-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в want_to_know

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2006
Записей: 306
Комментариев: 16
Написано: 312

want to know





Благотворительный фонд помощи детям-сиротам 'Большая семья'

КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:30 + в цитатник
Имя Аггей значит “праздник Ягве”. Это первый из пророков после Вавилонского плена. Иудея тогда находилась под властью персидских царей, которые завоевали Вавилон. Евреи, вернувшиеся из плена, восстанавливали Иерусалим и храм. Но трудности строительства были велики. Соседняя Самария завидовала и сопротивлялась отстройке города, и иудеи стали унывать, остановив работу. Вера угасла. Тогда Господь призвал двух пророков — Аггея и Захарию, которые поддержали дух народа, и строительство возобновилось. Речи Аггея к начальникам народа иудейского были сказаны в течение двух месяцев, с августа по сентябрь 520 года до Рождества Христова. Пророк Аггей дожил до освящения восстановленного храма.

Предсказание Аггея о том, что слава восстановленного храма будет больше прежнего и что его стены увидят пришествие Спасителя, сбылось, когда в него вошел Христос.

КНИГА ПРОРОКА СОФОНИИ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:30 + в цитатник
Пророк Софония был человеком знатного рода, правнуком царя Езекии. Он проповедовал в царствование Иосии, царя Иудейского (640—609 гг. до Р.Х.). Софония жил в одну эпоху с пророком Иеремией. Время было мрачным.

Два царя, правившие до этого, Манассия и Аммон, ввели в Иудее языческие обычаи и верования. Манассия гнал обличавших его пророков, убивал их. Сорок лет молчали пророки. И Софония стал первым, кто начал обличать нечестие нового царя Иосии. Проповедь его подействовала на молодого царя, и он вернулся к вере отцов. Тогда же началась и проповедь Иеремии, а Софония, сделав свое дело, умолк. Но возрождение в Иудее уже началось.

Книгу пророка Софонии можно разделить на четыре части, состоящие из его проповедей и гимнов. В первой говорится о дне Господнем, во второй собраны пророчества против языческих народов, третья составляет пророчества против Иерусалима, в четвертой говорится об обещаниях Божиих Своему народу.

Пророк Софония учит, что в исторических событиях действует воля Божия, что над Израилем и над всеми народами земли произойдет суд Всевышнего, что после дней гнева Господь явится Своим избранным и будет жить вместе с ними в царстве света и радости.

КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:30 + в цитатник
О жизни пророка Аввакума почти ничего неизвестно. Возможно, он был левитом или певцом при храме. Предполагают также, что Аввакум жил во времена благочестивого царя Израильского Иосии, который умер в 609 году.

Иудея лежала между двумя великими государствами — Вавилоном и Египтом, которые в то время боролись между собой за власть. Иудея не могла сражаться ни с одним из них. Пророк Аввакум знает, что земные победители сами будут побеждены Богом.

Пророк спрашивает Бога о том, почему страдают невинные люди, откуда берется зло и получает от Него таинственный ответ: “Праведный верою жив будет”. Он напоминает, что Господь не оставляет праведника даже в его страданиях.

Книга пророка Аввакума состоит из трех частей: первая — это разговор пророка с Богом, вторая — размышления о судьбе жестоких врагов, третья — песнь о пришествии Господа, выражение веры пророка.

КНИГА ПРОРОКА НАУМА

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:29 + в цитатник
Наум по-еврейски — “утешитель”. Пророк родился в Галилее, в городе Елкоше, жил во время правления благочестивого царя Иосии. События, которые он описывает, происходили в конце VII века до Рождества Христова. В эти годы Ассирия — гроза всего Востока — слабела на глазах. Она завоевала Сирию, Палестину, Египет, Вавилон, опустошила их, разграбила и угнала в плен множество жителей. Все испытывали к ней ненависть, и когда в 612 году вавилоняне и мидяне захватили столицу Ассирии город Ниневию, это вызвало только радость соседних стран. Гибель Ниневии описывает книга пророка Наума.

В книге пророка Ионы рассказывается о том, как этот город раскаялся в грехах, и Бог его пощадил, но раскаяние было недолгим, и вот гнев Божий вновь обрушился на его жителей. Пророчество о Ниневии состоит из четырех частей: первая — явление Бога Судии, вторая содержит благословения и угрозы, третья описывает падение Ниневии, четвертая говорит о причинах этого падения. Книга пророка Наума — настоящая поэма, написанная красочным, сочным языком. Наума можно считать одним из великих поэтов Израиля. Некоторые толкователи считают, что Наум пел свое сказание во время богослужения в храме.

В словах книги выражается вера Ветхозаветной Церкви в то, что Бог правит историей и что все события происходят по Его воле.

КНИГА ПРОРОКА МИХЕЯ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:29 + в цитатник
Имя Михей переводится с еврейского “кто как Бог?”. Пророк жил в Иудее в царствование царей Иофама, Ахаза и Езекии. Происходил из города Морасфа в юго-западной части Иудеи, пророчествовал перед падением Израильского царства. Как и пророк Амос, Михей был из крестьянского рода.

Предсказания Михея похожи на пророчества Исайи, жившего в одно время с ним. Книга пророка Михея состоит из трех частей: в первой он обличает грехи народа, во второй утешает его, в третьей говорит о суде и спасении. Михей предрек падение Иерусалима. Пророк предсказал рождение Спасителя в Вифлееме, потому отрывок из его книги читают в Церкви на Рождество Христово.

Содержание книги пророка Михея. Три пророческие речи. За развращенность народа Бог допускает врагам разрушить Иерусалим. Спасение из Вавилонского плена. Грядущий спаситель из Вифлеема. Рассуждение о неблагодарности

КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:28 + в цитатник
Имя Иона по-еврейски означает “голубь”. Иона был сыном Амафии из Гафхефера, жил в одно время с пророками Амосом и Осией. Известным стал при царе Иеровоаме II, которому предсказал восстановление его царства. В отличие от Амоса и Осии Иона был “царским” пророком. Через него Господь показывает гордому своим избранием Израилю, что милосердие Его распространяется на все народы, что Он не хочет гибели ни одного человека.

Книга передает переживания пророка Ионы, который был послан Богом в столицу Ассирии город Ниневию, чтобы призвать ее грешных жителей к покаянию.

Историю Ионы, проведшего три ночи внутри огромной рыбы и потом чудесным образом спасенного, напомнил ученикам Спаситель, когда говорил о Своем трехдневном пребывании во гробе перед Воскресением. Первые христиане часто изображали историю Ионы на стенах катакомб, потому что она напоминала им о страданиях, смерти и Воскресении Христовом.

КНИГА ПРОРОКА АВДИЯ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:28 + в цитатник
Имя Авдий означает “служитель Ягве”. Об этом пророке мы ничего не знаем. Его книга — самая короткая из пророческих книг, в ней всего 21 стих. Авдий обличает Едом, страну, которая состояла в союзе с иудеями, а потом предала их. Пророк предсказывает, что Едом будет уничтожен. Авдий предвидит “день Господень”, грозный для всех народов, когда Едому будет воздано по делам его.

Едом, или Идумея, занимала узкую гористую полосу между Мертвым и Красным морями. Сегодня эта страна превратилась в пустыню. В иудейской литературе позднего времени слово “Едом” означает врагов Божиих вообще.

КНИГА ПРОРОКА АМОСА

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:28 + в цитатник
Амос был первым по времени известным нам пророком-писателем. Иудей из города Фекоя, пастух и собиратель смокв, Амос пророчествовал приблизительно с 780 по 740 год до Рождества Христова. Житель маленького городка недалеко от иудейской пустыни, Амос неожиданно для себя услышал голос Божий, приказывающий ему идти в Северное Израильское царство и проповедовать скорый суд Божий. Когда он проповедовал в Вефиле у царского храма, незаконно построенного царем Иеровоамом II, местный священник изгнал его. После этого пророк не стал говорить при народе, а записывал свои речи.

Книга Амоса — это ряд небольших пророческих текстов. В них он учит о едином Боге как Творце Вселенной, говорит о том, что обряды и жертвы не могут заменить добрых дел, обличает грехи народа. Амос утверждает, что все народы равны перед Богом, но избранность Израиля увеличивает его ответственность перед Господом. Есть у Амоса и описание “дня Божия”, суда Его, великого и страшного.

Содержание книги пророка Амоса. Угрозы наказания соседним народам. Угроза Иудее. Три обличительные речи к Израилю с призывом к покаянию. Угрозы изнеженным богачам и гордецам. Видения о судьбе Израильского царства, предупреждения об опасности. Пророчества о соединении всего Израиля и о восстановлении дома Давидова.

КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:27 + в цитатник
Имя Иоиль означает “Ягве есть Бог”. О его жизни известно, что он пророчествовал в Иудее при царе Иораме, приблизительно с 840 по 820 год до Рождества Христова.

Иоиль выступил с проповедью в то время, когда Иудея была опустошена саранчой после долгой засухи. В этих бедствиях пророк видит наказание Божие и предсказывает последний Страшный суд над всеми народами.

Иоиль пророчествовал о схождении Святого Духа на людей Его. Но Иоиль — и проповедник покаяния, поэтому его призывы к посту и молитве читаются в Церкви во время Великого поста.

Содержание книги пророка Иоиля. Бедствия народа — это Божий суд над ним. Обещания Божии для настоящего и для будущего. Будущий день Господень и Страшный суд. Благословения для народа, когда Господь будет обитать в Сионе.

КНИГА ПРОРОКА ОСИИ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:27 + в цитатник
Это первая книга из сборника, называемого в еврейской Библии “Двенадцать”, потому что состоит из двенадцати книг. У нас они называются “малыми пророками”, но не по своему значению, а потому, что эти книги небольшие по объему.

Пророк Осия (от еврейского слова “спасать”) — последний великий пророк Северного Израильского царства — жил в одно время с пророком Амосом. Проповедовал во времена царя Иеровоама II и его преемников.

В государстве происходили бурные перемены. Израиль переживал нашествие Ассирии, пытался заключить союз с Египтом, боролся с внутренними врагами. Несколько раз происходили дворцовые перевороты. Религиозная жизнь была в упадке, процветали идолопоклонство, суеверия. В стране не было сильной власти.

О жизни самого Осии известно мало. Некоторые думают, что он был священником. Брак его был неудачен, жена была ему неверна. Он использовал этот свой печальный опыт в одной из притч, в которой сравнивал Израиль с неверной женой, оставившей Бога.

Через все речи пророка Осии проходит сравнение между судом и обещанным Богом помилованием.

Содержание книги пророка Осии. Вероломство Израиля и безграничная любовь Бога к нему. Господь обличает народ, двор царя, священников. Приговор за преступление — ассирийский плен. Обещание помилования и благословения Божия, если народ возвратится к вере отцов и раскается.

КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:27 + в цитатник
Это историческая и одновременно пророческая книга. Иногда ее называют ветхозаветным Апокалипсисом, то есть Откровением Божиим о будущем мира, о первом пришествии Христа и о конце человеческой истории. Господь Иисус Христос назвал в Евангелии ее составителем пророка Даниила, хотя сегодня в этом вольные толкователи Библии сомневаются. Большая часть пророчеств Даниила уже сбылась в человеческой истории. Вестник Божий Даниил был послан не только к Израилю. Через него Господь открывал Свою волю и язычникам, среди которых страдал Его народ. Видения Даниила показывают в картинах возникновение, развитие и падение великих империй.

Книгу пророка Даниила можно разделить на две части: в первых главах рассказывается о жизни и испытаниях Даниила и трех его друзей при дворе царей Навуходоносора, Валтасара и Дария. Во второй части описываются видения, посланные Даниилу Богом, — четырех зверей, козла и ягненка, семидесяти седмин, великого видения времени гнева и конца мира.

Даниил и три его друга выходят победителями в жестоких испытаниях — от них требуют не исполнять Закон Божий, поклоняться идолам. Но в результате их гонители сами обращаются к истинному Богу.

Во второй части книга пророка Даниила во многих чертах напоминает Апокалипсис Иоанна Богослова.

Содержание книги пророка Даниила. Главы 1—6 содержат описание жизни пророка. Главы 7—12 — видения пророка. Главы 13—14 — неканонические. Видения пророка о мировых державах и вечном царстве Спасителя. Далее следует молитва Даниила. Откровение о судьбах народа Божия и о возникновении и развитии враждебных Богу государств. Пророчества о последних временах. История Сусанны. Даниил против идола Вила. Даниил во рву со львами.

КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:26 + в цитатник
В отличие от послания Иеремии, книга пророка Иезекииля составляет одно стройное целое. В начале ее пророк рассказывает, как Бог призвал его к пророческому служению. Дальнейшее повествование можно разделить на четыре части: первая содержит упреки и предостережения израильтянам; вторая — пророчества о наказании языческим народам; в третьей пророк утешает свой народ до и после осады, обещая ему лучшее будущее; в четвертой он говорит о политическом и религиозном устройстве Палестины в будущем.

Главная забота священника и пророка Иезекииля — храм, оскверненный нечистыми обрядами. Иезекииль подробно описывает план храма будущего. Пророк — строгий хранитель Закона, ему противно все, что этот Закон нарушает.

В книге описаны четыре видения Иезекииля. В них открывается величественный и таинственный мир — четыре зверя, несущих колесницу Господа, хоровод в храме со множеством зверей и идолов, равнина, усеянная мертвецами, восставшими по слову пророка, будущий храм, как будто начерченный по плану архитектора, с вытекающим из него потоком.

О Спасителе Иезекииль говорит немного. Он называет Его “добрым Пастырем” своего народа.

Сам Иезекииль — сын священника Вузия — был уведен в плен в первое нашествие халдеев на Иерусалим в 598 году до Рождества Христова с царем Иоакимом и другими знатными иудеями. В Вавилонии он постоянно жил в городе Тель-Авиве на реке Ховаре. В пятый год плена был призван Богом продолжить среди изгнанников дело пророка Иеремии, оставшегося в Иерусалиме. Иезекииль обращает свою речь ко всем двенадцати коленам Израиля.

Так возвышенно, как Иеремия, не говорил еще ни один пророк в Израиле: его слова походят на раскаты грома, и разят, как молния. Влияние его на настроения в народе было огромным. С народом произошла большая перемена — из идолопоклонников многие превратились в хранителей Закона, у них появилась надежда на возвращение на родину и восстановление стен Иерусалима и храма.

По широте своей проповеди Иезекииль является пророком не только своего народа, но и всего человечества, недаром Господь многократно обращается к нему “сын человеческий”. Так же будет называть Себя и Спаситель.

