-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в свящ_Конст_Кобелев

 -Интересы

акафист апостолы библия бирюлёво блаженные бог богослужение бог_отец бутырка бутырская великомученики великомученицы венчание вера верующие воздвижение вознесение всея_руси государь гурьянов

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.12.2008
Записей: 190
Комментариев: 355
Написано: 1029





Видео-запись: фильм "Нечаянная Радость" Глава 1. "Храм отца Александра" (Егорова)

Пятница, 19 Марта 2010 г. 12:47 + в цитатник
Обработка не удалась.
Фильм "Нечаянная радость" о протоиерее Александре Егорове (1927-2000). Важен всем кто ищет Истину Бога. Миссионерский фильм.
Авторы Валерий Ефимович и Людмила Дёмины, продюсер Илья Александрович Кузьменков, документальные съёмки: диакон, иерей Константин Кобелев. К 10 летию со дня кончины.
Первообраз Богородичной иконы "Нечаянная Радость" пребывает в храме св. пророка Илии Обыденного. Редчайший случай - в этом храме отец Александр прослужил без малого полвека, 48 лет, и это было его единственное место служения! Жизнь и служение Батюшки раскрывается через воспоминания духовных чад: священников и монахинь, профессоров и школьников…Каждый говорит о своём, сокровенном, но через все воспоминания проходит свет Батюшкиной веры и Любви к Богу и к людям, его лозунг:"Никто из храма не должен уйти не утешен"

Глава 1. Храм отца Александра святого пророка Божия Илии обыденный. Преподобный Серафим Саровский святые мощи гонения на Церковь духовничество

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Фильм Нечаянная Радость о протоиерее Александре Егорове

Вторник, 16 Марта 2010 г. 21:13 + в цитатник
"Нечаянная Радость". Так называется одна из самых замечательных икон Пресвятой Богородицы, первообраз которой пребывает в храме святого славного пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке города Москвы. Здесь, кроме этой чудотоворной иконы присутствуют и другие святыни, из которых следует в первую очередь помянуть образ преподобного Серафима Саровского, перед которым уже около 70 лет совершается акафист этому святому, от чего этот храм даже именуется "Московское Дивеево".
"Нечаянная Радость" - это и название нового фильма, обращённого к самой широкой аудитории, к верующим и сомневающимся, нашедшим дорогу к храму и ищущим её. Ко всем, кому небезразлична многотрудная история России в ХХ веке.

Фильм можно скачать здесь
Фильм посвящён священнику, прослужившему здесь без малого полвека - известному многим православным москвичам протоиерею Александру Егорову (1927-2000).

 (604x452, 49Kb)

Документальные кадры были сняты в течении около трёх лёт духовными чадами Баюшки, затем, уже после его кончины, над фильмом работали Валерий и Людмила Дёмины. Основу фильма составили собранные ими воспоминания о Батюшке его матушки и детей - как родных, так и духовных чад. Среди них - священники и монашествующие, профессора и школьники, люди ведущие свою родословную от самых разных сословий, представители различных профессий. Каждый из них говорит о чём-то своём, сокровенном, но через все воспоминания проходит свет Батюшкиной веры и Любви к Богу и к людям, его лозунг: "Никто из храма не должен уйти не утешен".



Процитировано 1 раз

Re: Где достать фильм Нечаянная Радость о протоиерее Александре Егорове?

Понедельник, 15 Марта 2010 г. 20:08 + в цитатник
Фильм о Батюшке Протоиерее Александре Егорове, прослужившем в храме Илии обыденном почти 50 лет можно приобрести на Православной ярмарке \"Пасхальный подарок\" проходящей 16–21 марта 2010 г.
на ВВЦ, павильон № 70 (ст. метро «ВДНХ») Время работы: 11.00–19.00, 21 марта до 16.00
ОБРАЩАТЬСЯ: стенд N 21 храма Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме

Поминайте наставников ваших: протоиерей Александр Егоров
Татьянин День


Десять лет назад окончил свой земной путь протоиерей Александр Егоров - духовный отец сотен и сотен людей, многие из которых посвятили всю свою жизнь служению Богу и Церкви. В Зачатьевском монастыре прошел вечер его памяти. И литию - заупокойную молитву - закончили троекратным пасхальным тропарем...



В последние три года жизни протоиерея Александра Егорова, когда он уже болел, его начали снимать на видеокамеру: как он служит, как проповедует, как общается с людьми. Теперь во время вечера памяти смотрели фильм, и с экрана отец Александр благословлял своих, собравшихся в монастырской трапезной, прихожан и их детей. А прихожане и близкие с экрана и перед экраном вспоминали, кем стал для них батюшка.

48 лет Нечаянной Радости

Когда будущему протоиерею Александру Егорову, молодому отцу Александру, было 24 года, он стал священником храма пророка Илии в Обыденском переулке. Здесь прошла вся его оставшаяся жизнь - 48 лет служения перед иконой Нечаянной Радости - чтимой святыней храма. Это редкое для тех времен дело: священников часто переводили с места на место. Но, по словам самого отца Александра, Нечаянная Радость помогла ему предстоять перед Ней долгие годы. Любимая икона сопровождала отца Александра всю жизнь, до последнего взгляда. Когда он уже не мог поднять голову от подушки, чтобы увидеть писаный образ Нечаянной Радости в красном углу, приклеили скотчем репродукцию на обои - чтобы батюшка мог Ей молиться. И фильм, снятый за три года об отце Александре, тоже называется «Нечаянная радость, или путешествие в другую жизнь».

Священник Константин Кобелев, по благословению которого снят фильм, отмечает главное в образе отца Александра: бывает так, что люди приходят в храм к священнику, а не к Богу. У отца Александра так быть не могло. Он вел мимо себя - ко Христу, был абсолютно прозрачен. Не могло быть и ревности между членами общины: каждый знал, что его любят, но невозможно было сравнивать, что кого-то любят меньше или больше. И прихожане, чьи слова звучат в фильме, вспоминают, как впервые встречали батюшку - возле иконы Спасителя, написанной преподобным Серафимом (Чичаговым).

Очень чтил протоиерей Александр Егоров преподобного Серафима Саровского, и такой радости при чтении акафиста преподобному, как в Обыденском храме, прихожане не видели даже в Дивееве. И потому далеко не случайным было для его чад, что в день сорокалетия служения отца Александра Егорова в храме пророка Илии здесь появилась новая святыня - частица мощей преподобного батюшки Серафима.

«Все покрывается любовью»

Образ священника и пастыря складывается в фильме из деталей разного плана - из черт эпохи (отец Александр о гонениях, о голоде времен войны, о том, как дедушку посадили в тюрьму как церковника и затем сослали, а за ним выслали и жену; рассказывал о попытках мнивших себя всесильными органов вербовать его, уже священника) и из подробностей частной, но не для себя прожитой жизни. Например, после отказа от сотрудничества с органами у отца Александра обострился псориаз - и он очень грустил, глядя на себя с точки зрения прихожан: как служить, когда люди подходят под благословение, а руки больные. И на это священник жаловался маме - тогда уже не просто пожилой, а очень старенькой (она и умерла всего на четыре месяца раньше него - их разлука не продлилась долго).

Люди, собравшиеся в монастыре на вечер памяти отца Александра Егорова - больше ста очень разных людей, - и сегодня, через десять лет, когда уже далеко не все продолжают ходить в Обыденский храм, остаются не чужими друг другу. Выключен проектор, выпит чай, а они продолжают общаться, переходить от группы к группе, делиться радостью встречи. И повторять, что чувствуют присутствие батюшки Александра в этой же трапезной.

Батюшка повторял всегда одно: «Все покрывается любовью», и супругов благословлял не каждого отдельно, а одним общим благословением. Многие вспоминают о том, насколько важным для него было сохранение семей, как он умел помочь человеку сделать любовь к супругу непререкаемой ценностью и целью, ради достижения которой нужен ежедневный труд. В духовную семью батюшки входили одни за другими люди: за каждым приходили жена, сыновья, племянники, дочери - «и жизнь другая пошла».

«Он был для меня как воздух»

Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского монастыря, вспоминает, как после смерти последней из сестер закрытой в советскую эпоху Зачатьевской обители отец Александр Егоров благословил ее иконой схимонахини Нины, последней из насельниц, и отдал Маше Каледа все фотографии и документы по истории монастыря. Тогда и подумать нельзя было, что в самом центре Москвы опять потечет монашеская жизнь. Но со временем, вспоминает игумения, «батюшка стал меня готовить к тому, что я буду здесь старшей. Я с детства была при нем, он был для меня как воздух, и я спрашивала у него всё, а потом он стал говорить как-то: а я не знаю, подумай сама, пойди помолись Божией Матери и сделай, как тебе Господь на сердце положит». Матушка тогда обижалась на духовника, потому что такое происходило все чаще и чаще. А потом, когда в Зачатьевском уже начали жить сестры, и она стала руководить обителью, она покаялась ему в своей обиде и услышала в ответ: «Я же тебя готовил...». Священник заранее знал, что ей придется самостоятельно принимать решения, причем не только за себя.

Кроме сестер закрытого Зачатьевского, для которых он был последним духовником и одну за другой провожал в путь всея земли, пришли к отцу Александру и те чада священномученика отца Сергия Мечева из храма на Маросейке, кто уцелел после арестов и ссылок.

