Книги представляют собой образцы священной поэзии. Произведения, похожие по форме на эти библейские книги, были распространены на всем Древнем Востоке. В Египте на протяжении его истории появлялось немало книг мудрости. В Месопотамии, начиная с эпохи шумеров, составлялись притчи, поэмы о страдании, напоминающие книгу Иова. Поэтому неудивительно, что первые израильские произведения похожи на произведения окружающих государство народов. Несмотря на это между мудростью языческой и учением мудрецов богоизбранного народа есть большая разница, которая усиливается по мере того, как постепенно раскрывается Откровение. В этих книгах противопоставление мудрости и безумия оказывается противопоставлением правды и лжи, благочестия и нечестия. Истинная премудрость — это страх Божий, а страх Божий — основа благочестия. Учение мудрых, постепенно передававшееся народу, готовило его к принятию нового Откровения Воплощенной Премудрости — Сына Божия Иисуса Христа
КНИГА ИОВА
Эта книга замечательна своими художественными и философскими достоинствами. Главное действующее лицо книги, Иов, жил по преданию во времена праотцев на границах Аравии и Едома, в местности, славившейся своими мудрецами. Его считали великим праведником, который остался верным Богу во всех испытаниях. Там же жили и три его друга.
Книга начинается рассказом об испытаниях, которые обрушились на Иова. Друзья, разговаривая с Иовом, по-разному доказывают одну и ту же мысль — Бог не посылает наказания без причины, если Иов страдает, значит он согрешил. Иов же возражает им. Он подчеркивает, что в этом мире нет справедливости, часто в нем страдают и праведники.
Но вот с Иовом начинает говорить Сам Бог. Он отмечает, что человек не может судить о причинах действия Божия в мире и не должен требовать у Него ответа. Иов признает, что ошибался. Явление Бога приносит его душе мир.
В заключение Бог порицает собеседников Иова за легкомысленную попытку объяснить пути Божии, а Иова вознаграждает.
Содержание книги Иова. Характер и жизнь Иова, его тяжкие страдания, посещение страдальца друзьями. Иов жалуется, друзья обвиняют Иова, подозревая, что под его внешним благочестием скрываются тайные грехи. Иов настаивает на своей праведности. Он уверен, что будет оправдан Богом. Заключение — речь Бога, Который говорит, что может послать праведнику страдания для его испытания и смирения. Иов раскаивается. Бог восстанавливает его здоровье, возвращает и увеличивает богатство.
ПСАЛТИРЬ
Так называется библейское собрание 150 духовных песнопений. Наименование этой книги происходит от греческого слова, означающего музыкальный инструмент, напоминающий гусли или арфу. Разнообразны содержание псалмов и поводы их создания.
В них отразились исторические события, бедствия личной жизни или ее радости, раскаяние в грехах, благодарность Богу, восторг перед Его величием, премудростью, совершенством Его творений. Это и тихие воздыхания, и мощные хоры. Главное, что вдохновляет создателей псалмов, — мечта о грядущем Спасителе. Многие мысли, изложенные о Нем в псалмах, являются пророческими.
Иудейские толкователи утверждали, что Тора — это “Пятикнижие Господа к народу”, а Псалтирь, который они разделили на пять книг, — это “Пятикнижие народа к Господу”. В русском переводе такое разграничение на пять книг отмечено повторением слова “аминь” в конце каждой книги или повторением последней фразы, а в конце книги возгласом “аллилуйя”.
Автор большинства псалмов — царь и пророк Давид. Всего его именем отмечены 73 псалма. 12 псалмов составлены Асафом, 10 — сынами Кореевыми, 2 — царем Соломоном, сыном Давида, 90-й псалом надписан именем Моисея. Характер псалмов обычно указан в заголовках. Это или молитва, или славословие, или поучение. Указаны также инструменты, которые сопровождали пение: кимвал, литавры, псалтирь, арфа, флейты (свирели), трубы. Каждый псалом исполнялся по образцу мелодии, известной начальнику хора.
Главное содержание псалмов — надежда на пришествие Мессии.
Однако и после пришествия Спасителя псалмы сохранили свое значение. Сам Господь пел их. С двенадцати лет Он ежегодно сопровождал Своих родителей в паломничество в Иерусалим на Пасху. От Назарета до Иерусалима по дороге паломники пели псалмы восхождения (120—134). Во время проповеди Господь приводит в своих речах больше цитат из Псалтири, чем из других книг Ветхого Завета. После Тайной вечери Господь вместе с учениками пел псалмы, когда они вместе шли в Гефсиманский сад.
Христианская Церковь с самого начала своего существования включила псалмы в богослужение. Святой Афанасий Великий писал о Псалтири: “Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны”.
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители славянских стран, дословно переложили с греческого на славянский все псалмы. На Руси Псалтирь стала любимой книгой. По Псалтири учились грамоте, ее переписывали от руки, постоянно читали, и не только во время богослужения, но и дома.
В церкви Псалтирь прочитывается во время богослужения псалом за псалмом целиком в течение недели. А Великим постом даже дважды за неделю.