Вот какой комментарий я получил на эту статью в социальной сети православных христиан:
Екатерина 1388
12 янв, 16:03 0
Тема действительно очень важная...
А.И. Осипов как то сказал: "не убивающий на войне - предатель". Но это смотря на какой войне.. бывают войны и завоевательные, захватнического характера. Так что нужно к его словам добавить понятие "справедливой войны". "Справедливая война ведется с гневом (есть гнев праведный!), но не со злобою, алчностью, похотью (1 Ин. 2, 16)."
"Святые Отцы (в частности, преподобный Иоанн писатель Лествицы) учили о перенаправлении страсти и ее конечном преображении. С православной точки зрения война есть преображение ярости, подобно тому, как супружество есть преображение вожделения. На иноческом уровне это бесоборчество и стяжание Духа Святаго."
Вот мнение А.И. Осипова по этому вопросу:
"Нельзя смешивать совершенно разные понятия: праведный гнев и ненависть. Есть гнев праведный, а есть злоба. Помните, как Христос опрокинул столы, рассыпал деньги и кнутом изгнал всех торговцев из храма (как насущно это для нашего времени!)? И объяснил причину Своих действий: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2; 16). Вот пример гнева праведного, безгрешного. Почему безгрешного? Потому что Христос делал это не по ненависти к торговцам, а по святому гневу к греху осквернения святости храма душ человеческих и храма молитвы. Он не зла желал церковным торгашам, а пресекал развитие и оправдание греха в их сердцах, в практике и учении самой их религии.
И напротив, кто поступает по злобе к человеку, тот, естественно, совершает тяжкий грех, убивает свою душу — кем бы он ни был, солдатом или священнослужителем, политиком или богословом. На войне, конечно же, гнев справедливый часто перемешивается с озлобленностью, почему Церковь нередко и налагает на воинов определенные епитимии. Но в то же время необходимо понимать, что не солдат тот, кто не стоит насмерть за друзей своих, за свою Родину. Воин, защищая их, должен убивать врагов, в противном случае он предатель , а не воин. И такое убийство есть добродетель, поскольку для нравственно и психически нормального человека праведное убийство — это тяжелейший нравственный подвиг. Понятным отсюда становится и появление разного рода непротивленцев злу насилием, пацифистов, оправдывающихся, в частности, ложно толкуемым Евангелием. Их «гуманные» мотивы прозрачны: пусть другие берут на себя этот сверхчеловеческий подвиг, а мы поблагоденствуем на их крови и страданиях, да еще и гневно осудим их за убийства. Думаю поэтому, что христианам лучше усерднее молиться за наших дорогих погибших воинов (а не просто поминать их), чем пытаться заглядывать туда, куда дверь нам закрыта. Мы ничего достоверного не знаем о том, кто и что испытывал в момент своей смерти. Но есть Бог — и Видящий, и Судящий, и Милующий."
http://www.wco.ru/biblio/books/osip17/H27-T.htm
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.»[Ин.15.13].
Все-таки убийство, даже на войне, это наверное крайний случай... ведь есть же некоторые альтернативы: "Прикрыть собой, отдать жизнь, если надо, но не убивать" и "Не убить - не значит не покалечить"...