Содержание книги пророка Иезекииля. Пророчества о суде Божием над виновным Израилем. Видение славы Божией. Бог посылает пророка к изгнанникам. Пророчества о суде. Пророчества о судьбах семи языческих народов, о помиловании Израиля. Повторное призвание Иезекииля.

Осуждение неверных пастырей и обещание Единого Истинного Пастыря. Обещание возрождения народа Божия. Пророчества против его врагов — Гоги и Магоги.

Видение соединения неба с землей в образе нового храма, очищенной земли и святого города, в котором живет Господь.

КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:26 + в цитатник
Книга пророка Варуха — одна из неканонических книг. Она отсутствует в еврейской Библии. Во введении говорится, что ее написал Варух в Вавилоне после увода народа в плен и послал в Иерусалим, чтобы ее читали на богослужебных собраниях. В книге содержится молитва, исповедование грехов, затем следует стихотворение, похожее на творения Премудрых, а также пророческий текст, в котором Иерусалим, как бы живой, обращается к пленникам, а пророк ободряет его.

КНИГА ПЛАЧ ИЕРЕМИИ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:26 + в цитатник
Эта небольшая книга помещена в третьей части еврейской Библии, в греческой и латинской Библии она озаглавлена так же, как и в русской — Плач Иеремии. По преданию, ее написал сам Иеремия, но современные толкователи считают, что у нее другой автор, обладающий ‘большим поэтическим даром. Иеремия писал проще.

Книга сложна по форме. Она состоит из четырех алфавитных стихотворений, а пятое, заключительное, содержит двадцать два стиха, по числу букв в еврейском алфавите.

Первое, второе и четвертое стихотворение — это погребальные плачи, третье выражает личное горе, пятое — передает общую скорбь. Написаны они были в Палестине после разрушения Иерусалима в 587 году до Рождества Христова и, скорее всего, исполнялись на богослужениях, которые продолжали совершаться на месте разрушенного храма. Автор описывает горестное состояние города и его жителей, но в плаче слышится непоколебимая надежда на Бога и раскаяние в грехах.

ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ. В латинской Библии оно составляет отдельную книгу, в греческой присоединено к книге пророка Варуха как шестая глава с особым заголовком. Книга представляет собой рассуждение против поклонения идолам.

КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:25 + в цитатник
Пророк Иеремия жил приблизительно через сто лет после пророка Исайи — во второй половине VII века до Рождества Христова. Родился он в семье священника недалеко от Иерусалима. Мы знаем о жизни Иеремии больше, чем о жизни других пророков, потому что в самой книге много биографических мест. Призывание Иеремии Богом произошло в царствование Иосии, в трагическое время, когда приближалось падение Иудейского царства. Благочестивый царь Иосия погиб в 609 году в битве при Мегиддо. Халдейская держава расширялась. Пала Ниневия. В 605 году до Р.Х. Навуходоносор покорил Палестину, но Иудея восстала. Тогда в 597 году Навуходоносор взял Иерусалим, сжег храм, увел в плен жителей города. Второе восстание иудеев было подавлено в 587 году.

Иеремия обличал правителей, предсказывал им надвигающиеся беды, но его не слушали. Пророка преследовали, сажали в тюрьму. После разорения Иерусалима Иеремия остался в стране при правителе Годолии, но когда и тот был убит, оставшиеся иудеи бежали в Египет. С ними был и Иеремия.

Пророк с нежной и любящей душой, Иеремия горевал, что предсказывать ему приходилось бедствия. Он желал мира, но вынужден был бороться против царей, священников, лжепророков, против своего народа. Но благодаря этим страданиям душа его очищалась и приближалась к Богу. По духу пророк Иеремия близок к пророку Осии. Отношение к Закону Божиему делает его книгу похожей на Второзаконие, поэтому Иеремия с радостью принял стремление царя Иосии устроить жизнь государства согласно заповедям Второзакония. Однако он был огорчен, что преобразования царя мало повлияли на религиозную жизнь народа, да и отношения в обществе не стали лучше.

Иеремия любил свой народ, он видел опасность для него со стороны Вавилона, предупреждал о ней и огорчался за своих братьев, забывших Бога. Проповедь Иеремии не доходила до сердец большинства, тем не менее среди ушедших в изгнание все же были люди, которые поверили пророку. Хотя их было немного, они заметно повлияли впоследствии на историю иудеев — народ больше никогда не возвращался к идолопоклонству.

В одно время с Иеремией жили пророки Софония, Аввакум и Урия, убитый по приказанию царя Иоакима. Все три пророка по духу были близки Исайи и Иеремии.

По церковному преданию, Иеремия окончил свою жизнь мученически — его побили камнями.

Содержание книги пророка Иеремии. Призвание Иеремии на служение. Обличительные речи иудейскому народу и предсказание о будущем Спасителе. Пророчества о возвращении из Вавилона. Историческое приложение.

Обличительные пророчества народам: Египту, филистимлянам, Моаву, Аммону, Едому и другим.

