Золотая классика. |
Когда композитор пишет произведение, которое обычно относят к классической музыке, он указывает, какие ноты он хочет услышать, какие инструменты или голоса должны играть или петь, он обозначает даже число инструментов или голосов. Он даст самые различные пояснения, какие только может придумать, чтобы сообщить исполнителю, как играть: быстро или медленно, громко или тихо. Конечно, ни одному исполнителю не удается сыграть абсолютно то, что хотел бы услышать композитор. Никаких слов не хватит для объяснений его замысла. Но от того работа исполнителя так увлекательна. Он читает, что композитор написал, и старается по возможности точно понять, что он хотел сказать. Поэтому каждый исполнитель играет произведение немножко по-другому.
Метки: Классическая музыка |
Карл Черни. Симфония №6. |
«Мы по достоинству еще не оценили Карла Черни»,- писал И.Брамс. Эта мысль, высказанная в 19 веке, справедлива и в настоящее время. Далеко не в полном объеме известны фортепианные сочинения Черни, в том числе сборники его полезнейших инструктивных этюдов и упражнений.
Карл Черни был выдающимся фортепианным педагогом, из школы которого вышли такие музыканты- виртуозы, как Лист, Лешетицкий, Д`Альбер, Зилоти, Есипова. Черни написал более тысячи произведений различных жанров, среди них множество симфоний, сонат, трио, квартетов, этюдов и упражнений, а также фундаментальных методических трудов.
Метки: Композиторы 19 века |
Классические дуэты. Нина Тимофеева. |
Жизнь Нины Владимировны, которой восхищались балетоманы и театралы, была тесно связана с Большим театром. Где Тимофеева выступала феерически. В главном театре страны она танцевала тридцать два года. Начиная с 1956го. Фанатичное отношение к делу. Это то, что по мнению её коллег всегда отличало Нину Тимофееву. Хозяйка Медной горы в балете Каменный цветок на музыку Прокофьева, Эгина в Спартаке Хачатуряна. Она везде и всегда была лучшей. Балетмейстер Юрий Григорович признавался: Тимофеева танцевала лучше всех. Она поражала буквально дьявольской энергией ещё в одном балете Григоровича Легенда о любви. Тимофеева выполняла на сцене Большого невероятные трюки. А в балетном мире слагались целые легенды о виртуозности её танца. Многому Нина Владимировна научилась у знаменитой Галины Улановой, которая не один год была её педагогом. Спящая красавица, Жизель, Дон Кихот, Вальпургиева ночь, в этих и многих других спектаклях блистала Тимофеева. В конце 80х карьеру балерины она завершила и стала преподавать в Большом театре. И даже некоторое время занималась политикой: была депутатом Верховного совета СССР 7го созыва. В 91м Тимофеева уехала вместе с дочерью в Израиль. Там она преподавала на хореографическом отделении.
Метки: Артисты балета |
Три"Большие блестящие вальса" Шопена |
Музыка Шопена отличается смелой изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. После Бетховена классицизм уступил место романтизму, и Шопен стал одним из главных представителей этого направления в музыке. Если где-то в его творчестве и чувствуется рефлексия, то, наверное, в сонатах, что не мешает им быть высокими образцами жанра.
К лучшим произведениям Шопена можно отнести этюды: в них, помимо технических экзерсисов, бывших до Шопена главной и чуть ли не единственной целью этого жанра, слушателю раскрывается удивительный поэтический мир. Эти этюды отличаются юношеской порывистой свежестью. В них имеются замечательные мелодические и гармонические красоты.
Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена. Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон и др.
Метки: Шопен |
Знаменитые хоры, ансамбли и сцены из опер Д.Верди. |
Гениальный итальянский оперный композитор Джузеппе Верди -- последний великий классик в трехвековой истории итальянского оперного искусства. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Верди. <<Риголетто>>, <<Травиата>>, <<Аида>> и другие принадлежат к популярнейшим операм и пользуются любовью в самых широких массах слушателей. Многие мелодии из опер Верди стали всесветно знаменитыми, а на родине композитора, в Италии, поются как народные песни.
Метки: Опера |
Камерная классическая музыка. |
В XVI—XVIII веках термин «камерная музыка» применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной. В дальнейшем, с зарождением и развитием симфонической музыки, камерной музыкой стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. В XIX—XX веках значение камерной музыки как «музыки для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и для малой группы слушателей.
Метки: Музыкальные инструменты |
Фильм-балет "Звезды русского балета" |
Цикл фильмов "Звезды русского балета" состоит из отрывков выступлений разных лет замечательных звезд русского балета.
Каждый фильм состоит из 8-10 фрагментов, представляющих законченные хореографические формы - па-де-де, адажио, дуэты или вариации в исполнении ведущих мастеров русского балета. Эти фрагменты выбраны из 40 с лишним фильмов-балетов, снятых в течение последних 25 лет/1970-1995 гг./.
Конструкция каждого фильма такова, что в нем представлено по одному номеру каждой звезды.
