-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Серебрянный_век

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.09.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 283




Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.
Такими нас не обидел Бог. 

О. Мандельштам

*****

А каждый читатель, как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний - случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный друг,
А он неизменен и вечен -
Поэта неведомый друг.
Анна Ахматова


Александр Блок

Суббота, 22 Августа 2009 г. 15:12 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Вильма [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Александр Блок



Она, как прежде, захотела
Вдохнуть дыхание свое
В мое измученное тело,
В мое холодное жилье.

Как небо, встала надо мною,
А я не мог навстречу ей
Пошевелить больной рукою,
Сказать, что тосковал о ней..

Смотрел я тусклыми глазами,
Как надо мной она грустит,
И больше не было меж нами
Ни слов, ни счастья, ни обид...

Земное сердце уставало
Так много лет, так много дней...
Земное счастье запоздало
На тройке бешеной своей!

Я, наконец, смертельно болен,
Дышу иным, иным томлюсь,
Закатом солнечным доволен
И вечной ночи не боюсь....

Мне вечность заглянула в очи,
Покой на сердце низвела,
Прохладной влагой синей ночи
Костер волненья залила...
Рубрики:  Блокову - блоково

Метки:  

Михаил Врубель. Живопись

Суббота, 15 Августа 2009 г. 18:19 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Алиция_Гадовская [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Михаил Врубель. Живопись.



Михаил Александрович Врубель

(1856-1910)

Творчество Михаила Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.
Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока.

Венеция. Мост Вздохов. 1894 г.

Венеция. Мост Вздохов

СМОТРЕТЬ ДАЛЕЕ
Рубрики:  культура Серебрянного века

Метки:  

Северянинская увертюра

Пятница, 14 Августа 2009 г. 10:50 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Сайрус_Найтшейд [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Увертюра. Игорь Северянин.



Одно из немногих стихотворений, что смогло меня зацепить, хотелость перечитывать его снова и снова....

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

Рубрики:  Футуристы
Стихи поэтов

Метки:  

Реклама, Блок, Есенин, Мандельштам и Пастернак

Вторник, 11 Августа 2009 г. 18:52 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Сим [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Поэзия, киноискусство и ... реклама


Борис Пастернак "Синий цвет"


Самый атмосферный из роликов. Стихотворение "Синий цвет" - это перевод стихов грузинского поэта Николая Бараташвили. По легенде, в свое время вслух эти стихи прочел сам Сталин.
Ролик снял Лео Габриадзе, а читает стихи его отец.
видео и стихотворение

Сергей Есенин "Сыпь, гармоника"


Есенин в кабаке... Вообще кабак и Есенин - уже сросшиеся образы..
И вот разрывает его тоска... и то ли он стихи читает, то ли бредит, то ли радуется, то ли плачет...
видео и стихотворение

Александр Блок - "Девушка пела в церковном хоре"


Один из лучших роликов... И самый пронзительный. Великолепное стихотворение читает Владимир Машков.. и в минуту укладывается невероятная, трогающая за душу история. Девушка молится за юношу, который на войне. А он думает о ней. И все обещает быть хорошо...
В конце у меня на глазах были слезы.
видео и стихотворение

Осип Мандельштам "Сусальным золотом горят"


Мой самый самый из этих роликов. Блестяще снятый, наполненный аллюзиями и метафорами этот шедевр удивительно выразителен и необычайно глубок. Этот контраст - детская елка и застенки НКВД и метафоричное сопоставление обидного падения от неожиданной подножки и приговора....
видео и стихотворение

Александр Пушкин - "Я помню чудное мгновенье"


Ну и напоследок очаровательно милый ролик. Любовь... признание.... как оно может звучать, как умилительно, как очаровательно...
Это конечно уже не серебряный век... но это же Пушкин! А Пушкин, как известно - наше все!
видео и стихотворение

Кстати Банк Славянский и доныне функционирует
вот его сайт
Рубрики:  Блокову - блоково
Есенин

Метки:  

Музей семьи Цветаевых

Воскресенье, 09 Августа 2009 г. 13:40 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Николай_Гольдман [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Музей семьи Цветаевых



Прекрасное сообщение в ЖЖ:
ТАРУСА. МУЗЕЙ СЕМЬИ ЦВЕТАЕВЫХ
http://community.livejournal.com/foto_report/384820.html
Рубрики:  Цветаева
культура Серебрянного века

Метки:  

Август — астры...

Среда, 05 Августа 2009 г. 18:36 + в цитатник
Екатерина_Коробова (Серебрянный_век) все записи автора

Август — астры,
Август — звезды.
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных —
Август! — Месяц
Ливней звездных!

