Оглавление
I) Введение……………………………………………………стр. 3
II) Образно - стилистический анализ «Портретам Софьи Ивановны Крамской (1866 - 1933) , дочери художника, в замужестве Юнкер» (1882), Г.Р.М…………………………………………………………...стр.11
III) Заключение………………………………………………..стр.19
IV) Список использованной литературы…………………….стр.21
V) Иллюстрации……………………………………………….стр.23
VI) Музейная карточка………………………………………..стр. 24
Введение
Собрание Государственного Русского музея обладает большой коллекцией живописных работ Ивана Николаевича Крамского (1837 - 1887). Их около пятидесяти, хронологические рамки достаточно обширны: начиная от первых, выполненных ещё в стенах Академии художеств композиций, и до последней, так и оставшимся незаконченным портретом доктора К.А. Раухфуса. Само по себе это обстоятельство даёт возможность проследить эволюцию творчества художника. Экспонируемые работы в основе своей - портреты. Произведение, которое привлекло наше внимание, было создано в последнее, самое плодотворное десятилетие в творчестве мастера в 1880 – е годы. Женские образы в наследии Крамского – портретиста занимают особое место. Как известно, художник написал большое количество заказных портретов, которые отличаются высоким профессионализмом исполнения, мастерством в построении композиции, но в них зачастую присутствует некоторая холодность. Иное дело - портреты жены художника Софьи Николаевны или дочери – Софьи Ивановны. Эти работы сразу обращают на себя внимание лиризмом, трепетностью в подходе к трактовке образа героинь. Безусловно, здесь сказывается субъективное отношение – любовь художника к моделям.
В собрании Русского музея хранится три портрета дочери Софьи Ивановны, два из которых - миниатюрны.
Наше внимание привлёк портрет, написанный 1882 году, и изображающий дочь художника почти в полный рост. Выбор аргументирован тем, что это произведение даёт возможность говорить об особенностях понимания задач портретной живописи И.Н. Крамским. Молодая девушка написана в светлом платье на глухом тёмном фоне, что было вполне типично для Крамского 1880- х годов, однако в нём есть ряд особенностей, которые заслуживают особого внимания. Это и не столь типичная композиция, когда герой изображён поколенно и особая пластика живописного мазка и мастерство Крамского – колориста. Немаловажным является и то, как художник трактует образ героини. Девушке на портрете шестнадцать лет и сложность переходного возраста очень точно передана мастером. Интересные образные задачи, композиционные, колористические, определяющие этот портрет только утвердили во мнении выбрать именно это произведение в качестве темы для стилистического анализа.
Портрет находится в основной экспозиции Государственного Русского музея, что упростило работу, позволило внимательно изучить его живописные особенности.
Иван Николаевич Крамской был не только выдающимся художником, но и замечательным критиком, общественным деятелем. Он вёл активную переписку с художниками, деятелями культуры той поры. Поэтому его эпистолярное наследие значительно, однако найти в нём сведения о его собственном творчестве не всегда легко. Уже современники нередко утверждали, что Крамской сделал больше для искусства, чем в искусстве. С этим согласиться трудно, так как изучение его живописного наследия убеждает в том, что он был художником большого таланта. Его выделяло из общей массы коллег-живописцев то, что он был личностью активной, обладал редким организаторским даром и занимался общественной работой с предельной отдачей.
Исторический живописец по образованию он, тем не менее, вошёл в искусство как портретист. Менее чем за два десятилетия творческой деятельности И. Н. Крамской создал десятки интересных образов. Но при этом он признавался в письме к П. М. Третьякову «… Я портретов, в сущности, никогда не любил, и если делал сносно, то только потому, что я любил и люблю человеческую физиономию. Но ведь мы понимаем, что человеческое лицо и фигура – не суть портреты, потребные
публике». (1)
Это письмо датировано 15 января 1883 г. Годом раньше он написал портрет дочери и невозможно представит, что он характеризует своё творчество в этом жанре как «сносное» и назвать героиню «человеческой физиономией». В этом портрете есть лучшие черты Крамского-портретиста.
Безусловно, письма художника, его высказывания об искусстве позволяют многое понять об этом мастере, хотя его высказывания зачастую носят философски отвлечённый смысл. Письмам мастера, его статьям в первую очередь уделялось наше внимание. Анализируя литературу о художнике, невольно обращаешь внимание на то, что большой объём составляют издания его переписки. Уже в 1930-е годы выходят отдельными публикациями неопубликованные письма художника. Почти каждое подобное издание сопровождалось комментариями составителей.(2)
(1) Иван Николаевич Крамской: Письма, статьи.-/Подготовка к печати и сост. С.Н. Гольдштейн.-М.,1965-1966.-Т II.-с.102 (далее Письма…).
