-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оёжи-Кри

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

коллекционирование живописи и фоторабот кулинария литературное творчество общение путешествия

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) притчи_мифы_сказки MY_HIT

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2577




a>
И кто подберет ко мне ключик?

 


Фото сессия моей дочурки

Суббота, 24 Октября 2009 г. 17:57 + в цитатник

Любит фоткаться. Болезнное желание сохраниться в кадре. Фотогенична, не скрою, не то, что я. Мне бы лишь бы что другое заснять.

Итак, дамы и господа: моя Катерина:


не очень удачное фото.


Эта фотка нравится мне больше. В ней есть идея.


Тут мне нравятся в основном облака. И сидит моя радость на крыше, посиживает.
Скажу честно, на этом снимке чудесно выглядит солнце.
Мне нравится как она прыгает. иногда надо прыгнуть над всеми - ну не в пропасть, разумеется, а подпрыгнуть, например над обстоятельствами. тупо же все время стоять на месте, не так ли? Мое материнское сердце сжимается от страха, разумеется, но ум твердит, что все в порядке!
Все пытается строить из себя кого-нить. ладысь, я не против, если только не вредную вреднюгу!
На этом снимке Кати нет и это хорошо. Я малость устала от нее.
Чудесный снимок дерева в воде. И Кати там тоже нет.

Устала на нее смотреть!
И вот последняя!


Метки:  

Моя любимая кошка

Пятница, 23 Октября 2009 г. 21:28 + в цитатник

Моей кошке уже почти десять лет. Я ее люблю. Иногда она меня достает и делает всякие вредные вещи: писает под Катины кроссовки, ложится на клаву, а вот последние дни орет как ненормальная, потому что ей охота кота. Справляться с проблемами в виде подрастающего живота, родов, а затем вопросом, что делать с котятами меня утомило. В этот раз я пошла в аптеку и купила ей капли. Но она все равно кричит. Дурным голосом. Что делать? Вопрос риторический.
Вот она - моя красавица.

 

Я открыла шкаф для постельного белья и она тут же туда залезла. И не понимает глупое создание, что лежать на человеческом белье кошке воспрещено министерством здравоохранения.
Видите, как укоризненно смотрит исподлобья?
Но все же собралась уходить, не желая быть пойманной папарацци (мной) на месте преступления. если полежать - это одно, а фотографироваться? Увольте!

Таинственные существа кошки, одно слово!


Метки:  

В дополнение к предыдущему посту - картинки

Воскресенье, 18 Октября 2009 г. 20:32 + в цитатник


 


 



 


 



 


 

Собственно говоря, тащить что либо еще я не сочла возможным. Желаю радости от японской живописи!

 

 


Красотой Японии рожденный

Воскресенье, 18 Октября 2009 г. 20:26 + в цитатник

Ясунари Кавабата

Красотой Японии рожденный



Цветы – весной,
Кукушка – летом.
Осенью – луна.
Холодный чистый снег –
Зимой.
 
   Дзенский монах Догэн (1200 – 1253) сочинил это стихотворение и назвал его «Изначальный образ».
 
Зимняя луна.
Ты вышла из-за туч,
Меня провожаешь.
Тебе не холодно от снега?
От ветра не знобит?
 
   А это стих мудреца Мёэ (1173 – 1232).
   Когда меня просят что-нибудь написать на память, я пишу эти стихи. Длинное, подробное предисловие, напоминающее ута-моногатари [1], предпослано стиху Мёэ и проясняет его смысл.
   «Ночь. 12 декабря 1224 года. Небо в тучах. Луны не видно. Я вошел во дворец и, усевшись, погрузился в дзэн [2]. Когда наконец настала полночь, время ночного бдения, и я отправился из верхнего павильона в нижний, луна вышла из-за туч и засияла на сверкающем снеге. С такой спутницей мне не страшен и волк, завывающий в долине. Пробыв некоторое время в нижнем павильоне, я вышел. Луны опять не было. Пока она пряталась, прозвенел послеполуночный колокольчик, и я опять отправился наверх. И тут луна снова вышла из-за туч и снова сопровождала меня. Поднявшись наверх, я направился в зал. Луна же, нагоняя облако, всем своим видом показывала, что собирается скрыться за вершиной соседней горы. Ей, видимо, хотелось сохранить в тайне нашу совместную прогулку».
   Затем следовал упомянутый стих. И далее: «Увидев, как луна прислонилась к вершине горы, я вошел в зал.
 
И я приду туда,
К вершине,
И ты, луна, приди.
И эту ночь, и ночь за ночью
Ты будь, луна, со мной».
 
   То ли просидев остаток ночи в зале, то ли вернувшись в него под утро, Мёэ написал:
   «Открыв глаза, я увидел за окном предрассветную луну. Все время я сидел в темноте и не мог сразу понять, откуда это сияние: от моей ли просветленной души или от луны.
 
Моя душа
Ясный свет излучает.
А луна, пожалуй,
Думает,
Что это ее отражение».
 
   Если Сайге называют поэтом сакуры, то Мёэ – певец луны.
 
О как светла, светла.
О как светла, светла, светла.
О как светла, светла.
О как светла, светла, светла, светла
Луна!
 
