Яков Чернихов - русский мальчик |
Все страны граничат друг с другом, одна Россия граничит с Богом.
Райнер Мария Рильке
Яков Чернихов, для современного архитектурного мирового сообщества - герой совершенно культовый. Футуристическая поэтика его архитектурно-графических фантазий повлияла на художественное восприятие современных зодчих примерно так же, как, наверно, "Улисс" Джойса на современную литературу. Знаменитые деконструктивисты 80-90-х годов - Питер Эйзенманн, Бернар Чуми, Рем Коолхас, Заха Хадид, экстремисты из "Кооп Химельблау" прямо заявляли, что термин деконструктивизм есть не просто заимствование из философии Жака Деррида, но и прямая отсылка к русскому конструктивизму 20-х годов ХХ века. А любовь к графике Чернихова - ну это просто общее место. Естественно, ведь Чернихов - гений. Даже при поверхностном знакомстве с его творчеством возникает ощущение причастности к чему-то мощному, значительному, светлому, как будущее Ивана Ефремова. Коммунарские грёзы, как они есть. Порыв, страсть, поэзия облечённые в образы машинерии. Я, конечно, не стану излагать композиционный анализ графики Чернихова, слишком это будет специально, скажу лишь вот о чём:
Перечитывая ранних Стругацких, цикл про Быкова, Дауге и Юрковского, я обратил внимание на следующую интересную вещь. Весь их мир проникнут восторженным отношением к технике. Это понятно. Но однако, при всём их техническом совершенстве (которое, кстати, даже по прошествии десятков лет со дня написания не вызывает ощущение наивизма и устарелости) у них... постоянно всё ломается. Выходит из строя. Они всё это дело врукопашную паяют, сваривают, латают, а потом на этих своих консервных банках летят дальше. Покорять дальний космос. Очень странный у них постав, я бы сказал. Мало общего с лязгающей эстетикой классического постава - Третьего Рейха, и уж тем более лощённого американизма. У наших всё человечно, расхлюстано и "на жиульку". Думаю, это не случайно. Русский постав другой, чем на закатном Западе. У нас его распирает от русской земной мощи. Скрепы красиво лопаются и наружу прут рождающийся Мир Полдня и тайна русскости, воспетая Хайдеггером. В нашей коммунарской эстетической мечте всё буйно, но при этом братски, там есть места, там всё из зазоров, как в Диком Поле, в Великой степи. Западный авангард превосходен, но есть ли там такая же свобода, раскованность и яркость как в русском коструктивизме? Как у Якова Чернихова.
Ссылки:
http://www.stroi.ru/newspaper/2001/50_2001/50_10.asp
http://www.acdjournal.ru/2008-2/205/p.html
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Димитрий_Будилин
Да конечно гениальный, как и всё у Рильке. Забирай.Исходное сообщение InfringerТочно.
Я ничего не понимаю в архитектуре - но я полностью с тобой согласен.
И это не национализм - это реальность.
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |