Свершилось! И многие товарищи офицеры в отставке, внимательно прослушав доклад министра Сергея Шойгу (под недобрым взором Верховного Главнокомандующего) на Коллегии министерства обороны … отправились прямиком к буфету. Налить рюмочку и без закуси тут же хлопнуть, как положено служилому. За долгожданные хорошие новости.
К этому судьбоносному докладу не раз буду возвращаться аналитическими статьями, очень много требуется расшифровать для непосвященной публики, пока зафиксируем общие ключевые моменты. Повышающие тревожность, с одной стороны, но с другой обнадёживающие: военно-политическое руководство осознало реальную угрозу столкновения с НАТО в конвенциональном конфликте без применения ядерного оружия. Итак, ключевые моменты намеченной реформы:
-
возвращаются старые военные округа: Московский и Ленинградский
-
в Карелии будет развёрнут особый армейский корпус
-
две новые мотострелковые дивизии появятся Херсонской и Запорожской областях
-
ВДВ получат дополнительно две десантно-штурмовые дивизии
-
семь мотострелковых и танковых бригад будут развёрнуты в дивизии.
-
бригады морской пехоты развернут в дивизии.
-
ВКС получат 8 новых бомбардировочных полков, один истребительный
-
будут развёрнуты новые шесть бригад армейской авиации
-
сухопутные Силы получат 8 артиллерийских дивизий (в том числе большой мощности);
-
возраст призыва на срочную службу будет 21 год, предельный – 30;
-
численность ВС назначена в полтора миллиона человек (в том числе 670 тысяч контрактников)
-
танковые армии получают в штат смешанную авиадивизию и бригаду армейской авиации из примерно 80-ти ударных вертолётов.
(иллюстрация из открытых источников)
Дивизия! Родная!
Именно после этих слов и потопали к буфетам товарищи офицеры запаса, понимая: наступили суровые времена, когда требуется либо намертво держать фронт против превосходящего противника, либо его прорывать. Что сегодняшними бригадами и батальонно-тактическими группами делать не то чтобы невозможно, скорее — проблематично, нужен высочайший пилотаж в межвидовом взаимодействии войск, другой уровень всех видов разведки, наисовременнейшие средства управления/связи.
Хотелось, конечно, не очень военному человеку Сергею Кужугетовичу колкость ввернуть, чтобы он лично разобрался, с какой целью создавались именно бригады. Не при Сердюкове, ещё в советские времена. Почему сломали систему «рота – батальон – полк – дивизия – армия». Одна из главных причин крылась в переизбытке полковников, очень желавших на пенсию отправиться с генеральскими погонами и законной дачей.
Никто не отменял и правило семейной преемственности, но штаты не выдерживали такого числа сынов и родственников. Потому что положено было со времён Великой Отечественной: командир полка — полковник, а дивизионный начальник — цельный генерал. Вот и придумали бригады, на деле бывшие просто усиленными полками. Добавили в штат танковый батальон, артиллерийский дивизион, чутка ПВО — бригада! А полковник получает возможность дослужиться до генерал-майора.
Министрам обороны давно следовало разобраться в порочности и бесполезности бригадной структуры, а уж после «Мюнхенской речи» Путина намертво вцепиться в дивизионную схему, остановив «бригадно-батальонные эксперименты». Но в тот год в министерство обороны назначили гражданского шпака Сердюкова, а бывший при нём начальник Генштаба Николай Макаров … скажу неприятную вещь, но был либо настоящим изменником Родины, либо предателем по зову души. Не бросайтесь в комментарии с возмущением: они немало полезного сделали! Сделали, но вреда нанесли несоизмеримо больше.
(иллюстрация из отрытых источников)
Бездумное сокращение офицерского корпуса и военных училищ, тотальный разгром органов боевого управления, мобилизационной «кадрированной» системы, тылового обеспечения системой гражданского «аутсорсинга». И окончательный перевод Армии на бригадную систему организации. Это называется уничтожением единого организма, который строился десятилетиями. СВО хлебнуло такую реформу сполна, заплатив хаосом тылов, дикой солянкой боевых частей без единой системы связи и управления, отсутствием ремонтно-эвакуационных мощностей.