   Стих держится на одной взволнованности голоса.
   От полуночи до рассвета Мёэ сочинил три стиха «О зимней луне», следуя словам Сайге: «Когда сочиняешь стихи, не думай, что сочиняешь их». Словами в тридцать один слог [3] Мёэ доверительно разговаривает с луной не только как с другом, но и как с очень близким человеком.
   «Глядя на луну, я становлюсь луной. Луна, на которую я смотрю, становится мною. Я погружаюсь в природу, соединяюсь с ней».
   Сияние, исходящее от «просветленного сердца» монаха, просидевшего в темной комнате до рассвета, кажется предрассветной луне ее собственным сиянием.
   Как явствует из подробного предисловия к стихотворению «Провожающая меня зимняя луна», Мёэ, погруженный в религиозные и философские раздумья, войдя в зал, передал в стихе пережитое им ощущение встречи, незримого общения с луной. Я выбираю этот стих, когда меня просят что-нибудь надписать, за его удивительную мягкость и задушевность.
   О зимняя луна, ты то скрываешься в облаках, то появляешься вновь, освещая мои следы, когда я иду в зал дзэн или возвращаюсь оттуда. С тобою мне не страшен и волк, завывающий в долине. Не холодно ли тебе от снега? Не донимает ли тебя ветер?
   Я потому надписываю людям эти стихи, что они преисполнены теплого, проникновенного, доброго сочувствия к природе и человеку, что они воплощают в себе глубокую нежность японской души.
   Профессор Ясиро Юкио, известный миру исследователь Боттичелли, знаток искусства прошлого и настоящего, Востока и Запада, сказал однажды, что особенность японского искусства можно передать одной поэтической фразой: «Никогда так не думаешь о друзьях, как глядя на снег, луну или цветы». Когда любуешься красотой снега или красотой луны, словом, когда бываешь потрясен красотой четырех времен года, когда испытываешь благодать от встречи с прекрасным, тогда особенно думается о друзьях: хочется разделить с ними радость. Словом, созерцание красоты пробуждает сильнейшее чувство сострадания и любви к людям, и тогда слово «друг» становится словом «человек».
   «Снег, луна, цветы», олицетворяющие красоту сменяющих друг друга четырех времен года, по японской традиции олицетворяют красоту вообще: красоту гор, рек, трав, деревьев, бесконечных явлений природы, в том числе и человеческих чувств. «Никогда так не думаешь о друзьях, как глядя на снег, луну или цветы» – это ощущение лежит и в основе чайной церемонии [4]. Встреча за чаем – та же «встреча чувств». Приятное общество, приятные люди, приятное время года. Кстати, если вы найдете в моей повести «Тысячекрылый журавль» желание показать внешнюю и внутреннюю красоту чайной церемонии, вы ошибетесь. Я скорее там скептически настроен и решил поделиться своими опасениями и предостережениями против той вульгарности, в которую впадают нынешние чайные церемонии.
 
Цветы – весной.
Кукушка – летом.
Осенью – луна.
Холодный чистый снег –
Зимой.
 
   И если вы подумаете, что в стихах Догэна о красоте четырех времен года – весны, лета, осени, зимы – всего лишь безыскусно поставленные рядом, банальные, избитые, стертые, давно знакомые японцам образы природы, думайте! Если вы скажете, что это и вовсе не стихи, говорите! Но как они похожи на предсмертный стих старого Рёкана (1758 – 1831):
 
Что останется
После меня?
Цветы – весной,
Кукушка – в горах,
И листья клена – осенью.
 
   В этом стихе, как и у Догэна, простейшие образы, простейшие слова, незамысловато, даже подчеркнуто просто, поставлены рядом, но, чередуясь, они передают сокровенную суть Японии. К тому же это последний стих поэта.
 
Весь долгий,
Туманный
День весенний
С детворой
Играю в мяч.
 
 
Ветер свеж.
Луна светла.
Эх, тряхнем-ка стариной!
Протанцуем эту ночку
До рассвета!
 
 
Что говорить –
И я людей
Не сторонюсь,
Но мне приятней
Быть одному.
 
   Душа Рёкана подобна этим песням. Он довольствовался хижиной из трав, ходил в рубище, скитался по пустырям, играл с детьми, болтал с крестьянами, но не затевал серьезных разговоров о глубине веры и литературы. Он следовал незамутненному пути: «Улыбка на лице, любовь в словах». Но именно Рёкан в период позднего Эдо (конец XVIII – начало XIX в.) своими стихами и своим искусством каллиграфии противостоял вульгарным вкусам современников, сохраняя верность изящному стилю древних. Рёкан, чьи стихи и образцы каллиграфии чо сей день высоко ценятся в Японии, в своих предсмертных стихах написал, что ничего не оставляет после себя. Думаю, он хотел этим сказать, что и после его смерти природа будет так же прекрасна и это единственное, что он может оставить после себя в этом мире. Здесь нетрудно обнаружить чувства древних и религиозную душу самого Рёкана. Есть у Рёкана и любовные стихи. Вот один из тех, что мне нравятся:
 
О, как долго, как долго
Томился я
В ожидании!
И вот мы вместе…
О чем еще мечтать?
 
   Рёкан, тогда шестидесятилетний старец, встретил молодую двадцатидевятилетнюю монахиню Тэйсин и без памяти влюбился в нее. Это стихи о радости встречи с женщиной как вечностью, с женщиной как долгожданной любовью.
 
