытое окно и любуюсь – сон как рукой сняло. Справа от нас едут «Уралы»-лесовозы.
Дельбичинда – рядом с дежурным сидит собака, похожая на волка. Других людей не видно. Навстречу нам стоит электровоз ВЛ80С, следующий резервом. Снега столько, что окна «дежурки» почти скрыты им. Когда-то в Дельбичинде уходил обход Байкальского (Даванского) тоннеля, по которому шли товарняки для строителей, пока почти 7-километровый тоннель, второй по протяженности на БАМ, строился). Следы обхода видны и сейчас: вправо и вверх уходят столбы бывшей контактной сети.
Поезд упрямо поднимается к перевалу, извиваясь змейкой в разные стороны по склонам. Тут только успевай перебегать от окна справа к левому (благо, все «боковушки» рядом с нами свободны) и пытаться представить реальную картину. С каждым километром толщина снега увеличивается. Натуральный снежный февраль (интересно, а как тогда тут в феврале?), никак не Первомай!
За всеми наблюдениями едва не забываю разбудить Алексея, спящего очень сладко: ну да разве можно такую красоту проспать?! Наконец, состав входит в долину, делает «петлю почета» с очередным набором высоты, и вот уже виден портал тоннеля – такое ма-а-аленькое черное отверстие в огромном, чуть пугающем, хребте. Еще немного и мы ныряем внутрь хребта: становится темно, усиливается мерный перестук колес. Тоннель! Несколько минут, всего несколько минут. Но скольких сил и времени ушло у строителей, чтобы «открыть» этот «ключ» на пути к Байкалу?!
Едва выезжаем из тоннеля – попадаем на территорию Бурятии. Разъезд Дабан. Небольшая бело-голубая дежурка, встречает женщина, снег выше окон. Где-то из-за горы медленно встает солнечный диск, чтобы осветить и обогреть наш мир последний раз в этом апреле. Алексей быстро умывается и присоединяется со своим цифровиком ко мне – нужно обязательно ухватить и сохранить фотоаппаратом хоть каплю этой красоты на память. Не так много мест, где можно ехать в поезде и любоваться облачками на фоне гор почти рядом с окнами.
Предпоследняя остановка поезда – Гоуджекит. В километре отсюда находится один из горячих источников, коих немало в Прибайкалье. У здания «дежурки» повязки на ветвях дерева. Так обычно «отмечают» на территории Бурятии (и не только) примечательные места. Нас встречает дежурная, с поезда выходят 4 женщины. Навстречу нам проходит рабочий поезд Северобайкальск – Киренга. Немногочисленные пассажиры нашего вагона уже встали, собирают постели и вещи – скоро выходить.
Проезжаем разъезд Тыя (без дежурного), поворот на юг и вскоре уже мелькают домишки так называемого «старого города», что в Северобайкальске. Поначалу кажется, что это дачные домики между соснами, но на самом деле тут много зданий считаются именно жильем. Эти щитовые дома, «щитовухи», бараки, были возведены именно как временное жилье с расчетом, что «потерпите чуть-чуть», и всем будет благоустроенное жилье. Увы, как у нас часто бывает, это «чуть-чуть» растянулось на долгие годы. В «старом городе» сейчас живет чуть ли не половина жителей Северобайкальска. Как ни печален этот вид, есть небольшое положительное свойство у «старого города» - можно воочию увидеть условия, в которых жили строители магистрали. Люди, отдавшие государству лучшие свои годы и силы. А что получили они от него взамен? Плевки и обещания?! Но нет, слышите! Нет! Не буду говорить за страну, но скажу от себя и таких же «неисправимых романтиков». Незабываем и велик ваш труд! Низкий вам поклон. И лучший памятник вашего труда – перестук колес на ВАШЕЙ дороге. Магистраль живет и работает. И это кратчайший путь к океану и кладовым Родины!

3. В Северобайкальске. Мысовые тоннели.

