-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЕнотЪ-потаскунЪ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.10.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 343





12 июня в народном календаре

Среда, 12 Июня 2013 г. 14:39 + в цитатник
Прп. Исаакий Далматский
Прп. Исаакий Далматский
  12 июня. На дворе и в народном календаре Исаакий Змеиный, Исаакий Бобовый, Исакий Змеевник. Русская Православная Церковь вспоминает Исаакия, игумена обители Далматской (Исаакия Далматского, † 383). По народному поверью сегодня - Змееиный праздник - змеи "ходят по лесам станицами" и убивать их очень опасно, каждому встречному-поперечному они будут мстить без всякого милосердия. В этот день на Руси сажали бобовые, приговаривая: «Уродись, бобы, и крупны и велики, на все доли, на старых и на малых, на весь мир крещеный».

  Прп. Исаакию Далматскому посвящён главный собор С.-Петербурга - Исаакиевский (собор прп. Исаакия Далматского, начат постройкой в 1818, закончен в 1858 г., арх. О. Монферран). Объясняется это тем, что основатель города, Царь-Реформатор, родился 30 мая (ст. ст., 1672 г.), в день памяти прп. Исаакия Далматского, отсюда последний был одним из небесных покровителей Петра I.

Исаакиевский собор. Фотография И. Смелова
Исаакиевский собор на закате


©Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

116 лет со дня рождения Великой княжны Татьяны Николаевны

Понедельник, 10 Июня 2013 г. 20:39 + в цитатник
  116 лет со дня рождения 29 мая/10 июня в Петергофе Вел. княжны Татьяны Николаевны, второй дочери Императора Николая II
Вел. кн. Татьяна Николаевна
Великая княжна Татьяна Николаевна. 1914 г.
и Императрицы Александры Федоровны, св. царевны-мученицы Татианы.
  Детство и отрочество её мало чем отличались от детства и отрочества её предшественниц - дочерей русских царей века паровых машин, колёсных пароходов и железных дорог: те же игры, то же окружение, наконец, те же самые официальные обязанности.
  Замечательна характеристика, данная ей два десятилетия спустя человеком, довольно хорошо знавшим её, трёх её сестёр и брата - их наставником, швейцарцем П. Жильяром:

  "Татьяна Николаевна, от природы скорее сдержанная, обладала волей, но была менее откровенна и непосредственна, чем старшая сестра. Она была также менее даровита, но искупала этот недостаток большей последовательностью и ровностью характера. Она была очень красива, хотя не имела прелести Ольги Николаевны.
  Если только Императрица делала разницу между дочерьми, то её любимицей была Татьяна Николаевна. Не то, чтобы её сестры любили меньше её, но Татьяна Николаевна умела окружать мать постоянной заботливостью...
".

  Шли годы. С началом Великой войны 1914 г. мы видим юную Татьяну Николаевну вместе с матерью и старшей сестрой Ольгой на курсах сестёр милосердия военного премени под руководством княжны Гедройц, заведывавшей Дворцовым госпиталем, по окончанию которых все трое - полноправные хирургические сестры в лазарете при упомянутом госпитале. В это время в Царском Селе уже действовал особый эвакуационный пункт, организованный самой Императрицей. В этот эвакопункт входили 85 лазаретов в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Луге, Саблине и др. местах, которые обслуживали около 20 санитарных поездов, носившие имена Императрицы и её детей. "Началось страшное трудное и утомительное время". - вспоминала впоследствии близкая подруга Императрицы фрейлина А.А. Вырубова, - "Вставали рано, ложились иногда в два часа ночи. В 9 часов утра Императрица каждый день заезжала в церковь Знамения, к чудотворному образу, и уже оттуда мы ехали на работу в лазарет".
  Надо ли говорить, что тяжкие испытания, выпавшие в годы войны на долю Государыни и великих княжон Ольги и Татьяны - участие в хирургических операциях, удаление ампутированных конечностей, перевязки гангренозных ран и т. д. - они выдержали с честью.
Романовы в форме сестёр милосердия
Императрица Александра Федоровна с дочерьми
Татьяной и Ольгой
  После известных событий февраля 1917 г. Татьяна Николаевна, вместе с остальными членами Царской Семьи и их ближайшим окружением, оказалась под домашним арестом в Александровском дворце. В это время дети Императорской Четы перенесли заболевание корью - из этого же времени (март-апрель 1917 г.) сохранилась пара фотографий, на которых все пятеро позируют с обритыми наголо головами.
  Затем был Тобольск, где Государь с сыном пилили дрова для ванны, а сестры кололи их на щепки. Сюда, в Тобольск, известный русский поэт С.С. Бехтеев передал через графиню А.В. Гендрикову своё пророчество в стихах "Молитва", предназначавшееся великим княжнам Ольге и Татьяне. Здесь дети переболели краснухой. Отсюда Татьяна Николаевна написала (2 октября 1917 г.) письмо З.С. Толстой, в котором делилась впечатлениями о новом месте жительства в бывшем губернаторском доме на улице Свободы: "Мы тут, в общем, ничего, устроились хорошо. Дом небольшой, но уютный. Есть балкон, на котором много сидим... Потом нам огородили часть улицы перед домом, где мы гуляем, т. е. ходим взад и вперед - 120 шагов длины..." Потом было расставание на месяц с родителями, их людьми и сестрой Марией, увезёнными в неизвестном направлении, и, наконец, долгожданная встреча и воссоединение с ними в Екатеринбурге 10/23 мая 1918 г.: "Около 11 (часов. - прим. автора) 3 девочки появились вдруг с Алексеем - спасибо за такую радость, что они снова рядом". - написала в этот день в своём дневнике Императрица.
  Большую часть последнего дня своей земной жизни 16 июля 1918 г. Татьяна провела наедине с матерью - за духовным чтением...

Царская Семья под домашним арестом. Царское Село. Апрель - май 1917 г.
Царская Семья под домашним арестом. Царское Село. Апрель - май 1917 г.
Первая справа - Великая княжна Татьяна Николаевна

© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

241 год со дня рождения Петра Великого

Воскресенье, 09 Июня 2013 г. 22:44 + в цитатник
Петр I Алексеевич
   241 год со дня рождения 30 мая/9 июня 1672 г. в Москве царевича Петра Алексеевича - будущего Императора Всероссийского Петра Великого.
   "30 мая 1672 года", - напишет впоследствии русский историк С. Князьков, - ""в отдачу часов ночных", т. е. на рассвете, родился у многосемейного царя Алексея Михайловича сын. Это был его четырнадцатый ребенок, но первый от второй жены его, царицы Натальи Кирилловны".
   Рано утром 30 мая 1672 г. москвичей разбудил благовест в Кремле, призывавший всех к молебну. Тогда же состоялся и торжественный царский выход в Успенский собор.
   После молебна высшее московское духовенство и первые чины государства поздравили государя с новорожденным. По возвращении во дворец Алексей Михайлович пожаловал чинами окольничьих отца царицы Кирилла Полуэктовича Нарышкина и своего давнего друга Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя царицы.
   Через два дня наступал Петров пост, а потому крестины и торжественный пир по случаю рождения сына царя пришлось отложить до разговения. 29 июня, в Петров день, царевич был крещен в Чудовом монастыре и наречен Петром...


http://www.holy-russia.ru/shtrikhi-k-portretu-petra-pervogo.html
Рубрики:  История Отечества

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

130 лет со дня начала работы Государственного Исторического музея в Москве

Воскресенье, 09 Июня 2013 г. 22:30 + в цитатник
   Уникальный по своей экспозиции Императорский Российский Исторический музей начал свою работу 27 мая/8 июня 1883 г., а первыми его посетителями стали Император Александр III и Императрица Мария Фёдоровна, нововенчанные Царь и Царица, осмотревшие новый музей в рамках коронационных торжеств в Москве 15/27 мая - 27 мая/9 июня 1883 г.
Исторический музей
Государственный Исторический музей в Москве
   Здание музея было возведено в 1875 - 1883 гг. инж. А.А. Семеновым на месте старого Земского Двора. Фасад его, в ложно-русском стиле (с применением древнерусских декоративных форм XVI - XVII вв.), был выполнен по эскизам акад. В.О. Шервуда, а автором проекта внутренней отделки выступил А.П. Попов.
   Идея устройства Исторического музея зародилась во время Политехнической выставки 1872 г., а за её осуществление взялись известные в ту пору русские археологи и любители старины И.Е. Забелин и граф А.С. Уваров. Согласно их плана, музей должен был стать хранилищем вещественных памятников, в хронологической последовательности представлявших картину исторической жизни всей территории, занимаемой Россией. Отделка залов должна была строго соответствовать стилю эпохи, к которым принадлежали собранные в них памятники.
   К 1917 г. оформление многих внутренних помещений Исторического музея ещё не было закончено, целый ряд залов не был открыт и потому множество предметов всё ещё хранилось под спудом. Не хватало средств на приобретение витрин, но и в таком виде он был богат памятниками повседневного быта, общественной и частной жизни многочисленных племён, когда-то населявших территорию будущего Русского государства. Филиалами музея были Музей П.И. Щукина в соб. доме на М. Грузинской улице, сохранявший богатейшее собрание русских церковных древностей, и Музей войны 1812 г. в здании Арсенала в Кремле. Однако, и тот и другой также не были закончены ещё оформлением и потому не были доступны для обозрения.
   С этого времени сохранилось и расписание работы Исторического музея - ежедневно, кроме субботы, с 11 до 3-х часов. Кстати, вход в музей был тогда бесплатным, а экскурсии проводились по особой записи.


© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

9 июня. Память прп. Ферапонта Белоезерского (†1426)

Воскресенье, 09 Июня 2013 г. 19:26 + в цитатник
   Уроженец Волока на Ламе (Волока Ламского), прп. Ферапонт происходил из рода бояр Посхотиных (иначе Посхочины). Ещё в юности он тайком ушёл в московский Симонов монастырь, где принял монашеский постриг, сподобившись к тому же поучений прп. Сергия Радонежского, дяди основателя и настоятеля монастыря прп. Феодора.
Прп. Ферапонт Белоезерский, Можайский
Прп. Ферапонт Белоезерский, Можайский
   Спустя некоторое время он и архимандрит прп. Кирилл (будущий Белоезерский), ушедший в затвор бывший настоятель Симоновой обители, следуя гласу от одной из икон Божией Матери, обращенному к Кириллу, отправились на Север, на Белое озеро. Здесь Ферапонт, ради взыскуемого ими обоими безмолвия, покинул товарища, избрав местом своего постоянного пребывания дикое и уединенное место на перешейке между Бородавским и Пасским озерами.
   Свв. отшельники часто навещали друг друга ради совместного тяжёлого, изнуряющего труда, расчищая от леса место для монастыря и ставя кельи. Постепенно к ним стали присоединяться и другие монашествующие, что послужило для прп. Ферапонта поводом отказаться от священного сана и настоятельства, чтобы трудиться наравне с остальной братией, не пропуская ни одной церковной службы, ни келейного правила, подавая всем пример истинного монашеского жития.
   Новая обитель прп. Феропонта, основанная в 1397 г., была посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы, устав же этой обители дал прп. Кирилл. За соблюдением устава в обители строго следили.
   Однажды монастырь посетил боярин можайского князя Андрея Дмитриевича, сына Димитрия Донского, к уделу которого принадлежал Белозерский край, и рассказал о ней своему князю. Вскорости от князя прибыл гонец, передавший прп. Ферапонту и остальной братии просьбу князя устроить монастырь вблизи Можайска.
   После недолгих раздумий, взяв с собой одного инока, св. старец отправился в Можайск. На расстоянии одного поприща от города на высоком правом берегу Москва-реки в 1408 г., с постройкой деревянного храма, прп. Ферапонт основал Ферапонтов Лужецкий монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с уставом Белозерского. Название монастырю дала местность с пойменными лугами - Лужки. Этот монастырь и стал местом последнего упокоения св. старца, прожившего в его стенах 18 лет и отошедшего ко Господу девяноста лет от роду.
   Уже после его кончины собор его Белозерского монастыря был расписан знаменитым мастером-иконописцем Дионисием с учениками.
   Канонизация прп. Ферапонта совершилась в 1547 г.
   В 1797 г. Ферапонтов Белозерский монастырь был закрыт и совершенно заброшен, однако в 1900 г. он был вновь возрожден, но уже как женский, который, в свою очередь, был закрыт в 1924 г.
   В 1926 г. Ферапонтов Лужецкий монастырь был также закрыт, и подвергшись прежде разорению, был разрушен. Во время гитлеровской оккупации в годы Великой Отечественной войны в его стенах располагался лагерь для советских военнопленных.


© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

141 год со дня рождения Государыни Императрицы Александры Фёдоровны (†1918)

Четверг, 06 Июня 2013 г. 21:54 + в цитатник
   141 год со дня рождения 6 июня 1872 г. в г. Дармштадт (герцогство Гессен-Дармштадтское, ныне федеральная земля Гессен) Государыни Императрицы Александры Фёдоровны (1872 - 1917), благоверной супруги Государя Императора Николая II Александровича, последней русской Императрицы, Св. Царицы-Мученицы Александры.
Государыня Императрица Александра Фёдоровна
Государыня Императрица Александра Фёдоровна
   Урожденная принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, нем. Victoria Alix Helena Louise Beatrice von Hessen und bei Rhein), Александра Федоровна происходила из герцогского дома, имевшего давние династические связи с Домом Романовых: из этого герцогского дома, в частности, была первая супруга Императора Павла Первого, к этому же дому принадлежала супруга Императора Александра Освободителя Мария Александровна. К слову, именно благодаря последнему обстоятельству Император Николай II и его супруга были троюродными родственниками. Старшая сестра Императрицы Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна была замужем за родным дядей Царя Великим Князем Сергеем Александровичем - в 1884 г. когда состоялась церемония бракосочетания её сестры с Великим Князем, принцесса Аликс, любимая внучка английской королевы Виктории Sunny (Солнышко), впервые посетила Россию.
   Второй раз она приехала в Россию в январе 1889 г. по приглашению зятя, Великого Князя Сергея Александровича, тогда же она обратила на себя особое внимание Наследника Цесаревича.
   Против их брака была русская Императорская Чета, которая видела женой Цесаревича Елену Луизу Генриетту, дочь Луи-Филиппа, графа Парижского.
   Однако ключевую роль в устройстве брака принцессы Гессен-Дармштадтской и Наследника Цесаревича сыграли сестра первой и дядя второго, через них же осуществлялась переписка двух влюблённых. Неожиданное ухудшение здоровья Императора Александра III и настойчивость Наследника Цесаревича также сыграли в пользу его брака с немецкой принцессой, который состоялся 14/26 ноября 1894 г.в Петербурге, т. е. уже после смерти Императора Александра III (см. наши предыдущие публикации). Формальным поводом для такого нарушения траура послужил день рождения вдовствующей Императрицы.
   Всю последующую жизнь супруги жили, как говорят в русском народе, душа в душу. Подобно своему отцу и не в пример деду и прадеду, Николай II был примерным семьянином, что впоследствии неоднократно отмечалось в мемуарах и воспоминаниях современников.
   В последующие шесть лет Императрица родила четырёх дочерей - Ольгу (3/15 ноября 1895 г.), Татьяну (29 мая/10 июня 1897 г.), Марию (14/26 июня 1899 г.) и Анастасию (5/18 июня 1901 г.). В семье они пользовались аббревиатурой ОТМА, образованной из первых букв имён всех четырёх девушек.
   Наконец, 30 июля/12 августа 1904 г., в самый разгар русско-японской войны, в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный сын последней Императорской Четы — цесаревич Алексей Николаевич, которому от матери передался ген гемофилии.
Императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей. 1913 г.
Императрица Александра Федоровна
и цесаревич Алексей. 1913 г.
   "Незабвенный великий для нас день, в кот. так явно посетила нас милость Божья". - написал в тот день в своём дневнике последний самодержец, - "В 1 1/4 дня у Аликс родился сын, кот. при молитве нарекли Алексеем. ... Нет слов, чтобы уметь достаточно благодарить Бога за ниспосланное нам утешение в эту годину трудных испытаний".
   В дореволюционной России было принято считать, что фактом рождения сына Царская Семья обязана предстательству св. прп. Серафима Саровского, в открытии мощей и прославлении которого Николай II и Александра Фёдоровна вместе с другими членами Императорской Фамилии участвовали в Саровской пустыни 17 - 20 июля 1903 г.
   В годы Первой Мировой войны Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу, после чего они ассистировали княжне В.И. Гедройц в Цаскосельском госпитале, оборудованном под приём раненных, при операциях в качестве хирургических сестер. Их примеру последовали тогда многие дамы из высшего общества. К этому времени (18 июля 1916 г.) относятся следующие замечательные строки из одного из писем Александры Фёдоровны к мужу: "Вообще будь добр сообщать мне списки раненных и убитых, потому, что все родственники по телефону обращаются ко мне за справками".
   После известных событий Февральской революции Александра Фёдоровна оказалась под домашним арестом в Александровском дворце в Царском Селе.
   В начале августа 1917 г., по решению Временного правительства, Царская Семья была выслана в Тобольск. В апреле 1918 года по решению уже большевиков Романовы были перевезены в Екатеринбург, где Александра Фёдоровна была убита вместе со всей семьёй и приближенными в ночь на 17 июля 1918 г. День накануне, последний день в земной жизни Царской Семьи, был отмечен в дневнике Императрицы следующими строками:
"Екатеринбург, 3 (16) Июль.Вторник. Ирины (имеется в виду супруга кн. Юсупова, убийцы Распутина, княгиня Императорской Крови Ирина Александровна. - прим. автора) 23-й д.(-ень) р.(-ождения) + 11о.
Пасмурное утро, позже - хорошая солнечная погода. У Бэби легкая простуда. Все выходили гулять утром на 1/2 часа. Ольга и я готовили наши лекарства. Т. (-атьяна) читала мне Дух.(-овное) чтение. Они вышли гулять, Т.(-атьяна) оставалась со мной, и мы читали: Кн. (-игу) пр.(-орока) Амоса и пр.(-орока) Авдии
(так в тексте, правильнее Авдия.- прим. автора). Плела кружева. Каждое утро к нам в комнаты приходит коменд.(-ант), наконец, через неделю принёс яиц для Бэби.
8 ч.(-асов). Ужин.
Совершенно неожиданно Лику Седнева отправили навестить дядю, и он сбежал, - хотелось бы узнать, правда ли это и увидим ли мы когда-нибудь этого мальчика!
Играла в безик с Н.(-иколаем).
10 1/2 (часа). Легла в постель +15 градусов
".


Александра Фёдоровна с дочерьми
Императрица Александра Фёдоровна с дочерьми. 1913 г.


© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Москва будущего в представлении художников Товарищества "Эйнем"

Воскресенье, 02 Июня 2013 г. 18:29 + в цитатник
   Продолжаем публикацию репродукций почтовых карточек из серии "Москва в будущем" (Москва в XXII - XXIII вв.) кондитерского Товарищества "Эйнем", выпущенной в 1914 гг. за несколько месяцев до начала Первой мировой войны. Очередная, четвёртая по счёту, и, на наш взгляд, самая интересная карточка из этой серии посвящена Лубянской площади. А самой интересной эта карточка представляется нам потому, что на первом плане на ней изображена сотня Его Величества Конвоя, что может означать только одно - в России XXII - XXIII вв. , как это виделось безымянным художникам (или художнику) Товарищества "Эйнем", сохранялась монархия. Кроме того, в пояснительном тексте на её обороте говорится о... Московском метрополитене (одна из станций которого также изображена на карточке), что вполне можно расценивать как пророчество, поскольку под нынешней Лубянской площадью действительно располагается станция московского метро "Лубянка". Итак:

   "Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского метрополитена, о котором при нас, в 1914 году, только говорили. По мосту над метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов."


Эйнем. Лубянская площадь

© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

2 июня. Память благоверного кн. Довмонта, во Св. Крещении Тимофея, Псковского (†1299)

Воскресенье, 02 Июня 2013 г. 14:29 + в цитатник
   Св. благоверный кн. Довмонт Псковский, во Св. Крещении (1265) Тимофей, до своего вокняжения в Пскове являлся князем Нальшенайской (в Галицкой летописи - Нальщанской) земли в Литве, был старшим сыном из двоих сыновей кн. Эрдзевила (по др. источникам кн. Гурде) и, таким образом, принадлежал к роду
Св. благоверный кн. Довмонт Псковский
Св. благоверный кн. Довмонт. Икона
Вел. кн. Литовского Миндовга. Встав во главе Псковского княжества, что явилось результатом междоусобицы в Литве, принял Св. Крещение и воевал против литовцев.
   В 1268 г. в союзе с новгородцами псковичи во главе с кн. Тимофеем разбили войска Тевтонского Ордена, затем успешно отразили 10-тидневную осаду Пскова немецкими рыцарями - тогда на помощь жителям города пришёл кн. Юрий Андреевич с новгородцами, отбросивших тевтонцев за р. Великая.
   В 1272 г. немцы дважды потерпели поражение под стенами Пскова.
   В 1280 г. св. благоверный кн. Довмонт-Тимофей разбил 18-титысячное войско ливонского магистра фон Реденштейна. В память об этой победе он построил храм во имя Федора Стратилата, а в честь победы над немцами на р. Миронова - храм во имя св. Георгия Победоносца. Он возвел вокруг Пскова высокую стену, которую жители города назвали его именем - Довмонтовой. Им же была основана женская обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
   В 1299 г., будучи уже в преклонных летах, кн. Довмонт-Тимофей организовал оборону и разбил вторгшихся немцев на р. Великой.
   Преставился благоверный кн. Довмонт-Тимофей 20 мая 1299 г. и, как гласит летопись, "бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее". Он был погребен в Троицком соборе, на гробнице же его лежал его меч с девизом "Чести моей никому не отдам" (лат. Honorum meum nebus davo), который своими размерами и тяжестью свидетельствовал о высоком росте и неимоверной силе св. князя.
   Псковичам кн. Довмонт-Тимофей говорил: "Добрые мужи псковские! Кто из вас стар - тот мне отец, кто молод - тот брат!" Он был женат на внучке св. благоверного кн. Александра Невского - княгине Марии Дмитриевне.
Церковное почитание св. князя началось в XIV в., когда на территории т. н. Довмонтова города в 1374 г. во имя его была сооружена церковь, а в XVI в. после его явления с другими угодниками старцу Дорофею во время осады Пскова Стефаном Баторием (1581) ему была написана служба.

