НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРИЁМОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – Часть 6 |
До определённого возраста ребёнок имеет низкий уровень произвольности и саморегуляции, а это значит, что он ещё не способен управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредотачивать внимание, запоминать информацию, прилагать волевые усилия для выполнения неинтересных или однообразных заданий. В этом случае ребёнок выполняет не все поставленные перед ним задачи, а только часть из них, наиболее интересные для него. В итоге, учёба для ребёнка превращается в неприглядную повинность.
Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет ребёнку выработать определённую последовательность выполнения того или иного задания, он не знает с чего начать и что делать потом. В этом случае ребёнку требуется помощь взрослых, которые вместе с ним осваивают приёмы планирования, иначе он будет испытывать напряженность, что, в итоге, вызовет отторжение к учёбе. О планировании я писала здесь: https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_214
Как развивать в детях готовность целенаправленно обучаться и постигать знания я описывала в статьях:
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_1858
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_358
Самообразование необходимо построить на внутренней мотивации, когда даже в отсутствие внешнего стимула ребёнок способен заниматься своим развитием, исходя из внутренних потребностей.https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_419
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_417
Мотивация:
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_2680
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_208
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_167
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_90
Каким образом воспитывать в ребёнке ответственность я рассказывала в серии статей:
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_325
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_324
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_320
С самого рождения, ребёнка необходимо научить распознавать свои эмоции и чувства, чтобы со временем он мог прийти к пониманию того, какой вид деятельности его вдохновляет. Тогда он легко преодолевает выполнение рутинной работы, учит нелюбимые и неинтересные дисциплины только для того, чтобы побыстрее скинуть бремя обязаловки. И делает это затем, чтобы, как можно скорее, заняться любимым делом. Он понимает, что без этого ему не будет выдан аттестат, и он смотрит на проблему преодоления трудностей философски. Насколько качественно выполнить неинтересную работу, он выбирает сам, руководствуясь теми задачами, которые он сам перед собой ставит, принимая ответственность за свои решения только на себя. Так вырабатываются волевые качества ребёнка, которые способствуют учебную деятельность воспринимать, как часть пути, ведущего к достижению его целей. https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_206
Самым распространенным методом воздействия на ребёнка, при отсутствии в нем навыков саморегуляции и самомотивации, который применяют отчаявшиеся родители, является метод «кнута и пряника». Я о нём уже писала, поэтому не буду повторяться. К чему это приводит я рассказываю в статьях: https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_133
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_132
Если прочтение статей, опубликованных мною, не поможет вам разобраться, каким же образом научить целенаправленно стоить свою учебную деятельность на основе внутренней мотивации и умения планировать, то добро пожаловать на мой вебинар: https://vk.com/away.php?to=http://sgonniklp.ru/&p..
А это для тех, кого интересует тема когда-то подробно раскрытая и условно обозначенная мною, как «общественный договор».
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_1787
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_1786
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_937
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_921
|
Следование за авторитетом |
Со мной такое однажды случилось, когда вместо осознания своей уникальности, я подчинилась влиянию того человека, которого признала авторитетнее себя самой. Для того, чтобы вспомнить эти состояния, достаточно мысленно поместить себя в то время.
Встреча с моим научным руководителем меня настолько потрясла, что я внутренне начала сверять свои поступки с тем, что скажет о них он. Все свои взаимодействия с ним я пропускала через попытку понять, почувствовать его реакцию. Я писала свои научные работы и мне казалось, это он незримо ведет меня за собой.
Происходило замещение меня его мыслепотоком или тем, что им казалось. Падала моя самооценка, так как результаты моей работы я ставила ему в заслугу. Все, что я делала, было подчинено стремлению заслужить его благосклонность и уважение. А когда это происходило, мне было стыдно: словно я украла часть его славы. Я ничего из себя не представляла в собственных глазах.
Авторитет - это когда чужую уникальность ставишь превыше своей. И наполняешь себя чужими истинами, вместо того, чтобы искать собственные. Следование за авторитетом постепенно ведёт к потере возможности раскрыть свою индивидуальность. Появляется уверенность в том, что не сможешь соответствовать его ожиданиям, не сможешь стать равным его гению. Это приводит к внутреннему опустошению и отрицанию себя. Потеря себя делает бессмысленной собственную жизнь, и все личные достижения становятся ничтожными.
Авторитет является важнейшим элементом любой власти. Для того, чтобы почувствовать власть над ребёнком, станьте для него авторитетом. Родитель, который имеет авторитет, быстрее и легче управляет поведением ребёнка. Чтобы удержать власть, родитель должен иметь преимущество над ребенком, иначе построение авторитета не удастся. Если вы стремитесь сделать ребёнка послушным своей воле, то вам, просто, необходимо стать для ребёнка этаким всезнайкой и ни вкоем случае не пасть лицом в грязь. Это будет держать вас в напряжении, чтобы всю свою жизнь посвятить поддержанию этой авторитарной власти. Ни о каких доверительных отношениях не может идти речь. Вы должны будете постоянно держать ребёнка в страхе ослушаться вас, заслужив ваше порицание.
В рамках авторитарных отношений нельзя раскрывать природную уникальность ребёнка. Развитие индивидуальности приведёт к формированию в нём чувства собственного достоинства, что поставит под сомнение ваше право его подавлять. Человек, имеющий чувство собственного достоинства, не преклоняется перед Авторитетами и имеет уважение к чужой уникальности. Стремление к авторитарности присуще тем, кто сомневается, что может иметь влияние, основанное на уважении. Такая власть компенсирует неуверенность в самоценности и ведёт к желанию контролировать поведение ребёнка, делая опору на чувство стыда и страха перед наказанием.
Поэтому вы либо воспитываете ребёнка в безоговорочном послушании своей воле, становясь для него непререкаемым авторитетом, либо учите его уважать в вас вашу уникальность, развивая в нем индивидуальность. Тогда вам самим стоит позаботиться о раскрытии собственного потенциала, чтобы суметь показать ребёнку, насколько ярко и увлеченно можно жить. А пример заразителен! Такие отношения строятся не на власти, а на умении договариваться друг с другом и согласовывать взаимодействия на основе договорённостей.
|
Подарите детям радость |
Каким мир предстанет в глазах ребёнка, если его не научить радоваться жизни и воспринимать жизнь не как череду лишений? «... Я не хочу ребенка приучать с детства, что жизнь - это один сплошной праздник», - говорите вы. Неужели жизнь это борьба? Жизнь и есть праздник, причем, ежедневный.
«Дети должны знать обычную жизнь, какая она есть, если захотят другую - будет стимул учиться и трудиться . А если с детства переполнить впечатлениями, сладостями, игрушками - то потом уже ничем не удивишь». Прекрасен каждый день, каждое впечатление, каждое событие, каждое дело, совершаемое с радостью в сердце. Как дети захотят иную, более радостную жизнь, если в них уже сформирована модель мира, лишенная радости удивления всему, что происходит ежедневно? Как можно достигать эффективного раскрытия своего потенциала, если при любом раскладе он чувствует тяжесть жизни? Не формирует ли в детях такой подход к жизни фатализм?
Теперь представьте, что вы приходите домой уставший от такого тягостного проживания жизни, а дома вас встречает жена/муж раздавленный пессимистическим настроем на всё происходящее вокруг. Он/она не умеют радоваться вашему приходу. Его/её глаза потухшие и в нем/в ней нет животворящей энергии приятия. Вас никто не может поддержать, утешить. Вы не можете для близких людей сотворить праздник. «Чему радоваться, если жизнь — это борьба?», - бьется извечный вопрос, окрашивающий всё в черные тона, в глубине израненного сердца.
А тут дети, в которых ещё плещется жажда жизни. Их оптимизм не заражает вас. Он вас раздражает. Вы уже наперёд знаете, как печально сложится их жизнь и в минуты отчаяния стыдитесь своего сожаления, что родили их в мир безнадёжности. Неосознанно вы подавляете в них умение радоваться пустяку. Откуда я это знаю? Я прожила такую же полосу жизни, и она оставила неизгладимый шрам в моей душе.
Вместо того, чтобы разделить успехи сына, я строго спрашивала его, прервав потоки его восторга: «А ты сделал уроки?!» Это звучало не как вопрос-заинтересованность. Это звучало как упрек: «Ну, и что ты так сейчас прыгаешь вокруг меня, когда не сделал самого главного? Вначале дело, а потом... » Он говорил мне о своих открытиях, а я со всей строгостью непреклонного ментора, раскрывала дневник, уличая его в неправомерности радоваться жизни. Я была и судьёй, и палачом. Я убивала в нем восторг от жизни. Мои слёзы отчаяния он воспринимал, как своё поражение.
Откуда взяться при таком семейном раскладе желанию учиться? Страх перед жизнью вырастает в страх перед ошибкой. Формируется пессимистичный взгляд на мир. Любые усилия приводят к поражению, так как не наполнены радостью свершений. Зачем жить, если впереди тебя ждет отчаяние и незавидный удел?
Мир улучшать стремятся многие, не понимая, что улучшение этого абстрактного мира начинается с глубокого понимания своего места в этом мире: принимая себя мы улучшаем мир. И совсем не наоборот. Чуткое отношение к чужой радости и беде формируется именно тогда, когда интересы ребёнка не игнорируются ради идеи общего блага, ни семьи, ни общества в целом.
Как хорошо, что однажды я не только это поняла, но и сумела начать так жить. Но иногда меня переполняло чувство стыда, когда я вспоминала о детстве своего сына. С этим чувством было трудно совладать. Мне очень непросто было простить себя за ту неосознанность, которой я тогда жила. Прожитого назад не вернуть. Прожить будущее идеально невозможно. Остаётся научиться жить в настоящем так, словно это мой последний день. Разве последний день трудно превратить в праздник, завершающий моё путешествие здесь на Земле? Разве я испорчу себе настроение от того, что не достигла совершенства? Так и живу я, празднуя, как подарок судьбы, каждый день от восхода до заката.
Когда я контролировала свой гнев, то пережигала себя изнутри. Я выставляла запрет на негативные чувства, а затем сутками сгорала в этом аду. Это для меня было тупиком. Только разворот внутрь себя позволил познакомиться с собой и увидеть ту очевидность, что будучи ребёнком, я когда-то поверила взрослым, что я плохая. А поверив, начала защищать свою уязвимость. Защита выливалась в агрессию на всякого нападающего. Справившись с самоуничижением, я научилась любить себя и принимать себя такой, какая я есть. А полюбив себя, я увидела, что тот же ад, который был во мне, присущ всем людям, травмированным в детстве. И такая к ним появилась любовь, словно, я им мать. Их не за что ненавидеть: они застряли в своём детстве. Они заблудились и теперь пытаются найти целительные истины, даже не предполагая, что их можно обрести только в глубине собственного сердца.
Вы же не знаете, сколько вам отмерено дней, поэтому радуйтесь жизни и учите этому своих детей. Это будет самый большой и значимый подарок от вас вашим детям. Но вначале подарите себе самого себя.
|
Воспитание волевых качеств |
«Детей надо заставлять учиться, а потом он начинает любить то, что хорошо знает», - это звучало рефреном на всех родительских собраниях, на которых я присутствовала в школе, когда учился мой сын. Вам знакомы эти слова? Порой, взрослые убеждали меня в том, что, якобы, очень благодарны своим родителям за насилие, совершенное над ними в детстве: «Меня заставляли заниматься музыкой. Я ненавидела эти вечные гаммы, этюды. Но только теперь осознала, что родители были правы, заставляя меня ходить в музыкальную школу. Они выработали во мне волю».
Воля нужна там, где есть сопротивление. Наличие воли возведено в ранг чего-то очень значимого. Кажется, что без воли человек не способен достичь успеха в жизни. Значимые результаты кажутся важнее наслаждения жизнью во всех её аспектах. На преодоление в себе лени тратится изрядное количество энергии, вместо того, чтобы рассмотреть причины, приведшие к отторжению.
Даже не замечается, что подавление в себе сопротивления ведет к ещё большей апатии, если результаты труда не признаны теми, ради кого ломал себя. Если всё делаешь ради собственного удовлетворения, то разве возникнет внутри нечто, что противится совершению действия? Вот и получается, что воля направлена против себя с целью достижения результатов, которые необходимо предъявить внешнему миру.
Преодоление трудностей я и сама когда-то считала важным навыком. Но однажды я поняла, какое же это счастье, когда занимаешься любимым делом без сопротивления. Достигаешь гораздо больших результатов, когда не прилагаешь волевых усилий на преодоление внутреннего отторжения.
Если ребёнок чему-то сопротивляется, то я вначале выявляю причины, приведшие к этому. Я не учу его насилию над собой, что и является сутью воли. На основе личных пристрастий ребёнка можно понять, что же его может заинтересовать в том или ином процессе. И уже от этой заинтересованности начинаешь выстраивать стратегию включения ребёнка в ту деятельность, которая ему была до этого неприятна. То есть я учу ребёнка не идти на поводу сформировавшихся пристрастий, а осознавать свои чувства и анализировать, отчего они возникают.
Часто складывается так, что дело, которым ребёнок занимался, испытывая трудности, он отторгал не из-за содержания самого процесса, а из-за оценок окружения. Неосознанные эмоции, когда он реагировал на замечания, ушли вглубь подсознания, прочно соединившись с тем, что он делал. Если он был в тот момент увлечён, но столкнулся с внешней агрессией, то его интерес, даже не окрепнув, вырастает в негативизм. Стоит только выявить ситуацию, при которой произошел эмоциональный сбой, можно подвести ребёнка к пониманию механизмов возникновения его сопротивления. И это возможно сделать в подростковом возрасте, когда только ещё формируются устойчивые доминантные очаги. Можно помочь увидеть разницу между влечением к развлечению, совершаемому как побег от бессмысленности, и стремлением к определённому результату в осмысленной деятельности.
Представьте, ребёнок увлеченно рисует. Вы подходите к нему и требуете его прекратить занятие, так как вы куда-то опаздываете. Вы раздражены. Вы злитесь, что ребёнок не может быстро переключиться, не слушается. Он хочет закончить свой рисунок. Он возбужден своим вдохновением. Поднимает на вас глаза в ожидании того, что вы разделите с ним его эмоции. И тут он наталкивается на вашу суровость, гримасу, которую вполне можно счесть за отвращение: ребёнок ещё не опытен в распознавании чувств. Вот он, момент истины! Однажды мама с удивлением замечает, что ребёнок, до этого любивший часами сидеть за рисованием, теперь отказывается брать в руки карандаши и кисти. Так произошло однажды с моей дочкой. Всего лишь одно посещение школьного урока по рисованию хватило для того, чтобы на несколько лет отбить в ней желание рисовать. Однажды она поняла причину, приведшую к отторжению, и у неё снова возникла тяга к рисованию.
Не надо учить детей волевому преодолению лени. Лечить нужно не болезнь эмоций, а выявлять первопричину, приведшую к болезни. И тогда сопротивление, привычно называемое ленью, само собой исчезает. Отношение к делу выстраивается на принципах вовлеченности в него на основе положительных эмоций.
