-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ФТМ_Бродячая_собака

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2090




Эпоха Возрождения в России.


Элизиум. Удивительные истории любви и творений. Новеллы и эссе.

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 11:12 + в цитатник

                   Предисловие
Истории любви знаменитых людей древности и нашего времени, опубликованные в альманахе «Феномен» и вызвавшие явный интерес интернет-публики, складываются в сборник новелл и эссе, готовый к изданию. Число историй будет расти и может выйти не одна книга с уникальным содержанием.
Здесь мы соприкасаемся с жизнью в ее высших проявлениях, нередко трагических, что действует на нас как катарсис. А это достижимо лишь в сфере поэзии, чему вполне соответствует особый жанр новелл и эссе, в которых жизнь превращается в миф, а миф - в жизнь, в жизнь в вечности, какая протекает, по представлениям древних греков, в Элизиуме, на островах блаженных. Это соприкосновение с  прекрасным, чудесным благотворно во все периоды жизни и особенно в юности, с самосознанием своей личности и достоинства человека.

                     Содержание
ЧАСТЬ I.
Перикл и Аспазия.
Афродита Книдская (Пракситель и Фрина).
Данте и Беатриче.
Петрарка и Лаура.
Мона Лиза и Леонардо да Винчи.
Шекспир и Мзри Фиттон. Тайна сонетов и смуглой леди.
ЧАСТЬ II.
Венера Таврическая (Античная гостья в стране гипербореев).
Орест Кипренский. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке.
Пушкин и Наталья Гончарова.
Лермонтов и Варенька Лопухина.

 Аннотация.
История любви Леонардо да Винчи и Моны Лизы впервые прояснивает без всякой надуманной мистики тайну портрета, получившего название «Джоконда». Прояснение тайны сонетов Шекспира и смуглой леди после многовековых домыслов представляет вообще мировую сенсацию. Не менее удивительно прозвучит и история любви Лермонтова и Лопухиной, по сути своей ренессансная, как истории любви Данте, Петрарки, Шекспира и Пушкина.

На сайте Эпоха Возрождения.

Рубрики:  Презентации.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Сказки Золотого века. Роман.

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 11:03 + в цитатник

Аннотация.
В основе романа "Сказки Золотого века" - жизнь Лермонтова, мгновенная и яркая, как вспышка молнии, она воспроизводится в поэтике классической прозы всех времен и народов, с вплетением стихов в повествование, что может быть всего лишь формальным приемом, если бы не герой, который мыслит не иначе, как стихами, именно через них он сам явится перед нами, как в жизни, им же пророчески угаданной и сотворенной.

Поскольку в пределах  этого краткого исторического мгновенья мы видим Пушкина, Михаила Глинку, Карла Брюллова и императора Николая I, который вольно или невольно повлиял на судьбы первейших гениев поэзии, музыки и живописи, и они здесь явятся, с мелодиями романсов, впервые зазвучавших тогда, с балами и маскарадами, краски которых и поныне сияют на полотнах художника. При этом жизнеописание известных исторических личностей превращается как бы в чистый вымысел, в роман об удивительном, о причудливых превратностях судьбы человеческой и бытия, что легко развернуть в сценарий для сериала.

Опубликован на сайте Эпоха Возрождения.

Рубрики:  Презентации.

Метки:  

Эстетические опыты.

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 10:56 + в цитатник

                      Предисловие.

Experiences, опыты по эстетике ренессансных эпох, включая классическую древность, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, мыслителей и художников. Английское слово experience (опыт, испытание, переживание; испытывать, чувствовать, убеждаться на опыте) вполне отвечает поэтике эссе, в которых впервые речь будет идти не о моральной, а об эстетической философии, если угодно, о нана-эстетике, основе жизнетворчества и творчества как природы, так и человека.

Это не научное исследование, а эссеистика поэта и философа, основанная исключительно на живых впечатлениях от искусства, с новой интерпретацией известных фактов и явлений мировой культуры, с открытием ренессансных явлений в истории Японии и России.
Статьи, опубликованные на сайте автора, вызвали целенаправленный интерес учащейся молодежи и, очевидно, преподавателей школ и вузов, хотя за рефераты не сойдут, но могут способствовать непосредственному восприятию явлений искусства с чувством удивления и восхищения, что так важно при соприкосновении с прекрасным.

                   Содержание.

ЧАСТЬ I. Классическая древность.

Гомер «Илиада».
Тайна античного миросозерцания.
Орфей и Эвридика. К рождению трагедии и театра.
Самосознание человека в сфере культуры.
Золотой век Афин.
Афинский театр.
Трагедия Греции.
Платоновы идеи, Эрос и красота.
Эпоха классики.
Античная культура (Эллада).
Александр и внешний расцвет Греции.
Эллинизм.
Лирика Древней Греции и Рима.
Культура Древнего Рима.

ЧАСТЬ II. Эпоха Возрождения.

Сущность Ренессанса - гуманизм.
Эстетика Ренессанса (начало).
Эстетика Ренессанса (продолжение).
Золотой век Флоренции.
Сандро Боттичелли.
Леонардо да Винчи.
Микеланджело Буонарроти.
Женщина эпохи Возрождения.
Рафаэль Санти.
Венецианская школа.
Эстетика Ренессанса (окончание).
Театр эпохи Возрождения.
Испанское барокко.
Музыка эпохи Возрождения.
Культура Ренессанса.

ЧАСТЬ III. Эпоха Возрождения.

Поэты Ренессанса.
Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер.
Театр эпохи Возрождения. Уильям Шекспир.
Эпоха Ренессанса в Японии.
Русский портрет второй половины XVIII века.
Золотой век Санкт-Петербурга.
Русский театр эпохи Возрождения.

На сайте Эпоха Возрождения.

Рубрики:  Презентации.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Эпоха Ренессанса в России. В двух книгах.

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 10:51 + в цитатник

Предисловие.

Идея Ренессанса в России ныне уже у всех на слуху. Действительно, благодаря преобразованиям Петра Великого, Россия перешла черту, разделяющую Средние века от Нового времени, что составляет один из важнейших признаков эпохи Возрождения. В XVIII веке в России впервые зарождается светское искусство. Это тоже один из признаков Ренессанса, хорошо известный по истории Италии. Ренессансные явления в архитектуре блистательно представляет классический Петербург. В живописи Рокотов, Левицкий, Боровиковский запечатлели целую галерею изумительных портретов мужчин и женщин своей эпохи, когда еще столетие назад Русь, кроме иконописи, ничего не знала.

Казалось, литература пребывает во младенчестве (по сути, в состоянии итальянской литературы, когда родились Данте и Петрарка). Но разносторонняя деятельность Ломоносова предваряет явление целой плеяды замечательных поэтов, и среди них Пушкин, творчество которого воплощает величайший взлет художественного гения, один из самых характерных и необходимых признаков Ренессанса.

Такова идея первой книги «Ренессанс в России» (2002), в которой с новой точки зрения рассматриваются известные события русской истории и явления искусства XVIII - XIX веков, развитие новой русской литературы от Ломоносова до Чехова, новой русской музыки от Глинки до Чайковского, а также архитектуры и живописи от Доменико Трезини до Карла Росси, от Ивана Никитина до Валентина Серова.

Книга вторая «Эпоха Ренессанса в России» состоит из отдельных статей актуального содержания и обзорных статей, с охватом ренессансных явлений русской истории и культуры XVIII-XX столетий.

Книга первая. Ренессанс в России.

Содержание.