Изображение Довмонта в Троицком соборе
Изображение Довмонта
в Троицком соборе

Мирожская икона Божией Матери. Псковский музей
Мирожская икона Божией Матери с предстоящими
св. князем Довмонтом и его супругой Марией
Дмитриевной.



© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

1 июня. Память благоверного Великого князя Димитрия Донского (+1389)

Суббота, 01 Июня 2013 г. 21:35 + в цитатник
   Благоверный Вел. кн. Димитрий, вошедший в русскую историю с прозвищем Донской, род. в 1350 г. Сведения о его детстве крайне отрывочны, в житии же его говорится: "Аще к книгам неучен беаше добре, но духовныя книги в сердце своем имяше".
Св. благоверный кн. Димитрий Донской
Св. благоверный кн. Димитрий Донской. Совр. икона
   Детство князя прошло под бдительным оком св. митрополита Алексия, который, после смерти в 1359 г. Иоанна Красного, отца Димитрия, представившегося в схиме на 33 году от роду, стал фактическим главой Великого княжества Московского. Таким образом юный князь был с самого детства приобщён к среде русского подвижничества, день ото дня приучаясь к терпению и мужеству.
   Свой первый ратный поход Димитрий совершил уже в 13 лет, когда он отправился во Владимир с тем, чтобы пройти древний обряд вокняжения. А первые свои победы он одержал над своими же родственниками, к которым, впрочем, был милосерден.
   Тогда же, под очевидным влиянием св. митрополита Алексия, Димитрий, подобно своим предкам св. благоверному кн. Даниилу Московскому и Иоанну Калите, начинает работу по дальнейшему объединению русских земель вокруг Москвы.
   В 1365 г. союз Москву и Суздаля, прежде соперничавшего с великими князьями московскими, скрепляется браком Димитрия с дочерью князя Димитрия Константиновича Евдокией.
Впоследствии Димитрию пришлось уже сдерживать натиск врагов равно внешних (Орда и Литва) и внутренних (княжества Нижегородское, Рязанское, Тверское).
   В 1371 г. возмужавший Димитрий отстоял своё великокняжеское достоинство в Орде, отказавшись признать передачу ханского ярлыка на великое княжение тверскому князю Михаилу, и Орда признала первенство Москвы.
   В эту пору очевидно влияние на семейную жизнь Димитрия и св. прп. Сергия Радонежского - двое из 12 детей Димитрия и Евдокии были крещены троицким игуменом (другие источники говорят об одном крестнике прп. Сергия Радонежского из детей благоверного князя).
   Первое открытое выступление Димитрия против Орды имело место в 1378 г., когда московское войско пришло на помощь Рязани, и разбило войско Мамая. А за два года до того, в 1376 г. состоялся победный поход русских в Волжскую Булгарию.
   В памятном 1380 г., в канун Куликовской битвы Димитрий посетил обитель св. прп. Сергия и принял от него напутственное благословение. Тогда же преподобный предсказал мученические венцы для соратников князя - согласно летописным
А. Новоскольцев. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем
А. Новоскольцев. Преподобный Сергий благословляет
Дмитрия на борьбу с Мамаем
известиям, из 150 тыс. русских ратников, вышедших на Куликово поле, домой вернулись только 40 тыс. Отсюда в Русской Церкви была установлена Димитриевская родительская суббота, изначально предназначавшаяся для ежегодного поминовения воинов, погибших в Куликовской битве.
   В княжение св. благоверного кн. Димитрия были построены Успенский Стромынский монастырь, Рождества Богородицы на Куликовом поле, Николо-Угрешский, Голутвинский и др.
   Последние годы его были омрачены враждой с Тверью, разорением Москвы и тому подобными событиями.
   Почувствовав приближение смерти, благоверный Димитрий послал за прп. Сергием, который приобщил его необходимых таинств.
   Преставился Вел. кн. Димитрий 19 мая/1 июня 1389 г. и был похоронен в Архангельском Соборе, рядом с отцом, дедом и прадедом. Вскоре после его преставления были написаны "Похвальное слово" и "Житие". Иконографические изображения его сохранились в Архангельском Соборе и Грановитой палате.
Канонизация благоверного кн. Димитрия состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве 6 - 9 июня 1988 г.

   В этот же день Русская Церковь вспоминает прпп. Корнилия Комельского (+1537), Корнилия и Авраамия Палеостровских (XV в.), благоверного кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского Чудотворца (+ 1522) и Сергия Шухтовского (Шухтомского) (+ 1609).


© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

31 мая в народном календаре

Пятница, 31 Мая 2013 г. 20:24 + в цитатник
31 мая. На дворе и в народном календаре Федот. Русская Православная Церковь вспоминает мученика Феодота Анкирского и свв. мучениц семь дев - Текусу, Фаину, Клавдию, Матрону, Иулию, Александру и Евфрасию (+ 303/304). С этой датой в народной памяти связаны следующие приметы:

Придет Федот - последний дубовый листок развернёт.
Дуб одевается, скотина наедается.
Дуб перед ясенем лист пустит - к сухому лету.
Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.



Мученичество св. Феодота Анкирского

© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

240 лет со дня рождения Светлейшего Князя М.С. Воронцова (1772 - 1856)

Четверг, 30 Мая 2013 г. 21:59 + в цитатник
   240 лет со дня рождения 19/30 мая 1772 г. ген.-фельдмаршала ген.-адъютанта светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова (1772 - 1856).
   Внук знаменитого Романа Большого Кармана, одного из первых русских масонов, сын известного
Дж. Доу. Портрет М.С. Воронцова. Военная галерея Зимнего дворца
Дж. Доу. Портрет М.С. Воронцова.
Военная галерея Зимнего дворца
дипломата Семёна Романовича Воронцова, также масона, в Отечественной войне 1812 г. Михаил Семёнович был командиром дивизии, а в 1815 - 1818 гг. он командовал русским оккупационным корпусом во Франции, был близок к деятелям организаций декабристского толка.
   С 1823 г. граф М.С. Воронцов Новороссийский генерал-губернатор и наместник Бессарабской области, включенной в состав Российской Империи по Бухарестскому мирному договору 1812 г. В 1828 - 1844 гг. Михаил Семёнович Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор. С 1845 по 1854 г. он, "человек замечательного ума и способностей административных и военных, но души самой подлой, низкий придворный интриган" (П. Долгоруков), Наместник на Кавказе и командующий Отдельным Кавказским корпусом. Здесь, на Кавказе он умело использовал вражду между отдельными феодалами и в результате добился присоединения значительной части их владений к России.
   Именным Высочайшим Указом от 6 августа 1845 г. Наместник Кавказский ген.-адъютант граф М.С. Воронцов с нисходящим потомством возведен в княжеское Российской Империи достоинство.
   Именным Высочайшим Указом от 30 марта 1852 г. Наместнику Кавказскому ген.-адъютанту генералу-от-инфантерии князю М.С. Воронцову с нисходящим потомством присвоен титул Светлости. Герб Светлейшего Князя Воронцова внесен в XI часть "Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи" (за №3).
   1 октября 1852 г. М.С. Воронцов был произведен в ген.-майоры Свиты Его Величества. В этой должности он находился с 2 октября 1852 г. до самой своей смерти 6/18 ноября 1856 г. в Одессе. После смерти князя на Кавказе возникла и ещё долго потом бытовала поговорка: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер».

Герб Светлейшего Князя Воронцова-Дашкова. \\"Общий Гербовник\\"
© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

30 мая в народном календаре

Четверг, 30 Мая 2013 г. 18:04 + в цитатник
   На народном календаре Евдокия. Русская Православная Церковь чтит память прп. Евфросинии, в миру Евдокии, Великой Княгини Московской (+ 1407). Этому дню в народном календаре соответствуют такие приметы:

Какова Евдокия - таково лето.
На Евдокию-свистунью ветры свистят.
Народившаяся в дождливую Евдокию луна - к мокрому лету, если еще дует северный ветер - к холодному лету.


Преподобная Евфросиния (Евдокия) Московская
Преподобная Евфросиния (Евдокия) Московская


© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

30 мая. Память преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, Великой Княгини Московской (+ 1407)

Четверг, 30 Мая 2013 г. 16:17 + в цитатник
   Св. Евдокия была дочерью князя Димитрия Константиновича Суздальского, который выдал её замуж за Великого князя Московского Димитрия Ивановича (будущего Донского) в 1365 г., когда последнему было 15 лет. Самой Евдокии Дмитриевне было в это время 13 лет.
Благоверная княгиня Евдокия Московская. Деталь саккоса XVIII в. Шитье. Новгород.
Благоверная княгиня Евдокия Московская.
Деталь саккоса XVIII в. Шитье. Новгород.
Этим союзом был положен конец короткой междоусобице между двумя княжествами.
   Большую роль в духовной жизни прп. Евдокии сыграли Святитель Алексий, Митрополит Московский и Прп. Сергий Радонежский, крестивший одного из сыновей Димитрия и Евдокии.
   По смерти супруга, умершего 28 мая 1389 г. от ран, полученных во время Куликовской битвы, Евдокия устроила в Кремле у самых Спасских ворот Вознесенский женский монастырь, служивший впоследствии местом последнего упокоения московских великих княгинь, цариц и царевен. Однако сама княгиня монашества тогда не приняла, оставаясь во главе Великого княжества Московского и сохраняя свои духовные подвиги в глубокой тайне.
   О личной жизни княгини, вынужденной принимать участие в советах с боярами и пирах, стали распространяться клеветнические слухи, достигшие в итоге слуха её сыновей. Когда они осмелились рассказать об этом княгине, она обнажила перед ними одежду на груди и показала им следы от тяжелых вериг, которые она носила.
   Перед кончиной её к ней явился ангел, известивший её о приближающемся исходе. Через некоторое время она узнала его на вновь написанной иконе св. Архистратига Михаила. В это же время она пожелала принять постриг и провести последние свои дни в затворе и молитве, а одному слепому нищему она явилась во сне, пообещав ему исцеление. Сидя на её пути в монастырь, он услышал её приближение и воскликнул: "Святая княгиня, сделай то, что ты мне обещала!" Однако, сделав вид, что она его не понимает, проходя мимо, как бы нечаянно опустила на него рукав своей шубы. Слепой вытер им глаза и прозрел.
   Через месяц после своего удаления в монастырь святая скончалась, приняв в постриге имя Евфросинии. Над её ракой в соборе Вознесенского монастыря было изображено исцеление ею слепого. Игуменьи основанного ею монастыря имели особую привилегию входить в царице без доклада.
   После уничтожения Вознесенского монастыря в годы послереволюционного лихолетья и всеобщего безбожия св. мощи прп. Евфросинии пребывали в подклете Архангельского собора Кремля.
   В 2007 г. Святейший Синод учредил орден и медаль прп. Евдокии (Евфросинии) Московской.
   28 мая 2008 г., после литургии в Архангельском соборе, совершённой Патриархом Алексием II в сослужении викариев Московской епархии, её мощи были перенесены из Судной палаты (подклет Архангельского собора) в придел мученика Уара.
   Прп. Евфросиния считается небесной покровительницей Москвы.


