-Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных. Зарегистрироваться!

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мир_клипарта

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 399





КИНЕЗИОЛОГИЯ

Пятница, 26 Марта 2021 г. 23:57 + в цитатник

 


От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практикевесь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста. Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В комплексы кинезиологических упражнений включают:

Читать далее...
Рубрики:  КИНЕЗИОЛОГИЯ

Метки:  

БАНЕРЫ МОИХ ДРУЗЕЙ

Вторник, 19 Января 2021 г. 06:14 + в цитатник

©рамочки галереи дефне (376x76, 18Kb)©defne tanya (300x76, 37Kb)defnegaleri (225x176, 404Kb)

баннер Mademoiselle Viv2 (300x131, 42Kb) 

 
 
 

 

 

Рубрики:  БАНЕРЫ

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ж

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 23:01 + в цитатник
 
 


Жа – ударный слог, начало слова
Жаба, жало, жар, жанр, жалоба, жадина, жабры, жатва, жаворонок, жалованье. Жаль, жалко, жать, жалить, жарить, жаловать.
Жаркий, жалкий, жареный, жалобный.

Жа – безударный слог, начало слова
Жабо, жара, жакет, жалейка, жандарм, жаргон, жаркое, жаровня, жонглёр, жокей, жалеть.

Жа – ударный слог, середина слова
Межа, пожар, пожарник, лежанка, парижанка, горожанка, южанка, прихожанка, пожатие, нажатие, подражание, прилежание, подорожание, обожание.
Бежать, лежать, нажать, прижать, пожать, рожать, дрожать, обижать, уважать, унижать, поражать, подражать, приближать, опережать, продолжать, воображать, принадлежать, отражать, выражать, отлежать, разрежать, принижать, понижать, обожать, провожать, умножать, подорожать, нагружать, погружать, окружать, вооружать, разоружать, наряжать, обнажать.

Жа – безударный слог, середина слова
Лужа, лыжа, рожа, ложа, кожа, кража, грыжа, пряжа, невежа, рогожа, вельможа, продажа, поклажа, пропажа, кожанка.

Же – ударный слог, начало слова
Жердь, жерех, жертва. Жертвовать.

Же – безударный слог, начало слова
Желе, жена, желатин, желвак, желток, желтуха, жених, женитьба, желобок, желудок, жеребёнок, жетон, жердь, желание, жевание, 
желать, жевать, желтеть, желанный.


Же – ударный слог, середина слова
Драже, фужер, протеже, бланманже, уроженка, уважение, положение, движение, воображение, поражение, отражение, выражение, опережение, выдвижение, приближение, понижение, унижение, одолжение, предложение, одолжение, вложение, переложение, приложение, предположение, передвижение, омоложение, отложение, уложение, торможение, умножение, брожение, обморожение, погружение, водружение, окружение, головокружение, вооружение, разоружение, напряжение, притяжение, Уже, неужели.

Же – безударный слог, середина слова
Ложе, беженка, неженка, мороженое, ряженка, ожерелье, кружева, ежевика.
Может, мажет, вяжет, лижет, режет, гложет, докажет, покажет, откажет, укажет, урежет.
Уже, хуже, ближе, ниже, ежегодно, ежедневно.
Тоже, также, даже.
Боже.

Жи – ударный слог, начало слова
Жир, жила, жилка, житель.
Жить.
Жидкий.

Жи – безударный слог, начало слова
Живот, живоглот, животное, животновод, жилет, жилетка, жираф, жильё, житьё.
Живой, жилой.

Жи – ударный и безударный слог, середина слова
Ворожить.
Лыжи, ёжик, ножик, мужик, пыжик, рыжик, оживление.
Ухаживать, обживать, налаживать, прилаживать, приглаживать, поглаживать, отглаживать, омолаживать, улаживать, отлаживать, наживать, выживать, обвораживать, привораживать, отгораживать, выгораживать, обмораживать, подмораживать, обхаживать, обнадёживать, переживать, прореживать, оживать, доживать, поживать, подытоживать, обнаруживать, выуживать, отутюживать, одалживать.

Жо – ударный слог, начало и середина слова
Жёлоб, жёрнов, жёлудь, жёлтый.
Мажор, пижон, движок, прыжок, ожог.
Ежонок, медвежонок, моржонок, ужонок, верблюжонок.
Флажок, бережок, рожок, пирожок, творожок, лужок, дружок, кружок, утюжок.
Бумажонка, одежонка, книжонка.

Жу – ударный и безударный слог, начало слова
Жук, жуть, жулик, жуткий.
Журавль, журнал, журить.

Жу – ударный и безударный слог, середина слова
Ажур, абажур.
Наружу.

В конце слова звонкий согласный [Ж] оглушается, произносится как звук [Ш].

 
 
 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  МАТЕРИАЛ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш (часть 2)

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 22:54 + в цитатник
 
 

Ши – ударный слог, начало слова.

Шик, шип, ширь, шифр, шило, шина, ширма, шифер, шиллинг, шиворот, шить, шикать.

Ши – безударный слог, начало слова.

