Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.
Такими нас не обидел Бог.
О. Мандельштам
*****
А каждый читатель, как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний - случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный друг,
А он неизменен и вечен -
Поэта неведомый друг.
Анна Ахматова
Женщины в жизни Блока |
Прекрасная Дама
ЕЩЕ в юности Александр Блок попал под влияние философии Владимира Соловьева. Идея этого мыслителя о мистической Вечной Женственности сыграла с великим поэтом (да и со многими молодыми людьми того времени) злую шутку. Они бредили образом Прекрасной Дамы и своих подруг боготворили на расстоянии, не признавая никаких сексуальных отношений. Прекрасная Дама нужна была им для поддержания духа и молитвенного экстаза. А для усмирения плоти можно было воспользоваться услугами проститутки.
Незавидна в этом свете судьба жены Александра Блока Любови Менделеевой. Поэт любил ее, но отнюдь не как земную женщину из плоти и крови, а как Музу, источник поэтического вдохновения. На протяжении четырех лет после свадьбы жена продолжала оставаться для него Прекрасной Дамой — земным воплощением божественного начала, сексуальные отношения с которой не просто недопустимы, а кощунственны. Но трезвомыслящая, далекая от мистических философствований Любовь Дмитриевна желала быть любимой, как обычная женщина. Впоследствии она так и не смогла простить мужу четырех лет супружеской пытки.
Кармен
А В ЖИЗНЬ Блока вошла другая Любовь — Любовь Александровна Андреева-Дельмас. О ее красоте говорил весь Петербург. Дельмас — сценический псевдоним, по фамилии матери. Ее отец, Александр Тишинский, был видным общественным деятелем в Чернигове. Вся семья была очень музыкальной, но Люба выделялась особо, у нее был очень красивый сильный голос, и все вокруг твердили, что с такими данными ей надо обязательно учиться. Да она и сама мечтала о театре. Блестяще пройдя конкурс, поступила в Петербургскую консерваторию, по окончании которой пела в Киевской опере, в петербургском Народном доме и даже участвовала в заграничном турне с самим Шаляпиным — исполняла партию Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Однако лучшей ее партией, по признанию современников, была «Кармен».
Блоку шел тридцать четвертый год, столько же было и ей. Поэт не пропускал ни одного представления, он буквально бредил ею. Писал ей страстные письма и мечтал о встрече. «…Я не мальчик, я знаю эту адскую музыку влюбленности, от которой стон стоит во всем существе и которой нет никакого выхода…». «Я не мальчик, я много любил и много влюблялся. Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, но Вы бросили, а я поймал…».
А еще он признавался в письмах, что покупает ее карточки, стоит дураком под ее окнами, ловит издалека ее взгляд, но боится быть представленным и мечтает лишь о том, чтобы поцеловать руку, которая бы бросила ему цветок, а он, как Хозе, поймал его.
Друзья взялись было представить его Любови Александровне, тем более что она уже давно догадалась, кто ее необычный поклонник. Но он, как мальчишка, сбегающий с уроков, убежал и из театра. И снова… письма, корзины роз, первые посвященные ей стихи. И только когда «Кармен» шла в сезоне 1913 года последний раз, он наконец решился: оставил для нее у швейцара номер своего телефона. Она позвонила во втором часу ночи…
Любовь и долг
ОНИ встретились в последних числах марта 1913 года. В ночь после первого свидания Блок написал:
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов…
В течение нескольких месяцев они почти не расставались. Он любил в ней все, каждую родинку и изгиб, сходил с ума от ее плеч, губ, колен…
Блок писал ей, что «это страшно серьезно», что в ней и старинная женственность, и глубина верности, и возможность счастья, но главное все же — что-то такое простое, чего нельзя объяснить. В этом и есть ее сила. Преисполненная радостью бытия, она нужна была поэту, хотя, казалось, они жили в разных измерениях и по-разному воспринимали мир. Но оба были художниками — и это еще более их сближало, рождая некое глубинное родство, из чего Блок надеялся извлечь «что-то новое для искусства».
Те, кому доводилось их видеть в ту пору вместе, в фойе ли театра, на концерте или на улице, с удивлением отмечали, как они поразительно подходят, гармонически дополняя друг друга. Особенно это было явно, когда Блок и Дельмас выступали вдвоем со сцены. Так было, например, на литературном вечере, состоявшемся в годовщину их знакомства, — Блок читал свои стихи, она пела романсы на его слова. «Как сияли ее мраморные плечи! — вспоминала современница. — Какой мягкой рыже-красной бронзой отливали и рдели ее волосы! Как задумчиво смотрел он в ее близкое-близкое лицо! Как доверчиво покоился ее белый локоть на черном рукаве его сюртука». Казалось, вот оно счастье, о котором Блок так долго и искренне мечтал. Но, увы…
У него, как всегда, ничего не получилось. В одном из писем к Любови Александровне он признался, что до встречи с ней в его жизни зияла огромная пустота. Она сумела на какое-то время эту пустоту заполнить, но — всего лишь на какое-то время, потому что жизнь его представлялась ему рядом случайных до чрезвычайности личных отношений, рядом крушений многих надежд. Она сумела продержать его в плену у счастья, но только в плену, потому что само счастье было ему недоступно как художнику. Искусство всегда там, где потери, страдания, холод…
Ей, жизнерадостной по мироощущению, эти мысли были противопоказаны. Она не желала соглашаться.
Но «таков седой опыт художников всех времен», — настаивал Блок.
По-своему он переживал древнюю, как мир, коллизию борьбы любви и долга, под которым разумел служение поэзии. Блок писал ей: «Я не знаю, как это случилось, что я нашел Вас, не знаю и того, за что теряю Вас, но так надо. Надо, чтобы месяцы растянулись в годы, надо, чтобы сердце мое сейчас обливалось кровью, надо, чтобы я испытывал сейчас то, что не испытывал никогда, — точно с Вами я теряю последнее земное. Только Бог и я знаем, как я Вас люблю».
