Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.
Такими нас не обидел Бог.
О. Мандельштам
*****
А каждый читатель, как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний - случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный друг,
А он неизменен и вечен -
Поэта неведомый друг.
Анна Ахматова
Александр Блок |
Метки: блок |
Михаил Врубель. Живопись |
(1856-1910)
Творчество Михаила Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.
Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока.
Венеция. Мост Вздохов. 1894 г.
Метки: врубель искусство |
Северянинская увертюра |
Одно из немногих стихотворений, что смогло меня зацепить, хотелость перечитывать его снова и снова....
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!
Метки: северянин стихи |
Реклама, Блок, Есенин, Мандельштам и Пастернак |
Метки: блок Мандельштам есенин пастернак |
Музей семьи Цветаевых |
Метки: музеи |
Август — астры... |
Август — астры,
Август — звезды.
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных —
Август! — Месяц
Ливней звездных!
Метки: цветаева |
Бунин - темные аллеи - резиновые женщины |
//О роли женщины в литературе — из жж bars of cage// |
Метки: бунин истории размышления |
Анатолий Мариенгоф |
Довлатов говорил, что «трудно признать, что твой знакомый гений». И вправду, поверить в гений знакомого как-то не очень получается…особенно если вы оба поэты\художники\ итд.
А если так случится, что вы оба таланты…только увы, один из вас войдёт в историю как виднейший поэт двадцатого века, а другого будут знать только как «друга- имажиниста», позже сценариста и радиоредактора. Как так получается, что талантливый прозаик, точный и остроумный обойден не только памятной табличкой на доме, где они с Есениным жили вместе, но и даже филологами, для которых имя Мариенгофа просто прилагается к Есенину.
И есть кстати этому причина..- все более или менее серьёзные вещи Мариенгофа начали издавать только в конце 90х,? - оттуда тоненькая брошюрка-повесть «Бритый человек», в 2000ых появилось автобиографическое издание «Для вас потомки!» и «Роман без вранья», кажется там же роман «Циники».
Но когда я прочитала «Циников» я ещё не видела этой книги, я читала с lib.ru и несмотря на некое неудобство я осталась в восторге.. вернее трудно назвать восторгом то смятение, которое появляется в душе от прочтения трагедии.
Не просто людской трагедии, а трагедии нашей страны времён гражданской войны, периода 1918-1928ого года. Тогда мне казалось это далёким, но в сущности ничто не меняется…люди неизменны.. в страшное время смерти, разрухи и голода есть любовь, есть человеческая сила.. и есть подлость.. настоящая..
Метки: мариенгоф поэты |
О Ходасевиче. Пример неблагодарного человека |
Так! наконец-то мы в своих владеньях!
Одежду - на пол, тело - на кровать.
Ступай, душа, в безбрежных сновиденьях
Томиться и страдать!
Дорогой снов, мучительных и смутных,
Бреди, бреди, несовершенный дух.
О, как еще ты в проблесках минутных
И слеп, и глух!
Еще томясь в моем бессильном теле,
Сквозь грубый слой земного бытия
Учись дышать и жить в ином пределе,
Где ты - не я;
Где отрешен от помысла земного,
Свободен ты... Когда ж в тоске проснусь,
Соединимся мы с тобою снова
В нерадостный союз.
День изо дня, в миг пробужденья трудный,
Припоминаю я твой вещий сон,
Смотрю в окно и вижу серый, скудный,
Мой небосклон,
Все тот же двор, и мглистый, и суровый,
И голубей, танцующих на нем...
Лишь явно мне, что некий отсвет новый
Лежит на всем.
Метки: ходасеевич брюсов мнения |
Есть женщины... |
Есть женщины сырой земле родные,
И каждый шаг их – гулкое рыданье,
Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших – их призванье.
И ласки требовать от них преступно,
И расставаться с ними непосильно.
Сегодня – ангел, завтра – червь могильный,
А послезавтра – только очертанье...
Что было – поступь – станет недоступно...