Шинель, шиньон, шифон, широта, ширина, шиповник, шипучка, шифровка, шифоньер, шипение, шикарный.

Ши – ударный слог, середина слова.

Машина, вершина, крушина, пушинка, ушиб, ошибка, глушитель, нарушитель, огнетушитель, дебошир, плешивый, паршивый. Решить, лишить, грешить, внушить, ворошить, тормошить, крушить, крошить, оглушить, подшить, мельтешить, вершить.

Читать далее...
Рубрики:  МАТЕРИАЛ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Метки:  

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш (часть 1)

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 22:51 + в цитатник

Ша – ударный слог, начало слова.
Шаг, шар, шах, шаль, шарф, шарм, шапка, шайба, шавка, шайка, шахта, шарик, шахматы

Ша – безударный слог, начало слова.

Шале, шасси, шатёр, шакал, шаман, шалун, шатен, шатун, шахтер, шарнир, шалфей, шафран, шайтан, шаблон, шампунь, шампур, шапито, шарада, шаланда, шарлотка, шарманка, шаромыга, шарабан, шарлатан, шалопай, шалопут, шапокляк, шагомер, шаровары, шампиньон, шансонье, шотландка, шоссе, шофёр, шальной, шаткий.
Ша – ударный слог, середина слова.


Душа, лапша, левша, падишах, брудершафт, мешалка.
Мешать, утешать, дышать, решать, лишать, внушать, нарушать, повышать, оплошать, украшать, превышать, приглашать, предвкушать, потешать.

Ша – безударный слог, середина слова.
Каша, ноша, ниша, туша, афиша, груша, крыша, клуша, вруша, гейша, галоша, копуша, ратуша, пороша, юноша, депеша, горбуша, клавиша, дорогуша, кликуша, волокуша, генеральша, адмиральша, лошадь, кашалот, эшафот, вешалка, ошалелый.

Ше – ударный слог, начало слова.
Шея, шеф, шейх, шейк, шельф, шельма.
Ше – безударный слог, начало слова.
Шериф, шелуха, шедевр, шевелюра, шеренга, шелковица, шепелявить, шептать, шевелить.

Ше – ударный слог, середина слога.

Клише, атташе, утешение, внушение, решение, отношение, украшение, нарушение, приглашение, уменьшение, прошение, покушение, произношение, приношение, предвкушение, крушение, лишение, Мишень, вермишель, дюшес, планшет, ошейник, кушетка, перешеек, мошенник.

Ше – безударный слог, середина слова.
Выше, тише, меньше, больше, дальше, дольше, раньше.
Кашель, поршень, пешеход, барашек, колышек, горошек, излишек, душенька.
 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  МАТЕРИАЛ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Метки:  

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ц

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 22:47 + в цитатник

АЦ - автоматизация в обратном слоге
Плац, матрац, паяц, заяц, бац.

ЕЦ – автоматизация в обратном слоге
Конец, отец, ларец, певец, гребец, ловец, гонец, боец, купец, глупец, борец, рубец, телец, тунец, птенец, продавец, гордец, наглец, беглец, подлец, молодец, храбрец, мудрец, творец, хитрец, дворец, холодец, леденец, огурец, наконец.
Палец, ранец, танец, перец, колодец, ленивец, торговец, умелец, немец, китаец, канадец, голландец, американец, итальянец, африканец, британец, японец, индеец, кореец, иноходец, кормилец, доброволец, уродец, братец, любимец, упрямец, оборванец, голодранец, румянец.

ИЦ – автоматизация в обратном слоге
Блиц.

ЦА – автоматизация в начале и середине слова, ударный слог.
Цапля, царь, овца, пыльца, цапнуть, порицать, прорицать, отрицать, мерцать.

ЦА - безударный слог.
Царапина, царевна.
Пицца, куница, корица, птица, рукавица, граница, вереница, единица, бойница, темница, небылица, теплица, таблица, девица, певица, больница, львица, тигрица, кобылица, орлица, мокрица, улица, курица, ленивица, любимица, упрямица, умница, пуговица, луковица, матрица, пословица, неурядица, нелепица, пигалица, медведица, верблюдица, буйволица, гололедица, путаница, пятница, троица, владелица, нахлебница, метелица, каракатица, кормилица, латиница, противница, виновница, негодница, невольница, модница, паломница, дипломница, кириллица, конница, горница, хлебница, пудреница, игольница, мельница, мыльница, капельница, пепельница, любительница, правительница, преподавательница, руководительница, укротительница.
Царапать, царить.
Двадцать, тридцать, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, пятнадцать, девятнадцать.

Сочетания ТЬСЯ и ТСЯ в возвратных глаголах читаются как ЦА. Таких глаголов много. Вот только некоторые из них.
Нравиться, улыбаться, радоваться, волноваться, догадываться, оправдываться, оглядываться, двигаться, одеваться, обуваться, умываться, пугаться, ругаться, плеваться, добиваться, обманываться, допытываться, полагаться, обливаться, требоваться, напрягаться, торговаться, гримироваться, формироваться, тренироваться, вырваться, лягаться, брыкаться, увлекаться, откликаться, толкаться, кувыркаться, плюхаться, копаться, драться, опираться, упираться, кататься, метаться, пугаться, пытаться, обидеться, отправиться, готовиться, явиться, убедиться, находиться, гордиться, нарядиться, удалиться, делиться, лениться, провиниться, поклониться, торопиться, умудриться, мириться, договориться, покориться, ухитриться, катиться, тратиться, охотиться, портиться, улыбнуться.