Метки:  

Бунин - темные аллеи - резиновые женщины

Среда, 05 Августа 2009 г. 17:22 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Sun_Ambrella [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Бунин - темные аллеи - резиновые женщины




//О роли женщины в литературе — из жж bars of cage//

как по постаревшим лицам друзей юности думаешь, что сам остался прежним, так по эрозии любимых книжек понимаешь, что все-таки ты изменился. Сейчас много езжу: метро, маршрутки, и взял с собой однажды Бунина, попавшегося под руку. "В Париже" - я учил его наизусть, так это было здорово. "В дымном провале зрительного зала, где наискось проходили сизые тени падающих аэропланов", он держал ее за руку и слышал запах духов - - А сейчас вижу, что, хоть по-прежнему Бунин как волк, чувствует, что гроза пахнет свежими огурцами и прочие такие штуки, которых никогда не чуяла наша в оловянных очках литература - но там, где он отходит от токования своих, действительно уникальных в своем роде, фиолетовых, зарничных видений (над которыми немножко посмеялся Набоков в Других берегах, где страшно чернеет крышка гроба, и торжественно-грозно рдеет в небе Канопус, и пахнет гелиотропами и я уж не помню что еще пр.пр.) - там это мировидение детское, мужское, закрытое, убогое.

Дочитать

Рубрики:  культура Серебрянного века

Метки:  

Анатолий Мариенгоф

Четверг, 30 Июля 2009 г. 16:44 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения gold-a [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Анатолий Мариенгоф



/ 

 solomonovna 

 

Довлатов говорил, что «трудно признать, что твой знакомый гений». И вправду, поверить в гений знакомого как-то не очень получается…особенно если вы оба поэты\художники\ итд.

А если так случится, что вы оба таланты…только увы, один из вас войдёт в историю как виднейший поэт двадцатого века, а другого будут знать только как «друга- имажиниста», позже сценариста и радиоредактора. Как так получается, что талантливый прозаик, точный и остроумный обойден не только памятной табличкой на доме, где они с Есениным жили вместе, но и даже филологами, для которых имя Мариенгофа просто прилагается к Есенину.

И есть кстати этому причина..- все более или менее серьёзные вещи Мариенгофа начали издавать только в конце 90х,? - оттуда тоненькая брошюрка-повесть «Бритый человек», в 2000ых появилось автобиографическое издание «Для вас потомки!» и «Роман без вранья», кажется там же роман «Циники».

Но когда я прочитала «Циников» я ещё не видела этой книги, я читала с lib.ru и несмотря на некое неудобство я осталась в восторге.. вернее трудно назвать восторгом то смятение, которое появляется в душе от прочтения трагедии.

Не просто людской трагедии, а трагедии нашей страны времён гражданской войны, периода 1918-1928ого года. Тогда мне казалось это далёким, но в сущности ничто не меняется…люди неизменны.. в страшное время смерти, разрухи и голода есть любовь, есть человеческая сила.. и есть подлость.. настоящая..

  читать дальше...

                                                      

Читать далее...
Рубрики:  Мемуары и воспоминания

Метки:  

О Ходасевиче. Пример неблагодарного человека

Пятница, 24 Июля 2009 г. 13:21 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Василиса_Иванова [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

О Ходасевиче. Пример неблагодарного человека



Читаю воспоминания Ходасевича о Валерии Брюсове (прочитайте и вы, иначе сложно будет понять, о чем поведу речь). Какая всё же разница между людьми. Брюсов щадил чувства молодых поэтов, которые по его мнению "могли бы да не сложилось". Но сколько слюны набрызгали его бесцветные воспитанники на его светлое имя. И если Цветаева, питавшая свои стихи образным рядом Брюсова и то и дело полемизировавшая с ним, писала всё же о творчестве Брюсова, пусть и с нескрываемой завистью, но и одновременно с "любовной ненавистью" (которая по ее мнению была сильнее обычной любви) признавала его огромный талант, то Ходасевич по смерти Великого поэта оторвался на нем самом. Гадость!

Вчитавшись внимательно, осознав эту мерзкую несправедливость завистника, захотелось про него написать. Но сама я буду хоть и резкой, но справедливой, иначе буду подобна ему.