Сама матушка Иулиания была рядом с отцом Александром с самого детства. Отец Александр жил на самой окраине (жилья ближе к храму власти ему не давали), на первом трамвае ехал к метро, на первом поезде - к ранней литургии, а Маша Каледа ехала на первой электричке от «Речного вокзала» и встречалась с ним уже в «Кропоткинской», а затем сопровождала его на требы. Ему уже было тяжело, и он опирался на ее руку, называя ее «своей палочкой», а она носила его требный чемоданчик и многим запомнилась как «девочка с чемоданчиком».

«Уже служит»

Когда отец Александр заболел, его чада поехали к протоиерею Николаю Гурьянову на остров Залит, и услышали от старца слова, тогда показавшиеся им неуместными: «Все решится на Страшном Суде».

Отец Александр умер через некоторое время - в неделю о Страшном суде. И тогда стали ясны слова старца - они были пророчеством о дне его смерти.

А после этого группа прихожан отца Александра поехала на остров Залит еще раз - снова к старцу, только теперь - уже спросить о том, как там их батюшка за чертой земного бытия. «Уже служит», - кратко отрезал старец.

Одна из прихожанок вспоминает в фильме, как однажды отец Александр сказал сослужившим ему священникам: «Дай Бог нам всем вместе служить в Царствии Небесном», - сказал с такой уверенностью, что было понятно: для него Царствие Божие начинается уже здесь, перед Престолом.

Храм Христа Спасителя отец Александр видел совсем маленьким ребенком. Но воспоминание это осталось с ним на всю жизнь. И вот, ходя от Ильинского храма к метро, он останавливался перед местом, где стоял Храм, и про себя молился. А близкие знали, что он ходил одиноким и тайным крестным ходом вокруг Храма - сначала вокруг забора, огораживавшего руины, затем вокруг стройки, потом вокруг бассейна. Отец Александр увидел возрождение святыни и всего несколько месяцев не дожил до грандиозного крестного хода вокруг воссозданного храма в день его Великого освящения.



«Никто не уходил неутешенным»

Игумения Иулиания вспоминает об одном из случаев молитвенной прозорливости отца Александра: однажды она пошла дышать воздухом, чтобы помочь слабым легким, и по дороге упала, но не придала ушибу и боли в спине значения, а когда пришла домой, услышала от мамы, что отец Александр звонил уже несколько раз. Батюшка велел Маше лечь и не вставать, хотя до того сам говорил ей поехать на Маросейку - там тогда только открыли храм. Она удивилась, но подчинилась, а через некоторое время уже не могла встать: боль в спине оказалась переломом позвонка, и страшно подумать, что было бы, если бы она куда-то поехала, раз уж последствия ощущаются до сих пор. И таких случаев много в жизни прихожан.

Священник Константин Кобелев, один из близких чад батюшки, долго служивший при нем диаконом, а в предпоследний год жизни отца Александра сопровождавший его и в единственной заграничной поездке - в Святую Землю, - отмечает главное: исповедь у отца Александра была основана на молитве. Он выслушивал кающегося и молился в это время, иногда прерывал рассказ и уходил помолиться в алтарь. Покаяния он больше всего ждал и покаянию больше всего радовался. Виктор Судариков говорит, что отец Александр мог в двух-трех кратких и точных словах сформулировать духовную проблему, которой кто-то из его чад мучился, не умея назвать. Отец Константин соглашается: «Придешь с такими коробами - мучаешься-мучаешься, переживаешь, анализируешь, а он скажет коротко: нет-нет, это все не нужно, успокойся, - и все».

Отец Александр, по свидетельству Виктора Сударикова, никого не выделял: каждый знал, что он любим. «И никто не ходил неутешенным» - и те, кто уделял храму много времени, и те, кто добирался до Обыденского храма не очень часто. Многих отец Александр знакомил: помоги тому, другому... Это не было заметной «работой по построению общины», но люди приходили не для только, чтобы потом тихо уйти.

Многие на вечере памяти повторяли, что присутствие отца Александра Егорова ясно ощущается здесь, среди собравшихся. Матушка Иулиания вспоминает, как он благословил посадить в монастыре первые яблони - еще среди помойки, занимавшей большую часть территории обители. Настоятельница думала, что пока не до сада, но батюшка приехал и сам посадил яблони, которые принесли первые два яблока уже в последний его год, когда он лежал в больнице. Игумения тогда отвезла эти яблоки священнику и вспоминает, как он был им рад, а нынешнее ежегодное яблочное изобилие воспринимает как знак обретенной батюшкой у Бога благодати, знак его присутствия. Иногда отец Александр был настойчив, как и в случае с яблонями: например, художника Алексея Арцыбушева, который много ездил и много видел, но ничего не писал и не хотел за это браться, отец Александр благословил: «Вспомнишь все», - и тот написал к девяноста годам пять книг воспоминаний о жизни России.

Сам отец Александр не писал ни книг, ни богословских статей. Но у него был талант живого общения, и это живое общение продолжается и сейчас - когда помнящие его уже десять лет ездят к нему на Немецкое кладбище. «Действительно, батюшка присутствует сегодня с нами, и я думаю, что все это почувствовали, поэтому трудно что-то добавить. И сердце наше рвется к нему. Батюшка всегда говорил, что Христос воскрес, и все мы встретимся в вечной жизни. Христос воскресе!» - заключила матушка Иулиания. «Воистину воскресе!»

Интернет-издание "Татьянин день"
http://www.taday.ru/text/339535.html


Понравилось: 1 пользователю

русский православный художник...

Понедельник, 15 Марта 2010 г. 19:58 + в цитатник
Это цитата сообщения Ольга_из_Орла [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



Так назвали Максима Фаюстова на сайте "Дух христианина". Родился в 1974 г. в Пензе, там же учился в художественном училище. Затем закончил Академию И.Глазунова, работал в художественных мастерских у братьев Ткачёвых (правильно, интересно, я выразилась?). Дипломной работой был "Иван Сусанин".

 (700x484, 189Kb)

"Базар"

 

 (700x488, 138Kb)

 

ещё работы

Где достать фильм "Нечаянная Радость?"

Понедельник, 08 Марта 2010 г. 09:12 + в цитатник
film07_07 (640x480, 109 Kb)

Вчера, 7 марта 2010 года, в Трапезном корпусе Зачатьевского монастыря прошёл вечер памяти, посвящённый одному из подвижников XX века - протоиерею Александру Егорову.
Основу вечера составила премьера фильма "Нечаянная Радость".
Это не просто документальные кадры.
Это КИНО, как в кулуарах сказал один из его героев (из числа участвовавших в съёмках духовных чад почившего Батюшки) автору фильма.

По мнению, кажется, всех присутствующих, премьера состоялась !





Фильм обращён не только и не столько
- к духовным чадам
- ко всем знавшим священника
- к прихожанам храмов, связанным с ним
- к интересующимся историей Русской Православной Церкви в третьей и четвертой четвертях XX века
- к патриотам России

Не только и даже не столько к ним.
Но он обращён к каждому нашему соотечественнику.
И не случайно имеет подзаголовок: Путешествие в другую жизнь.

Особенно ценным он может (хочется, чтобы так стало!) стать для
- не являющихся духовными чадами почившего протоиерея.
- не знавших его
- не прихожан: не только Ильи-обыденского храма или Зачатьевского монастыря, а вообще:

- не являющихся прихожанами какого-либо храма
- не имеющих духовного отца
- не знакомых ни с одним священником


короче, для
-неверующих
-невоцерковлённых
-неправославных
-не интересующихся не только Церковью или русской историей, а вообще ничем, кроме РАЗ-ВЛЕЧЕНИЙ, то есть отдающихся себя в руки известных сил, дёргающих человека в РАЗ-ные стороны.

Вот именно таким и стоит - особенно важно - увидеть этот фильм. Но кто сможет им его показать? Как он может дойти до них? Конечно, страждущие об их душах, верующие - мужья (я уж не говорю "жёны", но самое страшное, когда в семье жена неверующая), отцы, знакомые, сослуживцы.

Вот сегодня - особенно в такой безумный день осьмартия, как называл его почивший о Господе Батюшка отец Александр. Хорошая альтернатива!!!

Надеяться на TV???
Кто туда нас пустит?

Наставник. 08. Памяти протоиерея Александра Егорова

Понедельник, 08 Марта 2010 г. 02:40 + в цитатник
Протоиерей Александр Егоров и диакон Константин Кобелев. Кадр из фильма Нечаянная Радость
Протоиерей Александр Егоров и диакон Константин Кобелев. Кадр из фильма "Нечаянная Радость"

Семь с половиной лет моего диаконства Батюшка всё ждал, когда же меня, наконец, рукоположат в священники. «Будем исповедоваться друг у друга», – говорил он. Когда же это исполнилось, я узнал всю глубину личной исповеди, глубину смирения и самоуничижения своего старшего собрата и сослужителя. Такими свойствами обладали (в отличие, например, от Францизска Асизского) наши православные святые – совершая великие дела Божии, себя ставили ни во что. С большим трудом, лишь сославшись на авторитет духовника московского духовенства, удалось уговорить отца Александра причащаться ежедневно в течение 40 дней. Как только это число исполнилось, верный служитель Алтаря Господня облегченно вздохнул, причастился ещё несколько раз (с перерывами) и предал свою душу Господу. Встретится ли мне ещё в жизни такой исповедник, как он?
Протоиерей Александр Егоров на смертном одре. Кадр из фильма Нечаянная Радость
Протоиерей Александр Егоров на смертном одре 21.12.1999. Кадр из фильма "Нечаянная Радость"

Наставник. 07. Памяти протоиерея Александра Егорова

Понедельник, 08 Марта 2010 г. 01:46 + в цитатник
Имел наш Батюшка особый дар скреплять семьи.

