Бывальщины кочуют. Они ходят по слуху от рассказчика к другому рассказчику, от селения к другому селению. Носителями бывальщин были чаще всего иноки, которые часто переходили из монастыря в монастырь, долго гостевали у селян, торговцы, коротавшие время на базарах в разговорах с жителями разных селений. У кочующих бывалтщин, тема и сюжет не менялись. Но после нескольких изустных передач, рассказ обогощался новыми подробностями, изменялись места действия, имена героев, многое терялось из первоначального, многое и добавлялось. Вот одна из бывальщин записанная в Буковине и с местом действия –Дунай. '' Поехали мужик со своею хозяйкою в город рыбу продовать. Хорошо продали, немалые деньги взяли. Набрали для дому товару разного, а еще и свечей на продажу. Сели в лодку, Дунай переплыть, а тут на реке буря поднялась, волны лодку заливают, вот –вот лодку опрокинут. Стали Богу молиться. Хозяйка и говорит мужу; '' А ты святителя Николу проси, он наш заступник, пообещай что-нибудь''. Молит мужик святителя, свечку обещает ему в церкви поставить. ''Что ты, кричит жена, скупой такой, своей жизни спасения не чаешь, и стала она молится, ''святителю Христов, спаси нас, все свечи, что у нас в лодке есть, тебе поставлю'' Буря стала. Вышли благополучно на берег. Говорит мужик жене, надо мол, обещанное исполнить.'' Что ты, мы обещали когда была буря, а теперь смотри какая погода''.
Тематику бывальщин, которые нам удалось записать от буковинских рассказчиков, можно разделить на несколько групп;
- Исторические;- рассказчик участвовал лично в событиях или слушал рассказ от людей участвовавших в тех событиях. Бывальщины бытующие в буковинской среде на эту тему; рассказы об основании белокриницкой митрополии, о конкретных людях живших в монастырях или посещавщих их, о трагических событиях времен первой мировой войны.
- бытовая тема, самая богатая и самая разнообразная. В ней примеры из жизни, нравственные отношения в семье и в людях, воспитание детей и молодого поколения, смешные истории.
- церковная с ироническим оттенком. Тоже довольно распрстраненная. В связи с этой темой, можно согласиться с некоторыми наблюдателями липованского быта со стороны, что буковинские липоване не так уж поражены фанатической религиозностью. Приведем для иллюстрации этой темы, вкратце, несколько бывальщин записанных от одного единоверца;
На тему поповщины; ''Мой батя малым еще был, в селе своих попов не было. Украдкой из-за границы они к нам пробирались, с Рассеи. Придет батюшка в село, а его поповцы как Бога ждут, покажет паперу, что вот он поп -перемазанный, где то там, в каком то монастыре рассейском. Принимается батюшка требы совершать; кого крестить, кого перекрестить, многих повенчать, довершить, по ком и погребение прослужить. Треб на три месяца. Кто калач принесет, кто грецарь сунет, дело доходное. Заезжает в село раз поп такой собой преставительный; борода черная, расчесанная на двое, глаза с прищуром, частенько помигивают, не дужа на русскую нацию смахивает. Справляет требы, а наши к нему приглядываются. Под субботу вечером у попа свет в хате. Вылезли наши хлопцы на орех и смотрят в окно. А батюшка в какой-то шапочке круглой на голове, в белом полотне на плечах, в руках книжка, ходит по хате и болтается. Сразу поняли наши; поп то из жидов, под субботу шабаш справляет, а беглым попом притворяется. Пронюхал израилев сын, что у липован можно поживится и что они дуже любят всякую странствующую святыню. Собрались люди, чтоб попа в прорубку спустить, наши над этим долго не думали, да жид видать прослышал и его след простыл. Вот кем были крещенные наши поповцы.''