Впитавший технику Валерия Яковлевича, обученный им мастерству Поэзии и литературных мистификаций, Ходасевич все равно не создал ничего яркого и почти никак не повлиял на литературу, зато на всё имел мнение (сравните количество стихотворений и количество критических статей). Осуждая лирику Брюсова за холодность, расчетливость и "обрядность" в страсти, собственную лирику он наводнил надуманностями и подражаниями - Бальмонту, Пушкину, Бунину и, конечно же, самому Брюсову. Да, он был приличней многих, всё-таки королевская выучка, и одни из самых "нормальных" стихотворений его были созданы под крылом Брюсова (в том числе, на поэтических играх, или как тогда их называли "конкурсах"), но помимо фактических ошибок в его мистических и религиозных суждениях, помимо эзотерического и психологического незнания и непонимания (чего стоило понять шутливый и очень теплый намек Брюсова на авгура) в его стихах мне не нравится главное - часто форма, самый размер противоречит содержанию. И это он будет с раздражением судить о мастерстве Брюсова в сборниках "Все напевы" и "Опыты"! А я читаю его стихи и тут, и там вижу взятые один в один чужие формы, размеры и строфы с неподходящим содержанием:

Так! наконец-то мы в своих владеньях!
Одежду - на пол, тело - на кровать.
Ступай, душа, в безбрежных сновиденьях
Томиться и страдать!

Дорогой снов, мучительных и смутных,
Бреди, бреди, несовершенный дух.
О, как еще ты в проблесках минутных
И слеп, и глух!

Еще томясь в моем бессильном теле,
Сквозь грубый слой земного бытия
Учись дышать и жить в ином пределе,
Где ты - не я;

Где отрешен от помысла земного,
Свободен ты... Когда ж в тоске проснусь,
Соединимся мы с тобою снова
В нерадостный союз.

День изо дня, в миг пробужденья трудный,
Припоминаю я твой вещий сон,
Смотрю в окно и вижу серый, скудный,
Мой небосклон,

Все тот же двор, и мглистый, и суровый,
И голубей, танцующих на нем...
Лишь явно мне, что некий отсвет новый
Лежит на всем.


Нет, совершенно отсутствует связь звука и повествования. Это просто строфы, в которые втиснуты заблуждения вроде "Где ты - не я" (дух никогда не перестает быть собой, даже во сне) или уж совсем нелепость вроде "нерадостного союза", характеризующая человека совсем с неприглядной стороны. Но главное - этот "отсвет новый" в конце из-за несоответствия смысла текста размеру мне кажется налетом гнили. Натыкаясь на подобные экзерсисы, хочется забыть фамилию. Я всегда считала: стихи должны быть ясными, искренними и обязательно о том, что понимаешь; должны быть сложены так, чтобы звук десятикратно усиливал вложенные слова. А когда нет ни того, ни другого...

Но его критику продолжаю читать.

Среди сквозящей зависти и раздражения на Брюсова есть факты: Брюсов не только был талантливым мистиком, он видел будущее (писал в стихах, что не видит, а сам видел). Он заранее знал, что октябрьская революция укрепится и даст новую власть, он знал, что за демагогией социалистов стоит "грабь что можно и общность мужей и жен". Он знал, что грядет власть черни, разбойников и убийц, переживал, но не противился ее приходу, зная, что она неотвратима, а он за семь лет сможет многое успеть. И уж если говорить масштабнее, он знал, что за его талант, за его мастерство, которым питались все советские поэты, начиная с Маяковского, о нем и о каждом его псевдониме и хранителе следущее поколение напишет в энциклопедии не больше двух строк.

Символизм, как течение, пытался быть аристократией в русской Поэзии начала XX века. Этим в ранние годы так гордился молодой Ходасевич (в переписке с Гиппиус). Эту аристократию пытался воспитывать Брюсов (не только среди символистов), но настоящими аристократами слова были только Валерий Яковлевич, его жена, Иоанна Матвевна (мы знаем ее творчество через мистификации - под именами И.Анненского и Н.Гумилева), Блок, Есенин и молодая Цветаева.

Есенин по-доброму отзывался о короле серебрянного века и прямо говорил "все мы учились у него", а Ходасевич, в технике и стилистике которого не было ничего своего, ни слова в своей завистливой эпитафии об этом не написал.
Рубрики:  Символисты

Метки:  

Есть женщины...

Пятница, 17 Июля 2009 г. 10:25 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Алиция_Гадовская [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Осип Мандельштам - Есть женщины



Есть женщины сырой земле родные,
И каждый шаг их – гулкое рыданье,
Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших – их призванье.
И ласки требовать от них преступно,
И расставаться с ними непосильно.
Сегодня – ангел, завтра – червь могильный,
А послезавтра – только очертанье...
Что было – поступь – станет недоступно...
Цветы бессмертны, небо целокупно,
И все, что будет, – только обещанье.

Осип Мандельштам

Рубрики:  Акмеисты
Стихи поэтов

Метки:  

Марина Цветаева о любви

Понедельник, 13 Июля 2009 г. 10:32 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Mymble [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

...



То, что цитировала ниже.

«… меня любит, а дело в том, все дело в том, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце, хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи - те самые серебряные сердечные дребезги."

"Не бойтесь меня. Не думайте, что я умная, не знаю, что ещё, и т.д., и т.д. (подавите все свои страхи). Вы мне можете дать - бесконечно много, ибо дать мне может только тот, от кого у меня бьется сердце. Это моё бьющееся сердце, оно мне и дает. Я, когда не люблю, - не я. Я так давно - не я.
С Вами я - я.
До свидания. Знайте и помните одно, что всегда, в любую минуту жизни и суток - бодрствую я или сплю, перевожу Франко или стираю (например, как сегодня...), Вы, Ваш голос мне - радость.
Этого я, кажется, здесь не могу сказать никому."

"Моя надоба от человека, Таня, - любовь. Моя любовь и, если уж будет такое чудо, его любовь, но это - чудо, в чудном, чудесном порядке чуда. Моя надоба от другого, Таня, - его надоба во мне, моя нужность (и, если можно, необходимость) - ему, поймите меня раз навсегда и всю - моя возможность любить в мою меру, т.е. без меры."

"Радость от присутствия, Таня, страшная редкость. Мне почти со всеми - сосуще-скучно, и, если "весело" - то que j'y mets des frais (за свой счет, фр.), чтобы самой не сдохнуть. Но какое одиночество, когда после такой совместимости вдруг оказываешься на улице, с звуком собственного голоса (и смеха) в ушах, не унося ни одного слова, кроме стольких собственных!"

Марина Цветаева - Татьяне Кваниной.
Рубрики:  Цветаева

Метки:  

Борис Пастернак ГАМЛЕТ

Пятница, 10 Июля 2009 г. 12:22 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения алла_разумикина [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Б.Л. ПАСТЕРНАК. ГАМЛЕТ



ГУЛ ЗАТИХ. Я ВЫШЕЛ НА ПОДМОСТКИ.
ПРИСЛОНЯСЬ К ДВЕРНОМУ КОСЯКУ,
Я ЛОВЛЮ В ДАЛЕКОМ ОТГОЛОСКЕ,
ЧТО СЛУЧИТСЯ НА МОЕМ ВЕКУ.

НА МЕНЯ НАСТАВЛЕН СУМРАК НОЧИ
ТЫСЯЧЬЮ БИНОКЛЕЙ НА ОСИ.
ЕСЛИ ТОЛЬКО МОЖНО, АВВА ОТЧЕ,
ЧАШУ ЭТУ МИМО ПРОНЕСИ.

Я ЛЮБЛЮ ТВОЙ ЗАМЫСЕЛ УПРЯМЫЙ
И ИГРАТЬ СОГЛАСЕН ЭТУ РОЛЬ.
НО СЕЙЧАС ИДЕТ ДРУГАЯ ДРАМА,
И НА ЭТОТ РАЗ МЕНЯ УВОЛЬ.

НО ПРОДУМАН РАСПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ,
И НЕ ОТВРАТИМ КОНЕЦ ПУТИ.
Я ОДИН, ВСЕ ТОНЕТ В ФАРИСЕЙСТВЕ.
ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ - НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.

1946
Рубрики:  Стихи поэтов

Метки:  

Поздний страшен апрель...

Понедельник, 06 Июля 2009 г. 13:17 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора

Итальянские впечатления

Утром проснулся рано.
Поезд в горной стране.
Солнце. Клочья тумана.
Воздух свежий в окне.
Эхо грохотом горным
Множит резкий свисток.
Снег по деревьям черным.
Пенный мелькнет поток.
Знаю – увижу скоро
Древних церквей виссон.
Кружевом Casa d'oro
Встанет солнечный сон.
Вечером пенье. Длится
Радости краткий хмель.
Море. Сердце боится:
Поздний страшен апрель.
В прошлом – тяжкие веки,
Сонные дни, года;
Скованы русские реки
Серой корою льда.
Люди солнца не помнят;
Курят, снуют, грустят;
В мороке мутных комнат
Северный горький чад...
    
 Василий Комаровский, поэт "серебряного века", посвятил Италии цикл самых лучших своих стихотворений. Но самой Италии он так и не увидел. Он вымечтал свое путешествие. И умер, когда ему было 33 года. Говорили -- от несчастной любви. На самом деле просто сердце с детства было слабым, не выдержало мечты. Теперь уже не имеет значения причина. Остались стихи -- можно мечтать.