Метки: Артисты балета |
Балетные сцены из разных опер. |
Первоначально балет как вид театрального искусства не существовал самостоятельно, а служил дополнением, часто для перебивки действия в опере, опередившей балет в развитии, или действом для внимания зрителей на время, пока менялись декорации. Балетные фрагменты в операх были обычным явлением. Танцоры выступали в масках, а их танец, обычно бессодержательный, не имевший никакого отношения к разворачивающейся интриге основного представления (живые скульптуры или «живые пирамиды»), был отвлекающим танцевальным дивертисментом. В 17 веке балет именно в значении вводного танца неоднократно использовал в своих пьесах Мольер. Постепенно значение балета росло, к середине 18 столетия пантомимой даже порой стали замещать какую-нибудь оперную арию, но это все ещё были вставные номера. И так продолжалось до балетных реформ Ж.-Ж. Новерра, ставшего основателем современного цельного балетного сюжетного спектакля. Первым в истории полным сюжетным балетом, состоящим из пантомимических сцен наравне с танцевальными, стал балет «Ясон и Медея» на музыку Ж.-Ж.Родольфа, поставленный Новерром в Штутгарте. При этом балет не утратил и своей вспомогательной функции в оперных постановках, даже наоборот: развил её, превратив танец в оперном спектакле в канву общего сюжета. И во многих современных оперных спектаклях часто используются вводные балетные сцены.
Метки: Балет |
Музыка Доменико Чимарозы. |
Доменико Чимароза.
Удивительна история композитора неаполитанца. С Венецией его связывает только то, что он там внезапно умирает. Но история отнесла его к венецианцам.
А еще - это первый известный композитор, оставивший свое имя в истории в России. Хотя до него в России был успешен и пребывал в фаворе композитор венецианец Галуппи.
18 век принес много нового в жизнь человека. Это, прежде всего, капитализм и все, что с ним связано. Зазвучало слово «рабочий», пришло активное осознание «бедняк-богач», заговорили о республиканском правлении и начались волны социальных протестов.
Вот в это-то время — в 1749 году 17 декабря, близ Неаполя -и рождается в семье каменщика мальчик Доменико.
Сегодня, в музыкальных школах, его музыку начинают играть уже во 2 классе. На экзамене по окончании года почти все дети играют сонаты Чимарозы.
Это и есть тот самый мальчик Доменико.
Однако имени композитора, которого сравнивают с Моцартом, за которым признают право создания «оперы-буффа», т.е. комической оперы, никто и не знает.
Метки: Итальянские композиторы |
Бетховен. "Афинские развалины". |
В 1811 году для открытия нового театра в Пеште Бетховен создает музыку к двум торжественным представлениям на текст А. Коцебу — «Афинские развалины» и «Король Стефан, или Первый благодетель Венгрии». То, что композитор дважды обратился к пьесам посредственного австрийского драматурга, было в общем случайным. Главной побудительной причиной был заказ из Венгрии и симпатия Бетховена к венгерскому народу. «Вопреки запрещению своего врача,— писал Бетховен, — сажусь за работу, чтобы помочь усачам, которые меня очень любят» *.
Метки: Бетховен |
Вечер с музыкой Муцио Клементи. |
Муцио Клементи появился на свет 23 января 1752 года в Риме, в семье ювелира – Николо Клементи, страстного любителя музыки. Талант мальчика раскрылся очень быстро: уже в 6 лет Муцио пел по нотам. Отец, Николо Клементи, заметив талант и дарование мальчика, решил, что его сын должен продолжать совершенствовать свое мастерство и в серьез заняться музыкальными занятиями. Для этого он приглашает двух выдающихся композиторов. В возрасте 7 лет, Клементи брал уроки гармонии у органиста Кордичелли, а затем продолжал учиться пению у Дж. Сантарелли. Они взялись заниматься с мальчиком и к 9 годам подготовили его к участию в конкурсе на место органиста, которое тот благополучно и занял.
Метки: Итальянские композиторы |
Ансамбль скрипачей Большого театра |
Произведения из репертуара Ансамбля скрипачей Большого Театра.
Идея создания этого прославленного коллектива принадлежала концертмейстеру оркестра Большого театра Юлию Марковичу Реентовичу, руководившему ансамблем с 1956 года до своей смерти в 1982 году. Ансамбль скрипачей Большого театра был создан в конце 1955 года, а его первое публичное выступление состоялось 25 февраля 1956-го, и эта дата считается днем его рождения.
Метки: Знаменитые музыканты |
Бессмертные произведения Ференца Листа. |
Ференц Лист — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Метки: Лист |
Фильм-балет "Маскарад" на музыку А.Хачатуряна. |
Композитор Арам Хачатурян никогда не сочинял балет «Маскарад». В 1941 году он написал музыку к ставшему знаменитым одноимённому спектаклю Театра им. Е. Вахтангова, а через два года переработал её в оркестровую сюиту, получившую заслуженное признание. В 1970-е годы хореографы Лидия Вильвовская и Михаил Долгополов начали писать либретто по драме Михаила Лермонтова, отталкиваясь от этой музыки, к тому времени считавшейся лучшим музыкальным воплощением героев Лермонтова. Предполагалось, что Хачатурян будет использовать в партитуре балета и свою, сходную по тематике музыку к пьесе Бориса Лавренева «Лермонтов», поставленную в 1954 году во МХАТе. Но проекту не суждено было осуществиться.
Лишь двадцать лет спустя, в 1982 году, уже после смерти композитора, его ученик Эдгар Оганесян создал партитуру балета «Маскарад» на основе музыки Арама Хачатуряна, включив в неё фрагменты и других произведений композитора: Вторая симфония, Соната-монолог для виолончели соло, «Бассо остинато» из сюиты для двух фортепьяно.
Впервые этот балет был поставлен в 1982 году в Одессе. Хореографы – Наталия Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов. В 1985 году была снята его киноверсия с Никитой Долгушиным в главной роли.
Метки: Балет |
Инструмент прекрасных звуков музыки. |
Из истории кларнета.
Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо .
Метки: Музыкальные инструменты |
Д.Тартини. Соната "Дьявольские трели" |
Джузеппе Тартини принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVIII века, искусство которых сохраняет свое художественное значение до нашего времени.
Д. Ойстрах
Биография Тартини – своего рода приключенческий роман. Родители готовили сына к карьере священнослужителя, однако он поступает в университет, чтобы стать юристом. Практически самостоятельно овладевает скрипичной игрой. Учился игре на скрипке у некоего Джулио ди Терни, который позднее сам учился у Тартини. В эти годы он больше, чем университетом, увлекается фехтованием и готовит себя к карьере фехтмейстера. Победы на дуэлях завоевали ему славу искуснейшего фехтовальщика городка, где он обучался юриспруденции.
Метки: Эпоха барокко |
Ф.Мендельсон. Концерт для фортепиано с оркестром №1 |
Феликс Мендельсон (1809 – 1847) - немецкий композитор и дирижёр, один из крупнейших представителей романтического направления в музыке, автор, в частности, знаменитого свадебного марша.
"Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их".
Р. Шуман
«Столь счастливый и богатый талантами, окруженный любовью и восхищением и при всем этом столь сильный духом и сердцем, он никогда не ослаблял узды религиозной самодисциплины, никогда не преступал границ скромности и смирения, никогда не переставал руководствоваться чувством долга. Земля не отказала ему ни в одной из своих радостей, небеса наградили его всеми дарами для богатой духовной жизни. По сравнению с таким обилием мирных радостей какое значение могли иметь часы дурного настроения, дни печали или скорбного недовольства фальшивыми почестями, которые ему оказывали! Скоропостижная смерть среди только начатых им трудов и далеко идущих проектов, избавившая его от страхов и сует мирских, завершила эту блестящую жизнь человека истинно счастливого и одарившего счастьем других».
Эдуард ДевриентФ.
Мендельсон-Бартольди — немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятельность была подчинена самым благородным и серьезным целям — она способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов. Мендельсон родился в семье с давними культурными традициями. Дед будущего композитора — известный философ; отец — глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств — дал своему сыну прекрасное образование. В 1811 г. семья переехала в Берлин, где Мендельсон берет уроки у самых авторитетных педагогов . В доме Мендельсонов бывали Г. Гейне, Ф. Гегель, Т. А. Гофман, братья Гумбольдты, К. М. Вебер. Игру двенадцатилетнего пианиста слушал И. В. Гете. Встречи с великим поэтом в Веймаре остались самыми прекрасными воспоминаниями юных лет.
Концерт для фортепиано с оркестром №1 in G minor ( ор.25)
Метки: Мендельсон |
Пасха- Светлое Христово Воскресение |
Христос воскрес! Опять с зарею редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора; еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера и дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах плывут туманы...
Но смотри: уже горят на горных льдинах лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют, недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают и непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь, и в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной и возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный, что Бог воистину воскрес!
И. А. Бунин
Пасха - Светлое Христово Воскресение.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Метки: Духовная музыка |
Придворные танцы эпохи барокко |
В настоящее время в городах Европы и нашей страны стал проявляться интерес к искусству эпохи барокко, особенно к танцам и музыке. Существуют ансамбли, которые занимаются изучением танцев. Они не только танцуют, но и изучают историю, пытаются прочувствовать образ мыслей и чувств человека того времени.В некоторых городах Европы, да и в нашей стране проходят фестивали и балы искусства Барокко. Здесь создаются чарующие образы минувших веков в современном культурном пространстве, приобщаясь и приобщая окружающих к богатой культуре прошлого через музыку и танец. В программе бала танцы, которые мы возможно никогда и нигде не видели, но они сейчас распространены в Европе. Это и известный менуэт, гавот, романтичная сарабанда, английские контрдансы, мазурки, польки, захватывающая кадриль и конечно же король -венский вальс. Кроме того, на бал все приходят в красивых исторических костюмах. Многие девушки мечтают одеть такое платье и здесь представляется для них замечательная возможность.
Метки: Эпоха Барокко |
Лист. Венгерская рапсодия №2. |
Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию , где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.
Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор:
горделивый, страстный, патетический характер;
свободная, импровизационная манера изложения;
острый ритм с частыми акцентами.
Метки: Лист |