Сколь ни трудно, он пытается найти в себе силы для мучительной разлуки. И находит…
В ящике письменного стола Блок хранил все, что было связано с Дельмас: письма, засушенные цветы, заколки, ленты. После разрыва он с трудом заставил себя разобрать эту символическую могилу любви.
«Боже мой, какое безумие, что все проходит, ничто не вечно. Сколько у меня было счастья («счастья», да) с этой женщиной». Какое-то время она пыталась бороться за их счастье: то позвонит, разжалобит его, и он согласится на свидание, то проявит заботу о его холостяцком быте…
«…Как она плакала на днях ночью, и как на одну минуту я опять потянулся к ней, потянулся жестоко, увидев искру прежней юности на лице, молодеющем от белой ночи и страсти. И это мое жестокое (потому что минутное) старое волнение вызвало только ее слезы… Бедная, она была со мной счастлива». Но…
…Пора приниматься за дело,
За старинное дело свое.
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твое?
УМЕР Александр Блок 7 марта 1921 года.
Любовь Дельмас пережила его на целых 48 лет. Незадолго до смерти она сожгла все свои письма к поэту.
Метки: любовь блок |
Маяковский о Северянине |
Об отношении поэтов к "собрату" по перу - Игорю Северянину известно давно. Практически все они или терпели его (при этом не упуская случая уколоть из-за спины), или же ненавидели, называя "королем пудры, помады и гастрономических изысков".
А уж об отношении футуристов его поэзии и говорить неприходится. Их резкие "мужские" стихи не могли смириться с "женоподобной, надушенной" поэзией соседствующей рядом. И, разумеется, глашатай Футуристов - Владимир Маяковский, которого в тот роковой для него вечер в Политихническом университете, вечер 1915 года, когда зрители между ним и Северянином - выбрали Северянина - самовлюбленного, ЭГО-футуриста. Выбрали Королем поэтов...
Рецензия Владимира Маяковского:
О поэзии Игоря Северянина вообще сказано много. У нее много поклонников, она великолепна для тех, чей круг желаний не выходит из пределов:
Но зачем-то ко всему этому притянута война? Впечатление такое: люди объяты героизмом, роют траншеи, правят полетами ядер, и вдруг из толпы этих «деловых» людей хорошенький голос: «Крем де виолет», «ликер из банана», «устрицы», «пудра»! Откуда? Ах да, это в серые ряды солдат пришла маркитантка. Игорь Северянин – такая самая маркитантка русской поэзии. Вот почему для выжженной Бельгии, для страдальца Остенде у него только такие «кулинарные» образы:
Поэтому и публика на лекции особенная, мужчины котируются как редкость: прямо дамская кофейная комната у Мюра и Мерилиза.
Публики для военного времени много. Нетерпеливо прослушан бледный доклад Виктора Ховина, ополчившегося на воинственный итальянский футуризм и пытавшегося теоретически обосновать воспевание «гурманства» и «трусости», о которой дальше проскандировал Северянин:
После вышел «сам». Рукоплескания, растущие с каждым новым стихотворением. Еще бы: «это – король мелодий, это – изящность сама». Увлекаются голосом, осанкой, мягкими манерами, - одним словом, всем тем, что не имеет никакого отношения к поэзии. Да в самом деле, не балерина ли это, ведь он так изящен, ну, словом -
1914
|
БАЛЛАДА О ГУМИЛЕВЕ |
Ирина Одоевцева
БАЛЛАДА О ГУМИЛЕВЕ
На пустынной Преображенской
Снег кружился и ветер выл...
К Гумилеву я постучала,
Гумилев мне дверь отворил.
В кабинете топилась печка,
За окном становилось темней.
Он сказал: "Напишите балладу
Обо мне и жизни моей!
Это, право, прекрасная тема",-
Но я ему ответила: "Нет.
Как о Вас напишешь балладу?
Ведь вы не герой, а поэт".
Разноглазое отсветом печки
Осветилось лицо его.
Это было в вечер туманный,
В Петербурге на Рождество...
Я о нем вспоминаю все чаще,
Все печальнее с каждым днем.
И теперь я пишу балладу
Для него и о нем.
Плыл Гумилев по Босфору
В Африку, страну чудес,
Думал о древних героях
Под широким шатром небес.
Обрываясь, падали звезды
Тонкой нитью огня.
И каждой звезде говорил он:
— «Сделай героем меня!»
Словно в аду полгода
В Африке жил Гумилев,
Сражался он с дикарями,
Охотился на львов.
Встречался не раз он со смертью,
В пустыне под «небом чужим».
Когда он домой возвратился,
Друзья потешались над ним:
— "Ах, Африка! Как экзотично!
Костры, негритянки, там-там,
Изысканные жирафы,
И друг ваш гиппопотам".
Во фраке, немного смущенный,
Вошел он в сияющий зал
И даме в парижском платье
Руку поцеловал.
"Я вам посвящу поэму,
Я вам расскажу про Нил,
Я вам подарю леопарда,
Которого сам убил".
Колыхался розовый веер,
Гумилев не нравился ей.
— "Я стихов не люблю. На что мне
Шкуры диких зверей"...
Когда войну объявили,
Гумилев ушел воевать.
Ушел и оставил в Царском
Сына, жену и мать.
Средь храбрых он был храбрейший,
И, может быть, оттого
Вражеские снаряды
И пули щадили его.
Но приятели косо смотрели
На георгиевские кресты:
— «Гумилеву их дать? Умора!»
И усмешка кривила рты.
Солдатские — по эскадрону
Кресты такие не в счет.
Известно, он дружбу с начальством
По пьяному делу ведет.
Раз, незадолго до смерти,
Сказал он уверенно: "Да.
В любви, на войне и в картах
Я буду счастлив всегда!..
Ни на море, ни на суше
Для меня опасности нет..."
И был он очень несчастен,
Как несчастен каждый поэт.
Потом поставили к стенке
И расстреляли его.
И нет на его могиле
Ни креста, ни холма — ничего.
Но любимые им серафимы
За его прилетели душой.
И звезды в небе пели: -
«Слава тебе, герой!»
Метки: баллады гумилев одоевцева |
Максимиллиан Волошин |
Два самых любимых стихотворения - исступленная любовь и столь же исступленная ненависть
Сочилась желчь шафранного тумана.