Вступление
                     Раздел I
Эпоха Петра Великого.
Русское барокко.
Гений Возрождения.
Век Просвещения.
Русский портрет.
От русского барокко до романтизма.
                    Раздел II
Романтическая эпоха и классическая традиция.
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852).
Константин Николаевич Баиюшков (1787-1855).
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).
Карл Росси (1777-1849).
Орест Кипренский (1782-1836).
Карл Брюллов (1799-1852).
Александр Иванов (1806-1858).
Русская лирика.
М.Ю.Лермонтов (1814-1841).
Афанасий Фет (1820-1892).
Новая русская музыка.
                                    Раздел III
Классическая эпоха и новый гуманизм.
Русский театр.
Классическая русская проза.
Новая русская музыка (продолжение).
Антон Павлович Чехов (1860-1904).
Новый гуманизм.
Эстетика отрадного.

Книга вторая. Эпоха Ренессанса в России.

Содержание.

Русский портрет второй половины XVIII века.
Золотой век Санкт-Петербурга.
Русская живопись середины XIX века (передвижники).
Русский модерн
Русский Ренессанс в сети интернета.
Идеология Русского Ренессанса.
 Первые впечатления бытия.
 Валентин Серов.
 Художники "Мира искусства".
 Дягилев и Русский Ренессанс.
 Русская культура XVIII - XX веков.
 Русская женщина эпохи Возрождения.
 Русский театр эпохи Возрождения.
 "Русский религиозный ренессанс".
Левитан. Муки бытия и красота природы.
Русское искусство начала XX века (Модерн).
Александр Скрябин (1872-1915).
 Музыка Ренессанса.
 Сергей Прокофьев. Взлет.
 Музыка Ренессанса (продолжение).

См. на сайте Эпоха Возрождения.

Рубрики:  Презентации.

Метки:  

Сокровища женщин. Стихи и эссе о женской красоте и любви.

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 10:42 + в цитатник

Презентация сборника стихов и эссе о красоте женщин и любви.

               Содержание

    * О красоте женщин.
    * Фрина в мастерской Праксителя.
    * Фантазии о красоте.
    * Мифы Древней Греции.
    * Орфей и Эвридика. История любви.
    * Сапфо, Алкей, Анакреонт, Платон, Валерий Катулл и Лесбия.
    * Женщина эпохи Возрождения.
    * Стихи о женской красоте и любви у Пушкина.
    * Русская женщина эпохи Возрождения.
    * В.Серов. Портрет княгини З.Н.Юсуповой.
    * Анна Павлова.
    * О женщинах Серебряного века.
    * "... И красавица и чудный человек".
    * Мэрилин Монро.
    * Элизабет Тейлор. Пир Клеопатры.
    * Хор девушек из пьесы "Огни Москвы".
    * Дмитрий Веснин. Сонеты к Эвридике.
    * Что такое женская красота?
    * Пирующие гетеры.
    * Гетеры нашего времени: Кили Хейзелл.
    * Красота, любовь и призвание.
    * Дон Жуан и красота женщин.
    * Стихи девушке о ее красоте.
    * ЖЗЛ. Юморески. Красная дорожка.
    * Мисс Вселенная-2002.
    * Кабаре "Бродячая собака" онлайн.

   Текст по сселке http://www.renclassic.ru/Ru/Supplement/

Рубрики:  Презентации.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Графиня Фикельмон и Пушкин.

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 06:27 + в цитатник

Это одна из самых популярных тем на Форуме, который перенесен в Дневник (более 5700 просмотров), и недаром, поскольку перед нами одна из самых удивительных историй из жизни Пушкина и эпохи Возрождения в России. Читать по ссылке http://www.renclassic.ru/Ru/Phenomenon/751/758/

Серия сообщений "ЖЗЛ. Юморески.":
Часть 1 - Графиня Фикельмон и Пушкин.
Часть 2 - Черубина де Габриак.
Часть 3 - ЖЗЛ. Юморески. Валентин Серов, Федор Шаляпин, Николай II...
...
Часть 7 - ЖЗЛ. Юморески. Адам и Ева в эпоху Возрождения.
Часть 8 - ЖЗЛ. Юморески. Играем Шекспира.
Часть 9 - Хемингуэй и кошки.


Метки:  

Восхождение. Отрывок из романа.

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 06:08 + в цитатник

                                             О, я хочу безумно жить:
                                                Все сущее - увековечить,
                                                Безличное - вочеловечить,
                                                Несбывшееся - воплотить!
                                                                  А. Блок.


                   ПРОЛОГ

Поэт, словно пребывающий в полете:
- Прозрачный, чистый, лучезарный свет! Из всех чудес его чудесней нет. Вся в зелени, в цвету планета - жизнетворящая стихия света… Природа - таинство его, игра, и сон, и торжество, как солнце блещет из-за тучи…
Материя и дух летучий вкруг звезд несущихся планет, праформа вещества и сущность - свет, бегущий вечно во Вселенной, как мысль в полете вдохновенной, рожденной им, себе под стать, чтоб таинства свои познать.

Мы видим воочию, как в смене кадров, и слышим голос поэта:
- О, тихая природа! Милый вешний край! Ласкающий и жгучий, словно Эрос, май!
Эдем! Эдем! И красота! Все здесь. Но смерть, повсюду нищета и днесь, и в войнах сотрясается планета из века в век, как жизни скорбной мета.
Лишь свет все вновь творит весной, а вкупе с ним мастеровой, и красота, сияние всего живого, восходит в мире вешнем снова на острие луча.
Но человек, рожденный для познанья природы света, тайны мирозданья, в зените озарений гаснет, как свеча.

В сиянии света проносится Земля.

Постигший тайну света, Аристей из света воссоздал людей, бессмертных, словно боги…
Здесь таинство природы и искусства, поэзии пленительные чувства, - но мир убогий у вечности, у высшей красоты не принял взлетов мысли и мечты.
О, свет бессмертный! Феб в венке из лавра! Зачем вся роскошь дара и высших вдохновений, если Рок и человечеству все множит бремя впрок, и все живое безвозвратно канет на островке в безбрежнем океане?!

Читать далее...

Серия сообщений "Проза. Истории в стихах.":
Часть 1 - Восхождение. Отрывок из романа.
Часть 2 - Девушка из предместья. Новелла.
Часть 3 - Репетитор. Современная история в стихах. (1, 2, 3)
...
Часть 9 - Российский пирог. Отрывок из романа "Соприкосновение".
Часть 10 - СОТВОРЕНИЕ КРАСОТЫ – 2 Роман Презентация
Часть 11 - Электронная библиотека


Метки:  

О популярных жанрах в литературе и кино.

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 05:41 + в цитатник

На Форуме Творческой Молодежи естественно ставить вопросы, какие волнуют тех, кто пробует писать, уже вовсю пишет и даже начал печататься, и заинтересованных читателей с их пристрастиями к тем или иным жанрам и вообще что читать.

Молодые авторы идут двумя путями. Зачитываясь популярными жанрами - детективами, фантастикой, фэнтези или дамскими романами, - они начинают писать в духе известных образцов, нередко превосходя их впоследствии. Есть авторы, которые берутся за перо, побуждаемые к тому классическими образцами, соответственно не воспринимающие современную литературу и ее кумиров всерьез.

Если успешные авторы выходят из первой группы начинающих, то по-настоящему крупные, тем более великие писатели - из второй группы. В любом случае, молодым писателям лучше иметь довольно четкое представление, в каком направлении они хотят достичь успеха скорого или долговременного. Кроме жанров, необходимо осознание, в какую эпоху живешь, литературную и социально-политическую, в условиях постмодернизма и либерализма, романтическую или трагическую, что определяет твое миросозерцание и эстетику.

Словом, для успеха дела необходим критический анализ современных жанров в литературе и в кино, да в России и в мире. Что такое фэнтези? Что такое современная фантастика? Что такое дамские романы? Что такое постмодернизм и другие "измы"? В какую эпоху мы живем? Возможны ли в литературе новые пути? Возможны ли в России новые начинания типа Абрамцевского кружка художников или объединения "Мир искусства"?

