-Метки

Деметра Зодиак агатодемон алконост амон анджети анубис апис аполлон артемида афина баст бес бог большая медведица бримо бык велес венок оправдания веста виктория геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл герма гермес герои гестия гигиея гликон гор горгона греция дельфиний дионис египет жезл жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера иштар кадуцей лабиринт лабранды лабрис лары лев либерти маат мании марианна мелькарт менады мировое дерево мистерии митра мозаика ника нумерология нумизматика оргии орфей орфики осирис пан пасха персей персефона пифон поэтика пруденция птах ра рим русалки русь сабазий сатир серапис сет сирены сирин сириус скипетр сосиполь соспита сотис средневековая астрономия тирс титаны тюхе уннефер упуаут фиады фиала фракия хапи хатхор хеб-сед христианство чёрная мадонна черная мадонна эгида эридан этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 748


ХЕРСОНЕССКИЕ ВЕНКИ ОПРАВДАНИЯ

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


vissarion   обратиться по имени Венки оправдания в Мессении Понедельник, 11 Июля 2016 г. 20:33 (ссылка)
_____________________________
«И вот ему [во сне] является его дочь в черной одежде, показывая свою грудь и чрево, рассеченные мечом, она, казалось ему, сбросила со стола жертвы, сняла с него оружие и вместо него надела на него золотой венец и накинула белое одеяние. Когда Аристодем совсем уже пал духом и полагал, что видение предсказывает ему конец его жизни, потому что у мессенцев во время похорон знатных лиц на умерших надевают венцы и облекают их в белую одежду…» (Павсаний. Описание Эллады. Мессения, XIII:1)
_____________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Четверг, 08 Февраля 2018 г. 17:49 (ссылка)
_____________________________

uj (416x422, 20Kb)
Египетский венок оправдания.

Золотой погребальный венок с двенадцатью листьями. Золотая фольга на медном обруче. Римский Египет, ок. 9 до н.э.

Найден на мумии вельможи Монтсуэфа в гробнице близ древних Фив. Экспонат выставки «Гробница: Древнеегипетское погребение» в Национальном музее Шотландии.
_____________________________

Венок (700x438, 33Kb)
Фракийский венок оправдания.

Венок (d 18x18.3сm). Золото, вторая половина IV в. до н.э.
Фонд «Фракия» с музеем «Васил Божков». Инв. № ВБ-Тр-02166.

Венок оформлен из двух связанных в основе тонкой золотой проволокой натуралистически воссозданных лавровых (либо оливковых) веточек. Из стеблей выходят листья с короткими ножками (58mm) и полые плоды сферической формы (14mm). Наиболее близкие аналоги – венки, обнаруженные во Фракии (Могиланская могила, Розовец и Златиница-Маломирово), и венки из македонских и скифских курганов, а также захоронений в Южной Италии.

Венки обычно преподносились правителям в знак уважения от представителей греческих колоний (например, одрисскому династу Садалу в дар от полиса Месембрии). Кроме того, как свидетельствуют фрески в гробницах в Казанлыкеи Свештарах, они были символом бессмертия.

(Маразов, Кабакчиева, Лазов, Шалганова, 2005, № 38; Кат. Москва 2009, № 46И. М.)
_____________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Венец Осириса Суббота, 16 Июня 2018 г. 16:28 (ссылка)
_____________________________
«Ты правишь Египтом: в помощь тебе — богиня Маат.
Ты — Сокар. В венце твоем — мертвый сокол.¹
Власть твоя безгранична. Внушить способно
страх величайший имя твое — Осирис.²
Вечно существованье твое, Онуфрий³
«в благости пребывающий постоянно».
Князь над князьями, царь всех царей, из чрева
матери Нут ты мудро Египтом правил.
Страны Акерт в твоей пребывали власти.
Из серебра и золота твои члены,
а голова твоя, Онуфрий, из лазурита.
И на челе — венец бирюзой мерцает.»

