Начало:
http://h.ua/story/97285/
Народы, как и отдельные люди, заходят в своих требованиях слишком далеко и посягают на что-либо до тех пор, пока не встречают отпора. Система сил пребывает в равновесии, пока действие равно противодействию. Когда противодействия нет, равновесие невозможно. А.Моруа
Рюрик.
http://www.mystic-chel.ru/~ancient-russia/rurik.htm
Политическая власть правителям достается по-разному. Некоторым властелинам просто везет. Они получили эту власть из рук в руки. Но жаль, что получилось это не через голову, как это было с князем Игорем. Не сумел он достойно распорядиться этой властью.
ИГОРЬ (Ингорь) РЮРИКОВИЧ СТАРЫЙ родился в 875г (точная дата рождения не известна) в семье новгородского князя Рюрика. ( Рюрик - князь Новгородский, правил с 862 по 879 гг.)
Во время внутренних усобиц, старейшины славян, веси, кривичей и чуди пригласили варяга Рюрика в Новгород для наведения порядка.(Варяги обозначены как жители всего побережья Балтики).
Сверкала железная воля
В очах ослепительно-синих.
Так Русь, открыватель и воин
Ступил в березняк и осинник.
А. Широпаев "Русь"
Мать Игоря - Ефанда, дочь норвежского короля. Перед своей смертью, Рюрик, передал власть и малолетнего сына Игоря своему верному соратнику Вещему Олегу. Прозвище "вещий" – Олег получил из за его склонности к волхвованию. Князь Олег, как предводитель дружины выполнял еще и функции жреца, волхва, кудесника, чародея. В некоторых летописях встречаются сведения, что Олег приходился родным братом княгини Ефанды. Князь Олег прославился благоразумием и любовью к своим поданным. Но он был прирожденным воином и не мог усидеть дома, занимаясь только воспитанием малолетнего Игоря. Лавры завоевательных походов, явно не давали ему покоя.
фото Carsten
В 882 году он отправился на юг. По пути он захватил Смоленск и Любеч. По Днепру Олег спустился к Киеву. На своем пути он видел прекрасные места. Лесные дубовые леса с сосной, буком, пихтой чередовались с раздольными степями и пашнями. Быть может, тогда его посетила мысль, навсегда поселиться среди чудесного края. Днепр, с чистой и приятной на вкус водой, изобиловал рыбой, в лесах бродили олени, медведи.. Над берегами склонились плакучие ивы. Бархатные ковры цветущих лугов радовали глаз, песни птиц услаждали слух.Обманным путем, Олег выманил из города киевских князей Аскольда и Дира, убил их и захватил власть. Олегу Нестор-летописец приписывает ему известное высказывание:
- Да будет Киев матерью городов русских!
Объединив Южную и Северную Русь, Олег укрепил авторитет политической власти Киева. Он правил 33 года и оставил после себя великую страну. Русь простиралась на многие километры от Ладоги по Переяслвля, от Ростова до Полоцка. В Руси жили славяне и другие народы: мурома, мордва, чудь, печёра, литва, пермь, ливонцы меря, весь, черемисы, ямь, зимигола, нарова, корсь…..
История признает, что никто в России не может сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее могущество. Олег не только наводил страх на своих врагов, он был еще любим своими подданными. После его смерти воины оплакивали в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. Но и великие дела и польза государственная не извиняют властолюбия Олегова.
Кровь Аскольда и Дира осталась пятном его славы.
Не надо обманчивых грез,
Не надо красивых утопий;
Но Рок поднимает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?
Случайные гости? Орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Все губит в бессмысленной злобе?
Иль мы – тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита?
В. Я. Брюсов "Старый вопрос".
http://www.emc.komi.com/02/09/014.htm
Приученный из детства к повиновению, Игорь не требовал своего права на власть от честолюбивого, храброго Правителя Олега. Можно допустить, что Игорь не только не страдал излишним тщеславием, но и понимал, что как государственный деятель Олег во многом его превосходит. Только после его смерти Игорь стал правителем Киевской Руси. (Игорь - князь Киевский, годы правления 912 - 945.)
Он был одним из первых князей, о ком сохранились свидетельства не только в русских летописях, но и в работах иностранцев: (Георгий Мних, Кедрин, Лев Диакон, Симеон Логовет, епископ Лиутпранд Лев Грамматик, Зонара ). Это был приземистый, коренастый и невероятно широкий в плечах воин. Игорь был язычником, но позволял новообращенным своим поданным славить торжественно Бога Христианского. Олег нашел своему воспитаннику жену. Согласно Повести временных лет, в 903 г. девушку выдали замуж за князя Игоря по расчету, ведь она была из знатного северного рода Гостомысла. Она родилась в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова, и носила имя Прекраса. Возможно, что имя Ольга, она приняла в знак уважения к Олегу, заменившему Игорю отца. Другие предания говорят, что Ольга приходится дочерью Князю Олегу. Но в одном все летописи единодушны, что княгиня Ольга была необыкновенно умна и красива.
А есть и более красивые легенды о знакомстве князя Игоря и Ольги.
Давным-давно недалеко от нынешнего Пскова, на берегу реки Великой, среди дремучих лесов раскинулась небольшая русская деревенька Выбуты (Лыбуты). Народ держал скот, пахал землю, выращивал лен, занимался рыболовством и охотой, собирал ягоды и грибы. Работа начиналась с первыми лучами солнца, а заканчивалась, когда уже было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для всех радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Молодежь водили хороводы... пели песни. В одной бедной семье жила девушка, по имени Ольга.
Уродилася я,
Что в поле былинка.
Разнесчастная я,
Божия кровинка.
Была она дивной красоты, с добрым сердцем, умная и гордая. Чтобы заработать себе на приданное, она занималась перевозом через реку. Река возле деревни бежала среди каменистых крутых берегов. Она сердито шумела, бурлила, пенилась. Но сильная и смелая Ольга ловко управлялась с веслом. Однажды к берегу подошел молодой, пригожий витязь, и учтиво попросил Ольгу перевезти его на другой берег, где он собирался поохотиться. Он начал помогать девушке, управиться с лодкой, а сам не мог отвести взора от красавицы. На прощание он спросил:
- Как величать-то тебя, красна девица, чья ты, с каких краев?
Девушка, покраснела от смущения, как маков цвет, ответила. Вдруг, витязь снял со своего пальца перстень с ярким самоцветом и преподнес девушке. На прощанье он молвил:
- Жди, меня любезная девица, я обязательно за тобой вернусь.
Долго Ольга смотрела вслед всаднику. Он умчался и забрал с собой ее покой и сердце. А затем было словно в сказке о Золушке. В затерянную, среди лесов и болот, деревушку приехал старый князь Олег со сватами. В 903 году девушка была привезена в Киев и выдана замуж за молодого князя Игоря Рюриковича.
old.eparhia-saratov.ru/.../05np/07/0724.html
Игорь Рюрикович мало занимался государственными делами. Он считал, что лишь боевые походы, охота, и пиры достойны его внимания. Державой фактически правила его жена Ольга.( Ольга - княгиня Киевская, годы правления 945 – 957) Ольга заслужила звание <мудрейшей из людей>. Она одна из первых на Руси приняла христианство и крестилась в Константинополе. Княгиня Ольга умерла в 969 году в глубокой старости. Православная русская церковь причислила ее к лику святых, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой княгини Ольги отмечают 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь
Многие источники отмечают мужество и храбрость великого князя. В его правление (в 913 г) были совершены два военных похода на прикаспийские страны. Владения киевского князя уже простирались до Кавказа и Таврических гор. В 940 Киеву покорились уличи. Удачливый воитель покорил древлян, народы между Днестром и Дунаем. Но историки отмечают алчность и жадность Игоря. Он обложил неподьемной данью народы покоренных государств. Это и сыграло роковую роль в судьбе великого князя Игоря Рюриковича. Летописи рассказывают:
Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К.В. Лебедев
-И пошел князь к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую; и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же он шел назад, поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще".
Но древляне, собравшись на своей думе, в городе Искоростене, выносят смертный приговор государю державы:
-Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит.
Осенью 945 года древлянский князь Мал поднял город Искоростень против князя Игоря. Дружина киевская была разбита, а князь Игорь Рюрикович взят в плен:
- Мы смогли преклониться пред тобою, почитая величие и превосходство твоё. Но коль ты потураешь достоинство наше, то мы можем и распрямиться, да так, что ты и частей своих не соберёшь!