Серия сообщений "ФТМ - Форум творческой молодежи.":
Прекрасное - трудно (изречение древних).
Часть 1 - Кабаре "Бродячая собака". Исторические воспоминания.
Часть 2 - К открытию артистического кабаре ФТМ.
Часть 3 - О популярных жанрах в литературе и кино.
Часть 4 - Вечера в "Бродячей собаке". Приглашение.
Часть 5 - Вечера в "Бродячей собаке" (продолжение)
...
Часть 15 - Новости Новороссии. 4.09.2014
Часть 16 - «Среднестатистическая россиянка чувствует себя в Париже королевой»
Часть 17 - России надо что-то делать, иначе шкуру точно сдерут


Метки:  

Русский балет.

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 05:33 + в цитатник

Отрывок из статьи "Русское искусство начала XX века (Модерн).

Модерн в России не только эстетика особняков нуворишей и доходных домов, здесь деньги делали деньги в русле капиталистического развития; модерн - и эстетика театра, с революцией в театре (МХТ), с театром (Комиссаржевская) и драматургией (Чехов, Горький, Андреев), что стало рупором освободительных идей, как и графика в период первой русской революции, когда препоны цензуры были отброшены. С 1905 по 1907 год выходила масса сатирических журналов - около трехсот восьмидесяти наименований.

Громадное большинство художников открыто выступило на стороне народа, даже из круга мирискусников, не говоря о Валентине Серове, который видел в окна Академии художеств атаку кавалерии и стрельбу солдат по толпе рабочих с семьями. Графика 10-х годов свидетельствует наглядно о зарождении демократического искусства в России с эстетическими и моральными параметрами, каковые вскоре станут восприниматься как советские.

Самое удивительное, революция коснулась непосредственно и балета, который исторически развивался в России под эгидой министерства двора, с Театральным училищем, в котором воспитанницы и воспитанники обучались с 10 лет на полном государственном обеспечении, с дальнейшим распределением и социальным обеспечением, ничего подобного в мире не было, островок социализма в русле программы преобразований Петра I. После Кровавого воскресенья 9 января 1905 года, с началом волнений в стране, заволновалась и балетная труппа Мариинского театра: на общем собрании по инициативе танцовщика, который учился к тому же в Петербургском университете, были приняты требования к администрации, явно немыслимые в императорском театре оперы и балета, - автономия и т.п.

Была выбрана делегация, которая должна была вручить эти требования директору императорских театров Теляковскому. Разумеется, в число делегатов попали самые активные на собрании, среди них из первых Анна Павлова, Михаил Фокин, Тамара Карсавина, самые талантливые из молодежи. Узнав о волнениях в театре, министр двора граф Фредерикс потребовал от артистов подписки о лояльности. Все подписали, кроме делегатов, которые уже никого не представляли. Но из делегатов подписал Сергей Легат, возможно, по настоянию своего брата, тоже танцовщика, и счел себя предателем по отношению к своим друзьям. В ночь он начал бредить, а «утром его нашли с перерезанной бритвой горлом» (Тамара Карсавина).

Игрою случая, бунтовщики попали под амнистию в связи с объявлением свобод царским манифестом 17 октября 1905 года. У Теляковского хватило ума не только не преследовать даже чисто административно, но всячески помочь «бунтовщикам» свершить революцию в мировом балете. Роль Дягилева как уникального антрепренера неоценима, но и без него Фокин с Анной Павловой и Тамарой Карсавиной открыли бы миру русский балет в его звездные часы.

Балет зародился в Италии, но в России утвердилась в большей мере французская школа, которая блистала в эпоху романтизма, а затем восторжествовал в нем классицизм, что и определило понятие классического балета, в частности, русского классического балета, последней представительницей которого выступила Матильда Кшесинская. Но эпоха модерна - романтическая эпоха - вновь побудила классический балет окунуться в стихию романтизма, благодаря исканиям мирискусников, с прорывом к высокой классике, что и стало откровением для Европы и что сохранялось в советском балете наравне со школой мирового значения. Русский классический балет - совершенно самобытное явление, хотя он взял лучшее у французской и итальянской школ, и его основное отличие, как ни удивительно, это особый, присущий только русской школе, темперамент. Ренессансная пассионарность, если угодно.

Серия сообщений "Эпоха Ренессанса в России.":
Откройте для себя эпоху Возрождения в России.
Часть 1 - Была ли эпоха Возрождения в России?
Часть 2 - Музыка Ренессанса.
Часть 3 - Русский балет.
Часть 4 - Русский Ренессанс в сети интернета.
Часть 5 - Ренессанс в России. Вступление.
...
Часть 47 - К 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Часть 48 - Всемирно известная и одинокая
Часть 49 - Портрет отца


Метки:  

Музыка Ренессанса.

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 05:24 + в цитатник

 В статьях «Новая русская музыка» (начало) и «Новая русская музыка» (продолжение), входящих в  книгу «Ренессанс в России» (2002), было рассмотрено зарождение профессионального музыкального искусства в России от Глинки до Чайковского, в основе которого лежала русская песня, с освоением и развитием музыкальных форм европейских стран. При этом эстетика первых русских композиторов была осознана впервые как ренессансная.

Вообще музыка - особый вид искусства. Если литература, живопись, театр, архитектура, мода и т.п. доминируют в действительности как внешняя среда обитания и духовная сторона жизни, а музыка звучит, казалось бы, как сопровождение, лишь для немногих - как всеобъемлющий вид искусства, то ее роль и значение в ренессансные эпохи  обретают основополагающий характер, о чем достаточно свидетельств из классической древности и эпохи Возрождения в Италии, но это больше по трактатам.

У нас же есть возможность слушать музыку Ренессанса в России непосредственно и знать, что она стала всемирной. Почему? Да потому, что Ренессанс - всегда всемирное явление, определяющее этапы (итоги и перспективы) в развитии человеческой цивилизации и культуры. Правда, смысл и значение ренессансных явлений в истории стран и народов осмысливаются и утверждаются далеко не сразу, о чем и идет речь на страницах сайта Эпоха Возрождения.

На рубеже XIX-XX веков в России определяющее воздействие на умонастроение общества оказывали литература и театр, а также живопись и архитектура, с выработкой стиля модерн, но в исторической перспективе, как ни удивительно, именно музыка предстает ведущим видом из всех искусств, что предопределяет ее блистательное развитие в течение почти всего XX столетия, несмотря на трагические коллизии века. Вообще трагическое миросозерцание для музыки не помеха, а скорее ее стихия, хаос космического и социального бытия, что преодолевается гармонией, присущей как природе, так и человеческой душе.

Если в итальянском Ренессансе ведущими видами были и остались пластические искусства, в испанском и английском - театр, то в России архитектура, живопись уступают классической прозе в XIX веке, а с ее завершением - музыке, которая из классико-романтической становится ренессансной, с достижением новых вершин мирового развития.

Продолжение по ссылке http://www.renclassic.ru/Ru/35/906/

Серия сообщений "Эпоха Ренессанса в России.":
Откройте для себя эпоху Возрождения в России.
Часть 1 - Была ли эпоха Возрождения в России?
Часть 2 - Музыка Ренессанса.
Часть 3 - Русский балет.
Часть 4 - Русский Ренессанс в сети интернета.
...
Часть 47 - К 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Часть 48 - Всемирно известная и одинокая
Часть 49 - Портрет отца


Метки:  

Почему Лермонтов не смог связать свою судьбу с В.Лопухиной?

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 04:48 + в цитатник
 (200x201, 5Kb)

 (200x229, 5Kb)

Это одна из поисковых фраз, прозвучавшая для меня пронзительно. Вообще интерес к истории любви Лермонтова и Лопухиной, впервые последовательно развернутой в романе "Сказки Золотого века", очень велик. См. на сайте отрывки из романа, опубликованные на страницах альманаха "Феномен", или лучше в сборнике "Элизиум. Удивительные истории любви и творений" по ссылке http://www.renclassic.ru/Ru/Prose/667/674/

Была реплика: "Ну, так можно спросить: "Почему Данте Алигьери не связал свою судьбу с Беатриче Портинари?" Почему не женился, что ли? В этом случае, знаете ли, не было бы "Новой жизни"! Ведь ее фабула основана на неразделенной любви. А если бы Беатриче, выданная замуж, разумеется, очень рано, в то время, когда Данте не мог еще помышлять о женитьбе, а только о любви, и она ответила бы на его чувство? Можно ли сказать, что Данте связал свою судьбу с Беатриче? Или Беатриче с Данте, как Анна Каренина с Вронским, чтобы затем броситься под поезд?И тогда в "Божественной комедии" Данте увидел бы Беатриче, как Франческу да Римини в Аду?! Это значит, "Божественная комедия" предстала бы лишь средневековым видением о посещении загробного царства, воистину трагикомедией о муках грешников, выдуманных со сладострастием церковниками, что воплотили на этом свете в деяниях святой инквизиции.Данте поступил иначе. В "Новой жизни" он взлелеял и оплакал свою любовь к Беатриче и вознес ее до вершин Рая как неземное воплощение любви и красоты, ну, да, со средневековой моралистикой, что исчезает в сиянии немеркнущей поэзии."

Да, если вопрос задан в смысле, почему Лермонтов не женился на Вареньке Лопухиной, следует рассмотреть обстоятельства, с учетом возраста и характера поэта. Выпущенный из Школы гвардейских подпрапорщиков корнетом, Лермонтов пустился в свет (таков образ жизни гусарских офицеров, помимо службы), где встретил Екатерину Александровну Сушкову, в которую был влюблен почти ребенком, а она посмеялась над ним. В это время он узнает, что в Петербург приезжает Алексей Лопухин, брат сестер Лопухиных и его друг, приезжает свататься к Сушковой, характер которой он успел раскусить. Она ведь скрыла от него, что ожидает приезда и сватовства Лопухина, весьма богатого жениха, отчасти за счет его сестер, - с его женитьбой они становились беспреданницами, - скрыла, значит, не любила его, - ситуация создалась, по сути, в высшей степени драматическая - для друзей поэта, и он решил вывести мадмуазель Сушкову на чистую воду и заодно отомстить за слезы ребенка.Ухаживания гусара, который только что вырвался на свободу, произвели потрясающее действие на девушку, уже давно вращающуюся в свете: она, забыв о славном и богатом женихе, влюбилась в поэта, у которого и состояния не было, все от бабушки. Лермонтов достиг цели: сватовство Лопухина не состоялось, сама Сушкова попросила его повременить, и тот вернулся в Москву со странной историей Лермонтова с его местью. Поведение Лермонтова вряд ли сестры Лопухина могли одобрить, хотя поэт в письмах к Марии Александровне объяснился откровенно. Как приняла эту историю Варенька, легко понять: она решила никого не ждать больше и выйти замуж, устроить свою судьбу, пока не поздно.В свете быстро распространяются слухи. Очевидно, Лермонтов до последней минуты не верил, что Варенька выйдет замуж за господина Бахметева, что означало бы для него: она разлюбила его. Сама его бабушка, будучи проездом в Москве, сообщила внуку о дне предстоящей свадьбы. Письмо пришло в Петербург в день свадьбы Вареньки. Вскрыв письмо, он изменился в лице, побледнел и вышел из комнаты, как рассказывает Шан-Гирей. Хладнокровие Лермонтова в опасных ситуациях известно.Это ответ на вопрос, почему Лермонтов не женился на В.Лопухиной. Так сложились обстоятельства. Из дальнейшей истории их взаимоотношений станет ясно, что Лермонтов связал свою судьбу с Варенькой Лопухиной еще в юности, как Данте с Беатриче, что видно и по поэме «Демон», и по роману «Герой нашего времени», и по его лирике, - в высшей сфере бытия.

Серия сообщений "Вопросы - ответы.":
Часть 1 - Почему Лермонтов не смог связать свою судьбу с В.Лопухиной?
Часть 2 - Афродита. Как стать похожей на нее?
Часть 3 - Кто из русских композиторов был вундеркиндом?
...
Часть 26 - "Революция сверху"?
Часть 27 - Поисковая фраза
Часть 28 - Что такое хорошая архитектура?


Метки:  

ФОТО.

Воскресенье, 27 Февраля 2011 г. 12:57 + в цитатник
liveinternet.ru/users/34218...153653639/ Прекрасные фотографии, прекрасные, как цветы!

Так, господин, или товарищ полицейский?

Воскресенье, 27 Февраля 2011 г. 09:35 + в цитатник
renclassic.ru/Ru/Supplement/881/1118/

В связи с переименованием милиции в полицию министр внутренних дел распорядился, были о том сообщения, чтобы к новоявленным стражам порядка обращались «господин полицейский». Это было бы смешно, но нам уже не до смеха.

Как ныне в армии? Господа офицеры? Как слова из песни и истории еще звучат. Господин командир? Господин сержант? Господин рядовой? Или солдат уже не господин, а слуга господ? То-то дедовщина распространилась. Но это уже не дедовщина, а своеволие новоявленных господ, близких по понятиям к бандитам.

Обыкновенно к чинам и господам в России до революции обращались «Ваше благородие!» и т.п. В цивилизованных странах форма обращения и без революции весьма изменилась. А в России уже много поколений, да в течение всего XX века, в условиях нарастающего освободительного движения и победы Октябрьской революции, естественно воспринимали идею свободы и равенства людей.

В классической русской литературе XIX века, с ее новым гуманизмом, я не припомню хоть какого-то уважительного употребления слова «господин», тем более к полицейским чинам, хотя несомненно последние требовали этого. И именно к этому мы пришли в результате «либеральных реформ», обрушения образования и культуры?

Увлечение интеллигенции «господами и дамами» - это же всего лишь гламур. Но намерение министра внутренних дел выделить касту господ из новоявленных полицейских – нечто иное, когда и «господам и дамам» придется приседать: «Господин полицейский!» Иначе неуважение и т.п., с применением всех приемов и средств воздействия.

Вероятно, и министрам образования и здравоохранения следует отдать распоряжения, чтобы ввели обращения «господин учитель» и «господин врач», чтобы не отстать в словотворчестве от министра внутренних дел. Но все это в XXI веке не привьется.

А ведь просто и естественно сказать «товарищ полицейский»? Разве страж порядка не защищает вас от посягательств хулиганов или бандитов или ваших же ложных действий? Разве он приходит на помощь человеку в беде не как товарищ?

В последние десятилетия «товарищ милиционер» не звучало, и это понятно: милиционеры, получая нищенскую зарплату, были вынуждены всячески промышлять, чтобы выжить. С переименованием, нет худа без добра, им повысят зарплату. Но статуса «господин полицейский» им не прибавит, зато «товарищ полицейский» может оказать эффект примирения с народом и с законом перед произволом властей всякого уровня и беспределом бандитов.

Товарищ полицейский или господин полицейский? Есть разница. Блюститель порядка – фигура внесословная, во всяком случае, в современном демократическом государстве. В противном случае,  стражи порядка защищают интересы одной из сословий или одного из классов, при этом и корпоративные интересы, превращаясь подчас в банду с правами полиции, нередкий сюжет в фильмах Голливуда.

Полицейские между собою господа или товарищи по роду службы и просто по-человечески? Если товарищи, то почему в отношении граждан они вдруг господа? Словом, непродуманность заявления министра внутренних дел бросается в глаза, поэтому он позже объявил не об обязательности такого обращения.

Но первопричина проблем – в неразберихе в мозгах «реформаторов», которые с отказом от идеологии СССР оставили РФ без идеологии (по Конституции РФ), ориентируясь исключительно на антисоветизм, с полным отрицанием целого исторического периода в истории России, что обернулось величайшей разрухой в народном хозяйстве и культуре.