Протоиерей Александр Егоров имел особый дар скреплять семьи. Кадр из фильма Нечаянная Радость

Когда у нас перестали бояться венчаться, он особенно торжественно и неповторимо совершал это Таинство. Например, в конце Венчания по-особому скрещивал руки и налагал на головы брачующихся, как библейский Иосиф на Ефрема и Манассию, читая молитву: «Отец, Сын и Святой Дух, всесвятая, единосущная и животворящая Троица, едино Божество и Царство да благословит вас…» Окончив эту молитву он некоторое время ещё задерживал руки, сосредоточившись на тайной молитве. Встречая супружеские пары, подзывал к себе супругов и сближал их своими руками (жестом знакомым нам по иконе Спасителя в белом хитоне, которой встречает Господь каждого входящего в Ильи-обыденский храм)...
Протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма Нечаянная Радость. Придите ко мне все

Протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма Нечаянная Радость.
По дороге в Дивеево мы с Батюшкой заехали в Муром. И здесь, во дворе женского Свято-Троицкого монастыря наша камера запечатлела привычный жест священника. Этим жестом готовых обнять нас рук, собирал нас вокруг себя Батюшка, как птенцов, уподобляясь Христу, связующего нас союзом Любви. Это же движение рук мы видим на иконе Спасителя в белом хитоне.Призывающим нас к себе движением рук встречает Христос каждого входящего в храм святого славного и всехвального пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке первопрестольного града Москвы. Храма, где протоиерей Александр Егоров прослужил 48 с половиной лет...


икона Спасителя в белом хитоне в храме святого пророка Божия Илии-обыденном

...Затем он благословлял всю семью общим благословением, налагая одно крестное знамение на обоих. Это было видимым знаком тех примиряющих слов, которые были сказаны Батюшкой каждому наедине на исповеди.

Мы все вольно или невольно порой огорчали своего его. Духовный отец тяжело переживал наши смертные грехи. Иногда случалось, что даже остающиеся в храме чада платили своему духовнику неблагодарностью по отношению к нему или его детям. Но в этом случае великодушию Батюшки не было предела. Изменившим ему он не изменял… У него не было врагов.

Наставник. 06. Памяти протоиерея Александра Егорова

Понедельник, 08 Марта 2010 г. 01:37 + в цитатник
К людям отец Александр относился с исключительным вниманием и доброжелательностью, очень редко повышал голос. Помнится, как он реагировал на тех, кто подходил к причастию без исповеди. Многоопытные священники таковых сразу узнают, даже если сами не исповедовали. Стоя рядом и держа в руках плат, я, конечно, ужасался. Но Батюшка, скашивая порою взгляд на меня (учись, мол), с особо выраженной лаской говорил: «Вы ведь не исповедовались? Перед Причастием нужно обязательно исповедоваться. Приходите, пожалуйста, завтра, натощах (так он произносил это слово), расскажите священнику о своих грехах». Ибо строгим отец Александр мог быть лишь к нам, ради нашей же пользы, но словом своим он никого не оттолкнул от храма.

Батюшка имел характер очень любознательный, интересовался практически всем. Мог помочь в любом деле. Я учился в аспирантуре АН СССР, разрабатывал оригинальную тему в генетике. Можно сказать, ставил вопросы, некоторые из которых не разрешены наукой и доныне. И с такими вопросами я приходил к отцу Александру, твёрдо веруя в его руководство! И спрашивал его: «Как интерпретировать те или иные экспериментальные данные, в каком направлении двигаться дальше». А он учился в школе и одновременно работал на заводе, казалось бы, какой уровень светского образования был у него? Но он… не терялся с ответом. Уверенно шёл в святой Алтарь, молился, и, выходя, благословлял меня – «Ну да вразумит тебя Господь!» И дело сдвигалось с мёртвой точки.
Духовный сын протоиерея Александра Егорова профессор Владимир Николаевич Щелкачёв. Кадр из фильма Нечаянная Радость
Духовный сын протоиерея Александра Егорова профессор Владимир Николаевич Щелкачёв. Кадр из фильма "Нечаянная Радость". Он окормлялся у Батюшки более 40 лет...

Наставник. 05. Памяти протоиерея Александра Егорова

Понедельник, 08 Марта 2010 г. 01:31 + в цитатник
В его шкафчике, в комнате под храмом, где потом была библиотека, хранилась огромная стопа записок. Он брал пачечку такого размера, чтобы за службу успеть и вынимал из просфор частички за каждое имя. Порой приговаривал: «Ты знаешь, чья это записка? Помнишь (называл имя), она стояла у «Скоропослушницы»? Ты в каком году пришёл? Ах да, ты не можешь помнить». Видал среди них и свою записку, переданную Батюшке лет 10 назад. Возвращаясь после Литургии, отец Александр прочитанные записочки клал под низ этой стопы, таким образом, постепенно поминая всех. На службе множество имён он и по памяти поминал тайно и вслух, не забывая во дни гонений и Новомучеников во главе Царской Семьёй. Старался вынуть частички за всех в начале службы, пока не подойдут опаздывавшие обычно исповедники…
Супруга протоиерея Александра Егорова матушка Нина Васильевна. Кадр из фильма Нечаянная Радость

Супруга протоиерея Александра Егорова матушка Нина Васильевна. Кадр из фильма "Нечаянная Радость". Она пережила Батюшку на 3 года и 3 месяца...

Наставник. 04. Памяти протоиерея Александра Егорова

Понедельник, 08 Марта 2010 г. 01:25 + в цитатник
Для меня эти службы явились свидетельством того, что все остальные дни года батюшка Александр жертвовал собою, своими желаниями, ради нас.

Ризница в Ильи Обыденском храме была очень богатой. Здесь хранились облачения, которым не одна сотня лет, часть облачения из Храма Христа Спасителя и других закрытых храмов. Но их надевать отец Александр мог только в праздник. В будний же день более всех других любил свою лёгкую зелёную ризу, латанную-перелатанную (лишь бы аккуратно подшито было). «Кто готовил облачение? Почему такое положили? Ведь махровый будень. Принеси-ка, пожалуйста, моё».

Отец Александр всегда был аккуратен. Не пользовался духами и другими ароматами. Облачался он очень споро и приступал к Проскомидии (это невидимая для мирян часть Литургии, совершаемая в Алтаре). Я, как диакон, приготовлял на особом столе (Жертвеннике) святую Чашу и другие богослужебные сосуды. Но он всегда их хоть немного передвигал, извиняясь: «Ты уж прости, я привык, чтобы по-моему было». Затем горячо, на коленях, молился и начинал священнодействовать. Со стороны мне это казалось делом очень простым: он брал просфоры и резал их особым образом. Лишь став священником и прослужив более 10 лет, я никак не могу повторить то, что делал он. Просфоры Агничная, Богородичная, Девятичинная выходили из под его руки идеальной, до миллиметров формы, хотя были они после выпечки порой скособоченными, а у меня из ровной просфоры криво получается. Не зря Батюшка мастеровым человеком был…
<br />
протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма Нечаянная Радость

протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма "Нечаянная Радость". Эта фотография, снятая у иконы преподобного Серафима есть практически в каждой семье его духовных чад...

Наставник. 03. Памяти протоиерея Александра Егорова

Понедельник, 08 Марта 2010 г. 01:09 + в цитатник
Но как в будни, так и в различные праздники, сколько радости доставляло ему Богослужение, которое он очень любил! Так называемые тайные священнические молитвы на Евхаристическом Каноне на Литургии (после слов «Горé имеем сердца») Батюшка часто читал вслух, чтобы и мы могли в них соучаствовать. Читал, предстоя перед Внимающим ему Богом, как ребёнок просит маму: просто и с абсолютной верой в её Любовь. Поражало, как свободно изливается из него молитва. Бывало, на молебне просил принести молитву какому-то святому, а мы не могли её найти (и от этого разстраивались). Тогда он спешил нас утешить: «Ну ничего, ничего, дайте мне такую-то». Брал принесённый ему текст, но читал его с большими изменениями, да так, что никому и в голову не могло прийти, что алтарники его подвели. Отец Александр не был рабом буквы, но сам был творцом молитвы! Кому из священников приходилось оказываться в таком положении, поймёт меня, как это трудно. Здесь проявлялось ещё и такое свойство батюшки Александра, что многие искушения разбивались об его кротость и смирение, как волны разбиваются о непоколебимый утёс.

