Мне хочется описать процесс создания маленькой куклы из трикотажа от создания выкройки до завершения образа, поделиться некоторыми секретами, которые появились в процессе работы. Знаю, многим мастерам вещи, о которых пойдет речь, покажутся очевидными, но очень надеюсь, что данный мастер-класс будет кому-то полезным. Кроме того я попытаюсь в каждом этапе описать применение различных способов и материалов.
В результате получается вот такая милая куколка, кому будет интересен весь процесс — добро пожаловать!
Итак, приступим. Материалы, которые понадобятся:
1. Трикотаж для тела куклы.
2. Клеевая для трикотажа.
3. Ткань для платья (любая, лучше тонкая и малоосыпаемая).
4. Наполнитель (синтепон, холлофайбер, синтепух и т.д.).
5. Акриловые краски.
6. Пастель (необязательно).
7. Кружева, ленточки, пуговки и др. элементы декора.
8. Материал для волос (в данном случае шкурка ламы).
Для начала понадобится выкройка. От позы, строения тела, положения рук и ног зависит характер куклы, ее кукольная харизма. Именно поэтому мне нравится каждый раз создавать «свою» выкройку для каждой куклы или изменять имеющуюся. Художественного образования у меня нет, а пропорции при рисовании силуэта соблюдать надо. Тут приходят на помощь воспоминания уроков ИЗО, а именно — правила рисования фигуры человека.
За единицу измерения берется голова. У взрослого человека она укладывается в теле 7 раз. Я попыталась изобразить это на листе (да простят меня все профессиональные художники- старалась, как могла). Важные моменты — локти сгибаются в районе талии, кисти рук заканчиваются чуть ниже середины бедер. Чем младше ребенок, тем больше голова относительно тела.
Несомненно можно утрированно увеличивать голову, удлинять ноги и руки для создания образа, но при соблюдении остальных принципов это не будет смотреться нелепо.
Итак, я хочу сделать куколку-ребенка, поэтому голова будет большой, умещаться в теле примерно 4 раза.
Обычно я сразу рисую и выкройку, но можно наложить лист тонкой бумаги и обвести голову, потом, сдвинув лист — туловище, одну руку и ногу. Не забываем про симметрию, для этого можно провести ось, обрисовать одну половину туловища и головы и затем, зеркально наложив эту половину, дорисовать вторую.
Чтобы подошва была плоской, а куколка стояла, стопу продляем и рисуем такое подобие фигурной скобки. Шею также «вытягиваем» вверх, чтобы после пришивания головы она не ушла совсем. Следует отметить также, что все детали при набивке засчет увеличения объема будут казаться тоньше, поэтому можно чуть расширить их, а голову еще и удлиннить, чтобы не получилась маленькая голова на большом теле.
Теперь нужно подготовить материал. Мне очень нравится использовать хлопковый трикотаж, он пластичный, мягкий и для меня как будто «живой». Но подойдет также и хлопок, плотная бязь и лен. Не беда, если ткань телесного цвета трудно отыскать. Можно легко затонировать её чаем или кофе (по поводу этого существует великое множество мастер-классов). Скажу основное — чай или кофе кипятим с солью (для закрепления цвета), в достаточной по объему посуде, чтобы ткань прокрасилась равномерно. Развешиваем для просушки в один слой, чтобы не получилось разводов. Мой отрез трикотажа изначально был белым, затонирован сначала в черном чае, затем в зеленом (он дает легкую розовинку).
Трикотаж дублируем клеевой, тогда он не будет непредвиденно растягиваться при набивке, швы не будут ползти, а выворачивать будет легко (в общем, не шитье, а песня). Но вернемся к прозе, а точнее — к основной работе. Переводим выкройку на ткань. Мелок оставляет жирную линию, поэтому лучше обычный карандаш. В моем случае — исчезающий маркер, но сей девайс вовсе не обязателен.
При шитье кукол-тыквоголовок выкройка частей головы раскладывается по косой относительно долевой нити. В данном случае это не принципиально.
Затем все детали надо сострочить либо сшить на руках швом «назад иголку». Я сострачиваю на машинке при длине стежка примерно 1 мм, при прошивании пальчиков и других мелких деталей прокручиваю колесо вручную. Важный момент — между пальчиками нужно сделать 1-2 стежка перпендикулярно, а не строчить сразу вверх следующий палец, в противном случае при выворачивании образуются складки. Головку, руки и ноги я прошиваю полностью, а выворачиваю через надсечки (об этом ниже). У тельца оставляю незашитым отверстие внизу там, где крепится одна нога (на фото будет чуть ниже). Стопу в районе пальцев не сшиваем.
После вырезаем все детали, в местах изгибов делаем надсечки — надрезаем ножницами ткань до шва, чтобы при выворачивании она не морщилась.
Очень прошу прощения за расфокус, обнаружила это только после просмотра на компьютере. Этими загадочными пиктограммами я пыталась изобразить, где именно я делала надсечки и разрезы для выворачивания.
Стопы сшиваем, закругляя по бокам. Можно прошить чуть наискосок, как бы вырисовывая большой палец и уезжая вниз к мизинцу. Тут главное помнить, какая нога левая, какая правая.
Приступаем к выворачиванию. Многие восхваляют палочки для суши — деревянные, с закругленным кончиком. В принципе подойдет абсолютно любой предмет, не острый и достаточно тонкий, лишь бы вам было удобно. У меня это деревянная палочка, перекочевавшая из какой-то настольной игры сына, а также пинцет с закругленными концами.
Немного о набивке. Материал может быть любым, удобным для вас. Для игровых кукол очень ценится натуральная шерсть, подойдет и синтепон, и холлофайбер. Мне лично мил синтепух, он отлично утрамбовывается, но гораздо меньше образует комочков и бугорков. Как инструмент для набивки ногие советуют использовать палочку для суши, чуть зашкуренную наждачкой, чтобы наполнитель не соскальзывал. Но синтепух у меня все равно предательски оставался на месте, а палочка уезжала дальше. Невероятно удобным оказался тот же пинцет, только обратная его сторона — резиновая ручка. С одной стороны она легко скользит по клеевой, но замечательно проталкивает вперед даже маленькие порции наполнителя.
Здесь нужно терпение, чтобы по маленьким кусочкам заполнять постепенно все детали, достаточно плотно утрамбовывая и не оставляя пустот. Особенно плотно набиваем головку и шею, которая эту плотно набитую головку должна удержать. Единственное исключение — ручки у плеч, там набиваем не так плотно, чтобы они не смотрели в разные стороны.
После набивки аккуратно зашиваем разрезы, здесь на фото видно, где именно зашито тело. Отверстие головы оставляем незашитым.
Расскажу о том, как я соединяю головку с шеей. Обычно такие плоские головки пришивают к шее потайным швом. Но мне, во-первых, не нравится какой-либо видимый шов на лице, во-вторых, хотелось сделать идеально ровное соединение. В голове сложился такой способ (может, у кого-то он давно в ходу, но я его нигде не встречала). Идеально он подойдет для кукол с объемными головами, например, такими:
Вырезаем кусок трикотажа овальной формы, достаточный для того, чтобы обернуть головку полностью. Трикотаж берем без клеевой.
Чуть ниже середины делаем крошечный разрез, такой, чтобы туда можно было вставить шею.
Следующим этапом натягиваем кусочек трикотажа на шею, закрепляем булавками, прочерчиваем ровную линию и прошиваем по кругу маленькими стежками «назад иголкой».
Пришиваем голову, вставляя кончик шеи в незашитое отверстие.
Теперь нужно поднять кусочек трикотажа и обтянуть им всю голову, закрепить булавками чуть дальше линии волос так, чтобы нигде не осталось складок.
Прошиваем по всему периметру головы, тщательно утягивая ткань и уводя все складки за линию шва. Любуемся на ровную линию соединения.
После этого надо обрезать сильно выступающие кусочки ткани, но не до самого шва. К сожалению, я упустила момент и не сфотографировала этот процесс (видимо, чересчур залюбовалась этой самой линией соединения), поэтому поупражнялась в рисовании и изобразила на всякий случай схематично, что должно получиться сзади:
И закрываем все это симпатичной заплаткой по размеру.
Вся рутинная работа подходит к концу. Собираем остальные части. На помощь в пришивании рук и ног приходит длинная штопальная игла. Сначала примеряем симметрично конечности, затем пришиваем крепкой ниткой вместе с пуговичками.