Переименование милиции в полицию – это одно из тех решений, какие, вместо «либеральных реформ», возвращают Россию в XIX век, да не с ее прогрессивными устремлениями, а с феодально-церковной реакцией, отброшенной уже Февральской буржуазной революцией, а позже и в странах Европы и в США в течение XX века.

Это исторический тупик, что прояснивается ныне с каждым днем, с обострением межэтнических отношений, и власти впервые за десятилетия разрушения всего и вся начинают припоминать о «советском народе», что было лишь синонимом русской (или российской) нации, впервые заговорили о единстве народов России.

А основой этого единства была и является идеология Российского государства, сформировавшаяся в условиях Ренессанса в России в XVIII-XX веках. Доминанты в ней в ходе истории менялись, но основные нравственные ценности, выработанные классической русской литературой, сохранялись. «Господин полицейский», как городовой, вытащенный из могилы, отсекает все высочайшие достижения в русской культуре, к примеру, Чехова или Льва Толстого, которого в РФ объявили «экстремистом».

У интернет-сообщества есть возможность освистать министра внутренних дел и призвать новоявленных полицейских, вместо произвола, к товариществу ради возрождения России.

©  Петр Киле  Источник: http://renclassic.ru/Ru/Supplement/881/1118/


Метки:  

А знаете ли вы откуда взялась в Эрмитаже Венера Таврическая?

Воскресенье, 27 Февраля 2011 г. 08:57 + в цитатник
renclassic.ru/Ru/Supplement/881/882/  (50x67, 1Kb)
Из Тавриды? Из Греции? Из Италии? Или из Таврического дворца? Видимо, да. Но туда она попала из Летнего сада, где мраморная статуя обнаженной богини была впервые в России выставлена на всеобщее обозрение летом 1719 года.
Читать далее...

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Была ли эпоха Возрождения в России?

Суббота, 26 Февраля 2011 г. 11:27 + в цитатник
rossi3 (235x183, 6 Kb)
Этот вопрос отнюдь не академический, тем более в Академии наук или в художественных и гуманитарных вузах РФ вряд ли на него ответят, не заглянув в интернет. Если уже заглянули, самые продвинутые студенты и профессора уже знают ответ.

При этом следует сразу заметить, речь не идет о «ренессансе» с маленькой буквы, то есть о ренессансе страхования, туризма, религий и т.п., об отелях и фирмах по выращиванию гладиолусов и изготовлению перил и оград с названиями «ренессанс». Возрождение частного предпринимательства, равно проституции и преступности, целительства и шарлатанства в колоссальных масштабах никак не назовешь Ренессансом, скорее его обратной стороной, проступившей на фоне закатных явлений.

И вообще, что такое Ренессанс? Не знаю, кто как, я еще со школьных лет имел какое-то представление об эпохе Возрождения в Италии, о величайшем расцвете искусств и мысли, и мне всегда казалось странно, что в отношении России ничего подобного не говорят, толкуют больше об ее отсталости и заимствованиях со времен Петра I - от европейских фасонов одежды до художественных направлений. Все взято оттуда, мол, и плохо приспособлено к условиям русской жизни.

Между тем именно через русский язык и русскую литературу, с изучением еще в школе истории Древнего мира, Древней Греции и Рима, стало быть, и греческой мифологии, я получил представление о том, что ни одна цивилизация не развивалась без заимствований. Греки очень много взяли из древнейших цивилизаций Востока и особенно Египта; мифология и культура греческих государств легли в основу Римской империи и европейской цивилизации и культуры, с эпохой Возрождения классической древности в Италии в XIV-XVI веков.

Эпоха Возрождения в России в эти же столетия не вызрела, а могла бы вызреть, если бы, по словам Петра I, не были воспрепятствованы нашими предками проникновению греческой премудрости в пределы Руси. Царь-реформатор знал, где первоистоки европейской цивилизации и культуры, поэтому в его начинаниях изначально присутствовал ренессансный импульс, и он сам выступил как универсальный мастер. Таким образом, на вопрос «Была ли эпоха Возрождения в России?», я могу дать всесторонний ответ.

Самое удивительное, была да еще какая! И не менее парадоксально то, что многие до сих пор о том ничего не ведают и не хотят верить, привыкли считать, что в преобразованиях Петра Великого ничего хорошего не было, кроме заимствований и т.п. Между тем программа преобразований царя-реформатора, насквозь просветительская, еще до просветителей, по основным направлениям и, главное, по результатам в течение XVIII-XIX столетий явилась эпохой Возрождения в той же мере, как в Италии XV-XVI веков.

Основные признаки такого явления, как Ренессанс, - это развитие городской культуры, с переходом от Средневековья к Новому времени, как во Флоренции в ее Золотой век и в других городах раздробленной Италии, с сформированием нового миросозерцания, в отличие от средневекового, в котором доминировал Бог, с выделением в центр мира Человека, с открытием природы и классической древности.

Гуманизм - это не только один из основных признаков Ренессанса, а самая сущность Ренессанса, его философская основа, вместе с открытием античной эстетики, с сформированием эстетики Ренессанса, с преодолением эстетики иконописи, романского стиля и готики, одним словом, средневековой эстетики, что произошло лишь в Италии в чистом виде, с возрождением классического искусства. Поэтому Италия среди стран Западной Европы одна выступает как страна классического Ренессанса.

Второй страной классического Ренессанса явилась, - не падайте в обморок слабонервные, а тупоголовые могут сколько угодно фукать, профукав великое государство, - Россия. Петр I не окно прорубил в Европу, это всего лишь метафора, а открыл классическую древность, с устройством празднества в честь античной гостьи, с явлением в миросозерцании русских поэтов от Ломоносова до Пушкина богов Греции, с непосредственным соприкосновением с культурой Эллады, с зарождением новой русской литературы и с формированием национального литературного языка, как было и в Италии, с развитием архитектуры, живописи, музыки до высокой классики в Золотой век русской культуры.

Ренессанс в России - это не повторение западноевропейского, русская классическая литература выработала новый гуманизм, а носителем его выступила русская интеллигенция, с ее сочувствием народу, с идеей его просвещения и борьбы за его свободу. Ренессанс - это культурная революция, зачинателем которой выступил царь Петр, сам мастер на все руки, но меценатство царей и вельмож в условиях крепостной зависимости крестьян не вызывало ни у кого особого восторга, ренессансные явления в России не были узнаны и осмысленны в свое время, что сказалось трагически на судьбах первейших гениев.

Если бы в эпоху, какую мы называем пушкинской, было осознано, что это Золотой век русской поэзии и культуры, с утверждением классического стиля, как в Италии XV-XVI веков, то есть как Высокое Возрождение, то судьбы Пушкина и Лермонтова, Карла Брюллова и Ореста Кипренского, Михаила Глинки сложились бы иначе, стало быть, и России. Императору Николаю I не пришло бы в голову присвоить гениальному поэту придворный чин камер-юнкера, как в насмешку, что прекрасно понимал не только Пушкин, но и Геккерны видели его униженное положение при дворе. Трагическая судьба Пушкина повторится в судьбе Лермонтова.

И все же блистательное развитие русской классической литературы продолжается, с достижением мировых вершин в творчестве Гоголя, Льва Толстого, Тургенева, Достоевского, Островского, Чехова. С завершением дворянского периода истории Российской империи на сцену выходят разночинная интеллигенция и купечество, и эпоха XIX-XX столетий, эпоха модерна, напоминает Флоренцию или Венецию времени заката эпохи Возрождения в Италии.

Есть книга «Ренессанс в России» (2002). В последние годы ее усиленно читают в интернете, и таких запросов: «Была ли эпоха Возрождения в России» приходит все меньше. Ренессанс в странах Западной Европы, даже в Италии, проходил в условиях жесточайшей феодально-церковной реакции, не говоря об инквизиции, что повлияло и на классический стиль, в основе которой присутствовали классицизм и барокко (результат воздействия библейской мифологии), с выделением последнего, впавшего в мистицизм, на закате эпохи Возрождения в Италии, но в Испании, в Англии барокко явилось эстетикой Ренессанса, особенно в развитии театра.