Северобайкальск – один из немногих городов, обязанных своим появлением строительству Байкало-Амурской магистрали. Возведен ленинградскими строителями. Статус города получил в 1980 году. Население – 26 тыс.жит. Расположен в республике Бурятия, на северной оконечности озера Байкал, город республиканского подчинения. Основные предприятия – подразделения Восточно-Сибирской железной дороги, во главе с ее филиалом – отделением дороги. Разница времени с Москвой +5 часов.
Точно по расписанию, в 8 часов утра местного времени, прибываем к 1-му перрону вокзала. Фотографируемся у поезда и идем в вокзал, где Алексей за 35 рублей сдает свой рюкзак в камеру хранения. С пешеходного моста любуемся на город, вокзал, станцию. Как раз прибывает поезд 955 Новая Чара – Северобайкальск (ВЛ80С и 9 вагонов). Насмотревшись, первым делом идет к Байкалу – дань уважения. «Старик» еще спит, причем крепко: все озеро сковано льдами. У берега, где городской пляж, две женщины делают зарядку. Изредка подъезжают машины, выходят люди, минут 5 смотрят на озеро и уезжают дальше по делам. Мы же получаса бродили по прибрежным льдам бескрайнего озера, смотрели в образовывающиеся трещины, фотографировались. Все-таки, несмотря на все меры предосторожности, влияние города на озеро имеется: видно, что льдины не абсолютно белые, есть вкрапления мелких черных точек (сажа из котельной?). Напоследок бросаем по монетке в трещинку – Байкал, мы обязательно еще вернемся!
На вокзале в киоске приобретаю открытки с видами БАМ и города. На дверях все то же объявление, что вокзал открыт с 5 до 24 часов. Выходим в город. В лучах солнца весело отражаются светлые пятиэтажки. Приятно вновь оказаться в этом городе!
Фотографируем памятник-паровоз П36, у которого убирается дворники. Удивительно, но традиция возводить паровозы в виде памятных монументов передалась и сюда, на БАМ, хотя в годы, когда сюда пошли поезда, на сети дорог паровые машины почти не эксплуатировались. Это, конечно, неплохо. Но скажем, трудяга-тепловоз ТЭ3, который и открывал движение в Северобайкальске, был бы все-таки тут уместнее.
По нашему плану, на посещение Северобайкальска отводилось примерно 10 часов: вечером нам предстояло уехать в Таксимо на поезде Северобайкальск – Новая Чара. Первым делом мы осмотрели центр города, после чего по Ленинградскому проспекту направились в старую часть – в музей бурятского участка БАМ. По пути Алексей подметил, что в городе очень много машин «Нива», чуть ли не половина всех легковых автомобилей. Он сам является обладателем увеличенной «Нивы» - «Тайги», поэтому частые встречи с ВАЗ-2121 в городе ему были приятны.
Музей был открыт, и мы успешно его осмотрели. Правда вот-вот ожидалась группа школьников города, поэтому нас попросили осмотреть экспонаты, не сильно задерживаясь. К сожалению, чего-то нового из литературы в продаже у них не было. После этого мы разделились: Алексей направился в центр звонить в Москву с переговорного пункта, а я направился в находящуюся рядом картинную галерею. За совсем небольшую сумму я в одиночестве осмотрел работы местных художников. Кстати, в галерее мне повезло больше – сотрудница музея сообщила, что в продаже есть старые значки по 10 рублей, из которых я сразу выбрал два бамовских – «Таксимо» и «Северо-Муйский тоннель». Когда-нибудь дойдут руки открыть на сайте о БАМ раздел «Коллекция», куда и будут выставляться вещи, связанные с магистралью: значки, книги, открытки и прочая атрибутика. Ну а пока веду активный сбор всего этого, разыскивая и на БАМ, и в Москве, и через Интернет такие вещи.
После картинной галереи я решил еще осмотреть железную дорогу, что проходит рядом. Как раз напротив музея и галереи находится остановочный пункт 1061 км: три плиты у колеи и щит с наименованием. Жаль, поездов не было, зато я запечатлел на память сам щит с указанием «МПС РФ» - увы, но эта организация с полуторавековой историей тоже стала историей. Еще из интересного по пути в центр я заметил магазинчик с гордым названием «БАМ».
Вернувшись в «новый город», мы попытались еще зайти галерею ДК «Железнодорожник», но она была закрыта. В книжном магазине обнаружилась свежевыпущенная книга «БАМ от А до Я», за которую просили целых 560 рублей. Почему-то решил я книгу не брать – вроде как тащить ее через Сахалин было неоправданно, да и испортить в дороге такую дорогую книжку тоже можно. В общем, посчитал, что книгу потом купит и передаст мне кто-то из знакомых северобайкальцев. Увы, вышло так, что уже через месяц ее ни в книжном, ни где-то еще в городе найти уже не смогли. Жаль…
Незаметно наступило обеденное время. Как раз тут в центре рынок, на котором мы взяли копченого омуля, по бутылке пива и в парке с удовольствием всем этим отметили наш приезд. Как раз рядом с рынком обнаружился живой «Магирус» - из тех, что начинали тут в 1970-х, который непременно был сфотографирован.
Вообще в городе чувствовалось какая-то приятная аура – наверное, люди уже мысленно готовились к длинным выходным (наступали первомайские праздники), да и солнечная погода приносила радости. А вечером на площади у ТБЦ (торгово-бытовой центр) планировался концерт – жаль, но на него мы уже не попадали. И еще одна интересная деталь, о которой я раньше не задумывался. На пожарной части висел транспарант: «С юбилеем БАМа! 30 лет». Как раз перед отъездом мне тоже исполнилось тридцать. Может быть, и эта схожесть повлияла на то, что тема магистрали стала для меня столь важной в жизни?
Оставшиеся пять часов мы решили посвятить осмотру северо-восточной части: сходить в локомотивное депо и затем пройти по дороге вдоль мысовых тоннелей (сколько получится). В депо вышли довольно быстро. В нем (ТЧ-12 ВСЖД) посмотрели электровозы серий ВЛ80С, ВЛ80Т, ВЛ60пк, ВЛ80М и даже ВЛ80К. Оттуда снова на берег Байкала и далее уже пешком по автодороге на Нижнеангарск. Маршрут этот интересен хотя бы тем, что идет вдоль Байкала, но кроме этого можно увидеть причал (летом сюда причаливает «Комета» Нижнеангарск – Иркутск, пересекающая почти весь Байкал с севера до южных оконечностей), «палатку первопроходцев» (автобусная остановка, стилизованная под палатку и напоминающая о том, что 23 июля в этом месте высадился первый десант тоннельщиков) и саму магистраль. На этом участке дороги очень плотно разместились самые разные искусственные сооружения: небольшие мосты, противообвальные галереи, и конечно – Мысовые тоннели! Из восьми основных тоннелей между Усть-Кутом и Комсомольском (не считая двух на Северо-Муйском обходе) половину составляют Мысовые. Что интересно, эти четыре тоннеля были построены двухпутными, в то время как остальные – однопутные.
Мысовые тоннели – инженерные сооружения БАМ, построенные для пропуска поездов сквозь отроги Байкальского хребта. Расположены на побережье Байкала вблизи г.Северобайкальска. Сооружены тоннельным отрядом (ТО) №16 в период с февраля 1978 по ноябрь 1986, изыскания и проектирование проводились Сибгипротрансом, Ленметрогипротрансом и Новосибметропроектом. Протяженность тоннелей по порядку (нумерация идет от Северобайкальска к Нижнеангарску): 387, 1821, 1624 и 1239 метров.
Тоннели не зря получили звания «ключи от БАМ»! Это были наиболее затратные и сложные сооружения. Так, Мысовые тоннели были предметом решения, от которого зависел выбор трассы всей магистрали! Ведь изначально рассматривались несколько вариантов прокладки магистрали. Вполне могло выйти так, что БАМ, несмотря на свое название, прошел бы значительно севернее Байкала, и тогда бы не было Северобайкальска. Но вариант трассы по берегу Байкала оказался предпочтительнее. Проезжая на поезде или автомобиле на этом участке, постарайтесь находиться у окна со стороны озера – кроме самого живописного озера увидите и памятники в честь тоннельщиков: стелы с красными буквами «М» перед 1-м и после 4-го тоннелей, а также желтый скрепер МоАЗ на постаменте недалеко от западного портала 2-го тоннеля. А вот стелу «Тоннели строят настоящие мужчины» можно увидеть только с автодороги (она как раз не со стороны озера, а со стороны хребта). Также вдоль автодороги можно увидеть столбы контактной сети и кое-где остатки рельсов – это остатки временного обхода мысовых тоннелей (пока они строились).
Но за всей этой увлекательной экскурсией нужно было не забывать и о времени. Дойдя до западного портала 2-го тоннеля, нам ничего не оставалось, как развернуться обратно – до поезда всего 1,5 часа. Хорошо, что маршрутки между Нижнеангарском и Северобайкальском ездят устойчиво и минут через 10 обратного пешего хода одна из них была нами поймана и еще через 10 минут и 10 рублей с каждого мы вылезли у вокзала. Быстро взяли билеты, а в оставшееся время сходили на рынок, где закупили омуля и провизии. Прощай, Северобайкальск! Прощай, Байкал!