ЦО – автоматизация в начале и середине слова, ударный слог.
Цоколь, цокать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо.
Концовка, облицовка, танцор.

ЦЕ – автоматизация в начале и середине слова, ударный слог.
Цедра, цепь, цель, цент, центр, ценник, центнер, цербер, церковь, целый, ценный, цепкий.
Офицер, рецепт, доцент, процент, концерт, акцент, пинцет, фармацевт.

ЦЕ - безударный слог.
Цена, целина, цех, целитель, ценитель, целлофан, цемент, цепочка, церемония.
Цедить, целовать, цепенеть, ценить, целебный.

ЦИ – автоматизация в начале и середине слова, ударный слог.
Цирк, цикл, цифра, цинк, циркуль, циник, цып-цып-цып.
Вакцина, гиацинт.

ЦИ – безударный слог.
Цикада, цитата, циклон, циклоп, цикорий, цилиндр, цинга, циновка, цикута, цикламен, циркач, циркуляр, цирюльник, цитадель, циферблат, цыган, цыплёнок, цыкнуть. Авиация, нация, акация, рация, овация, грация, эмоция, трапеция, радиация, вариация, вибрация, мотивация, делегация, навигация, градация, репутация, репетиция, коронация, интонация, интуиция, операция, традиция, декорация, ликвидация, адаптация, ампутация, коррупция, рекомендация, публикация, пунктуация, аппликация, имитация, коммуникация, оккупация, плантация, модификация, квалификация, провокация, декламация, деформация, реформация, эрудиция, милиция, полиция, революция, вентиляция, координация, кульминация, декларация, эмиграция, федерация, корпорация, документация, регламентация, артикуляция, акция, инерция, порция, лекция, терция, пациент.
Ножницы, бубенцы, пальцы, пяльцы, голубцы, кальций.

ЦУ – автоматизация в начале слова.
Цукат, цунами.

Автоматизация в сложных словах
Цаца, царица, цеце, цуцик, цыплятница, целительница, прорицательница, царедворец, галлюцинация, концепция, концентрация, вакцинация, циркуляция, дифференциация. Царапаться, целоваться, цениться, целиться, цепляться, прицениваться, цацкаться. Цыц-цыц-цыц.
 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  МАТЕРИАЛ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Метки:  

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З (часть 2)

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 22:43 + в цитатник


В этих словах пишем букву О, но произносим звук [А]:
зола, зоопарк, зоология, зодиак, золотник.
За – ударный слог, середина слова.
Коза, лоза, гроза, кинза, бирюза, базар, вокзал, фазан, нарзан, казак, бальзам, экзамен, указание, вязание, наказание, приказание, показание, партизанка, импровизатор,
анализатор, катализатор, тотализатор, организатор, показатель, обязательно.

За – безударный слог, середина слова.
Ваза, база, виза, поза, луза, риза, роза, фаза, виза, муза, доза, проза, фраза, грёза, пемза, линза, бронза, блуза, гильза, польза, угроза, пауза, обуза, медуза, кляуза, маркиза, берёза, глюкоза, гипотеза, трапеза, каверза, фруктоза, кукуруза, гипотенуза, метаморфоза, лазарет, визави.

Мазать, резать, ползать, ёрзать.

В этих словах пишем букву О, но произносим звук [А]:
Вызов, кузов, бензобак, озорник, телевизор,
Розоветь, образовать, легализовать, реализовать, нормализовать, нейтрализовать,
мобилизовать, организовать.
Зо – ударный слог, начало слова.
Зоб, зов, зонт, зонд, зона, зорька, золото, зоркий.
Зо – ударный слог, середина слова.
Азот, узор, дозор, позор, надзор, обзор, ревизор, кругозор, газон, бизон, озон, резон, диапазон, комбинезон, гарнизон, мозоль, аэрозоль.
Зы – ударный слог, начало слова.
Зыбь.
Зы – ударный слог, середина слова.
Азы, язык, тазы, тузы, призыв, пузырь.

Зы – безударный слог, середина слова.
Узы, музыка, отзыв, козырь, языковед, рейтузы, арбузы, карапузы, грузы, розы, капризы, приказы, алмазы, топазы, дикобразы, разрезы, водовозы, паровозы, прогнозы, виртуозы, колхозы.

Наказывать, доказывать, показывать, отказывать, указывать, нанизывать, вызывать, приказывать, облизывать, называть, призывать, обязывать.
Зу – ударный слог, начало слова.
Зуб, зуд, зубр, зуммер.
Зу – ударный слог, середина слова.
Мазут, безумие, показуха, амбразура, обезуметь, внизу.
Зу – безударный слог, начало слова.
Зубило, зубрежка, зубрила, зуботычина, зурна.
Зу – безударный слог, середина слога.
Лозунг, пазуха, изумруд, визуальный.


