-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Атаев_Ренат

 -Интересы

авторское кино агностицизм агрессия акунин аналитическая деятельность артхаус ассоциациативное мышление бинарность в познании бинарные оппозиции биология развития брачное поведение британистика веб-аналитика веб-публицистика виктор пелевин воображение галлюцинации гипнология гистология гистопатология

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) экспериментальный_театр Темы_дня Просто-критика Titty_Twister

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.03.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 1658




Матрица имеет тебя

Анонс

Суббота, 27 Января 2007 г. 17:21 + в цитатник
Неделя экспериментального театра в Омске

14-20 мая на сцене ДИ Малунцева

Объединение экспериментальных театров "7" при поддержке Мин. культуры Омской области
Мистерион
Театр-студия ПЛМошкина
Флокс
Проект Александра Гурова
Карусель
Шумим
Вода (проект Владимира Пашкова)

Вот такой-вот анонс за три с половиной месяца :)

Ключи: культура, театр экспериментальный омск

Педагогика: rules or sucks?

Пятница, 26 Января 2007 г. 06:24 + в цитатник

Ночью накатал телегу для Чернакова. В номер "профессия: педагогика"

Ситуация с педагогическим образованием в стране и в нашем городе неоднозначна. Начнем с того, что во всем мире никто специально педагогику в отдельную научную дисциплину не выделяет. Не присуждает ученых степеней, не держит специальных кафедр. Любые исследования в той области, что у нас называется «педагогикой», там рассматриваются просто как прикладные психологические. В любом «ихнем» универе есть так называемые «образовательные» (educational) отделения при факультетах, где готовят школьных учителей. Россия тут – впереди планеты всей. Педагогика в нашей стране – вот чудеса-то! – возникла раньше психологии. Лев Семеныч Выготский – первый декан психфака в МГУ, классик отечественной и мировой психологии – закончил философский факультет (что, учитывая мое нынешнее место учебы, приятно). В те же годы давно уже в живых классиках ходил Семен Макаренко со своей «Педагогической поэмой». Тот самый Макаренко, который открыл на своих беспризорниках тривиальный теперь педагогический факт, что личный пример (и подзатыльник) действеннее миллиона слов.
Индустрия школьного образования в нашей стране представляет особую, во многом параллельную традиционной академической науке инфраструктуру. Есть в стране ≈ 80 штук крупных и не очень вузов, специализирующихся на «выпекании» кадров для школы. Есть, блин, даже «альтернативная» академия наук – Академия образования – то, чего иностранцы никогда не поймут, даже если захотят. Мне, помню, как-то пришлось объяснять одному янки что такое педагогика в российской высшей школе. Янки понял, но весьма удивлялся. Педагогика – он ведь даже и слова-то такого не знал, хотя тоже был чувак с образованием. Физик. Слово «педагогический» на английский никак не переводится* – так и будет моя альма, то есть, матерь звучать на буржуйский манер – Omsk State Pedagogical University.
Но, довольно сарказма. В Омске с педагогическим вузом совсем другая история. Пожалуйте краткий экскурс. Наряду с сельхозунивером и политехом омский «пед» – старейший вуз региона. Что касается сельхоза – зацените малоизвестный факт. Нынешняя медицинская академия в дремучие и славные тридцатые годы начиналась – приколитесь – как «медицинское отделение ветеринарного факультета сельскохозяйственного института». Омский сельхоз сейчас – четвертый вуз данного профиля в стране. Омский пед в течение полутора десятилетия мигрировал с четвертого (!) последовательно через седьмое к теперешему 14-му месту в национальном рейтинге педагогических и лингвистических вузов (бог его знает, почему рейтинг сделали общим). Из восьмидесяти, напомню, с лишком заведений этого типа. Сравним это положение с местом классического университета в рейтиге вузов данного профиля: в списке из 148 строчек омский государственный занимает позорную 132-ю. Что, впрочем, объяснимо возрастом этого вуза – ему всего 28 лет.
Впрочем, ближе к истории. Длительное время омский пединститут был монополистом в деле подготовки специалистов-физиков, математиков, филологов, историков, художников (педовский худграф славен целой кучей имен, работы которых ныне запросто выставляются как в Москве, так и в какой-нибудь галерее современного искусства в Нью-Йорке). “Пед” содержит чуть ли не больше студентов-иностранцев, чем все остальные вузы региона вместе взятые. И это, отнюдь, не только гости из братского Китая – это австралийцы, канадцы, британцы, японцы, шведы и французы. Главный студентообменник с забугорьем также находится сейчас в педе. Зовется контора “Международный центр ОмГПУ”. “Ин-яз-Омск” не стоит и рядом с педагогическим по уровню подготовки переводчиков. Пед готовил первых вузовских преподавателей тому же классическому университету на заре его становления. Там, кстати, и сейчас много наших выпускников. Если вы коренной омич, тупо спросите маму-мапу что такое был пединститут в 80-е – начало 90-х. Ну да бог с ними, со старыми заслугами. Что мой универ представляет собой сейчас?
Мы сохранили монополию по подготовке биологов и по специалистам-географам. Классический покамест не дорос до открытия этих факультетов. Некогда блиставший археологическими изысканиями истфак сейчас постепенно сдает позиции госуниверситету. Сохраняет значимость психфак – из четырех омских докторов психологии три работают здесь. Полноценный философский, выпекающий еще и культурологов-кофликтологов, с десятком работающих докторов наук (в ОмГИС их три… на весь вуз), с кандидатским и докторским диссертационными советами есть пока тоже только у нас. Единственный «пед», который позволил себе такую наглость за Уралом. В Европе на это тоже решился только РГПУ им. Герцена в Питере. Но ему грех не решиться – основан в 19 в.
Итак, пед на омском фоне – достаточно «злой» вуз. Единственное, что плохо в нем, и что мы, увы, не в силах изменить – то, что он «пед». Первое в городе место по спросу у абитуры держит не он, а уступающий ему в целом ряде областей «класс». Почему?
Потому, констатируем, что против него пока работает инерция мышления. Засевший в массовом сознании и трудно оттуда выколупываемый стереотип: «классический университет» это брэнд, а «педагогический» – г..но собачье. Точка.