(2) Крамской И.Н. Из переписки В.Д. Поленова и И.Н. Крамского. -// - 1936 - №1.
Гуревич Ольга Из неопубликованных писем И. Н. Крамского.-// Искусство – 1935 – № 3.
Письма Л., 1937.-Т II Письма 1876-1877.
Начало изучению эстетических воззрений художника было
положено в первый же год после смерти мастера. В журнале «Вестник изящных искусств» за 1988 год была опубликована статья В.А. Воскресенского, посвящённая изучению философских взглядов художника. (3)
Особый интерес Крамской – критик стал вызывать в последней четверти ХХ века. Чуть раньше в середине 1960-х годов С.Н, Гольдштейн подготовил к печати письма и статьи художника – это фундаментальный двухтомный труд, который и лёг в основу позднейших публикаций, которые можно объединить одной рубрикой: «Крамской об искусстве». (4)
Названная литература оказалась интересной для понимания атмосферы в которой работал художник, художественной
(3) Воскресенский В. А. Эстетические воззрения И. Н. Крамского. - // Вестник изящных искусств, 1988.
Крамской И. Н. Об искусстве. Из писем, записных книжек, дневника и статей художника.- //Творчество – 1937 - №6
(4) Крамской И. Н. Крамской об искусстве. - / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Ф. М. Ковалевская
Крамской И. Н. Об искусстве - // Художник – 1987 - №11
жизни в России тех лет. Ни в одном из этих изданий не даётся
развёрнутого рассказа о портрете дочери. Только в письме П. М. Третьякова к И. Н. Крамскому, написанному 25 ноября 1884 года П. М. Третьяков высказывает желание «получить… портрет Сонечки, то есть Софьи Ивановны…» (5)
Роль мемуаров, эпистолярного наследия невозможно умалить, но художник такого масштаба непременно должен иметь критическую, литературу о творчестве. Как это ни странно, но литература подобного плана о Крамском оказалась ограниченной. В 1962 году вышла небольшая монография А. Давыдовой о художнике, в которой упоминается названное произведение. (6) Автор уделяет главное внимание сравнению портрета С.И Крамской и портрета неизвестной, который хранится в ГТГ и остался в подмалёвке.
Автор даёт портрету самую общую характеристику, отмечает его лирический смысл, но вместе с тем называет «надуманной» позу и «чрезмерно эффектным наряд». (7)
(5) Переписка И.Н, Крамского: И.Н. Крамской и П.Н. Третьяков. 1869-1887.-М., 1953.-с. 306
(6) А. Давыдова И. Н. Крамской. – М., Изобр. иск. 1989.
В следующем монографическом исследовании Т.И. Курочкиной вновь говорится о пленительном образе героини, о её «петербургской красоте», но анализа портрета нет. (8)
Помимо монографий внимание привлекли каталоги выставок, на которых показывался портрет. Хотя таких выставок много, но в основе своей они групповые, и во вступительных статьях к каталогам портрету не уделялось должное внимание. Только организованная к 150 – летию со дня рождения выставка работ художника, инициатором которой была Третьяковская галерея,
может считаться большим выставочным проектом. По сути дела все произведения мастера, начиная от ранних работ, созданных в 1860-е годы, и до последнего портрета, изображающего доктора Рауфуса, были представлены в экспозиции. Живописное собрание дополнилось графическим. Объём и высокое качество экспозиции убедили в необходимости издания научного каталога, который был выпущен в следующем 1988 году.(9) Можно
(7) Там же. – с. 98
(8) Курочкина Татьяна Ивановна Иван Николаевич Крамской.- Л.: 1989. – с. 35-37.
(9) Иван Николаевич Крамской. 1837 -1887. Выставка произведений. Каталог. – ред. и вступит. ст. Я. В. Брука. – М., 1988 (далее: Крамской, 1988.).
считать это издание не просто каталогом, а настоящей монографией. Вступительная статья Я. В. Брука небольшая, но проблемная, в каталожной части каждая работа сопровождается не только необходимыми сведениями о выставках, но и наиболее важными высказываниями современников. Эта книга так же использовалась в работе. Портрет дочери художника на фоне экспонированных работ воспринимается не только как удача Крамского – портретиста, но и как значительное произведение портретного жанра последней четверти ХIХ века. Высокое качество работы и отсутствие должной оценки произведения в литературе убедили в целесообразности его подробного изучения.