В урочище Завышень его привязали за ноги к двум нагнутым молодым березкам, а когда ветви отпустили, князь был разорван надвое. Место гибели князя Игоря - это окрестности села Беловеж в Рокитновском районе Ривненской области. Здесь до сих пор в народной памяти хранятся названия урочищ: Игорев брод, Завышень, Тризна. Но похоронен князь был не на месте казни. Его похоронили около теперешнего хутора Игоревка в 7–8 километрах от города Коростеня.
http://uargument.com.ua/index.php?id=3870&show=news&newsid=13602
Не стоит слепо верить древним летописям. Авторы, ведь не очевидцы всех событий, а только отображают басни, народные сказки, русский фольклор…. Поэтому нельзя смерть Игоря Рюриковича относить к банальной причине - алчности дружинников и к старческому сумасбродству государя. Летописцы и историки затушевывают, отрицают военную победу древлянского князя Мала над князем Игорем. Князь Игорь приговорен к смерти не просто за превышение размера дани, или намерение взять ее вторично. Он наказан за принципиальное неверное понимание власти, за самовластие. Согласно древлянской конституционной теории князь должен обращаться с народом как пастух, а не как волк. Иными словами, заботиться о своих подданных, править на благо народа. На Древлянской земле, в языческую эпоху четко вырисовывается политическая зрелая теория. Эта теория не была ранее никем оценена по достоинству. Во-первых, ее считали вздором дуралеев, (древлян летопись изображает дремучими, темными лесовиками, непроходимыми простофилями) доведенных жадностью Игоря до отчаяния. Во-вторых, Христианство не могло допустить мысль о возможности той же теории в языческой "упаковке", а не в библейской оболочке.
Князь Мал фото Андрей Питалев
Только спустя столетия она зазвучит на христианском Западе: народ ли создан для монархов или, напротив, монархи должны править на благо народа? Наличие подобной политической теории говорит о высокой зрелости политической мысли Древлянской земли в языческую эпоху. Поэтому Древлянское восстание - событие совершенно иного ряда. Здесь скрыты более основательные мотивы, говорящие о действительном характере и размахе событий. Это было не соперничество двух славянских земель, а противоборство Древлянского дома под предводительством князя Мала и Варяжской пришлой династии с Игорем Рюриковичем, так сказать современным языком, борьба за национальную независимость. А разве это не актуально сейчас?
Недавно издан новый роман автора - Василия Седугина - "Князь Игорь" . Краткое содержание:
Великий князь Киевский, покоритель древлян и угличей, победитель печенегов, гроза Царьграда и Каспия, - князь Игорь всю жизнь был глубоко несчастным человеком, который до седых волос так и не смог забыть свою первую любовь. Еще в юности он полюбил Елицу, невесту древлянского князя Мала, но жениться вынужден был на другой. И вот на склоне лет Игорь решает посетить места, где когда-то встречался с любимой. Здесь, на древлянской земле, его подстерегает князь Мал, не простивший былой обиды... Этот пронзительный роман опровергает все прежние представления о князе Игоре. Еще в школе нас учили, что он якобы погиб из-за собственной жадности - мол, древляне убили его за попытку дважды собрать с них дань. На самом деле подлинная история князя Игоря - не о грабеже и алчности, а о великой любви...
Интересно будет прочитать и о храбром, гордом князе Мале, его потомках, в книге «По следам Добрыни».
В ней мы узнаем, что Мал является отцом Добрыни и дедом князя Владимира Великого, крестителя Руси, известного под именем «Красно солнышко». Узнаем мы, что государственность на территории Украины начиналась не с Рюрика, а значительно ранее.
А где государственность, там власть, политика, там и всякие ее рокировки.
Использованы материалы:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
« История России » Правители земли русской.
Карамзин Н.М. История государства Российского Глава VI. КНЯЗЬ ИГОРЬ. Г. 912-945
Соловьев Сергей Михайлович - История России с древнейших времен Том 1 глава 5
Ломоносов М.В. Древняя российская история. Глава 3. О КНЯЖЕНИИ ИГОРЕВЕ
В. Н. Татищев. «История Российская».
в "Повести временных лет"
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.
Сахаров А.Н. "Мы от рода русского..."
Анатолий Герасимчук http://uargument.com.ua/index.php?id=3870&show=news&newsid=13602