Рубрики:  Стихи поэтов

Метки:  

Русина Волкова. Внуки Черубины.

Воскресенье, 05 Июля 2009 г. 10:32 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора


  Повесть Русины Волковой «Внуки Черубины» ("Нева", 2009, №5)  посвящена биографическим подробностям известных литераторов серебряного века – Николая Гумилева, Анны Ахматовой и, как следует из названия повести, Черубины де Габриак. Но изучать биографии персонажей на основе этой повести не следует, потому что она, совершенно в духе Серебряного века, насквозь пронизана мистификациями. Впрочем, основное в характере действующих лиц, а также в сути конфликта между Гумилевым и Дмитриевой-Габриак, пожалуй, уловлено и освещено верно. Вторая сюжетная линия повести – это «Школа обольщения» для девушек из хороших семей. Хоть и написаны эти главы с большим юмором, но нынешним девушкам стоит, пожалуй, прочесть их повнимательнее и кое-что взять на вооружение. Это уже даже без всяких мистификаций. Замечательное дамское чтение в лучшем смысле этого слова.
Хотелось бы привести несколько цитат из этой повести, но оказалось сложно выбрать, поскольку вся повесть просто искрится такими яркими фразами, что можно множество их выписать для примера. Но ограничимся двумя. Первая – об одном из уроков в «Школе обольщения»: «Для чего нужно уметь заваривать кофе? Основная причина – кофе отбивает запах, стирает память. Перед тем, как мужчина коснется губами твоих волос, губ или пальчиков, он должен позабыть запахи своих прежних подруг. С этого момента до знакомства со следующей «Шоколадницей», догадавшейся, что путь к сердцу мужчины прокладывается подносом с горячительными напитками из какао- и кофе-бобов, твой друг будет помнить только тебя… После чашечки кофе даже у старика начнет играть кровь, как у молодого, хотя со стариками я бы тебе  советовала либо вовсе не связываться, либо заменить кофе цикорием, а турку – электрическим кофейником медленного накаливания. Ну, это уж смотри сама: «кто любит попа, кто попадью, а кто поповну».
- А я? Я кого буду любить? Скажи, ты ведь все знаешь!
-Ну, уж надеюсь, что не попадью с поповной,- дразнила меня Лиззи.»
Вторая цитата – непосредственно о морали Серебряного века: «Дети великих – это особая история. Талант дается от Бога, а дети, сама знаешь, от чего рождаются. Некоторые пытались совмещать и то, и другое, но почти никому это не удалось. Говорят, что последней каплей, подтолкнувшей Цветаеву в петлю, была ее очередная ссора с сыном, не понимавшем, за что его привезли в эту дикую, чужую страну. Кто знает, куда подевалась дочка Гумилева Елена от его брака с Анечкой Энгельгардт? Говорят, умерла вместе с матерью и дедом в блокадном Ленинграде. Но и при жизни он не был привязан ни к малышке, ни к ее матери. Сколько раз в жизни видел он своего сына Ореста? Ни одного. Хотя все это не имеет значения – оба сына боготворили его всю свою жизнь. Левушке в детстве родителей заменили бабушка и сводная сестра Николая Степановича, мечтавшая даже усыновить мальчика. Иногда он жил и в новой семье отца, пару раз в год Гумилев приводил его в гости к Анне Андреевне. Освобожденная от забот  материнства Ахматова о своем единственном, общем с Гумилевым, сыне писала: «Ты сын, ты ужас мой» И недаром Цветаева даже в период своей влюбленности в Ахматову предугадывала непростую судьбу младшего Гумилева:
Рыжий львеныш
С глазами зелеными,
Страшное наследье тебе нести!
Чего им всем недоставало тогда? Свободы. Отсюда и бегства в Африку, и уход от действительности в поэтические вымыслы. Они писали для вечности, но не смогли, хотя и пытались из кусочков своей         жизни выложить узор и стать «сами себе господами».
  Это ссылка на произведение:

http://magazines.russ.ru/neva/2009/5/vo5.html


 


Рубрики:  культура Серебрянного века

Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

Любовники

Пятница, 03 Июля 2009 г. 13:44 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Любовь их душ родилась возле моря,
В священных рощах девственных наяд,
Чьи песни вечно радостно звучат,
С напевом струн, с игрою ветра споря.

Великий жрец... Страннее и суровей
Едва ль была людская красота,
Спокойный взгляд, сомкнутые уста
И на кудрях повязка цвета крови.