*надеюсь понятно, что «образовательный» и «педагогический» даже в русском языке не есть одно и то же.



Процитировано 3 раз

Телеграфным стилем

Среда, 24 Января 2007 г. 17:01 + в цитатник
Акуена запоздалый отчет о новом годе. Встретил его с девушкой. Нормально так встретил.
Новости:
1.Делаю одно мероприятие во второй половине мая. Театральное.
2.Работаем над претворением "Субкультуры" (в первую, конечно, очередь - факультетского сайта) в скрипты PHP. Плохо работаем. Медленно.
3.Номера "СК" за декабрь и январь позорно не выложены (и отчасти - не сделаны) до сих пор. Мне стыдно.
4.Заканчивается практика в Ньютоне. Завтра пишу две статьи, послезавтра сдаю.
5.Завтра встреча с Чуркиным, ректором Педа, на которую иду от Ньютона. Уже знаю, что у него спросить.

Сижу в "Невтоне", реанимирую ихний форум.

Среда, 17 Января 2007 г. 15:32 + в цитатник
Редакционное задание. Нас тут - пять человек. Сидим, пиздим друг с другом на отвлеченные темы - типа заняты полезным делом. Так проходит производственая практика на философском факультете ОмГПУ.
Лепота.

Дзен

Понедельник, 15 Января 2007 г. 08:24 + в цитатник
Я чувствую себя большой, мудрой и очень усталой обезьяной. Я работаю сторожем в сноуборд-прокате в Советском парке. Уже две недели. Каждый день. Я хочу спать ВСЕГДА. И начинаю привыкать к этому. Я  дзен...

Я взял на себя много. Может, даже больше, чем могу вынести. Я не знаю, сколько мне придется спать в ближайшие несколько месяцев. У меня галлюцинации :) Я совершенномудр и спокоен. Я хожу и думаю неспешно, степенно. Я медленно говорю. У меня мудро полуопущенные веки. Я дзен...

Я многое прочел и обдумал. Я вижу будущее. Мне под силу контролировать течение времени. Дзен-н-н-...

Метки:  

Без заголовка

Четверг, 07 Декабря 2006 г. 14:08 + в цитатник
На "Субкультуру" ходит 60 человек в день. Проект прочно держится в "сотне омских сайтов" (всего их там зарегистрировано около 700). Гут.

"Зеркальная маска": просто хорошее кино

Четверг, 07 Декабря 2006 г. 13:27 + в цитатник
 (328x254, 7Kb)Смотрел австралийскую сказку 2004 г. Очень понравилось. Вроде бы ничего особенного - обычная исторяи в духе Кэррола или Кинга ("Талисман"). Но каково сделано, а? Риспекты дизайнерам, работавшим над фильмом - получилось суперстильно. Большую часть существ в картине в здравом рассудке не представишь. Но все в рамках приличий - никакого тебе разнузданного подсознания в духе Джазза, например: http://www.liveinternet.ru/users/jazzz/Фильм добрый. Нормальное детское кино. Но все-таки, как и в любой хорошей сказке, есть в нем и нечто большее.

Вот дополнительная инфа...

Читать далее...

Метки:  

Был в театре (спектакль "Эй кто-нибудь!", реж. Н. Козловская т."Карусель")

Понедельник, 04 Декабря 2006 г. 10:29 + в цитатник
Театр "народный". Звать "Карусель". Мог сходить на халяву, но заела совесть - купил билет. Хороший театр. Хороший спектакль. По Уильяму Сарояну. Знать не знаю, кто такой, но грят - американский классик. Щас пишу рецензию. Там, в спектакле то есть, не слишком цепляющая фабула, но несколько режиссерских фишек делают спектакль вполне смотрибельным и даже интересным. Жду фоток со спектакля и доп. информацию из театра.

Собираем материал про секты. Для нового выпуска "СК"

Пятница, 10 Ноября 2006 г. 10:24 + в цитатник
В колонках играет - DDT Попса
Настроение сейчас - бодрое

Все, у кого был опыт пребывания в сектах на территории Омска и Омской области, контактируйте, пишите, шлите фотки и другие материалы. Будет много текстов полемического ("за" и "против") характера. Вот мыло: ataev_renat@mail.ru Особенно нам будут интересны следующие религиозные и околорелигиозные организации:

  • секта Сан Мен Муна (Церковь Объединения, Ассоциация Студентов по изучению Принципа и мн. др.)
  • секта Александра Хиневича (инглиисты, инглинги, церковь православных староверов-инглингов Патера Дия - о.Александра )
  • Общество сознания Кришны (и пр. однокоренные)
  • секта Ли Рона Хаббарда (церковь сайентологии, центр Дианетики, Хаббардовский центр и мн. др.)
  • рериховское движение
  • бабаджисты

 

 



Случилось

Пятница, 20 Октября 2006 г. 15:58 + в цитатник
купил пальто купил монитор откосил от армии продолжаю встречаться с кирой живу спотыкаясь быстро очень живу нет времени

Новость

Пятница, 29 Сентября 2006 г. 14:36 + в цитатник
 (150x230, 10Kb)С 12 октября в "Маяковском" будет идти фильм "Меченосец" по одноименному роману Евгения Даниленко. Типа блокбастер. Типа режиссер Филипп Янковский, в одной из главных ролей Ч.Хаматова. Музыка - Игорь Вдовин.А теперь главное. Евгений Даниленко - омич! Его сын у нас на философском учился. Конкретно в моей группе. Папа его пишет сценарии для сериалов на НТВ, живет сейчас между Омском и Москвой. Сходите, прочитайте, поддержите.