На тему безпоповщины; '' Умирала одна старуха безпоповка. Позвали дьяка Ипатия, чтобы причастить да последнее напутствие дать. Дьяк в спешке святую воду с собой взять позабыл, а у старухи запасной не было. Говорит дьяк пономарю; Сбегай сынок ко мне домой и принеси- ка святой воды, да скоренько, сестрица вот-вот Богу душу отдаст. Да отче,- шапку на голову и бежит пономарь за святой водой. Зима была, сугробы знаете какие бывают. Бежит домой к дьяку, прямует через речку. Глядь, свежая прорубка на леду чернеет. Почерпнул воды и бегом к умирающей. Дьяк налил воды в сосуд, смотрит –зеленковатая она, к носу поднес и грозно пытает у пономаря;- Ты где воду-то брал. Как где, жмется хлопец, у вас дома отче. Мотнул головой духовник, причастил старуху. Вот что значит быть без запасной воды.''
- Мистическая и мифологическая тематика; Это мир нечистой силы , постоянно сопутствующию старовера везде и во всяком деле; Дьявол, бес, младщие его-ведьмы, ведьмаки, вещуны, ворожки, гадалки, дворовики, вешальники, утопленики Бытует поверье, - чем больше веры у человека, тем сильнее смущение дьявола. Не было инока, инокини, чтоб они не пережили период смущения . ''Еще меня не постригли ,рассказывается в одной бывальщине, отпросилась на несколько дней домой, и вот везут меня обратно в монастырь. Под гору в Белую Криницу кони тяжело везут. Я сидела на задней лавочке, смотрю сидят рядом со мной два беса, хвостами болтают. Хотела было закричать, да подумала, что скажет батя. Сотворила Исусову молитву и перекрестилась, а беси шасть с воза да в папуши. Вся нива зашелестела, будто сильный ветер подул, аж кони испугались.'' Некоторые бывальщины рассказывают как надо поступать, когда наседают в житейском быту те, кто из потустороннего мира. Дворовики не давали покоя многим хозяевам. '' Приду в стайню ранком , а конь или в яслях или под яслями лежит, весь в мыле, бытто целый день в плугу ходил. Что ни делал, ничего не помогает. Рассказал тестю, а он говорит; а ты попробуй другую заботу ему дать и сказал , что сделать. Привязал я на веревку колесо с воза в стайне за матицу. Больше он коня не мучил, нашел себя заботу,- целую ночь крутил колесо. У меня была только забота, менять часто веревку''
''Бывают времена, когда нечистая сила бывает очень враждебная и страшно вредит людям. Была в тот год зима гнилая и дорога ни возом ни санями. То снег посыпет, то дождь тряпанет. А дома мука вышла. Хочешь ни хочешь а в млын съездить придется. А кобылке моей и два года нету, сам растил-кормил и не объездил как надо. А тут еще и Марья- соседка привязалась, возьми да возьми, есть нечего, еще и магарыч принесла. Марья эта ни девка ни вдова, в молодости грешным делом Евменька ее соблазнил, батяра и голымба, прижился в селе, а откуда родом был, диавол его знает. Так вот этот Евменька любил больше наших выпить и нашли его замерзшего. Ну выходили его, а ноги не могли отморозить, так что человек остался без ног. Жил милостынею, кто хлеба даст, кто и другого чего, а вот водки не дают. Кричит, ругается, только, говорят Марья ему украдкой носила. Пьяным был и повесился. Везут вешальника, а Марья краем дороги идет, слезы по своему дружку утирает, да мак из узелка по дороге раскидает, чтоб пужать не приходил. Вылезет в ночи из могилки и начнет мак клевать, а тут и петухи прокричат. Ну едем мы с Марьей в млын, везем жита по мешочку молоть. Дорога, как говорил, ледащая. Подъезжаем мы к ставищу, а оно то полное воды. Едем в объезд, прямо полем, а оно горой, глина нацепилась на колеса, помогаю коню и Марья тоже. Гляжу кобылка легко справляется под гору, сам радуюсь, что хорошего коня вырастил. Выехали мы на ровное место, снял я шапку и перекрестился, говорю; слава тебе господи, что Бог помог. Когда пришлось снова трогаться, как не натягивается моя кобылка, воз не с места. Понял я тогда кто нам помогал.”