Поэтому нет ничего странного в том, что Ренессанс в России начинается с барокко, но без тени смятенья и мистицизма, а праздничное, поскольку ренессансные явления шли по восходящей линии, с переходом к классицизму, а затем к ренессансной классике Пушкина, Карла Росси, Кипренского, Карла Брюллова, Михаила Глинки в Золотой век Санкт-Петербурга.

Зарождение, развитие и величайшие достижения русского искусства не были осмыслены как ренессансные явления, в частности, из-за односторонностей западничества и славянофильства, с их постоянным самоуничижением и юродством, что ныне доведено до разрушения Российского государства. Не пора ли опомниться?

Нет, не только не поняты ренессансные явления русской истории и искусства, умудрились отвернуться и всячески оклеветать Великую Октябрьскую социалистическую революцию, открывшую новую веху в истории человечества, и это тогда, когда социализм как социально-экономическая формация уже отчетливо проступает в развитых странах и становится путеводной звездой в странах третьего мира.

Выбор 90-х годов был неверен и преступен. Кто от великого отказывается, тот впадает в ничтожество, вот что ныне представляет РФ. Руины сверхдержавы, которая возрастала в своем могуществе в течение трех веков Русского Ренессанса и определяла ход мировой истории - с разгромом армии шведского короля Карла XII, перед которым дрожала вся Европа, с разгромом наполеоновских войск, с распадом четырех монархий в итоге Первой мировой войны, благодаря революции в России, с разгромом фашизма во Второй мировой войне, - чьи же это достижения? Европы?

Нет, России, страны, пребывавшей в условиях всплеска Ренессанса, а социальная и культурная революции в СССР были лишь его звеньями, ибо Ренессанс и есть величайшая культурная революция, с установлением нового миросозерцания и с построением нового мира. Все это закончилось распадом СССР. А вы знаете, как закончилась эпоха Возрождения в странах Европы? Торжеством инквизиции, всеобщим обращением, религиозными войнами и революциями в Голландии и в Англии, - с новым пробуждением Европы в век Просвещения..

Эпохи расцвета, как было и в Афинах V-IV веков до н.э., к сожалению, сменяются упадком, утратой свободы и независимости. Но высшие достижения искусства и мысли остаются, составляя основу национальной культуры народов и стран. У нас есть неоцененное наследство, которое важно не только для нас, россиян, а для всего человечества. Нравственное убожество Запада воцарилось ныне и в РФ. Для нас это вопиющая нелепость. С осознанием этого Россия воспрянет от дурного сна либерализма и антисоветизма и обретет вновь себя. Если уже не поздно.

© Петр Киле

Серия сообщений "Эпоха Ренессанса в России.":
Откройте для себя эпоху Возрождения в России.
Часть 1 - Была ли эпоха Возрождения в России?
Часть 2 - Музыка Ренессанса.
Часть 3 - Русский балет.
...
Часть 47 - К 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Часть 48 - Всемирно известная и одинокая
Часть 49 - Портрет отца


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

К открытию артистического кабаре ФТМ.

Суббота, 26 Февраля 2011 г. 07:59 + в цитатник
В России после потрясений рубежа XX-XXI веков, последствия которых и поныне остро ощущаются, происходит смена поколений, что предопределит ближайшее будущее РФ. И тут встает важный вопрос о поколении тридцатилетних (в среднем, кто-то старше, кто-то моложе). Это последнее поколение «родом из СССР», вкусившее все прелести свободы и всевозможного беспредела в условиях распада великой страны. Это потерянное поколение по мироощущению, как воспринимали свое время Лермонтов или Чехов, что не помешало им выстоять как творческие личности и художники.

Это поколение еще не заявило о себе в высокой сфере литературы и искусства, да и затруднительно это сделать в нынешних условиях, когда давит цензура чистогана и либерализма, развращающе действующая на молодежь в сфере шоу-бизнеса, во что превратились и СМИ в России. У творческой молодежи положение трагическое. Но ощущение трагизма бытия для творчества плодотворно, все дело в ориентирах. В сфере искусства и бытия только о великом имеет смысл думать, только к великому стремиться.

Вот этот дух дерзания и мечты у юности не мог исчезнуть, как можно решить по обескураживающе пустым и пошлым передачам ТВ, молодежь могла ожесточиться, впасть даже в цинизм, что замечал в себе Лермонтов, но кто же сохранил по-детски чистую веру и душу, как не он и именно как поэт?

Творческое начало в человеке - это единственное, что отличает его от животного, которое стремится лишь к благополучию любой ценой - закон джунглей, что осуществляет и человеческая популяция, с развитием ее цивилизации, приобретающей все более угрожающий характер существованию самой жизни на Земле.

Открытие артистического кабачка в духе и в формах кабаре «Бродячая собака» 10-х годов XX века предоставляет возможность его посетителям проявить свои таланты, определиться с ориентирами в жизни и в творчестве в условиях распада форм искусства и идеологий, в условиях заката Ренессанса в России, с осознанием его достижений, вместо уничижения и юродства. Игра, художественная игра, и лежит в основе творчества, жизнетворчества и культуры.

Форум Творческой Молодежи, тем более в форме артистического кабаре, может и должен иметь приложение, или дополнение, это как выйти на улицу, вернуться домой, уехать за город, улететь в другие города и страны. Форум исканий и странствий во времени и в пространстве, по океану Вселенной или мировой культуры.

ФТМ - это и Феномен туманных мечтаний детства и юности, человеческого духа с погружением в мистику, в религии и фантастику искусства и бытия.

Тематика Форума Твоих Мечтаний предполагает все, чем живет человек в яви и во сне, в делах своих и в увлечениях, в переживаниях любви и размышлениях о жизни, каждый человек вопрошает, как Сократ, и думает, что ничего не знает.

Счастливых раздумий, что приносит удивление и радость всем!

Серия сообщений "ФТМ - Форум творческой молодежи.":
Прекрасное - трудно (изречение древних).
Часть 1 - Кабаре "Бродячая собака". Исторические воспоминания.
Часть 2 - К открытию артистического кабаре ФТМ.
Часть 3 - О популярных жанрах в литературе и кино.
Часть 4 - Вечера в "Бродячей собаке". Приглашение.
...
Часть 15 - Новости Новороссии. 4.09.2014
Часть 16 - «Среднестатистическая россиянка чувствует себя в Париже королевой»
Часть 17 - России надо что-то делать, иначе шкуру точно сдерут


Метки:  

Кабаре "Бродячая собака". Исторические воспоминания.

Суббота, 26 Февраля 2011 г. 07:32 + в цитатник

 (240x192, 8Kb)
Интерес к первому артистическому кабаре в Петербурге, как и вообще к Серебряному веку, ныне велик. Иным даже кажется, что история России оборвалась в начале XX века, и мы приникаем к корням, еще живым, чтобы взошли новые всходы. Но так не бывает. Бури и грозы не отменяют хода народной жизни, ни весен, ни зим. Мы просто на новом витке исторической спирали оглядываемся назад с ностальгией, и далекое приблизилось до яви, будто это из нашего детства или юности.

Чем ночь прошедшая сияла,
Чем настоящая зовет,
Всё только - продолженье бала,
Из света в сумрак переход...

Александр Блок так и не заглянул в «Бродячую собаку»... Говорят, он был «дневным человеком», говорят, он чуждался богемы. Нет, просто атмосферу кабачка он уже пережил в пространствах всего Петербурга, что видно по его стихам. А вот для Анны Ахматовой, самой молодой среди близких ей посетительниц артистического кабаре, все было не то, что внове, но в духе томлений ее души и тела, что сразу выпевалось в стихах.

Читать далее...