Приложение: краткая история разрушения Иерусалима, помилование иудейского царя Иоакима, ослепление и пожизненное заточение царя Седекии.

Книгу можно разделить на четыре большие части: первая содержит грозные пророчества Иудее и Иерусалиму; вторая — пророчества против языческих народов; третья, где собраны материалы большей частью из биографии Иеремии, более оптимистическая по духу, чем первые две части; наконец, в четвертой части продолжается биография Иеремии, описываются его страдания во время и после осады Иерусалима. Далее пророчества против языческих народов продолжаются почти до конца книги.

КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:25 + в цитатник
Пророк Исайя родился около 765 года до Рождества Христова. В год смерти царя Осии Господь избрал его Своим пророком. В первые годы своего служения Исайя обличает нравственную распущенность народа царства Иудейского. Но видя, что его слова не находят понимания, Исайя оставляет государственное служение. Долгое время он молчал, но когда на престол взошел благочестивый царь Езекия, Исайя стал помогать ему в государственных делах. При нападении в 701 году ассирийцев Исайя поддерживает защитников Иерусалима и обещает им помощь Божию. По церковному преданию, Исайя кончил свою жизнь мученически при царе Манассии.

Книга пророка Исайи отличается силой и гармонией образов, совершенством построения. Таких вершин не достиг ни один из библейских писателей. Исайя — пророк веры. Во всех тяжелых испытаниях, переживаемых его народом, он призывает уповать только на Бога. Исайя — величайший пророк, предсказавший будущее царство Спасителя.

Со своей духовной высоты, как со сторожевой башни, он видит будущее Израиля и всего мира, заглядывает туда, где время переходит в вечность.

Содержание книги пророка Исайи. Главы 1—6 — вводные ко всей книге. Глава 6 описывает призывание пророка Богом. В книге содержатся пророчества против других народов за притеснение народа Израиля. Суд над этими народами. Исторические события между Ассирийским и Вавилонским владычествами над народом Божиим.

С 40-й главы начинается вторая часть книги, проповедническая, зовущая народ ко спасению. В ней даются образы будущего, начиная с избавления иудеев из вавилонского рабства. Предсказание о Христе. Утешительные обещания о Его делах. Новое небо и новая земля. Молитва пророка о восстановлении Иерусалима. Пророчество о Всемирном суде, радости и торжестве спасенных.

ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:24 + в цитатник
В еврейской Библии следом за книгами ранних пророков (от книги Иисуса Навина до книг Царств), следуют книги поздних пророков. В греческой Библии, порядку которой следует и наша славянская, книги пророков следуют после учительных книг. Условно книги эти разделяются на книги “великих пророков” — Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила — и книги двенадцати “малых пророков” — Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. К этим книгам присоединены также Плач Иеремии, Послание Иеремии, книга Пророка Варуха, не написанные или не сохранившиеся на еврейском языке, а также добавления к книге пророка Даниила, которых также нет в еврейской Библии.

Во всех великих религиях древности были люди, утверждающие, что они говорят от имени Бога. Но только в уста библейских пророков Господь вкладывал Свои слова. Пророк — это вестник или истолкователь божественного слова. Бог избирает его Сам и посылает к народу для вразумления и научения. Иногда Господь является Своему избраннику в видении, иногда во сне, бывает, что в ушах пророка звучит голос Божий. Каждый пророк знает, что слова, которые он произносит, принадлежат не ему, хотя он их и выговаривает. Он уверен, что обязан передать народу то, что говорит ему Бог.

Пророки говорят о настоящем и предсказывают будущее. Вразумляя народ, они подтверждают истинность своих речей предсказаниями, иногда указывают на предсказанное ими и свершившееся событие как на знак того, что слова их истинны. Но предсказания пророков часто относятся к временам будущим, и даже к последним временам. Тогда предсказания остаются таинственными даже для самого пророка, а не только для людей, которые его слушали или читали.

Итак, пророки — это люди, которым Бог открывался непосредственно, лично, которых посылал к народу, чтобы напомнить о Его требованиях и возвратить к Нему заблудших с любовью и послушанием Его святой воли.

Первым и величайшим из пророков был Моисей. Затем в Библии мы встречаем Иисуса Навина, Девору, Самуила, пророка Нафана при царе Давиде, Ахия при Иеровоаме и многих других. Некоторые пророки только упоминаются в Библии, о других нам известно больше. Лучше всех мы знаем пророка Илию и его преемника Елисея.

Чему же учили пророки? Главное содержание их проповеди — это весть о том, что Бог один и кроме Него нет других. Говоря народу, что Бог свят, пророки призывали людей соблюдать Его Закон, чтобы и самим освящаться, и приближаться к Его святости.

Пророки возвещали народу, что настанет время, когда в мир придет Спаситель, который избавит Своих людей от грехов и дарует им Свое царство.

