-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vavalery

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) free_readings




Поль Элюар

Суббота, 14 Декабря 2013 г. 18:02 + в цитатник
pol-eluar (250x243, 10Kb)
У отчаянья крыльев нет,
И у любви их нет,
Нет лица,
Они молчаливы,
Я не двигаюсь,
Я на них не гляжу,
Не говорю им ни слова,
И все-таки я живой, потому что моя любовь
и отчаянье живы.


Не помня зла

Слезы в глазах, и на сердце горе,
Постылое горе, унылые слезы,
Живой человек, ничего он не просит,
Печален в тюрьме и печален на воле.

Погода печальна, и ночь беспросветна,
Слепого не выгонишь в темень такую.
А сильный в тюрьме, а слабый у власти,
Жалок король, королева на троне.

Улыбки и вздохи, гниют оскорбленья
В устах у немых и в глазах у трусливых.
Не трогайте здесь ничего - обожжетесь!
Держите-ка лучше руки в карманах.


Она надо мною склоняется
Неискушенное сердце
Чтобы увидеть люблю ли ее
И доверчиво забывается
И под тучками век
Ее голова засыпает в моих ладонях
Где ж мы теперь
Нераздельное целое
Живые живые
Живая живой
И моя голова в ее сновидения катится.



Обещают любовь и далекие страны
Сулят чудеса и волшебные ночи
И падают сказки в уши глухих
В бездну мертвых сердец.




Быть десятком тысяч из сотни тысяч
И никогда одним из десятка
Дремлет толпа в темноте
В двух шагах от себя самой
Перемешивается рассыпаясь.
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

Отрывок из "Квадрата" Татьяны Толстой

Пятница, 06 Декабря 2013 г. 21:05 + в цитатник
О Малевиче пропущу.
...
Художник "послеквадратной" эпохи, художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в черную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, черные ангелы с короткими металлическими крыльями, прагматичные и самодовольные господа, знающие, почем земная слава и как захватить её самые плотные, многослойные куски. Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое - надо придумать новое; люди любят возмущаться - надо их возмутить; люди равнодушны - надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине - он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло, повторяйте за мной: умерло, умерло, умерло. Бог умер, Бог никогда не рождался, Бога надо потоптать, Бог нас ненавидит, Бог - слепой идиот, Бог - это торгаш. Бог - это Дьявол. Искусство умерло, вы - тоже, ха-ха, платите деньги, вот вам за них кусок дерьма, это - настоящее, это - темное, плотное, здешнее, держите крепче. Нет и никогда не было "любовного и нежного", ни света, ни полета, ни просвета в облаках, ни проблеска во тьме, ни снов, ни обещаний. Жизнь есть смерть, смерть здесь, смерть сразу.
...
Разговор о Боге либо так бесконечно сложен, что начинать его страшно, либо, напротив, очень прост: если ты хочешь, чтобы Бог был - он есть. Если не хочешь - нет. Он есть все, включая нас, а для нас он, в первую очередь, и есть мы сами. Бог не навязывается нам, - это его искаженный, ложный образ навязывают нам другие люди, - он просто тих, как вода, стоит в нас. Ища его, мы ищем себя, отрицая его, мы отрицаем себя, глумясь над ним, мы глумимся над собой, - выбор за нами. Дегуманизация и десакрализация - одно и то же.
"Десакрализация" - лозунг 20 века, лозунг неучей, посредственностей и бездарей. Это индульгенция, которую одни бездари выдают другим, убеждая третьих, что так оно всё и должно быть, - все должно быть бессмысленным, низменным (якобы демократичным, якобы доступным), что каждый имеет право судить о каждом, что авторитетов не может быть в принципе, что иерархия ценностей непристойна, что ценность искусства определяется только спросом и деньгами. "Новинки" и модные скандалы удивительным образом не новы и не скандальны: поклонники Квадрата в качестве достижений искусства все предъявляют и предъявляют разнообразные телесные выделения и изделия из них, как если бы Адам и Ева - один страдающий амнезией, другая синдромом Альцгеймера - убеждали друг друга и детей своих, что они суть глина, только глина, ничего, кроме глины.
Рубрики:  Люди
Литература
Религия

Метки:  

На Земле безжалостно маленькой

Четверг, 28 Ноября 2013 г. 16:42 + в цитатник
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
...А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!

(Роберт Рождественский)

и четырехлетний малыш, читающий его стихотворение в начале 70-х.



Рубрики:  Люди
Литература
История

Метки:  

Анатомия страха. Трактат о храбрости

Вторник, 26 Ноября 2013 г. 21:46 + в цитатник
Анатомия страха. Трактат о храбрости

Автор: Марина Хосе Антонио

Жанр:Психология

О книге:

Автор „Анатомии страха“ — известный испанский писатель, философ и психолог Хосе Антонио Марина, лауреат многих престижных наград, в том числе Национальной премии за лучшую научно-популярную книгу. Все его работы посвящены человеку — его силе и слабостям, возможностям и месту в социуме. Страх для Марины — ключ к пониманию целого круга проблем, с которыми сталкивается личность в современном мире. Какую роль он играет в жизни человека и в истории общества? Какие виды страхов существуют? Почему одни люди более боязливы, чем другие? И наконец, как одолеть страх или тревогу, пока они не одолели нас? Марина рассматривает наиболее действенные методы борьбы со страхом и приводит ряд конкретных советов, которые позволят если не полностью победить этого извечного врага человечества, то во всяком случае успешно ему противостоять. * * * Трудно найти человека, который никогда не испытывал страха. Но что такое страх? Какую роль он играет в жизни отдельной личности и общества в целом? Какие виды страхов существуют? И главное, как научиться одолевать страх? На эти вопросы отвечает испанский философ и психолог Хосе Антонио Марина в оригинальной и остроумной книге, построенной на ярких житейских и литературных примерах.

Скачать можно здесь:
http://vk.com/wall-46391053_788
Рубрики:  Психология
Люди

Метки:  

Всеобщая история кино

Вторник, 26 Ноября 2013 г. 21:43 + в цитатник
Жорж Садуль "Всеобщая история кино" 1958

Перед вами лучшая работа по истории киноискусства, написанная французским историком Жоржем Садулем. Можно с уверенностью утверждать, что материал, собранный и обработанный Садулем, является беспрецедентным по своему объему. Садуль впервые сделал попытку рассмотреть историю киноискусства как историю коллективного труда кинодеятелей всего мира. Следует заметить, что автор рассматривает развитие киноискусства симультанно, то есть одновременно во всех странах мира, поэтому каждый из его томов представляет собой попытку отразить исторический процесс во всех его противоречиях, взаимосвязях и взаимоотталкиваниях. Он не ограничивается рассмотрением и анализом отдельных фильмов или творчества отдельных художников. Он не отрывает эстетические явления киноискусства от развития техники, производства и эксплуатации. Он анализирует одновременно и экономику, смело вводит статистические данные и впервые раскрывает картину ожесточенной конкуренции в борьбе за овладение новым видом воздействия на зрительские массы.

http://vk.com/wall-13686231_538
Рубрики:  Кино и тв
История

Метки:  

Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в.

Вторник, 26 Ноября 2013 г. 21:41 + в цитатник
Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. В двух томах. СПб., 1911.

В данном труде русский и советский литературовед, социолог, писатель представляет историю русской общественной мысли как историю русской интеллигенции. Автор в работе поставил задачу проследить с наиболее общей точки зрения за последовательным развитием общественных, этических и эстетических воззрений, преемственно связанных между собою и образующих непрерывный ряд находящихся в логической связи мировоззрений и "мировоздействий" и составить историю русского сознания, историю русской общественной мысли; проследить за последовательным развитием и разветвлением различных общественных групп, в которых беспрерывно совершается процесс выработки определенных мировоззрений. То есть, в конечном счете, - составить историю русской интеллигенции.

1-й том
http://vk.com/doc-23433303_240929905?hash=274b454ed5526bdb7e&dl=061cdadf91e4c4dc19

2-й том
http://vk.com/doc-23433303_240935337?hash=3eef719e6383396ed8&dl=284d1952220db7f637
Рубрики:  Культурология, философия
Социум
Литература

Метки:  

Станислав Ежи Лец

Четверг, 17 Октября 2013 г. 13:33 + в цитатник
Человеческий организм не может одновременно вместить алкоголизм и антисемитизм. Стоит человеку принять немного алкоголя — антисемитизм сразу же лезет наружу.

Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят ещё узда и кнут.

Каждая метла постепенно сметается сама.

Не рассказывайте свои сны. Вдруг к власти придут фрейдисты?

Цени слово. Каждое может быть твоим последним.

Я — за восстановление частной собственности на духовную жизнь.

Граница между светом и тенью — ты.

Иногда кажется, что в нас живет некто, поселившийся по распоряжению властей.

Мечта рабов: рынок, где можно было бы покупать себе господ.

Чем хрупче доводы, тем тверже точка зрения.

Болото иногда производит впечатление глубины.

Когда миф сталкивается с мифом, столкновение бывает весьма реальное.

В стране лилипутов разрешается смотреть на главу государства только через увеличительное стекло.

Если убрать из истории всю ложь, то это не значит, что останется только правда. В результате может вообще ничего не остаться.

Мысли перескакивают с человека на человека, как блохи, но кусают не всех.

Грехи бывают разного обряда.

Когда народ не имеет голоса, это чувствуется даже при пении гимна.

Иногда сатире приходится восстанавливать то, что уничтожил пафос.

Все кандалы мира составляют единую цепь.

Даже на троне протираются штаны.

У него были грешные благие желания.

Воскресать могут только мертвые. Живым - труднее.

У слепой веры — злые глаза!

Боюсь незаряжённых ружей. Ими разбивают головы.

А может, стены Иерихона пали оттого, что внутри их слишком много дули в фанфары?
Рубрики:  Люди

Метки:  

Хорхе Борхес

Суббота, 12 Октября 2013 г. 20:54 + в цитатник
Трехтомник
Аналитический язык Джона Уилкинса

Файлы:
http://vk.com/wall-46391053_238
Рубрики:  Литература

Метки:  

Мишель Фуко

Суббота, 12 Октября 2013 г. 20:44 + в цитатник
Фуко Мишель. Археология знания

Файлы книги:
http://vk.com/wall-46391053_304
Рубрики:  Культурология, философия
Люди

Метки:  

Альберт Камю

Суббота, 12 Октября 2013 г. 20:31 + в цитатник
Файлы книг:
Посторонний
Миф о Сизифе
Калигула

http://vk.com/wall-25740464_823
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

База социологических и экономических данных

Четверг, 26 Сентября 2013 г. 16:30 + в цитатник
Единый архив экономических и социологических данных:
http://sophist.hse.ru/

База социологических данных ВЦИОМ:
http://wciom.ru/index.php?id=85

АПЭК:
http://www.apecom.ru/

Евразийский мониторинг:
http://www.eurasiamonitor.org/rus/
Рубрики:  Социум
Люди

Метки:  

Скажи мне, кто твой враг

Суббота, 21 Сентября 2013 г. 19:47 + в цитатник
Отрывки из работы с сйта Института культурной политики.

В повести А.И. Куприна «Поединок» (1905 г.) есть такой эпизод: унтер-офицер на занятиях с солдатами спрашивает у них, кого «мы называем врагами унешними и унутренними». На первый вопрос один из солдат бойко отвечает: «Внешними врагами мы называем все те самые государствия, с которыми нам приходится вести войну. Францюзы, немцы, атальянцы, ивропейцы, инди...». Ответ на второй вопрос вызывает затруднение, и унтер офицер задает наводящий вопрос: «Унутренними врагами мы называем усех сопротивляющихся закону. Например, кого?». Тот же солдат уточняет: «Так что бунтовщики, стюденты, конокрады, жиды и поляки!».
«Вот, товарищи, зарубите себе на носу, что пролетарии Советского Союза находятся в осажденной крепости, а в соответствии с этим и режим Советского Союза должен соответствовать крепостному режиму». М. И. Калинин, ноябрь 1934 г.
«Весь мир против нас. Поэтому было бы просто наивностью думать, что классовых врагов пока количественно и качественно очень еще немного. Количественно это все, что не СССР, качественно – это все то, что не коммунист…» К. Е. Ворошилов. Выступление на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г.

Настоящий враг нам не страшен. Его всегда можно закидать шапками, на худой конец, с ним можно договориться, пойти на компромисс. Придуманный враг совсем не то, что враг реальный. Он нарисован нашим воображением, подпитывается завистью, страхом и ненавистью. Самим фактом своего существования враг воображаемый оскорбляет нас, ежеминутно бросает нам вызов. Его нужно уничтожить, извести под корень, истребить до младенца в люльке, чтобы не было мстителя. А потом спешно начать поиски нового врага.

Это особая философия вражды, отказа от соображений разума, рецидив чего-то очень древнего, приходящего вместе с ночными страхами. Когда же за дело берутся профессионалы – политики, пиарщики, идеологи – в обществе начинает формироваться атмосфера враждебности и подозрительности, а общественная жизнь начинает балансировать на гране истерии и абсурда. Образ врага сливается с криком: «Ату его, ату!».

В сегодняшней России рост ксенофобии и нетерпимости заметен невооруженным взглядом. Расовые, национальные и конфессиональные конфликты множатся, и далеко не всегда они вызваны реальными противоречиями.