Преподобный Павел Препростый, Варсонофий еп. Тверской Гурий и Герман архиеп. Казанские, Прп. Евдокия
Прп. Павел Препростый, Варсонофий еп. Тверской Гурий
и Герман архиеп. Казанские, Прп. Евдокия

Преподобная Евфросиния (Евдокия) Московская
Преподобная Евфросиния (Евдокия) Московская

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (ум. в 1407 г.).
Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (ум. в 1407 г.).
Скульптурная реконструкция С.А. Никитина. 2001 г.

Рака с мощами прп. Евфросинии, Великой княгини Московской
Рака с мощами прп. Евфросинии, Великой княгини Московской в пределе св. Уара
Архангельского Собора Московского Кремля


© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Москва будущего в представлении художников Товарищества "Эйнем"

Среда, 29 Мая 2013 г. 20:15 + в цитатник
   Продолжаем тему "Москва в будущем", подхваченную нами из далёкого теперь 1914 г. (см. наши предыдущие публикации) и публикуем репродукцию очередной, третьей по счёту открытки неизвестного художника кондитерского Товарищества "Эйнем". На сей раз речь пойдёт о Театральной площади в XXII - XXIII в.:

   "Театральная площадь. Темп жизни увеличился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролеток".

Москва будущего в представлении художников Товарищества \\"Эйнем\\"
© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

29 мая в народном календаре

Среда, 29 Мая 2013 г. 17:00 + в цитатник
   На народном календаре Фёдор Житник, Русская Православная Церковь чтит прп. Феодора Освященного (+368). В народной памяти с этой датой связаны следующие приметы:

У Житника забота — ячменное поле заборонить.
На Федора непременно надо сеять жито.
Если в этот день зацвела рябина — значит, установилось тепло.

Прп. Феодор Освященный


© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

Память прп. Ефрема Перекомского (+1492)

Среда, 29 Мая 2013 г. 16:52 + в цитатник
   Прп. Ефрем (в миру Евстафий) родился в 1412 г. в Твери, и в юности ушёл на послушание в Калязинский монастырь, ещё при жизни его основателя прп. Макария. Родители прп. Ефрема, Стефан и Анна, после уговоров сына последовали за ним.
   Ещё в самом начале его духовного подвига прп. Ефрему было видение, в котором ему была показана его дальнейшая жизнь. Вскоре, следуя показанному ему в видении, прп. Ефрем ушёл в Савво-Вишерский монастырь, где принял постриг и отправился на Ильменское озеро. Здесь, на берегу р. Черной в 24-х верстах от Новгорода, он основал Перекомский (Николаевский) монастырь, принял священный сан и в 1450 г. стал его настоятелем.
   По смерти Ефрема Перекомского 26 сентября 1492 г. его ученик Роман составил житие преподобного.

В этот же день Русская Церковь празднует память прп. Кассиана (+1537) и Лаврентия Комельских (+ 1548).


Прп. Ефрем Перекомский

© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

226 со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова (1787 - 1855)

Среда, 29 Мая 2013 г. 16:08 + в цитатник
   Константин Николаевич Батюшков родился в 18/29 мая 1787 г. селе Даниловском (ныне в Устюженском районе Вологодской области). В 7 лет он теряет мать, от которой он унаследовал душевную болезнь, которая также передалась и его сестре Александре.
   С 1797 г. будущий поэт воспитывался в Петербурге, в одном из тамошних пансионов. Здесь юноша изучает европейские языки, знакомится с европейской классикой и начинает писать стихи.
К. Н. Батюшков. Акварель Н.И. Уткина
К. Н. Батюшков. Акварель Н.И. Уткина
   По выходу из пансиона в 1802 г. Константин Николаевич зачисляется на службу в министерство народного просвещения. Постепенно он знакомится с русской литературой и близко сходится с наиболее именитыми её представителями того времени - Г.Р. Державиным, Н.А. Львовым, В.В. Капнистом и др.
   В 1805 г. в московских ежемесячных "Новостях русской литературы" состоялось первое публичное выступление К.Н. Батюшкова - на страницах журнала, имевшего целью сообщать читателю "новые достойные произведения российской и иностранной словесности", появляется его стихотворное «Послание к стихам моим».
   В 1807 г. К.Н. Батюшков вступает в ряды народного ополчения и отправляется в прусский поход, во время которого он был ранен в знаменитой битве при Гейльсберге и находился на излечении в Риге.
   В 1808 г. он участник войны со Швецией, по окончании которой он выходит в отставку и уезжает на жительство к родным в Новгородскую губернию. В 1809 г., впрочем, он участник похода на Аландские острова.
   К 1810 г. К.Н. Батюшков признанный поэт с ярко выраженной гражданской позицией, вслед за И.А. Крыловым и графом Растопчиным открыто смеющийся над столичной и провинциальной галломанией и вообще над нашими доморощенными "иностранцами". В это время, посетив как-то Москву, он пишет к своему приятелю:

   "Здесь все картавят и кривляются. Зайдя в конфетный магазин, на Кузнецком мосту, где жид или гасконец Гоа продаёт мороженное и всякие сласти, я видел большое стечение московских франтов в лакированных сапогах, широких английских фраках и в очках, и без очков, и в растрепанных прическах. Этот, конечно, англичанин... Нет, он русак и родился в Суздале. Ну, так этот француз... Нет, он старый франт, который не езжал далее Макарья... Ну, так этот немец... Ошибся! Он русский, а только молодость провёл в Германии. Но, по крайней мере, жена его иностранка: она насилу говорит по-русски. Ещё раз ошибся, - она русская, любезный друг, родилась в приходе Неопалимой Купины и кончит жизнь свою на святой Руси...".