Был стоптан стыд, притуплена любовь...
Стихала боль. Дрожала зыбко бровь.
Плыл горизонт. Глаз видел четко, пьяно.
Был в свитках туч на небе явлен вновь
Грозящий стих закатного Корана...
И был наш день одна большая рана,
И вечер стал запекшаяся кровь.
В тупой тоске мы отвратили лица.
В пустых сердцах звучало глухо: «Нет!»
И, застонав, как раненая львица,
Вдоль по камням влача кровавый след,
Ты на руках ползла от места боя,
С древком в боку, от боли долго воя...
Август 1909
КРАСНАЯ ПАСХА
Зимою вдоль дорог валялись трупы
Людей и лошадей. И стаи псов
Въедались им в живот и рвали мясо.
Восточный ветер выл в разбитых окнах.
А по ночам стучали пулеметы,
Свистя, как бич, по мясу обнаженных
Мужских и женских тел.
Весна пришла
Зловещая, голодная, больная.
Глядело солнце в мир незрячим оком.
Из сжатых чресл рождались недоноски
Безрукие, безглазые... Не грязь,
А сукровица поползла по скатам.
Под талым снегом обнажались кости.
Подснежники мерцали точно свечи.
Фиалки пахли гнилью. Ландыш - тленьем.
Стволы дерев, обглоданных конями
Голодными, торчали непристойно,
Как ноги трупов. Листья и трава
Казались красными. А зелень злаков
Была опалена огнем и гноем.
Лицо природы искажалось гневом
И ужасом.
А души вырванных
Насильственно из жизни вились в ветре,
Носились по дорогам в пыльных вихрях,
Безумили живых могильным хмелем
Неизжитых страстей, неутоленной жизни,
Плодили мщенье, панику, заразу...
Зима в тот год была Страстной неделей,
И красный май сплелся с кровавой Пасхой,
Но в ту весну Христос не воскресал.
21 апреля 1921
Симферополь
Метки: стихи волошин |
Марина Цветаева. "Федра" отрывок |
Началом
Взгляд был. На путях без спуска
Шаг был. Ошибаюсь: куст был
Миртовый - как школьник в буквах
Путаюсь! - началом звук был
Рога, перешедший - чащ звук -
В чаш звук! Но меднозвучащих
Что - звук перед тем, с незримых
Уст! Куст был. Хруст был. Раздвинув
Куст, - как пьяница беспутный
Путаюсь! - началом стук был
Сердца, до куста, до рога,
До всего - стук, точно бога
Встретила, стук, точно глыбу...
- Сдвинула! - началом ты был,
В звуке рога, в звуке меди,
В шуме леса...
Ипполит
Коль не бредишь...
Федра
Ты - сквозь ветви, ты - сквозь вежды,
Ты - сквозь жертвы...
Ипполит
...Ты - так брежу
Я.
Федра
Смертельного не пишут
В письмах, - шепчут!
Ипполит
То ли слышу?
Федра
Для тебя меня растили
Дебри Крита!
Ипполит
То ли... ты ли...
Федра
Неприступная - с другими!
То, любимый, я, любимый!
Тише жемчуга несомый
В створках сердца...
Ипполит
Каб не слово!
Федра
Слаще первенца носимый
В тайнах лона...
Ипполит
Каб не сына
Слово!
Федра
Мертвая, - нет сраму!
Эти звезды!
Ипполит
Эти ямы!
Федра
Деревцо мое! Утес мой!
Эти кудри!
Ипполит
Эти космы!
Федра
Вразуми меня, дурную!
К шкуркам ланичьим ревную,
Устилающим пещеру.
Деревцо стояло, щедрой
Тенью путников поило.
Это я его спалила
Исступлением, тоскою.
Каждый вздох листочка стоил
Бедному, - румян: не смыслишь!
Сколько вздохов - столько листьев.
Не листва-нова - жизнь сохнет!
Сколько листьев - столько вздохов:
Задыханий, удушений...
Лучезарная? Да тени ж
Тень! Вся краска на постели
Ипполитовой. Не целил,
А попал. Ребятам на смех
Малым: не стрелял, а насмерть.
Но под брачным покрывалом
Сна с тобой мне было б мало.
Кратка ночка, вставай-ёжься!
Что за сон, когда проснешься
Завтра ж, и опять день-буден.
О другом, о непробудном
Сне - уж постлано, где лечь нам -
Грежу, не ночном, а вечном,
Нескончаемом, - пусть плачут! -
Где ни пасынков, ни мачех,
Ни грехов, живущих в детях,
Ни мужей седых, ни третьих
Жен...
Лишь раз один! Ждав - обуглилась!
Пока руки есть! Пока губы есть!
Будет - молчано! Будет - глядено!
Слово! Слово одно лишь!
Ипполит
Гадина.
Метки: цветаева драматургия |
Младосимволизм |
Куликовом» А. Блока). А. Белому, А. Блоку, Вяч. Иванову оказались чужды индивидуалистические признания старших символистов.
Александр Блок.