Цветы бессмертны, небо целокупно,
И все, что будет, – только обещанье.
Осип Мандельштам
Метки: Мандельштам стихи |
Марина Цветаева о любви |
Метки: цветаева цитаты |
Борис Пастернак ГАМЛЕТ |
Метки: пастернак стихи |
Поздний страшен апрель... |
Метки: комаровский стихи |
Русина Волкова. Внуки Черубины. |
Повесть Русины Волковой «Внуки Черубины» ("Нева", 2009, №5) посвящена биографическим подробностям известных литераторов серебряного века – Николая Гумилева, Анны Ахматовой и, как следует из названия повести, Черубины де Габриак. Но изучать биографии персонажей на основе этой повести не следует, потому что она, совершенно в духе Серебряного века, насквозь пронизана мистификациями. Впрочем, основное в характере действующих лиц, а также в сути конфликта между Гумилевым и Дмитриевой-Габриак, пожалуй, уловлено и освещено верно. Вторая сюжетная линия повести – это «Школа обольщения» для девушек из хороших семей. Хоть и написаны эти главы с большим юмором, но нынешним девушкам стоит, пожалуй, прочесть их повнимательнее и кое-что взять на вооружение. Это уже даже без всяких мистификаций. Замечательное дамское чтение в лучшем смысле этого слова.
Хотелось бы привести несколько цитат из этой повести, но оказалось сложно выбрать, поскольку вся повесть просто искрится такими яркими фразами, что можно множество их выписать для примера. Но ограничимся двумя. Первая – об одном из уроков в «Школе обольщения»: «Для чего нужно уметь заваривать кофе? Основная причина – кофе отбивает запах, стирает память. Перед тем, как мужчина коснется губами твоих волос, губ или пальчиков, он должен позабыть запахи своих прежних подруг. С этого момента до знакомства со следующей «Шоколадницей», догадавшейся, что путь к сердцу мужчины прокладывается подносом с горячительными напитками из какао- и кофе-бобов, твой друг будет помнить только тебя… После чашечки кофе даже у старика начнет играть кровь, как у молодого, хотя со стариками я бы тебе советовала либо вовсе не связываться, либо заменить кофе цикорием, а турку – электрическим кофейником медленного накаливания. Ну, это уж смотри сама: «кто любит попа, кто попадью, а кто поповну».
- А я? Я кого буду любить? Скажи, ты ведь все знаешь!
-Ну, уж надеюсь, что не попадью с поповной,- дразнила меня Лиззи.»
Вторая цитата – непосредственно о морали Серебряного века: «Дети великих – это особая история. Талант дается от Бога, а дети, сама знаешь, от чего рождаются. Некоторые пытались совмещать и то, и другое, но почти никому это не удалось. Говорят, что последней каплей, подтолкнувшей Цветаеву в петлю, была ее очередная ссора с сыном, не понимавшем, за что его привезли в эту дикую, чужую страну. Кто знает, куда подевалась дочка Гумилева Елена от его брака с Анечкой Энгельгардт? Говорят, умерла вместе с матерью и дедом в блокадном Ленинграде. Но и при жизни он не был привязан ни к малышке, ни к ее матери. Сколько раз в жизни видел он своего сына Ореста? Ни одного. Хотя все это не имеет значения – оба сына боготворили его всю свою жизнь. Левушке в детстве родителей заменили бабушка и сводная сестра Николая Степановича, мечтавшая даже усыновить мальчика. Иногда он жил и в новой семье отца, пару раз в год Гумилев приводил его в гости к Анне Андреевне. Освобожденная от забот материнства Ахматова о своем единственном, общем с Гумилевым, сыне писала: «Ты сын, ты ужас мой» И недаром Цветаева даже в период своей влюбленности в Ахматову предугадывала непростую судьбу младшего Гумилева:
Рыжий львеныш
С глазами зелеными,
Страшное наследье тебе нести!
Чего им всем недоставало тогда? Свободы. Отсюда и бегства в Африку, и уход от действительности в поэтические вымыслы. Они писали для вечности, но не смогли, хотя и пытались из кусочков своей жизни выложить узор и стать «сами себе господами».
Это ссылка на произведение:
Метки: черубина де габриак повести |
Любовники |
Метки: стихи гумилев |
Незнакомки Блока |
|
Метки: стихи блок культура мода |
Генералам 12-го года |
Метки: цветаева стихи |
БОЖИДАР |
ГРИГОРИЮ ПЕТНИКОВУ |
1 |
В шуршание шатких листьев —
Ренаты шлейф || багреца || пламенного,
Коснись || костлявой кистью
Лба жалкой усталостью раненого.
Ах, жилки || жидкою кровью
Устали пульсировать прогнанною;
В глазах: || вслед || нездоровью
Ангел заклубит тенью огненною.
Тогда, || тогда, || Григорий, —
Мечта || взлетит лихорадочная —
И средь брокенских плоскогорий
Запляшет Сарраска || сказочная.
1.IV. 1914
2 |
В небесах || прозорных как вóлен я
С тобой, || ущербное сердце —
Утомился я, утомился от вóленья
И ты на меня || не сердься.
Видишь, видишь || своды || óгляди
В нутренний сви´лись || крутень,
Холодно в моросящей мокреди,
Холодно || в туни буден.
Небесами моросящими выплачусь —
Сжалься, сердце, червонный витязь,
В чащи сильные || синевы влачусь,
Мысли клубчатые, рушьтесь || рвитесь!
Витязь мается алостью истязательной,
Рдяные в зенках зыбля розы,
Побагровевшими доспехами вскройся,
Брызни красной || сутью живительной
В крутоярые стремнины || затени,
Затени, || затени губительной.
26.VIII. 1914
Метки: божидар |
ГРААЛЬ-АРЕЛЬСКИЙ |
Родился в крестьянской семье. Учился в петербургском реальном училище А. Копылова и гимназии К. Мая. После окончания гимназии в 1909 г. поступил в Петурбургский университет на астрономический факультет, из которого был исключен в 1914 г. за неуплату. Работал в обсерватории Народного дома. В студенческие годы участвовал в революционном движении, был членом партии эсеров.
Печататься начал с 1910 г. Вскоре познакомился с Игорем Северяниным и К. Олимповым, вместе с ними принимал участие в вечерах эгофутуристов. В 1911 г. познакомился с А. Блоком.
В 1911 в Петербурге вышла книга стихов Грааль-Арельского «Голубой абажур», замеченная критиками.
В конце этого же года познакомился с И. Игнатьевым и в январе 1912 г. вошел в «Академию эгопоэзии», одновременно став и членом «Цеха поэтов». Уже весной 1912 г. по настоянию синдиков «Цеха» покинул вместе с Г. Ивановым «Академию».
Вторая книга стихов Грааль-Арельского «Летейский брег» вышла в 1913 г. под грифом «Цеха». В ней были представлены образцы «научной поэзии» — стихи о космосе и планетах, о Д. Бруно (которому Грааль-Арельский впоследствии посвятил роман «Враг Птоломея», Л., 1928).
Пребывание в «Цехе» стало для поэта ступенью в переходе от символизма к пропагандируемому им «сциентизму».
Стихи Грааль-Арельского публиковались во многих журналах, альманахах и газетах («Гиперборей», «Лукоморье», «Нива», «Новый журнал для всех», «Петербургский глашатай», «Нижегородец» и др.)
После 1917 г. опубликовал поэму «Ветер с моря» (П., 1923), пьесу в стихах «Нимфа Ата» (П., 1923), книги «Повести о Марсе» (Л., 1925), «Гражданин Вселенной» (Л., 1925), «Солнце и время. Популярная астрономия для крестьянской молодежи» (М.–Л., 1926).
В 1937 г. был репрессирован. Дальнейшая судьба неизвестна.