"Имя омского писателя Евгения Даниленко в последние годы все чаще упоминается в ряду значительных авторов новой российской прозы. В книгу вошли два романа – «Меченосец» и «Кролик», а также повесть «Танчик». Издательство: Амфора, 2006
об авторе
Даниленко Евгений Евгений Анатольнвич Даниленко (1959 г.р.) отличается оригинальной манерой письма. В 1985 году Е.Даниленко окончил ВГИК по специальности «режиссура художественного кино». Учился он в мастерской Марлена Хуциева. Но, не доучившись, оставил ВГИК и занялся сценарной работой. По его сценариям поставлено два фильма: «Львиная доля» (реж. Г.Воронин) и «Зрелище сельской местности, усеянной трупами громил» (реж.А.Овидиев). Е.Даниленко является также автором таких киносценариев, как «Кровавый лабиринт», «Прогулки в стойке каратэ», «Покорность автоматического оружия». Им написаны повести «Меченосец» и «Русский роман». Для произведений Даниленко характерно повышенное внимание писателя к болевым точкам современности, наличие авантюрного сюжета, четкость авторской мысли".

Вот и апрель

Четверг, 13 Апреля 2006 г. 12:11 + в цитатник

Как-то незаметно прошел год с момента создания дневника. За год произошло черт-те сколько событий - грустных и веселых. Грустно.
За то время, что я не появлялся, произошло следующее:

1. По второму кругу расстался и сошелся с Ирой К. (ака КИра). Есть фотки Маши (девушки ради которой я Иру оставил и с которой через месяц расстался).  Позже выложу. Мексиканский сериал.
2. Получил повестку в армию. Если не откошу за два месяца по здоровью - загремлю в июне на два года. Весело.
3. Заявил сегодня "Субкультуру" на "Золотую паутину" 2006. Авось че-нито выиграет...
4. Пришло приглашение из Москвы на "Государство и общество". Надо выбивать денег...
5. Мне исполнилось 26.


Отчет по практике в "Патефон-пресс" (так это называется точно)

Понедельник, 06 Февраля 2006 г. 16:57 + в цитатник

Проторчали мы там (я и четыре собрата по перу) с неделю. Ни фига мы там толком не видели, зато много поговорили с К.К. Насчет весеннего "Патефонского фестиваля"  - смотрите у него на сайте www.real-extreme.ru В марте  - номер "ПС", в конце апреля - фестиваль. По словам Кинеса, будет нечто грандиозное - 8 выставок одновременно, конференции, акции... Но все это к нему. 2 всем, кому не жалко времени - они набирают желающих помогать в процессе...


Написать бы за три минуты пост посодержательней...

Понедельник, 06 Февраля 2006 г. 13:57 + в цитатник

Итак, я, наконец, в инете! Впервые за месяц. Нового не сказать много, не сказать ни фига. Вещаю в порядке ассоциирования: сходил на "Дозор", расстался и снова сошелся с Иркой, клепал "Субкультуру" , чуть не вылетел из университета, закончилась практика в "Патефоне", пытаюсь приспособить свое изнуренное нарзаном тело к раннему подъему (вроде успешно, судя по сегодняшнему дню)...


Новый год

Суббота, 14 Января 2006 г. 10:37 + в цитатник

Две новости и обе хорошие. Намба раз - "Субкультура" в Яндексе и Гугле ищется (просто по ключу "субкультура") и выводится на первой странице поиска ТРЕТЬЕЙ по счету ссылкой. И это продолжается уже вторую неделю. Нет, конечно, причин для эйфории - если не обновлять содержание еще с месяц, никто и не вспомнит, что "Субкультура" вообще когда-то там была...

Второе. Я прохожу практику в издательском доме "Патефон" у Кизиитова. Вчера был первый день и мы познакомились. Вежливый такой молодой человек хайрастый. Долго расспрашивал нас про всякое-разное - про философию, про то какие у нас планы в дальнейшем... Сегодня в 18.00 флэшмоб на площади у торгушки. Ничего такого - двадцать секунд будем ходить с бенгальскими огнями за шариком с символикой издательства. Затем - в контору смотреть на то, как журналистам дают ред. задание или что-то в этом роде. Практика начинается каждый день в шесть вечера - поистине малина для меня с моей органической неспособностью к раннему подъему. Можно отоспаться на славу.

С Иркой мы  уже больше трех месяцев. Абсолютный рекорд...

Из новостей. "Патефон-Свер", оказывается, никуда не умер - тока замерз. Весной собираются шумно с выставками и конференциями отмечать пятилетку с момента его появления. И запустят по новой. Кинес ознакомился с моим проектом - сегодня поговорим подробнее, авось и выйдет с этого разговора чего путнее... Рассказал ему об идее фестиваля DIY-кино (Миша Колесник) - проявил сдержанный интерес...

ЗЫ. Да, с новым годом и прочими праздниками вас, господа!


Я счастлив

Четверг, 08 Декабря 2005 г. 12:46 + в цитатник

"Субкультура" получила новый дизайн. Вот он - трепетно вынашиваемый плод моих эротических фантазий (ни хрена загнул, да?). Обновлен час тому назад (не верьте надписи на главной странице).  Людям, кому показывал, нравится http://philos.omsk.edu/sub/index.htm

В пятницу мы смотрим "Пес-призрак: путь самурая" Джима Джармуша - последний в ретроспективе. Через час иду в главный корпус на ЧГК. В прошлый раз в госе сыграли отвратительно. Надо упражняться.


Куда-то пропал дневник Ray Sunset - большая трагедия для омских "ЖИнетчиков" - его дневник был одним из самых красивых и в хорошем смысле этого слова литературных.


 


Чем живу

Пятница, 02 Декабря 2005 г. 15:24 + в цитатник

Жив сейчас двумя вещами - "Субкультурой" и грядущей сессией. И там и там  - трудности.

Главное же то, что ресурс работает. Индексирую его сейчасв поисковиках и каталогах рунета. В "Киноклубе" сейчас обсуждают "Мертвеца" Джима Джармуша. Смотрел: "Хулиганов" с Элайджей Вудом, "Пилу-2" и кой-чего еще. Тайм из ап.


Наконец-то вышла "Субкультура"!

Среда, 23 Ноября 2005 г. 12:52 + в цитатник
"Литературно-публицистическая" кровопийца выложена в инете. Вот ссылка:http://philos.omsk.edu/sub/index.htm

Картинка-фон и один из коллажей Тани Стадниченко не грузится. Надо будет срочно подшаманить. Но - главное - проект есть и он работает! Сколько же крови попито, сколько времени потрачено...

Виктор Кротов. Линги

Суббота, 12 Ноября 2005 г. 14:40 + в цитатник
Обожаю притчи. вот одна из таких.

В стране лингов каждый говорил на своем языке. Ребенок поначалу пользовался маминым и папиным языком, пока не придумывал свой. Приехал туда один учитель, который хотел всех научить одному языку. Много лингов к нему ходило, все его язык выучили, а говорили все равно каждый на своем. "Так ведь труднее жить!" - удивлялся учитель. "Зато легче узнать, кто кого любит, - объясняли ему. - Кто тебя любит, всегда твой язык выучит".

Нашел вот сказочку на ЖЖ

Суббота, 12 Ноября 2005 г. 13:49 + в цитатник
Автор: http://www.livejournal.com/users/pupyrchaty/
Уютненько

- А что, уютненько, - сказали Людоеду с тарелки.
- Что, извините? - отложил нож и вилку Людоед.
- УЮТНЕНЬКО, говорю! – прокричали с тарелки.
- А, спасибо, спасибо. Я старался, - зарделся Людоед.
- Салатик так аккуратненко лежит, горошек, помидорчик для цветовой гаммы. Да Вы эстет, батенька, эстет! И не смейте это отрицать, шалун! Я же вижу! – обед шаловливо пригрозил людоеду пальцем и опять заёрзал по тарелке.
- Нет, мне тут положительно нравиться! – сказал он.
- Честно? – просветлел челом Людоед.
- Конечно! – взмахнул рукой обед. – Часто сюда гостей приглашаете?
- Ну, как сказать, - смутился Людоед. – Раза три в день.
- О, да Вы, батенька, хлебосол, гостеприимец!
- Нет, ну что Вы! – раскраснелся Людоед.
- Нет, нет, я настаиваю! Гостеприимец и хлебосол, только так! – опять взмахнул руками обед.
- Только они надолго не задерживаются, все куда-то спешат, - взгрустнул Людоед.
- Подлецы, как есть подлецы! – возмутился обед. – Так плевать на гостеприимство! Это позор, мой друг. Как недостойно с их стороны!
- Да-да, - всхлипывал Людоед.
Внезапно что-то громко зазвенело. Гость сразу посерьёзнел, полез во внутренний карман жилета и достал оттуда будильник на цепочке. Посмотрев на стрелки, гость негромко выругался.
- Извините мой друг! Знаю, что придётся вас огорчить. Но дела, дела. Надеюсь, что в следующий раз у нас будет больше времени. Прощайте, - и, расправив фалды фрака, вылетел в окно.
- Погодите, куда же Вы! – бросился к окну Людоед. Но обед уже не слышал его, и Людоед вернулся к столу. Он отодвинул стул, сел и посмотрел на часы.
- Ничего, скоро ужин, - утешил себя Людоед. И принялся ждать.

А вот иллюстрация к сказочке от мово ЖЖ-френда misha_safronov (http://www.livejournal.com/users/misha_safronov/). Сказочку написал, кстати, именно его, Миши Сафронова, друг. Техника, кажется у них, у буржуев, называется doodles (в переводе с англ. это что-то вроде "каляка-маляка"). Выполнено шариковой ручкой, а смотрится весьма концептуально. Правда?

 (450x639, 125Kb)

Метки:  

Выкристаллизовался вот оригинальный концепт социогенеза

Суббота, 12 Ноября 2005 г. 11:01 + в цитатник
Вкратце, видимо, объяснить хрен получится, ибо вызревало это весьма долго и для неподготовленного зрителя тут много неочевидных ходов.
Посему сначала будет некоторое лирическое предварилово. Издалека, короче, начну.

Сначала пара слов о принятом здесь понимании термина "социальность". Об этом уже было в позапрошлом посту, поэтому только пара слов: таким подходом серьезных социологов совсем даже не удивишь. Есть у социологов такое понимание социальности. И принято оно было, как раз органицистами. А направление это, органицизм, в социологии есть направление весьма и весьма старое и авторитетное. Ибо ИМЕННО ОРГАНИЦИСТЫ социологию в том виде, в каком она нынче есть, и сотворили. И даже сам термин "социология" ввели именно они. Огюст Конт, Герберт Спенсер и Эмиль Дюркгем. Вот.
У биологов на социальных позициях при объяснении функций организма стоял немецкий патолог Рудольф Вирхов - один из авторов клеточной теории. Мужик тоже, прямо скажем, авторитетный. Идею "десоциальзации" клетки при патологических состояниях предложил именно он. В случае опухолевой трансформации клетки эта модель не теряет своей значимости и поныне. Конечно термин "десоциальзация клетки" придумал не он - он говорил только о "плохом" ее, клетки, поведении, которое может появиться как болезнь.