У кого-то работу контролируют коты, а у меня — солдаты, рыцари и стражники, коими я играю со старшим сыном, не отрываясь от процесса.
Теперь приступим к росписи личика, созданию наряда и прически.
Для этого понадобятся:
1. Акриловые краски.
2. Пастель.
3. Кисти тонкие.
4. Материал для волос (в моем случае — шкурка ламы, подойдет шерсть для валяния, пряжа, мохер и т.д.).
5. Клей Момент гель (можно любой другой супер-клей).
6. Ткань для платья
7. Шебби-ленты, кружево, пуговки (или любой другой декор).
Платьице моя барышня уже надела, но о нем чуть позже. Сейчас приступим к росписи личика. Сначала намечаю черты лица простым или розовым карандашом (он очень легко маскируется). Для создания теней я использую пастель земляных оттенков, подойдут также коричневые и бежевые тени для век, и те же самые акриловые краски.
При прорисовке красками важно работать сухой кистью, оставляя совсем капельку пигмента, а излишек вытирать о ткань или бумагу. Тогда тени будут мягкими и хорошо растушеванными. Масляные краски перед рисованием на ткани надо выдавить на бумагу и оставить на время, чтобы масло впиталось в бумажный лист.
Теперь к делу. Я оттеняю коричневым и розово-коричневым карандашами (2 и 5 слева на фото вверху) углубления вокруг глаз, около переносицы и под подбородком.
Я использую акриловые краски. Вот оттенки, которые мне понадобились при росписи. Выдавила я щедро, для красоты, на роспись краски уходит гораздо меньше. Прошу прощения за палитру, каждый раз торжественно отправляюсь за ней в магазин канцтоваров и прихожу с чем угодно, только не с новой палитрой, и снова приспосабливаю под нее то, что попадется под руку. На сей раз попалась часть от упаковки компакт-диска, пусть послужит искусству.
Наносим первый слой белой краски, прорисовывая белки глаз. Пока слой подсыхает, переходим к губкам. Коричневой линией вырисовываем ямочки и контур губ, заполняем розовым.
Рисуем аккуратный носик и оживляем его маленьким бликом. Выделяем подбородок.
Наносим еще один слой белой краски на белки и снова занимаемся губами. Продольными тонкими линиями рисуем складки губ, рядом кладем светлые мазки для выделения рельефа.
Чуть затеняем уголки глаз, белок в уголках глаз у переносицы тонируем слегка розовым, а внешних уголков глаз — голубым. Рисуем брови.
Теперь радужка глаз. Эта красавица будет синеглазой. Наносим светлый оттенок.
Более темным обводим внешний край радужки.
От центра тонкими штрихами желто-золотистой краской рисуем «лучики» (не знаю,как правильно называется эта часть глаза).
Теперь смешиваем синий с черным и затемняем еще сильнее край радужки, прорисовываем зрачок.
Оставим глазки подсыхать, переходим к милым веснушкам. Солнышко щедрое — не забыло ни носик, ни щечки, ни лобик.
Теперь очередь бликов. Важно наносить их на высохшие слои, чтобы они были чисто белыми. Рисуем симметрично.
И кокетливые реснички. Один момент — я практически не использую черную краску, для зрачков примешиваю ее к синей, ресницы же прорисовываю темно-коричневым. В природе редко можно встретить действительно черные цвета, и ведь ни у кого из нас нет на лице черных теней, все границы — это лишь контраст темных и светлых оттенков.
И вот сколько краски осталось после всех манипуляций — еще на пять кукол.
После полного высыхания личика я покрываю глазки двумя слоями акрилового лака, они приобретают живой блеск.
Теперь немного о волосах. Материалов для волос и мастер-классов по созданию кукольной прически несметное множество, я хотела бы коснуться немного основных, наиболее часто используемых. Зачастую для прически используют шерсть для валяния — она очень похожа на натуральные волосы, можно создать любую прическу, в любом объеме приваляв к голове куколки иглой для фильцевания. Найти ее не сложно в любом магазине, чуть сложнее выбрать именно натуральные оттенки.
Единственный нюанс — такую прическу не расчешешь, можно изменить ее, только аккуратно перебирая руками и рискуя немного проредить волосы.
Для игровых кукол очень хороши волосы из пряжи — их можно как угодно расплетать, расчесывать и перебирать. Для этого их надо надежно прикрепить к голове, можно опять же привалять, пришить или приклеить (чего я не приветствую, но как вариант имеет место быть). Только мне больше нравятся волосы, которые выглядят наиболее реалистично, а такую пряжу очень тяжело найти. Она должна быть рыхлой, легко разделяемой на более тонкие нити.
Продаются специальные кукольные трессы, также можно поискать магазинчики с накладными шиньонами или париками.
Самый мой любимый материал — шерстяные кудри. Они тонкие и мягкие, как настоящие волосы, их можно красить и переплетать как угодно. В магазинах только их не так легко найти. Поеду летом штурмовать местные фермы, может, у кого-то есть длинношерстные козочки и овцы. А сейчас у меня шкурка ламы, окрашенная вручную обычной крской для волос. Из нее я буду делать паричок. Сначала я прикладываю вискозную салфетку (можно и бумагу) к голове и обрисовываю линию роста волос и клинья парика. Потом перевожу на шкурку. Кудряшки я накрутила на папильотки из ткани, как раз не будут мешаться при приклеивании. Отдельная прядка волос — это челка.
Клинья надо сшить аккуратно, прикладывая края друг к другу мехом вовнутрь и стараясь не забирать иглой волоски. Приклеиваем челку выше линии роста волос, а после — и весь парик. Я пользуюсь клеем «Момент-гель», а прижимаю края парика пинцетом. Не забывайте, работать надо в проветриваемом помещении!
Теперь о наряде. Действительно, много мастер-классов по съемным и несъемным платьишкам, я не буду повторяться. Покажу некоторые основные моменты. Сначала выкройка. На помощь снова приходят вискозные салфетки. Оборачиваю тело куклы и обрисовываю по плечевому и боковому шву, пройму рукава, отмечаю середину, чтобы сделать выкройку симметрично. На фото — уже готовый результат, примерка.
Переносим на ткань. Платье будет несъемным, с одной стороны — припуск на планку для пуговиц. Обычно делаю обтачку, но эта ткань более рыхлая, поэтому я выкраиваю две детали, чтобы верх платья был плотнее.
Юбка — прямоугольник, низ обрабатываю и подшиваю вручную. Можно сделать это на машинке, но мне милее невидимый шов, пусть даже он и спрячется под кружевом. Рукава расширяю, чтобы потом присборить их по окату и по краю.
Сначала надеваю на куклу верх платьишка, сшиваю сзади потайным швом. Юбку присбариваю, надеваю сверху и пришиваю к верхней части. Сборку маскирую пояском из косой бейки. Вот в этом замечательном мастер-классе Юлии Ж здесь же на ЯМ подробно описывается весь процесс по созданию похожего платьишка.
Переходим к панталонам. Ткань для них — тонкий батист, который я тонировала в чае, сжимала в комочек и так просушивала. Получился состаренный креш-батист (как-то фото не передало этого эффекта в полную силу). Раскрой проходил глубокой ночью, логика отказала мне, и я неправильно расположила выкройку, пришлось сшивать и боковые швы. Подробно описывать процесс не буду, в вышеупомянутом мастер-классе очень здорово обо всем этом написано.
Низ украсила кружевом.
Сзади пришиваю микропуговки.
Их можно сделать из пластики или использовать бусины. Например, вот так — прошив бусину и бисеринку вместе, получаем объемную пуговицу.
Для завершения образа осталось сделать обувь и аксессуары. Здесь выбор материалов также безграничен. Это может быть и ткань, и фетр, который очень удобен — не осыпается и держит форму, и папье-маше, и пластика, и кожа, и даже кружево. Но сейчас мне хотелось создать что-то легкое, воздушное, невесомое. Поэтому выбор пал на фатин приглушенно-фиолетового цвета. Вырезанные овалы присборить по кругу, заложить складки спереди и немного сзади.
Украсить захотелось шебби-лентами, только вот нужного цвета не оказалось. Приходит на помощь акварель и жажда прекрасного. Влажную ленточку тонируем в нужный цвет, рисуя красивые переходы. Цвет при высыхании станет бледнее, а жатость восстанавливается, если покомкать немного высохшую ленту. Таким же образом я тонировала бантик для платья.
Из бумажных цветов для скрапбукинга изобразила гребень.
Веснушка-веселушка готова радоваться и радовать других.