Образно - Стилистический анализ «Портретам Софьи Ивановны Крамской (1866 - 1933) , дочери художника, в замужестве Юнкер» (1882), Г.Р.М.
Портрет Софьи Ивановны Крамской (1866-1933) дочери художника был написан в 1882 году. О том, как художник работал над этим изображением, подробных сведений нет, однако доподлинно известно, что поводом для написания портрета послужила помолвка Софьи Ивановны с доктором Сергеем Сергеевичем Боткиным. Его портрет, но погрудный, на тёмном фоне и в тёмном сюртуке И. Н. Крамской написал в тот же год. Об этих изображениях как «почти парных» упоминает В. П. Зилоти в книге «В доме Третьякова»(10). В. П. Зилоти пишет о том, что портреты оказались впоследствии в разных собраниях, так как Софья Ивановна «ошиблась» в выборе спутника. В. П. Зилоти рассказывает и о «редкостной дружбе, переходившей в обоюдное обожание» (11) связывающих отца и дочь. Иван Николаевич помог расторгнуть помолвку. После этого события портрет Сергея Сергеевича ушёл в дом Боткиных, а Сонин
(10) В. П. Зилоти. В доме Третьяковых.- Нью-Йорк;1954- с. 157/Цит. по: Крамской, 1988.-с.148.
(11) Там же. – с. 148.
остался в мастерской художника на Васильевском острове. Портрет оставался в семье до конца жизни Ивана Николаевича Крамского. Уже между 1891 и 1893 годами был приобретён для музея Академии художеств. Спустя несколько лет в первый период при формировании коллекции Русского музея в 1895 – 1897 годы, когда была заложена основа живописного собрания музея, он был передан из Академии художеств. Портрет, изображающий Сергея Сергеевича Боткина ныне находится в собрании Третьяковской галереи.
1880-е годы – время создания едва ли не самых интересных произведений мастера. Сам художник говорил о том, что он видит задачу портретиста в том, чтобы подобно «строгому учёному, объективно, спокойно и точно наблюдать и принимать выводы из данных, каковы бы они ни были». (12) Если в портретах 1870-х годов он подходит к задаче, как он сам говорил с «мыслью художника о человеке», то в 1880-е задача усложняется. Теперь он старается постичь не только образ героя , но и стремится разработать психологическую картину. В портрете дочери он вплотную подходит к этой проблеме. Анализируя портрет, необходимо в первую очередь затронуть его
(12) И. Н. Крамской. Письма, статьи. – Т. II. – с. 169.
жанровую принадлежность. По свое сути это парадный портрет , причём решённый как блестящий салонный. В последнее время на выставках все чаще появляются те произведения, которые раньше находились в стороне от исследовательских интересов учёных. Конечно к понятию «салонной» или «академической» живописи портрет И. Н. Крамского относится с большой натяжкой, тем не менее такие произведения мастера как «Лунная ночь» (1880) и «Неизвестная»(1883) могут рассматриваться в контексте академического и салонного искусства. Хотя эстетические программы у таких мастеров как Г.И. Семирадский, К.Е. Маковский, П.А. Сведомский принципиально отличаются от основной линии творчества И. Н. Крамского или И.Е. Репина, В.Д. Поленова, но стремление к эффектности, желание любоваться красотой жестов, поз встречалось не редко в творчестве этих мастеров.
Когда художник пишет свою дочь, он неслучайно прибегает к такой композиции, которая могла бы наилучшим способом представить героиню. Софья Ивановна не обладала красивой внешностью, но её лицо привлекало даже в детстве энергичностью и умом. В. П. Зилоти пишет: « В шестнадцать-семнадцать лет Соня так похорошела, волосы отросли, фигура у неё стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Её весёлость, остроумие и живость привлекли к ней много поклонников… Репин восхищался её силуэтом». (13)
Как уже отмечалось, портрет привлёк внимание П. М. Третьякова, которому так и не удалось эту работу заполучить, а П. О. Ковалевский оставляет восторженные отзывы о произведении в одном из писем к И. Н. Крамскому. Он пишет о том, что портрет понравился не только ему, но и всем, кто его видел. Он восхищается сходством и особенно отмечает технику исполнения. Автор письма сравнивает портрет с работой художника Ван Дейка. Правда он говорит о том, что на его взгляд в портрете «немного не достаёт ещё окончательной мягкости, может быть, чисто механической», но тут же объясняет, что привёл в пример великого фламандца только потому, «что ни у кого из новых живописцев этой мягкости не нахожу совсем». Тем не менее, на его взгляд, в портрете есть необычная для И. Н. Крамского «бережная завершённость». (14) Работая над портретом дочери, И. Н. Крамской использует вертикальный формат холста. В неглубоком пространстве, на которое только указывает разница в цветовом решении (фон справа значительно
(13) Зилоти В.П. В доме Третьякова – с. 156. – Цит. по.: Крамской, 1988.-с. 148.
