Мотивация чтения
Макарочкина Евгения Юрьевна,
участница международной конференции
«Читающий ребенок в современном мире»
США, штат Нью-Йорк, г.Саратога Спрингс,
МОТИВАЦИЯ ЧТЕНИЯ:
стимулы, мотивы, потребности, интересы
В современном обществе проблема, которую можно обозначить как «НЕЧИТАЮЩИЙ РЕБЕНОК», стоит наиболее остро. В настоящее время мы столкнулись с ситуацией, когда дети отовсюду слышат «читай» и сама книга в ярких обложках и с заманчивыми иллюстрациями просится в руки, а интерес к ней все падает и падает. Итак, основные аспекты данной проблемы.
АСПЕКТЫ, МЕШАЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ОСОЗНАННОЙ МОТИВАЦИИ ЧТЕНИЯ
1. ВЫНУЖДЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЧТЕНИЯ
Одной из причин читательского спроса детей является потребность. Движимый определенной надобностью, ребенок читает не потому, что хочет, а потому что нужно написать реферат или сочинение, подготовить доклад, найти ту или иную информацию. В данном случае свое общение с книгой ученик воспринимает как продолжение уроков за рамками класса. Это вынужденное чтение. От него зависит оценка школьника по предмету, зависит и реакция родителей на его успехи.
Наглядный пример подобной мотивации чтения дал писатель Анатолий Мошковский в рассказе «Книга». Герой рассказа шестиклассник Толька читать не любил, но «приходилось». Для него читать было почти то же самое, что совершать покупки в магазине. Процесс чтения проходил через волевое усилие. «Он зажимал кулаками уши, дабы ничто вокруг не отвлекало его и, уставившись в цепочку строк, морща лоб, мучительно вникал в их смысл. Это было необходимо, чтобы не остаться на второй год и не получить отцовского ремня».
Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Ребенок ищет наиболее легкий и скорый путь получения информации. После окончания учебы прекращается в большинстве случаев и взаимодействие с книгой. Человек рискует пополнить ряды функционально неграмотных членов общества, не имеющих потребности читать, и, следовательно, развиваться.
2. ОБИЛИЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Раньше основным источником информации, развития воображения, получение опыта была книга. А теперь телевидение, видеокассеты, аудиокассеты, Интернет, радио оттеснили книгу на второй план, так как технический способ получения информации более быстрый, а главное, более легкий. Если ребенку важно всего лишь получить определенный результат, то книга не используется в качестве источника информации. Исключение составляют дайджесты, книги с готовыми сочинениями и готовыми домашними заданиями. Но подобные печатные издания КНИГОЙ назвать невозможно.
3. РАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЧТЕНИЯ
Другая потребность чтения, не столь массовая, кроется в осознанном понимании школьником и его родителями ценности чтения, его необходимости для успешной самореализации молодого человека в новых жизненных реалиях. Здесь стимул чтения идет от желания самого ребенка быть признанным и востребованным в современном обществе. Человек с детства нацелен на элитарное образование. Он понимает: чтобы успешно действовать в информационном пространстве, надо владеть широким кругозором, письменной и устной речью, способностью к общению, умением выразить себя, навыками независимого суждения, способностью нестандартно мыслить и принимать решения. Чтобы удовлетворять этим и иным требованиям жизни, человек должен много знать и умело пользоваться знаниями. Все эти качества и вырабатываются в процессе чтения. Читая лучшие художественные произведения и научно-познавательные книги, ребенок получает ориентир в системе ценностей, модели поведения и общения людей, учится символьному мышлению и грамотному письму. Широкая эрудиция и информированность делают читающую личность интересной для окружающих, повышают ее статус.
Однако рациональный мотив, при всей его привлекательности, имеет крупный недостаток: он нейтрален по отношению к нравственным чертам личности. Став эрудитом во многих областях знаний, начитанным в области художественной литературы, ребенок как личность может оставаться духовно обедненным. Ибо знания, полученные из книг, сами по себе не гарантируют развития души. Читающий под натиском «надо» ребенок может вырасти холодной, расчетливой, склонной к карьеризму личностью. В свое время академик Сахаров предупреждал об опасности, когда рычаги управления находятся в руках знающих, но не обремененных совестью циничных людей.
4. МОДА НА ЧТЕНИЕ
Говоря о мотивации чтения, нельзя обойти вниманием стимул, диктуемый модой.
Среди подростков в 70-80 годы были в моде произведения Дж.Р.Р. Толкина. В начале нового века это место заняли книги о Гарри Потере. Заметно возбудили интерес к ним прошедшие на экранах фильмы, которые специалисты по рекламе умело «раскручивают», вызывая к ним любопытство. Повышенным спросом в последние годы среди юношества и старших подростков стали пользоваться романы В. Гюго «Собор парижской богоматери» и В.Каверина
«Два капитана». Причиной этому явлению послужили музыкальные «хиты» сезона «Нотр-Дам де Пари» и «Норд Ост» – мюзиклы на темы названных романов. Возрастание интереса к последнему мюзиклу и соответственно к роману «Два капитана» во многом было обусловлено трагедией в Театральном центре на Дубровке.