4. Таксимо. Северо-Муйские тоннель и обход.

Выбирая, в какой вагон приобрести билеты до Таксимо в поезд № 956 Северобайкальск – Новая Чара (в продаже были места всех имеющихся категорий: купе, плацкарт, общие), мы рискнули сэкономить и взять в общий: ехать-то всего ночь. Но недоучли, что был вечер 30 апреля, и люди стремились уехать из города в поселки на праздники. Наш вагон оказался забит, с трудом нашли сидячие места. Поезд вообще оказался «веселым». Началось с того, что только мы расположились в вагоне, как рядом обнаружился «шмон»: какой-то мужчина в куртке и джинсах вел обыск у молодых людей, сидевших рядом с нами. Он прощупывал карманы, куртки, просил показать паспорта, сумки, пакеты. Потом перешел в соседнюю ячейку и проверял всех там. Кто-то спросил его, на каком основании он действует, на что он ответил «Уголовный розыск Северобайкальска» и продолжил действия. Что он искал, было неясно, но почему он был один, без милиционеров? Может, это такой способ получить деньги накануне праздника? К счастью, вышеуказанная процессия нас с Алексеем не затронула. Мужчина за минуту до отправления вышел на улицу, а мы отправились в путь – все дальше по БАМ. Хотелось есть и спать. Мы сидели на боковушках, как и положено в общих вагонах столики были превращены в сидения, и возможности поужинать не наблюдалось. Поэтому я решил перейти ко сну и залез на свободную верхнюю полку, где почти сразу и заснул (сказывалась общая усталость и недосыпания последних ночей).
Проснулся спустя 3,5 часа – мы как раз подъезжали к Новому Уояну, где треть пассажиров вышла. Остальные пассажиры воспользовались 15-минутной стоянкой, и пошли на платформу: подышать свежим воздухом и купить провизии в дорогу. Мы же решили за это время быстренько покушать, что и сделали. После этого я снова уснул, но не ненадолго - наш «веселый поезд» решили посетить ревизоры. Сколько я ездил в дальних поездах, но ни разу такого не встречал: мужчина и женщина в железнодорожной форме шли по вагону и всех будили, смотрели билет и делали в нем компостером дырочки, прямо как в электричках. Наконец, они ушли, а я снова лег. Проснулся, услышав гулкое эхо перестука колес – ехали по длинному тоннелю. Едем по Северо-Муйскому! Длина впечатляет. Хотя и немного жаль, вдруг обход скоро закроют? Алексей засек время прохода тоннеля – примерно 20 минут. 20 минут на которые ушли 30 лет!
Поезд шел еще старым графиком, введенным летом 2003 года (а официальная приемка тоннеля в эксплуатацию была в декабре). Так как проезд по тоннелю значительно быстрее, чем по обходу, поезд отстаивался сверх графика по 10-20 минут на различных станциях, чтобы в Казанкане войти в свой график. В Северомуйске (станция Казанкан) еще часть людей вышла. Еще немного и мы подъезжали в Таксимо.
Таксимо – поселок городского типа на реке Муя, притоке Витима. Является административным центром Муйского района республики Бурятия. Построен строителями из Латвии и Белоруссии. Тут одна из крупнейших станций, граница электрифицированного и неэлектрифицированного участков БАМ: на запад электротяга, на восток – тепловозы.
Из поезда вышло много людей, но все сразу разошлись в разные стороны. Мы же направились в вокзал, так как на улице было еще темно (4 утра по-местному времени). Это один из немногих вокзалов на БАМ, который открыт для пассажиров и днем и ночью. Людей внутри немного, таксисты предлагают отвезти в Бодайбо. Первым делом пытаемся узнать, как сейчас идут рабочие поезда: через тоннель или по обходу. Идем в справочную – там никого. Идем в кассу, спрашиваем кассира как идут рабочие поезда, отвечает, что по обходу. Хорошо! Идем в зал ожидания посидеть до рассвета. Вокзал в Таксимо совсем не похож на то, что обычно мы видим. Начнем с того, что само здание вокзала стоит перпендекулярно железной дороге, а не вдоль. Ну а зал ожидания оказался на половину этажа ниже – туда надо спуститься по боковой лесенке. Людей мало, человек 8 (хотя и сам зал небольшой), спокойно поспали в сидячем положении пару часов. Сам вокзал чистый и теплый. Интересно, что в зале ожидания сохранились автоматические камеры хранения (АКХ). Они не работают (не запираются), но сидящий рядом старичок положил внутрь свои вещи, чтобы не мешали спать. Тут же есть фонтанчик с питьевой водой.
В 5.30 рассвело. До рабочего поезда еще час. Предлагаю Алексею пройтись по утреннему поселку – идея одобряется. На улице пусто – только редкие машины. Осматриваемся. Медленно всходит солнце. По бамовским масштабам поселок большой: тут есть десятка полтора пятиэтажек, а также небольшие 2-этажные коттеджные дома в прибалтийском стиле. Как кто-то удачно заметил, эти дома на фоне сосен и реки будто переносят нас в Латвию, на Балтийский берег. В память о строителях имеется Латвийская улица, причем на одной из вывесок название обозначено на двух (русском и латышском) языках.
