vissarion обратиться по имени
Эринии мстящие Воскресенье, 26 Августа 2018 г. 22:14 (ссылка)
_______________________________
Греческие произведения переполнены кровопролитием. Но за всякое ли убийство следует кара со стороны Эриний? Почему одних они преследуют, доводя до безумия, а на преступления других смотрят сквозь пальцы? Вот как эту тему раскрывает Эсхил в трилогии «Орестея». Действие происходит на суде Афины по поводу виновности Ореста, убившего мать Клитемнестру.
_____________Орест
Из гроба, верю, помощь мне пришлет отец.
_________Восьмая Эриния
Надеется на мертвых тот, кто мать убил!
_____________Орест
Двойною скверной мать моя запятнана.
_________Девятая Эриния
Но почему двойною? Объясни суду.
_____________Орест
Меня отца лишила, в мужа меч вонзив.
_________Десятая Эриния
Ты жив. Она же смертью искупила грех.
_____________Орест
Ее, когда жива была, не гнали вы.
_________Одиннадцатая Эриния
Она убила мужа. Муж – чужая кровь.
(Эсхил. Эвмениды, 603)
Предмет спора выражен в дебатах, происходящих между Орестом и Эриниями. Орест ссылается на то, что Клитемнестра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с тем его отца. Почему же Эринии преследуют его, а не преследуют ее, гораздо более виновную? Ответ поразителен: муж не является её кровным родственником. Убийство человека, не состоящего в кровном родстве, даже когда он муж убившей его женщины, может быть искуплено, Эриний оно нисколько не касается; их дело – преследовать убийство лишь среди родственников по крови, и тут согласно материнскому праву, тягчайшим и ничем не искупимым является убийство матери.
Аполлон, будучи также участником судебного разбирательства, в противовес Эриниям, настаивает на важности родства по отцу. Голоса судей делятся поровну, и голос Афины является решающим. Свой голос Афина отдаёт за оправдание Ореста. Чтобы успокоить гневных Эриний, в их честь устанавливается в Афинах новый культ. Отныне они должны почитаться как «милостивые» богини – Эвмениды.
_____________Афина
Итак, останься. Если же откажешься
Остаться, ты не смеешь слать на город мой,
На мой народ проклятье, порчу, пагубу.
О да, не смеешь. Ведь тебе предложено
Землей здесь вечно править и в почете жить.
________Предводительница хора¹
Владычица Афина, где приют мне дашь?
_____________Афина
Где нет ни бед, ни горя. Поселись, живи!
________Предводительница хора
А поселюсь – какая будет честь за то?
_____________Афина
Без вас не быть достатку ни в одном дому.
________Предводительница хора
Ты наделишь меня такою силою?
_____________Афина
Я тем пошлю удачу, кто тебя почтит.
________Предводительница хора
И в этом ты даешь поруку вечную?
_____________Афина
Чему не быть, того не обещала бы.
________Предводительница хора
Стихает гнев мой. Ты меня утешила.
_____________Афина
Ты обретешь друзей, коль здесь останешься.
________Предводительница хора
Чего же пожелать велишь земле твоей?
_____________Афина
Соревнованья – но в одних лишь доблестях.
Пусть ветры, с неба, с моря и с земли летя,
Лучами солнца жаркого согретые,
Дыханьем благодатным мой овеют край!
Пусть вечно здесь пребудет изобилие
Плодов земли, пусть тучные растут стада,
И род людской пусть множится. Но только пусть
Погибнет семя дерзких и заносчивых.
Как земледелец, я хотела б выполоть
Сорняк, чтоб не глушил он благородный цвет.
Вот все твои заботы. Спор оружия,
Походы – мой удел, и позабочусь я,
Чтоб вечно был мой город победителем.
(Эсхил. Эвмениды, 888)
________________________
[1] В качестве Предводительницы хора выступает одна из Эриний.
_______________________________