Ладно, двигаемся далее. Вначале поясню свой тезис о КООПЕРАЦИИ как необходимом (и по хронологии первом) условии социальности. Раз одним из примеров социальности мы с вами договорились считать многоклеточность, то вот вам тогда такой пример.
Представьте себе группу автономных клеток (для простоты пусть это будут бактериальные клетки) в ситуации "экологического кризиса" - жратва закончилась, а жить-то ведь надо. Какие будут предложения?
1. Можно жрать то, что раньше съедобным не считалось - отходы жизнедеятельности других форм жизни. Так возникают сапрофиты.
2. Можно начать жрать друг дружку. Так возникает хищничество. Вариант: жрем самого толстого не сразу, а откусываем по кусочку - паразитизм.
3. Можно перейти вообще на принципиально другой способ питания - фотосинтез. Так возникает автотрофия.
4. И самое интересное. Можно объединиться в группу, пойти и отнять жратву у одиночных клеток или у другой группы. Или даже коллективно поохотиться. Так, возможно, в естественной истории возникает феномен кооперации. Кооперация позволяет - хоть это тоже не вполне очевидно - экономить силы одиночными клетками.
Для кооперации необходимо а)выработать систему сигнализции "свой-чужой" и б)научиться при помощи более сложных сигналов координировать усилия. Все это приводит к возникновению у клеток некоей особой, впервые возникшей области поведения - СОЦИАЛЬНОЙ. Пусть вас не смущет термин "поведение клеток" - от уже устоялся. "Поведение" ведь не обязательно включает в себя понятие "психика". Есть наука о поведении животных (включая человека) - этология, есть уже и наука о поведении клеток - цитоэтология. Просто примите как данность.
Итак, запомним этот момент. Начиная с него клетка обязана учитывать в своем поведении интересы других членов сообщества (организмом это образование еще не является). Этот уровень социальности (сообщество) имеет примерами низкоорганизованные колонии клеток, стаи, стада и тп. Это пока не суперорганизм, потому что элементы пока сохраняют достаточно высокую степень автономии и в случае чего отлично проживут и без общества. Неписанный "социальный договор" (не путать с "общественным договором" Гоббса) здесь еще может быть расторгнут.
Да, перед тем как мы двинемся, введу новый термин. Исходя из предположения, что социальность на всех уровнях оранизации у нас одна и та же, невзирая на различия в механизмах ее реализации - ядро клетки или мозг млекопитающего, отныне будем называть нашу клетку "социальным элементом"
Дальше. Вообразите себе сообщество, в котором часть членов кооперируется друг с другом, а другая - решила, что им это все на фиг не надо и вообще это не их была идея кооперироваться. Общество в котором ты не уверен, жулик твой сосед или честный человек. Ты ему денег, а он и про долг забыл и вообще уже в другой стране. Вообразили? А теперь представьте себе общество, в котором честно кооперируются все? Какое будет при одинаковых условиях процветать, а какое - постоянно тормозить и не поспевать к раздаче хавки? Очевидно? Делаем еще один шаг.
Какой из представленных видов альтруизма (а это с точки зрения этологии были именно они) имеет перед другим преимущества и когда? Чистый альтруизм (бескорыстное жертвование) или реципрокный ("ты мне, я тебе" ака "разумный эгоизм")?
Это, очевидно, зависит от ситуации. Если в обществе чистых альтруистов, привыкших к всегдашней кооперации (ты кооперируешься, твой сосед кооперируется, все кооперируются - идиллия) случайно возникает (вследствие мутации, они ведь ненаправлены - нельзя требовать, чтобы в хорошем обществе происходили только "хорошие" мутации) "жулик" (не пугайтесь слова, в социоэтологии "жулик" - легальный термин ), то одна такая "паршивая овца" в перспективе способна убить стадо. Как она это делает?
По Дарвину, она, "паршивка", в среде чистых альтруистов имеет все преимущества. Сечете? Она делает, что хочет, а с ней кооперируются все. Следствие - ее "репродуктивный успех" зашкаливает, она плодится как кролик, естественно, передавая потомкам пресловутый ген "жульничества". Пройдет всего несколько поколений и сообщество чистых альтруистов превращается в общество чистых эгоистов потому что альтруисты все нахрен повымерли. Этот процесс английский математик и эволюционист Мэйнард Смит даже смоделировал на компьютере. Результат всегда был один и тот же. Сообщество "святых" неизменно демонстрировало нестабильность.
Другой пример (стратегия "Зуб за Зуб"), наоборот демонстрировала завидную стабильность и жизнестойкость. Стоило в обществе завестись жулику, он успевал только по одному разу надуть каждого из членов сообщества. Затем его быстро вычисляли и впередь уже с ним не кооперировались. Совокупный репродуктивный успех его в популяции оказывался ниже чем у собратьев и он умирал, не оставив потомков. Очевидно, что член сообщества имеет преимущества перед одиночкой? А этот жулик оказался в условиях, когда, формально будучи включенным в сообщество, он фактически был изолирован от него. Сечете? Условный ген "взаимного альтруизма" процветал, ген "жульничества" сосал.
Идем дальше. Если все-таки педположить, что в обществе "чистых" "овцы" нету, то какое из двух обществ будет эффективнее функционировать? Правильно, первое. "Чистые". Потому что в обществе "разумных" каждый элемент в отношении ближнего должен постоянно решать непростую задачку: "жулик" это или "свой". Со временем в обществе разумных эгоистов (к которому, кстати относится и наше с вами) эволюционно выработались критерии доверия и мы до сих пор сознательно или бессознательно опираясь на эти врожденные критерии (мы их называем по-разному: "симпатия", "любовь", "эстетическое чувство" ), ту же самую задачку-то и решаем. Выработались также и меры с другой стороны. Ест определенные черты лица или жесты, которые вызывают в нас чувство доверия, невербальный отклик. А ген "жульничества"-то возникает, вспомним, случайным образом. Поэтому большого успеха в нашем насквозь этологическом, что бы ни говорили идеалисты, обществе может добиться жулик с располагающим лицом.
В крупных городах Японии, например, за последние несколько десятилетий явно прослеживается тенденция к общей инфантилизации (ребенок вызывает меньше агрессии, ему верят) и европеизации облика. Не исключено, что именно "европейскому" облику своих членов, выработанному эволюцией раньше чем у других рас, западная цивилизация и обязана в значительной степени своим успехом. Антропологи отмечают, что у престарелых лиц монголоидной и негроидной рас происходит явная "евпопеизация" облика. А поскольку за престарелыми членами в обществе, обычно, закреплен высокий статус, их облик (светлые волосы, чуть скошенные наружными краями вниз глаза и др.) связывают с опытом и мудростью, то и причины успеха "внушительно выглядящих" европейцев становятся понятными.

Ну, это опять было лирическое отступление. Для нас важно другое. Общество чистых альтруистов эффективнее, а общество реципрокных - устойчивее. Нельзя ли нам как-нибудь объединить эти два свойства и получить качественно новую ступень развития общества? Оказывается можно. Для этого в сообществе должен появится институт "иммунных клеток". Основная их функция (как считается самими же иммунологами-эволюционистами) - распознавание и уничтожение (вариант: изоляция и "исправление") антисоциальных элементов, как только они появятся (а что появятся рано или поздно это можно гарантировать - мутагенов в среде много, клеток в системе миллиарды). Тогда и общество здоровое и стабильность его гарантирована. В обществе аналогичные функции, как известно, исполняет аппарат правоохранительных органов.