А частичная мобилизация вскрыла вопиющие проблемы — мертвую мобсистему, острейшую нехватку офицерских кадров, пустые склады снаряжения и техники, отсутствие производственных мощностей для расконсервации и многое другое. Но самое главное — разрозненные бригады оказались неспособны выполнять те задачи, которые должны решать в модели той войны, которую организовали стратеги НАТО.
Расформирование дивизий и создание на их базе бригад постоянной готовности проходило без научного обоснования, не были проведены сравнительные маневры частей по переброске на большие расстояния, выполнение боевых задач. Дивизионная структура более медленная, бесспорно, но проверенная десятилетиями практикой и кровью. С заточенной под неё устоявшейся системой управления/обеспечения. Есть театры боевых действий, куда бригады нельзя посылать в принципе.
Как сегодня в Северное Причерноморье, где не нужна пресловутая «мобильность и гибкость», а лишь грубая дивизионная или корпусная сила с гипертрофированной ударной мощью и высокими огневыми возможностями. Находящимися в одних руках командующего. Идеальный инструмент глухой обороны или стремительного прорыва. А бригада средняя да мотострелковая — обманка для командира: три мотострелковых и один танковый батальон, артиллерийский и зенитный дивизионы. С постоянным некомплектом личного состава в них.
(иллюстрация из отрытых источников)
Теперь принято пусть запоздалое, но единственно верное решение: воевать должна простая и управляемая структура «рота – батальон – полк – дивизия – армия – фронт». Гонять бармалеев в Сирии бригадами можно было, как и выполнять мелкие задачи региональных конфликтов малой интенсивности, но общевойсковые задачи таким частям оказались не по плечу. Даже если собирать в ударные квази-кулаки.
Придется вертаться взад, на новом техническом уровне воссоздавать старое, забытое и разрушенное. Возвращаемся в далёкий 1941-ый год. Когда огромные мехкорпуса РККА из тысячи танков оказались неуправляемыми, были сожжены в первый месяц войны. Под Москвой пришлось садиться «за парты», методом проб и ошибок спуститься на бригадный уровень комплектования и командования, потом перейдя на уровень танкового корпуса. Чтобы перейти границу СССР в 1944-ом жуткими по пробивной силе танковыми армиями. Научившись ими управлять, снабжать, применять, побеждать.
Дивизии … не скоро они появятся, как и смешанные бригады авиации, артиллерийские кулаки особой мощности. Долгая дорога в несколько лет. Двести самолётов, столько же вертолётов, тысяча пилотов, сотни современных танков и артсистем. Подготовленные расчёты и экипажи. Но путь понятен, как и стоящие перед Россией задачи. Ладно, об этом в другой раз, сегодня ударимся в воспоминания, большей частью горькие.
Первый трещины
В 1999 году еще премьер-министр Владимир Путин, прибыв на Северный Кавказ вникнуть в вопросы отражения нападение ваххабитов Басаева и Хаттаба на Дагестан, столкнулся с проблемой — велика Россия, да защищать её некому. Главнокомандующий позже признался: ему с огромным трудом удалось собрать со всей страны достаточное число боеспособных воинских подразделений (подтверждаю лично!). Ельцинские реформы 1992-1995 годов показали, что частей постоянной готовности недостаточно даже для борьбы с иррегулярными бандитскими формированиями, оснащенными стрелковкой и миномётами.
(иллюстрация из открытых источников)
28 марта 2001 года министра обороны Игоря Сергеева сменяет тоже Иванов, но Сергей. Происходило всё в прямом эфире, больше действо походило на подавление мятежа. Офицерский корпус замер в глубоком недоумении, министерством поставили командовать гражданского шпака без толики военного образования. В Армии резко подскочило число происшествий и катастроф с техникой, грянули громкие скандалы с «неуставщиной» из-за смешанной системы призывники-контрактники.
