На собеседовании в школу от ребенка требовали абстрактного мышления. Насколько это объективно для ребенка-первоклассника?
Ребенку показывают ряд картинок: еж, собака, белка, заяц. Кто лишний. Ребенок говорит: заяц, потому что все пушисты, а у ежа колючки. Ответ неверный. Правильно нужно сказать собака (домашняя/дикие).
Следующая картинка (нашла в интернете): муха, воробей, самолет, барсук. Кто лишний? Задаю вопрос мужу. Отвечает: барсук. Задаю вопрос деверю (одиннадцатиклассник). Ответ: барсук (летает/не летает).
Ответ неправильный. Правильный ответ: самолет (живое/неживое).
Семейное у нас, видимо. :-D Правильная логика отсутствует.
Теперь математика.
Сложи 8 и 2. Ребенок достает пальцы и начинает складывать. Учитель: нет, должна посчитать в уме. Ага, в уме считать не умеет. Нет абстрактного мышления.
Я поняла, что с устным счетом надо что то придумать, дабы обдурить комиссию. Научила считать так. 6+2. Представь цифру шесть. А теперь шагай по цифрам на 2 шага вперед. Чтобы отнимать шагаем назад.
Вроде бы считает в уме, но на самом деле это все тоже наглядное, как мы до этого делали с палочками, карандашами, пальцами.
Прочла высказывание одного уважаемого дефектолога: отсутствие абстрактного мышления к школьному возрасту является явным признаком ЗПР. Пример: "Что посеешь, то и пожнешь" Попросите ребенка объяснить эту пословицу. Если объясняет конкретно про зернышко, росток, значит абстрактное мышление отсутствует.
Я, признаюсь, не стала задавать ребенку эту пословицу. Задумалась о том, как отгадывает загадки. Вроде отгадывает, но может и просто запомнила уже везде ответы и заученно их твердит.
Стала рыться в интернете на предмет абстрактного мышления. У одного психолога нашла, что абстрактное мышление формируется к 10 годам, у другого к 12 годам.
У третьего прочла такую вещь и решила следовать ей: опираемся не на чужой опыт, а на свой прогресс. Если пол года назад ребенок не мог отличить вертикальную штриховку от горизонтальной, а сейчас штрихует сложные фигуры, это большой прогресс. Если раньше ребенок рисовал конечности человека в виде палочек, туловище обозначалось прямоугольником, нос кружком, а сейчас у человека появились пальцы, шея, уши, прическа и пр., то это большой прогресс.