И вот мы вместе…
О чем еще мечтать? –
 
   так прямодушно заканчивает поэт свой стих.
   Родился Рёкан в Этиго (теперь провинция Ниигата), той самой провинции, которую я описал в романе «Снежная страна». Это северная окраина Японии, куда через Японское море добираются холодные ветры из Сибири. Всю жизнь он провел в этом краю. Умер Рёкан семидесяти четырех лет. В глубокой старости, чувствуя приближение смерти, он пережил сатори [5]. И мне кажется, что на краю смерти, в «последнем взоре» поэта-монаха природа севера отразилась с особой красотой. У меня есть дзуйхицу [6] «Последний взор». Я привел там слова – они потрясли меня – из предсмертного письма покончившего с собой Акутагава Рюноскэ (1892 – 1927). «Наверное, я постепенно лишился того, что называется инстинктом жизни, животной жаждой, – писал Акутагава. – Я живу в мире воспаленных нервов, прозрачный как лед… Меня преследует мысль о самоубийстве. Только вот никогда раньше природа не казалась мне такой прекрасной! Вам, наверное, будет смешно, покажется парадоксальным: человек, очарованный красотой природы, думает о самоубийстве. Но природа потому сейчас так прекрасна, что отражается в моем последнем взоре».
   В 1927 г., тридцати пяти лет, Акутагава покончил с собой. Я писал тогда в «Последнем взоре»: «Как бы ни был тяжел этот мир, самоубийство не ведет к просветлению. Как бы ни был благороден самоубийца, он далек от совершенства. Ни Акутагава, ни покончивший с собой после войны Дадзай Осаму (1909 – 1948) и никто другой не вызывает у меня ни одобрения, ни сочувствия. У меня был друг, художник-авангардист. Он тоже умер молодым и тоже часто думал о самоубийстве. Это его я имел в виду в „Последнем взоре“. Он любил говорить: „Нет искусства выше смерти“, или „Умереть и значит жить“. Этот человек, родившийся в буддийском храме, окончивший буддийскую школу, иначе смотрел на смерть, чем смотрят на нее на Западе, в кругу мыслящих, кто не думал о самоубийстве». Наверное, так оно и есть. Взять хотя бы того же монаха Иккю (1394 – 1481). Говорят, он дважды пытался покончить с собой. Я сказал «того же», потому что Иккю знают даже дети как чудака из сказок, а о его эксцентричных выходках ходит множество анекдотов [7]. Об Иккю рассказывают, что «дети забирались к нему на колени, гладили его бороду. Лесные птицы брали корм из его рук». Судя по всему, Иккю был до предела искренним, добрым и общительным человеком. Вместе с тем Иккю – истый дзэнец. Он, кажется, был сыном императора. Шести лет его отдали в буддийский храм, и уже тогда он проявил свой поэтический дар. Позже Иккю мучительно размышлял о сущности жизни и религии. «Если ты, бог, существуешь, спаси меня! Если тебя нет, пусть я окажусь на дне озера и скормлю себя рыбам». Он действительно бросился в озеро, но его спасли. Был еще случай: один монах из храма Дайтокудзи, где Иккю был наставником, покончил с собой, и из-за этого кое-кого из монахов отправили в заточение. Чувствуя на себе вину – «тяжело бремя ноши», Иккю удалился в горы и, решив умереть, морил себя голодом.
   Он назвал свой сборник стихов «Кёун» («Безумные облака») и сделал это название своим псевдонимом. В этом сборнике, да и в последующих есть стихи, какие невозможно встретить в средневековых канси [8], тем более в дзэнской поэзии, настолько они эротичны и содержат такие интимные подробности, что могут привести в смущение. Иккю не обращал внимания на заповеди и запреты дзэн: ел рыбу, пил вино, жил с женщинами. Во имя своей свободы он противопоставил себя монастырским порядкам. Быть может, в то смутное, беспокойное время, время пошатнувшихся нравов, он хотел восстановить подлинное человеческое существование, естественную жизнь людей.
   Храм Дайтокудзи в Мурасакино, в Киото, и теперь излюбленное место чайных церемоний. Какэмоно, что висят в нише чайной комнаты, – образцы каллиграфии Иккю, привлекают сюда посетителей. У меня тоже есть два образца. На одном надпись: «Легко войти в мир Будды, нелегко войти в мир дьявола». Эти слова меня преследуют. Я их тоже нередко надписываю. Эти слова можно понимать по-разному. Пожалуй, их смысл безграничен. Но когда вслед за словами: «Легко войти в мир Будды» – читаю: «нелегко войти в мир дьявола», Иккю входит в мою душу своей дзэнской сущностью. В конечном счете и для людей искусства, ищущих истину, добро и красоту, желание, скрытое в словах «нелегко войти в мир дьявола», в страхе ли, в молитвах, в скрытой или явной форме, но присутствуют неизбежно, как судьба. Без «мира дьявола» нет «мира Будды». Войти в «мир дьявола» труднее. Слабым духом это не под силу.
   «Встретишь Будду, убей Будду. Встретишь патриарха, убей патриарха» [9] – известный дзэнский девиз. Если буддийские секты разделяются на те, которые верят в спасение извне и которые верят в спасение через усилие собственного духа, то секта дзэн, естественно, принадлежит к последним. Вот откуда эти жестокие слова.
   Синран (1173 – 1262), основатель секты Син, последователи которой верят в спасение, приходящее извне, сказал однажды: «Если хорошие люди возрождаются в раю, что уж говорить о плохих?» Между словами Синрана и словами Иккю о «мире Будды» и «мире дьявола» в глубинном смысле есть общее, есть и разница. Синран еще сказал: «Не буду иметь ни одного ученика». «Встретишь патриарха, убей патриарха». Не в этом ли жестокая судьба искусства?
   Секта дзэн не признает идолов. Правда, в дзэнских храмах есть изображения Будды, но в местах для тренировки и в залах дзэн нет ни статуэток Будды, ни икон, ни сутр. В течение всего времени там сидят молча, неподвижно, с закрытыми глазами, пока не приходит состояние полной отрешенности. Тогда исчезает «я», наступает «ничто». Но это совсем не то «ничто», что понимается под ним на Западе. Скорее, наоборот – это вселенная души, пустота [10], где все вещи приобретают самость, где нет никаких преград, ограничений, где есть свободное общение всего со всем.
   Конечно, и в дзэн есть наставники, они обучают учеников при помощи мондо [11], знакомят с древней дзэнской литературой, но ученик остается единственным хозяином своих мыслей, и состояния сатори он достигает исключительно собственными усилиями. Здесь скорее имеет значение интуиция, чем логика, скорее акт внутреннего пробуждения – сатори, чем приобретенные от других знания.
   Истине «тесно в словах», «истина вне слов» [12]. Это предельно выражено в словосочетании «громоподобная тишина» [13].
   Говорят, первый патриарх секты дзэн в Китае, Дарума-дайси [14], которого еще называют «просидевшим девять лет лицом к стене», действительно просидел девять лет в пещере, созерцая стену, и в состоянии молчаливого сосредоточения испытал сатори. От него и пошел обычай сидеть в дзэн.
 
Спросят – скажешь.
Не спросят – не скажешь.
Что в душе твоей
Сокрыто,
Благородный Дарума?
 
   И еще один поучительный стих того же Иккю:
 
Как сказать –
В чем сердца
Суть?
Шум сосны
На сумиэ [15].
 
   В этом душа восточной живописи. Смысл картины сумиэ в пустом, незаполненном пространстве, в лаконичных ударах кисти.
   Тин-Нун [16] говорил: «Вы рисуете ветку и слышите, как свистит ветер». А Догэн: «Разве не в шуме бамбука путь к просветлению? Разве не в цветении сакуры озарение души?» Прославленный мастер икэбана Икэнобо Сэн-о (1532 – 1554) изрек (в «Тайных речениях»): «Горсть воды или небольшое деревце вызывает в воображении громадные горы и огромные реки. В одно мгновение можно пережить таинства бесчисленных превращений. Все это похоже на чудеса волшебника».
   И японские сады символизируют величие природы. Если европейские, как правило, разбиваются по принципу симметрии, то японские сады асимметричны. Видимо, потому что скорее асимметрия, чем симметрия, может служить символом многообразия и величия природы. Правда, асимметрия уравновешивается присущим японцам чувством изящного. Нет ничего более сложного, разнообразного, продуманного до мелочей, чем правила японского садового искусства. При «сухом ландшафте» большие и мелкие камни располагаются таким образом, что каменные группы производят впечатление гор, рек и даже бьющихся о скалы волн океана. Предел лаконизма – японские бонсай [17] и бонсэки [18]. Слово «ландшафт» – «сансуй» – состоит из «сан» (гора) и «суй» (вода) и может означать действительно пейзаж как в природе, так и на картине или в саду, а может означать «одинокость, заброшенность», что-нибудь «печальное, жалкое».
   Если «ваби-саби» [19], столь высоко ценимое в науке о чае, предписывающей «гармонию и благоговение, чистоту и спокойствие», олицетворяют богатство души, то крохотная, до предела простая чайная комната символизирует бескрайнюю широту и безграничное изящество.
   Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка.
   Еще Рикю [20] учил не брать для икэбана распустившиеся бутоны. В Японии и теперь во время чайной церемонии в нише чайной комнаты стоит всего один нераскрывшийся цветок. Цветы выбирают по сезону, зимой – зимний, например гаультерию [21] или камелию «вабисукэ», которая отличается от других видов камелий мелкими цветами. Выбирают один белый бутон. Белый цвет – самый чистый и самый насыщенный: включает все остальные. На бутоне должна быть роса. Можно побрызгать цветок водой. В мае для чайной церемонии особенно хорош бутон белого пиона в вазе из селадона. И на нем должна быть роса. Впрочем, не только на бутоне – фарфоровую вазу, еще до того как поставить в нее цветок, следует хорошенько побрызгать водой.
   В Японии среди фарфоровых ваз для цветов больше всего ценятся старинные ига (XV – XVI вв.). Они и самые дорогие. Если на ига брызнуть водой, они просыпаются, оживают. Ига обжигаются на сильном огне. Пепел и дым от соломы растекаются по поверхности, и, когда температура падает, ваза как бы покрывается глазурью. Это не рукотворное искусство, оно не от мастера, а от самой печи: от ее причуд или помещенной в нее породы зависят замысловатые цветовые сочетания. Крупный, размашистый, яркий узор на старинных ига под действием влаги обретает чувственный блеск и начинает дышать в одном ритме с цветочной росой.
   По обычаям чайной церемонии перед употреблением увлажняют также чашку, чтобы придать и ей ее естественную прелесть. Как говорил Икэнобо Сэн-о (в «Тайных речениях»): «Поля, горы, берега – в их собственном виде». Своей школой икэбана он внес новое в понимание цветка, открыв, что и в разбитой вазе и на засохшей ветке цветы могут вызвать просветление. «Древние, составляя цветы, постигали высшую мудрость». Это под влиянием дзэн его душа проснулась к красоте Японии, а еще, наверное, потому, что жить ему приходилось в беспокойное время.
   В «Исэ-моногатари» [22], самом древнем сборнике японских утамоногатари, есть немало коротких новелл, и в одной из них рассказано о том, какой цветок поставил Аривара Юкихира, встречая гостей: «Будучи человеком утонченным, он поставил в вазу необычный цветок глицинии: гибкий стебель был трех с половиной футов длиной». Разумеется, глициния трех с половиной футов длиной – явление необычное, даже не верится, но я вижу в этом цветке символ хэйанской культуры. Глициния – цветок элегантный, женственный – в чисто японском духе. Расцветая, он свисает, слегка колеблемый ветром, незаметный, неброский, нежный, то выглядывая, то прячась среди яркой зелени в начале лета, он превосходно воплощает собой моно-но аварэ [23]. Глициния с длинным стеблем должна быть очень хороша.
   Около тысячи лет назад Япония, воспринявшая на свой лад танскую культуру [24], создала великолепную культуру Хэйана. Рождение в японцах чувства прекрасного – такое же необыкновенное чудо, как описанная выше глициния. В поэзии первая императорская антология стихов «Кокинсю» появилась в 905 г. В прозе шедевры японской классической литературы появились в X – XI вв.: «Исэ-моногатари» (X век), «Гэндзи-моногатари» Мурасаки Сикибу (970 – 1002); «Макура-но соси» («Записки у изголовья») Сэй Сёнагон (966 – 1017, по последним данным).
   В эпоху Хэйан была заложена традиция прекрасного, которая не только в течение восьми веков влияла на последующую литературу, но и определила ее характер [25]. «Гэндзи-моногатари» – вершина японской прозы всех времен. До сих пор нет ничего ей подобного. Теперь уже и за границей многие называют мировым чудом то, что уже в X веке появилось столь замечательное и столь современное по духу произведение. В детстве я не очень хорошо знал древний язык, но все же читал хэйанскую литературу. Видимо, тогда-то и запала мне в душу эта повесть. С тех пор как появилось это произведение на свет, японская литература все время тяготела к нему. Сколько было за эти века подражаний! Все виды искусства, начиная от прикладного и кончая искусством планировки садов, о поэзии и говорить нечего, находили в «Гэндзи» источник красоты.
   Мурасаки Сикибу, Сэй Сёнагон, Идзуми Сикибу (979 г. -?), Акадзомэ Эмон (957 – 1041) и другие знаменитые поэтессы – все они были придворными дамами. Хэйанская культура была культурой двора. Отсюда ее женственность. Время «Гэндзи-моногатари» и «Макура но соси» – время наивысшего расцвета этой культуры. От вершины зрелости она клонилась уже к закату. В ней сквозила печаль, которая предвещала конец славы. Это была пора цветения придворной культуры Японии.
   В скором времени императорский двор настолько обессилел, что власть от аристократов (кугэ) перешла к воинам – самураям (буси). Начался период Камакура (1192 – 1333). Государственное правление самураев продолжалось около семи столетий, до начала Мэйдзи (1868).
   Однако ни императорская система, ни придворная культура не исчезли бесследно. В начале периода Камакура была составлена еще одна антология стихов – «Новая Кокинсю» (1205), которая развивала законы поэтического мастерства хэйанскон «Кокинсю». Есть, конечно, и в ней увлечение игрословием, но главное в духе ёэн, югэн, ёдзё [26], в иллюзии чувств, сближающей ее с современной символической поэзией. Поэт Сайгё-хоси (1118 – 1190) соединил обе эпохи – Хэйан и Камакура.
 
Все думала о нем
И так уснула.
И он пришел…
О, если б знала, что это сон,
Не стала б просыпаться.
 
 
Я по тропинкам снов
Без устали
За ним бреду.
Но почему-то наяву
Не встретила ни разу.
 
   Это стихи из «Кокинсю», поэтессы Оно-но Комати. И хотя это стихи о снах, они навеяны реальностью. Поэзия же, появившаяся после «Новой Кокинсю», и вовсе близка натуре.
 
Бамбуковая роща,
Где воробьи
Щебечут,
Солнце отражая,
Окрасилась в осенний цвет.
 
 
В саду, где одиноко
Куст хаги [27] облетает,
Осенний ветер дует.
Вечернее солнце
Заходит за стеной, –
 
   а это конец Камакура, стихи императрицы Эйфуку (1271 – 1342). Воплощая присущую японцам утонченную печаль, они звучат, по-моему, очень современно.
   Монах Догэн, написавший «Чистый и холодный снег – зимой», и мудрец Мёэ, сочинивший стих «Провожающая меня зимняя луна», – оба они принадлежат к эпохе «Новой Кокипсю».
   Мёэ и Сайге обменивались стихами, говорили о поэзии: «Каждый раз, когда приходил монах Сайге, он начинал рассуждать о стихах. Он говорил: у меня свой взгляд на поэзию, отличный от других. Хотя и я воспеваю цветы, кукушку, луну – словом, все явления этого мира, но, в сущности, все это одна видимость, которая застит глаза и заполняет уши. Стихи, которые мы сочиняем, разве это истинные слова? Когда пишешь о цветах, ведь не думаешь, что это на самом деле цветы. Когда пишешь о луне, не думаешь о луне. Мы создаем только подобие, что нам хочется, к чему нас влечет. Упадет красная радуга, и кажется, что бесцветное небо окрасилось. Засветит белое солнце, и пустое небо озаряется. Но ведь небо само по себе не окрашивается и само по себе не озаряется. Вот и мы в душе своей, подобной этому небу, окрашиваем разные вещи в разные цвета, не оставляя следов. Но только такая поэзия и способна воплотить истину Будды» (из «Биографии Мёэ», его ученика Тэйси Кикай).
   В этих словах угадывается японская, вернее восточная, идея «пустоты», «небытия». И в моих рассказах находят «небытие». Но это совсем не то, что называется нигилизмом на Западе [28]. По-моему, сами основы наших душевных устройств различны.
   Сезонные стихи Догэна, озаглавленные «Изначальный образ», воспевающие красоту четырех времен года, и есть дзэн.
 

Сноски
Примечания
1
   Ута-моногатари – особый род литературы, где стихи чередуются с прозой, появился в эпоху Хэйан (IX – XII).
2
   Буквально «дзадзэн» – сидеть в позе дзэн, скрестив ноги, неподвижно, молча, с закрытыми глазами.
3
   Метрический закон танок, не знающих рифмы, предполагает чередование 5-7-5-7-7 слогов – всего 31.
4
   Буквально – «путь чая» – «тядо», путь чистоты и утонченности, путь достижения гармонического единства с окружающим миром.
5
   Сатори – озарение, просветление, в отличие от нирваны мгновенное постижение истины путем внезапного внутреннего пробуждения.
6
   Дзуйхицу – литературный жанр, буквально: «следовать за кистью», записывать все, что придет на ум, эссе.
7
   Выходили специальные книги анекдотов и рассказов об Иккю: в 1700 г. «Иккю-банаси», в 1725 – «Дзоку Иккю-банаси» и др.
8
   Канси – японские стихи на китайском языке.
9
   Слова Линь-цзи, мастера секты чань (яп. дзэн) в Китае танской эпохи (VII – X вв.).
10
   «Пустота» – как очищение, как освобождение от существующей формы человеческого бытия, восстановление подлинной первоприроды человека – возвращение к незамутненному житейской суетой первоначалу.
11
   Мондо – диалог между мастером и учеником, рассчитанный не на рациональный, а на интуитивный способ постижения смысла беседы. Задача ученика – войти в душевное состояние учителя, в тот же духовный ритм.
12
   «Истина – созерцание, она по ту сторону слов, книгами и словами ее не передашь. Ее нельзя познать, ее надо пережить. Она раскрывается в момент экстатического восприятия жизни», – говорил Судзуки.
13
   Vimalakirti Mirdesa Sutra.
14
   Великий учитель Дарума – японское имя индийского принца Бо-дидармы, основавшего в VI веке секту чань в Китае.
15
   Сумиэ – картина, нарисованная тушью. Судзуки следующим образом характеризует метод этого рода живописи: «Вам кажется, что кисть двигается сама по себе, помимо воли художника, который лишь не мешает ей двигаться… Если какая-либо мысль или намерение возникнут между кистью и бумагой, то весь эффект пропадет».
16
   Тин-Нун (1687 – 1763) – китайский художник и поэт.
17
   Бонсай – карликовое дерево на подносе.
18
   Бонсэки – миниатюрный садик из камней на подносе.
19
   Ваби-саби – это словосочетание подчеркивает прелесть обыденного, незаметного – нагой простоты.
20
   Рикю (1522 – 1591) – японский мастер чайной церемонии и икэбана.
21
   Вечнозеленый цветущий кустарник.
22
   «Исэ-моногатари» – Повесть об Исэ (X век). Авторство приписывается поэту Аривара Нарихира.
23
   Моно-но аварэ – «Очарование вещей», совершенная красота, которая скрыта в каждой вещи и которую поэт призван выявить; красота, которая дает человеку ощущение гармонии, единства с миром.
24
   Эпоха Тан (VII – X вв.) – эпоха расцвета китайской культуры.
25
   Кавабата Ясунари все время говорит о «Нихон но би» – о «красоте Японии», имея в виду обостренное чувство прекрасного, умение извлекать красоту из любого явления жизни, поклонение красоте в любых ее проявлениях. Этот своеобразный эстетизм – одно из свойств национального характера японцев.
26
   Ёэн – очаровательный, обворожительный; югэн – таинственное, сокровенное – скрытая суть вещей, которую призвано выявлять искусство; ёдзё – недосказанность, то, что подразумевается, то, что «за словами» – та же скрытая суть вещей. Все это основные категории японской эстетики.
27
   Хаги – декоративный кустарник.
28
   «Ничто» (или «небытие») – с точки зрения восточного миросозерцания нечто противоположное нашему пониманию. «Ничто» – это целостность мира, из которого все рождается и куда все возвращается. Реальный мир есть лишь манифестация этого всеобщего «ничто», его частное, зыбкое выражение.

не обращайте внимание

Суббота, 17 Октября 2009 г. 14:23 + в цитатник



очень рада

Суббота, 17 Октября 2009 г. 14:16 + в цитатник

вчера мне написал письмо Рашнин. Кто не в курсе - это Рашалекс, со стихиры. Я очень волновалась за него, потому что он закрыл свою страницу. Написала ему пару писем и вчера он ответил. Обещает открыться, как только перестанет тошнить от самого себя.

Да, такое бывает.

У меня такое ощущение, что он как младший брат. К тому же мы оба раки.

Вообщем я довольна.

Только бы не пропадал заново. С него станется.    Картинка, что тут представлена - из Сержа Сандала, что представляет свои стихотворные произведения на стихире. Он читал меня как-то, а я зашла в него. По-моему, это не он рисует, а подруга вроде как его.

Мне показался интересным рисунок. И способ его нанесения. Акватипия - вот это что! Если кому интересно можно в Сержа зайти на стихире.



Без заголовка

Пятница, 16 Октября 2009 г. 20:51 + в цитатник



иногда, кажется, что все против тебя, а потом ты оглядываешься и думаешь - нет, это не так. сегодня утром, когда я пошла на работу, злые слезы подступали к глазам, и слетали на горячие щеки. я шла на работу, пытаясь распрямиться, и забыть про то, как мне больно. размолвка с мужем далась мне нелегко. к остановке, до которой  я шла семь минут, сумела все же обуздать попытки организма освободиться от негатива. но все же накатывало временами. с утра должна была обзвонить начальников и узнать, провели ли они инструктажи. тяжелее всего было собраться и позвонить главному автоматизатору, человеку, угрюмому и тяжелому. ожидалось, что как в начале недели, когда он буквально на целый день зарядил меня злостью гадким ответом, то и сейчас - ответит так, что моя пробка, не дающая плакать выскочит, и дождь из моих глаз зарядит на полдня. однако же, не случилось. он ответил вполне цивилизованно. к 9 утра ожидалась эвакуация из здания по сигналу пожарной тревоги. что ж. неожиданным было то, что ответственное лицо за это действие было направлено своим начальником в организацию и мне поручили быть ответственной за это дело. то есть - почти последней выйти из псевдогорящего здания, проверив есть ли люди. что же... я сделала, что от меня зависело. обычной своей радости, от прикольного начала дня я не почувствовала. весь день пыталась изображать радость, но боль непонимания, возникшая между мной и димой мешала это сделать. я понимаю, все понимаю... мне жаль...


с утра был туман.

Среда, 14 Октября 2009 г. 22:01 + в цитатник

Как на картинке у Ганжи. К сожалению, мне не попадалось приличных видов для снимков. Я всегда готова вытащить сотовый и что-нить сфоткать. Но только вот сегодня ничего... День был тяжелый, изматывающий, был момент когда мне хотелось взорваться, когда сразу все навалилось. Но я выстояла и теперь собой горжусь. Сегодня к нам приходил катин друг Зомбасик, которого имя которого Витас Холичек, вот он рядом с моей Катюшей, который был слегка пьян, после сражения с компьютерным беспределом на таинственной работе, что в Москве, благоухал коньяком, и был решимости помочь дописать мне десятую главу "Спи-усни". Стоило мне почти ее дописать, как он сразу же занял комп и принялся играть в игру Сталкер-3. И это продолжалось более часа, Катерина же сидела за его спиной в виде мягкой подушки (я про грудь) и мешала ему играть. С трудом дождавшись когда же он доиграет, я ринулась дописывать и доделывать. Уже даже не знаю, что у меня получается. С учетом замечаний предыдущего рецензента, я попыталась не забывать про погоду, и время. Что получилось, то получилось. Я не виновата. К тому же уже время поджимает. Ведь уже почти десять часов вечера! А мне надо еще асаны делать. Кошмарная я женщина. Ну и ладысь.Посмотрим, то ли еще будет завтра.



Без заголовка

Вторник, 13 Октября 2009 г. 21:40 + в цитатник

Туман над рекой

У меня есть потрясающий друг, Сергей Ганжа. Мы познакомились в те далекие времена, когда мне было всего 20 лет, и я была несмышленышем-хиппи. Нас познакомил мой тогда еще не муж, Дима. Я пришла со своей подругой Наташей, которая покоряла мужчин то ли с первого взгляда, то ли со второго. Жгучая брюнетка, изящная лань, с раскосыми карими глазами и полным отсутствием ответственности за свои поступки. Именно такие женщины нравятся мужчинам думала я тогда.

И вот, мы с Димой пошли гулять в  далеком 1990 году, останавливаясь на каждом шагу, чтобы потусоваться со всеми встречными друзьями, а Наташу оставили с Ганжой, который поселился к Диме в его коммуналку на временную вписку.

Вернувшись в дом через какие-то полтора часа или три часа, не помню, веселые и пьяные, потратив в общей сложности месячную зарплату, на всяческие удовольствия, мы обнаружили, что в доме только Ганжа, а Наташи нет.

Я спросила: где Наташа? Где грациозное капризное существо, покорящее любого мэна?

И что я узнала?

Ганжа, десантник, фотограф, вообще умница, и вольный стрелок, вымыл пол, посуду, все прибрал, побрился, умылся, почистил зубы, и подошел к Наташе с вестью, что он готов.

Наташа обломалась по полной программе. никто до сих пор не подходил к ней без привычного обольщения, цветастых комплиментов и прямотой солдата.

Она сбежала, оставив Ганжу в одиночестве.

раньше, все речи Ганжи о женщинах сводились к одному: все бабы дуры.

теперь он так не выражается, живет в глухом селе, строит дом и иногда делает снимки, профессиональные, ведь он профессиональный фотограф, раньше печатавшийся в известных столичных журналах.

но сейчас он обустраивает свой дом, и изредка приезжает в ярославль, чтоб навестить свою подругу, работающую дизайнером и нас, своих друзей. Больше я не буду ничего рассказывать, пусть обо всем скажут снимки.


и еще


 

 

 



так

Суббота, 03 Октября 2009 г. 17:22 + в цитатник
я закончила "Спи-усни", все шесть частей. последней я не совсем довольна, конец по-моему смазан. ну, я, блин, никогда сознание не теряла, могу только предположить, как там с той стороны. у меня только головокружения сильнейшие раньше случались, до того как я асанами начала заниматься. а так - были, да, но я прекрасно себя контролировала. сильнейшая боль где то в передней части головы, легкий свист, потемнение в глазах, тяжесть во всем теле, легкое подташнивание, я прислоняюсь к чему-нить, и жду, когда все отойдет, руки-ноги дрожат, я стою, и жду когда затмение от меня отстанет. и потом спокойненько так открываю глазки, и только слегка голова побаливает. это иногда случалось когда резко допустим вставала. может мне всеже переделать последний кусок?
кто-нить оцените http://www.proza.ru/2009/10/03/586.
будут замечания, приму с благодарностью

холодный дождливый вторник

Вторник, 29 Сентября 2009 г. 20:44 + в цитатник
это ж когда это кончится? на работе я мерзну как цуцик и только думаю, как бы согреться, а когда согреваюсь, думаю, как бы не заснуть. к концу дня от тупости некоторых людей, которые добивают меня переспрашиванием одного и того же по многу раз, голова начинает пухнуть и к вечеру я похожа на мыльный пузырь - во мне пусто и вот вот улечу, либо взорвусь. и почему я мало радовалась своему отпуску? почему не хлопала в ладоши от радости какдого дня, когда я проводила дома? это потому я такая грустная, что один из двух законных выходных дней мне пришлось вставать ни свет ни заря. воть. теперь я живу до следующих выходных. а! хватит ныть! у меня в голове новый сюжет рассказа "Спи-усни", и только к концу рабочего дня моя мыслительно-воображательная зона мозга отморозилась и стала чегой-то соображать. но не факт, что хорошо.
мечтаю о теплой постельке,с колдрексом в обнимку. может заболеваю? Окстись, Оксана! - видите, уже строго по имени себя называю, а это говорит о многом. дела идут, контора пишет, а половица не скрипит, желанья есть, и в легких слышно, как изгиляется пиит. в руках дымится сигарета, табачный дым, усталый дом. мне не понятно, что забыто. что я забыла в доме том?

облака - новая серия фотографий в фотоальбоме

Воскресенье, 27 Сентября 2009 г. 21:03 + в цитатник

вчера

Воскресенье, 27 Сентября 2009 г. 16:38 + в цитатник
вчера я была в Москве, на экскурсии. Нас возили в храм Христа Спасителя. Я там была уже второй раз. Рассказываю вот о чем: когда мы уже везде побывали в этом дивном храме, то я, стала обращать внимание на фрески, которыми расписан центральный храм. не все мне понравилось, я довольна придирчива к живописи, и тут, я, обсуждая с мамой фрески, обратила ее внимание на стену. Мне показалось, что там что-то нарисовано. Я подошла и пригляделась. одела очки. Это был просто мрамор, черный мрамор с прожилками. Мама засмеялась на меня, я тоже. А потом перестала смеяться. Присмотревшись, я углядела, рисунок прожилок и мне стало жутко. Рисунок выглядел как мятущиеся души в огромном мире космоса, ада!!! мама согласилась со мной. мы стали рассматривать все в стены, и пришли в ужас - этим камнем, с еще более жуткими рисунками было обделано все помещение. кошмар какой-то! особенно жуткий камень был за огромным крестом с распятым Иисусом Христом. Там души прямо вопили из камня. Две женщины из нашей компании подошли к нам, и мы показали им. Они согласились с нами. Причем нашли слова еще более точные для того кошмара, который пронизывал всю залу. Люди! Я больше не хочу в этот храм! Камень там вопиет! Ад в храме! я не религиозная фанатичка, но получила вчера удар от этой злой силы, что присутствует в том месте. Может там ожидается пришествие зла?
Не думайте, что я сумасшедшая. Если кто будет там, сами сходите и проверьте.

боюсь что качество хромает, я вообще боялась фотографировать, нас предупреждали, что этого делать нельзя. поэтому фото одно, а жаль, лучшие кадры я не сделала. ну кто сам зайдет, то сам и увидит.
 (375x500, 38Kb)

Метки:  

записки приколистки продолжаются

Воскресенье, 27 Сентября 2009 г. 15:12 + в цитатник
сегодня я порезала указательный палец консервами на правой руке. ну не везет мне с колюще-режущими!

записки приколистки

Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 18:55 + в цитатник
я резала яблоко и рубанула ножом по среднему пальцу. нож разрезал кончик пальца и кровь хлынула. дочь: давай вызовем скорую! я: давай зашьем (давно хотелось узнать, что чувствует человек, когда ему по живому зашивают) увы, мой прагматичный ребенок сбегала в аптеку за перекисью и узнать не удалось.а жаль.печатаю правой рукой - ужасно нудно. жаль не сделала снимка пальца. осталась бы память.

О некоторых молодых

Воскресенье, 20 Сентября 2009 г. 12:24 + в цитатник
как стены мне раздвинуть?
ты задаешь вопрос
спроси того
кто ранее убавил
стены длину
и кинул под откос
желание мое
в пространстве хулиганить

мне мал мой дом
чтобы я могла стоять
мне надо ввысь
и вбок
и снова стены
мне не дают уйти
я прыгаю за них
и рву сплетенные
из слов и тем, запреты

я рвусь опять
и разбиваю день
осколками летит
и вдребезг небо
я знаю снова
что своего добьюсь
и для себя смогу
в глухих стенах
увидеть лето

которое меня отпустит
снова в сон
в котором я смогу
в себя проникнуть
и стать одной из тех
кто не привык
в упругих рамках
скуки
на веревке виснуть

я все могу
но только вот печаль
что скука тянет
старческие руки
я ей не дам себя
и как тебя не жаль
твои глаза уже
привыкли к скуке

ведь каждый сам
решает для себя
скучать
или расти
ввысь уходя

сегодня, осуществляя свое путешествие до дома, слушая "апокалиптику" я пришла к мысли, что слишком много людей стонут на то, как тяжела и скучна их жизнь не желая кардинально менять ее. при этом всем у них нет ответственности перед мужьями, женами, детьми, они не озабочены съемом квартиры в незнакомом городе, и даже если они перестанут работать, их будут продолжать кормить добрые родители.
Вот я вас спрашиваю, в чем смысл?
Почему бы не бросить все и не уехать искать себя, и оставить своих родных в покое? Согласна, сама то я никуда не уехала. Но я имею примеры своих друзей, которые исколесили немало дорог, и пожили в разных местах, и выжили, и не стонут каждый день, что день плох, а люди вокруг дерьмо.
Я свой город пока не хочу оставлять. Настанет день, я знаю, когда и я покину все, что так дорого. Пока же у меня достаточно долга, чтобы быть с мужем, который любит меня, и со своей дочерью, которая бунтует постоянно. Осознаю ее. Понимаю. Всем иногда приходит мысль что мир несовершенен, забывая о том, что и мы, собственно, не совершенства.
Так вот.
Тем, кто недоволен миром, есть резон начать с себя. И оставить глупую привычку стонать по любому поводу. И научиться любить окружающее, потому что оно прекрасно. Ужасно - да! Но и прекрасно! Большинство постов это доказывает.

я решила все оставить

Суббота, 19 Сентября 2009 г. 20:49 + в цитатник
понимание утеряно. может и не было никогда понимания? мне сказали, что я мусолю тему, которую стоит забыть. нет. я так не считаю. я поняла, что человек, который пробил брешь в моей душе, ценит лишь себя, свои эмоции и абсолютно равнодушен к другим людям, ко мне... но я по натуре оптимист и жизнелюб. лучше оставить такого человека, чем дожидаться новых несправедливых нападок. в мире, в котором я живу - почти все взрослые. и привыкли отвечать за свои поступки. этот же человек нет. я не вижу позитива. проанализировав все заметки, что мне попадались в руки, написанные этим человеком, этой девочкой, я сделала вывод, что человек замкнут на себе, и не видит мира. открыть понимание не в моих силах. точнее, это мне не суждено. жизнь будет лупить и лупить по ее голове, пока она не поймет, как необходимо поступать в мире живых и взрослых людей. а пока - да вот что меня раздражает! - будет ныть и ныть, о том, какие все плохие, и как неохота жить среди таких существ. я ненавижу нытье. нытье меня бесит. что толку ныть, когда нужно засучить рукава и работать?
но я не могу объяснить это этому человеку. меня это достало

иногда лучше молчать чем говорить

Пятница, 18 Сентября 2009 г. 20:55 + в цитатник
я ненавижу разборки, и терпеть не могу принимать в них участие. мне неприятно это все. я не очень люблю делать человеку больно, но иногда надо. иначе дальше будет еще хуже. возможно, что все к лучшему. не знаю. тяжело терять подруг. особенно, когда не из-за чего. из-за дурости. я иногда не понимаю в каком возрасте человек должен повзрослеть, чтобы начать ответственно относиться к своим и чужим словам. лучше попью чай. поругаюсь матом. как мало я знаю матерных слов. может кто ссылку пришлет, где опыта набраться? я зла зла зла

Ой-ё

Пятница, 18 Сентября 2009 г. 19:01 + в цитатник
Я еле доползла домой. приколитесь, люди, была счастлива придя домой, скинуть наконец, обувь!
Начну сначала.
Сегодня пятница. так. обычно по пятницам я встречаюсь с подругой Юлей в кофе при кондитерской, мирно ем слоеные пирожки с мясом (верьте, безумно вкусно!) и гуляю с ней по различным магазинам, магазинчикам, смотрю на проходящих людей, и рассказываю как дела.
Но сегодня все не так!
Во-первых я одела новые туфли, которые к концу дня превратились в орудия пытки.
во-вторых я напрочь забыла, что в нашем городе все дорожные службы готовятся к 1000-летию ярославля, и перекопали весь центр!
и не доехав до центра каких-нибудь две остановки, я была вынуждена ковылять на красивых каблуках всего в 10 см
почти полостановки, по буеракам, песку, щепню и колотому асфальту. хорошо еще, что через пять минут движение опять пошло и я смогла доехать, а не дойти.
ну ладно.
пирожки слоеные с мясом кончились.((( а есть хотелось. пришлось выбирать из того, что было.
выйдя из кафе я поняла, что сегодня я не могу ходить и гулять. я могу только ковылять и стонать.
поэтому держа улыбку на лице я похромала с любимой подругой в светлое время - когда еще гулять и гулять на остановку. ветер дул безостановочно. по улицам бродили подмерзающие граждане. дороги, изрытые каждые вдоль наполовину, не добавляли оптимизма.
я хотела только одного - сесть в маршрутку. но как назло все ехало не в мою сторону.
подруга стояла рядом со мной и высматривала мой номер.
я прогоняла ее - она практически была раздета.
ей было легче - она живет в центре.
мне хотелось уехать.
ветер дул с севера, не взирая на бабье лето.
сволочь.
куда смотрит прогноз погоды?
я все же уехала оттуда, оставив свою подругу высматривать мою маршрутку и пытаясь оттуда дозвониться до нее и сказать, что уже можно идти. воть.
она не отвечала. видимо, смотрела на дорогу.
и вот я дома.
ноги сводит боль, и я мерзну. потому что в доме не осталось ни одной пары носков.
моя любимая дочь все их куда-то девала. придется опять покупать новые и прятать в заначку.
пока она не отнимет и ее. куда улетают носки? - кто бы мне сказал.
я их периодически стираю и глажу и отдаю своей девочке, которая что-то с ними делает, от чего они куда-то исчезают навеки...
будут ли приятными эти выходные?
допишу ли я Кота? кому интересно, уже написаны
ч. 1 http://www.proza.ru/2009/09/15/987
ч. 2 http://www.proza.ru/2009/09/16/914
ч. 3 http://www.proza.ru/2009/09/18/763
и ч.4 http://www.proza.ru/2009/09/18/821
когда ж будет конец истории?
и будет ли конец?
 (640x512, 38Kb)

я ничего не хочу

Среда, 16 Сентября 2009 г. 18:28 + в цитатник
только умереть совсем. и пусть больше не будет больно. никогда


Поиск сообщений в Оёжи-Кри
Страницы: 8 7 6 5 4 [3] 2 1 Календарь