Автоматизация звука [З] в словах со стечением согласных
Звук, звон, звонок, звонарь, звание, звать, звонить, звонкий, здание, здоровье, здравие, здорово, злак, злоба, злой, злобный, знак, знание, знаток, знамя, знамение, знахарь, знакомый, знаменитый, знатный, зной, зрение, зритель, зрелый, зримый.
Взвод, взгляд, взлом, взлёт, взмах, взрыв, вздох.
Взывать, взорвать, взболтать, взбивать, взбодрить, взбрыкнуть, взвалить, взвыть, взвинтить, взволновать, вздуть, вздумать, вздыхать, вздрогнуть, взломать, взлетать, взмахнуть, взмыть, взрыхлить.


Автоматизация звука [З] в обратном слоге
В конце слова на месте звонкого звука [З] произносится глухой звук [С]:
арбуз – арбу[c], заказ – зака[c].
Если на конце слова находятся два звонких согласных, они оглушаются оба:
визг – ви[ск], мозг – мо[ск], поезд - пое[ст].

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  МАТЕРИАЛ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Метки:  

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З (часть 1)

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 22:41 + в цитатник


За – ударный слог, начало слова.

Зал, залп, замок, запад, запах, зайка, заводь, завтра, завтрак, заговор, запонка, заповедь, зарево, заработок, заново, затемно, замертво, загнутый, загородный, замкнутый, запертый.

За – безударный слог, начало слова.
Заря, забег, забор, завал, завет, завод, загар, загиб, загон, загул, задор, закат, заклад, закон, залив, залог, залом, замок, запал, запев, запрет, затор, захват, заход, запев, заплыв, затвор, забава, забота, забрало, заварка, загадка, загривок, задаток, задира, замена, заколка, заклепка, закупка, заметка, заминка, закуток, затылок, западня, запинка, заплатка, заправка, закладка, запруда, зарплата, зарядка, затея, забияка, забвение, завалинка, заваруха, завивка, заглавие, заголовок, загородка, заготовка, задание, заклятие, занятие, закорюка, закоулок, заменитель, запятая, забегаловка, заболевание, заведение, заверение, загляденье, завоеватель, загогулина, заклинание, заковырка, запеканка, законопроект, заповедник, затмение.



Заахать, заохать, заорать, загнать, заводить, заглотить, задавить, загорать, задумать заехать, заклеить, заковать, закопать, закивать, задувать, закипать, закрыть, закупить, закутать, заманить, замарать, замигать, замкнуть, заморгать, запирать, заплакать, запугать, запутать, зарыть, захлопать, завидовать, захандрить, залепить, замалевать, заколдовать, задобрить, загоревать, затронуть, запудрить, замуровать, запаковать, запеленать, запланировать.



Заругать, захихикать, заворковать, загоготать, загрохотать, загреметь, задудеть, загудеть, заквакать, закрякать, закудахтать, закукарекать, закуковать, залаять, запеть, замяукать, заухать, зафыркать, заплакать.



Заодно, зато.

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  МАТЕРИАЛ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Метки:  

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 22:32 + в цитатник


Са – ударный слог, начало слова
Сад, сан, сани, сало, сага, сари, саван, сабля, сайка, сайра, салки, санки, сальдо, сальто, самба, самка, сахар.

Са – безударный слог, начало слова
Сатин, салат, салон, салют, сарай, сапёр, сандал, сапфир, сауна, сатира, саванна, сарафан, салака, сапоги, самолет, самоход, самокат, самовар, салями, самурай, санитар, сандалии, салфетка, самоделка, самородок, сантехника, сантиметр, самомнение, самолюбие, Сатурн.
В этих словах пишем букву О, но произносим звук [А]:
Сова, софа, соха, совет, совок, сонет, собор, солдат, сорбит, собака, соната, солома, соловей, сорока, солонка, соринка, солянка, сопрано, событие, сопение, событие, соломинка, собрание, соавтор, солярий, сопромат, соперник, современник, сомнамбула, сохранение, сомнение, совпадение, сокрытие, соблюдение, сопровождение, соединение.

Са – ударный слог, середина слова
Оса, лиса, роса, коса, чудеса, полчаса, колбаса, осада, полоса, небеса, краса, досада, рассада, посадка, пересадка, насадка, усадьба, мансарда, русалка, описание, угасание, касание, адресат, пассат.

Са – безударный слог, середина слова
Раса, ряса, крыса, касса, масса, трасса, пресса, пьеса, терраса, гримаса, кулиса, актриса, папироса, поэтесса, баронесса, колёса, аксакал.
Мясорубка, часовой, рисование, голосование, анисовка, набросок, отголосок, посох.

Сы – ударный слог, начало слова
Сын, сыпь, сыр, сырник, сыворотка, сыгранный, сытый.

Сы – безударный слог, начало слова
Сырьё, сырок, сырой.

Сы – ударный слог, середина слова
Весы, трусы.

Сы – безударный слог, середина слова
Волосы, бусы, финансы, пампасы, припасы.

