http://users.livejournal.com/_navka_/tag/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C
C середины 14 века и до 1700 г. 14 сентября на Руси отмечали Новый Год или Новолетие. В это время начиналось бабье лето, чествовали краснеющую рябину, праздновали Рябинкины именины. На этом празднике поздравляли детей и матерей, мужики пили пиво. Проводился обряд похорон мух и тараканов.
Этот обряд сам по себе довольно странный и смешной. Его происхождение объясняется тем, что с наступлением осени эти насекомые сами по себе гибли от холода. Для обряда девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробки или гробики и хоронили мух, а в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим поводом молодым людям высматривать невест и засылать сватов.
По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белобога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и насекомыми, и относился вообще к божествам добрым.
На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет.
Так же с этим днем связан не менее важный обряд - так называемые "Постриги" и "Сажение на коня" при переходе из младенчества в четвертом году жизни. О нем весьма часто упоминают наши летописи.
Ко дню Симеона-Летопроводца заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб.
Кукла Симеон делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы. Симеон добавляет мужчинам силы.
Русская народная кукла
"Симеон-Столпник"
ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ — 14 вересеня/сентября
Осенний Змеиный праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя — «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом «проваливаются» сквозь Землю, где спят до будущей весны. О сию пору в деревнях совершался обережный обряд
ПЕРУНОВ ДЕНЬ — 20 липеня/июля
Великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей. По поверьям, у мчащегося по Поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода холодеет. Перунов день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя. В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день
смываются злые чары и многие болезни. Готовились к Перунову Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую.
3 Липня (июля) 964 года дружина князя русов - Святослава Игоревича из рода Рюриковичей одержала сокрушительную победу над войском хазарского кагана. Столица иудейской Хазарии - Итиль была взята войском Святослава и разрушена, затем были взяты и разрушены ключевые крепости Хазарии, составлявшие основу её паразитарной власти.
Действительно, девы - лебеди древний и всеобъемлющий образ встречающийся чуть ли не повсеместно. Сюжет брака человека с лебедем или превращения в лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в лебедя). В сказках, легендах и преданиях лебедь - это олицетворение мудрости и необычайной волшебной силы.В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, "святым" птицам. В северной Руси лебедь ставится выше других птиц, о чем свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев - лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь - обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об основании Киева из "Повести временных лет" рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других - горам Щекавице и Хоривице, а сестра - реке, и по сей день впадающей в Днепр.
21 или 22 декабря
Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и одноименный бог. Празднуется в день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря) - не всегда в один и тот же день, как и все остальные главные славянские праздники (Купала, Масленница), связанные с четырьмя основными ежегодными астрономическими событиями.
Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого.
В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия.
Ярило Вешний— 23 цветеня/апреля
Previous 20
Dec. 19th, 2008
5:41 PM
Замечательная картинка найденная у kavery
Автор - Л. Романова
Tags:Русь, арт, славяне
9 comments Leave a comment Add to MemoriesTell a FriendLink Неделя или седмица?
Dec. 11th, 2008 at 6:40 PM
Кстати, да. Тоже об этом думала.
"Слово неделя происходит от ... правильно, от «не делать»недi[1] ,отдыхать то есть.
И во всех остальных славянских языках, кроме русского, слово «неделя»(́ля, недзе́ля, nedélja, niedziela) обозначает только один день – день «неделия» - воскресенье.
А следующий день, естественно, называется понедельник – день «по неделе»(т.е., после воскресенья).
Я и посейчас не понимаю: зачем было древнерусское слово седмица (7 дней) заменять на это ленивое слово «неделя»? В нём же негативное самопрограммирование.
Мы говорим: «Начинается новая не-деля. Что ты будешь делать на не-деле?»
–А ответ уже содержится в вопросе.
И когда мы произносим «проходит неделя за неделей» ,
подсознание слышит «не дело за не делом».
Корни-то слов – наши,и оно их слышит, именно как мы и говорим: «не дел’ я».