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:23 + в цитатник
КНИГА ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНА
В греческом переводе эта книга называется паремиями, а в латинском — пословицами. Отцы Церкви называли ее премудростью. Основа книги — изречения премудрого царя израильского Соломона, сына Давида, а также мудрецов Агура, Лемуила и других, имя которых не обозначено. От обычных пословиц эти изречения отличаются тем, что они направлены не на материальные, а на духовные предметы и учат богоугодной жизни. Притчи Соломона относятся ко всей жизни человека во всем многообразии. Премудростью в книге называется добродетель, а безумием — всякий грех. Премудрость неотделима от религии, от отношения человека к Богу.

Написание основной части книги относится ко времени царствования Соломона (970—931 годы до Р.Х.). Вторая часть собрана во времена царя Езекии, примерно в 700 году до Р.Х., притчи в ней принадлежат не только Соломону, но и другим мудрецам.

Учение книги Притчей Соломона завершается в учении Христа, но некоторые изречения книги как будто взяты из Евангелия, они проникнуты новозаветным духом. Притчи учат нас, что настоящая вера невозможна без достойного поведения. Изречения из этой книги часто приводятся в Новом Завете.

Содержание книги Притчей Cоломона. Объяснение цели сборника притчей, назидание юношам. Необходимость искания мудрости. Любовь к ближнему. Путь добродетели и путь нечестия. Предупреждения против распущенности и долгов. Порицание лени, коварства, гордости и других пороков.

С главы 10-й по 22-ю — изречения Соломона. 22, 24, 34-я главы — изречения мудрецов. Главы с 25-й по 29-ю — снова Соломоновы изречения. Главы 30-я и 31-я — изречения Агура и Лемуила.

КНИГА ЕККЛЕЗИАСТА, ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА.
Эта небольшая книга называется в еврейской Библии “Слово Когелета, сына Давидова, царя в Иерусалиме”. Когелет переведено на греческий как Екклезиаст от слова екклесиа — Церковь. А в русской Библии в названии есть и поясняющее слово — проповедник. Из текста книги можно понять, что автор ее — Соломон.

В книге Екклезиаста нет определенного плана. Повествование течет свободно, как бы само по себе. Иногда автор возвращается к уже высказанной мысли, поясняет ее, поправляет себя. Он размышляет о тщетности всего человеческого, о земной и небесной справедливости. Создатель книги — человек здравомыслящий, верующий в справедливость Божию, начитанный в Писаниях и в то же время склонный все подвергать сомнению и испытанию разумом.Екклезиаст размышляет над вопросами, ответ на которые может дать только Новый Завет. Не зная его, Екклезиаст приходит к выводу о бесполезности земных благ, но пока не может рассуждать о том, к чему на самом деле нужно стремиться, то есть к вечной блаженной жизни в Царствии Божием. Учение о Царствии Божием придет только вместе со Христом. Размышляя над жизнью, Екклезиаст отмечает, что доступное человеку нравственное совершенство зависит от благоговейного исполнения заповедей Божиих.

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА.
Песнь Песней, то есть превосходнейшая песнь, состоит из нескольких стихотворных частей. В них в сопровождении хора воспевается чувство любви, возникшее между царем и пастушкой. Автор этой книги — царь Соломон. Песнь Песней читается евреями на Пасху. Христианские толкователи объясняют эту книгу как символическое изображение Христа и Церкви, которое подобно любви жениха и невесты. В отношении пастушки к царю верующие видят переживания сердца, которое, стремясь к небесному Жениху Христу, то теряет Его, то опять чувствует Его близость.

Как и любой поэтический образ, повествование Песни Песней может лишь помочь нам прикоснуться к истине. Читая строки этой книги, мы лишь в некоторой степени приближаемся к пониманию любви Христа к Церкви, ко всем верующим в Него.

Содержание книги Песнь Песней. Первая встреча пастушки Суламифи с царем. Рассказ Суламифи о ее влечении к возлюбленному. Торжественная встреча невесты и брак. Суламифь тоскует по родине. Торжество чистой супружеской любви.

КНИГА ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА.
Эта книга неканоническая. Известен только ее греческий перевод, еврейский же в настоящее время не существует. Премудрости Соломоновы — одна из самых блестящих в литературном отношении книг Ветхого Завета. Речь в ней ведется от имени царя Соломона, но многое в тексте указывает на то, что он был написан незадолго до Рождества Христова. Православная Церковь не вводит эту книгу в канон Священного Писания Ветхого Завета. Автор Премудрости Соломоновой знаком с греческой философией, наслышан об астрологии, других религиях. Однако он не философ и не богослов, но, как и его предшественники, призывает искать премудрость лишь в Боге. Автор верит в бессмертие души, он считает, что бессмертие и будет наградой за послушание воле Божией, что происходящее в этом мире лишь подготовка к вечности. Однако он еще не знает о воскресении человека в теле, о чем учит христианство.

Некоторые части книги посвящены поискам таинственного смысла в истории Израиля и других народов. Читатель Премудростей может понять, какой большой путь пройден в истории мысли богоизбранного народа, как обогатились представления о Боге, человеке и мире, в котором он живет.