Со – ударный слог, начало слова
Сок, сон, сом, соль, соя, соня, сода, соты, соло, солод, соболь, сокол, сопка, сотка, сотня, сорок, сонник, сотник, сольдо.
Сотовый, согнутый, собранный, согнанный, содранный, сомкнутый.

Со – ударный слог, середина слова
Осока, особа, высотка, кроссовки, массовка, тусовка, подтасовка, потасовка, фасон, патиссон, муссон, носок, песок, висок, бросок, кусок, брусок, посол, осот.

Су – ударный слог, начало слова
Суд, сук, суп, суть, сумка, сумма, сутки, судно, сударь, сумрак, сумерки, суетный, судный, супер.

Су – безударный слог, середина слова
Сума, сурок, сухарь, судак, суета, сувенир, сутана, суховей, суеверие, суррогат, суматоха, сухомятка, судьба, суфле, сундук, сукно, сульфат, сурьма, субъект, сумбур, султан, супруг, сухой, сутулый, сухопутный.

Су – ударный слог, середина слова
Посуда, косуля, рассудок, досуг, посул.

Ас-яс – ударный слог, конец и середина слова
Ас, бас, пас, фас, палас, ананас, фугас, ловелас, папуас, квас, класс, брасс, анфас, окрас, атлас, баркас, каркас, баркас, тарантас, контрабас.
Пляс, лоботряс.
Каска, ласка, маска, краска, огласка, окраска, каста, паста.
Пляска, ряска, тряска, коляска.

Ас-яс – безударный слог, конец и середина слова
Ужас, атлас, компас, выпас.
Голос, колос, волос, термос, пафос.
Пояс.
Тоска, доска.

Ес – ударный слог, конец и середина слова
Бес, вес, лес, пресс, отвес, навес, эфес, балбес, интерес, мракобес, деликатес, прогресс, конгресс, компресс, легковес, противовес, наперевес.
Место, фреска, леска, подвеска, невеста.

Ес – безударный слог, конец и середина слова
Адрес, кариес, херес.
Весна, десна, вывеска, треска, береста.

Ис-ыс – ударный слог, конец и середина слова
Лис, рис, тис, бис, ирис, редис, дефис, анис, метис, маис, бенефис, барбарис, кипарис.
Киска, миска, редиска, переписка, прописка, ириска.
Мыс, кумыс.

Ис-ыс – безударный слог, конец и середина слова
Чибис, ирбис, полис, теннис, прополис, арахис.
Тенниска, выписка.

Ос-ёс – ударный слог, конец и середина слова
Нос, кросс, босс, трос, кокос, покос, донос, вопрос, матрос, поднос, абрикос, откос, перекос, альбинос, меринос, альбатрос, утконос, купорос.
Пёс, утёс, овёс, начёс, каменотёс.
Соска, полоска, матроска.

Ус-юс – ударный слог, конец и середина слова
Ус, укус, вкус, брус, трус, индус.
Плюс, флюс.
Мангуста, капуста.

Ус-юс – безударный слог, конец и середина слова
Ребус, фокус, тонус, опус, вирус, ярус, фикус, минус, конус, парус, глобус, радиус, градус, кактус, корпус, плинтус, крокус, примус, привкус, папирус, автобус, троллейбус, гладиолус, нотариус, оболтус.
Уста.

Автоматизация звука [С] в словах со стечением двух согласных в начале слова, ударный и бузударный слог

Ста-сто-сто-сты
Стан, сталь, старт, стадо, ставка, стайка, стадия, статуя, стапель, статика, старый.
Стакан, ставрида, стандарт, старина, стопа, сторона, столетие, столкновение, столпотворение, стометровка, стоматология.
Сто, сток, стог, стон, стол, стоик, столб, стойка, стойло.
Стук, стул, ступа, студия, студень.
Ступня, студить.
Стык, стыть.

Ска-ско-ску
Скат, скалка, скальп, скальпель, скатерть.
Скарабей, скарлатина, скамейка, скакалка, скафандр, скорлупа, скорпион, сковорода, скороход, скакать, сковать.
Скот, скобка, скорбь.
Скумбрия, скука.
Скула, скулить, скульптура, скупать, скулить, скупой.

Сма-смо-сму-сме
Смальта, сманить, смахнуть, смола, смотрины.
Смотр, смоква, смокинг.
Смута, смуглый, смутный, смутьян.
Смех, смерть, смена, смета, сметана, смекалка, смелый.

Сла-сло-слу
Слайд, слава, слалом, слабый, славный, сладкий.
Слон, слой, слог, слово.
Слух, слуга.

Автоматизация звука [С] словах со стечением нескольких согласных в начале слова, ударный и безударный слог

Скл-
Склад, складка, сплав, склока, склянка, склеп.

Скр-
Скребок, скрепка, скрип, скрипка, скромный, скрытный, скрутить.

Стр-
Страх, страна, стратегия, страдание, строфа, строка, стрела, стрельба, стремя, стремянка, струна, струя, структура, строй, стройка, строгий.

Вск-вст-
Вставка, вставить, вступить, вскопать, вскипеть.