А потом удивляемся, если так оно и оказывается.
А ведь Жизнь слушает, что Ей человек говорит, и – слушается, если может.
Хорошее ведь слово было - седмица , может вернём его в свою речь?"
отсюда.
Tags:Русь, история
19 comments Leave a comment Add to MemoriesTell a FriendLink 14 сентября
Sep. 14th, 2008 at 1:32 PM
C середины 14 века и до 1700 г. 14 сентября на Руси отмечали Новый Год или Новолетие. В это время начиналось бабье лето, чествовали краснеющую рябину, праздновали Рябинкины именины. На этом празднике поздравляли детей и матерей, мужики пили пиво. Проводился обряд похорон мух и тараканов.
Этот обряд сам по себе довольно странный и смешной. Его происхождение объясняется тем, что с наступлением осени эти насекомые сами по себе гибли от холода. Для обряда девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробки или гробики и хоронили мух, а в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим поводом молодым людям высматривать невест и засылать сватов.
По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белобога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и насекомыми, и относился вообще к божествам добрым.
На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет.
Так же с этим днем связан не менее важный обряд - так называемые "Постриги" и "Сажение на коня" при переходе из младенчества в четвертом году жизни. О нем весьма часто упоминают наши летописи.
Ко дню Симеона-Летопроводца заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб.
Кукла Симеон делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы. Симеон добавляет мужчинам силы.
Русская народная кукла
"Симеон-Столпник"
ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ — 14 вересеня/сентября
Осенний Змеиный праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя — «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом «проваливаются» сквозь Землю, где спят до будущей весны. О сию пору в деревнях совершался обережный обряд «похорон мух, блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманных насекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в «гробиках» к ветке дерева, имитируя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников.
Tags:Русь, история, славяне, язычество
4 comments Leave a comment Add to MemoriesTell a FriendLink ПЕРУНОВ ДЕНЬ — 20 липеня/июля
Jul. 20th, 2008 at 12:35 PM
Великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей. По поверьям, у мчащегося по Поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода холодеет. Перунов день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя. В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни. Готовились к Перунову Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую.
Слава Перуну!
Tags:Русь, славяне, язычество
10 comments Leave a comment Add to MemoriesTell a FriendLink Jul. 8th, 2008
1:35 PM
Родноверы уже знакомы с картинами Иванова Всеволода Борисовича.
В сети появились его новые работы.
Всё кликабельно.
Обратите внимание на отражение.
( еще 4 картины )Tags:Русь, арт, славяне, язычество
10 comments Leave a comment Add to MemoriesTell a FriendLink Потрясающие картины Сергея Пинасенко
Jul. 7th, 2008 at 12:53 PM
( Смотреть дальше. )Tags:Русь, арт, славяне, язычество
9 comments Leave a comment Add to MemoriesTell a FriendLink Слава!
Jul. 3rd, 2008 at 12:09 PM
3 Липня (июля) 964 года дружина князя русов - Святослава Игоревича из рода Рюриковичей одержала сокрушительную победу над войском хазарского кагана. Столица иудейской Хазарии - Итиль была взята войском Святослава и разрушена, затем были взяты и разрушены ключевые крепости Хазарии, составлявшие основу её паразитарной власти.Tags:Русь, история, славяне, язычество
1 comment Leave a comment Add to MemoriesTell a FriendLink Гадание и игра на альчиках.
Jun. 2nd, 2008 at 11:47 AM
Помню, был у нас мешочек с бараньими косточками (бабки). Привезли из поездки в Монголию. Косточек было 4. Они приятно постукивали и я часто с ними играла. Я знала, что это какая-то игра и гадание. Но описание на листочке было на монгольском языке. :)
Называется это "Шагай".
«ШАГАЙ»
У бурятов и монголов распространены различные игры в «шагаи» (бараньи косточки) между взрослыми как азартные денежные, а между детьми как забава. ( Читать дальше. )
На Руси играли в бабки и альчики, а так же гадали на альчиках. Вот как толкует это слово "Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля": "АЛЬЧИК м. арх. игорная говяжья надкопытная кость, козна, козан, бабка, костыга, шляк, лодыга, баска; лат. Talus.". А от лодыги, встретившейся нам в определении, образовано слово лодыжник, что значит "игрок в бабки", а в переносном смысле - "лентяй, бездельник". Интересно, что потомки русских переселенцев в Среднюю Азию, по их рассказам, в начале XX века тоже называли эту игру "альчики", сохранив в обороте именно русское слово, а не заимствовав местные, тюркские термины "ашик" или "асык".
( Читать описание игры. )
Возможно, Б. представляют разл. формы пережитков магического действий (гадания), а также отголоски функционирования альчиков (к-рые находят в погребениях бронзового века) в качестве денег. В рус. игровой культуре данные пережиточные моменты оттеснены на второй план соревноват. началом. Считается, что как игра Б. на Руси известны с домонгольского времени.
В Египте в альчики играли уже в IV тысячелетии до нашей эры.
Жрецы Древнего Египта, Вавилонские маги и оракулы Эллады также использовали для определения воли Богов надкопытные (так называемые "путовые") или позвоночные ("таранные") кости жертвенных быков или овец.
В Европе астрагалы служили для культовых целей с эпохи энеолита.
В кости играли греки, римляне и кельты. Правда, первоначально кости использовались не для азартных игр, а для мистических ритуалов - гаданий и предсказаний.
Древнейшее происхождение этой игры ни у кого не вызывает сомнений.
.Tags:Бурятия, Русь, история, шаманизм, язычество
6 comments Leave a comment Add to MemoriesTell a FriendLink Девы - лебеди
Apr. 23rd, 2008 at 3:18 PM
Навеенно этим постом и комментариями.
Действительно, девы - лебеди древний и всеобъемлющий образ встречающийся чуть ли не повсеместно. Сюжет брака человека с лебедем или превращения в лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в лебедя). В сказках, легендах и преданиях лебедь - это олицетворение мудрости и необычайной волшебной силы.
В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, "святым" птицам. В северной Руси лебедь ставится выше других птиц, о чем свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев - лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь - обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об основании Киева из "Повести временных лет" рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других - горам Щекавице и Хоривице, а сестра - реке, и по сей день впадающей в Днепр.
ЯРИЛА ВЕШНИЙ — 23 цветеня/апреля
Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав. Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище — на Ярилину росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!» Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!», «Ярилина роса от семи недугов». Просили Ярилу — Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищного зверя. На Ярилу запахивали пашню. По сему дню определяли урожай яровых
Вешний обряд сотворения Зарода Земле
Всякое Обрядиво Кологодное являет собою Земное отображение процессов, происходящих во Всемирьи, полученное путём взаимодействия людей с оными, а також путём осмысления оных человеческим Разумом и, что наипаче иного важно, путём проживания оных, путём Со-Бытия (Совместного Бытия) Человека и Всемирья, путём Единения Большого и Малого (исключением в этом случае являются Духовные практики, как коллективные (Радения), так и индивидуальные, кои далеко не всегда приурочены к Природным Ритмам в прямом смысле слова). И это надлежит помнить любому, кто в Обрядиве Кологодном участие принимает, вместе с сородичами своими Богово Деяние повторяя да пред Богами Родными на Капище предстоя.
Действо, о котором будет сказано ниже, творится в качестве одного из этапов чествования Ярого Бога в Святодень Его, именуемый Ярилою Вешним (иже справляется 23-го дня месяца цветеня-апреля).
По повериям, в сию пору Ярило сходит с Небес в Дольний Мир и творит Зарод Земле, неся в Явь Волю Свою - Ярь Все-Живящую, иже обернётся Осеннюю порой урожаем добрым. Посему русы-славяне, во Яви Стези свои торящие, воспроизводят Богово Деяние на Земном уровне, Небо и Земь во Сердцах своих единя, Правью Все-Боговой исполняясь да Силою Родных Богов облекаясь
Само действо происходит после основного Зачина и принесения общей Требы (О том см. "Урядник Малый..." волхва Велеслава). Для сотворения действа Зародного весь люд, иже на Капище пред Богами предстоит, посолонь выходит с оного и шествует к особому месту, загодя для действа сего изготовленному
О приготовлении же места надлежит сказать особо.
