Где бы ни оказывалась семья Николая II на Пасху, в Петербурге, Царском Селе ли, Ливадии или в каком-либо ином месте, церемониал и процедура христосования оставались всегда неизменными. Счёт людям, окружавшим Императорскую Чету в тот день, шёл на несколько сотен, а потому сам процесс христосования, будучи ограниченным, вероятно, дворцовым протоколом по времени (столько-то часов в день), растягивался иной раз на два или даже три дня, переходя таким образом из Пасхи в Светлую седмицу. Собственно христосовался сам Царь, а Императрица раздавала пасхальные сувениры.
Вот, например, фрагмент записи в дневнике Николая II на Пасху 2 апреля 1895 г.
*: "
В 12 часов началось христосование - Аликс раздавала яйца".
Император Николай II христосуется с офицерами в Светлый понедельник
на террасе Ливадийского дворца. 7/20 апреля 1914 г. РГАКФД.
А на следующий день Царь описал христосование с военными: "
В 1 1/4 началось христосование с военным начальством и нижними чинами. Моя рота (1-я рота. - прим. автора.)
Преображенского полка была тоже бывши в карауле в Аничкове в ночь на Пасху. Все окончилось к 2 1/2".
Кстати сказать, Пасха 1895 г. была первой Пасхой в совместной жизни последней Императорской Четы, и первой православной в жизни последней русской Императрицы.
А вот описание христосования на Пасху следующего 1896 г. В эти дни, на Страстной неделе и в Светлое Христово Воскресение, Императорская Чета пребывала в Петербурге, в Зимнем Дворце, что становится понятно из записи, сделанной молодым Императором в его дневнике в самую Пасху 24 марта того года: "
В 11 1/2 час. началось христосование со всеми людьми в Малахитовой (гостиная Зимнего дворца. - прим. автора.);
почти 500 человек получили яйца".
Интересно, что на Праздник Пасхи в неспокойный 1905 г., пришедшийся на 17 апреля, в дневнике Царя о христосовании нет ни единого слова. Оно упоминается только на следующий день: "
Происходило христосование со свитой, военным начальством и воен. учеб. заведен.", - записал Царь в своём дневнике 18 апреля 1905 г., - "
В большой галерее со всеми нижн. чинами. Всего 960 чел.". И на следующий день, 19 апреля, совсем уж, казалось бы, неожиданное: "
Христосовался со старообрядцами".
В военный 1915 г. православная Пасха пришлась на 22 марта: "В
11 час. христосование со всеми придворными до 12 1/2". А на следующий день, т. е. 23 марта, оно продолжилось в несколько более "расширенном составе": "
В 2 часа началось христо[со]вание в Большом дворце (Царского Села. -прим. автора.)
со свитой, начальством округа и нижними чинами запасных батальонов шефских частей; между ними много раненных и поправившихся от ран". 24 марта: "
В 2 часа было последнее христосование со старообрядцами и волостными стар[шинами]".
В 1916 г. Царь был уже был Верховным Главнокомандующим,
Военная пасхальная почтовая карточка с изображением сцены
христосования Николая II с нижним чином Русской
Императорской Армии на фоне палатки с Императорским
штандартом
и на Пасху 10 апреля он находился в своей Ставке в Могилёве: "
Встал в 9 1/2 ч. через час началось христосование со штабом, управлениями, духовенством городовыми и местными высшими чинами граждан". 11 апреля Николай II записывает: "
В 2 часа поехал к Быховским казармам, где около полковой церкви я христосовался с казаками и нижними чинами всех частей, стоящих в Могилеве - всего 860 человек". 12 апреля: "
В 10 часов вышел во двор и похристосовался с нижн. чин. Особого батальона и команды Штаба, кот. были в наряде в ночь на Пасху".
Любопытное совпадение: в революционный 1917 г. Пасха, как и в 1895 г., отмечалась в православном мире 2/15 апреля - в этот день, ровно через месяц после своего вынужденного отречения от престола, "гражданин Император", находившийся в Царском Селе на положении заложника масонского Временного правительства России, писал: "
Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс давала им фарфор. яйца сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек". Запись из дневника бывшей Императрицы уточняет время начала христосования и состав христосовавшихся: "...
12 1/2 [часов].
Христосование. Иза, Трина, Настенька". Т. е. баронесса С.К. Буксгевден, гофлектрисса Е.А. Шнейдер и графиня А.В. Гендрикова.
Последняя Пасха в жизни практически всеми покинутой и забытой Царской Семьи имела место в морозном Екатеринбурге (на дворе в этот день было -3
0 C) 22 апреля/5 мая 1918 г. и была как никогда прежде скромной: "
Утром похристосовались между собой и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать" - записал в тот день "Николай Романов". Эту печальную картину дополняет запись из дневника Императрицы: "
Мария читала мне Дух[овное]
чтение, а Н[иколай]
читал Евангелие и книгу на французском. 1 ч[ас].
Седнев приготовил нам обед из вчерашней еды (выделено нами)...
Н[иколай]
читал нам "Малое в Великом" (так в тексте, правильно "Великое в малом", авторства духовного лидера русских монархистов нач. XX в. С.А. Нилуса. - прим. автора.).
5 ч[асов]. ...
Н[иколай]
читал нам вечернюю проповедь...".
* Здесь и далее даты приводятся в соответствии с юлианским календарём, принятом в России до революции.