Наваял наукопопсовую заметку для факультетского листка. Не ново, кнешна. Но может кому покажется интересным. Один хрен надо здесь что-то постить.
Сленг как гандикап: опыт околоноаучного резонерствования
ренат атаев
Этологи (дяди и тети, что изучают поведение животных, сравнивая его с поведением человека) понимают под словом «гандикап» всякие ненужные для жизни и в меру обременительные штуки, используемые животными, чтобы привлечь внимание особей противоположного пола. Примерами такого рода являются хвост павлина и рога оленей. Первый павлиньему мужику здорово мешает летать, делает его уязвимым для наземных хищников. Вторые – вымахивают до размеров невероятных и используются быками только для брачных турниров, попутно – очень препятствуют продиранию через лес, а главное – практически бесполезны против естественных врагов. От волков такими неуклюжими раскидистыми граблями не отбиться. Попугать только. Чистой воды гандикап.
В чем смысл этих столь нерациональных по всем раскладам приобретений, гадают этологи. Ведь природа, как известно, не терпит ошибок. Зачем эволюционый отбор сохраняет эти опасные для преуспевания вида штуки, ведь понятно же, что от того выживет особь или нет, зависит благополучие всего вида?
Дело в том, что неоправданные на первый взгляд «навороты» во внешности и поведении мальчиков почему-то производят неизгладимое впечатление на девочек. И наоборот. Чем причудливее и неудобнее гандикап, тем эффектнее демонстрация. И тем, как правило, выше успех у потенциальных половых партнеров. Дамочки рассуждают (допустим на секунду, что все животные могут это делать) примерно так: «Какой странный и необычный агрегат (способ поведения) у этого молодого человека! Как он неудобен, и как, наверное, мешает ему жить! Но ведь жизнь сурова, и раз этот мужчиа до сих пор дышит, значит – обладает какими-то особыми генетическими преимуществами – чрезвычайно силен, вынослив, умен и т.п. Вывод: он такой клевый!» И, как следствие: «Лучшего отца для моих детей мне не найти!»
Понятными теперь становятся многие странности, всю дорогу преследующие нас и в человеческой культуре. Понятно, зачем французские рыцари помимо понятного - обращения с оружием, учились танцам и сложению стихов, самураи – каллиграфии, а странный, дикий и,признаем, не бог весть какой мужественный Мерилин Мэнсон держит внимание стадионов и жены-красотки. «Гадикапы» – вот ответ на все эти вопросы. Почему девушка отвергает агрессивного маскулинного красавца-ухажера и выходит за очкастого ботаника или волосатого хиппи? Гандикапы. Они преследуют нас везде. Почему Мадонна, не будучи, уж прямо скажем, ни одаренной певицей, ни красивой женщиной, умудряется держаться на плаву массовой культуры, а ее более талантливые и привлекательные конкурентки уж давно за ее бортом? Где секрет того, что называют харизмой? Почему для успеха у противоположного пола так важно выделиться?
Мы грубо обрисовали механизм распространения и сохранения у вида совершенно на первый взгляд ненужных (и порой даже откровенно вредных) признаков. Такова тайная подоплека рискованного поведения мужчин, склонности подростков травмировать себя и украшать всяческими болезненными и неполезыми для здоровья «аксессуарами». Вплоть до вредных привычек. Такова природа стремления женщин выделиться на фоне других женщин – секрет их высоких каблуков, дерзких и непрактичных одежд, обилия мелких и "очень значимых" изменений внешности, которые замечают только они сами (и их подруги). Гонка сексуальных вооружений. Война полов.
Некоторые исследователи вроде оксфордского зоолога Ричарда Докинза вовсе доходят до того, что утверждают, будто человеческая культура, вся наша сложная техническая цивилизация есть всего лишь особый сверхнавороченный гандикап. Это, кстати, неплохо объясняет известный факт, что основные изобретения и научные достижения в мировой культурной истории сделаны мужчинами, а те немногие жещины в этом ряду, красавицами, как правило, не были (феминистки рыдают :).
Мы не столь категоричны как Докинз, но в том, что касается ораторского искусства человек, подчас, действительно до комичного похож на парня какой-нибудь птахи, который годами разучивает оригинальный танец, или, что ближе к теме, – песню – ради минутного успеха у какой-нибудь пернатой чаровницы. В заключение несколько слов о том, какое, собственно, отношение все здесь сказанное имеет к молодежному сленгу.
Словотворчество, на наш взгляд, сродни игре-соревнованию. Это, по всей видимости, еще одна специфическая человеческая гандикап-демонстрация. Чем удачнее ораторская находка, тем больше шансов сорвать аплодисменты и благосклонные улыбки вкупе со стреляньем глазками. Чем оригинальнее словечко, тем вероятнее, что оно застрянет в памяти и войдет в кладовую субкультуры. Успех поэтов, публичных чтецов, актеров также зиждется, как ни жаль это признавать, на довольно четкой биологической основе.
И понятно, что чем моложе человек разумый, тем ближе он к своим эволюционным поведенческим корням, тем менее он, что называется, испорчен общественными нормами, и, соотвественно, тем жестче на него действуют механизмы, заставляющие юношей красоваться перед девушками и наоборот. Вездесущий половой отбор. Сильнее гандикапировано в этом возрасте половое поведение человеков как таковое. Девочки стремятся оригинальнее одеться- намакияжиться, мальчики – круче прикинуться. И те и другие, в свою очередь, щеголяют модными словечками, эволюционный смысл которых – доказать собственное отличие-уникальность на фоне прочих собратьев по гендеру. С угасанием способности к воспроизводству внимание к собственной внешности и способность к оригинальничанью также прогрессивно меньшается. Секс, пусть и сублимированный, в полном соотвестствии с заветами Фрейда, движет цивилизацию. Обновляет кульутуру. В конечном счете именно он превращает нас из хомо эректусов в Х. сапиенсов. Такие дела.