Для сего избирается должных размеров площадка (дабы все присутствующие могли на оной поместится и хоровод в условленное время без помех завести). Добро, ежели площадка сия будет расположена на возвышении (холм, небольшая гора и т.д.). Ну а коли нет таковой близ Капища, необходимо место сие выбирать тако, чтобы оное не в низине было (бо в низинах близ вод да близ дрягвы топкой токмо Навьи Боги почитаются). Затем, принеся предварительно Требу Земле и Духам места, на площадке сей выкапывается четырехкресной Коловрат-Посолонь (Свастика), иже символизирует собою Ярь (Волю Ярилы Вешнего), гонящую с Земи Марь (Зимний Сон) и творящую Зарод. В центре перекрестия лучей Коловрата того выкапывается дополнительно небольшая лунка, в кою жрец либо волхв, обрядовое действо творящий, сыплет зерно, возливает воду, пиво или же медовуху.
Сам обряд творения Зарода деется посредством деревянного гоя (уда) - шеста либо не слишком толстого бревна, глава коего перед тем всенепременно должна быть опалена в Обрядовом Огне. Також не худо, ежели на оном сведущими людьми будут вырезаны чиры (Священные знаки), ко случаю сему да ко времени Весеннему полезные да потребные. Ну а коли нет таковых - так Боги в обиде не будут.
Кто именно из людей-родовичей будет Зародное Действо творить - договариваются загодя, бо для сего существует два способа. Первое: ежели Обрядовая мистерия, к празднику Ярилы Вешнего приуроченная, предусматривает обряжение одного из участников действа Ярилою, то и Зарод творит он в одиночку. Волхвы же либо жрецы рекут при этом особые Слова, ко случаю потребные, а народ хором вторит им:
ЯРИ ЯРИЛА ЯРАЯ СИЛА
В ПОЛЕ СПОРЫНЮ ВО ДОМЕ КРЫНЮ
ЧТОБ СТАЛО ПИВО ВО ХМЕЛЮ ДИВО
ОГНЕМ НЕ СТЫЛО УСЛАДУ МИЛО
СОЛНЦЕМ ВОЗЪЯРО ОГНЕННЫМ ЖАРОМ
ЯРАЯ СИЛА ГОЙ ТЫ ЯРИЛА!
ГОЙ! СЛАВА!
Либо:
ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!
ЯРЬЮ ВОЗЪЯРИ ХМЕЛЕМ ВОСХМЕЛИ
СПОРЫШЕМ ВЗОЙДИ СОКОЛОМ ВЗЛЕТИ
СТРЕЛЫ РАЗМЕЧИ СЕМЯ ПРОРОСТИ
КОЛОСОМ ЖИВЫМ СОЛНЦЕМ ЗОЛОТЫМ
ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!
ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!
ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!
ГОЙ! СЛАВА!
И второе - если же выборного "Ярилы" в Обрядиве не предусмотрено, то зачинают сие действо три жреца Ярилиных, либо просто три человека из присутствующих, особо Духом Ярилы облечённые.
То, что творящих действо оное именно трое, не случайность есть и не досужее измышление, бо число оное совпадает с числом Миров во Всемирьи (Тремирьи) - Ярилин Гой же в этом действе являет собою ещё и Символ, совпадающий с символикой Оста Мира (иже також именуется Посох Сварога либо Копьё Сварога), коий Стволом Своим всё Тремирье пронзает, да Правь Всебогову держит.
Перед этим жрец либо волхв, возлив обрядовое питие в лунку и прокопанные лучи Коловрата, речёт таковы слова:
ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО
ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ
ВОЗРОДИ ВОЗЪЯРИ ЖИТО
ЯРО ЖИТО ЯРО БУДИ
ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ
ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО!