Осмысленность делает человека гибким. Он приобретает возможность самонастройки на любые процессы, в которые сам себя встраивает с лёгкостью и азартом. В любом деле можно увидеть смысл, и тогда делание не пережигает энергию, экономится время, не страдает уверенность в себе, а чувство собственного достоинства возрастает. Дело совершается не для предъявления кому-то результатов, не ради высокой оценки, а ради достижения той цели, которую выявил для себя на стадии осмысления. Появляется мощный подъем сил, способствующих тому, что препятствия не замечаются. Со стороны кажется, что человек живет играючи.
Воля делала меня негибкой и зависимой от одобрения общества. Я приняла на веру постулат, что воля помогает человеку бесстрашно двигаться навстречу трудностям и что невозможно прийти к желанной цели без преодоления себя. С такой нацеленностью на жизнь я естественным образом привлекала трудности и «преодолевала себя». Я не умела различать свои внутренние стимулы. Я с детства была запрограммирована на преодоление и на жизнь в борьбе. Легкость бытия меня пугала, и в желании передохнуть я с испугом различала свою лень, удваивая усилия по её искоренению. Организм, изношенный борьбой, однажды отказал, и я, лежа на больничной койке, чувствовала себя иждивенкой. Мне было стыдно принимать, я умела только отдавать. Именно тогда я с ошеломлением вслушалась в слово «воля», услышав сакраментальное и знакомое до боли с детства: «Ты должна жить...».
Странно звучит: «воля жить» -, словно кто-то жить заставляет. И как органично вплетается в судьбу «желание жить», делая настрой на жизнь оптимистичным и наполненным радостью бытия. Именно желание жить вернуло мне вкус к жизни.
|
Формирование успеха |
Каждый успешный результат становится для ребёнка той «опорной точкой», которая сознательно или бессознательно возвращает его к своему позитивно окрашенному опыту. Ребёнок готов повторять его, так как он его заряжает энергией созидания. И тогда он готов идти в этом опыте дальше, развивая свои способности.
По мере взросления ребёнка, родители следуют за включением его в тот или иной процесс, вдохновляя его своим примером. Это касается и учебы и домашних дел.
Вот представьте, вы не любите гладить бельё и потому предъявляете этот процесс ребёнку, как скучный - вы не излучаете позитивную энергию. И ребёнок отвергает этот вид деятельности, так как ваши эмоции передаются ему зеркально. А теперь то же самое проделайте под музыку, пританцовывая и припевая, улыбаясь и излучая положительные эмоции. Ребёнок сразу же захочет этим заниматься. И вот тут отойдите в сторону и позвольте ему сделать это самому, подбадривая его и восхищаясь им. Всё! Дело сделано. В дальнейшем понадобится только поддерживать этот позитивный настрой одобрением.
Что же обычно делают родители? Они начинают сбивать процесс, начавшийся с любопытства ребёнка своими замечаниями и недовольством качеством работы, забывая, что совершенствование действия имеет временной контекст - оно постепенно возрастает к мастерству.
Принцип настолько прост, что я не перестаю удивляться, очего в своей практике родители не следуют его простым алгоритмам: ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА с позитивным настроем - ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРОЦЕСС с позитивным настроем - ПОДДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА с подпиткой ребёнка позитивными эмоциями.
А затем, по принципу формирования доминантных очагов, формируется устойчивая позитивная реакция на данное действие. Если так поступать длительное время, то надо ещё очень постараться, чтобы сбить столь устойчивые настройки психики. Именно эти настройки, иначе именуемые привычками, формируют характер ребёнка, влияя на всю его дальнейшую судьбу.
|
Поиграйте с детьми |
Ролевые игры позволяют отработать с детьми любые полезные навыки без нудных и надоедливых нотаций, запомнить те сведения, которые необходимы ребёнку каждый день. Придумывайте игры и присылайте свои видеоотчеты вот сюда: https://vk.com/topic-73194091_30851092
http://www.youtube.com/watch?v=827uqU_wIS8
|
Развитие мозга |
Что касается вопросов развития мозга, то это книги, которые мне стали доступны в Ленинской библиотеке ещё в 90-е годы. Книги Хомского, Пинского, Бехтеревой, Аршавского, Эдельмана , Чалмерса... Особенно меня поразила книга А. Эйнштейна «Эволюция физики», в которой он прослеживает путь развития мышления ученого. А кто такой ученый? Это человек, способный подняться над логикой различных моделей мира и сформулировать собственную, уникальную. Ту, что состоит из частей различных уникальных взглядов.
Потом это были работы и лекции Черниговской, Александрова и Анохина. Это наши современники, которые занимаются развитием когнитивной науки.
Когда я говорю об эволюции человека, то подразумеваю личный путь развития его мышления. Эту личную эволюцию каждый человек проходит в своей жизни. Но большинство застревает на уроне наглядно-образного мышления и не может даже постичь логику тех знаний, которые впитывают некритично. Это люди догматического склада ума. Именно такой склад ума имеют большинство выпускников школ.
|
По страничкам моих дневников |
15 июля 2004 года, когда Лизе было 4 года и 6 месяцев, она стала самой юной читательницей детской библиотеки «Пионер», что в Москве. Раз в месяц дочку ждала замечательный библиотекарь Татьяна Петровна. Лиса с большим удовольствием проводила в библиотеке по 2-3 часа: читала книжки, разглядывала картинки. Уже в столь юном возрасте она могла самостоятельно выбирать себе книги и с нетерпением ждала новой встречи с тайнами библиотечных завалов.
Специфический запах книг на стеллажах, выстроившихся в ряд, завораживал дочку. Порой, мы засиживались в библиотеке до её закрытия, и заботливая Татьяна Петровна поила нас чаем с печеньками, которые мы заблаговременно покупали к совместному чаепитию. А ещё, нас там поджидал полосатый кот Василий, который спасал любимые книжки от мышей))) Такие походы в библиотеку стали однажды нашим ритуалом, полным волшебства.
За лето 2004 года Лиза самостоятельно прочитала:
1. «Хвастливая черепаха»; сборник сказок, Москва, издательский дом «Прибой», 1997;
2. «Три гнома»; Тверь, 1996, агентство «Дайджест»;
3. «Домовёнок Кузя»; издательство «Малыш»;
4. Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»; Москва, «Детская литература», 1988.
|
Школы – апофеоз индустриального гения |
«В начале 19 века в Англии первые владельцы шахт, заводов и фабрик обнаружили, что «людей, у которых подростковый период прошел в занятиях сельскохозяйственным трудом или каким-либо ремеслом, почти невозможно превратить в полезные производству рабочие руки» (запись 1835 г.). Массовое обучение, построенное по фабричной модели, возникло как раз в связи с массовой индустриализацией стран Второй волны. Основы чтения, письма, арифметики, немного истории и других предметов, — все это составляло «явный учебный план». Однако под ним находился «скрытый учебный план» (hidden curriculum), много более основательный. Он состоял и все еще состоит в большинстве индустриальных стран из трех «курсов» — это обучение: 1) пунктуальности, 2) послушанию и 3) навыкам механической однообразной работы. Производство требовало людей, во-первых, с проворными руками; во-вторых, безоговорочно и точно выполняющих распоряжения начальства; в-третьих, готовых работать до изнеможения на машинах или в конторах, выполняя скучные и однообразные операции.
Всюду, куда приходила волна индустриализации, детей начинали отводить в школу во все более раннем возрасте, учебный год становился все длиннее, число лет принудительной школьной учебы возрастает. Школы Второй волны подвергали механической обработке одно поколение молодых людей за другим, готовя из них податливую рабсилу.
Сама идея собирания массы школьников (сырья), для воздействия на них учителей (рабочих) в централизованно устроенных школах (заводах) была порождением индустриального гения.
Все фундаментальные и по-настоящему прогрессивные процессы - это результат развития знания, солидарности, кооперации и любви, а не ненависти, зверства, сумасшедшей борьбы, которые неизбежно сопутствуют сопротивлению и подавлению свобод».