Именно Сергей Иванов начал реформирование (приписываемое Сердюкову), анонсировал сокращения штатов на 300 тысяч человек (включая высший офицерский состав), но пообещав за счёт высвобождаемых ресурсов рост военного бюджета для закупки современных вооружений. Ими, по замыслу, станут чудесно управляться профессионалы контрактной службы. При этом министр устроил террор против уклонистов от призыва, на улицах городов начали хватать-проверять «лиц призывного возраста». Был гранд-скандал.
(иллюстрация из открытых источников)
Как и в случае с показательной неудачей укомплектовать Псковскую воздушно-десантную дивизию одними лишь контрактниками. Не нашлось нужного числа добровольцев. Таким же громким фиаско завершились прожекты по обязательным отчислениям предприятий ВПК с экспортного оборота в фонд «перевооружения армии». Армия, при всех усилиях, профессиональной становиться не желала, все молчаливо согласились со смешанной системой комплектования. Устроив командирам нижнего звена лютый головняк с текучкой личного состава из призывников.
Учения (особенно с участием зарубежных «партнёров») становились не отработкой боевых навыков, а выставками «достижений военного хозяйства» России. Именно при Сергее Иванове появился «не имеющий аналогов» термин, от которого изжога по сей день. Любой выход войск в поле стал отработкой малых «антитеррористических операций», что сакрально понижало сам принцип существования Армии, всегда нацеленной на решение глобальных проблем нацбезопасности.
Накапливались вследствие такой «концепции» ЧП, катастрофы и всякие инциденты, громкие провалы начали случаться даже на международных учениях. Сергей Иванов не получил ожидаемый всеми пост премьер-министра после смещения Касьянова, Владимир Путин предпочёл технаря Михаила Фрадкова, нежели прожектёра от военного ведомства. Который всё-таки довёл до конца реформы в одном показателе, с 2008 года сделав срочную службу одногодичной, несмотря на протесты военных.
Не Сердюков, а именно Иванов завершил сокращение численности Армии и Флота до показателей «оборонной достаточности» в один миллион человек, начал сокращение «избыточного офицерского состава» не путём прямых увольнений — сокращением военных кафедр и военных вузов.
«Сердюковщина»
2007 год. Второй срок президента Путина подходит к концу, народ гадает: кто будет преемником? Активный либерал Медведев или консервативный и всегда насупленный министр обороны Иванов? Чтобы интригу подогреть (а на самом деле из-за низких рейтингов), Кремль назначает последнего первым заместителем Председателя Правительства. Армия вздыхает с облегчением, но всем понятно — это отставка с оценкой «неуд».
Недолго радовались, следующим министром обороны назначается ещё более отъявленный шпак Анатолий Сердюков. Которого срочно начали возить каждый день в Генштаб, чтобы двухчасовыми лекциями объяснить отличие солдата от полицейского или охранника супермаркета. А «кремлёвские источники» сообщали СМИ: назначение техническое, призвано:
«повысить эффективность расходования бюджетных средств и ресурсов, вкладываемых в оборону и для искоренения коррупции после проведения полной инвентаризации ведомства»
Как сам потом заявлявший о полном отсутствии информации о назначении, срочно прошедший трёхмесячный экспресс-курс Военной академии Генерального Штаба, господин Сердюков … 18 сентября 2007 года подаёт Президенту рапорт об отставке с поста министра обороны. Вместе с правительством Фрадкова. Отставка не принята, хотя он настаивал. Портфель министра сохраняется после избрания Дмитрия Медведева.
(иллюстрация из открытых источников)
Первая проверка работы Сердюкова проходит в горниле августа 2008-го года, когда грузинские войска врываются на территорию Южной Осетии и атакуют наших миротворцев. Армия сработала почти идеально по старым планам развёртывания, но реформирование решено продолжить, чтобы избавиться от наследия Георгия Жукова 1956-1957 годов. Когда 17 % всех частей и соединений имели полный комплект личным составом, были способны выступить мгновенно и вступить в бой.