В ТОМЛЕНЬИ ЛУННОМ... |
Сквозь гардины узорные заглянул тихий вечер
И зажег светом трепетным ваши русые кудри,
Вы сидели у зеркала и мечтали о встрече,
И лицо ваше бледное было в розовой пудре.
Жемчугами толчеными вы посыпали ногти,
И любуясь браслетами и своими ногтями,
Вы не видя подвинули, опираясь на локте,
Золотые флакончики с голубыми духами.
Вам казалось — олунена голубая аллея,
И виконт дожидается у подножия Феба,
А вдали, сквозь акации, чуть заметно алея
Разгорается медленно изумрудное небо.
1912
Метки: грааль-арельский |
Король поэтов |
КОРОЛЬ ПОЭТОВ |
|
"Позовите меня - Я прочту вам себя, я прочту вам себя, как никто не прочтет". Игорь-Северянин Поэт писал о себе: "Моя двусмысленная слава, Мой недвусмысленный талант..." Сам Северянин писал свой псевдоним через дефис: как второе имя, а не фамилию. Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16 мая) 1879 года в Петербурге. Его отцом был военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), мать происходила из дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет, также нити родства связывали ее со знаменитым историком Н.М. Карамзиным. Молодой Северянин литературе отдался самозабвенно, издавая за свой счет тоненькие брошюры стихов. Он рассылал их по редакциям "для отзыва", но стихи особого отклика не имели. Ему помог случай. Это произошло с "легкой руки" Льва Толстого, которому в 1909 году попал в руки сборник стихов Северянина "Интуитивные краски"( сборник Толстому привез журналист Иван Наживин). В северяновском сборнике Льва Толстого возмутила одна из строк: "Вонзите штопор в упругость пробки. И взоры женщины не будут робки..." Всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье. Игорь-Северянин сразу стал известен на всю страну. Многие его бранили, а журналисты стали охотно печатать его стихи. Северянина приглашали на благотворительные вечера, где он читал свои стихотворения. С тех пор Северянин вошел в моду. Успех нарастал. Он создал свое литературное направление - "Эгофутуризм ". ЭГОПОЛОНЕЗ Живи, Живое! Под солнца бубны Смелее, люди,в свой полонез! Как плодоносны, как златотрубны снопы ржаные моих поэз! В них водопадят Любовь и Нега, И Наслажденье, и Красота! Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое! - поют уста. Во всей вселенной нас только двое, И эти двое - всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое! - Тебе бессмертье предрешено! 1912 Из воспоминаний о Северянине Н.А. Тэффи (Надежды Александровны Лохвицкой) - сестры Мирры Лохвицкой, поклонником которой был Игорь-Северянин. МЕМУАРНЫЕ ОЧЕРКИ. ИГОРЬ-СЕВЕРЯНИН (1933 г.) (отрывки) Игорь был большого роста, лицо длинное, особая примета - огромные, тяжелые, черные брови. Голос у него был зычный, читал стихи нараспев. Первые его стихотворения были чересчур галантерейными. Вроде цветочного одеколона. В них много говорилось о платьях муаровых, интервалах брокаровых. Н.А. Тэффи (1872-1952) Федор Сологуб сильно повлиял на его творчество. Помог ему выпустить книгу, которую Северянин окрестил "Громокипящий кубок". Критика приняла книгу холодно, но его стихи имели успех у читателей. Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс. Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши сиятельства, И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс! ( из стихотворения "В блесткой тьме" - 1913) Он был как-то сам по себе. "Я гений Игорь-Северянин" - заявлял он. И кончено. Он завоевал себе известность, о нем говорили с усмешкой, его знали. ИСТОРИЯ КОРОНОВАНИЯ Северянин выступил в Политехническом музее, на вечере поэзии. Это было 27 февраля 1918 года. Там регулярно проводились вечера, где выступали поэты различных школ направлений. Предварительно были расклеены афиши, где все приглашались на состязание на звание "короля поэзии". На эстраде было тесно, как в трамвае. На публику