Неслучайно один из своих ранних циклов А. Блок назовет 'Пузыри земли', заимствовав этот образ, из трагедии Шекспира «Макбет»: соприкосновение с земной стихией драматично, но неизбежно, порождения земли, ее 'пузыри' отвратительны, но задача поэта, его жертвенное назначение - соприкоснуться с этими порождениями, низойти к темным и губительным началам жизни. Из среды 'младосимволистов' вышел крупнейший русский поэт А. Блок, ставший по определению А.Ахматовой, «трагическим тенором эпохи». Свое творчество А. Блок рассматривал как «трилогию вочеловечивания» - движение от музыки запредельного (в «Стихах о Прекрасной Даме»), через преисподнюю материального мира и круговерть стихий (в «Пузырях земли», «Городе», «Снежной маске», «Страшном мире») к 'элементарной простоте' человеческих переживаний («Соловьиный сад», «Родина», «Возмездие»). В 1912 Блок, подводя черту под своим символизмом, записал: 'Никаких символизмов больше'. По мнению исследователей, 'сила и ценность отрыва Блока от символизма прямо пропорциональна силам, связавшим его в юности с 'новым искусством'. Вечные символы, запечатленные в лирике Блока (Прекрасная Дама, Незнакомка, соловьиный сад, Снежная маска, союз Розы и Креста и др.), получили особое, пронзительное звучание благодаря жертвенной человечности поэта. В своей поэзии А. Блок создал всеобъемлющую систему символов. Цвета, предметы, звучания, действия - все символично в поэзии Блока. Так, 'желтые окна', 'желтые фонари', 'желтая заря' символизируют пошлость повседневности; синие, лиловые тона ('синий плащ', 'синий, синий, синий взор') - крушение идеала, измену; Незнакомка - неведомую, незнакомую людям сущность, явившуюся в облике женщины; аптека - последний приют самоубийц (в прошлом веке первая помощь утопленникам, пострадавшим оказывалась в аптеках - кареты 'Скорой помощи' появились позднее). Истоки символики Блока уходят корнями в мистицизм Средневековья. Так желтый цвет в языке культуры Средневековья обозначал врага, синий - предательство. Но, в отличие от средневековых символов, символы поэзии Блока многозначны, парадоксальны. Незнакомка может быть истолкована и как явление Музы поэту, и как падение Прекрасной Дамы, превращение ее в 'Беатриче у кабацкой стойки', и как галлюцинация, греза, 'кабацкий угар' - все эти значения перекликаются друг с другом, 'мерцают, как глаза красавицы за вуалью'. Однако рядовыми читателями подобные 'неясности' воспринимались с большой настороженностью и неприятием. Популярная газета 'Биржевые ведомости' поместила письмо проф.П.И.Дьякова, предложившего сто рублей всякому, кто 'переведет' на общепонятный русский язык стихотворение Блока «Ты так светла».
Андрей Белый.
Разрыв современного сознания в символических формах изображен в романе Белого «Петербург» - первом русском романе 'потока сознания'. Бомба, которую готовит главный
герой романа Ник. Аблеухов, разорванные диалоги, распавшееся родство внутри 'случайного семейства' Аблеуховых, обрывки известных сюжетов, внезапное рождение среди болот 'города-экспромта', 'города-взрыва' на символическом языке выражали ключевую идею романа - идею распада, разъединения, подрыва всех связей. Символизм Белого - особая экстатическая форма переживания действительности, 'ежесекундные отправления в бесконечность' от каждого слова, образа. Как и для Блока, для
Белого важнейшая нота творчества - любовь к России.
Вяч. Иванов наиболее полно воплотил в своем творчестве символистскую мечту о синтезе культур, пытаясь соединить «соловьевство», обновленное христианство и эллинское мировосприятие. Художественные искания 'младосимволистов' были отмечены просветленной мистичностью, стремлением идти к 'отверженным селеньям', следовать жертвенным путем пророка, не отворачиваясь от грубой земной действительности. Расцвет русского символизма пришелся на девятисотые годы, после чего движение пошло на убыль: в рамках школы больше не появляются значительные произведения, возникают
новые направления - акмеизм и футуризм, символистское мироощущение перестает соответствовать драматическим реалиям 'настоящего, некалендарного ХХ века'. Анна Ахматова так охарактеризовала ситуацию начала десятых годов: «В 1910 году явно
обозначился кризис символизма, и начинающие поэты больше уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм. <:> Несомненно, символизм был явлением ХIХ века. Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели жить в предыдущее».. На русской почве проявились такие особенности символизма, как: многоплановость художественного мышления, восприятие искусства как способа познания, заострение религиозно-философской проблематики, неоромантические и неоклассические тенденции,
интенсивность мироощущения, неомифологизм, мечта о синтезе искусств, переосмысление наследия русской и западноевропейской культуры, установка на предельную цену творческого акта и жизнетворчество, углубление в сферу бессознательного и др.
Многочисленны переклички литературы русского символизма с живописью и музыкой. Поэтические грезы символистов находят соответствия в 'галантной' живописи К. Сомова, 'творимых легендах' М.Врубеля, В 'поэмах' А.Скрябина. Символизм положил начало модернистским течениям в культуре 20 в., стал обновляющим ферментом, давшим новое качество литературы, новые формы художественности
Метки: блок символизм течения |
«Мысль изреченная есть ложь» |
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Основные представители символизма в русской литературе, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф.Сологуб; в изобразительном искусстве: М. Врубель, В. Борисов-Мусатов; в музыке: С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин.
Термин 'символизм' в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте - 'Le Symbolisme', - опубликованном 18 сентября 1886 года в газете 'Le Figaro'.
Манифест провозглашал, что символизм чужд 'простым значениям, заявлениям, фальшивой сентиментальности и реалистическому описанию'. К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин 'декадентство', которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. 'Символизм' стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось.
'Материя исчезла', 'Бог умер' - два постулата, начертанные на скрижалях символизма. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейская цивилизация, была расшатана, но и новый 'Бог' - вера в разум, в науку – оказался ненадежен. Потеря ориентиров рождала ощущение отсутствия опор, ушедшей из-под ног почвы. Пьесы Г.Ибсена, М. Метерлинка, А. Стринберга, поэзия французских символистов создавали атмосферу зыбкости, переменчивости, относительности. Стиль модерн в архитектуре и живописи расплавлял привычные формы (творения испанского архитектора А. Гауди), словно в воздухе или тумане растворял очертания предметов (картины М. Дени, В. Борисова-Мусатова), тяготел к извивающейся, изогнутой линии.