Отец Александр Егоров с детства очень любил пение, часто сам им руководил на молебне или панихиде. В своей жизни я не слышал, чтобы кто-то служил панихиду так, как он (меня же чаще всего сдерживал). Ему очень не нравилось, когда пение шло вразрез с молитвой, с Богослужением.
священник Александр Егоров. Кадр из фильма Нечаянная Радость

священник Александр Егоров. Кадр из фильма "Нечаянная Радость". Отец Александр в молодые годы в храме святого славного пророка Божия Илии Обыденном

Когда служил Божественную Литургию, ему приходилось часто выходить из Алтаря, постоянно прерываться ради исповедников, пришедших порой в единонадесятый час. И лишь один раз в год он позволял себе поставить службу выше исповеди. Протоиерей Алексий Лапин через несколько лет совместного служения понял, насколько нашему батюшке дорого Богослужение Великой Субботы. Обычно эту службу (и в других храмах так) совершает отец Настоятель. Но по глубокому уважению к своему первому помощнику отец Алексий стал эти службы уступать отцу Александру. Конечно, вскоре всё равно стали находится исповедники, увидевшие, что Батюшка служит в этот день. Разобравшись с ними, он полностью отдавался службе.
протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма Нечаянная Радость

протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма "Нечаянная Радость". Батюшка освящает куличи и яйца в первый день святой Пасхи в храме святого пророка Божия Илии обыденном.

Наставник. 02. Памяти протоиерея Александра Егорова

Понедельник, 08 Марта 2010 г. 00:50 + в цитатник
Отец Александр был тонким знатоком старой московской богослужебной традиции. Когда я был ещё алтарником, он комментировал то или другое своё действие такими словами: «Костя, смотри, смотри, как я делаю. Вот ты станешь священником, будешь делать так, как я. Ведь я не сам придумал, я совершаю это так, как меня научили старые батюшки».

Этому богослужебному строю была подчинена вся его жизнь, праздники и будни, дни служения в Церкви и даже дни отдыха, необходимые для поддержания сил. Например, отец Александр не знал будильника: всегда просыпался очень рано и в одно и то же время. «Встану, съем просфорку, похожу немножко (по скромности Батюшка не говорил «помолюсь»), а потом ещё лягу. Вот привычка и остаётся». Когда же он служил, чтобы попасть на 1й автобус или троллейбус, подвозящий его не на ближайшую станцию метро, а на прямую ветку к первому поезду.

Мы, молодые священники, стараемся начать службу ровно в 7 или 8 часов, но отец Александр сам был творцом богослужебного времени, мог начать службу раньше или позже назначенного срока, но всегда «укладывался во времени» (батюшкино выражение). Этому богослужебному строю была подчинена и исповедь. При нём не бывало, чтобы кто-нибудь из исповедников не успел причаститься. Порой мы удивлялись: людей полный придел, а наш духовный отец всё говорит и говорит проповедь перед исповедью, когда, казалось бы, чтобы успеть, надо быстрей подзывать исповедников одного за другим. Но Батюшка учил, когда людей мало, можно с каждым подробно поговорить, но чем больше народа, тем подробнее нужно делать «Общую исповедь», тогда на каждого можно разходовать меньше времени.
протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма Нечаянная Радость

протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма "Нечаянная Радость". Исповедь.

Как вспоминают его духовные чада, отец Александр огорчался, когда постом или в Праздник приходило много людей, исповедующихся один раз в год или даже в несколько лет. В такие дни он «экономил» на тех, кто исповедуется чаще. Скоро накрывал нам голову епитрахилью, на попытку сопротивления отвечая вопросом: «У тебя есть что-то новое?» Помню, как я огорчался, что у меня всё одни и те же старые грехи, а духовник радовался, вероятно тому, что новенькие пока что ещё не появились… Так он освобождал время, необходимое ему для того, чтобы успеть разобраться с пришедшими в первый раз, чтобы утешить тех, у кого случилось несчастье. Девизом батюшки Александра было, «чтобы никто из храма не ушёл не утешенным», ради этого он жертвовал своим здоровьем, возможностью отдохнуть. Часто исповедовал вечерами с полпятого до полдвенадцатого, и лишь мы с кухаркой видели, чего это ему стоило.

Несмотря на свой опыт, наш пастырь тяжело переживал чашу грехов, излившихся на него. Сидел за столом, подперев голову руками и тяжело вздыхая, закрыв глаза; не сразу приступая к позднему ужину.

Молитве его келейной мы были редкими, случайными свидетелями. Несмотря на усталость и начинающуюся болезнь, как свечечка стоял он перед иконами, вычитывая вечерние или утренние молитвы, правило ко святому причащению.
протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма Нечаянная Радость
протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма "Нечаянная Радость". Молитва Батюшки о своём недостоинстве...

Наставник. 01. Памяти протоиерея Александра Егорова

Понедельник, 08 Марта 2010 г. 00:44 + в цитатник
Публикую по изданию Православие и мiр


Свою знаменитую «Общую исповедь» протоиерей Александр Егоров строил на словах Христа: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22,37-39). Он объяснял, что означают эти слова: на первом месте должен быть Господь. Любовь к ближним строится лишь по подобию и должна стоять на втором месте. В своей жизни и служении Батюшка всецело следовал этим словам: Любовь к Богу была у него превыше всего.

У него было так много исповедников, каждого из нас он принимал с такой готовностью, что большинство из нас считает: главным для отца Александра было стоять у аналоя. Однако это была его жертва, что я и попытаюсь раскрыть. Ибо и я, лишь прожив с ним несколько лет в соседней келье, убедился со временем, что главным для него был алтарь, Богослужение.
протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма Нечаянная Радость

протоиерей Александр Егоров. Кадр из фильма "Нечаянная Радость". Наибольшее значение в жизни протоиерея Александра Егорова имела любовь к Богу, выражающаяся в его тёплой молитве, в замечательном Богослужении


Император Николай I

Пятница, 05 Марта 2010 г. 06:47 + в цитатник
Это цитата сообщения Валера_Богуславский [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Светлой памяти "жандарма Европы"



18 февраля (3 марта по новому стилю) 1855 года скончался Император Николай I


Имя Государя Императора Николая I стоит в ряду наиболее оклеветанных русских правителей.
Он был оклеветан и современниками и историками ­ западными, либеральными российскими, и, разумеется, советскими. Все они всегда дружно чернили тех, кто старался сохранить традиционные национальные устои общества и сопротивлялся насаждаемому безбожному либерализму под названием "прогресса". Императору Николаю I удалось выполнить политические замыслы своего отца Павла I, убитого в результате масонского заговора за попытки стать самодержавным, общенародным царем и править в интересах всех слоев народа, а не одного только "вольного дворянства".
Таким общенародным Царем-самодержцем, избавившимся от опеки промасоненных дворянских кругов, стал Николай Павлович. Он родился 25 июня 1796 г. и был третьим сыном Императора Павла Петровича. Рос удивительно крепким физически, спокойным, уравновешенным мальчиком. В 1817 г. женился на старшей дочери прусского короля Фридриха Вильгельма II принцессе Шарлотте Фредерике-Луизе, принявшей после присоединения к Православию имя Александры Федоровны (семеро их детей обезпечили в дальнейшем многочисленное потомство Романовых, в том числе по женским линиям – также и во многих европейских династиях).
Вступление Государя Николая I на престол омрачилось мятежом декабристов. Тогда было объявлено, что его брат Император Александр I скончался 19 ноября 1825 г. (хотя скорее всего это не соответствовало действительности: он ушел из мирской жизни и впоследствии с ним обоснованно связывали появление в Сибири старца Кузмича). Войска по установленному порядку сразу же принесли присягу второму сыну Императора Павла I Константину Павловичу как законному наследнику. Ибо никому не было известно о заблаговременном отречении Константина от прав престолонаследия еще в 1822 г. по причине неподобающего и неравнородного брака (второго) с католичкой, нарушившего фамильные законы. Сам Константин после смерти Александра сразу принес присягу своему младшему брату Николаю Павловичу.
Возникшей двусмысленностью воспользовались масонские заговорщики. Когда 14 декабря должна была приноситься еще раз присяга Петербургского гарнизона – уже Императору Николаю Павловичу, два гвардейских полка, обманутые своими офицерами, подняли восстание и вышли на Сенатскую площадь. Бунт был легко подавлен. Следствие установило причастность заговорщиков к масонским ложам, связанным с западными "братьями", выяснились их намерения истребить всю Императорскую Фамилию и перестроить Россию по западным масонским планам. Суд приговорил к смертной казни 36 человек, но Государь помиловал большинство, изменив приговор на ссылку в Сибирь, казнены были только пятеро главарей (имена которых по сей день, к сожалению, украшают улицы русских городов).
После подавления мятежа Император Николай I принял необходимые меры безопасности, доставившие ему прочную славу реакционера: закрыл все обнаруженные масонские ложи (они были запрещены ещё при Александре I в 1822 г., но продолжали тайно действовать), усилил военно-бюрократический аппарат, централизовал административную систему, учредил политическую полицию (Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии), установил цензуру на печатные издания.
В 1833 г. Государь Николай I упорядочил и ввел в действие Свод Закконов Российской Империи (в 15 томах), подготовленный М.М. Сперанским. Эти законы, впоследствии дополнявшиеся, юридически действительны по сей день. При Императоре Николае I появился также наш Русский государственный гимн "Боже, Царя храни!", созданный в том же 1833 г. композитором А.Ф. Львовым на слова В.А. Жуковского.

Государь Николай I работал по 16-18 часов в сутки, стараясь вникать лично во все детали государственного управления и жизни общества
Рубрики:  Дневник священника

10 летие памяти Батюшки, протоиерея Александра Егорова (1927-2000)

Понедельник, 01 Марта 2010 г. 01:06 + в цитатник
7 марта, в воскресение, в 16 часов состоится вечер памяти протоиерея Александра Егорова (1927-2000) с премьерой фильма \"Нечаянная радость\", посвящённого служению Батюшки. Место проведения - Трапезный корпус Зачатьевского женского монастыря (Москва, м \"Кропоткинская\", Ул Остоженка, Зачатьевский переулок).

20 лет я был рядом с Батюшкой на земле. Вот уже 10 лет, когда Батюшка тоже рядом, только на земле остался я один...
 (700x543, 225Kb)

Срочно!!! В Москве застрелен священник в храме, второй ранен!

Пятница, 20 Ноября 2009 г. 06:32 + в цитатник
Один священник убит и еще один получил ранение в результате нападения в православном храме на юге Москвы, сообщает РИА Новости.
Инцидент произошел в 23:10 19 ноября в храме святого Фомы в Нагатинском районе столицы по адресу улица Москворечье, дом 4.

Убийство московского священника связали с его миссионерской деятельностью
Наиболее вероятной версией убийства настоятеля храма святого Фомы в Москве Даниила Сысоева является его миссионерская деятельность среди неправославного населения. Об этом агентству "Интерфакс" заявил источник в правоохранительных органах столицы.

35-летний священник был застрелен неизвестным в храме, расположенном по адресу улица Москворечье, дом 4, поздно вечером 19 ноября. Преступник в маске зашел в храм, где еще находились прихожане, и громко спросил настоятеля по фамилии. Когда батюшка вышел, злоумышленник, молодой человек, предположительно, кавказец, выстрелил ему в голову и грудь из пистолета калибра 9 мм, а также ранил в грудь помощника настоятеля 41-летнего Владимира Стрельбицкого, после чего пешком скрылся с места преступления. Оба священнослужителя были доставлены прихожанами на машинах в близлежащую больницу, где Сысоев скончался на операционном столе.

Как заявил агентству РИА Новости прибывший в храм руководитель следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет, по основной версии убийство, по факту которого возбуждено уголовное дело, было совершено на религиозной почве.

Источник "Интерфакса" добавил, что в последнее время отец Даниил получал угрозы по телефону и электронной почте о физической расправе от некой экстремистской организации, из-за чего даже обращался в ФСБ. "Последняя угроза поступила Сысоеву в начале октября. Неизвестный позвонил ему и заявил, что он приговорен к смертной казни", - рассказал собеседник агентства. По одной из версий, батюшка мог быть убит представителями секты так называемых "родноверов", язычников. Как установили следователи, незадолго до преступления убийца позвонил на мобильный телефон отцу Даниилу, чтобы удостовериться, будет ли он в храме.

Иерей Даниил Сысоев был известен как богослов, находившийся в постоянном диспуте с экстремистскими направлениями ислама. Он являлся автором таких трудов, как "Брак с мусульманином" и "Православный ответ исламу". Отец Даниил основал в Москве школу уличных проповедников, а также помогал в организации таких же школ в Саратове, Ульяновске и Мурманске. Первые угрозы он начал получать еще четыре года назад после публичного диспута с бывшим православным священником Вячеславом Полосиным, принявшим ислам. У Даниила Сысоева остались жена и трое детей. Храм святого Фомы считается временным и стоит на месте будущего храма пророка Даниила на Кантемировской.

http://lenta.ru/news/2009/11/20/murder/



Процитировано 4 раз

кладбище абортированных детей

Четверг, 19 Ноября 2009 г. 23:15 + в цитатник
Это цитата сообщения Ольга_Ведерникова [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Барнаульское кладбище абортов



Сегодня наш барнаульский фотограф Миша Хаустов прислал фото, которое у меня вызвало не иначе, как шок... Вроде бы обычное кладбище, что во Власихе. Но похоронены на нем дети, которым так и не суждено было появиться на свет — то есть жертвы аборта. Вот, правда, никогда не задумывалась над тем, куда деётся абортный биоматериал. Слышала, что из эмбрионов получают стволовые клетки, даже каким то образом используют в стоматологии... А вот вопрос о том — хоронят ли, даже не возникал. В советские времена жертв аборта просто сжигали в кочегарках. Крематорий да и только... Сейчас все это складируется в большие плотные черные мешки. Как наберется этих мешков полный гроб — вывозят на кладбище и придают земле. Получается некая братская могила. С одной стороны кажется дико... Но с другой — а ведь это все-таки действительно как то по человечески...
 (466x699, 123Kb)

Утеевский иконописец

Пятница, 16 Октября 2009 г. 12:07 + в цитатник
Это цитата сообщения rss_rss_chudesa_pravoslaviya [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



Как часто мы,начинаем сетовать на жизнь.на свои несчастья, болезни и скорби!Нам тяжело,больно и обидно,кажется нет никого более обделенного любовию Божией,чем мы...ропот так и готов сорваться с языка....

Совсем недавно на телеканале "Союз"я услышала песню Светланы Копыловой о калеке-иконописце не имевшем конечностей.Эта песня так потрясла меня.что я нашла диски с песнями Копыловой,а потом решила что-либо узнать об герое ее песни.Я не на минуту не сомневалось,что это реальная личность.И вот что я прочла

Утеевский иконописец Григорий Журавлев

В. Н. Лялин, 2000 г.
По благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия
(Инвалидам-колясочникам посвящаю)

www.cofe.ru/images/pictures/blagovest/pics/utevka_jur.jpg

В полутемной избе, освещаемой мигающим огнем лучины, за столом сидели сродники Марьи Журавлевой. Муж ее был забран еще на Успенье в солдаты и служил на далеком и опасном Кавказе, где участвовал в усмирении бунтующего Дагестана и Чечни. Сама Марья, взятая в село Утевки из богатой крестьянской семьи, лежала на чистой хрустящей соломе, постланной на полу в хорошо протопленной баньке, и маялась третьими родами. Банька освещалась тремя маслеными коптилками, а роды принимала повивальная бабка Авдотьюшка, да еще тут была замужняя золовка Дашка, которая грела воду и раскладывала на лавке чистые тряпки и пеленки. Хотя роды были и третьи, но подвигались туго, и бабка уже применяла и мыльце, и выманивала ребеночка на сахарок, и даже послала девку к батюшке Василию открыть в храме Царские Врата и сотворить молебен с водосвятием преподобной Мелании Римляныне, которая благопос-пешествует в родах. То ли мыльце, то ли отверзание Царских Врат, но что-то помогло, и банька вскоре огласилась пронзительным криком младенца. Но вслед за этим криком раздался отчаянный вопль Авдотьюшки. Золовка схватила коптилку, поднесла ее ближе к новорожденному и тоже завизжала. Ребенок родился без рук и без ног.
Двери избы распахнулись, и вбежала запыхавшаяся Дашка. Сродники, сидевшие за столом, все повернулись к ней с вопросом:
- Ну что там? Дашка всплеснула руками и заголосила. Все всполошились.
- Что, Манька померла?!
- Да нет же.
- Ну не вой ты, дура, говори толком, наконец!
- Ребенок народился урод!
- Как так урод?
- А так, ручек нет, ножек нет, одно тулово да голова. Все гладко. Вроде как яйцо.
Все вскочили из-за стола и бросились в баньку смотреть. В избу из церкви пришел отец дьякон за получением требных денег. Узнав такое дело, он раскрыл от удивления рот и стоял так минуты две, крестясь на образа. А потом сам побежал к баньке, подобрав края рясы.
- Пропустите отца дьякона, пропустите, - расталкивая локтями сродников кричала Дашка. Дьякон завернул полу рясы, достал черепаховый очешник, степенно одел очки и тщательно оглядел ребенка.
- Отец дьякон, как же это могло случиться? И девка наша Манька здоровая и крепкая как репка. Да и мужик ейный был как жеребец, а дите получилось бракованное? -- в недоумении спрашивали Манькины сродники.
- М-да, православные, вопрос этот сложный. Здесь только докторская наука в состоянии на него ответить. Но что касается моего мнения, то я как церковнослужитель могу сказать, что здесь сам сатана поработал. Без него, проклятика, здесь дело не обошлось. Видно, Господь усмотрел в этом младенце великого человека. Может быть он назначен Господом быть генералом, а может быть даже архиереем. А дьявол по злому умыслу взял, да ручки и ножки-то отнял у младенца. Вот тебе и архиерей. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, так простите меня Христа ради. А от требных денег мы отказываемся, и в таких скорбных обстоятельствах не берем.
Родительницу с ребенком из баньки привезли в избу и поместили, в углу, отгородив его ситцевой занавеской. Сродники толпились около кровати и подавали советы:
- Ты, Манька, тово, титьку ему не давай, - говорил дядя Яким,
- он денька два покричит, похрундучит, да и окочурится. И тебя развяжет, да и сам в Царствии Небесном будет тебя благодарить. Нет ему места в энтой жизни, такому калеч-ке. Ты вот сама-раскинь умом-то: ведь он вечный захребетник, ни рук, ни ног. Один только рот для еды, да брюхо. Куда он сгодится такой, разве что цыганам отдать, чтобы на ярмарках за деньги показывали.