гипнотически действовала манера чтения Северянина. Маяковский пытался сорвать выступление новоизбранного короля русских поэтов. Избрание "короля" сопровождалось шутливым увенчанием мантией и венцом, но известно, что сам поэт отнесся к этому очень серьезно. Король поэтов В мае вышел в свет альманах "Поэзоконцерт" с портретом Игоря-Северянина на обложке с указанием его нового титула. Из воспоминаний Гергия Иванова - "Петербургские зимы": "Потом Северянин был в зените славы. Триумфальные поездки по России. Громадный зал городской Думы, не вмещающий всех желающих попасть на его "поэзо-вечера". Тысячи поклонниц, цветы, автомобили, шампанское. Это была настоящая, несколько актерская, пожалуй, слава". Из воспоминаний Вс. Рождественского о поэзо-вечерах: "Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке. Держался прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками. Заложив руку за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, с особой, только ему одному присущей каденцией с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки... Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей..." Из воспоминаний В.Я.Брюсова, из статьи "Игорь Северянин" (1915): "Это художник, которому открылись тайны стиха... Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет "Громокипящий кубок"- 1910-1912 г. Северянин чрезвычайно быстро "исписался", довел, постоянно повторяясь, своеобразие некоторых своих приемов до шаблона, развил, в позднейших стихах, недостаток своей поэзии до крайности, утратив ее достоинства... Приставка "эго" (Северянин именовался "эгофутуристом") мстила за себя". Из воспоминаний А.М. Арго из "Своими глазами": книга воспоминаний: "Северянин удалялся все теми же аршинными шагами, не уделяя ни поклона, ни взгляда, ни улыбки публике, которая, в известной своей части, таяла, млела и истекала соками преклонения перед "настоящей", "чистой" поэзией". В 1920 году Северянов уехал на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 году Эстония отделилась от России. Поэт оказался в вынужденной эмиграции. С Фелиссой Крут он прожил 16 лет. Она его оберегала от всех житейских проблем. Перед смертью он признался, что разрыв с нею в 1935 году, был трагической ошибкой. Игорь и Фелисса Лотаревы, Тойла, 1925 Жилось ему в Эстонии очень плохо. "У меня голубая лодка, У меня поэтесса жена". Он голодал. Целые дни ловил рыбу со своей голубой лодки и от сверкающей водной ряби стал терять зрение. Игорь и Фелисса Лотаревы, Пюхайыш, 1926 Игорь-Северянин, Пюхайыш, 1931. В 1930-34 годах он побывал в Европе. Имел изумительный успех, но издателей для своих книг найти не удалось. Умер он 20 декабря 1941 года в окупированном немцами Таллине. Там же и похоронен. На памятнике помещены строчки его стихов: "Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенны во гроб!" НАРОДНЫЙ СУД Я чувствую, близится судное время; Бездушье мы духом своим победим, И в сердце России пред странами всеми Народом народ будет грозно судим. И спросят избранники, русские люди, У всех обвиняемых русских людей, За что умертвили они в самосуде Цвет яркой культуры отчизны своей. Зачем православные Бога забыли, Зачем, шли на брата, рубя и разя... И скажут они: "Мы обмануты были. Мы верили в то, во что верить нельзя..." И судьи умолкнут в печали любовной, Проверив себя в неизбежный черед. И спросят: "Но кто же зачинщик виновный?" и будет ответ: "Виноват весь народ. Он думал о счастье отчизны родимой, Он шел на жестокость во имя любви"... И судьи воскликнут: "Народ подсудимый! Ты сам неподсуден. Мы братья твои! Мы - часть твоя, пядь твоя, кровь твоя, грешный, Наивный, стремящийся вечно вперед, Взыскующий Бога в Европе кромешной. Счастливый в несчастье, великий народ!" Игорь-Северянин 31 декабря 1929 По материалам сайта: www.zone.ee/severjanin |
Метки: северянин биография стихи |