На излете 19 в. Европа достигла небывалого технического прогресса, наука дала человеку власть над окружающей средой и продолжала развиваться гигантскими темпами. Сознание ошибочности, неполноты прежнего знания вело к поиску новых путей постижения действительности. Один из таких путей - путь творческого откровения - был предложен символистами, по мнению которых символ есть единство и, следовательно, обеспечивает целостное представление о реальности. Научное мировоззрение строилось на сумме погрешностей - творческое познание может придерживаться чистого источника сверхразумных озарений. Появление символизма было реакцией и на кризис религии. 'Бог умер', - провозгласил Ф.Ницше, выразив тем самым общее для порубежной эпохи ощущение исчерпанности традиционного вероучения. Символизм раскрывается как новый тип богоискательства: религиозно-философские вопросы, вопрос о сверхчеловеке - т.е. о человеке, бросившем вызов своим ограниченным возможностям, вставшем вровень с Богом, - в центре произведений многих писателей-символистов (Г.Ибсена, Д.Мережковского и др.). Рубеж веков стал временем поисков абсолютных ценностей, глубочайшей религиозной впечатлительности. Символистское движение, исходя из этих переживаний, главенствующее значение придавало восстановлению связей с миром потусторонним, что выразилось в частом обращении символистов к 'тайнам гроба', в возрастании роли воображаемого, фантастического, в увлечении мистикой, языческими культами, теософией, оккультизмом, магией. Символистская эстетика воплощалась в самых неожиданных формах, углубляясь в воображаемый, запредельный мир, в области, прежде не исследованные, - сон и смерть, эзотерические откровения, мир эроса и магии, измененных состояний сознания и порока. Особой притягательностью для символистов обладали мифы и сюжеты, отмеченные печатью неестественных страстей, гибельного очарования, предельной чувственности, безумия (Саломея О.Уайльда, Огненный ангел В.Брюсова, образ Офелии в стихах Блока), гибридные образы (кентавр, русалка, женщина-змея), указывавшие на возможность существования в двух мирах.
Метки: символизм |
Вечер "Серебряный Век"- милости просим. |
|
с Д.Р!!!!!! |
|
Осип Мандельштам |
Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить.
Не утоляет слово
Мне пересохших уст,
И без тебя мне снова
Дремучий воздух пуст.
Я больше не ревную,
Но я тебя хочу,
И сам себя несу я,
Как жертву палачу.
Тебя не назову я
Ни радость, ни любовь.
На дикую, чужую
Мне подменили кровь.
Еще одно мгновенье,
И я скажу тебе:
Не радость,а мученье
Я нахожу в тебе.
И, словно преступленье,
Меня к тебе влечет
Искусанный в смятеньи
Вишневый нежный рот...
Вернись ко мне скорее,
Мне страшно без тебя,
Я никогда сильнее
Не чувствовал тебя,
И все, чего хочу я,
Я вижу наяву.
Я больше не ревную,
Но я тебя зову.
1920
***
Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть -
Узора милого не зачеркнуть.
1909
***
Анне Aхматовой
Как черный ангел на снегу,
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу,
Есть на тебе печать господня.
Такая странная печать -
Как бы дарованная свыше -
Что, кажется, в церковной нише
Тебе назначено стоять.
Пускай нездешняя любовь
С любовью здешней будут слиты,
Пускай бушующая кровь
Не перейдет в твои ланиты.
И пышный мрамор оттенит
Всю призрачность твоих лохмотий,
Всю наготу нежнейшей плоти,
Но не краснеющих ланит.
1910
***
Aнне Aхматовой
Вы хотите быть игрушечной,
Но испорчен ваш завод,
К вам никто на выстрел пушечный
Без стихов не подойдет.
1911
Петербургские строфы
H. Гумилеву
Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, - как броненосец в доке, -
Россия отдыхает тяжело.
А над Невой - посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая,бедна.
Тяжка обуза северного сноба -
Онегина старинная тоска;
На площади сената - вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка...
Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница.
Самолюбивый,скромный пешеход,
Чудак Евгений бедности стыдится
Бензин вдыхает и судьбу клянет!
1913
Метки: стихи |
Игорь Северянин |
ЗАПЕВКА
О России петь - что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам...
О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать...
О России петь - что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
1925
Гой ты, царство балагана!
Ты. сплошная карусель!
Злою волей хулигана
Кровь хлебаешь, как кисель...
Целый мир тебе дивится,
Все не может разгадать:
Ты - гулящая девица
Или Божья благодать?
1925
ТЕ, КТО МОРИТ МЕЧТУ…
Я ни с этими и ни с теми,
Одинаково в стороне,
Потому что такое время,
Когда не с кем быть вместе мне…
Люди жалки: они враждою
Им положенный полувек
Отравляют, и Бог с тобою,
Надоедливый человек!
Неужели завоеванья,
Изобретенья все твои,
Все открытья и все познанья –
Для изнедриванья Любви?
В лихорадке вооруженья
Тот, кто юн, как и тот, кто сед,
Ищет повода для сраженья
И соседу грозит сосед.
Просветительная наука,
Поощряющая войну,
Вырвет, думается, у внука
Фразу горькую не одну.
А холопское равнодушье
К победительному стиху,
Увлеченье махровой чушью
И моленье на чепуху?
Мечтоморчатые поганки,
Шепелявые сосуны, -
В скобку стрижены мальчуганки,
И стреножены плясуны.
Ложный свет увлекает в темень.
Муза распята на кресте.
Я ни с этими и ни с теми,
Потому что, как эти – те!
Двусмысленная слава
Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесён неправо,—
Не по таланту своему,—
А потому, что явный вызов
Условностям — в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах.
Во мне выискивали пошлость,
Из виду упустив одно:
Ведь, кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной.
Бранили за смешенье стилей,
Хотя в смешеньи-то и стиль!
Чем, чем меня не угостили!
Каких мне не дали «pastilles»!
Неразрешимые дилеммы
Я разрешал, презрев молву.
Мои двусмысленные темы —
Двусмысленны по существу.
Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон,—
Ведь я лирический ироник:
Ирония — вот мой канон.
КОГДА ХОРОШЕЕТ УРОД
Смехач, из цирка клоун рыжий,
Смешивший публику до слез,
Был безобразней всех в Париже,
И каждый жест его - курьез.
Но в частной жизни нет унылей
И безотрадней Смехача:
Он - циник, девственнее лилий,
Он - шут, мрачнее палача.
Снедаем скорбью, напоследок
Смехач решил пойти к врачу.
И тот лечить душевный недуг
Его направил... к Смехачу!..