КНИГА ПРЕМУДРОСТИ СЫНА СИРАХОВА.
Эта неканоническая книга не входит в еврейскую Библию, хотя была написана на еврейском языке. До нас она дошла только в греческом переводе. Создана книга во II веке до Р.Х.

Текст книги состоит из коротких изречений, отрывков, зарисовок, не имеющих определенного плана и иногда повторяющихся.

Автор излагает учение, которое мы уже знаем по предшествующим книгам Ветхого Завета. Премудрость — это откровение Божие. Книга полна беспокойных размышлений о судьбе человека, о посмертном воздаянии по делам, о Суде Божием. Новое в книге Премудростей сына Сирахова — это утверждение равенства Премудрости и Закона, данного Богом Моисею. А соблюдение закона для автора неотделимо от точного исполнения богослужебных предписаний. Он ревностный законник и хранитель обряда. Особенно подчеркивается в книге роль священства.

Благодаря таким людям, как автор книги Премудрости сына Сирахова, в Израиле во время гонений Антиоха Епифана незадолго до пришествия Христова еще сохранились островки истинной веры, где Спаситель был принят как свой.

УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ И КНИГИ МУДРЫХ ИЗРАИЛЯ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:23 + в цитатник
Книги представляют собой образцы священной поэзии. Произведения, похожие по форме на эти библейские книги, были распространены на всем Древнем Востоке. В Египте на протяжении его истории появлялось немало книг мудрости. В Месопотамии, начиная с эпохи шумеров, составлялись притчи, поэмы о страдании, напоминающие книгу Иова. Поэтому неудивительно, что первые израильские произведения похожи на произведения окружающих государство народов. Несмотря на это между мудростью языческой и учением мудрецов богоизбранного народа есть большая разница, которая усиливается по мере того, как постепенно раскрывается Откровение. В этих книгах противопоставление мудрости и безумия оказывается противопоставлением правды и лжи, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — основа благочестия. Учение мудрых, постепенно передававшееся народу, готовило его к принятию нового Откровения Воплощенной Премудрости — Сына Божия Иисуса Христа

КНИГА ИОВА
Эта книга замечательна своими художественными и философскими достоинствами. Главное действующее лицо книги, Иов, жил по преданию во времена праотцев на границах Аравии и Едома, в местности, славившейся своими мудрецами. Его считали великим праведником, который остался верным Богу во всех испытаниях. Там же жили и три его друга.

Книга начинается рассказом об испытаниях, которые обрушились на Иова. Друзья, разговаривая с Иовом, по-разному доказывают одну и ту же мысль — Бог не посылает наказания без причины, если Иов страдает, значит он согрешил. Иов же возражает им. Он подчеркивает, что в этом мире нет справедливости, часто в нем страдают и праведники.

Но вот с Иовом начинает говорить Сам Бог. Он отмечает, что человек не может судить о причинах действия Божия в мире и не должен требовать у Него ответа. Иов признает, что ошибался. Явление Бога приносит его душе мир.

В заключение Бог порицает собеседников Иова за легкомысленную попытку объяснить пути Божии, а Иова вознаграждает.

Содержание книги Иова. Характер и жизнь Иова, его тяжкие страдания, посещение страдальца друзьями. Иов жалуется, друзья обвиняют Иова, подозревая, что под его внешним благочестием скрываются тайные грехи. Иов настаивает на своей праведности. Он уверен, что будет оправдан Богом. Заключение — речь Бога, Который говорит, что может послать праведнику страдания для его испытания и смирения. Иов раскаивается. Бог восстанавливает его здоровье, возвращает и увеличивает богатство.

ПСАЛТИРЬ
Так называется библейское собрание 150 духовных песнопений. Наименование этой книги происходит от греческого слова, означающего музыкальный инструмент, напоминающий гусли или арфу. Разнообразны содержание псалмов и поводы их создания.

В них отразились исторические события, бедствия личной жизни или ее радости, раскаяние в грехах, благодарность Богу, восторг перед Его величием, премудростью, совершенством Его творений. Это и тихие воздыхания, и мощные хоры. Главное, что вдохновляет создателей псалмов, — мечта о грядущем Спасителе. Многие мысли, изложенные о Нем в псалмах, являются пророческими.

Иудейские толкователи утверждали, что Тора — это “Пятикнижие Господа к народу”, а Псалтирь, который они разделили на пять книг, — это “Пятикнижие народа к Господу”. В русском переводе такое разграничение на пять книг отмечено повторением слова “аминь” в конце каждой книги или повторением последней фразы, а в конце книги возгласом “аллилуйя”.

Автор большинства псалмов — царь и пророк Давид. Всего его именем отмечены 73 псалма. 12 псалмов составлены Асафом, 10 — сынами Кореевыми, 2 — царем Соломоном, сыном Давида, 90-й псалом надписан именем Моисея. Характер псалмов обычно указан в заголовках. Это или молитва, или славословие, или поучение. Указаны также инструменты, которые сопровождали пение: кимвал, литавры, псалтирь, арфа, флейты (свирели), трубы. Каждый псалом исполнялся по образцу мелодии, известной начальнику хора.