Вообще, на трассе магистрали совсем немного мест, которые являются райцентрами. А из тех населенных пунктов, что появились во время строительства периода 1980-х, Таксимо единственный, который удостоен быть районным центром. Но об этом я подумал позже, и потом пожалел, что не сфотографировал здание администрации Муйского района. Гуляя по поселку, мы видели частную гостиницу (это не о ней ли писал Варсегов в своей статье?), памятник-гидросамолет (в память об исследователях трассы БАМ) и даже памятник-вагон (двухосный вагон довоенных времен) у перрона. Приятную экскурсию по Таксимо испортил только вид заброшеного торгово-бытового центра. Сам ТБЦ был задуман строителями в тех же оттенках, что и вокзал – они расположены рядом. Но, со слов местных машинистов, перестройка не дала доделать ТБЦ до конца: строители уехали, а здание пустовало, потом с него стали снимать все ценное. Особено ужасно выглядят оторванные декоративные плиточки, будто бы здание частично выгорело от пожара. Печально, что такая красота загублена.
Станция в поселке очень огромна (есть и локомотивное депо). Здесь заканчивается идущая далеко с запада электрификация (поезд Москва – Тында до этой станции везде идет с электровозами) и далее вплоть до самого Татарского пролива проводов контактной сети больше нет. У перрона рядом друг с другом стоят два рабочих поезда (общий вагон на Куанду, общий вагон и платформа для рабочих на Новый Уоян), вдалеке пыхтит тепловоз 3ТЭ10М с грузовым составом на восток. Вскоре приехал электровоз ВЛ60. Решили так: попробуем попроситься у машиниста проехать в кабине, а если откажет – пойдем в вагон. «Механик, здравствуйте! Мы – путешественники из Москвы, путешествуем по магистрали от Братска до Ванино, можно ли с вами проехать до Уояна и посмотреть обход?». Минуту машинист размышлял, изучал нас: «Ну хорошо, поедем, ребята. Обойдите электровоз с другой стороны и подходите к задней двери» - «Спасибо!!!».
Размещаемся в задней кабине. Алексей лет 20 назад успел полгода поработать после железнодорожного училища помощником машиниста в депо Москва-Сортировочная до армии. Залезть после стольких лет в кабину действующего локомотива ему было приятно, хотя это все-таки не те локомотивы ВЛ10, на которых он работал. С 5-минутной задержкой отправляемся. Из всей нашей поездки, это был единственный случай, когда мы на поезде ехали на запад, а не на восток. Тем не менее, поездка по Северо-Муйскому обходу – одно из самых запоминающихся событий! Уже в третий раз еду по нему в кабине электровоза и третий раз удивляюсь, сколь необычно и сложно было построить его, да и эксплуатировать тоже!
Не успели проехать один перегон, как пришел помощник и позвал нас в переднюю кабину. Пока ехали в Уоян, мы рассказали о нашем путешествии, о задумке добраться по железной дороге до Ванино, а они поведали о местной жизни. Работы сейчас у машинистов хватает, порой отдохнуть (читай порыбачить или поохотничать) некогда. Зарплату сейчас не задерживают, платят вовремя. Кто хочет заработать побольше – идет на золотые прииски (в сторону Бодайбо, туда есть автодорога). Из числа строителей не осталось в Таксимо латышей. Хотя есть в поселке русский, который приехал строить из Латвийской ССР. Сам поселок большой, 5-10 тысяч жителей. Люди приветливые (правда не все, так и отметили), жизнь спокойная. Вдоль железной дороги часто бродят медведи, также из электровоза видели и лосей, и волка, и рысь, и лис и других зверей, но медведи на БАМ возникают чаще всего. «Это у вас там зверей только в зоопарке можно увидеть, а тут же тайга кругом, а медведь – прокурор. Рыбы тоже много, причем разной. Но омуль восточнее разъезда Янчуй не заходит». В общем, слушали мы о местной жизни, буквально, открыв рты. Живем в одной стране, но какой контраст! По ощущениям, будто это и не Земля, а другая планета! Но может своим разнообразием и прекрасна наша планета, да и страна тоже?! Наверное, именно из-за этого разнообразия мы и путешествуем?!
Незаметно достигли Казанкана. Путь тут, по прежнему, один (с двухпутной вставкой на перегоне на восток), так как насыпь неустойчива. Вот отошел путь в тоннель. Справа помощник показывает отстроенное здание станции Окусикан перед восточным порталом тоннеля, обелиск в честь людей, построивших Северо-Муйский (между станций и порталом). Все, тот путь скрывается в хребте за железными дверями, а мы устремляемся ввысь.
Снег на обходе лежит 10 месяцев в году! Снега очень много, хотя в Таксимо снега уже нет (хотя считается, что весна в этом году поздняя). В отдельных местах если выйти из поезда, то можно запросто провалиться по пояс. К счастью, с погодой на обходе в этот раз повезло: всю дорогу светило яркое солнце и фотографировали мы эту красоту от души. Со слов машиниста, в ближайшее время обход не закроют, так как в тоннеле еще не все протечки устранили и его еще могут закрыть на доводку. Но сейчас по обходу идут только рабочие поезда, а все остальное движение – по тоннелю.
Я спросил про клещей. «Не, у нас в окрестности энцефалитных никогда не было (а жил тут машинист уже 20 лет), зато есть мошка. Ты ее и не видишь толком, а кусает, зараза. Она во влажных местах больше. А еще у нас гора есть в Таксимо, туда вот интересно залезть. Но если на самый верх идти, то подъем-спуск 20-22 часа занимают. Зато вид оттуда-а-а!»...