Всп-вспл-
Всплыть, вспахать, вспоить, вспыхнуть, вспугнуть, вспенить, вспылить, вспорхнуть, всплеск, всплеснуть, всплакнуть.

Встр-вскр-
Встроить, встряхнуть, вскрыть, вскрикнуть.

Автоматизация звука [С] в конце слова со стечением согласных

Кекс, икс, бокс, флокс, люкс, факс, парадокс, рефлекс, индекс, кодекс, оникс, латекс, комплекс.
Аванс, сеанс, баланс, нюанс, транс, фаянс, романс, резонанс, реверанс, преферанс, пенс, анонс
Барс, фарс, перс, пирс, ворс, морс, курс, ракурс, конкурс.
Вальс, рельс, пульс, импульс.
Шнапс, гипс, мопс, эллипс.
Рейс, эдельвейс.

Автоматизация звука [С] в сложных словах

Сосна, соска, сосуд, сосулька, самосвал, самосуд, саксаул, саксофон, суслик, сустав, суффикс, судостроение, сословие, солистка, соус, состав, согласование, соответствие.
Свист, свисток, свойство, спрос, статус, стресс, спуск, сноска, способ, список, спасатель, спокойствие, станс, статист, статистика, стамеска, страус, стратосфера, странствие, сквернословие, скандалистка, слесарь, слалом, сластена, сфинкс, свысока.
Насос, пылесос, уксус, космос, мускус, эскимос, государство, иконостас, пластмасса, отсутствие, присутствие, ресурс, диссонанс, ренессанс, всплеск, экспресс, острословие, пустословие, скандалист, солист, распространение, расфасовка, раскраска, расплескать, раскатистый, раскидистый, раскосый, расписной, скалистый, смолистый, слоистый, мускулистый, спросонок, неспроста.
Свистопляска, саксофонист.

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  МАТЕРИАЛ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Метки:  

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Л

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 21:50 + в цитатник


Наказать непослушный язык.
Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх..
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит.
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл ( как индюк болбочет).
Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не высовываться вперед.

Качели.
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка ("Лошадка").
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкивать кончиком языка.
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические рекомендации. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняется только языком. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
После того как язык достаточно окреп и привык к положению между зубами, следует перейти к постановке межзубного звука [Л]. С этой целью широкий передний края языка просовывается между зубами и слегка прикусывается; добавляется гудение (произнесение звука [Ы] – ‛как пароход гудит, когда отходит от причала…») должен слышаться звук [Л]. Это межзубное произношение закрепляется в сочетании с гласными в слогах, словах и фразовой речи. После того как межзубный звук [Л] будет произноситься в спонтанной речи, можно перевести кончик языка за верхние зубы. Зачастую, этот переход осуществляется незаметно.

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Метки:  

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Ш

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 21:48 + в цитатник


Наказать непослушный язык.
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Сделать язык широким ("Блинчик").
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Приклей конфетку.
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

Кто дальше загонит мяч? ("Остудить блинчик").
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола (подуть на кончик языка).
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка.
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.



Фокус.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

В случае, если звук не вызывается по подражанию, следует перейти к его постановке.

Для этой цели необходимо научить широкий передний край языка подниматься за верхние зубы и принимать форму «чашечки» или «ковшика», когда боковые края прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов, а середина передней части языка образует щель с передней частью твердого неба. Добиться такого положения можно опять же по подражанию, показав ребенку правильное положение губ и языка. Если не удается закрепить соответствующее положение, обращаемся за помощью, например, к шпателю. В качестве помощника может подойти и ложка с широкой плоской ручкой: можно поднять широкий передний край языка к альвеолам и, удерживая в таком положении, попросить малыша «посвистеть», или произнести звук [С]. Произнесенный таким образом свистящий звук имитирует звучание [Ш]. Следует обратить внимание на это звучание и связать с новым звуком – [Ш]. После усвоения изолированного произнесения [Ш] проводится поэтапная автоматизация звука. Поскольку артикуляционные и акустические свойства свистящих и шипящих звуков очень близки, после этапа автоматизации звука необходимо провести их дифференциацию.

Можно порекомендовать еще один способ постановки звука [Ш] – от звука [Р], произнесенного шепотом, при условии, что ребенок владеет произношением этого сонора. С этой целью следует попросить ребенка широко открыть рот и произнести длительно звук [Р] – без голоса. Вибрация, производимая кончиком языка, начинает постепенно «угасать», переходя в «шипение». Можно спровоцировать произнесение [Ш] с помощью шпателя или зонда, если во время произнесения [Р] легонько прикоснуться к кончику языка с нижней его стороны. Дальнейшие действия – как и при других способах постановки.

Нарушение произношения звука [Ш] также называется сигматизмом и имеет сходные с нарушением свистящих виды.
Другие звуки, относящиеся к группе шипящих, могут опираться на сформированные в ходе работы над звуком [Ш] произносительные навыки, в особенности это касается звука [Ж], отличающегося от [Ш] только наличием голоса. Однако особенности произнесения звуков [Ч] и [Щ] определили наличие некоторых индивидуальных приемов постановки. Это – предмет отдельного разговора.