Серия сообщений "ФТМ - Форум творческой молодежи.":
Прекрасное - трудно (изречение древних).
Часть 1 - Кабаре "Бродячая собака". Исторические воспоминания.
Часть 2 - К открытию артистического кабаре ФТМ.
Часть 3 - О популярных жанрах в литературе и кино.
...
Часть 15 - Новости Новороссии. 4.09.2014
Часть 16 - «Среднестатистическая россиянка чувствует себя в Париже королевой»
Часть 17 - России надо что-то делать, иначе шкуру точно сдерут


Метки:  

Новые стихи о красоте, о юности, о жизни и любви.

Воскресенье, 20 Февраля 2011 г. 12:47 + в цитатник
 (300x132, 6Kb)
 (277x259, 6Kb)

Летом прошлого года, после долгого перерыва, с Невского проспекта я вышел через Александровский сад у Адмиралтейства на Сенатскую площадь, переименованную было на площадь Декабристов, а площади-то как таковой давно нет, лишь луга Александровского сада, да площадка Медного всадника над Невой на фоне Исаакиевского собора и зданий Сената и Синода Карла Росси, а на том берегу Невы Академия художеств, здания Университета, откуда выделили Меншиков дворец, Академия наук, со Стрелкой Васильевского острова, - мир моего детства и юности.

* * *
Собор Исакиевский в небе, словно древность,
И Росси красота всемирного шедевра,
С Адмиралтейством славным в унисон,
Мой город над Невой классических времен!
И там над морем вознесенный Медный всадник,
Воздвигший здесь художеств и наук рассадник.

* * *
Мой город тих и светел, как в миниатюре
Запечатленный, в вечности представ в натуре,
И я иду Невой, как в юности, вновь юн,
И слышу плеск и струй и отзвучавших струн…
Мне кажется, я здесь, как был основан город,
И Летний сад возник с прозваньем огорода,
Где юность я провел в прогулках и в мечте,
В тоске, грустя, с рожденьем новым в красоте.

* * *
Здесь все, как встарь, – река, каналы и мосты
Я узнаю, как жизнь мою, ее черты,
В пыли где иль омытые дождем до блеска
Решетка Сада, Петропавловская крепость,
Как я ходил там в Университет Невой,
С Ростральными колоннами под синевой
Вдали и ближе, с Зимнего дворца, с моста,
Откуда город мой – как .юности мечта
О славе, о любви, о счастье и бессмертье,
Об участи, которой лучше нет на свете!

НА ПЛЯЖЕ У ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ
Как дома здесь нестрашно обнаженье:
Среди людей, а все уединенье,
Ты на природе с городом вдали,
Как уплывают в море корабли;
В сиянии небес вода струится
И там всплывает новая столица
Со стройным рядом зданий старины
Во красоте извечной новизны.

* * *
Живот округлый, как на загляденье!
Коснуться бы, какое наслажденье!
Беременность? Скорее простота,
Полнеющей молодки красота.
Не тени ни смущенья, ни кокетства,
Краса девичества, еще из детства.
Я помню, - сколько лет уже прошло, -
Как яблоко, столь совершенный плод,
Исполненный любви и неги сладкой,
Что видел, может, я один украдкой.

* * *
Как девушки на пляже все отважны!
Пускай за ними взгляды неотвязны,
Им нипочем, скорее напоказ
Изгибы тела и сиянье глаз,
Влекущих откровенно, без запрета,
Ведь нега счастья солнцем разогрета,
В движеньях тела торжествует секс,
В певучих вскриках нежный-нежный смех,
Как некогда в лесах неслись вакханки,
Пуская в ход обманы и приманки,
И с ними песни распевал Орфей,
Как я пою ушедшей жизни всей,
Той жизни, что покрыли клеветою,
Она восходит снова красотою.
Былое сбудется, сказал поэт,
Пока сияет над Землею свет.

* * *
Но как вдруг изменился мир знакомый!
Одетый, шел по пляжу я, влекомый
Рефлексией, мучительной, как бред,
Влачась как бы в пустыне много лет,
Повсюду замечая лишь уродства
И проявления людского скотства…
Но город над Невою возникал,
Блистательный магический кристалл,
Вновь просиявший красотой из детства
И юности нетленное наследство.

* * *
Когда вступал я в жизнь, и город был столь новым,
Из пламени времен и войн вновь возрожденным
В границах над Невой классических времен,
Объятый светлой тишиною, словно сон;
На улицах, в садах прохожих единицы,
Как будто ты в музеях северной столицы,
Весь город как музей, каналы и мосты,
Сады, где я в тоске взрастил мои мечты,
Музеи, где я забредал в тысячелетья,
Взыскуя и пугаясь всей тщеты бессмертья.

* * *
Прогулки по вершинам мировых культур!
Жизнь теплилась в изгибах мраморных скульптур,
В безмолвной пластике движений и вне смерти, -
И в том ли утешение на этом свете?

* * *
Но девушка случайно взглянет нежно,
Красуясь прелестью своей прилежно
Во имя не обмана, а мечты,
Достоинства любви и красоты.
Она как влюблена, и я, влюбленный,
Смотрю на жизнь вокруг и в небосклоны,
Исполненные негой и мечтой
И города тишайшей красотой.

* * *
Я помню всех, кто поразил меня приветом,
Вступая в связь, быть может, музою с поэтом,
Чтоб, одарив вниманьем нежным и мечтой,
Облечься Вечной женственности красотой,
Рождающей в сердцах любовь и песнопенья,
В душе моей все вновь отраду вдохновенья.

* * *
Я встретил девушку с картины Боттичелли,
С «Весны», не знал еще, с «Рождения Венеры»,
Но облик женственности милой и любви
Узнал я тотчас, как мечты и сны мои,
Запечатленные в эпоху Возрожденья,
Мне близкую всегда, источник вдохновенья,
Во исполнение возвышенной мечты
О славе, о любви пред ликом Красоты!

* * *
О, первые свиданья по весне!
Совсем одни повсюду, как во сне,
В саду ли Летнем, или над Невою,
И вод, и неба взяты синевою,
Мы предаемся дерзностной мечте
Родиться вновь в любви и красоте.
И в грезах наших не было обмана,
Как не было болота и тумана,
А город светел возникал и в ночи,
Красы его недремлющие очи
Влюбленных путеводная звезда,
И наша просияла навсегда!
Январь-февраль 2011 года.

© Петр Киле Источникhttp://renclassic.ru/Ru/1017/1035/1115/

Серия сообщений "Лирика.":
Поэзия - это светлая гостья в часы раздумий (из воспоминаний художника).
Часть 1 - Новые стихи о красоте, о юности, о жизни и любви.
Часть 2 - Стихи девушке о ее красоте.
Часть 3 - Короткие стихи о любви, или Эпиграммы.
...
Часть 22 - "О, тихие звездные ночи..."
Часть 23 - "Мы верили, любили искренне и чище..."
Часть 24 - "Только раз дается жизнь на свете..."


Метки:  

ЖЗЛ. Юморески.

Пятница, 27 Февраля 2009 г. 09:45 + в цитатник
В колонках играет - http://www.liveinternet.ru/images/brandnewsmilies/victory.gif
Первые новеллы эпохи Возрождения в России.

Текст по ссылке http://www.renclassic.ru/Ru/LJ/?date=2008-07-19

Метки:  

О русской культуре и русской нации.

Вторник, 02 Сентября 2008 г. 16:22 + в цитатник

О русской культуре и русской нации. Проблемы Возрождения.

Поначалу мне весьма понравилось высказывание Дягилева: «Единственный возможный национализм - это бессознательный национализм крови. И это сокровище редкое и ценнейшее. Сама натура должна быть природной, должна невольно, даже, может быть, против воли, вечно рефлектировать блеском коренной национальности. Надо выносить в себе народность, быть, так сказать, ее родовитым потомком, с древней, чистой кровью нации. Тогда это имеет цену и цену неизмеримую».