(продолжение следует)

С праздниками!!!

Четверг, 08 Июля 2004 г. 09:57 + в цитатник
Всем привет!

Сегодня интересный день!
Во-первых, сегодня день Петра и Февронии - тот самый праздник, который фактически является аналогом дня Святого Валентина, только наш, исконно русский. Как и обещал в феврале, напоминаю всем об этом событии.
Любите и будьте любимы!!!
Во-вторых, сегодня отмечается 30-летие начала активного строительства Байкало-Амурской магистрали! Именно тогда, 8 июля 1974 и был принят указ, возвещающий о начале "стройки всенародной". В ближайшие дни в Тынде и других населенных пунктах на БАМ пройдут праздничные мероприятия.
С праздником, бамовцы!

Я не пропал!

Четверг, 01 Июля 2004 г. 11:50 + в цитатник


Привет всем! Спасибо за письма.
Проясняю ситуацию, что я совсем не пропал, но во-первых, происходит множество разных путешествий в выходные (ездили в Белоруссию, на Новгородчину, потом в Петербург вместе с сыном), теперь вот едем в Саранск, потом в планах посещение Великих Новгорода и Лук... А во-вторых, на работе стали следить за трафиком, так что особо картинок теперь не положишь :(
Ну да ничего, прорвемся...
До новых встреч!


Поиск сообщений в сПутник
Страницы: 9 8 7 [6] 5 4 ..
.. 1 Календарь