Остальные 83% считались «кадрированными», в процессе объявления мобилизации доукомплектовывались резервистами, в самые разные сроки (до года) полностью разворачивались в штаты военного времени. Именно с этой ордой полковников и подполковников, которых накапливалось в Армии больше младших офицеров, — начал борьбу Сердюков.
(иллюстрация из открытых источников)
Попутно избавляя бюджет страны от содержания прежней 20-тимиллионной советской мобилизационной структуры, которую должна заменить армия числом в 800 тысяч постоянной и полной боевой готовности. Вот тут господин Сердюков справился, наследие Георгия Константиновича уничтожил под лозунгами «нового облика Армии и Флота, искоренения коррупции». А решить вопрос обороноспособности должна была заветная мечта подражателей западной организации военной машины: трехзвенная структура «военный округ – оперативное командование – отдельная бригада».
Не буду ворчать сверх меры, идея опиралась на неправильно осмысленный опыт Грузинской кампании, когда удалось мгновенно поднять по тревоге части полной боеготовности и решить конфликт стремительным наскоком. Без объявления мобилизации, наличия крупных резервов. Но была упущена другая константа, постоянно продвигаемая маршалом Жуковым: естественные географические размеры СССР, даже при самом мирном сосуществовании с соседями и Западом диктуют жёсткие параметры мобилизации «если вдруг что».
Противник (блок НАТО плюс Китай) не сможет сразу выйти на поле боя отмобилизованным, требуется время и прохождение «угрожаемого периода» перед полноценной войной. Кадрированные части просто обязаны быть в наличии, чтобы постепенно наращивать мощь Армии, строго следуя за дипломатической эскалацией. Пополняясь резервистами и техникой/снаряжением с баз длительного хранения. Не какого-то бригадного современного, а именно дивизионного комплекта, знакомого уволенным в запас. Модернизации устаревшего? Сколь угодно, только сохраняй базовые принципы работы с техникой и оборудованием!
Но самым страшным был кадровый подрыв Армии. Количество штатных офицерских должностей сократили до 150 тысяч (до реформы было 350). Те, у кого уже был налажен быт, имелись квартиры — покинули ряды первыми, среди них (помимо проныр-приспособленцев) было немало дефицитных, высококвалифицированных спецов, которых на должности заманивали, «перекупали». Ликвидировали институт прапорщиков и мичманов. Да, категория проблемная, но решать её топором по живому (нет прапорщика – нет проблем) было нельзя категорически.
Среди них были не только завскладами, основную массу представляли опытные специалисты, обслуживавшие сложные образцы техники (на флоте, в ВВС, Космических войсках, РВСН и др.). По замыслу реформаторов, их должны заменить специалисты, не являющиеся офицерами, но имеющие высшее образование и успешно эксплуатирующие сложные системы, контрактники. Только вот они не появились, «институт профессиональных сержантов» (по аналогии с армией США) тоже.
(иллюстрация из открытых источников)
Именно прапорщики и мичманы были механиками и техниками самолётов, командирами низовых узлов связи, корабельными специалистами. Они обслуживали ракеты, атомные установки, самые сложные системы вооружений, составляли костяк технического обслуживания всех подразделений. Но о них забыли, разогнав критику о коррупции в тыловых и вспомогательных частях, на складах, базах хранения и штабах. Через три года, когда боеготовность многих частей снизилась вдвое, опамятовались. А при Шойгу прапорщиков вернули. Как и часть дивизий.
Так же учения показали, офицеры реформированных штабов не способны организовать и проводить мероприятия оперативной подготовки. Пришлось срочно выдергивать из отставки генералов, способных организовать оперативно-стратегические, оперативные и даже командно-штабные учения. В строй начали лихорадочно возвращать офицеров, ответственных за воспитательную работу с личным составом.