Когда вставал туман над водной степью,
Великий жрец творил святой обряд,
И танцы гибких, трепетных наяд
По берегу вились жемчужной цепью.

Средь них одной, пленительней, чем сказка,
Великий жрец оказывал почет.
Он позабыл, что красота влечет,
Что опьяняет красная повязка.

И звезды предрассветные мерцали,
Когда забыл великий жрец обет,
Ее уста не говорили «нет»,
Ее глаза ему не отказали.

И, преданы клеймящему злословью,
Они ушли из тьмы священных рощ
Туда, где их сердец исчезла мощь,
Где их сердца живут одной любовью.
Рубрики:  Акмеисты
Стихи поэтов
Гумилев

Метки:  

Незнакомки Блока

Пятница, 03 Июля 2009 г. 13:00 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Arin_Levindor [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Шляпки модерна - 2










По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.





И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.





И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
"Незнакомка” А. Блок




Читать далее

Рубрики:  Стихи поэтов
Блокову - блоково
культура Серебрянного века

Метки:  

Генералам 12-го года

Четверг, 02 Июля 2009 г. 15:09 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора Это цитата сообщения Felisata [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Марина Цветаева



ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА

Сергею
* * *
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу,-
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать? ..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.
Феодосия, 26 декабря 1913


Рубрики:  Цветаева
Стихи поэтов

Метки:  

БОЖИДАР

Среда, 01 Июля 2009 г. 17:02 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора

ГРИГОРИЮ ПЕТНИКОВУ

1

В шуршание шатких листьев —
Ренаты шлейф || багреца || пламенного,
Коснись || костлявой кистью
Лба жалкой усталостью раненого.

Ах, жилки || жидкою кровью
Устали пульсировать прогнанною;
В глазах: || вслед || нездоровью
Ангел заклубит тенью огненною.

Тогда, || тогда, || Григорий, —
Мечта || взлетит лихорадочная —
И средь брокенских плоскогорий
Запляшет Сарраска || сказочная.
1.IV. 1914


2

В небесах || прозорных как вóлен я
С тобой, || ущербное сердце —
Утомился я, утомился от вóленья
И ты на меня || не сердься.

Видишь, видишь || своды || óгляди
В нутренний сви´лись || крутень,
Холодно в моросящей мокреди,
Холодно || в туни буден.

Небесами моросящими выплачусь —
Сжалься, сердце, червонный витязь,
В чащи сильные || синевы влачусь,
Мысли клубчатые, рушьтесь || рвитесь!

Витязь мается алостью истязательной,
Рдяные в зенках зыбля розы,
Побагровевшими доспехами вскройся,
Брызни красной || сутью живительной
В крутоярые стремнины || затени,
Затени, || затени губительной.
26.VIII. 1914

Рубрики:  Стихи поэтов

Метки:  

ГРААЛЬ-АРЕЛЬСКИЙ

Среда, 01 Июля 2009 г. 16:57 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора

ГРААЛЬ-АРЕЛЬСКИЙ
(Стефан Стефанович Петров)
(1888 (по другим сведениям — 1889) — 1938?) 


Грааль-Арельский

      Родился в крестьянской семье. Учился в петербургском реальном училище А. Копылова и гимназии К. Мая. После окончания гимназии в 1909 г. поступил в Петурбургский университет на астрономический факультет, из которого был исключен в 1914 г. за неуплату. Работал в обсерватории Народного дома. В студенческие годы участвовал в революционном движении, был членом партии эсеров.
      Печататься начал с 1910 г. Вскоре познакомился с Игорем Северяниным и К. Олимповым, вместе с ними принимал участие в вечерах эгофутуристов. В 1911 г. познакомился с А. Блоком.
      В 1911 в Петербурге вышла книга стихов Грааль-Арельского «Голубой абажур», замеченная критиками.
      В конце этого же года познакомился с И. Игнатьевым и в январе 1912 г. вошел в «Академию эгопоэзии», одновременно став и членом «Цеха поэтов». Уже весной 1912 г. по настоянию синдиков «Цеха» покинул вместе с Г. Ивановым «Академию».
      Вторая книга стихов Грааль-Арельского «Летейский брег» вышла в 1913 г. под грифом «Цеха». В ней были представлены образцы «научной поэзии» — стихи о космосе и планетах, о Д. Бруно (которому Грааль-Арельский впоследствии посвятил роман «Враг Птоломея», Л., 1928).
      Пребывание в «Цехе» стало для поэта ступенью в переходе от символизма к пропагандируемому им «сциентизму».
      Стихи Грааль-Арельского публиковались во многих журналах, альманахах и газетах («Гиперборей», «Лукоморье», «Нива», «Новый журнал для всех», «Петербургский глашатай», «Нижегородец» и др.)
      После 1917 г. опубликовал поэму «Ветер с моря» (П., 1923), пьесу в стихах «Нимфа Ата» (П., 1923), книги «Повести о Марсе» (Л., 1925), «Гражданин Вселенной» (Л., 1925), «Солнце и время. Популярная астрономия для крестьянской молодежи» (М.–Л., 1926).
      В 1937 г. был репрессирован. Дальнейшая судьба неизвестна.