Звучит хорошо и, кажется, верно. Но если вдуматься, необходимы уточнения, иначе речь именно о том худшего свойства национализме, против которого выступает Дягилев. Что такое «бессознательный национализм крови», с натурой «природной», «с древней, чистой кровью нации»?

С точки зрения сколько-нибудь научной (исторической, философской) само понятие «нации» - явление не из самых древних, поначалу род, племя, народность, - уже на этой стадии в череде веков идет смешенье «древней, чистой крови нации», которая еще не сформировалась; затем из разных народностей складываются разные народы на различных стадиях образования государств от городов-полисов до империй, на различных ступенях социально-экономических формаций, с образованием наконец на исходе Средних веков, в эпоху Возрождения и в Новое время национальных государств с единым национальным языком и культурой, когда и можно говорить о «нации».

Таким образом, нация исторически формируется скорее как культурное явление, чем как чисто природное, из различного конгломерата племен, народностей и народов, когда искать единый источник «древней, чистой крови нации» бессмысленно, да и вредно, тут-то рождается национализм как заведомо узкий или отрицательный предрассудок, что ныне в России, как никогда, культивируется.

Самый яркий пример - это греки эпохи Гомера и классики, с самоназванием эллины как единого народа, можно сказать, нации, между тем это были разные племена и народности из различных государств с постоянными войнами между собою, с подчинением наконец под эгидой Македонии, страны недавних варваров, которые приняли культуру эллинов.

О какой «древней, чистой крови нации» могли думать эллины? Кто-то, верно, твердил о крови ахейских или дорийских племен, диких, пришедших неведомо откуда, и постепенно обретших и развивших язык и культуру племен, что первоначально они подвергли уничтожению. И чем знамениты эллины? «Древней, чистой кровью» диких племен, или культурой, что они создали, воюя друг с другом, в Эгеиде, а затем по всему Средиземноморью?

Примечательно вот еще что: все знаменитые эллины вели свои роды от богов и героев Греции, а не диких ахейских и дорийских родов, неведомых миру. Здесь уже речь не о «природном», а сверхприродном, о мифологической родине греков, что совпадает с мирозданием в целом, с небом, с Космосом, где обитают боги.

Именно античная мифология оказывается первоисточником «древней, чистой крови нации» эллинов, той сакральной и живительной силой, к которой припадали и римляне, и европейские народы в эпоху Возрождения, и народы Российского государства в эпоху Ренессанса в России.

Теперь можно перечесть высказывание Дягилева с учетом того, что он думал не просто о старине, не о Древней Руси, он пребывал в гуще современных вопросов, решая проблемы развития русской культуры, с открытием ее взлета в XVIII веке. Уже после закрытия журнала «Мир искусства» он писал в 1906 году: «Все настоящее и будущее русского пластического искусства... будет так или иначе питаться теми же заветами, которые «Мир искусства» восприял от внимательного изучения великих русских мастеров со времен Петра».

Дягилев решал проблемы Возрождения, не впадая в односторонности славянофилов и западников.
«Единственный возможный национализм - это бессознательный национализм крови. И это сокровище редкое и ценнейшее. Сама натура должна быть природной, должна невольно, даже, может быть, против воли, вечно рефлектировать блеском коренной национальности. Надо выносить в себе народность, быть, так сказать, ее родовитым потомком, с древней, чистой кровью нации. Тогда это имеет цену и цену неизмеримую».

Теперь ясно, что Дягилев все время имеет в виду не «природу» и «кровь» как таковые, а русскую культуру, сознавая себя «родовитым потомком» Петра, рефлектируя «блеском коренной национальности», по сути, ослепительным сиянием эпохи Возрождения в России, как Ломоносов, как императрица Елизавета Петровна и ее фавориты, как Екатерина II и ее полководцы и т.д.

Речь менее всего об особенностях этноса, что всегда составляет некий конгломерат этнических свойств и черт разных племен и народностей, что и представляет русский народ, да заодно с народностями, сохранившими рядом с ним свои этнические особенности и язык, но вовлеченных исстари, особенно интенсивно последние три века в единый культурный процесс, с формированием русской (или российской) нации, как и единого национального языка и литературы. Таким образом, выходит, нация не есть чисто природное, этническое образование, а государственное и культурное явление.

Это проступает особенно наглядно в американском народе или в американской нации США, составляющей конгломерат этносов, народов и народностей, сохраняющих в известной мере свои этнические особенности и язык, при этом представляя единый народ страны, что накладывает определенный отпечаток на всех, независимо от этнических особенностей афроамериканцев, латиноамериканцев и европейцев.

Нация - явление социально-культурное, государственное образование, в чем этнические особенности могут конфликтовать или уживаться более или менее мирно, что мы наблюдаем в истории США. И в истории Российского государства в последние три века, с его распадом в конце XX века, что не пошло на пользу никому, даже кучке олигархов и демагогов, ныне восстанавливающих государственность в малом виде, как и культуру, обрекая народы на ничтожество.

И что такое «блеск коренной национальности»? У Жуковского? У Фета? У Пушкина? Очевидно, имеет смысл говорить лишь о «блеске коренной культуры». В Российском государстве исстари, в условиях смешенья родов и племен и сожительства народностей и народов, особенно с начала преобразований Петра, можно и должно говорить именно о русской культуре как о коренной, соответственно о русской нации, носительнице этой культуры.

Таким образом, русская нация, как и любая другая, - итальянская, французская, немецкая, испанская, английская, тем более американская и т.д., сформировалась в череде столетий из различных этносов и этнических групп, сохраняющих, может быть, все еще свои особенности, язык, культуру, но в русле развития русской культуры, как итальянской, французской и т.д.

Русская нация сформировалась в условиях ренессансных явлений в развитии культуры Российского государства за последние три века, что не было осознано. Здесь одна из роковых причин распада СССР. Если в этом не разберутся государственные деятели и народы, ныне культивирующие именно местные, узко этнические особенности, распад РФ неминуем. И этому будет способствовать экономическое процветание республик, что сказалось и в распаде СССР. Хорошо это или плохо?

Надо осознать, что распад СССР - это был прежде всего распад единого культурного пространства народов СССР, распад культуры эпохи Возрождения в России. Хорошо это или плохо? И как с этим жить? Попытались жить, ориентируясь на ценности Запада, что обернулось величайшей разрухой в народном хозяйстве, в культуре, в миросозерцании прежде всего интеллигенции.

Разруха в народном хозяйстве будет преодолена. А как быть в разрухой в культуре, когда единое культурное пространство распалось на отдельные государства и на отдельные республики и автономные образования в РФ, в которых культивируют прежде всего национальные языки и обычаи вне русской культуры, ее высших достижений за последние три столетия? В культуре проступает средневековая раздробленность, с утверждением этнической и конфессиональной принадлежности. Это происходит ныне не только в России, и в европейских странах, и в США.

И это сопровождается общим падением культуры, с превращением современного искусства и кинематографа в индустрию шоу-бизнеса. Человеческая цивилизация все более уподобляется цивилизации любых животных популяций, с разницей, не делающей ей чести. Человечки, разыгрывая непрерывно всяческие войны, действительные и вымышленные, обрели способность наблюдать на экранах мониторов и мобильников этот процесс саморазрушения человеческой культуры.

Ныне много говорят о русской идее, о национальной идее, выделяя отдельные ее элементы, когда ее суть в осознании единства русской нации, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности народов РФ, в единстве общенационального русского языка и русской культуры, как французской, испанской или американской, с естественными проявлениями этнических и конфессиональных особенностей. Речь о культуре суперэтноса, которая сложилась было в СССР, но может сосуществовать и поверх границ на постсоветском пространстве.

© Петр Киле


Поиск сообщений в ФТМ_Бродячая_собака
Страницы: 62 ..
.. 3 2 [1] Календарь