Сердюковская реформа больнее всего ударила по системе военного образования. Исчез научно обоснованный государственный заказ на подготовку специалистов в военных вузах, часть из них вообще прекратила приём. Больнее всего пришлось Военной академии Генерального штаба. При годовой потребности Армии и Флота в полутора сотнях специалистов, выпускалось … 11 человек (2009 год), 16 (2010-ый).
Огромный кадровый провал наступил к 2015-му, найти офицера с академическим образованием в главных штабах видов ВС, родов войск, военных округах и флотах, в командовании объединений — стало большой удачей. А малочисленные выпускники Академии готовились по старым программам, практически без учёта появления новых и перспективных видов вооружений, современных средств связи и управления. Результаты аукнулись сегодня, они известны…
Можно проехать гусеницами по «западничеству» реформаторов, тщательно переориентируемая на экспорт «оборонка» при Сердюкове начала откровенно не успевать за потребностями Армии и Флота в производстве качественного продукта. Появилась мода на иностранные разработки, их поставки были баснословно дороги, обросли лютыми коррупционными схемами. Французская экипировка, израильские БпЛА, австрийские винтовки, итальянские броневики, колесные танки, знаменитые вертолетоносцы «Мистраль», САУ на колесном шасси…
(иллюстрация из отрытых источников)
Что не успел провести в жизнь Сердюков с командой — второй этап реформ, за который взялся Сергей Кужугетович. За что сразу стал весьма почитаем. Но он (справедливости ради признаю) всего лишь следовал уже утвержденному плану мероприятий по решению социальных вопросов: повышение денежного довольствия, обеспечение жильём, профессиональной переподготовки и повышение квалификации. Программы стартовали в 2012-ом, сразу после отставки Сердюкова.
Выводы.
Оставлю за скобками арест Сердюкова, шашни с госпожой Васильевой, прочие коррупционные скандалы — неинтересно. В сухом остатке лишь зафиксирую, что действовал тот строго в рамках концепции, сформулированной задолго. Ещё в 1995-м принимается принципиальной решение: создать Армию «нового облика», ликвидировать «кадрированные» части, построить «компактную, профессиональную и контрактную» структуру для решения ограниченных боевых задач.
Сегодняшняя предложенная реформа многоуровневая, весь следующий год (предполагаю) уйдёт в основном на полную перестройку высшего звена управления, ведь появляются опрометчиво расформированные Московский и Ленинградский военные округа. Что изменит Генштаб и МинОбороны, им придётся вернуть в советские времена Георгия Константиновича, разграничить свои полномочия и обязанности.
Ой, какая свара будет по выполнению Государственной программы вооружения и Гособоронзаказа, сколько погон будет сорвано и уголовных дел заведено! Поскольку, уверен, Главнокомандующий утвердил План «Строительства и развития Вооруженных Сил», новые части придётся оснащать и вооружать, возвращать прежние системы управления, связи и (тьфу-тьфу) взяться за автоматизированные системы управления войсками/силами, как планировала Советская Армия в начале 90-ых.
Возвращение дивизионной структуры потребует восстановления систем межведомственного взаимодействия Вооруженных Сил, пересмотр всей структуры силовых структур в военных округах. Чтобы не было на поле боя дикой солянки мелких подразделения разной подчинённости. А формирование крупных боевых соединений подразумевает Единую Систему материально-технического обеспечения по цепочке «военный округ – армия – дивизия». Без головняка с МТО бригадного подчинения.
(иллюстрация из открытых источников)
Очень надеюсь: уберут бестолковую систему «филиалов» в структуре военной науки, восстановят под нужды полуторамиллионной Армии научно-исследовательских институты, а Главные штабы видов и родов войск получат отменённое «сердюковщиной» научное сопровождение деятельности. Стать доктором и кандидатом военных наук вновь станет престижной целью в жизни. Да и вообще — солдатом и офицером. Ладно, на сегодня пока всё, ещё не раз вернёмся к теме. Осталось догадаться, чьё имя получит это реформа … очень любопытно.
https://dzen.ru/a/Y6ZAaHIukVllH15c