В ТОМЛЕНЬИ ЛУННОМ...

Сквозь гардины узорные заглянул тихий вечер
И зажег светом трепетным ваши русые кудри,
Вы сидели у зеркала и мечтали о встрече,
И лицо ваше бледное было в розовой пудре.

Жемчугами толчеными вы посыпали ногти,
И любуясь браслетами и своими ногтями,
Вы не видя подвинули, опираясь на локте,
Золотые флакончики с голубыми духами.

Вам казалось — олунена голубая аллея,
И виконт дожидается у подножия Феба,
А вдали, сквозь акации, чуть заметно алея
Разгорается медленно изумрудное небо.
1912


 

Рубрики:  Футуристы
Истории жизни
Стихи поэтов

Метки:  

Король поэтов

Среда, 17 Июня 2009 г. 10:39 + в цитатник
Sun_Ambrella (Серебрянный_век) все записи автора

КОРОЛЬ ПОЭТОВ

 

 взято у alla_sumeny
 (365x511, 92Kb)
"Позовите меня -
Я прочту вам себя,
я прочту вам себя,
как никто не прочтет".

Игорь-Северянин

Поэт писал о себе:
"Моя двусмысленная слава,
Мой недвусмысленный талант..."

Сам Северянин писал свой псевдоним через дефис: как второе имя, а не фамилию.

Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16 мая) 1879 года в Петербурге. Его отцом был военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), мать происходила из дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет, также нити родства связывали ее со знаменитым историком Н.М. Карамзиным.

Молодой Северянин литературе отдался самозабвенно, издавая за свой счет тоненькие брошюры стихов. Он рассылал их по редакциям "для отзыва", но стихи особого отклика не имели.
Ему помог случай. Это произошло с "легкой руки" Льва Толстого, которому в 1909 году попал в руки сборник стихов Северянина "Интуитивные краски"( сборник Толстому привез журналист Иван Наживин). В северяновском сборнике Льва Толстого возмутила одна из строк: "Вонзите штопор в упругость пробки. И взоры женщины не будут робки..." Всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье. Игорь-Северянин сразу стал известен на всю страну. Многие его бранили, а журналисты стали охотно печатать его стихи. Северянина приглашали на благотворительные вечера, где он читал свои стихотворения. С тех пор Северянин вошел в моду.
Успех нарастал. Он создал свое литературное направление - "Эгофутуризм ".

ЭГОПОЛОНЕЗ
Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди,в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
снопы ржаные моих поэз!

В них водопадят Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое! - поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое - всегда одно:
Я и Желанье! Живи, Живое! -
Тебе бессмертье предрешено!
1912

Из воспоминаний о Северянине Н.А. Тэффи (Надежды Александровны Лохвицкой) - сестры Мирры Лохвицкой, поклонником которой был Игорь-Северянин.

МЕМУАРНЫЕ ОЧЕРКИ. ИГОРЬ-СЕВЕРЯНИН (1933 г.)
(отрывки)
Игорь был большого роста, лицо длинное, особая примета - огромные, тяжелые, черные брови. Голос у него был зычный, читал стихи нараспев.
Первые его стихотворения были чересчур галантерейными. Вроде цветочного одеколона.
В них много говорилось о платьях муаровых, интервалах брокаровых.

 (250x397, 23Kb)
Н.А. Тэффи (1872-1952)

Федор Сологуб сильно повлиял на его творчество. Помог ему выпустить книгу, которую Северянин окрестил "Громокипящий кубок". Критика приняла книгу холодно, но его стихи имели успех у читателей.

Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

( из стихотворения "В блесткой тьме" - 1913)

Он был как-то сам по себе. "Я гений Игорь-Северянин" - заявлял он. И кончено. Он завоевал себе известность, о нем говорили с усмешкой, его знали.