В тот день в семье своей впервые
Урод был истинным шутом:
Как хохотали все родные,
Когда он, затянув жгутом
Свою напудренную шею,
Повиснул на большом крюке
В дырявом красном сюртуке
И с криком: "Как я хорошею!.."
1923 г.
Метки: стихи |
ИМАЖЕнисты |
Вадим Шершневич
Инструментировка образом
Эти волосы, пенясь прибоем, тоскуют
Затопляя песочные отмели лба,
На котором морщинки, как надпись, рисует,
Словно тростью, рассеянно ваша судьба.
Вам грустить тишиной, набегающей резче,
Истекает по каплям, по пальцам рука.
Синих жилок букет васильковый трепещет
В этом поле ржаного виска.
Шестикласник влюбленными прячет руками
И каракульки букв, назначающих час...
Так готов сохранить я строками на память,
Ваш вздох, освященный златоустием глаз.
Вам грустить тишиной... пожалейте: исплачу
Я за вас этот грустный, истомляющий хруп!
Это жизнь моя бешенной тройкою скачет
Под малиновый звон ваших льющихся губ.
В этой тройке -
Вдвоем. и луна в окно бойко
Натянула, как желтые вожжи лучи.
Под малиновый звон звонких губ ваших, тройка,
Ошалелая тройка,
Напролом проскочи.
Март 1918
|
ИМАЖЕНИЗМ |
ИМАЖИНИЗМ (от фр. и англ. image - образ) -литературно-художественное течение, возникшее в России в первыепослереволюционные годы на основе литературной практикифутуризма. 29 января 1919 в Московском отделении Всероссийскогосоюза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. Наследующий день вышла Декларация в воронежском журнале "Сирена" (N4) и позже в газете "Советская страна" (М., 1919, 10 февр.), вкоторой были провозглашены принципы творчества "передовой линииимажинистов". Под ней подписались поэты С.А.Есенин, Р.Ивнев,А.Б.Мариенгоф и В.Г.Шершеневич, художники Б.Эрдман, Г.Якулов.Термин имажинизм заимствован у авангардистcкой школы англоязычнойпоэзии - имажизма. О нем в России узнали из статьи З.А.ВенгеровойАнглийские футуристы (сб. "Стрелец". Пг., 1915): "Мы нефутуристы, - писал Э.Паунд, - в поэзии мы "имажисты". Наша задачасосредоточиться на образах, составляющих первозданную стихиюпоэзии:". Однако русских имажинистов нельзя назвать преемникамиимажистов. Представители имажинизма никогда не называлианглийских поэтов своими предшественниками. Теоретическаяпрограмма имажинистов во многом перекликалась с содержаниемдеклараций кубофутуристов, - несмотря на взаимное отрицание этимигруппами друг друга. Некоторые имажинисты (Шершеневич, Ивнев)ранее участвовали в объединениях футуристов. Очевидно, именнотакая генетическая близость течений была причиной того, что впервой декларации имажинистов появляется выпад против ихлитературных предшественников: "Скончался младенец, горластыйпарень десяти лет от роду (родился 1909 - умер 1919). Издохфутуризм".Сами представители течения имажинизма справедливо находили егокорни в собственном творчестве середины 1910-х. Уже в книгеЗеленая улица (1916) Шершеневич, один из лидеров, наиболеедеятельных участников объединения, филологически образованный,склонный к теоретическим рефлексиям, писал: "Я по преимуществуимажионист, т.е. образы прежде всего". Знаменитое определениестихотворения - "толпа образов" - возникает в его статье Пунктирфутуризма (1914) и уже оттуда перешла в теоретическую работу2×2=5: Листы имажиниста (1920). Шершеневич доказываетпреимущество образа перед содержанием, опираясь на размышления обискусстве, революции, литературных направлениях. Краткоеизложение теории имажинизма обнаруживает знакомство автора стеорией А.Потебни, стиховедческими работами В.Брюсова и А.Белого.Мариенгоф первым имажинистским изданием считал пензенскийальманах "Исход": "Имажинизм родился в городе Пензе на Казанскойулице. "Исход" - первый имажинистский сборник - был отпечатан впензенской губернской типографии осенью восемнадцатого года". Втом же году в Пензе выходит первый сборник Мариенгофа. В них ужепроглядывает смелая имажинистская образность: И опять на ресницахиндевел / У проходящих вечерний блуд, / И опять на моераспластанное тело / Город наступил, как верблюд, / И опять небосинело, / Как эмалированное блюдо (1917). Имажинисты вели борьбупротив тематически-содержательного определения искусства:"Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся наинтуицию:, искусство, обрамленное привычкой, должно былопогибнуть от истерики". Как и футуристы, имажинисты претендуют название подлинных мастеров формы, освобождающих ее "от пылисодержания". "Аритмичность, аграмматичность и бессодержательность- вот три кита поэзии грядущего завтра", - прорицает Шершеневич вКому я жму руку (1920).В 1923 в теоретических взглядах имажинистов происходит важноеизменение: "Малый образ теряет федеративную свободу, входя ворганическое подчинение образу целого", - гласит Почти декларация(1923). В ней звучит призыв творить человека и эпоху, в качествеканонических вводятся принципы психологизма и строго логическогомышления.Теория и поэтическая практика обычно расходились в группе, и -более того - у отдельных авторов. В частности, В.Брюсов писал:"По какому-то недоразумению, в списках имажинистов значится РюрикИвнев <:>, стоящий на полпути от акмеизма к футуризму". СтихиИвнева мало отвечали требованиям имажинистской теории, и этонеоднократно отмечали критики. Однако товарищи по "Ордену" высокоценили стихи Ивнева, считали его "своим". Действительно,имажинистские объединения составляли поэты довольно (а иногда исовершенно) разные и непохожие. Большое значение для группы имелине только эстетическая позиция соратника и воплощавшая еетворческая деятельность, но и внелитературное поведение, бытовоеобщение и дружеские связи.С другой стороны, в борьбе с бытописательством имажинистыутверждали, что "искусству быт нужен только как отправная точка".Понятия "быта" и "мироощущения" были в их представлениитесносвязаны. Имажинисты выдвигают требование: "Быт надоидеализировать и романтизировать:". Эстетизация быта в поэзииповлекла за собой эстетическое осмысление внелитературного быта.Слияние искусства и жизни занимало важное место в практикетечения. Критика негодовала, когда Мариенгоф и Есенин сталипубликовать в печати свою переписку. Ивнев выпустил в 1921 книжкуЧетыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа и Шершеневича,которая явилась своего рода ответом на предложение Шершеневичаобмениваться "открытыми письмами", в которых говорить друг одруге "без обиняков". Личные отношения имажинистов нередкостановились литературным фактом.К имажинистскому движению наряду с подписавшими Декларациюприсоединились И.В.Грузинов, А.Б.Кусиков (Кусикян), Н.Р.Эрдман(брат художника Б.Эрдмана), М.Ройзман. Возник "Орденимажинистов". В Петрограде был основан "Орден воинствующихимажинистов" (1923), который, однако, широкой известности неприобрел. Наиболее активные участники петроградского "Ордена" -В.В.Ричиотти, И.И.Афанасьев-Соловьев, Г.Б.Шмерельсон...На творчество "левого" крыла имажинизма (Шершеневич, Мариенгоф; к"правому" крылу критики относили Есенина, Кусикова, Грузинова иРойзмана), очевидно, повлияла поэтика раннего Маяковского, хотявысказывания имажинистов на этот счет весьма разноречивы.И.Грузинов в брошюре Имажинизма основное (М., 1921)противопоставляет имажинизм классической, символической икубофутуристической поэтике как "новую, оригинальную поэтику".Автор указывает на бессюжетную, алогическую структуруимажинистских текстов (в качестве параллели он приводит русские итатарские частушки).Во многом продолжая кубофутуристические опыты над формой,имажинисты выдвигают требование аграмматической поэтики,разворачивают борьбу против приставок, прилагательных, глаголов,выступают за динамизацию существительных (напр., вместо "голубоенебо" - "голубь неба").Преемники футуристов, имажинисты всегда шли дальше в поэтическойреализации их тематики. Дифирамбы революции у футуристовсменяются воспеванием красного террора. Это одна из любимых темМариенгофа: Кровью плюем зазорно / Богу в юродивый взор. / Вот накрасном черным: / - Массовый террор!". На смену богоборчествубудетлян приходит кощунство стихов Мариенгофа: Что же, что же,прощай нам грешным / Спасай, как на Голгофе разбойника, - / КровьТвою, кровь бешено / Выплескиваем, как воду из рукомойника.Формальные эксперименты имажинистов продолжают авангардныеискания.В книге Лошадь как лошадь Шершеневич реализует композиционныеэксперименты (Принцип краткого политематизма, Композиционноесоподчинение и другие стихотворения с авторефлексивныминазваниями) и прочие приемы построения стихотворного текста. Ониносят общеавангардный характер: выравнивание строк по правомукраю листа, игра со скобками, разнообразие ритмов и рифм, ломканормативных правил грамматики, фонетическое письмо: Не пойметдаже та, которой губ тяну я руки, / Мое простое:лэ-сэ-сэ-фиоррр-эй-ва! (Принцип звука минус образ).Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы ипоэтическое творчество С.А.Есенина, который входил в костякобъединения. В теоретическом сочинении Ключи Марии (1920) Есенинвыстраивает свою поэтику образа: "Образ от плоти можно назватьзаставочным, образ от духа корабельным, и третий образ от разума- ангелическим". Как и другие имажинистские декларации КлючиМарии полемичны: "Вслед Клюеву свернул себе шею и подглуповатыйфутуризм". Народная мифология была одним из главных источниковобразности Есенина, а мифологическая параллель "природа -человек" стала основополагающей для его поэтическогомироощущения. В издательстве "Имажинисты" вышли его сборникиТрерядица, Радуница, Преображение (все - 1921) и драматическаяпоэма Пугачев (1922).Имажинизм унаследовал от футуризма стремление к скандальным,эпатирующим выступлениям и программным акциям. Так, 4 ноября 1920состоялся "суд над имажинистами", на котором "обвинителем"выступал Валерий Брюсов. ": "Присяжные" оправдали имажинистов, итечение было признано существующим. В ответ имажинисты объявили"суд над современной поэзией". Обвинителем выступил В.Шершеневич,защитником В.Брюсов. <:> : "присяжные" и публика вынеслисовременной поэзии : обвинительный приговор".В числе акций имажинистов были роспись стен Страстного монастырябогохульными надписями, "переименование" московских улиц(табличка "Тверская" менялась на "Есенинская") и проч. Помнениюимажинистов, культурная революция не совпадает с революциейсоциальной. Пафос их манифестов - революционный, ведь "творческоесознание не перешагнуло 61-ый год". "Имажинизм борется за отменукрепостного права сознания и чувства", - заявляется в Восьмипунктах (1924). Имажинизм объявлялся "первым раскатом всемирнойдуховной революции"."Скандал в дореволюционной России был одним из легальных способов"протеста", - размышляет позже Шершеневич. - Скандал тогда был испособом саморекламы. После революции мы, имажинисты, попробовали"по традиции" пойти по этому пути. Но в изменившейся обстановкефакт скандала стал давать уже другой резонанс. Реклама получиласьпечальная, протеста не получалось совсем. Мы пробовали идти в бойс картонными мечами".Более успешны были имажинисты в таких важных сферах литературногобыта, как книгоиздательство и книготорговля. В разное время у нихимелось несколько собственных издательств: "Имажинисты","Чихи-Пихи", "Сандро". В начале 1920-х, в разгар бумажногоголода, имажинисты ведут чрезвычайно активную издательскуюдеятельность. В журнале Жизнь искусства от 16-18 марта 1921читаем: "Интенсивно работает "Книгоиздательство имажинистов",выпустившее с ноября прошлого года более десяти книгпоэтов-имажинистов:". В 1920-1921 один за другим выходятпоэтические сборники Кусикова (В никуда, Коевангелиеран, Поэмапоэм), Мариенгофа (Руки галстуком), В.Шершеневича (Лошадь каклошадь) и другие. Оформление (рисунки и обложка) львиной доликниг выполнял Б.