И вот мы, понимаешь, пришли к самой интересной части нашего повествования. К самоубийству.

Самоубийство в эволюционно продвинутой социальной системе типа "организм" есть норма. Оно встречается и у клеток (известное как апоптоз или "программированная клеточная смерть") и у нас с вами. И у китообразных. И у социальных насекомых (тоже нормальный биологический термин). Короче, везде, где социальность зашла достаточно далеко.

Несколько слов о концепции "самурайского закона" Скулачева. Сей последний известен во всем мире как исследователь биоэнергетических процессов в клетке, цитофизиолог, биохимик. Связан с открытием феномена программированной смерти митохондрий, нобелевский номинант. Выдвинул гипотезу, согласно которой старение, самоубийство, инфаркт и некоторые формы рискованного поведения (алкоголизм, табакокурение) есть лишь следствие работы общебиологического закона. По этому закону любая достаточно продвинутая социальная система избавляется от отживших свое и бесполезных членов сообщества при помощи некоего скрытого в индивиде механизма социального контроля. Вот цитата: "Во всех живых системах, начиная с внутриклеточной органеллы до организма, существует система самоликвидации. Она срабатывает в том случае, когда живая система становится опасной или ненужной биологической системе, стоящей выше по иерархической лестнице. Митохондрия делается ненужной клетке, а животное - сообществу своих сородичей."

Теперь, наконец и моя концепция.
В каждом социальном элементе независимо от уровня организации социальной системы, в которую он включен, есть две конституированные материально сферы поведения - "социальная" (альтруистическая) и "автономная" или "индивидуальная" (эгоистическая). У человека эти две сферы кониституированы как два функцнально асимметричных полушария головного мозга. У клеток в многоклеточном организме я не знаю как это конституировано. Возможно, как две функционально асимметричные части генома или как два параллельно идущих внутриядерных процесса. Не знаю. Это то, что еще предстоит проверить и что, буде оно подтвердится, станет весомым аргументом в пользу моей точки зрения. Сия бинарность социального элемента вообще неплохо соотносится с двухкомпонентной терией личности (от Платона-даосов до психоанализа). Одна часть (социальная) по мере эволюционного продвижения начинает все более доминировать над другой (эгоистической, природной). Общественные задачи все более доминируют над индивидуальными. Это с ростом системы порождает в социальном элементе все большое количество внутренних конфликтов.

Конфликты эти могут быть разрешены одним из трех способов.

1. "просоциально": единица что-то меняет в своем поведении, что устраивает ее микроокружение и оно, это микроокружение, сигнализирует ей "все ОК, подруга, ты с нами"

2. "антисоциально": единица десоциализируется, "бунтует" - ведет себя так, как будто никакого окружения вообще не существует. Как будто она автономна. Естественно, чистый эгоизм в обществе наказуем. Ей в конце концов заинтересовывается иммунная система или, в системе с "реципрокным альтруизмом", ее гнобят ее же соседи. Она оказывется в изоляции, что связано со снижением ее репродуктивного успеха... ну и т.д. Тут уже либо общество индивида, либо индивид общество.

3. если не срабатывает ни один из этих вариантов, т.е. "социальное" начало в общественной единице не смогло адаптировать ее к общественным ожиданиям, тогда это "социальное" пытается эту единицу убить. И вот тут уже имеют место примеры ускоренного старения, непонятных болезней, рискованного поведения (преступное поведение как пример; экстримерство), наркомании, алкоголизма, табакокурения. Все по Скулачеву. Клетка-единица будто стремится "жить быстро" - скорее освободить от себя общество. Суицид ("быстрый" или растянутый во времени, прямой или опосредованный чужими руками) есть третий возможный исход конфликта.

ЗЫ: Из этой моей модели напрашивается сам собой весьма такой нетривиальный вывод: крайние эгоисты (негодяи) и крайние альтруисты (святые) с собой никогда не кончают. Счеты с жизнью свойственно сводить нормальным людям.

Вот ссылки по теме:
1. об эволюции альтруизма
http://if.russ.ru/issue/12/20030326_sal.html
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/5 (список ссылок)
2. о "самурайском законе" Скулачева:
http://www.sciam.ru/2004/5/profile.shtml
http://elementy.ru/lib/25551/25553
http://nauka.relis.ru/08/0112/08112028.htm
http://www.scorcher.ru/art/long_life/fenoptoz.php

Сбрасываю накопившееся

Суббота, 12 Ноября 2005 г. 07:46 + в цитатник
1. Итак, вчера смотрели "Бараку". Я полностью ее смотрел впервые. Да еще и на большом экране.
Скажу сразу, полной немоты от восхищения у меня все-таки не было. Фильм довольно старый - 1992г. - и все изобретенное в нем - как это обычно и случается с культовыми фильмами - быстро расхватали на цитаты. Все или почти все, что есть в Бараке, есть и в документалках канала "Дискавери" - символы, операторские фишки, стиль фонового музла (это был несколько позже вошедший в моду New Age). Но "Барака" велика для меня все-таки не этим.
Вфильме я столкнулся с примером использования оригинального киноязыка. Нового для меня киноязыка. Впервые я увидел, как весь 96-минутный фильм построен на нем. На языке глаз и ушей. Языке картин, а не слов. И мне было круто.
Рон Фрайк - оператор трилогии "Koyaanisqatsi", "Powaqqatsi", "Naqoyqatsi" реж. Годфри Реджио (Godfrey Reggio). Отсюда, говорят, "немота" и красотишша.
Мне, к сожалению, упомянутую трилогию посмотреть пока не довелось, поэтому, с одной стороны, не могу сравнить, а с другой - сохранил чистоту восприятия "Бараки". Ю.И. говорит, что фильм - просто "ньюэйдж" в кино. Стилизация под местные колориты, но не аутентичность. Адаптация под вкусы западного зрителя-слушателя. Нехорошо, короче. Мне все равно.
"Барака" - рулез. "Барака" - гипноз.
Понравившиеся моменты.
Начало фильма мне сильно напомнило начало "Одиссеи 2001" Стенли Кубрика. В горячей воде сидит пушистая китайская обезьяна и с умными глазами вроде как медитирует. Глаза просто светятся мыслью, блин. Титр "БАРАКА" на фоне солнечного затмения, снятого из космоса и атмосферно-помпезного музла.
Дальше там невербально (!) проводится мысль о космической катастрофе-катастрофах, после которых жизнь на планете фозникла и появился человек. Память о ней сохранилась в ритуальных плясках примитивных народов.
Фильм снят в период экологического бума и весь этот пафос в нем, конечно. присутствует. Фильм о связи человек-природа, о потребительском отношении к ней. О трагедии человека как единственного разумного существа на планете, о современной цивилизации в противоположность т.н. "примитивным". О войне как о безумстве, охватившем эту цивилизацию. Местами фильм смотреть довольно страшновато. Там и топки Освенцима, и концлагерь Пол Пота в Камбодже, и кремация трупов на берегу Ганга, и роющиеся на свалке в передместье Калькутты люди, собаки и коровы. И горящие нефтяные скважины в Кувейте. И пустыня, с высоты птичьего полета слошь покрытая раздолбанной военной техникой. И молодой еврейский солдат у стены Плача. И девочка индианка в дождевых лесах. И бомжи-дети на улицах какого-то бразильского города. И мнгое другое. Фильм задевает и не отпускает еше некоторое время после просмотра. Очень рекомендую активистам-экологам и интересующимся этнологией-антропологией.
Еще очень рекомендую подросткам. Сильно способствует формированию самостоятельной личности. Все возникающие по ходу фильма мысли - это с уверенностью ТВОИ мысли. "Немой" фильм этим и хорош.
Сильно гипнотическое воздействие оказывает сцена в конце, когда японский монах долго раскачивает колотушку японского колокола и в момент, когда колотушка, наконец, достигает металла, вместо первого удара мы видим прыжок худющей молодой африканской женщины (или подростка, там не разберешь) в кругу соплеменников. Она продолжает прыгать в ритм ударов. Камера смотрит на нее сверху.
Еще в фильме много кругов и спиралей. Индейцы в начале фильма колгочут сидя на пятках, их руки (сотни рук) при виде сверху как бы закручиваются в спираль. Суфийская школа. Молодые люди в юбках под началом умудренного наставника в чалме кружатся и кружатся в бесконечном танце. Солнце, постепенно открываемое сдвигающимся диском луны. В момент выхода краешка солнечного диска все в мире заливает чудесный свет.

Несколько слов о технической поддержке. У "Киноклуба", наконец, появился проектор, экран и собственный комп с CD/DVD-резаком. Теперь фильм одновременно могут смотреть не 7-12 человек, как раньше, когда был тока "домашний кинотеатр", а все 25-30. Так вот. А главное, теперь мы можем смотреть ВСЕ. Все, что накопилось в кинотеке за два года в виде авишек и мпегов. Плюс еще остается "кинотеатр" для просмотра кассет. Факульет и "Клуб" здорово проапгрейдились с этим приобретением. Ура.

2. Вышла моя статья про "Олдбой" Вот линка: http://philos.omsk.edu/ (раздел "Киноклуб"/"Обсуждения"). С иллюстрациями.
3. Насчет статьи о самоубийстве. Я решил выложить ее одним из последующих постов для обсуждения. Или вкратце изложить логику ее сейчас. Как покатит. Смотря сколько у меня времени в инете.

Расту, блин

Четверг, 10 Ноября 2005 г. 12:53 + в цитатник
И "Растишка" от "Данон" тут вовсе не при делах.
Написал статью на конференцию ("Хрен-бы-знал-как-она-называется", педовский психфак, 30 ноября 2005). Статья называется "Самоубийство и социальный органицизм". Я там доказываю, что самоубийство - один из наиболее фундаментальных признаков социальности. Социальности, понимаемой расширительно - так, например, социальны муравьи, живущие гигантскими колониями и клетки в многоклеточном организме. Эти последние даже являют собой наиболее продвинутый образчик - сие показывается в работе. Кооперация, альтруизм и самоубийство - суть три базовых условия эволюционно продвинутой социальной системы. Чем большее из перечисленного присутствует в системе, тем больше система похожа на спенсеровский "сверхорганизм".

Приходите, ежели интересуетесь социологией или социальной философией. Будет интересно. Мой научный руководитель (к.филос.н. Деревянченко Ю.И.) предложил даже подать с этим заявку на грант. Буду оформляться. Сначала откажут конечно - всем же отказывают. А со второй попытки, может, и выбьется денежка. С этой работой (или связанной с ней) предполагается в апреле съездить в Москву и Новосиб. Такие дела.

Живите богато, господа.

Новые люди. Про то, как мы в честном бою одолели ОмГУ и про "Бараку"

Вторник, 08 Ноября 2005 г. 14:49 + в цитатник
В колонках играет - Сплин ("Сидели-курили")
Настроение сейчас - лучше некуда

Приветствую нового ПЧ!
Cеленка(http://www.liveinternet.ru/users/642979), добро пожаловать!

Теперь будет немножко слов о преодолении.
В воскресенье ходили на медведя, тьфу... на "Что? Где? Куда?" в госунивер. Впервые. До этого туда один раз ходили тока наши культурологи (1 курс). Я о борзо-активных перваках нынешнего года уже писал. Там мы сошлися ради интеллектуального мордобития с сорока двумя (!) местными командами... и порвали их все нахрен. Первое место.
Надо сказать, что в "классическом " ЧГК имеет четырехлетнюю традицию (у нас в нее играют только второй год) и победили мы там с минимальным отрывом в одно очко - следующая за нами команда, забыл как ее... поимела 11 очков. У нас - аж 12.

Подавляющему числу команд там, сказать правду, надо не в ЧГК играть, а в КВН. Клоуны. Мы теперь туда регулярно ходить станем. Хай знають.

Написал статью про самоубийство и социальный органицизм. Опубликуют в коце ноября в сборнике конференции у нас в педе. Подробности позже.

Еще одно ЗЫ. Мы в пятницу в 16.00 на факультете (Мира 32, третий этаж, "Киноклуб") смотрим "Бараку" Рона Фрайка (Baraka, Ron Fricke)
вот вам две рецензии:
#1 "По духу и форме фильм близок к «Koyaanisquatsi». Прекрасные съемки традиционных ритуалов разных народов, — от православной службы до африканских танцев, от суфийского кружения до экзотического ритуала Бали. Буддистская медитация в центре бурлящего города. Как и в «Koyaanisquatsi», в фильме нет слов. Образы, сменяя друг друга, рассказывают свою особую историю"
#2 "Описать "Бараку" сложно. Непрерывный видеоряд, в который вошли потрясающие кадры красивейших мест Земли, необычные ритуальные обряды различных племен, съемки жизни в городе и многое многое другое. Съемки "Бараки" проводились в 24 странах мира, на нее угробили тонну денег и несколько лет. И надо признать, что вложения окупились - документалка вышла захватывающей. Фильм затрагивает в душе какие-то неведомые струны когда смотришь на шикарные картины живой природы или на сцены из жизни какого-нибудь захолустного городишки... Все это происходит под соответствующее звуковое оформление, которое достойно отдельного рассмотрения.
"Барака" действительно стоит того, чтобы ее увидеть. Хотя бы раз".

Шедевр киносимволики и невербалики.
Вот вам одна только сцена для затравки.

Камера проезжает по проходу мимо двух рядов клеток с курами. Клетки тянутся до потолка. Впереди - свет из открытого окна в конце коридора. Камера наезжает на окно и мы видим мир за ним. Мир этот - два ряда уходящих в небо небоскребов. Перекидка: сортируемые на птицефабрике цыплята - сортируемые эскалаторами, вращающимися дверями и светофорами люди.

Короче, приходите (http://philos.omsk.edu)
Будет интересно.

Голо Сования

Суббота, 29 Октября 2005 г. 14:13 + в цитатник
Мы с миленком Ванею
Шли на голосованию.
Сперва разделись догола,
Потом сования была...
(частушка)

Пытался тут создать полл на тему "Опасна ли свобода слова в инете?". И ни хрена у меня не вышло. То ли нельзя - бесплатный аккаунт, то-ли попросту руки у меня кривые.
Вот.

Сижу. Курю.

Суббота, 29 Октября 2005 г. 13:15 + в цитатник
Не травку, господа. Без ахтунгов.
Пашка Николин (люмьерекс) теперь, оказывается, - скандально известный нет-журналист. Так вот. На него собираются подать в суд. "За клевету". Чувак рассказал о том, что знает касаемо покушения на свово дядю-бизнесмена.
Беспокойный малый.

Выходные проходят скучно. Если бы не кино. Вчера, например, смотрел "Мечтателей" Бертолучи - уже пишу рецензию. Это помимо обещанной Деревянченко ранее - на "Своих" Месхиева.
Ю.И., кстати, вручили вчера наручные часы "за заслуги перед ОмГПУ". Его реакция: "лучше б денег дали".
Еще из смотренного в последнее время: "Плоть дрожащая" ("Живая плоть") Педро Альмадовара и "Миссия `Cеренити`".

Поздравляю всех бывших и текущих педовских студентов-аспирантов с прошедшим Днем Универа. Нам исполнилось... хрен его знает сколько. 73? 75?
Не помню я.

Замути новый день

Четверг, 27 Октября 2005 г. 17:08 + в цитатник
Отдал Пашке Страшному (это не прозвище, это,понимаешь, фамилия такая; Паша - факультетский вебмастер) свою рецензию на "Олдбоя". И html-версию "Субкультуры". Рецензия написана стебательски-подростковым языком - вся на эмоциях. "Тарантино - лох" и т.п. Выложу ссылку несколько попозже, как тока текст появится на философ.омск.еду.

Второй раз мы сделали всех на внутрипедовском ЧГК. Уже отношусь к этому спокойно. Удивлен появлением команды первокурсников-культурологов - активный у нас пошел первый курс. Философы так те себе уже и аудиторию отремонтировали сами, стены в болотный цвет раскрасили... Ладно. Жду вот не дождуся межвузовского чемпионата (когда будет пока неизвестно).

Ирка уехала домой на выходные. У нее через неделю игзэм - учится на пятом курсе матфака. Хреново.
У матфака, кстати, команда называется "Тупой угол". Забавно.

Алису сегодня мельком видел - спешила на свои пары в сервис.

Говорил с Витей Сурковым, он только что вернулся из командировки в Москву. У нас туда съездил еще и Ваня Гольский - командировка от Врубеля (он там работает). Говорят холодно там - в Омске теплее. Авось тоже смотаюсь туда по весне. Увидим.

Отсидел четыре пары и понял какой у нас все-таки крутой фак. И как нам всем повезло с преподами. Люди (мои однокурсники) малеко зажрались и не ценят этого. К хорошему же, блин, быстро привыкаешь. Сегодня этим "хорошим" для нас были д.филос. н. Синченко Г.Ч. и к.филос.н. Зайцев П.Л.
Синченко этот - совместитель из академии МВД. Я у него на защите был (проходила в один день с Николинской). Он тогда на меня впечатление маниака произвел - все время будто косил под Ильича: раскачивался на пятках, только что пальцы подмышку не засовывал. Сыпал где надо и где не надо латынью. Короче, нервничал. А вообще мужик оказался - гений-рассказчик; прямо кумир молодежи. Актер с большой человеческой буквы.
То же самое можно сказать и о Зайцеве. Насчет кумирности. Но этот - больше, пожалуй, кумир женской половины универа. Благодаря П.Л., кстати, я и оказался на философском - он мне еще в бытность мою студентом-биологом привил некоторое уважение к гуманитарному знанию. Рассказчик, опять же от бога. День у меня, короче, прошел не зря.

Вот, вроде, и все.
Brand, как говорится, New Day.


Поиск сообщений в Атаев_Ренат
Страницы: 6 5 4 [3] 2 1 Календарь