ИСТОРИЯ КОРОНОВАНИЯ
Северянин выступил в Политехническом музее, на вечере поэзии. Это было 27 февраля 1918 года. Там регулярно проводились вечера, где выступали поэты различных школ направлений. Предварительно были расклеены афиши, где все приглашались на состязание на звание "короля поэзии".
На эстраде было тесно, как в трамвае. На публику гипнотически действовала манера чтения Северянина. Маяковский пытался сорвать выступление новоизбранного короля русских поэтов.
Избрание "короля" сопровождалось шутливым увенчанием мантией и венцом, но известно, что сам поэт отнесся к этому очень серьезно.

 (290x389, 40Kb)
Король поэтов

В мае вышел в свет альманах "Поэзоконцерт" с портретом Игоря-Северянина на обложке с указанием его нового титула.

Из воспоминаний Гергия Иванова - "Петербургские зимы":
"Потом Северянин был в зените славы. Триумфальные поездки по России. Громадный зал городской Думы, не вмещающий всех желающих попасть на его "поэзо-вечера". Тысячи поклонниц, цветы, автомобили, шампанское. Это была настоящая, несколько актерская, пожалуй, слава".

Из воспоминаний Вс. Рождественского о поэзо-вечерах:

 (345x460, 41Kb)

"Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке. Держался прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками.
Заложив руку за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, с особой, только ему одному присущей каденцией с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки...
Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей..."

Из воспоминаний В.Я.Брюсова, из статьи "Игорь Северянин" (1915):
"Это художник, которому открылись тайны стиха... Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет "Громокипящий кубок"- 1910-1912 г.
Северянин чрезвычайно быстро "исписался", довел, постоянно повторяясь, своеобразие некоторых своих приемов до шаблона, развил, в позднейших стихах, недостаток своей поэзии до крайности, утратив ее достоинства...
Приставка "эго" (Северянин именовался "эгофутуристом") мстила за себя".

Из воспоминаний А.М. Арго из "Своими глазами": книга воспоминаний:
"Северянин удалялся все теми же аршинными шагами, не уделяя ни поклона, ни взгляда, ни улыбки публике, которая, в известной своей части, таяла, млела и истекала соками преклонения перед "настоящей", "чистой" поэзией".

В 1920 году Северянов уехал на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 году Эстония отделилась от России. Поэт оказался в вынужденной эмиграции.
С Фелиссой Крут он прожил 16 лет. Она его оберегала от всех житейских проблем. Перед смертью он признался, что разрыв с нею в 1935 году, был трагической ошибкой.
 (550x413, 110Kb)
Игорь и Фелисса Лотаревы, Тойла, 1925

Жилось ему в Эстонии очень плохо.

"У меня голубая лодка,
У меня поэтесса жена".

Он голодал. Целые дни ловил рыбу со своей голубой лодки и от сверкающей водной ряби стал терять зрение.


 (555x417, 84Kb)
Игорь и Фелисса Лотаревы, Пюхайыш, 1926


 (365x486, 108Kb)
Игорь-Северянин, Пюхайыш, 1931.

В 1930-34 годах он побывал в Европе. Имел изумительный успех, но издателей для своих книг найти не удалось.
Умер он 20 декабря 1941 года в окупированном немцами Таллине. Там же и похоронен. На памятнике помещены строчки его стихов:

"Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенны во гроб!"

НАРОДНЫЙ СУД
Я чувствую, близится судное время;
Бездушье мы духом своим победим,
И в сердце России пред странами всеми
Народом народ будет грозно судим.

И спросят избранники, русские люди,
У всех обвиняемых русских людей,
За что умертвили они в самосуде
Цвет яркой культуры отчизны своей.

Зачем православные Бога забыли,
Зачем, шли на брата, рубя и разя...
И скажут они: "Мы обмануты были.
Мы верили в то, во что верить нельзя..."

И судьи умолкнут в печали любовной,
Проверив себя в неизбежный черед.
И спросят: "Но кто же зачинщик виновный?"
и будет ответ: "Виноват весь народ.

Он думал о счастье отчизны родимой,
Он шел на жестокость во имя любви"...
И судьи воскликнут: "Народ подсудимый!
Ты сам неподсуден. Мы братья твои!

Мы - часть твоя, пядь твоя, кровь твоя, грешный,
Наивный, стремящийся вечно вперед,
Взыскующий Бога в Европе кромешной.
Счастливый в несчастье, великий народ!"

Игорь-Северянин
31 декабря 1929

По материалам сайта: www.zone.ee/severjanin


 
Рубрики:  Футуристы
Истории жизни
Стихи поэтов

Метки:  


Процитировано 16 раз
Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в Серебрянный_век
Страницы: 8 7 [6] 5 4 3 2 1 Календарь