Иногда повышенный спрос умело определяют сами авторы. Интересный пример этому содержится в книге «33 несчастья» (автор - популярный английский писатель Лемони Сникет). Учитывая, что запретный плод сладок, автор предупреждает детей: эта книга опасная, читать ее он не советует, а потому просит поставить эту книгу обратно на полку. Как раз эти предупреждения и разжигают интерес к ней.
Книга – интеллектуальный трамплин, школа жизни, путь развития человека, его духовных качеств и познавательных процессов. Чтение в силу моды, как и сама мода, – явление преходящее, ориентированное больше на других, чем на самого себя, на свое собственное, индивидуальное развитие.
5.СТИМУЛИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ
Остановимся еще на одном стимуле чтения, к которому часто прибегают преподаватели в работе с детьми. Речь идет о викторинах, конкурсах, играх. Дети охотно отзываются на эти мероприятия, которые удовлетворяют их потребность в состязании, развлечении. В игры закладываются задания, обуславливающие необходимость прочесть те или иные книги, обратиться к творчеству определенного писателя, усвоить те или иные знания. И ребенок в соответствии с требованиями игры обращается к книгам. Создается ощущение успеха: дети читают - значит, цель достигнута. Но этот успех может быть кратковременным: вместе с окончанием игры у ее участника заканчивается и желание читать. Внешний стимул может не стать личностным мотивом, ибо он направлен не столько на стремление к чтению, сколько на стремление выиграть.
6. МЕДЛЕННАЯ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ
Медленная скорость чтения также влечет за собой нежелание читать, так как ребенок испытывает разные некомфортные чувства (раздражение вследствие потраченных усилий, ощущение неполноценности и прочие), от которых старается избавиться путем нечтения.
7. МАЛОЧИТАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Любовь к чтению и культура чтения закладываются в семье. Приучать ребенка к чтению необходимо еще в зародыше. Мать должна читать вслух книгу, которая несет позитив, добро и любовь. Это большая и сложная работа для родителей. Главное при чтении книги – сопереживание, общность чувств. Малочитающие родители не могут научить ребенка чувствовать красоту языка, сопереживать герою, формировать читательский вкус. Такие родители немного уделяют внимания своим детям, что приводит к разобщенности интересов в семье, к непониманию.
8. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К сожалению, массовая современная литература последнего десятилетия выполняет (в большинстве случаев) развлекательную функцию: провести время за чтением книги. Комиксы, книги, написанные по сценариям мультфильмов, сериалов не формируют читательский вкус, не показывают красоту художественного слова, не мотивируют ребенка к чтению.
Все аспекты, перечисленные выше, не гарантирует возникновения у ребенка читательского интереса как устойчивого, неодолимого желания обращаться к книге. Стоит лишь надеяться, что, читая по заданию, по велению моды или для участия в игре, ученик в силу непроизвольного внимания сможет открыть в тексте то, что взволнует его, увлечет, заставит задуматься и включиться в жизнь персонажей.
ВЕДУЩИЕ СТИМУЛЫ ЧТЕНИЯ
ОСНОВНАЯ МОТИВАЦИЯ К ЧТЕНИЮ – внутренняя, осознанная потребность.
1. УЗНАВАНИЕ СЕБЯ В ГЕРОЯХ КНИГ
Как показывает опыт, «заразить» ребенка чтением помогает так называемая идентификация, узнавание себя в литературном герое. Самоузнавание и определяет «зазывную» силу литературного произведения и желание вновь и вновь открывать себя в другом, а другого – в себе.
Огромное значение в процессе чтения отводится взрослым: родителям, учителям, - которые помогают ребенку соотнести читаемый текст с его жизненным опытом, чтобы воспитать в нем «живую душу».
Например, дети слушают знакомую русскую народную сказку «По-щучьему велению». Голос взрослого вытягивает ленивое «Неохота», «А я не хочу», рисуя образ увальня, которого можно сдвинуть с места, лишь пообещав ему сладких пряников и изюму. С каждым «неохота» детям становится все смешней. Почему? Да потому что задача взрослого помочь ребенку услышать голос автора, который смеется над ленью главного героя сказки. И, слушая, дети выражают смехом свое отношение к Емеле-дурачку. Однако не менее важно, чтобы слушатели не столько посмеялись, сколько задумались и о героях сказки и о самих себе.
2. ТВОРЧЕСТВО
Есть и другой важный стимул, ведущий к личностной мотивации чтения у ребенка, - творчество, которое, как известно, всегда сопровождается радостным подъемом чувств. Говоря о творчестве, мы имеем в виду не только создание творческого продукта на базе чтения (рисунки, поделки, отзывы, стихи и прочее), но и способность ребенка реагировать по-своему на слово писателя, создавать в ответ свои словесные образы. Какие словесные образы возникнут у вас, когда вы прочтете только одну строчку – название рассказа К.Паустовского «День как будто дремал»?