(14) П. О. Ковалевский – И. Н. Крамскому. Письмо от 10февраля 1883 г. - // секция рукописей ГРМ. – ф.15, ед. хр. 15, л. 64.- Цит. по Крамской, 1988. – стр. 148.
темнее, плотнее, чем слева, где он приобретает тёплые коричневые, бардово - красные оттенки), художник пишет модель почти в полный рост. Такая поколенная композиция известна ещё с ХVIII века, и своё наиболее выразительное воплощение она получила в творчестве Д. Г. Левицкого, а позже в XIX - ом у О. А. Кипренского. Такое построение имеет ряд преимуществ. Это, с одной стороны, парадный портрет, так как модель представлена почти в рост, но в то же время она максимально приближена к зрителю, что позволяет внимательно изучать портретируемого, придаёт ему камерную окраску.
Девушка изображена в повороте в три четверти влево при этом её лицо обращено к зрителю. Такая поза заставляет вспомнить контрапост (контрапостное расположение головы и торса модели).
Образ полон спокойного достоинства. Художник нашёл интересное положение рук. Героиня сложила их перед собой. И этот жест, в свою очередь сообщает ощущение покоя, внутренней уравновешенности. Найти правильное движение рук нередко бывает сложно и чаще всего художники стараются какой-то деталью или аксессуаром подчеркнуть их значение в образной характеристике. Здесь же всё направлено на то, чтобы внимание сосредотачивалось исключительно на героине.
Не маловажную роль в портрете играет удачно выбранное платье. В. П. Зилоти называет его «суровым». Трудно предположить, что имеется в виду под таким определением. Софья Ивановна изображена в утреннем визитном платье, сшитом согласно моде 1880-х годов. Оно украшено манжетами с кружевной оторочкой, мягкий воротник завязывается бантом, а цветок, украшающий неглубокий вырез – нередкая деталь подобного туалета. Узкий длинный корсет плотно охватывает её стройную фигуру, а юбка с небольшим турнюром только подчёркивает изящество силуэта юной девушки. Волосы мягкими локонами ложатся на плечи, спину портретируемой. Жемчужные бусы были едва ли не единственным допустимым украшением для молодых особ. В несколько ниток они охватывают высокую шею героини. Художник с достаточными подробностями живописует платье героини, но при это он умеет заострить внимание в первую очередь на лице героини. Внешней красивостью Софья Ивановна, как уже говорилось, не отличалась, но была необычайно обаятельна и художник сумел это передать. Черты лица героини ещё не совсем сформировались. В лице есть мягкость и какая-то «размытость черт». Это чувствуется и в овале лица, и в припухлости губ, но при это её взгляд совершенно особый. Она смотрит неотступно и пристально. Причём во взгляде нет какого-то вопроса, он скорее изучает и познаёт. Такая бескомпромиссность является характерной чертой молодости.
Художнику удалось найти редкую гармонию между композицией портрета и его и колоритом. Портрет был показан впервые на десятой выставке ТПХВ в 1882 году. Сначала в Санкт-Петербурге, где он назывался просто «Портрет ***», а затем в Москве, но в рецензиях его называли «Девушка в белом», «Портрет девушки в белом», так как в туалете есть пятна белого - это кружева и цветок, однако его цветовая гамма решена более сложно. Тёплые тона блёкло - розового, жёлтого, перламутрово – серого создают редкую по красоте цветовую гамму. В тенях эти краски уплотняются, приобретают лиловый оттенок, местами художник используют коричневый цвет.
Портрет Софьи Ивановны Крамской – один из самых пленительных женских образов в творчестве мастера. В 1880-е годы художник не однажды обратится к образу к образу любимой дочери. Он написал в 1884 году этюд, хранящийся в Русском музее, и интересную картину «Крамской, пишущий портрет свой дочери, Софьи Ивановны Крамской (1866 - 1933) » (1884, ГРМ). Надо сказать, что в это время - в середине 1880-х годов он создал несколько портретов, героини которых – молодые девушки. Это изображение О.А. Рафтопуло (1884, Пермская государственная художественная галерея), два женских портрета (1884, Новгородский государственный музей – заповедник и 1885, ГТГ), написал картину «Выздоравливающая» (1885, ГРМ). Его интересовал образ юности, несвершившихся ещё надежд, мечтательности и ожидания счастья. Прославившийся как портретист, работающий по преимуществу над мужским портретом, И. Н. Крамской был тонким лириком, когда его моделью были женщины.