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Метки:  

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА С

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 21:45 + в цитатник


Загнать мяч в ворота.
Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык.
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким ("Блинчик").
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Кто дальше загонит мяч?
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы.
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.
Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Метки:  

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Р

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 21:42 + в цитатник


Для подготовки к выполнению более сложных упражнений проведем небольшую разминку.

"Заборчик".
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.

"Трубочка".
Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

"Вкусное варенье".
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

"Почистить верхние зубы".
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

"Лошадки".
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

"Маляр".
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

"Грибок".
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

"Фокус".

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

"Барабанщик".
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Метки:  

Психолого-педагогическая классификация речевых расстройств

Четверг, 21 Апреля 2011 г. 22:52 + в цитатник
Психолого-педагогическая классификация (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999) построена на противоположном принципе — «от частного к общему». Подобный подход ориентирован на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). С этой целью определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. В соответствии с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две группы: нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения. Нарушения средств общения включают фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (ОНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Выделяются следующие основные проявления этого состояния (Т. Б. Филичева и др., 1989).

* Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух и даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш: «тюмка» (сумка), «тяска» (чашка), «тяпка» (шапка).
* Замена одних звуков другими. Звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф — вместо ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д: «табака» (собака).
* Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например: «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».

Подобные нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха препятствует полноценному осуществлению звукового анализа слов. Именно поэтому к школьному возрасту данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.

К ОНР относятся различные сложные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Под ОНР понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом.

ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и др.). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени нарушений формирования средств общения, ОНР подразделяется на три уровня. По Р. Е. Левиной (1968), эти уровни речевого недоразвития обозначаются как:

* отсутствие общеупотребительной речи (так называемые «безречевые дети»);
* начатки общеупотребительной речи;
* развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Таким образом, разработка представлений об ОНР у детей ориентирована на разработку методов коррекции для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. При этом необходимо учитывать, что ОНР может наблюдаться при различных поражениях ЦНС и отклонениях в строении и функциях артикуляционного аппарата (Р. Е. Левина, 1968; Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999), т. е. при разных клинических формах нарушений устной речи. В концепции ОНР находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе ее аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.

Однако первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно с этим диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказывается связана с алалией. При этом поражение различных зон коры больших полушарий головного мозга в доречевом периоде влечет за собой определенное своеобразие в формировании симптоматики алалий.

Алалии относятся к числу наиболее тяжелых расстройств развития речи. Алалия — системное недоразвитие речи центрального генеза. Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, лежащий в основе алалии, может являться врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. Причиной алалии может быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов. В последние годы особое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе алалий.

Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия — распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только детям старше 3–4 лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную речь либо говорить, т. е. пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей. Афазии обусловлены поражением речевых центров в коре доминантного полушария (у правшей — левого, у левшей — правого) при отсутствии нарушений со стороны артикуляционного аппарата и слуха.

В случаях поражений речевых центров у детей в возрасте до 3–4 лет речь обычно развивается, но с выраженным отставанием. Это состояние отечественные специалисты обозначают как алалия. Более точным является международный термин «дисфазия» или «дисфазия развития». Аналогично афазиям у взрослых, различают моторную и сенсорную алалии (дисфазии).

Моторная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального генеза. У ребенка имеются нарушения артикуляционного праксиса и организации речевых движений, поэтому речевое развитие задерживается. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенные артикуляционные движения и их последовательности. Ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться с одного слова на другое. Это ведет к обилию в речи ошибок, перестановок, персевераций (многократное повторение одного и того же слога или слова). Вследствие этого у ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии парезов артикуляционной мускулатуры самостоятельная речь долго не развивается, либо она остается на уровне отдельных звуков, слов. Сенсорная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие импрессивной речи центрального генеза, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Сенсорная алалия считается менее изученным состоянием, чем моторная алалия. По-видимому, это связано с тем, что в чистом виде она встречается значительно реже, ее своевременное распознавание и дифференциальный диагноз могут быть достаточно трудны. В частности, всегда необходимо проводить дифференциальный диагноз сенсорной алалии со снижением слуха, которое может препятствовать нормальному речевому развитию, а также с аутизмом.

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной.

(Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия.
3-е изд. М.: Владос, 1999. 678 с.)

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Метки:  

Клинико-педагогическая классификация речевых расстройств

Четверг, 21 Апреля 2011 г. 22:46 + в цитатник


Клинико-педагогическая классификация основана на принципе «от общего к частному», ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, разработку дифференцированного подхода к их преодолению (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999). Нарушения развития устной речи делятся на два типа: фонационное (внешнее) оформление высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания.

К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:

* Дисфония (афония) — расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса.
* Брадилалия — патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.
* Тахилалия — патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы.
* Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
* Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

В психолингвистическом аспекте нарушения произношения могут возникать вследствие трех основных причин: недостатки операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия); несформированность операций отбора и реализации произносимых звуков; нарушения условий реализации звуков при анатомических дефектах речевого аппарата.

У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4–5 годам. Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искаженные звуки.

* Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии.
* Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания включают два подтипа.

* Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка (синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, дисфазия развития).
* Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга (в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций и других заболеваний, сопровождающихся поражением ЦНС).

((М.Е, Хватцев, С.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Ф.А. Рау)

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Метки:  

Классификации нарушений развития речи у детей

Четверг, 21 Апреля 2011 г. 22:37 + в цитатник


Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике. До настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей. В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л. О. Бадалян (1986, 2000) предложил приведенную ниже классификацию.

I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы.

* Афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
* Алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
* Дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).

III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

В отечественной логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999). Эти классификации, хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат, а дополняют одна другую и оказываются ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса коррекции нарушений развития речи. Следует отметить, что обе классификации относятся к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям, когда нарушения развития речи наблюдаются при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

(Н. Н. Заваденко)

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Метки:  

Нарушения развития речи у детей

Четверг, 21 Апреля 2011 г. 22:27 + в цитатник

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Основные показатели развития речи от 1 года до 6 лет приводятся в таблице 1.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:

* восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли);
* воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).

Оба речевых центра у правшей располагаются в левом полушарии головного мозга (рис. 1), а у левшей — наоборот, в правом. В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).
Рисунок 1. Речевые центры головного мозга

В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка. Первая из них — фонетика, система звуков речи. Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова. Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных. К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был–пыл, дом–том, гость–кость), твердость и мягкость (пыл–пыль), ударность и безударность (за’мок–замо’к).

Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предложении, семантика объясняет значение отдельных слов и фраз, а прагматика — социальные правила, предписывающие, что, как, когда и кому следует говорить. В процессе развития речи дети осваивают эти законы родного языка (Дж. Баттерворт, М. Харрис, 2000).

Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.

Нарушения слуха являются распространенной причиной изолированной задержки речевого развития. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша — отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше — избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха ребенку с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.

Реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное психоневрологическое обследование.

(Н. Н. Заваденко)

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Метки:  

Развитие речи

Четверг, 21 Апреля 2011 г. 22:09 + в цитатник


Развитие речи проходит три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.

Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.

(Источник:
книга О.Е. Грибовой «Что делать, если ваш ребенок не говорит?»)

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  РЕЧЬ И РЕБЕНОК

Метки:  

Правильно ли говорит ваш ребенок

Четверг, 21 Апреля 2011 г. 22:02 + в цитатник


Речь, как любая другая психическая функция, развивается в процессе жизни человека.

Природа дает человеку инструмент для овладения различными умениями и навыками, заставляя оправдывать свое высокое предназначение через упорный труд. Едва появившись на свет, ребенок жадно впитывает информацию, поступающую из окружающего его мира…

Речь начинает формироваться тогда, когда головной мозг ребенка готов к восприятию и усвоению речевых сигналов, которые подают ему окружающие.

Для того чтобы усвоение и развитие речи шло поступательно, ребенок должен обладать полноценным физическим слухом и зрением, и, конечно же, достаточно развитым артикуляционным аппаратом.

При наличии вышеперечисленных факторов решающим является создание полноценной речевой среды, не только дающей ребенку образец для подражания, но и формирующей потребность пользоваться речью как основным способом общения.

В общении с окружающими человек прежде всего обращает внимание на содержание воспринимаемой им информации. Если по каким-либо причинам возникает затруднения восприятия, он начинает анализировать процесс подачи информации и пытается определить источник помехи. Зачастую трудности общения связаны не только с несовершенным произношением звуков, но и с неумением строить связное высказывание.

И. Соловьёва

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  РЕЧЬ И РЕБЕНОК

Метки:  

Учимся произносить правильно

Четверг, 21 Апреля 2011 г. 21:59 + в цитатник


Чтобы научиться правильно произносить звуки родного языка, необходимо овладеть координацией движений органов речи: языка, губ, голосового аппарата. Для правильной речи важно научиться регулировать дыхание.
Поскольку произношение звуков является сложным двигательным навыком, важно отработать комплекс движений речевых органов, необходимых для произнесения того или иного звука.
По мере развития ребенка необходимо создавать условия, которые способствуют подготовке речевых органов к усвоению правильных произносительных укладов. Этой цели служат различные комплексы упражнений, в игровой форме позволяющих подготовить органы речи к столь сложной деятельности.
Кроме этого следует учитывать и то, что ребенок усваивает родной язык по подражанию, воспринимая образцы речи окружающих его людей. Важно, чтобы речь, прежде всего, взрослых соответствовала языковым нормам.
Однако и в условиях полноценной речевой среды овладение правильной речью может быть затруднено. В силу разных причин может наблюдаться неправильное употребление звуков в речи ребенка. В этом случае встает вопрос об исправлении недостатков произношения, включающий в себя формирование правильных и затормаживание неправильных произносительных навыков. Этот процесс требует специальной системы логопедического воздействия, осуществляемого в тесном взаимодействии родителей и логопеда.

(И. Соловьёва)

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  РЕЧЬ И РЕБЕНОК

Метки:  

Поиск сообщений в Lena-S
Страницы: 5 4 3 2 [1] Календарь