Главное содержание псалмов — надежда на пришествие Мессии.

Однако и после пришествия Спасителя псалмы сохранили свое значение. Сам Господь пел их. С двенадцати лет Он ежегодно сопровождал Своих родителей в паломничество в Иерусалим на Пасху. От Назарета до Иерусалима по дороге паломники пели псалмы восхождения (120—134). Во время проповеди Господь приводит в своих речах больше цитат из Псалтири, чем из других книг Ветхого Завета. После Тайной вечери Господь вместе с учениками пел псалмы, когда они вместе шли в Гефсиманский сад.

Христианская Церковь с самого начала своего существования включила псалмы в богослужение. Святой Афанасий Великий писал о Псалтири: “Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны”.

Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители славянских стран, дословно переложили с греческого на славянский все псалмы. На Руси Псалтирь стала любимой книгой. По Псалтири учились грамоте, ее переписывали от руки, постоянно читали, и не только во время богослужения, но и дома.

В церкви Псалтирь прочитывается во время богослужения псалом за псалмом целиком в течение недели. А Великим постом даже дважды за неделю.

КНИГИ ТОВИТА, ИУДИФИ И ЕСФИРИ

Понедельник, 02 Октября 2006 г. 11:22 + в цитатник
В славянско-русской Библии эти книги следуют за историческими и составляют особую группу.

Источник текста не установлен. В основе перевода книги Товита лежит неизвестный еврейский текст, оригинал которого утерян. Есть три варианта греческого текста, которые отличаются друг от друга.

Книга Есфири существует в краткой еврейской версии и в более пространной греческой. В русско-славянской Библии эта книга печатается по греческому тексту.

Книги Товита и Иудифи не включены в еврейскую Библию. Не печатаются они также в Библии, которую издают протестанты. Греческие добавления к тексту книги Есфири они также опускают.

Православные считают их благочестивыми, полезными, назидательными, но по достоинству они не равны другим книгам Библии и называются неканоническими, то есть не входящими в канон Священного Писания.

Эти три книги по жанру представляют собой назидательные исторические повести.

В книгах есть явные исторические и географические ошибки. Например, в книге Иудифи Навуходоносор назван царем ассирийцев в Ниневии, хотя он был царем Вавилонским, а город Ниневия был разрушен еще его отцом. Есть и другие вольности.

Читая эти книги, надо помнить о цели их авторов. Это не исторические хроники, а книги, которые замышлялись одновременно увлекательными и назидательными. Это что-то вроде исторических современных романов, в которых происходившие события описываются довольно свободно.

КНИГА ТОВИТА
Это семейная хроника. В ней содержатся рассказы о Товите и его сыне Товии, а также об их родственниках. Особое внимание автор книги обращает на описание добрых обычаев — обязанность хоронить усопших, творить милостыню, исполнять волю родителей. В то же время в книге говорится и о близости Бога и Его посланников — ангелов в лице ангела Рафаила. По содержанию книга Товита похожа на истории семи праотцев, о которых рассказыватся в книге Бытия.

Вероянее всего, книга Товита была написана около 200 года до Р.Х. в Палестине на арамейском языке.

КНИГА ИУДИФИ
Книга Иудифи также была написана в Палестине в середине II века до Р.Х. Она рассказывает о победе избранного народа над его врагами. В литературном плане отличается стройностью композиции, однако для нее также характерно вольное обращение с фактами. Автор книги пытался в одном эпизоде показать религиозную и историческую драму своего народа. Олоферн олицетворяет силы зла, а Иудифь (то есть иудеянка) символизирует представителей народа Божия. Этот народ обречен, но Господь, избрав слабое оружие — женщину, помогает ему победить врагов и ведет в Свой город — Иерусалим.

КНИГА ЕСФИРИ
В книге Есфири также повествуется об избавлении народа при помощи женщины. Текст создавался, вероятно, во II веке до Р.Х. Здесь описывается тяжелое положение иудеев в древнем мире, которые были отделены от своих соседей и в бытовом, и в религиозном отношении до такой степени, что иногда противоречили государственным порядкам тех мест, где проживали. В книге как бы утверждается право иудеев рассеяния на самозащиту. Сюжет книги Есфирь напоминает историю праотца Иосифа в Египте, которая описана в книге Бытия.

Книга названа по имени женщины, которая с помощью Божией спасла свой народ от полного истребления. Цель книги — объяснить возникновение праздника Пурим.

Содержание книги Есфирь. Возникновение и усиление опасности для евреев, не вернувшихся на родину. Царский декрет об их истреблении по всему царству Артаксеркса. Героизм Есфири и издание нового декрета. Казнь злоумышленника Амана и возвышение добродетельного Мардохея.


Поиск сообщений в want_to_know
Страницы: 14 [13] 12 11 ..
.. 1 Календарь