Элвин Тоффлер
«Третья волна» — книга известного социолога Элвина Тоффлера. В книге выделяются три основных стадии (волны) развития человечества — аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Волна у Тоффлера — это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества. Таким рывком для первой волны стало внедрение сельского хозяйства, для второй волны — промышленный переворот. Волна «прокатывается» постепенно, одновременно на планете существуют все три стадии. Периоды между волнами постепенно сокращаются: тысячелетия для первой волны, 300 лет для второй. Третья волна, по оценке Тоффлера, полностью сменит вторую к 2025 году.
«"Конвейер" нужно преобразовать»... Сказавший это, понимает ли, что преобразованный конвейер, так и останется конвейером? От конвейера можно уйти. Но оставаясь при нём, невозможно почувствовать свободу, так как жизнь всё равно будет подчинена его ритму.
Ссылка на книгу: http://www.2lib.ru/getbook/10964.html
|
Полезные сайты |
Сайт Интернет-урок http://interneturok.ru/ru/. Информация в разной форме (видео, конспект, проверка) для всех базовых предметов, для всех классов и разных программ обучения. дистанционная подготовка к ЕГЭ (платно), поддержка домашнего обучения с 5 класса.
Старшеклассникам определиться с выбором ВУЗа поможет сайт «Моё образование» http://www.moeobrazovanie.ru/ - отличный ресурс с полным списком ВУЗов, рейтингами, подсказками по профессиям и многим аспектам обучения. информация по ГИА, ЕГЭ, репетиторам и дистанционному обучению Ссылка interneturok.ru
Огромное спасибо за эту информацию Марине Древаль.
|
Сообщество свободных людей! Я с вами! |
Вы знаете этих людей – они возникают всякий раз, когда кто-то из нас предлагает цель или решение. Скептики, материалисты, кухонные интеллигенты, которые не уверены ни в чем, кроме одного: проблемы вечны, мир сложен, все решено за них.
Это неверие в возможность менять мир страшнее лени, пьянства или наркомании. Потому что именно оно является их причиной. Часто скепсис подается под видом "опыта", "знания жизни" или логики; часто камуфлируется словами "это не профессионально", "так никто не делает" или "так не принято".
Сегодня мы знаем, что изменить можно все, и каждый из нас обладает возможностью реализовать любую идею. Недавно в центре SCNARC подсчитали, что идее достаточно 10% убежденных сторонников, чтобы сконвертировать остальные 90% общества на свою сторону.
Убежденных в чем-то людей может быть меньше 10% - 5, 2, даже тысячная процента населения. Но если их вера в успех и преданность идее непоколебимы, им невозможно противостоять.
В экстремальном случае для изменений любого масштаба достаточно веры одного человека. Вашей, например.
Помните те случаи, когда Ваше мнение шло полностью вразрез с мнением окружающих? Это – самые ценные моменты, в которые нужно вцепляться мертвой хваткой. Мир вокруг нас развивается так быстро, что общепринятые убеждения на наших глазах становятся издевательством над здравым смыслом.
Сопротивление шума вокруг – устойчивый ориентир для всех желающих внести весомый вклад в развитие человечества. Слушать внутренний голос не означает оставаться глухим к мнению окружающих. Однако забудьте про демократию среди тех, кто Вас окружает, – голос деятельного мыслителя, меняющего мир, должен быть для Вас стократ более значим, чем голос праздного обывателя с его правом на мнение. Но менее значим, чем Ваш собственный.
Ваша вера в возможность иного пути намного важнее для человечества и для всех нас, чем Ваше умение приспосабливаться и вторить безличному эху конформистов.
Павел Дуров
|
Почему дети не хотят учиться в школе? Традиционная школа противоречит законам эволюции человека. |
Большинство детей в нашем обществе против того, чтобы ходить в школу. Вы в курсе?
Они протестуют разными способами: симулируют болезнь, волочат ноги по утрам, делают как можно меньше, чтобы соответствовать школьным требованиям (или ничего не делают), нарушают школьные правила, когда уверены, что это сойдет им с рук. Протестуют даже ученики, которые могут похвастаться высшими баллами, отзываясь о школе с определенным цинизмом, а зачастую и мошенничая, оправдываясь тем, что школьные правила — всего-навсего идиотские препятствия, которые так или иначе надо преодолеть...
Почему дети не хотят учиться в школе, и протестуют против нее?
К чему весь этот протест? Ведь образование — хорошая вещь, правда? Дети должны стать образованными, чтобы успешно жить в обществе, а общество идет на огромные расходы и прилагает огромные усилия (о том, куда их лучше направить, можно прочитат тут), чтобы предоставить школьное образование — и в каких количествах! — каждому ребенку, хочет он того или нет. И все эти дети — просто испорченные и неблагодарные? Если да, то и вы, и я — и практически каждый, кто когда-либо посещал школу с тех времен, как она стала обязательной — тоже были испорченными и неблагодарными. Все мы протестовали. Фактически, в те времена, когда школы только-только стали общеобязательными, дети протестовали даже еще больше, чем теперь (и это несмотря на то, что школы в жизни ребенка тогда было меньше). Детей приходилось пороть розгами, чтобы заставить остаться в школе и делать то, что велят учителя.
Я впервые использовал понятие эволюционного разрыва, чтобы объяснить, почему младенцы и дети младшего возраста протестуют против того, чтобы идти — в одиночестве, в темноте, в ночи — спать в свою кроватку. Данный термин обозначает недостаточное соответствие между сегодняшними условиями окружающей среды и теми, которые существовали во времена наших эволюционных предков. По меньшей мере 99 % нашей истории как человекоподобных существ все мы были охотниками-собирателями. Антропологами доказано, что образ жизни охотника-собирателя — это единственный устойчивый способ существования, который когда-либо знал наш вид. После зарождения земледелия, по меньшей мере 10000 лет назад, мы попали в бурный водоворот культурных измененений, но с точки зрения биологии мы по-прежнему являемся охотниками-собирателями, и делаем все возможное, чтобы справиться с современными условиями жизни. В своем последнем эссе я отмечал, что младенцы и дети младшего возраста протестуют против того, чтобы идти в кроватку в одиночестве, поскольку во времена охотников-собирателей такое поведение вероятнее всего привело бы к смертельному исходу. Монстры, живущие под кроватью, были реальностью. Шакалы, тигры и другие ночные хищники рыскали, выискивая маленькую аппетитную закуску, не защищенную взрослыми. Инстинкты и страхи, которые появились еще когда мы были охотниками-собирателями, не изменились.
Теперь я хочу применить концепцию эволюционного разрыва к проблеме образования.
Способы, которыми дети получали образование в культурах охотников-собирателей, были противоположны тем, посредством которых мы пытаемся дать образование детям в наших школах сегодня. Одна из важнейших ценностей обществ охотников-собирателей, которая когда-либо попадала в поле зрения антропологов, — это свобода. Охотники-собиратели считали неправильным принуждать человека делать то, чего он делать не хочет, и детей они тоже считали людьми. Они избегали даже прямых просьб, поскольку это могло звучать как принуждение. Они верили, что люди по собственной инициативе будут стараться для блага общины, поскольку и мудрость такого поведения, и радость от него естественны. В течение сотен тысяч лет такое поведение было организующим принципом человеческого сообщества. [1] Жизнь охотой и собирательством требовала большой личной инициативы и изобретательности, как и веры в то, что люди будут сотрудничать и делиться друг с другом по собственному желанию. Охотники и собиратели, по всей видимости, понимали это. А также и то, что дети скорее вырастут свободным творческими личностями, доверяющими людям и готовыми к сотрудничеству, если позволить им с раннего детства быть свободными в рамках морального сообщества и тех поведенческих моделей, которые давала община.
В течение огромного периода охотничества-собирательства дети целый день свободно играли и исследовали окружающий мир, и таким образом день за днем самостоятельно учились. Образование всегда было направлено само на себя. Фактически, причина детской врожденной любознательности, социальности и предрасположенности к игре лежит в том, что данные черты являлись мотивирующими силами в способности детей обучать самих себя. Эти «ребяческие» черты поощрялись и оформлялись, путем естественного отбора, именно для того, чтобы выполнять образовательную функцию при условии свободы ребенка.
Поэтому когда мы заставляем ребенка сидеть за партой, слушать учителя и делать в точности то, что ему говорят, каждая частичка его тела и каждый нейрон в его мышцах сопротивляется. Его тело говорит ему: «Это неправильно. Мне нужно контролировать мои действия, я должен играя осваивать навыки, которые кажутся важными мне, я должен исследовать то, что интересно мне самому, а не то, что наводит на меня тоску. Мне нужно наблюдать за тем, что делают люди в реальной жизни, а не за тем, что говорит этот учитель, которого даже трудно себе представить живущим вне стен школы. Если я не сделаю все так, как нужно мне, я не вырасту знающим и достойным человеком.» Во времена охотников-собирателей ребенок, который не чувствовал сильнейшую потребность жить собственной жизнью и самостоятельно приобретать знания, вырос бы мало приспособленным к жизни.
Итак, у наших детей есть инстинкты, которые велят им самостоятельно учиться посредством свободной игры, исследования и общения. Но у нас есть школы, которые настаивают на том, чтобы дети отказывались от своей свободы и делали то, что им велят. Школы никогда не работали хорошо, и даже в теории не могут работать хорошо, ведь между школой и ребенком всегда возникает противостояние, и таким образом школы вызывают протест.
Что же мы будем делать с этим эволюционным разрывом?
Мне кажется, у нас есть два выбора. Мы можем и дальше спотыкаться о нашу принудительную систему и бороться с инстинктами наших детей, используя лекарства или какие-то еще средства, необходимые, чтобы приглушить их крик души. Либо мы должны принять подход к образованию, который в наши дни большинству людей кажется радикальным, даже безумным, но который охотникам-собирателям казался не более чем здравым смыслом. Радикальный подход состоит в том, чтобы позволить нашим детям учить самих себя, обеспечивая условия для воплощения этого в жизнь.
Мысль о том, что дети могут управлять собственным образованием и могут делать это хорошо, сегодня кажется абсурдной большинству людей. Мы слишком привыкли к тому, что учеба требует управления сверху вниз и принуждения, но для желающих взглянуть на проблему незашореным взглядом ошеломляюще очевидно, что подход к образованию охотников-собирателей может прекрасно работать в нашем обществе в наши дни. Мы можем построить игровые и учебные центры, подобные Школе долины Садбери, которые обеспечивают детей ресурсами, необходимыми для самообразования. Основные ресурсы включают в себя доступ множества детей разных возрастов к играм и инструментам, ключевым для нашей культуры, а также возможность обратиться к заботливому взрослому — все в контексте морального сообщества, воплощающего высшие ценности нашего общества. Удивительно, но (посчитайте сами) это потребует намного меньше затрат и волнений, чем наша система принудительного образования. К тому же, учебное заведение такого типа — в отличие от стандартных школ — наполнено воодушевлением и радостью.
Ваши дети протестуют против школы? А вы протестовали? В какие формы выливается (или выливался) протест? Что вы делали с противоречием между человеческим стремлением к свободе и нашей принудительной школьной системой? Что, как вы думаете, мы как общество должны сделать, чтобы решить это противоречие?
Опубликовано 10 ноября 2011 года на сайте PsychologyToday.com
Автор — Питер Грэй. Перевод - Анна Семенова специально для smogendrr.ru.
https://vk.com/away.php?to=http://smogendrr.ru/pag...it-zakonam-evoljucii-cheloveka
|
Как вырастить читателя |
Лизе было семь лет, когда она заплакала над книгой. Это была чудесная книжка великолепного классика немецкой детской литературы Михаэля Энде «Бесконечная история». Именно тогда, когда её слёзы намочили страницу книги, я поняла, что в нашей семье родился ещё один читатель. Пока книга не вызовет в ребёнке эмоционального отклика, о рождении читательской потребности не приходится говорить. Так как же пробудить в ребёнке вкус к русскому слову, красоте текста, к наслаждению миром героев?
Мой опыт показывает, что наиболее эффективной ваша помощь в освоении чтения будет в первые 2-3 года с того момента, когда ребёнок начнёт читать. Именно на этом этапе требуется ваша поддержка.
Мне кажется важным донести до вас простую статистику.
Простейшие слова – местоимения, предлоги, связующие слова – составляют 10% от объёма всего печатного материала. Поэтому с раннего детства познакомьте ребёнка с ними. Рассматривая картинки, взаимодействуя с ребёнком, акцентируйте его внимание на этих словах (под столом, на столе, у стола, над столом, в столе...).
Двадцать пять слов житейского обихода составляют третью часть всех художественных текстов. Это названия предметов и явлений повседневной жизни, которые ребёнок усваивает при взаимодействии со взрослыми.
Около ста слов составляют 50% от всех слов, встречающихся в книгах. Это слова, описывающие явления природы, взаимодействия людей, реакции и эмоции, чувства и переживания. Поэтому так важно не только использовать такие слова в общении с ребёнком, но и раскрывать их смысл через его собственную способность распознавать в себе эмоции, чувства, ощущения. Научите его наблюдать за явлениями природы и словесно выражать своё отношение к ним.
Этого словарного запаса уже вполне хватит, чтобы понимать смысл текстов детской литературы. Научите ребёнка как можно раньше пользоваться электронными словарями, предоставив ему доступ к интернету. Введите правило - все непонятные слова отмечать маркером в книге и тут же искать их, например, в GOOGLE. Наполните эту часть работы над текстом эмоциями радости от поиска неизвестного. Для этого не стесняйтесь своего незнания, когда ребёнок задаёт вопросы, на которые вы не знаете ответов. Я, например, радостно восклицала: «Надо же, какой интересный вопрос! Я не знаю, но так хочу знать! Давай вместе поищем!» И вместе с ребёнком начинала поиск ответа, удивляясь и восхищаясь новому знанию.
Был момент, когда дочь, чтобы увлеченно испытывать процесс совместного поиска, самостоятельно усложняла для меня задачу, выискивая из потока сообщений и текстов такие слова, которые она даже в контексте не могла понять. Это превратилось в поисковый азарт. Именно тогда на почве интереса к родному языку, у неё значительно увеличился словарный запас. А так как работа по поиску слов была сопряжена с радостью, то есть выработкой дофамина, то новые понятия свободно попадали в долговременную память.
Здесь у нас появилась такая игра. Надо было сочинить свой текст с использованием новых слов, чтобы потом озадачить папу, который выслушивая их вечером за ужином, высказывал удивление, восторг и радость. Что подкрепляло поисковый инстинкт дочери.
Коснусь ещё очень немаловажного вопроса. Начинающие читатели, в какой-то момент, начинают различать, что многие слова пишутся совсем не так, как произносятся. Именно на них и заостряйте их внимание, помогая им. Постепенно словарный запас детей пополнится и с учётом такого распознавания. Пользование словарями будет непроизвольно акцентировать их внимание на таких особенностях родного языка. Покажите детям, что в сложных словах есть основа, которая вычленяет в них более простую часть. Так, понятие «корень слова» войдёт в обиход детей, что облегчит правописание с полным пониманием грамматики.
В итоге, уже к 12 годам Лиза стала домашним экспертом в вопросах правописания. Теперь (14 лет) она персональный корректор моих текстов. И у неё появилась новая ступень восхождения к уже иной грамотности – психологической. Так как мои тексты содержат знания по психологии, психоанализу, то проверяя их, она обогащает свой жизненный багаж такими знаниями, которые неизбежно ей пригодятся в жизни. Кроме того, теперь, когда она занимается переводами, её компетентность помогает делать их высокохудожественным языком. А всё потому, что я привила ей вкус к красоте слова и текста в целом.
Когда вы говорите своим детям о том, что что-то важно знать, всегда поясняйте для чего это нужно. Понимание смысла ваших рекомендаций снимет сопротивление перед постижением нового. Это очень важный момент.
|
За 7 дней годовой курс алгебры и геометрии, тригонометрии и физики |
Донецкий педагог-новатор творил невероятное. Уже первый экспериментальный класс в школе Шаталова (83017, Украина, г. Донецк, Бульвар Шевченко, д. 65, кв. 33) завершил изучение школьного курса на два года раньше программы, все 33 ученика стали студентами вузов, 17 из них получали повышенные стипендии. Из, казалось, безнадежных учеников (экспериментатору отдавали классы «Г» и «Д») вышли 64 кандидата наук, 12 докторов.
В период перестройки Шаталова увенчали званиями и … закрыли эксперимент. Шаталов, тем временем, совершенствовал свою систему. Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии (дер. Б.Поля, Ленинградской обл.) за неделю. У экзаменаторов наворачивались слезы - таких безупречных ответов они не слышали и в математических классах.
Теперь во время каникул за 7 дней он дает годовой курс алгебры или геометрии, тригонометрии или физики. К сожалению, в классе больше 30 детей не разместить. Поэтому мы снимаем уроки Шаталова с московскими школьниками. http://www.shatalovschools.ru
|
Русский язык |
Рекомендую всем родителям, кто хочет пробудить в детях природную грамотность, привести своих детей в эту «Школу». Написала в кавычках, потому что это необычная школа. За десятидневный курс ребята успевают пройти годичный курс русского языка. Лиза прошла два таких курса. Главная задача Школы - научить каждого ребёнка писать любые тексты без ошибок и подготовить его ко всем видам экзаменов за предельно короткий срок без диктантов и зубрежки. http://romanova-school.ru
|
Самообразование – путь к успеху |
Классическое школьное образование строится на принципах усвоения некоего набора информации. Но сама по себе информация не является залогом успеха. То есть человек энциклопедических знаний автоматически не может стать успешным человеком. А потому, давая детям такое образование, мы не учим их достигать успеха.
Что же делает человека успешным?
Успешный человек самостоятельно выставляет собственные цели. Он не подчиняется тому, что не исходит из его собственного сердца. Он может говорить «нет» всему, что нарушает его планы. Он из всех возможных целей выбирает самую сложную, которая бросает ему вызов. Лёгкие задачи для него скучны и неинтересны. Успешный человек не нуждается во внешнем контроле. Он умеет самостоятельно контролировать себя. Он имеет высокий уровень притязаний, основанных не на одобрении большинства, а на внутренней потребности достичь того, к чему настойчиво стремится. Такой человек становится лидером по жизни, то есть человеком, который самостоятельно вырабатывает стратегию своей жизни.
Когда школа и родители контролируют ребёнка, то мешают ему развить в себе качества лидера, потому что постоянное подавление свободы в принятии решений мешает ему двигаться в сторону собственных горизонтов. Кроме того, ребёнок, воспитанный в ограничении свободы, стремится не к цели, а к удовольствиям. Так, дети, находящиеся под неусыпным наблюдением, при первой же возможности стараются себя развлечь. Как только контроль ослабевает, они тут же начинают бездельничать. Они ищут лёгких путей и стремятся паразитировать на возможности получить ресурсы за счет других, так как самостоятельно и без понукания не приучены их добывать.
Родители, стремящиеся к стопроцентному контролю, говорят: «Как мне сделать так, чтобы ребёнок подчинился и стал самостоятельным?». Но самостоятельным он не может стать, так как родители на сто процентов лишили его свободы. Такие дети вырастают и превращаются в иждивенцев: они ждут от общества и от семьи тех ресурсов, которые обеспечат ему комфорт.
Функцией воспитания является подавление лидерства. Стратегиям лидерства в школах не учат. Как может научить лидерству человек, который по жизни сам находится в подчиненном положении на грани выживания?
Лидер берёт на себя ответственность. Его стратегия - это совокупность его самостоятельных решений. Где ребёнок может научиться принимать решения, если он даже не имеет возможность самостоятельно планировать свой день? За него всё решают взрослые: даже то, чем ему заниматься и в каком объеме. Какую литературу ему читать и какую информацию потреблять, чтобы потом заученными фразами пересказывать чужие мысли. Плохой пересказ - двойка. Страх двойки порождает нежелание иметь собственные мысли и собственные суждения. Его единственным стремлением становятся оценки как источник всё того же удовольствия. Что стоит за оценкой? Знания? Умения? Чего стоит такое образование, построенное на накапливании информации, которая уже безнадёжно устарела? Каким образом он сможет эти знания реализовать? Зачем тратить силы ребёнка на достижение заведомо ложной цели?
Надо дать ребёнку не информацию, а умение самостоятельно её добывать в тех пропорциях и той полноте, которые соответствуют его задачам. Лидер обладает навыками самообразования, так как оно помогает ему найти то, что делает его эффективным. Этому в школах тоже не учат. Поэтому не тратьте деньги на такое образование, которое лишает детей свободы, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос успешным человеком. Не передавайте его развитие тем людям, которые понятия не имеют, как становиться успешными. Тратьте на своего ребёнка своё время и силы, если не хотите у себя под боком вырастить пожизненного иждивенца или неудачника, вечно ноющего и ищущего виноватого в своих бедах. И учитесь вместе с ним, что значит на деле, а не на словах, брать на себя ответственность за свою жизнь.
Если вы своего ребенка переводите на СО или экстернат, это вовсе не означает, что ребенок научится навыкам самообразования. Этим навыкам ребенка надо обучать. Существуют определённые технологии и их надо знать. Именно поэтому я назвала свой семинар «Самообразование - путь к успеху». Я на деле, а не на словах реализовала те принципы, о которых я говорю. Приглашаю)))
|
Самообразование будет основой образовательных систем будущего |
Профессор теоретической физики Митио Каку о будущем школ и университетов через 100 лет:
«Учеба уже не будет базироваться на запоминании. Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой.
... мы станем более автономными, будем брать большую ответственность за свою жизнь, соответственно, не понадобятся какие-либо "контролирующие органы". Люди станут образовывать сами себя, причем реально осознавая, какие именно знания им нужны.
Университетские онлайн-курсы уже существуют, это действительно блестящая идея. Правда, процент бросивших учебу на таких программах пока очень высок. Это связано с тем, что люди еще не перестроились, не научились работать без наставника по принципу "только ты и монитор компьютера", у них нет высокой мотивации. С другой стороны, онлайн-система только зарождается, ее нужно корректировать. Но развивается и совершенствуется она довольно быстро, и, безусловно, именно за ней образование предстоящих 50 лет. Университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы, обучение в которых основано на облачной системе. О тех, кто посещает лекции в традиционных учебных заведениях, будут говорить: "Он не смог сам сконструировать свое самообразование".
Дипломы исчезнут за ненадобностью - прежде всего потому, что образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками. По всей видимости, появятся центры сертификации, в которых специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций. В зависимости от результата человек получит или не получит определенную должность.
В будущем накопленный интеллектуальный багаж станет одним из ключевых элементов системы образования, а информационные технологии сделают заслуги человека доступными и прозрачными.
Самыми денежными будут биотехнологии, нанотехнологии и искусственный интеллект. Меняется не только система образования, но и система работы. Совсем скоро не останется людей на фабриках, зато появится много новых специальностей в интеллектуальной сфере. Самое главное - вовремя сориентироваться и переключиться. Проблема большинства людей в том, что они инертны и ни шагу не могут сделать без оглядки на толпу. Первое, чему нужно научиться, если вы хотите добиться успеха в будущем, - не бояться быть непохожим на других, брать на себя полную ответственность за свою жизнь, не страшиться в один день все изменить и последовать по новому пути.
Действующая система образования готовит специалистов прошлого. Мы учим их для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечиваем теми интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны. Поэтому в мире такой высокий процент безработных.
Чем бы человек не занимался, у него ко всему должен быть творческий подход, живое воображение, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и хорошо развитая интуиция». http://www.dsnews.ua/society/mitio-kaku-ucheba-uzh...-na-zapominanii-28082014231600
|
Книги, полезные и увлекательные |
Предлагаю вашему вниманию книги, которые вызовут неподдельный интерес ваших детей. Они разовьют в них творческое мышление и помогут решать нетривиальные задачи. Если вы вместе с ними будете ставить опыты, то откроете для себя необыкновенный мир интеллектуального удовольствия. Совместная деятельность, окрашенная радостью творчества и открытий, улучшит ваши отношения с ребёнком, а вам поможет перенестись в мир детства, что отвлечёт вас от повседневных будней и позволит посмотреть на них философски отрешенно. Эти опыты и задачи на практике покажут детям, что знания могут приносить удовольствие. Они смогут потом демонстрировать свои навыки другим детям, вовлекая их в интересный досуг. Желаю вам приятного и полезного времяпрепровождения в семейном кругу.
1. Головоломки для умных - Терри Г. Стикельс;
2. Задачи на смекалку - Ю. Нестеренко, С.Н. Олехник, М.К. Потапов;
3. Логические задачи - О.Б. Богомолова;
4. Математика. Игры со всего света - Н.В. Вологодина;
5. Логическая игра - Л. Керролл;
6. Математическая шкатулка - Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Касин;
7. Интеллектуальные игры - Б.П. Никитин;
8. Научные забавы - Том Тит;
9. Продолжаем научные забавы - Том Тит;
10. Изобритательность в вычислениях - А.Ф. Коликов, А.В. Коликов;
11. Физическая смекалка - для начальной и средней школы - Я.И. Перельман;
12. Физические головоломки - Я.И. Перельман;
13. Весёлые задачи - Я.И. Перельман;
14. Занимательная арифметика - Я.И. Перельман;
15. Занимательная геометрия - Я.И. Перельман;
16. Для юных математиков - Весёлые задачи - Я.И. Перельман;
17. Судоку - начинаем с самых простых, повышая уровень сложности.
18. Кроссворды и головоломки любых мастей.
|
Новые задачи образования |
Лет 15 назад читал я лекции в N-ске. Серый промышленный город. Грязь, семечки, мусор. Старенькое здание школы с облупившимися стенами. Местоположение туалета определяется по запаху из любой точки школьного пространства. Самый ярый спор среди учителей начальных классов вызвал вопрос о чистописании.
— Это развивает культуру, аккуратность! — восклицали они.
— Взгляните в окно, — отвечал я.
Готов согласиться, что чистописание чем-то полезно. Или, по крайней мере, было полезно тогда, когда главной целью начального образования было научить детей элементарной усидчивости. Научить не мытьем, так катаньем… Правда, эти времена давно прошли. Осталась инерция мышления, прочно усвоенные образованческие традиции и стереотипы.
К чести наших учителей, подобные споры становятся все более вялыми, у «чистописания» все меньше защитников. Потому что психологи давно выявили, что красота почерка — следствие в большей степени характера, чем уроков, и потому, что во всем мире пишущие люди давно перешли от ручек к клавиатуре.
Вопрос о чистописании очень частный. Так, для примера…
А вот другой пример, поярче: «…является ли целью образования грамотность? Если да, то что означает грамотность? Умение читать и писать? Известный антрополог Эдмунд Лич в дерзкой статье для Центра по исследованию будущего в Эдинбурге утверждает, что чтение легче дается и имеет большую пользу, чем письмо, и вообще нет необходимости в том, чтобы человек умел писать. …Технические приспособления, распознающие речь, открывают необозримые новые пространства» .
Еще несколько лет назад эта цитата воспринималась бы мною как фантастика, а сейчас я сам наговариваю эту статью своему компьютеру.
Быстро развивается «умная» техника. Меняется восприятие жизни. Иногда достаточно встречи с человеком, книгой или просто возможности остановиться и внимательно посмотреть вокруг себя, поразмыслить. Давайте не бояться размышлять, даже если выводы окажутся непривычными.
Какие задачи учит решать современная школа? А какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы интуитивно чувствуем, что это совершенно разного типа задачи. Научить читать и писать, ознакомить с основами наук — это проявленная цель школы.
Научить подчиняться воле старшего, инструкциям, правилам — это не столь явно называемая, но не менее значимая для современной школы цель. Пожалуй, даже более значимая. Школа всегда более болезненно относится к нарушению дисциплины, чем к неуспеваемости ученика. Даже если это нарушение давно устаревших правил. Школа проще допускает изменение элементов содержания обучения, чем ломку устоявшихся способов обучения.
Не стану утверждать, что эта цель — неправильная. Я полагаю, что пора сменить акценты, что нужна другая дисциплина. Школа так увлеклась установлением фабричной дисциплины, что не заметила смены общественных потребностей. Сегодня в развитых странах только около 10% населения заняты в поточно-массовом производстве. Зато все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Я утверждаю, что массовая школа не занимается целенаправленно развитием этих, абсолютно необходимых для успешного существования в новом мире, качеств. Другими словами, школа пытается не заметить новую для себя центральную задачу: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире.
Трудно живется и будет еще труднее тем людям, которые не научились делать выбор.
Жениться — много ль ума надо? Раньше выбор был невелик, да и не сам жених его делал . При нынешней скученности населения и развитии средств информации — выбор бесконечный. Некоторые так и перебирают всю жизнь…
Познакомились по сети Интернет, попереписывались, встретились и поженились. Это только один из совершенно новых сценариев. Все границы размываются. Разные страны, языки, нации, расы — ничто не останавливает в выборе. Так уже есть и так будет. Чем дальше, тем больше.
Теперь это стало настоящей открытой задачей. Выбрать специальность и место учебы, поменять место жительства или найти новую работу, даже просто сделать покупку — все становится открытой задачей. Потому что появилось огромное пространство выбора. В этом пространстве нужно учиться жить. И даже здесь есть выбор.
Можно истерически закрыть глаза и уши и отдаться во власть того, кто этой властью жаждет воспользоваться. Можно отдать право решать за себя. Психиатр X. А. Сакдео из Медицинской школы в Нью-Джерси, проведя беседы с теми, кто выжил после массового самоубийства в Джоунстауне, сделал вывод: «…у людей так много возможностей выбора, что они не могут эффективно принимать решения. Они хотят, чтобы другие принимали решение, а они ему последуют» .
А можно научиться (и научить! — если речь идет о школе) жить в этом пространстве. Принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, принимать самостоятельные решения.
Есть еще один нюанс размером в счастье: если человек не справляется с массой постоянно «сваливающихся» на него задач, то у него портится характер. Известно: посеешь характер — пожнешь судьбу. Хотите видеть нормальных, благополучных, счастливых детей — учите их правильно, в соответствии с действительными потребностями самих детей и новыми реалиями общества. Кстати, в этом случае дети не оказывают такого сопротивления учебе, которое испытывает сегодня на себе обычная массовая школа.
Вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) по вопросам образования Анатолий Гин
|
Почему школа такая? |
18 век принес Европе не виданное ранее движение. Ломалось все: вековые традиции государственного устройства, семейные устои, мораль и нравственность, способы передвижения, добывания и хранения пищи — огромные массы людей меняли способ жизни. 18 век принес ртутный термометр и молниеотвод, вакцинацию против оспы и электрические опыты, открыл теорию вероятности и дифференциальное исчисление. Тысячелетние мечты о полетах стали явью — братья Монгольфье поднялись на шаре с нагретым воздухом. Но самое главное — изобретение паровой «вращательной машины» Джеймса Уатта.
Джинн вылез не из бутылки, а из котла с подогретой водой. Но он в полной мере обладал главным свойством сказочного персонажа — силой. «Лиши Британию ее паровых двигателей, и ты… уничтожишь ее богатство, сведешь на нет ее власть», — говорил Сади Карно , имя которого и сегодня живет в школьных учебниках.
Началась демиургова работа. У джинна была армия: тысячи светлых голов и миллионы рук. Одни изобретали, другие продавали, внедряли, пользовались. Новый демиург хитер. Придумав паровую машину, он распространил ее во все возможные сферы деятельности. Придумав коллективную форму труда — фабрику, он тоже не стал скромничать.
Фабрика — второе имя джинна. Фабрика — символ индустриального времени. Даже самый традиционный, сельскохозяйственный труд приобрел свойства и ритм фабричности. Механические приспособления, изготавливаемые на фабрике, резко повысили производительность труда на земле. В результате в селах оказалось огромное число свободных рук. Эти руки перетекли в быстро растущие города и оказались опять-таки на фабрике. В Англии спустя всего тридцать лет после изобретения Уатта количество людей, занятых промышленным или ремесленным производством, превзошло количество сельскохозяйственных работников.
Вслед за производством черты фабричности стала приобретать торговля. Если раньше покупатель обычно покупал товар у его владельца, то теперь появились нанятые продавцы (по сути, те же рабочие), которые отпускали товар по стандартным правилам и по фиксированным ценам, работали «от гудка до гудка», как и положено на фабрике. Но на этом преобразования в социальной сфере не остановились.
«…изобретатели в социальной сфере, считающие, что фабрика или завод являются наиболее прогрессивным и эффективным органом производства, пытались воплотить свои принципы и в другие организации. Таким образом, школам, больницам, тюрьмам, правительственным структурам и другим организациям присущи многие черты фабрично-заводского производства с его разделением труда, с иерархической структурой и полной безликостью» .
Итак — школа… Одной причиной ее рождение не объяснить. И все же есть некое общее основание, первопричина и одновременно фон, на котором разворачивалось рождение и развитие массовой школы. Школы, которая была и осталась прототипом современной традиционной школы. Эту школу породила индустриализация.
Школа появилась, чтобы разрешить социальное противоречие: фабрикантам приходилось брать на работу воспитанных в доиндустриальную эпоху людей, ибо других работников просто не было; и они не хотели этого делать, ибо «людей, миновавших период полового созревания и занимавшихся ранее сельскохозяйственным трудом или каким-либо ремеслом, почти невозможно превратить в полезные производству рабочие руки».
Индустриализация предъявляла новые требования к работникам. Среди простых горожан третьего сословия стала распространяться грамотность. Так, к концу 18 века 47% мужчин и 26% женщин во Франции были грамотными . Вопросы образования стали серьезно волновать общество. Лучшие умы ломали копья на этом ристалище. Вольтер прямо выступил против образования «черни». Дидро — за бесплатную, открытую всем слоям школу. Блестящие работы философов-гуманистов рисовали школу-мечту, школу-праздник.
Однако развитие событий было предопределено. На лимонном дереве вырастает лимон, в индустриальном обществе выросла школа-фабрика . Цели ее были ясны: научить слушать и запоминать, действовать по инструкции, послушно выполнять указания, согласовывать свои действия с коллективными действиями. Научить читать и считать, научить пунктуальности и четкости в выполнении однообразной работы. Дети стали сырьем, которое нужно обработать по определенной технологии, чтобы получить «человека индустриального».
С усложнением производства растет и объем необходимого образования. Дети начинают ходить в школу со все более раннего возраста, учебный день и учебный год становятся все длиннее. Постепенно все большее место в школе занимают арифметика и естественные науки. В 19 и 20 веках школа значительно усложнилась, в ней отразились успехи науки, изменение культурной, технической, бытовой среды. Но школа осталась при этом преимущественно школой-фабрикой.
Впрочем, намерения отдельных людей часто не совпадают с движением общества в целом. В любые исторические времена были учителя, которые сопротивлялись образовательному конвейеру . Выпадали из потока и самые талантливые дети . Несоответствие школьной программы и технологии обучения запросам талантливых людей стало причиной возникновения мифов о проявившейся в школе тупости классиков науки: Чарльза Дарвина, Блеза Паскаля, Альберта Эйнштейна и других.
Чем сложнее культурная среда, тем больше появляется лазеек для талантливых учеников и выдающихся учителей и тем больше шансов у тех и других избежать «всеобщего уравнивания». Это закономерно — ведь индустриальному обществу нужны не только рабочие руки, но и управленцы, технологи, ученые… А попытки на ранних этапах индустриализации закрыть эту потребность обучением детей только из высших сословий провалились.
Сегодня школа-фабрика по-прежнему жива, но ее сильно лихорадит. Это неспроста. Разберемся в причинах чуть подробнее. А для этого рассмотрим три этапа цивилизации .
1 этап — доиндустриальный. Примерно до начала 18 века. На этом этапе мировоззрение ребенка складывается в основном под воздействием семьи. Ребенок практически все время находится в семье, и постороннему воздействию неоткуда взяться. Большинство простых людей проживают всю свою жизнь, так и не побывав дальше соседнего села.
2 этап — индустриальный. Условно — три последних века. Происходит массовая миграция людей в города, где плотность населения значительно больше. Появляется почта для широкого населения . Железная дорога и пароход делают мир если не маленьким, то обозримым. Телеграф, радио, телевизор… Теперь информация может прийти откуда угодно в сколь угодно малый срок. Правда, преимущественно в одну сторону: от управляющей элиты к народу. Главная роль в формировании мировоззрения постепенно переходит от семьи к государству. Государственные радио и телевидение могут как угодно трактовать события и влиять на мнения своих граждан. Противопоставить этому что-либо столь же действенное невозможно. Ведь ясли, детский сад, школа — тоже государственные учреждения.
3 этап — информационный. От нашего времени и дальше — пока трудно понять, насколько. Самым важным, выгодным и массовым — впервые в истории — товаром становится информация. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить и влиять друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Теоретически очень скоро возникнут индивидуальные телеканалы — сколько угодно, хоть по числу живущих на земле людей. Каждый сможет снимать на видео, делать фильмы, передачи или вещать через Интернет на весь мир — только было бы кому слушать. В этом космосе (или хаосе?) информации несравненно труднее будет влиять на мировоззрение подрастающего человека. И это в равной степени касается как государственных средств массовой информации, так и школы. Российские учителя уже сегодня заметили, что стало куда труднее управлять мнением и мироощущением детей, — особенно в крупных городах, где пространство информации с момента развала Советского Союза существенно расширилось.
Мы вступаем в новый этап цивилизации — мир стремительно меняется. Значит, школу лихорадит закономерно — и, заметим, во всем мире. Любопытный факт: слабый уровень подготовки американских школьников в области математики и естественных наук представляет «серьезную угрозу позициям США в мировом сообществе». Об этом говорится в докладе, подготовленном сотрудниками центра проверки знаний Принстонского университета .
Впрочем, таких цитат озабоченных политиков и ученых можно насобирать сколько угодно. Гораздо труднее найти цитаты, показывающие удовлетворенность образованием в какой-либо цивилизованной стране.
Вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) по вопросам образования Анатолий Гин
|