Эрдман. Его метод - это вольные ассоциации,намеки, расплывчатые ускользающие видения. Критик А.Кауфманутверждает, что издания имажинистов поглотили "бумажнуювыработку, по крайней мере, одной бумагоделательной фабрики загод". В 1922 имажинисты начали издавать журнал "Гостиница дляпутешествующих в прекрасном" (закрыт в 1924; вышло 4 номера).Имажинистам принадлежали два книжных магазина. Книжная лавка"Московской трудовой артели художников слова", в котором велиторговлю Есенин и Мариенгоф, конкурировала с лавкой Шершеневича иКусикова. Кроме того, имажинисты владели кинотеатром "Лилипут", атакже знаменитым в Москве имажинистским кафе "Стойло Пегаса"(закрыто в 1922).После введения Главлита летом 1922 печататься имажинистам сталосложнее. Последний коллективный сборник "Имажинисты" (1925)вызвал такой отклик прессы: "Агония идеологического вырожденияимажинизма закончилась очень быстро, и первые же годы НЭПапохоронили почти окончательно имажинизм как литературную школу:"моль времени" оказалась сильнее "нафталина образов"".Политизация общественной жизни в послереволюционной Россиисказалась и на особенностях культурного мира того времени. В 1919создается анархистского толка "Ассоциация вольнодумцев", подкрылом которой до 1924 находилась литературная группаимажинистов. Основателями и членами правления "Ассоциации" былиЕсенин и Мариенгоф; они написали устав, официально утвержденныйА.В.Луначарским.Отношения имажинистов с властями - в силу особенностей ихтворческой позиции, внелитературных связей и историческогомомента - требуют особого внимания.В одной из своих акций в 1919 имажинисты выдвинули требование"отделения государства от искусства": ":государству нужно длясвоих целей искусство совершенно определенного порядка, и оноподдерживает только то искусство, которое служит ему хорошейширмой. Все остальные течения искусства затираются. Государствунужно не искусство исканий, а искусство пропаганды. <:> Мы -имажинисты - :с самого начала: не становились на задние лапкиперед государством. Государство нас не признает - и слава Богу!Мы открыто кидаем свой лозунг: Долой государство! Да здравствуетотделение государства от искусства!" (Шершеневич В., Искусство игосударство (1919) // Шершеневич В. Листы:).Имажинисты в силу своего скандального, богемного образа жизничасто попадали в руки милиции и работников ЧК. Выручали их толькомногочисленные связи с теми же чекистами. Помимо этого, РюрикИвнев был личным секретарем наркома просвещения Луначарского,состоял во Всероссийской коллегии по организации РККА, занималсяорганизацией агитпоезда им. А.В.Луначарского, публиковал в"Известиях ВЦИК" политические статьи, призывавшие интеллигенциюработать на новую власть. Имажинисты поддерживали отношения сэсером Я.Блюмкиным, с Л.Д.Троцким, Л.Б.Каменевым:В 1920 имажинист Шершеневич удостаивается особой и редкой чести:его читает Ленин. Дело в том, что весь тираж поэтическогосборника Шершеневича Лошадь как лошадь по ошибке отправляется насклад Наркомзема, по-своему связавшего название и содержаниекниги. Оттуда книгу предполагалось распространять среди трудовогокрестьянства. О казусе прослышал В.И.Ленин:31 августа 1924 Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо вгазете "Правда", где заявляли, что распускают группу, несмотря нато, что это была их личная инициатива, не согласованная с другимичленами группы. Действительно, с середины 1920-х течениепостепенно ослабевает. С 1924 до самороспуска в 1927 существовалосамостоятельное Общество имажинистов под председательствомИвнева.Пик шумной, скандальной, всероссийской известности имажинизмаприходится на 1920-1922 годы. Далее в среде участников теченияпроисходит разобщение, сохранялись (да и то далеко не всегда)лишь бытовые связи. "С имажинизмом давно все кончил, - пишетА.Б.Кусиков Брюсову 29 декабря 1923, - вырос, взрослею. Да ифкус: Мне с ними не по дороге".С конца 1927, когда Сталин провозгласил "культурную революцию" ипервый пятилетний план, литературный мир начал резко меняться."Пролетаризация" культуры стала официально политикой,существование широкого спектра литературных направлений сталоневозможным.В статье Существуют ли имажинисты (1928) Шершеневич утверждал:"Имажинизма сейчас нет ни как течения, ни как школы". 1930-е длямногих участников объединения ознаменовались работой для театра икино, написанием воспоминаний. Шершеневич в середине 1930-хработал над мемуарами Великолепный очевидец. Поэтическиевоспоминания 1910-1925 гг. Во второй половине 1920-х-30-е годыМариенгоф пишет стихи для детей, пьесы, сценарии. Постепенно вего творчестве начинает доминировать проза. Большую известностьполучили его Роман без вранья (1927), изданный в Берлине романЦиники (1928). С 1953 он работает над автобиографической книгойМой век, моя молодость, мои друзья и подруги (опубликованапосмертно).
Метки: есенин мариенгоф шершневич лит. течения |
Аудио-запись: САМОЕ ЛЮБИМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ГУМИЛЕВА |
Музыка |
Sun_Ambrella |
Так как - увы!-записи чтения самого Николая Степановича, хотя и имеются, но в очень плохом варианте,, со множеством помех и всевозможных "шипений", то я публикую чтение автора бессмертной "Хорошей девочки Лиды", прославленной Шуриком во всенародно любимой "Операции Ы"-Ярослава Смелякова. Он читает очень проникновенно и при этом еще и правильно, что в моих глазах приобретает особую ценность)) |
|
Комментарии (1)Комментировать |
Серебрянный век |
Метки: история эпохи |
о поэтах |
Метки: творчество |
Аудио-запись: Анна Ахматова |
Музыка |
Sun_Ambrella |
Я приготовила сюрприз - сегодня для вас читает сама Анна Ахматова!Наслаждайтесь, мои дорогие! |
Метки: стихи |
Комментарии (0)Комментировать |
Николай Гумилев |
Метки: ахматова гумилев одоевцева |
Дневник Серебрянный_век |
|