ГОЙ! СЛАВА!
После этого, взявшись единовременно десницами за ствол, три добрых молодца начинают двигаться посолонь, не выпуская оный из рук и в Земи его поворачивая. При сём сведущие в гудьбе люди в дуды дудят, в позвонцы звенят, в бубны стучат, а весь люд около стоящий в ладоши хлопает. Затем жрец либо волхв зачинает воспевать Колославу Ярильскую, а народ ему подпевает:
ГОЙ ЯРЕ-ЯР! ЯРЕ-ЯР! ЯРЕ-ЯРЕ-ЯРЕ-ЯР!
ГОЙ!
Либо:
ГОЙ! ЯРИЛО ЯРИЛО ЯРО! ГОЙ!
Егда же, воспев Колославу бессчётно раз, вновь подходят к слогу ГОЙ!, жрец либо волхв подаёт особый знак, и три молодца, Ярилин Гой в Земи вертящие, купно воздымают его и с силою вонзают в Земь, наново восклицая при сём: ГОЙ!!!
После этого в лунку и в прокопанные лучи Коловрата вновь возливается пиво либо медовуха, а действо повторяется заново.
Особо скажем, что не худо содеять тако, чтобы и вся мужская половина, в общем Ярильском Обряде участвующая, поочерёдно меняясь, Ярилин Гой в Земи прокрутила да Вешнему Богу Зарод Земле сотворить помогла. Девам да жёнам же гоя касаться негоже, бо оный есть сугубо Мужской атрибут (тогда как Сама Земля - Женский) и помочь Вешнему Богу Зарод сотворить - сугубо Мужской удел (Конкретно же женский Весенний праздник справлялся средь наших Предков ровно за сутки до Ярилы Вешнего - се есть Лельник (22 цветеня), на котором парням да мужьям присутствовать також не след)
Сколько раз добры молодцы подымут да опустят в Земь Ярилин Гой - о том в каждом конкретном случае особо договариваться надлежит. Скажем лишь, что никак не менее восьми - по числу лучей восьмикресного Коловрата, являющих собою також и точки, отображающие основные Святодни (Праздники) Родноверческие Кологодные. Деется тако для того, чтобы Зарода Житородного да урожая доброго, от него народившегося, на весь период Годового Коло вдосталь хватило.
По окончании сего действа Ярилин Гой либо сжигают на Обрядовом Костре, либо вкапывают его в надлежащем месте в качестве Годового Записа - и о том каждая Родноверческая община (либо другое какое сообщество людей, Старый Покон почитающих) договаривается отдельно.
На сём - Богам Слава, а добрым людям - Благо!
Тако ведаю!
Писано Ставром на Родной Земле
в лето 4413 от основания
Словенска Великого (2004 А. D.)
Добрым людям во разумение,
Ярому Богу во Славу!
http://d-pankratov.livejournal.com/377182.html
ЛЕЛЬНИК — 22 цветеня/апреля
Девичий праздник, завершающий Русалью (Русальскую) Неделю — Первые Русалии, отмечаемый накануне Ярилы Вешнего. О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин — Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин — Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост — Вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой Водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары Русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.
http://slavyans.narod.ru/holidays/lelnik.html
Присказка: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет".
Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.
На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривали: "Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!".
В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, имеющим круглую форму, будто куколка должна была забрать все старое и негодное от людей и высвободить силы для новой жизни.
25 декабря к Ивану Грозному приходил вестник и сообщал, что день прибавляется. Царь встречал его как дорогого гостя, радовался, обнимал его и давал ему золотой целковый. А 22 июня, когда вестник сообщал, что день убывает, царь гневался и раздавал вестнику и всем, кто попадался под его царскую руку, тумаки и на целый день запирал вестника в темнице.
Эту лыковую куклу изготавливали, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены.
Русская народная кукла "Спиридон-Солнцеворот"