Заключение
Портрет дочери Софьи Ивановны И. Н. Крамской написал в 1882 году, не зная, что вступил в последние пятилетие своей жизни которое было ознаменовано значительными творческими успехами. Талант И. Н. Крамского, как портретиста, достиг своей высшей точки, он не только умел уловить главное в личности портретируемого, создать портрет глубокий по характеристике образа, но и увидеть в героине типические черты. Он пишет дочь в возрасте шестнадцати лет – это пора становления личности. Надо вспомнить, что воспитывалась она в интересной среде и не только отец был фигурой выдающейся, но и мать отличалась широкой образованностью, смелыми взглядами. Среда формировала с детства девушку как пытливого и восприимчивого человека. Именно такой и представляет её художник. Парадный по форме портрет доносит образ с мягкостью, интимностью камерного изображения. Здесь сложно переплетаются две задачи: желание показать героя с максимальной представительностью и выразить нежные чувства, которые испытывал художник к модели. Строгость композиционного построения, лаконичность колористической гаммы помогают всё внимание сосредоточить на образе портретируемой.
Этот портрет был удачей И. Н. Крамского-мастера психологического портрета. Однако, не менее важно, что он был тесно связан с одной из существенных тенденций в развитии этого жанра. Всё больше внимания художники - портретисты конца XIX века уделяют возрасту отрочества, юности. Юный герой стоит на пороге решения важных жизненных задач. Он размышляет о выборе пути и вместе с тем он осознаёт себя как часть окружающей жизни. И. Н. Крамской пишет свою дочь Софью, И. Е. Репин обращается к образу старшей дочери Надежды в картине «Осенний букет»(1892,ГТГ). В. А. Серов изображает Веру Мамонтову в картине «Девочка с персиками» (1887, ГТГ), а чуть позже М.В. Нестеров напишет дочь Ольгу – «Амазонку»(1906, ГРМ). Всё это не случайно, передать мир человека только вступающего в жизнь, чей характер не сформирован, в нём только существуют определённые воспитанные окружением нравственные устои, было дело интересным, но и не простым. Может быть, поэтому многие увлекались изображением модели в окружении хорошо разработанной интерьерной, природной среды, когда человек понимался как часть большого мира. И. Н. Крамской большое внимание сосредотачивает на характере героини, и это, безусловно, относится к числу его достоинств как портретиста.
Список использованной литературы
1 Воскресенский В. А.: Эстетические воззрения И.Н. Крамского - // «Вестник изящных искусств» Санкт-Петербург 1888
2 Гуревич Ольга: Из неопубликованных писем И.Н. Крамского - //Искусство – 1935 - №3
3 А. Давыдова И. Н. Крамской. – М., Изобр. иск. 1989
4 Зилоти В. П. В доме Третьякова – с. 156.- цит. по: Крамской 1988.-с. 148
5 В. П. Зилоти В доме Третьякова.- Нью - Йорк,- с. 157-цит. по: Крамской, 1988.-с.148
6 Иван Ник. Крамской. 1837 – 1887. Выставка произведений. Каталог.-Под ред. и всупит. ст. Я. В. Брука. – М., 1988 (далее: Крамской, 1988)
7 Иван Ник. Крамской: Письма, статьи.-/Подготовка к печати и сост. С.Н. Гольдштейн.-М.,1965-1966.-ТII.-с.102(далее Письма)
8 Крамской И.Н.: Об искусстве. Из писем, записных книжек, дневника и статей художника,-// Творчество – 1937 - №6
9 Крамской И.Н. : Крамской об искусстве.- Сост., авт. вступ. статьи и примеч. Ф. М. Ковалевская – М., 1960
10 Крамской И.Н. Об искусстве - // Художник – 1987 - №11
11 Крамской И.Н : Из переписки В.О. Поленова и И.Н. Крамского - //Искусство-1936-№1.И. Н. Крамской Письма, статьи-Т II.-с. 169
12 Курочкина Татьяна Ивановна Иван Николаевич Крамской.- Л.: 1989. – с. 35-37.
13 Переписка И. Н. Крамского: И. Н. Крамской и П.Н Третьяков. 1869 – 1887. – М., 1953. – с.306
14 Письма Л., Огиз – Изогиз, 1937 – Т II Письма 1876 -1877
15 П.О. Ковалевский – И. Н. Крамскому. Письмо от 10 февраля 1883 г.-// секция рукописей ГРМ.-ф.15, ед. хр. 15, л.64.-цит. по Крамской 1988.-стр. 148
Иллюстрации