(Гимн Осирису-Онуфрию)
______________________
[1] Сокар — покровитель мёртвых. Центр его культа — Мемфис. Изображался в виде сокола или мумии с головой сокола. В позднее время отождествлялся с Птахом и Осирисом.
[2] Видимо, имеется в виду созвучие имени Осириса (Wsir) и эпитета wsr — «мощный».
[3] Wnn-nfr (Уннефер, греч. Ονούφρης, Онуфрий) — переводят как «благостный», дословно «пребывающий в благости» (wnn — «быть», nfr — «прекрасный», «совершенное благо»).

_____________________________
В отношении Осириса, под «венцом оправдания», имеется в виду не венок, а корона.

«Слава тебе Осирис, сын Нут, двурогий, высоковенечный, увенчанный и оправданный девятерицей»… (Тексты Пирамид).

Осириса обычно изображали в короне атеф (ȝtf). Атеф состояла из высокой белой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя страусиными перьями, и иногда дополненная рогами овна и солнечным диском (или уреем). Другая корона Осириса, тоже кеглеобразной формы (но цветная, в отличие от атеф), называлась уререт (wrrt),⁴ видимо её и следует считать венцом оправдания Осириса. В тексте отверзания уст читаем:

«Теперь усопший пойдет и будет говорить, тело его будет в большом обществе богов Великого дома Старейшины Анну, и получишь ты от Гора, бога всех людей, корону уререт».

Превращение египетской короны (как символа оправдания) в венок⁵ не могло произойти без греческого участия. Видимо, этот процесс имел место в греко-римский период Египта. Греческие боги не носили корон, предпочитая им, как раз, венки (στέφανος) из веток священных деревьев, посвящённых конкретному богу. Например, плющ посвящался Дионису, дуб — Зевсу, лавр — Аполлону, мирт — Афродите, олива — Афине, и т.д. Осирис греками отождествлялся с Дионисом. А через отождествление богов, вполне логично, происходит и отождествление венцов, с последующим замещением египетской короны на привычный и практичный венок.
______________________
[4] wrrt — уререт, великая триумфальная корона Осириса, кеглеобразной формы с двумя страусиными перьями по бокам.

[5] Само слово «корона» (лат. corona) изначально имело значение «венок».

Корона (лат. corona, греч. στέφανος) — круглое украшение из металла, листьев или цветов, которое древние носили на голове или на шее и использовали как на праздниках, так и на похоронах, а также в качестве награды за талант, доблесть, проявленную в армии или на флоте, и гражданские добродетели.

corona, -ae f венок, венец;
nectere alicui coronam — сплести кому-л. венок, т.е. прославить кого-л.;
corona perenni fronde — венок из вечнозелёной листвы, т.е. неувядаемая поэтическая слава;
sub corona vendere — продавать пленных в рабство (перед продажей пленным надевали на голову венки).


Первоначально венки состояли из шерсти или листьев, особенно из миртовых ветвей или плюща; впоследствии в них вплетали различные цветы. Плетельщики и продавцы таких гирлянд или венков составляли особую профессию и назывались в Греции στεφανηπλόκοι или στεφανοποιοί, а в Риме — coronarii. Само латинское слово corona, видимо имеет греческие корни: κορωνίς («изогнутый, загнутый, заплетенный») — так назывался хитрозаплетённый вензель в конце рукописи. Подобное сложное плетение имеют иногда и венки. Ветви лавра или оливы согнутые (κορωνιόωντα) в виде окружности, так, чтоб окаймлять голову — также несут «нужную» коннотацию, в плане рассматриваемой этимологии.⁶
______________________
[6] κορωνιάω
1) изгибать, загибаться (κορωνιόωντα πέτηλα Hes. — изогнутые листья);
2) высоко держать голову (ὁ πῶλος κορωνιῶν Anth.);
3) гордиться, чваниться (πρός τινα Polyb.).

κορωνίς
I (-ίδος) adj. f
1) изогнутый, с загнутой кормой (ναῦς Hom.);
2) круторогий (βοῦς Theocr.);
II (-ίδος) ἡ криволинейный орнамент в конце рукописи, концовка; перен. окончание, конец (κορωνίδα γράψαι Anth. — поставить заключительный знак, т.е. положить конец).


_____________________________
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку