Вера поможет нам
http://permeparhia.ru/index.php?id=1018
Интервью на актуальную тему дает священник Ярополк, директор Пермского паломнического центра «Пермь Великая»
СМИ кричат об экономическом кризисе. Тема кризиса не сходит с первых полос. Тема дня - кризис. И завтрашнего дня - кризис. Почему допустили? Почему не предупредили? Кто виноват? Что делать? Чего нам ждать? Чего бояться?
Но разве можно напугать русского человека очередным кризисом? Мы пережили и перестройку, и смену власти, и «лихие девяностые», и дефолт, и многократную смену политических курсов, которые, как ветер в мае... Обесценились наши деньги - да не такие это были деньги, чтоб сильно по ним страдать. Выросли цены? Эка невидаль! Цены - как сорняки, только расти и умеют. К этому мы привыкли и не удивляемся. Повысилась квартплата? Так её никогда и не понижали. Повысилась плата за проезд - ну, что ж, походим пешочком, для здоровья полезно. Мы не олигархи, нам не грозит потеря миллиардов, заводов, газет, пароходов. Мы не бросимся под поезд из-за того, что обещания власти не сбылись и жизнь опять не стала лучше. Мы «закалённые». Большинству из нас и дела-то нет, что где-то там, за пределами наших географических представлений, бьются в международной истерике фондовые рынки.
И всё же... Если отбросить нездоровый оптимизм, спасительное свойство российского менталитета, то многие из нас серьёзно рискуют. Над кем-то нависла угроза увольнения. У кого-то - невыплаченный кредит или ипотека. А кто-то может вдруг остаться единственным кормильцем семьи, в которой семеро по лавкам.
Легче пережить кризис, если не дать себе упасть духом. Душа - субстанция эфемерная. Разнообразные страхи терзают её на протяжении всей человеческой жизни. Просто кто-то из нас страдает от страха больше, а кто-то меньше. Вот для тех, кто не подвержен страхам, любой кризис исчерпает себя без особых последствий.
Прежде всего следует помнить, что экономический кризис - не экономическая катастрофа. Не надо путать термины. Кризис - это этап в течении болезни, после которого пациент либо идёт на поправку, либо в другую сторону. Кризис - как далёкая вершина скалы, за которой лежит либо пропасть, либо равнина, и не узнаешь, что именно, пока не достигнешь точки обзора. Кризис - острие. Кризис - грань. Поворот - кризис, момент выбора - кризис. Не надо бояться этого слова, не надо шарахаться от него, как от чумы. Пусть с кризисом разбирается власть, это её дело. Максимум, что можем сделать мы, - не создавать панику в магазинах, не подгонять инфляцию, которая и так несётся вприпрыжку.
Общеизвестно, что верующий человек легче справляется с жизненными неурядицами, чем неверующий. Это не значит, что нас, православных, кризис совсем не волнует, но нам всё-таки проще. С нами Бог. И мы это знаем.
С нашей, христианской, точки зрения, мировой экономический кризис может стать для людей благом, тем самым долгожданным моментом, с которого начнётся наше общее исцеление. Именно об этом мы и решили поговорить со священником Ярополком Призюком, директором Пермского паломнического центра «Пермь Великая».
- Благословите, батюшка. Что Вы думаете о нашумевшем экономическом кризисе, чем он для нас опасен?
- Давайте сначала разберёмся в сути явления, с которым мы столкнулись. В словаре Ожегова сказано так: «Кризис - острый, крутой перелом». И действительно, размеренный ход человеческой жизни, такой, казалось бы, правильной, упорядоченной, распланированной на двадцать лет вперёд, вдруг даёт трещину. Трещина эта сперва незаметна, но она становится всё шире и шире, и человек вдруг обнаруживает, что не может дальше жить по привычному сценарию. Такое осознание всегда болезненно. Только что впереди был открытый горизонт и виднелась прямая, хорошо знакомая дорога, как вдруг всё заволокло густым туманом.
Оказавшись в такой ситуации, человек вынужден остановиться. Хочет он того или нет, а жить по-старому теперь невозможно. И встаёт естественный, неизбежный вопрос: как жить дальше?
В любой религии момент «кризиса мировоззрения» рассматривается как самый важный, ключевой момент земного бытия человека. Остановившись и задумавшись, мы впервые рассматриваем нашу жизнь как целостный, незыблемый в своей внутренней логике, многоуровневый процесс. Буддисты называют это особенное состояние «сатори», что значит - «просветление»; не испытав его, человек проживает жизнь зря и утрачивает возможность перейти на новый этап развития. Важность просветления по христианским догмам ничуть не менее важна. Исключая идею реинкарнации, Православие признаёт, что бытие души не оканчивается смертью тела, но от существования в материальном теле зависит будущее состояние души. К просветлению человека могут подтолкнуть и некие внутренние причины, но это случается крайне редко. Внешние факторы действуют более агрессивно и не позволяют ему избежать ситуации. Он оказывается перед выбором - хочет он того или нет.
- Значит, экономический кризис влечёт за собой кризис мировоззрения? Что же делать человеку, оказавшемуся перед выбором?
- Прежде всего нельзя бояться. Страх парализует мышление. Решение, принятое в состоянии стресса, редко оказывается полезным и правильным. Сосредоточившись и успокоившись, человек должен понять, что для него является выходом из кризисной ситуации, какими силами он сможет обезопасить себя и своих близких.
Тот, кто верит только в силу богатства, - сломается первым. Верующий в человеческое всесилие - вторым. И лишь тот, кто признает над собой мудрую власть Бога, сломаться не может. Не деньги, не хрупкое человеческое здоровье, а вера, надежда могут дать истинную силу и волю к жизни. Сильнее веры на земле ничего нет.
Но истинная вера - редкое явление. Даже тот, кто искренне называет себя православным, может позволить ситуации взять верх над собой, а это очень и очень опасно. Ведь вера в Бога - это не только вера в Его существование, это прежде всего доверие Богу, то есть сознание того, что все испытания, посланные нам свыше, никак не могут нам навредить. Они посланы нам для спасения.
Ну, к чему может привести страх? Десять лет назад многие из нас испытали тлетворное воздействие страха, когда российская экономика дала серьёзнейший сбой, приведший к обесценению национальной валюты. Многие тогда хватались за головы, а некоторые, впадая в грех уныния, брались и за оружие, истребляя себя, оставляя сиротами детей. Царил всеобщий хаос, ситуация казалась безвыходной. Но кризис всё же закончился. Ситуация стабилизировалась. Люди перестали бояться и начали жить дальше, будто ничего и не было. И только тех немногих, которые позволили страху завладеть собой, уже никто и никогда не вернёт...
Но вы удивитесь, если узнаете, сколько людей нашли свою дорогу к Богу именно тогда, именно в то тяжёлое время.
Кризис выявляет, насколько мы привязаны к материальным ценностям и насколько мы далеки от мира духовного. Говоря так, я всегда вспоминаю святого Василия Великого, вселенского учителя, который в ответ на угрозы правителя, ослеплённого арианской ересью, смиренно отвечал: «Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Полагаю, что тебе не нужны эти ветхие мои одежды и несколько книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. Лучше же сказать: везде место Божие, где и буду пресельником и пришельцем (Псал. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Смерть же для меня - благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».
- Но позвольте, а как же быть человеку, у которого, кроме книг и необходимой одежды, есть ещё престарелые родители, жена и дети?
- Видите ли, человеческие страхи перед всякими грядущими ЧП в любом случае оказываются сильно преувеличенными. Всё-таки при современном уровне развития общества умереть от голода человеку не дадут: есть социальные службы, есть пособия по безработице, детские пособия и пенсии тоже никто не отменит. Поэтому человек, поражённый внезапно нахлынувшим ужасом - «я потерял работу, теперь мы все погибнем!», - сам себя запугивает. Если как следует разобраться, окажется, что не так уж всё и плохо. Что касается выплаты кредитов, то и в этом случае человек не останется с проблемой один на один, государство уже предприняло необходимые меры. Стремление же только к материальному никогда не приводило человека к добру. Вспомним слова апостола Павла: «Како убо опасно ходите!» В любом случае нельзя впадать в панику и совершать опрометчивые поступки, ибо никакие деньги не стоят загубленной жизни. Тому, кто доверяет Богу, бояться нечего.
- Батюшка, а как, по-Вашему, кризис может сказаться на жизни самой Церкви?
- Вряд ли влияние экономического кризиса на институт Церкви будет настолько серьёзным, чтобы это можно было считать проблемой. В конце концов, за историю своего существования Церковь Христова претерпела множество гонений, годы и годы страшных испытаний, но при этом не утратила целостности, истинности своих основ. Это доказывает, что Господь охраняет тех, кто следует по Его пути. Церковь влияет на общество, общество - на Церковь, но суть Церкви не может быть повреждена.
- Как, по-Вашему, священнослужители могут помочь людям в сложившихся условиях?
- Конечно, Церковь ни в коем случае не должна оставаться в стороне. Именно сейчас как никогда люди готовы внимать слову Божию. То, что ещё несколько месяцев назад казалось им пустым звуком, или некоей отвлеченной моралью, или красивым суеверием, в кризисной ситуации становится понятным и близким. Люди осознают, что слово Божие обращено именно к ним, запутавшимся, беспомощным, растерянным, уязвимым. Вера - это маяк в густом тумане, свет в окне, путь через бездну. Вспомним слова Господа нашего: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф, 11, 28). В самых тяжелых ситуациях люди идут к Богу, идут в Церковь.
- Батюшка, если я вас правильно поняла, кризис - это ещё не крах, а для кого-то он может стать даже благом, привести к спасению?
- Абсолютно в этом убеждён. Кризис материальных ценностей обнажил всю неприглядность кризиса духовного, который в человеческом обществе продолжается уже давно. Человечество пошло не по тому пути, и мировой кризис послан нам не зря, люди должны одуматься, остановиться на краю пропасти, подумать о душах своих. Многие сейчас застыли на перепутье, и наш долг - помочь им выбрать верную дорогу. Не дорогу страха и отчаяния, а путь к духовному исцелению. Настало время прозреть.
Беседовала Екатерина Любомирская