Мидраш не ставил целью точно изложить какие-то события, в деталях он мог быть неточен, для его писателя самое главное состояло в том, чтобы выявить глубокую вечную истину.
Если не иметь в виду этой особенности некоторых библейских текстов, можно впасть в неправильное толкование Священного Писания. Так делают некоторые критики Библии, которые подходят к ней исключительно с исторической точки зрения. Поэтому важно знать, к какому жанру относится та или иная ее часть. Вся Библия абсолютно истинна в целом и в каждой своей части, но всегда надо учитывать, какими средствами выражают эту вечную истину библейские писатели. Если помнить об этом, богатство Священной Книги станет еще очевиднее.
Библия — это предыстория рода человеческого в книге Бытия; государственная история — в книгах Царств и книгах Маккавеев; бытовые притчи, которые отличает нравственное содержание, в книгах Руфи, Товита, Есфири; сборники изречений в Притчах Соломоновых и Екклезиасте; философский трактат в форме драмы в книге Иова; возвышенная поэзия в Песне Песней. Все эти литературные жанры собраны в Ветхом Завете.
В Новом Завете тоже заметна большая разница в стиле между четвертым Евангелием от Иоанна и первыми тремя Евангелиями, а также между различными посланиями. И, наконец, Апокалипсис, или Откровение святого апостола Иоанна Богослова, — это произведение совершенно особенное по стилю и жанру.
Для того чтобы хорошо понимать Священное Писание, надо изучить не только сам текст, но и условия, в которых этот текст создавался. Большое значение имеет также личность автора. У каждого человека свой темперамент, свой характер, который отражается в том, что этот человек пишет, будь то картина, стихотворение, роман или исторический трактат. Психология пророков Исайи и Иеремии, например, совершенно разная. Все священные писатели — это люди, исполненные Духа Святого. Тем не менее они не могли не испытывать на себе, а значит, и не отражать в тексте, влияние тех людей, с которыми им постоянно приходилось сталкиваться в жизни. Ясно, что суровый крестьянин Амос, сын священника Иезекииль и Исайя, принадлежавший к высшему обществу, говорили разным языком.
Чтобы правильно понимать Священное Писание, надо также помнить, что те строки, которые мы читаем, являются переводом. На славянский язык Священное Писание перевели святые Кирилл и Мефодий, а на русский — большая группа ученых богословов лишь в прошлом веке. До того русского текста Библии не существовало.
Любой перевод не может быть абсолютно точным. Что-то в нем теряется, он всегда несет на себе отпечаток личности переводчика. Кроме того, каждый из языков, на котором писались книги Священного Писания, имел свой, только ему присущий дух. Еврейский литературный язык, на котором создавалось большинство книг Ветхого Завета, арамейский разговорный и даже народный греческий, которыми пользовались апостолы в посланиях, имеют своеобразные обороты речи, особые выражения. Им трудно найти точные соответствия в славянском и особенно в русском языке.
Библейские языки относятся к восточным. В них много поэтических преувеличений, часто встречающихся у народов Востока, особая лирика, иногда не понятная нам. Некоторые выражения, даже когда их переводят слово в слово, остаются неясными нынешнему читателю, хотя были понятны для современников. Сегодня забыто, что сердце, а не мозг, считалось у древних органом мышления, а центр чувств находился не в сердце, а в почках. Память о том, что рог считался символом могущества, совершенно изгладилась в наше время. Но как в таком случае перевести выражение “Бог воздвиг нам рог спасения” из первой главы Евангелия от Луки?
А это означает: Бог посылает нам могущественного Спасителя.
Мы рассказали об условиях, необходимых для понимания Священного Писания. Но это еще не все. Библия — не только обращенное к нам Слово Божие, это еще и повествование о Боге, являющемся миру в Своих делах. В Библии мы не только слышим голос Самого Бога, но и узнаем о Его делах, которые так же весьма поучительны и часто оказывают более сильное впечатление на людей, чем слова. Цель Библии — показать, что вся человеческая история, все, что случается с людьми изо дня в день, — это исполнение того, о чем предрекает Дух Святой. Библия напоминает нам: человек — это не игрушка слепой судьбы, как думали древние римляне и греки и как думают многие сегодня. Жизнь любого человека — в руках любящего всех Бога, от Которого все зависит. Воля Божия — вести человека к единой истинной цели — ко спасению. Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов, — это единая повесть о человеческом роде — от его сотворения Богом до спасения его Господом Иисусом Христом.
Иногда случалось, что действие Божие в мире проявлялось не таинственно и скрыто, а сильно и явно для всех — при помощи чудес. Некоторые из этих чудес могут быть связаны с естественными, природными явлениями, как, например, десять казней египетских. Однако их происхождение, время и огромный, чрезвычайный масштаб ясно доказывают, что эти, на первый взгляд природные, явления происходили по особой воле — Божией. Чудеса Христовы, наполненные бесконечной любовью к человеку, вдохновенной простотой, всегда имеют в себе нравоучительный смысл. Их, несомненно, следует признать очевидными проявлениями благой воли Божией.
Чудеса дают возможность любому человеку ощутить в мире действие Творца и Промыслителя. Однако Бог становится доступен разуму не только посредством Своих чудес. Действие Божие проявляется в людских душах, возвышая их к свету, ведя путями, часто трудными и не прямыми, но верными и единственно возможными.