3. ОФОРМЛЕНИЕ КНИГИ
Личностную мотивацию чтения способна вызвать и сама книга, если она своим названием, внешним видом, иллюстрациями привлечет к себе внимание ребенка, вызовет желание познакомиться с ее содержанием. Этот стимул особенно важен для дошкольников. Неслучайно, вспоминая свое детское чтение, многие взрослые отмечают, какое большое впечатление осталось у них от внешнего вида своих первых книг. Они помнят переплет книги, ее формат, цвет, шрифт, картинки, даже запах. Не забывают об этом рассказать и современные дети, кому посчастливилось держать в руках великолепное издание. Вот что рассказала одна из моих учениц: «Когда мне было семь лет, на день рождения я получила в подарок книгу. Я начала ее рассматривать. На обложке было написано «Снежная королева». Огромные буквы блестели, как настоящее золото. Тут же нарисован хрустальный замок. Открыла обложку, а там кони бегут, только искры сверкают. Сзади карета. В карете в белом платье сидит Снежная королева. Я удивилась: «Откуда художник взял такие красивые краски?». Открыла саму сказку. Первая буква так разрисована, что нельзя оторваться. Много еще в книге таких букв, и каждая разрисована по-своему. Я так зачиталась, что не заметила, как наступил вечер…»
4. СОПЕРЕЖИВАНИЕ
Самым сильным стимулом, подвигающим ребенка к книге, является испытанное им эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания героям книги. Оно пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память, – полностью захватывая и увлекая человека. Катарсис (эмоциональное потрясение) возникает тогда, когда у ребенка появляется чувство личной сопричастности к тому, что происходит в произведении.
Важно заметить, что катарсис не несет в себе принудительного характера. Его нельзя искусственно создать. Ребенку открывается истина, а вместе с ней и новая шкала ценностей. Эмоциональное потрясение оставляет в душе ребенка глубокий след и желание вновь и вновь испытывать данное чувство. Так чтение входит в жизнь ребенка и становится для него внутренней необходимостью.
5. РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ У РЕБЕНКА
Чтобы испытать наслаждение чтением, в руки ребенка должна попасть хорошая книга, а дать ее – задача родителя, учителя, библиотекаря. Давая книгу ребенку, взрослый, ратующий за полноценное чтение, прибавляет к книге и свои добрые слова о ней. Важность личностного общения с детьми на материале чтения, не регламентированного никакими алгоритмами, трудно переоценить. ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ - главный стимул вырабатывания у ребенка любви к книге. Слово взрослого о книге и личном отношении к ней, слово, обращенное непосредственно к юному читателю, – вот в чем больше всего нуждается современный ребенок. Опыт личностного чтения взрослого, переданный детям, – фактор более мощный, чем какой-либо другой, так как способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.
6. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ЧТЕНИЯ
Индикатором радости чтения может служить следующий игровой прием «Продолжи предложение». Предпосылкой к игре может служиь рассказ о героине повести американского писателя Портера «Полианна» - рассказ о девочке, играющей в радость. Во всем, чем живет человек, Полианна умела увидеть радостную сторону. Этой игрой она увлекла весь городок, в котором жила. Радость стала мировосприятием ее жителей. И чем труднее было находить радость, тем было интереснее. А теперь задание: «Продолжи предложение: «Радуюсь, когда беру в руки книгу, потому что…»
Привыкший к чтению ребенок видит в нем обычно лишь прикладное значение. А если представить чтение в качестве чудодейственной силы? Ведь интерес, как известно, любит новизну впечатлений. Что же чудесного, выдающегося, поразительного содержится в чтении? Назовем несколько удивительных свойств, помогающих читающему ребенку:
- видеть невидимое, из обычных слов рождать уникальные образы и картины;
- с помощью воображения оживлять персонажи, делать их своими собеседниками и друзьями;
- «переселяться» из мира внешнего в мир внутренний, субъективный, скрытый;
- перевоплощаться мысленно в другое лицо и его глазами посмотреть на мир;
- познавая литературных героев, познать самого себя, становясь при этом «выше себя»;
- испытать неиспытанное; в одной жизни пережить сотни других жизней, чужой опыт превратить в собственный, переболев радостями и горестями вымышленных героев как живых людей;
- с помощью чтения снимать физическую и душевную боль;
- генерировать собственные мысли, отталкиваясь от мыслей авторов и их персонажей.
МОТИВИРОВАТЬ РЕБЕНКА К ЧТЕНИЮ – ЭТО ЗНАЧИТ ПРОДВИГАТЬ ИДЕЮ ЧТЕНИЯ В СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ, ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕГО СТАТУС, УБЕЖДАТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА В ЛИЧНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ЧТЕНИЯ, УДИВЛЯТЬ УНИКАЛЬНОСТЬЮ ЭТОГО ПРОЦЕССА, «ЗАРАЖАТЬ» ИНТЕРЕСОМ. ВЕДЬ ЧТЕНИЕ – ЭТО НЕСЧЕТНЫЕ МИРЫ, ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ.