Схема анализа програмы учебной дисциплины |
Памятка № 8
4.4.1. Цель и задачи воспитания, обучения и развития учащихся в процессе изучения дисциплины;
4.4.2. Основные разделы и характеристика их содержания (основные понятия и термины, основные изучаемые явления культуры, основные произведения, персоналии);
4.4.3. Характеристика степени интегрированности содержания учебной дисциплины в систему общего гуманитарного образования;
4.4.4. Особенности формулировок тематики разделов, и отдельных уроков (описательные, проблемные, т.п.);
4.4.5. Принципы построения содержания учебной дисциплины;
4.4.6. Сравнительный анализ рекомендуемой основной и дополнительной литературы для
учителя или учащихся: научной, учебной, справочной, художественной литература;
4.4.7. Характеристика методических рекомендаций, указаний по организации различных форм
аудиторных занятий и самостоятельной работы учащихся;
4.4.8. Принципы обучения и степень их реализованности в учебном процессе;
4.4.9. Характеристика методики (технологии) обучения;
4.4.10. Характеристика учебно-методического технологического обеспечения учебного процесса;
Общая оценка результативности учебного процесса
Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
...
Часть 5 - Стуктура уроков развивающего типа
Часть 6 - Лист наблюдения урока
Часть 7 - Схема анализа програмы учебной дисциплины
Часть 8 - Анализ и самоанализ урока
Часть 9 - Типы уроков
...
Часть 24 - Модульный урок
Часть 25 - Современный урок
Часть 26 - Как правильно формулировать цели урока
Метки: программа анализ |
Лист наблюдения урока |
Памятка № 6
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА
(составляется на «альбомном» формате А4)
Наблюдателя
Образовательное |
учреждение |
|
Ф.И.О. учителя |
|
Предмет |
Тема |
|
|
Дата |
Класс |
Присутствовало учащихся в классе на уроке
Время |
Структурные звенья урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Замечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись наблюдателя
Анализ урока (проводится на основе листа наблюдения):
I. Основные части содержания урока. Особенности ведения урока учителем. П. Характеристика деятельности учителя (мотивов поведения и состояния учащихся, методы деятельности, используемые пособия учителя, ученика, виды контроля, что контролируется, формы и приемы контроля и пр.) в соответствии с целью и задачами наблюдения урока.
Выводы: достоинства урока, его наиболее интересные моменты. Имеющиеся недостатки. Пути устранения недостатков.
Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
...
Часть 4 - НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА
Часть 5 - Стуктура уроков развивающего типа
Часть 6 - Лист наблюдения урока
Часть 7 - Схема анализа програмы учебной дисциплины
Часть 8 - Анализ и самоанализ урока
...
Часть 24 - Модульный урок
Часть 25 - Современный урок
Часть 26 - Как правильно формулировать цели урока
Метки: урок наблюдение |
Стуктура уроков развивающего типа |
Памятка № 5
Сущностные характеристики вводного урока:
- время, используемое для проведения организационного момента.
как раскрыта цель, задачи, структура и содержание предмета.
приемы, используемые для формирования интереса к его изучению.
приемы осуществления знакомства с учащимися.
форма, используемая для презентации литературы по изучению предмета.
рекомендации по организации учебной деятельности.
Сущностные характеристики информационно-обобщающего, вступительного урока:
Целесообразность выбора данного типа урока Характеристика организационного момента (отмечает отсутствующих, проверяет готовность учеников и аудитории к уроку и т. д).
Методы определения путей дальнейшего изучения темы на последующих уроках.
Форма подачи нового материала (изложение, использование элементов беседы).
Осуществляется ли установление межпредметных связей.
Сущностные характеристики повторительно-обобщаюшего урока:
Особенности взаимодействия учителя и учащихся.
Методы, используемые для систематизации и обобщения материала.
Сущностные характеристики проблемного урока:
Первый этап - методы постановки проблемы (эксперимент, эвристическая беседа, формулирование соответствующего вопроса, задачи).
Второй этап - методы, используемые для решения проблемы, выдвижение гипотез, их обоснование, аргументация, анализ.
Третий этап - методы и приемы управления процессом познания, проверки решения проблемы.
Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
Часть 3 - СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Часть 4 - НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА
Часть 5 - Стуктура уроков развивающего типа
Часть 6 - Лист наблюдения урока
Часть 7 - Схема анализа програмы учебной дисциплины
...