Но все же через восемь дней младенца принесли в церковь.
- Крещается раб Божий Григорий. Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.
- Эк, какой он гладкий, - ворчал батюшка Василий, - не за что ухватиться. Едва не утопил в купели.
Дядя Яким был восприемником. Принимая окрещенного Гришу в сухие пеленки, он ворчал:
- И что это за робенок такой, один только рот.
Батюшка Василий, укоризненно посмотрев на восприемника, сказал:
- Мы, Якимушка, еще не знаем, какой Божий промысел об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить еще большие дела. Ведь рот служит не только для вкушеиия ястий, но сказано в Писании: "В начале было Слово". Погоди, погоди, еще не ты, а он тебя будет кормить. У моей матушки об этом ребенке был интересный промыслительный сон.
- Хотя и сон, но ты, батюшка Василий, ты это не тово, не тово толкуешь. Ну как такой калек-ша будет мне, здоровому мужичище, пропитание предоставлять? Нет, не может быть такой возможности.
- Что человеку невозможно, то Богу возможно, - сказал отец Василий, приступая к ребенку со святым миром.
А сто лет спустя, в 1963 году, в Югославии, сербский историк живописи Здравко Кайманович, проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, в селе Пурачин, около Тузлы, обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: "Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утев-ской волости, того же села, зубами крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля".
Государственный архив СССР дал подтверждение.
Плохо бы пришлось маленькому Грише, если бы не старшие брат и сестра. Особенно сестра. Крестный, дядя Яким, сработал для Гриши особую низкую колясочку, Которую привез во двор со словами: "Для моего будущего кормильца". И где бы братик и сестра не ходили, они везде возили с собой Гришу; который рос смышленым мальчиком и смотрел на мир Божий ясными вдумчивыми глазами. Обучать его грамоте и закону Божиему приходил сам отец дьякон. Гриша, сидя на лавке, навалившись грудью на стол и держг" в зубах карандаш,старательно выписывал на бумаге буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро. Вся деревня его жалела, и все старались для него что-нибудь сделать, чем-то услужить. Дети, обычно безжалостные к юродивым, дурачкам и калекам, никогда не обижали и не дразнили Гришу. Отец Гриши так и не вернулся с Кавказа. Видно где-то сразила его лихая чеченская пуля. Но нужды в семье не было, потому что мир взял на себя заботу о ней. Распахивал и засевал земельный надел, собирал урожай и помогал общинными деньгами. Помогал и настоятель храма, батюшка Василий, помогал и барин - предводитель уездного дворянства, отставной генерал князь Тучков.
Рисовальные способности у Гриши проявились рано. И создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, и порой его рассуждения удивляли даже стариков. По предложению барина Гришу каждый день возили в колясочке в усадьбу, где с ним занимались учителя, обучавшие генеральских детей. Но особенно притягательной для Гриши была церковь. Село Утевки было обширное, и народу в нем жило много, а вот храм был маленький и тесный и всегда наполненный прихожанами. Гриша постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра, не споря, всегда отвозили его ко всенощной, к воскресной обедне, а также на все праздники. Проталкиваясь с коляской через народ, они подвозили Гришу к каждой иконе, поднимали его, и он целовал образ и широко открытыми глазами всматривался в него, что-то шепча, улыбаясь, кивая головой Божией Матери, и часто по щекам его катились слезы. Его с коляской ставили на клирос Позади большой иконы Димитрия Солунского, и он всю службу по слуху подпевал хору чистым звонким альтом. Барин, князь Тучков, не оставлял Гришу своей милостью и, с согласия матери, отправил его учиться в Самарскую гимназию. Вместе с ним поехали его брат и сестра. Перед тем князь был у Самарского губернатора и все устроил.
Городской попечительский совет снял для всех троих квартиру неподалеку от гимназии, внес плату за обучение, а барин оставил деньги на прожитье и на извозчика. Брат отвозил Гришу в гимназию и оставался с ним в классе, а сестра хозяйничала дома, ходила на рынок, готовила нехитрую снедь. На удивление всем Гриша учился хорошо. Одноклассники вначале дичились его и сторонились, как губернаторского протеже и страшного калеку, но со временем привыкли, присмотрелись и даже полюбили его за веселый нрав, недюжинный ум и способности, но особенно за народные песни, которые он пел сильным красивым голосом.
- Надо же, никогда не унывает человек! - говорили они. - Не то что мы - зануды и кисляи.
Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую Алексея Ивановича Сексяева.
Когда Гриша оказывался в мастерской, он был просто сам не свой. Вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, он испытывал радостное праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему хитрому мастерству тонкой иконной живописи, с самого изначала.
- Хотя и обижен он судьбой, но Господь не оставит этого мальца и с нашей помощью сотворит из него мастера, - говорили они.
Хозяин, Алексей Иванович, специально для него поставил отдельный столик у окна, приделал к нему ременную снасть, чтобы пристегивать Гришу к столу, дал ему трехфитильную керосиновую лампу и от потолка на шнурке подвесил стеклянный шар с водой, который отбрасывал на стол от лампы яркий пучок света. А Гришиного брата учили тому, чего не мог делать Гриша: изготовлению деревянных заготовок для икон, грунтовке и наклейке паволоки, накладке левкаса и полировке коровьим зубом, а также наклейке сусального золота и приготовлению специальных красок. Самого же Гришу учили наносить на левкас контуры изображения тонкой стальной иглой - графьей, писать долич-ное, т. е. весь антураж, кроме лица и рук, а также и сами лики, ладони и персты. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Трудно это было поначалу, ой как трудно. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц, так что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато успехи были налицо. Рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами. Молодой мастер, заглядывая на Гришин стол, кричал другим: "Эк, Гришка-подлец, ворона-то с мясом как ловко отработал! Гля, братцы, как живой, право же, к Илье Пророку летит!" В иконных сюжетах Гриша ориентировался на "Лицевой подлинник" - сборник канонических иконных изображений. Начал он с простых икон, где была одна фигура святого, но потом понемногу перешел к более сложным сюжетам и композициям. Хозяин, Алексеи Иванович, его поучал:
- Гриша, ты икону пиши с Иисусовой молитвой. Ты человек чистый, в житейских делах не запачканный, вроде как истинный монах: Пиши истово, по-нашему - по-русски. Мы бы хотели так писать, да не получается. Опоганились уже, да и водочкой балуемся, и бабы в нашей жизни как-то путаются. Где уж нам подлинно святой образ написать! У нас не обитель монастырская, где иноки-изографы перед написанием образа постятся, молятся, молчат, а краски растирают со святой водой и кусочком святых мощей. Во как! Святое послушание сполняют. А у нас просто мастерская, с мирскими грешными мастерами. Нам помогает то, что иконы после наших рук в храмах Божиих специальным чином освящают. Тогда образ делается чистый, святой. Ну, а ты - совсем другое дело. У тебя совсем по-другому - благодатно получается. Но только не забывай блюсти канон, не увлекайся. Будет бес тебя искушать, подстрекать добавить какую-нибудь отсебятину, но держись канонического. Потому как каноническое - есть церковное, а церковное - значит соборное, соборное же - - всечеловеческое. Не дай тебе Бог допустить в иконе ложь. Ложность в иконописании может нанести непоправимый вред многим христианским душам, а правдивость духовная кому-то поможет, кого-то укрепит.
Шли годы, и многому научился Гриша в мастерской Алексея Сексяева. В двадцать два года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родное село Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образа расходились в народе нарасхват. Мало того, что иконы были хороши и благодатны, особенно в народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. Что Сам Дух Святый помогает Григорию-иконописцу, что не может так сработать человек без рук и без ног. Это дело святое, это - подвиг по Христу. Очередь заказчиков составилась даже на годы вперед. Гриша стал хорошо зарабатывать, построил себе просторную мастерскую, подготовил себе еще помощников и даже взял на иждивение своего дядю Якима, который к тому времени овдовел и постарел.

К 1885 году, в царствование благочестивого Государя Императора Александра Александровича, в богатом и хлебном селе Утевки начали строить соборный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы, и Гришу пригласили расписывать стены. Для него по его чертежу были сделаны специальные подмостки, где люлька на блоках могла ходить в разных направлениях. По сырой штукатурке писать надо было быстро, в течение одного часа, и Гриша, опасаясь за качество изображения, решил писать по загрунтованному холсту, наклеенному на стены. Около него все время находились брат и еще один помощник, которые его перемещали, подавали и меняли кисти и краски. Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдать от усталости и боли, и все-таки он сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. Работа со стенами пошла легче. Первым делом Григорий начал писать благолепное явление патриарху Аврааму Святыя Троицы у дуба Мамврийского, стараясь, чтобы вышло все, как у преподобного изографа Андрея Рублева.
Прослышав о таком необыкновенном живописце, из Петербурга приехали журналисты с фотографом. Стоя у собора, они расспрашивали работающих штукатуров: "Как это Григорий расписывает собор, не имея конечностей?" Псковские штукатуры ухмылялись, свертывали из махорки толстые цигарки и окуривали едким густым дымом любопытных журналистов.
- Как расписывает? Известно как - зубами, - говорили мужики, попыхивая самокрутками, - берет кистку в зубы и пошел валять. Голова ту-ды-сюды так и ходит, а два пособника его за туло-во держат, передвигают помалу.
- Чудеса! - удивлялись журналисты. - Только на Руси может быть такое. А пустит он нас поснимать?
- Как не пустит. Пустит, без сумления. Пускай народ православный, хуч не в натуре, а все же на ваши фотки поглядит. Иконы у Григория уж бо-льно хороши, для души и сердца очень любезны. Одним словом сказать - нерукотворенные.
Несколько лет подряд расписывал храм Григорий, От напряженной работы и постоянного вгля-дывания в рисунок почти вплотную испортилось зрение. Пришлось ехать в Самару заказывать очки. Очень беспокоил рот. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы, на языке появились очень болезненные яз-вочки. Когда он, сидя после работы за столом, не мог есть от боли во рту, сестра, вытирая ладонью слезы и всхлипывая, говорила:
- Мученик ты, Гришенька, мученик ты наш.
Наконец, храм был расписан полностью, и на его освящение прибыли сам епархиальный архиерей, самарский губернатор, именитые купцы-благодетели, чиновники губернского правления и духовной консистории. Из окрестных деревень собрался принарядившийся народ. Когда начальство вошло во храм и оглядело роспись, то все так и ахнули, пораженные красотой изображений. Здесь в красках сиял весь Ветхий и Новый Завет. Была фреска "Радость праведных о Господе", где праведные, ликуя, входят в Рай, было "Видение Иоанна Лествичника", где грешники с лестницы, возведенной на воздусях от земли к небесам, стремглав валятся в огненное жерло преисподней. Изображение настолько впечатляло, что две купчихи так и покатились со страху на руки своих мужей и без памяти были вытащены на травку. Было здесь и "Всякое дыхание да хвалит Господа", и "О Тебе радуется Обрадованная всякая тварь", где были изображены всякие скоты, всякая тварь поднебесная, дикие звери и красавец павлин, а также само море с гадами и рыбами, играющими в пенистых волнах.
Освящение было торжественное. Пел привезенный из Самары архиерейский хор. Ектений громовым гласом произносил соборный протодьякон, к радости и восторгу его поклонников, самарских купцов-толстосумов.
Г. Журавлев. Вседержитель.


А Гриша в это время был болен и лежал у себя дома на коечке. Перед ним на полу сидел, звеня цепями, юродивый Афоня и по-собачьи из миски со щами хватал зубами куски говядины, крестился и утробно икал, жалобно прося согреть душу водочкой.
Примерно через месяц после освящения собора из Самары в Утевку в щегольской коляске, запряженной парой гнедых гладких лошадей, приехал чиновник по особым поручениям при губернаторе с толстым большим конвертом, запечатанным гербовыми сургучными печатями. В конверте было Письмо от министра двора Его Императорского Величества с приглашением Григория Николаевича Журавлева в Санкт-Петербург и с приложением пятисот рублей ассигнациями на дорогу.
Провожали Гришу к царю в Петербург всем селом. Отслужили напутственный молебен, напекли пирогов-подорожников. Осенним светлым днем бабьего лета, когда к югу потянулись треугольные стаи птиц, а в чистом, пахнущем вялым листом воздухе полетели легкие паутинки, соборный дьякон выпевал ектению: "О еже послати им Ангела мирна, спутника и наставника сохраняюща, защи-щающа, заступающа и невредимо соблюдающа от всякаго злаго обстояния, Господу помолимся".
Григория сопровождали брат и сестра. От Самары вначале плыли на пароходе "Св. Варфоломей", а потом ехали чугункой во втором классе. В купе заглядывали праздные зеваки, чтобы поглазеть на необыкновенного урода, которого, как они полагали, везли на ярмарку на показ. Петербург их встретил резким западным ветром и холодным дождем. На вокзале встречали посланные от графа Строганова люди с каретой. Григорию было известно, что граф - большой ценитель русской старины и обладатель самой большой коллекции древних русских икон. Карета подкатила к Строгановскому дворцу на Невском проспекте, и приезжих поместили во флигеле для гостей. Они расположились в трех комнатах. Кроме того, для Григория была приготовлена иконописная мастерская со всем набором кистей и красок. Буквально с первого дня к Григорию стали приходить посетители. Первым явился именитый первогильдейный купец Лабутин - антикварщик и обладатель крупной, правда бессистемной, коллекции икон. Он осмотрел Гришу своим немигающим совиным взглядом, легкий/ поджарый сел в кресло, потер сухие ладони и предложил Грише заключить контракт на изготовление пятидесяти икон за хорошую плату. Тут же выложил на стол крупную сумму задатка.
- А если помру, - сказал Гриша, - что тогда будет?
Лабутин опять потер руки и пожелал ему многая лета, но, если все же будет такая Господня воля, то он неустойки не потребует, а просто понесет убытки. Вслед за этим потянулся нескончаемый поток посетителей.
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские.
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские.
Были здесь студенты Академии художеств, были любопытные великосветские дамы, были газетчики и журналисты, были ученые - профессора медицины Бехтерев, Греков, Вреден и даже один известный академик анатомии. Навестил его и земляк, приехавший с Поволжья, - знаменитый иконописец Никита Савватеев, писавший образа для Царской семьи. Он подарил Грише икону Преподобного Сергия Радонежского, кормящего в лесу хлебом медведя. Гриша икону принял с удовольствием и долго рассматривал подарок, дивясь тонкому строгановскому письму. При этом он припомнил, что блаженный Афоня - юродивый из его села Утевки - как-то говорил ему, что звери без страха, с любовью идут к святому, потому что чуют в нем ту воню, которая исходила от Праотца нашего Адама до его грехопадения.
Как-то раз к Грише зашел сам граф Строганов и предупредил, что ожидается высокое посещение Государя Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Федоровны. Что им угодно познакомиться с Гришей и посмотреть его в работе.
И вот, в один прекрасный солнечный зимний день, во двор Строгановского дворца въехала карета Государя в сопровождении казачьего конвоя. Казачий сотник и хорунжий первыми вошли в помещение и тщательно осмотрели его. Гриша сидел на диване в ожидании высоких гостей и смотрел на входную дверь. И вот, дверь открылась, и вошел Государь с Императрицей.
Государь был видом настоящий богатырь. Приветливое широкое лицо его было украшено густой окладистой бородой. Одет он был в военный мундир с аксельбантом под правый погон и белым крестом на шее, широкие шаровары заправлены в русские сапоги с голенищами гармошкой. Государь сел рядом с Гришей. Напротив в кресла села Императрица. Взглянув на Гришу, она сказала Императору по-французски: "Какое у него приятное солдатское лицо". Действительно, на Гришу приятно было смотреть: глаза у него были большие, ясные и кроткие, лицо чистое, обрамленное темной короткой бородкой. Волосы на голове недлинные и зачесаны назад.
Окружавшие Гришу люди засуетились и стали показывать иконы его письма. Иконы были безукоризненно прекрасны и понравились Августейшей чете. Императрице особенно приглянулся Богородичный образ - "Млекопитательница", который тут же и был ей подарен.
- Ну, а теперь посмотрим, как ты работаешь, - сказал Государь, вставая с дивана. Гришу перенесли в мастерскую, посадили на табурет и пристегнули к столу ремнями. Брат дал ему в зубы кисть. Гриша оглядел свою недоконченную икону, обмакнул кисть в краску, немного отжал ее о край и начал споро писать лик святого. Вскоре его кисть сотворила чудо, и с иконы глянул благостный образ Святителя Николая Чудотворца.
-- Шарман, шарман, - посмотрев в лорнет, сказала Императрица.
- Ну, спасибо, брат, уважил, - сказал Император и, отстегнув золотые карманные часы с репетицией, положил их на столик рядом с Гришей. Затем обнял его и поцеловал в голову.
На следующий день из Канцелярии двора Его Величества принесли указ о назначении Грише пенсии - пожизненно, в сумме 25 рублей золотом ежемесячно. А также еще один указ самарскому губернатору о предоставлении Григорию Журавлеву резвого иноходца с летним и зимним выездом. Пробыв в Петербурге до весны, когда с полей стаял снег, а по Неве прошел лед, Гриша с сопровождающими вернулся назад в родные Утевки. И там жизнь пошла по-старому. С утра звонили в соборе, и изографа на иноходце с летним выездом везли на раннюю и сажали в кресло на клиросе, где он от души пел весь обиход обедни. Как почетному лицу и благодетелю на серебряном блюдце в конце службы дьякон подносил ему антидор и, в ковшике, сладкую винную запивку. После службы тем же путем ехали на иноходце домой, где он вкушал завтрак, смотря, по дню, скоромный или постный. Помолившись в Крестовой комнате, он перемещался в мастерскую и с головой уходил совсем в другой мир, где не было кабаков, пьяных мужиков с гармошками, вороватых цыган, бранчливых краснощеких баб и усохших сплетниц-старух. А был там мир удивительных красок, которыми он на липовых л кипарисовых досках буквально творил чудеса. На поверхности этих досок его Богоданным талантом рождалось Святое Евангелие в красках. Там был и радостный плач, и умиление, и неистовый вопль, и неутешные скорби.
Когда он уставал, то просил кликнуть блаженного Афоню, который не всегда - "шалам-балам" - нес всякую непонятную чушь, но мог говорить и удивительные речи. Обычно он садился на пол и, обсмоктав принесенную из кухни большую говяжью кость и выбив из нее жир, начинал разговор о том, что бывает мир праведный и неправедный. Мир - грешный повселюдный и прелюбодейный - принадлежит людям и бесам и пишется через десятиричное "и" - МIРЪ, а мир праведный Божий, по-древнежидовски называемый ШАЛОМ, пишется через букву "иже" - МИРЪ. Так что ты, Гришуня, в надписании титлов на образах не дай промашки.
Удивлялся Гриша: и где это блаженный Афоня успел набраться премудрости такой?
Гриша часто задумывался о иконописном каноне. Иногда у него возникало искушение добавить, что-то от себя, но совесть и религиозное чувство удерживали его от этого. Он знал, что иконописный канон создается, во-первых, святыми, через мистические видения и через их духовный опыт, во-вторых, через откровения Божиим людям в чудесах наитием Святаго Духа, и, в-третьих, он черпается из сокровищницы Священного Писания и Предания. Иконописцы были только ревностными исполнителями, Но при этом они обязательно должны были быть людьми праведной жизни. Что касается последнего условия, то как раз оно-то соблюдалось довольно слабо, если, конечно, не считать богобоязненных монастырских изографов. Еще можно было поручиться за старообрядческие иконописные мастерские, откуда были изгнаны табак, водка, и вообще все было строго и по чину.
У Гриши в Самаре был знакомый иконописец - выкрест Моисейка. Таланта у него было хоть отбавляй. Учился в Московском училище живописи и ваяния, стипендиат фабриканта миллионера Рябушинского. Но был Моисейка человеком неукротимой плоти, силой и ростом походил на Самсона, сына Маноева, и жил, как говорится, "нога за ногу". То он как одержимый запирался в мастерской и писал иконы, то целый месяц бражничал по кабакам с непотребными девками, пока не пропивался дотла. Иконы его расходились больше по дворянству, интеллигентам-русофилам, а также по богатым кабакам и гостиницам. Так, все больше для антуража, или, как сейчас говорят, - интерьера. Православный народ их не брал, и не потому, что цена на них была высока, а потому, что они были безблагодатны, лишены высокого духа святости. Бесспорно, они были красивы и эффектны, но какие-то приземленные, портретные. А все потому, что Моисейка был блудник и пьяница. Много раз его Гриша укорял за эти пороки, но Моисейка, ухмыльнувшись, возражал:
- Тебе, Гриша, легко быть праведником: рук нет, ног нет, девку обнять нечем, а мне-то каково?! Если во мне два беса сидят лютых - пьяный бес и блудный? Они меня долят (одолевают), и я ничего не могу с собой поделать.
И когда он, по своему обыкновению, напился в Утевках и подрался с кабатчиком, Гриша велел его связать и везти к Владыке в Самару, чтобы тот его упек в монастырь на исправление и покаяние.
Конечно, изографы были только исполнителями воли святых. Так, преподобный Андрей Рублев никогда бы не написал своей знаменитой "Троицы", если бы не наставил его преподобный Сергий Радонежский. В сравнительно недавние времена, в конце XIX века, преподобному старцу Амвросию Оптинскому было явление Божией Матери на воз-дусях, благословляющей хлебную ниву. И вот, по этому случаю стали писать новый Богородичный образ - "Спорительница хлебов". Правда, икона эта пока еще мало распространена, но впоследствии, благодаря своей благодатной идее напитать всех труждающихся и обремененных хлебом духов-ным и хлебом ржаным, по милости Божией распространится она по всей Руси Великой.
Итак, минуту за минутой отстукивал маятник старинных часов в Гришиной келье, день за днем раздавался мерный колокольный звон с собора Святыя Живоначальныя Троицы. Год за годом с шумом шел по реке ледоход, предвещая приход Пасхи и унося в Вечность времена и сроки. И вот, наступил новый, двадцатый век, век, в котором человечество опозорило себя неслыханно кровавыми войнами, чудовищными злодеяниями, наглым и гордым богоборчеством, глумливым и гордым прорывом в космос - этим современным аналогом Вавилонской башни.

Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, а по-прежнему писал образа сам. За его иконами приезжали не только с далеких окраин России, но даже из других православных стран. Гриша всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда веселый, остроумный, жизнерадостный, как огонек светил он людям, поддерживал их как мог в трудные времена. Очень любил ездить на рыбалку, где часами просиживал на берегу реки с легкой удочкой в зубах. Но в 1916 году, когда шла тяжелая кровопролитная война с Германией, он заскучал, стал часто болеть. Во время одной трудной болезни ему в сонном видении было откровение: что скоро наступят, лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. Церкви начнут закрывать, закроют и Утевский собор во имя Святыя Троицы, осквернят и запоганят его, как говорится в Откровении Иоанна Богослова, и превратят в овощной склад. А через три года так и случилось. И слава Богу, что Гриша этого не видел, Потому что уже лежал в могиле.





Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. До самой своей кончины он все писал Богородичный образ "Благоуханный цвет". За этой иконой несколько раз приходил недовольный заказчик, но Гриша по болезни никак, не мог дописать ее. Накануне из храма пришел батюшка, испо-ведал Гришу, соборовал и причастил Святыми Дарами. Всю ночь шел проливной холодный дождь, тяжелые капли, как слезы, ползли по стеклу. Мерно стучали ходики, где-то скреблась мышь и трещали потолочные балки. Огоньки лампадок в святом углу трепетно освещали отходящего страдальца, который беспокойно метался по постели и все кричал, чтобы Ангел Божий пришел и дописал икону "Благоуханный цвет". К утру, когда нарождался новый день, Гриша предал дух свой Богу. Пришли старухи. С молитвой обмыли, опрятали покойника и положили на столе с иконкой на груди.

http://blogs.privet.ru/community/divo/69820970

Он лежал маленьким, коротким обрубком, исполнивший в жизни этой меру дел своих. Лицо его было спокойно и выражало какую-то солдатскую готовность, как заметила когда-то Императрица Мария Федоровна. Наверное, там, в другом измерении, в неведомых нам областях он приступил к каким-то новым неземным обязанностям. Монахи-ня в черном размеренно читала Псалтирь, на Славах поминая покойного. Ровными желтыми огоньками горели свечи. У изголовья на полу, обняв ножку стола, сидел и плакал блаженный Афоня. Народ приходил прощаться, крестясь на иконы и на покойного. Хоронили его торжественно. Народу собралось много, приходили из соседних деревень и даже из Самары. Преосвященный Владыка распорядился, чтобы Гришу похоронили в церковной ограде, у алтаря. Гробик был маленький, короткий, наподобие раки, в которой покоятся мощи святых. Пропели "Вечную память". С пением "Святый Боже, Святый Крепкий" понесли к могиле.
Время было суровое, шла тяжелая война, в которой Россия терпела поражение. Было много убитых, раненых, отравленных газами. По базарам, прося милостыню, ползали в кожаных мешках безногие калеки. Но близились времена еще страшнее и ужаснее. Времена Гражданской войны, голода, сыпного тифа, разрушения Православного уклада жизни и семидесяти лет царства Хамова.
А когда в очередной раз пришел заказчик за своей иконой "Благоуханный цвет", она оказалась законченной, и даже была покрыта олифой.
Кто завершил икону - неизвестно.
А на могиле Гриши поставили простой Православный Крест и написали на нем: "Се, Человек".
август 1999 г.


voskresschool.com/page-114.html
www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=38&article=8634

После революции расписанный Григорием Журавлевым храм был закрыт. Однако в 90-х гг. он был возвращен Церкви. Начался ремонт. Реставраторы насколько возможно постарались сохранить роспись Григория Журавлева. Восстановлен и крест на могиле иконописца.

Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в музее Церковноархеологического кабинета бережно хранится икона свт. Льва, папы римского, кисти Григория Журавлёва.

Рубрики:  Дневник священника

Мысли вслух

Четверг, 08 Октября 2009 г. 11:51 + в цитатник
liveinternet.ru/users/17336...111754125/ Я русская. Я патриот России. Когда я гуляю по меловым степям Белгорода,сердце выпрыгивает из груди, говоря: "Это твоя родина".
Я еврейка. Когда я шла по узким улочкам Иерусалима, сердце говорило мне: "это родина твоих предков".
Я христианка. Моя родина- Небесный Иерусалим. ...


Мы бОльшие евреи, чем, pardon, жиды (евангельские, не упрекайте в антисемитизме). Ибо из камений воздвигнуты чада Авраама, на его ложе и мене приими, Боже!



Процитировано 1 раз

С Праздником!

Четверг, 08 Октября 2009 г. 11:16 + в цитатник
liveinternet.ru/users/anato...111773815/ Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!


Поиск сообщений в свящ_Конст_Кобелев
Страницы: 9 ... 7 6 [5] 4 3 ..
.. 1 Календарь