   В 1812 г. только болезнь удержала К.Н. Батюшкова от участия в войне. В 1813 г. он выезжает в Действующую Армию, в Дрезден, где становится адъютантом героя Салтановки генерала Н.Н. Раевского, одного из самых популярных русских генералов.
   В 1815 - 1818 гг. К.Н. Батюшков "арзамасец", участник петербургского литературного кружка "Арзамас", в который также входили В.А. Жуковский, В.Л. Пушкин, А.С. Пушкин, А.А. Плещеев и др.
   С 1822 г. и до самой своей смерти К.Н. Батюшков страдал психическим заболеванием, унаследованным от матери.
   7 июля 1855 г. поэт скончался от тифа в Вологде и был похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от города.


Могила К.Н. Батюшкова в Спасо-Прилуцком монастыре
Могила К.Н. Батюшкова в Спасо-Прилуцком монастыре

Памятник К.Н. Батюшкову в Вологде
Памятник К.Н. Батюшкову в Вологде



© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Бухарестский мирный договор 1812 г.

Вторник, 28 Мая 2013 г. 18:36 + в цитатник
   В этот день 201 год назад 16/28 мая 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор между Российской и Османской империями, завершивший Русско-турецкую войну 1806 - 1812 гг. и явившийся крупной
Р.М. Волков. Портрет князя М.И. Голенищева-Кутузова. 1812 - 1830 гг.
Р.М. Волков. Портрет князя М.И. Голенищева-Кутузова.
1812 - 1830 гг.
политической победой русской дипломатии менее чем за месяц наполеоновского нашествия на Россию. Со стороны России договор подписал генерал от инфантерии М.И. Кутузов, со стороны Османской Империи - визирь Ахмед-паша.
По завершении войны с османами русская Дунайская армия адмирала П.В. Чичагова (на июль 1812 г. общ. числ. ок. 57,5 тыс. чел.) перебрасывалась для усиления войск, прикрывавших западные рубежи Российской Империи. В свою очередь Османская Империя выходила из военно-политического союза с Францией.
   По условиям Бухарестского мирного договора 1812 г. России отходила восточная часть Молдавского княжества — территория Пруто-Днестровского междуречья (Бессарабии). Граница между двумя государствами установливалась по р. Прут. Также обеспечивались привилегии Дунайских княжеств и внутреннее самоуправление Сербии, что послужило началом её полной независимости. Османской Империи были возвращены Анапа, Поти и Ахалкалаки и др. населённые пункты на Кавказе. Сухуми и др. местности, вошедшие в Россию вследствии добровольного перехода в русское подданство владетелей Зап. Грузии, оставались в её составе. Россия впервые получала морские базы на Кавказском побережье Чёрного моря.


А.Ю. Аверьянов. На западной границе. Июнь 1812 г.
А.Ю. Аверьянов. На западной границе. Июнь 1812 г.


© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

28 мая в народном календаре

Вторник, 28 Мая 2013 г. 12:53 + в цитатник
   28 мая в народном календаре Пахом (Русская Православная Церковь празднует память прп. Пахомия Великого, + ок. 346). С этой датой в народной памяти связаны следующие приметы:

Пришёл Пахом - запахло теплом.
На Пахома тепло - всё лето тёплое.


Прп. Пахомий Великий (+ ок. 346)

© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

28 мая. Память благоверного Царевича Димитрия Угличского и Московского, Чудотворца (+1591)

Вторник, 28 Мая 2013 г. 12:47 + в цитатник
   Ещё при жизни отца царевич Димитрий (Уар) получил в удел Углич, став, таким образом, последним в истории России удельным князем.
Св. Царевич Димитрий в житии в 21 клейме. XVIII в.
Св. Царевич Димитрий в житии в 21 клейме. XVIII в.
   Согласно распространенной версии за его убийством 15 мая (ст. ст.) 1591 г. (версия убийства документально не доказана) стоял знаменитый Борис Годунов, фактический правитель Московского государства в последние годы жизни предпоследнего Рюриковича на русском престоле Царя Федора Иоанновича, а непосредственными исполнителями этого убийства называют Осипа Волохова, Никиту Качалова и Данилу Битяговского.
   31 июля 1606 г. мощи св. благоверного царевича Димитрия были обретены нетленными, перенесены в Москву и положены в самой древней церкви города - Иоанна Предтечи. При них была написанная по обету царицы Марии мерная (т. е. в рост новорожденного) икона св. мученика Уара, небесного покровителя царевича Димитрия.
   В 1812 г. церковь Иоанна Предтечи была разорена, а мощи св. царевича Димитрия в царствование Николая I были перенесены в Архангельский собор Московского Кремля, при них сохранялись вещи убиенного - окровавленная рубашка, платок, кошелёк с 14 копейками и нож, которым он был убит.
   Перед мощами св. царевича Димитрия молились об исцелении детей, ибо он и св. Уар считались их покровителями. Чудеса исцеления больных у гробницы св. царевича Димитрия стали совершаться ещё в царствование Бориса Годунова. Причём по предстательству обоих угодников Божиих, свв. царевича Димитрия и Уара, исцелялись не только дети, но и взрослые.
   Неясность обстоятельств, при которых погиб царевич Димитрий послужила поводом для появления в более позднее время нескольких самозванцев, выдававших себя за младшего сына Грозного Царя.

   В этот же день в Русской Церкви празднуется память прп. Исайи Печерского Чудотворца (+1115), прп. Пахомия Нерехтского (+1384), прп. Евфросина, во Cв. Крещении Елеазара, Псковского (+1481) и прп. Игнатия, игумена Спасо-Елеазаровского (XV в.).


© Энциклопедия "Святая Русь"
Рубрики:  История Отечества

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

Поиск сообщений в ЕнотЪ-потаскунЪ
Страницы: 7 [6] 5 4 3 2 1 Календарь