Часть 24 - Модульный урок
Часть 25 - Современный урок
Часть 26 - Как правильно формулировать цели урока
Метки: урок развивающее обучение |
НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА |
Памятка № 4
Подготовка к посещению урока: определение цели посещения урока; знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой ее проведения; знакомство с ученическими работами; определение форм проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов; составление схемы наблюдений и техники записи хода урока.
По целям организации: урок изучения нового материала; урок совершенствования знаний; урок обобщения и систематизации; комбинированный урок (решаются задачи первых трех типов урока); урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
По способам проведения (форма организации и методы): урок-лекция; урок-беседа; кино-урок; урок самостоятельной работы.
При этом, обучение мы можем рассматривать на различных уровнях:
1.1. Дидактический уровень (методы актуализация знаний и способов деятельности, формирование новых понятий и новых способов действий, применение знаний, умений и навыков в новых ситуациях);
1.2. Логико-психологический уровень (внутренняя подструктура урока, состоит из процесса воспроизведения прежних знаний и усвоения новых);
1.3. Методический уровень конкретизирует дидактическую подструктуру: анализ урока относительно его типа; по содержанию (урок философии, урок культурологии и т.п.); по дидактическим целям и задачам обучения (вводный урок; информационно - обобщающий,
вступительный урок (при изучении крупных тем или разделов); урок овладения новыми знаниями; урок закрепления, выработки умений и навыков; повторительно - обобщающий урок; учетно-проверочный урок, итоговый урок; урок анализа.
Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
Часть 3 - СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Часть 4 - НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА
Часть 5 - Стуктура уроков развивающего типа
Часть 6 - Лист наблюдения урока
...
Часть 24 - Модульный урок
Часть 25 - Современный урок
Часть 26 - Как правильно формулировать цели урока
Метки: урок анализ наблюдение |
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА |
1. Организационный момент, обеспечивающий внешнюю (организационно-методическую)
и внутреннюю (психологическую) готовностью учащихся к уроку;
2. Проверка домашнего задания;
3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
4. Постановка цели занятия перед учащимися;
5. Организация восприятия и осмысления новой информации;
6. Первичная проверка понимания;
7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и
упражнений в ее применении;
8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем
решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
11. Домашнее задание к следующему уроку;
12. Подведение итогов урока.
Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
Часть 3 - СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Часть 4 - НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА
Часть 5 - Стуктура уроков развивающего типа
...
Часть 24 - Модульный урок
Часть 25 - Современный урок
Часть 26 - Как правильно формулировать цели урока
Метки: урок |
Этапы планирования урока |
Памятка № 2
Этапы планирования урока
Уточнение цели и определение образовательно -воспитательно - развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
Отбор оптимального содержания материала урока.
Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей.
Подбор дидактических средств урока (кино - и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.)
.
Проверка оборудования и технических средств обучения.
Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.
Продумывание форм подведения итогов урока.
Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
Часть 3 - СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Часть 4 - НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА
...
Часть 24 - Модульный урок
Часть 25 - Современный урок
Часть 26 - Как правильно формулировать цели урока
Метки: урок этапы |
Классификация уроков |
Памятка № 1
По дидактической цели
Урок сообщения нового материала,
тренировочный урок,
урок повторения,
обобщающая лекция, …
По методики их проведения
Урок - лекция,
урок - зачёт,
урок - семинар урок - консультация,
урок - дискуссия,
урок проверки знаний,
урок - деловая игра,
урок - решение задач под руководством учителя,
урок - практикум,
урок - соревнование,
урок с дидактической игрой;
По организации
Комбинированный урок,
фронтальный опрос лекция,
беседа, рассказ,
самостоятельные работы,
лабораторные работы,
самостоятельное изучение,
сообщения учащихся тест,
устная или письменная контрольная работа,
зачёт, индивидуальная беседа;
Формы работы на уроке
Индивидуальная,
пары сменного состава,
коллективная,
пары смешанного состава (сильный учит слабого),
фронтальная,
по уровню развития интеллекта,
групповая,
по психофизическим особенностям,
с выделением социальных ролей (координатор, исполнитель, скептик, рационализатор и т.п.).
Серия сообщений "Урок":
Часть 1 - Классификация уроков
Часть 2 - Этапы планирования урока
Часть 3 - СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
...
Часть 24 - Модульный урок
Часть 25 - Современный урок
Часть 26 - Как правильно формулировать цели урока
Метки: урок |
Мастер-класс |
(методика проведения)
Мастер-класс - форма взаимообмена опытом между педагогами, обмен мастерством, необычным опытом.
Мастер-класс проводят учителя первой и высшей квалификационной категорий.
Цель формирует педагог в зависимости оттого, что он будет показывать.
Время проведения мастер-класса: 30 – 60 минут.
Варианты: показать:
- программу (сложный, долговременный путь);
- отдельные формы работы, которые использует в своей деятельности педагог;
- методы работы;
- инновационные моменты деятельности;
Формы:
- лекция,
- практическое занятие,
- интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Например:
интегрированное занятие:
Теория -Практика- Теория
Цель 1 (теоретического) этапа: осветить авторскую программу.
Цель 2 (практического) этапа: показать формы и методы осуществления программы (показать работу, а не результат работы).
Можно делать на людях, которые присутствуют на занятии.
3 этап теоретический: в форме ответов и вопросов (если проходит активно, мастер-класс - результативен).
Алгоритм, рекомендуемый для представления материалов в методический сборник "Мастер-класс" (в контексте личностно-ориентированной парадигмы)
Вид педагогической деятельности, профессия, учреждение. Вид занятия, предмет, его место и значение в обучении и развитии личности учащегося.
Факторы и причины, способствующие переходу к современной модели образования и обучения в рамках предмета (неудовлетворенность методикой, старой школой, ориентированной на ЗУНы, нереализованные возможности предмета в смысле разностороннего развития учащегося и т. д.).
Изменение подходов к образованию и обучению в сторону личностно-ориентированного обучения в рамках предмета:
Изменение задач и сверхзадач.
Расширение контекстов содержания предмета и аспектов обучения, среди них:
- ценностный (культурологический, этико-эстетический);
- познавательный; - творческий, проективный;
- личностный;
- социализирующий.
Изменение подходов к обучению. В соответствии с личностно- ориентированной парадигмой они строятся на принципах:
- альтернативности форм;
- свободы выбора действия;
- диалогичности, сотворчества "учитель - ученик";
- проективности;
- индивидуализации и дифференциации.
Описание процесса вышеуказанных подходов и принципов в практике занятий (уроков). Можно описать:
- технологию урока;
- структуру
- этапы
- алгоритм операции
- модуль
- нетрадиционные формы обучения (игровые, проективные, "мастерские", интегративные и др.).
Несколько эффективнее по сравнению со старой моделью решаются с помощью личностно -ориентированного обучения такие актуальные проблемы педагогики, как:
- мотивация деятельности учащихся;
- раскрытие их способностей и талантов;
- сохранение здоровья трудоспособности;
- развитие самостоятельности, стремления к самообразованию;
- социализация личности.
Отражение и подтверждение результативности новой технологии: через обратную связь, через рефлексию учащихся и педагога, через общественное признание и др. Творческое удовлетворение педагога. Авторские открытия, находки, удачные эксперименты, дающие гарантированно высококачественный результат. Дальнейшие планы и творческие замыслы на ближайшее будущее, и перспективу по совершенствованию названной технологии в контексте личностно-ориентированной парадигмы.
Приложение:
опорная схема урока по одной теме или технологическая карта, компактная разработка, визуальный ряд.
Источники: Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока (Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. с. 117-119.
Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия (Методист, 2003.- №1 с.30-39
Журнал «Школа и производство» -2004.№ 1. С.15-17
Серия сообщений "Мастер-класс":
Часть 1 - Мастер-класс
Метки: методика мастер-класс |
Организация образовательного процесса. |
Формы : урок.
Типы уроков:
v - урок изучение нового материала;
v - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
v -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
v -комбинированный урок; v -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
v урок – беседа
v лабораторно-практическое занятие
v урок – экскурсия v урок – игра
v выполнение учебного проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Индуктивные, дедуктивные.
3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
4. Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
1. Дифференцированное обучение.
2. Операционно-предметная система обучения.
3. Моторно-тренировочная система.
4. Операционно-комплексная система.
5. Практические методы обучения.
6. Решение технических и технологических задач.
7. Учебно-практические или практические работы.
8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
9. Опытно-эксперементальная работа.
10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. 11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
12. Кооперативная деятельность учащихся.
13. Коллективное творчество.
Серия сообщений "Педпроцесс":
Часть 1 - Организация образовательного процесса.
Часть 2 - Инновационные виды обучения
Метки: методика урок |
Активное обучение. Что вкладывается в это понятие? |
Это использование системы методов, направленные не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимися, а на самостоятельное овладение ими в процессе познавательной и практической деятельности. Это те методы, которые побуждают к активной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от того, желают этого школьники или нет.
Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат преподавателю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.
Выбор и особенности применения активных методов обучения должны строиться с учетом характера учебных занятий. Познавательная деятельность уча-щихся на одних занятиях носит чисто учебный характер, а на других занятиях учебная деятельность учащихся оказывается близкой или подобной реальному труду. На таких занятиях происходит своеобразное подражание реальному процессу производства.
Поэтому занятия по технологии можно разделить на неимитационные и имитационные.
К неимитационным относятся традиционные формы проведения занятий, на которых учителем устно излагается учебный материал (школьная лекция, рассказ, беседа, объяснение), лабораторные и учебно-практические занятия.
На занятиях активность учащихся может быть достигнута тем, что в содержание учебного материала учитель вносит какое-либо противоречие. Например преднамеренное введение ошибок.
При устном изложении учебного материала в процессе лекции, рассказа, объяснения, беседы активность учащихся достигается приемами проблемного обучения. Это может быть выдвижение и последующее обоснование различных предположений (гипотез), постановка проблемных вопросов, организация дискуссионного рассмотрения нового материала.
На лабораторных занятиях познавательная активность учащихся может стимулироваться введением в инструкции заданий исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в измерениях и результатах, по интерпретации результатов для той или иной практической деятельности.
В процессе учебно-практических занятий активность учащихся можно стимулировать заданиями по поиску новых технологий, оптимизации последова-тельности операций, подбору инструментов, приборов, приспособлений, организации работ и т. п.
Имитационные занятия являются по форме аналогом реальной практики познания или созидательной деятельности.
По организации деятельности учащихся их можно разделить на игровые и неигровые.
Неигровыми методами являются имитационные упражнения и разбор конкретных ситуаций. Они могут носить двигательный и умственный характер. Наиболее эффективным средством активизации обучения в двигательных имита-ционных упражнениях являются те, которые используют, например, для обучения навыкам работы на швейной машине и других бытовых приборах.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в умственных упражнениях эффективным средством может служить разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться, например разработки структуры технологического процесса.
Имитационным методом активизации познавательной и практической деятельности учащихся является проектный метод обучения технологии. Про-ектное задание имитирует реальный процесс создания изделия или производства услуги, начиная от постановки цели и кончая производством и даже реализацией полученного продукта.
Имитационные игровые занятия или деловые игры являются эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся.
Они характеризуются следующими обязательными признаками:
- наличие проблемы;
- наличие альтернативных целей;
- наличие определенных правил;
- противостояние интересов;
- согласованность и последовательность действий;
- наличие стимулов в получении высокого результата;
- объективность оценки результатов игры и достижений отдельных участников.
Для моделирующих игр желательно определенное противоречие интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным про-цессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания.
Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации.
На занятиях по технологии используются игры двух видов.
Первый вид связан с формой построения учебного занятия. Это может быть игровая форма подачи учителем учебного материала, например составление с учащимися кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий.
Второй формой является собственно игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационно-управленческую или социально-экономическую ситуацию. Это может быть, например, ситуация, связанная с организацией предпринимательской деятельности. Моделирование такой ситуации может носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
Методически более простым является метод разыгрывания ролей. Разыгрывание ролей создает на занятии взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-трудовую деятельность.
К активным методам обучения на занятиях по технологии относится игровое проектирование. Оно может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель сам формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений, дополнительно поставив перед учащимися вопросы.
Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащихся не-обходимо разбить на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. Разработка может проводиться и каждым учеником отдельно. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены учащимися для обсуждения на последующих занятиях. Отсроченные во времени задания активизируют мыслительную деятельность учащихся и во внеурочное время.
От учителей часто можно услышать, что нынешние школьники учатся без интереса, в лучшем случае выполняют задания "от и до". Опираясь на собственный опыт работы, уверенно могу сказать, что дети пассивны тогда, когда урок, по их мнению, "неинтересный".
Для создания мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекательность учебных заданий, повышение его личной ответственности (например, за счет включения в состав учебной группы) и даже то, что некоторые учащиеся из гордости не соглашаются с низкой, как они считают, оценкой их труда. При этом главное, на мой взгляд, - увлеченность учащегося собственной деятельностью, то есть процессом изготовления изделия.
В своей работе я использую различные формы и методы работы с учащимися.
Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить ученикам стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности.
Игра - Брейн-ринг.
Цель. Закрепить знания по разделу "Кулинарные работы"; развить воображение, смекалку; укрепить межличностные отношения; воспитать чувство взаимопомощи; разнообразить досуг детей.
Правила. Играют 2 команды по 6 человек. Остальные школьники - болельщики. Команды располагаются за двумя столами. На каждом столе электронный секундомер и светильник (светильники разных цветов).
Ход игры. Ведущий задает вопрос и включает одновременно оба секундомера на игровых столах. На обдумывание ответа даётся 1 минута. Капитан команды, готовой ответить, включает светильник. В этот момент останавливается время на секундомере. Ответ принимается от команды, первой нажавшей кнопку после того, как был включен секундомер. За правильный ответ команда получает очко. Если прозвучит неверный ответ, другая команда может продолжить обсуждение в оставшееся время. Выигравшей считается та команда, которая первой наберет 5 очков.
Вопросы.
1. Какая страна является родиной огурца?
2. Бразильский, черный, растворимый, всеми любимый.
3. Как называется маленький закусочный бутерброд?
4. Процесс поступления в организм и усвоения им веществ.
5. Что необходимо в незначительных количествах для жизнедеятельности
живых организмов?
6. Распространенный вид закусок.
7. Холодное блюдо из мелко нарезанных овощей.
8. Родина картофеля и томата.
9. Что возбуждает вкусно приготовленная пища?
10. Что нужно добавить, чтобы получить опарное тесто?
11. Два сложенных вместе ломтика хлеба с маслом и колбасой.
В гостях у Золушки
Цель. Закрепление полученных знаний по теме "Технология обработки ткани", ознакомление с некоторыми историческими фактами по данной теме.
Ведущий - учитель технологии, в качестве помощника - персонаж сказки Золушка.
Ход игры. Викторина "Технология обработки ткани".
Викторина "Технология обработки ткани".
К платью Золушки прикрепляются заплатки - листочки бумаги, на обратной стороне которых написаны вопросы.
Каждая команда по очереди выбирает одну из заплат с платья Золушки и отвечает на вопрос. На подготовку дается 1-2 минуты.
Примерный перечень вопросов:
1. Что называется руном?
2. Назовите технологические свойства ткани.
3. Назовите физические свойства ткани.
4. Какие виды отделки поясных изделий вы знаете?
5. Каково назначение вытачек в швейных изделиях?
6. Для чего служит машинная игла?
7. Назовите основные правила раскроя тканей.
8. Что такое фурнитура?
9. Наиболее распространенный вид
10. женской одежды.
11. Основа народного женского костюма.
12. Один из видов отделки поясных изделий.
13. Основной вид мужской одежды.
14. Швейное изделие, выполненное по Т-силуэту.
15. Подкройная деталь, которая служит в качестве украшения в различных видах одежды.
На уроках в 5 - 7 классах с целью повторения и проверки изучаемого материала по конструированию швейных изделий использую игру "Волшебный цветок". Учащиеся находят лепестки с названиями тех мерок, которые я называю. При возникновении ошибок отмечаю их у себя в тетради, а по окончании игры называю победителя, разбираем допущенные ошибки и выявляем победителя.
Высокая активность учащихся проявляется при выполнении самостоятельной работы по моделированию в 5 - 7 классах, когда они получают творческие задания "Одень куклу". Получив инструкционную карту они должны придумать фасон изделия, подобрать ткань и проанализировать свои действия.
Изучая правила по технике безопасности при работе на швейной машине, с ручными швейными инструментами использую "Азбуку безопасности", которую придумали и сделали сами учащиеся. Это позволяет им быстро запоминать большое количество правил.
В 8 - 9 классах, для быстрого усвоения сложной швейной терминологии использую опорное конспектирование. Учащиеся изучают символы опорных конспектов и затем составляют конспекты используя символику.
Для проверки знаний использую в контрольных работах различные кроссворды, которые являются гимнастикой ума.
При контроле умений и навыков, при изготовлении швов, использую "Карты - задания", которые включают в себя образец шва и таблицу контроля. позволяют, Используя зрительную подсказку нужно найти технологическую ошибку.
Применяю игровую форму проверки названия группы швов "Лото". На карточках изображены схемы швов и к ним даны жетоны с названием шва с одной стороны и нумерацией с другой. Ведущий называет номер жетона, а учащиеся должны по названию шва найти его схему.
Важная роль в активизации школьников принадлежит методу обучения в малых группах по технологии сотрудничества, позволяющему учащимся по-мимо изучения программного материала общаться в процессе выполнения задания, приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат. Это выполнение мини - проектов, нетрадиционные формы уроков, где ученики проявляют творчество, а это формирует активную деятельность.
Провожу уроки - ярмарки, уроки - выставки, мастер - классы, где учащиеся не только демонстрируют навыки приготовления пищи, изготовления поделок, но и получают устойчивый интерес к предмету "Технология".
Серия сообщений "Активное обучение":
Часть 1 - Активное обучение. Что вкладывается в это понятие?
Метки: методика активное обучение |