Чувство страха и неуверенности в завтрашнем дне заставляет нас искать врага – мнимого виновника наших собственных неудач. К сожалению, некоторые политические силы стараются направить инстинктивные фобии в нужное им русло, многократно увеличивая тем самым напряженность в обществе.

Создатели выставки «Скажи мне, кто твой враг» отстаивали простой тезис: настойчиво формируемый «образ врага», в действительности является пропагандистским мифом, «пустышкой», политическим приемом, призванным отвлечь людей от реальных проблем, предъявить им вымышленных виновников их тяжелого положения.

Образ врага – это социально-политический миф, который зиждется на эгоистическом интересе и имеет в своей основе стремление отдельных политических групп к расширению влияния, сохранению или захвату власти.

Образ врага создается с опорой на особенности человеческой психики. В афоризме К. Юнга «Люди всегда нуждались в демонах и не могли жить без богов» обозначен один из важнейших психологических механизмов формирования «образа врага», получивший название «проекции». Раздражение, страхи, неудачи и внутренние конфликты как отдельно взятого человека, так и общества в целом, получают ложное объяснение, и вина за них возлагается на совершенно иное лицо или обстоятельство. Ощущение беспомощности в кризисной ситуации вызывает желание осознавать себя жертвой чьего-то злого умысла. Такая позиция, с одной стороны, избавляет от необходимости предпринимать конкретные действия, а с другой стороны – дает выход накопившимся отрицательным эмоциям.

Образ врага впитывает в себя традиционные предрассудки в отношении представителей определенных национальностей и государств. Путем наложения искусственно создаваемого мифа на издавна существующие стереотипы появляется необходимый кому-то «образ врага». Образ врага затуманивает разум, подобно наркотику, заставляет верить в немыслимые вещи, совершать чудовищные поступки, поддерживать взгляды и идеи, противные человеческой природе.

Образ врага всегда космичен, а возможности воображаемого врага почти беспредельны. Он везде и всюду, поскольку воплощает мировое зло, неважно как оно называется: «мировой империализм» или «всемирный коммунистический заговор», «всемирное сионистское правительство» или опять же «всемирная террористическая сеть».

Образ врага непостижим и невероятен, и поэтому так важно найти его реальное воплощение. Невидимый враг проникает повсюду, он живет среди нас и главное – научиться его распознавать. Художники рисуют образ врага, и он предстает в виде хищника, паука-кровопийцы, змеи или крысы, словом, он – зверь, скрывающийся под личиной человека.

Образ врага наполняется конкретным содержанием в зависимости от социальных и культурно-исторических условий. Тем не менее, в различных исторических ситуациях, в различных обществах и культурах он всегда имеет определенный набор атрибутов, эксплуатирующих особенности социальной психологии. Враг изображается варваром, чужаком и агрессором, противником всего святого и светлого. Он хитер и коварен, а потому прикрывает свои действия политическими или экономическими мотивами, тогда как в действительности им движет только чувство ненависти к «нам».

Образ врага полностью дегуманизирован, а потому к нему нельзя подходить к нему с обычными мерками. Чудовищность врага, готового на любые преступления, оправдывает в отношении к нему любые действия, формирует особую политическую мораль с известным набором принципов: «Кто не с нами, тот против нас», «Если враг не сдается – его уничтожают». Образ врага постоянно присутствует в политической сфере, при этом средства и механизмы его насаждения в массовое сознание и степень интенсивности внедрения варьируют в зависимости от поставленных задач. Идеология тоталитарных обществ предполагает наличие главного смертельного врага. «Кознями «врага» объясняются все просчеты и неудачи режима, при этом поиски «внутренних врагов» превращаются в «охоту на ведьм» и сопровождаются массовым репрессиями.

Образ врага в демократических обществах используется главным образом в предвыборных технологиях, но в некоторых случаях миф о враге может служить для повышения уровня поддержки и доверия действующему правительству. Например, использование образа «врага-чеченца» позволило поднять уровень поддержки власти, а эксплуатация образа «коммунистической угрозы» помогла в свое время сформироваться военно-промышленному комплексу США. Образ врага, создаваемый политиками, поддерживается, тиражируется и внедряется в общественное сознание средствами массовой информации и идеологизированной художественной интеллигенцией.

Образ врага с воодушевлением приветствуется теми людьми, которые в силу недостаточного уровня образования или особого психологического склада (так называемая «авторитарная личность», по терминологии Т. Адорно, В. Райха) готовы воспринимать без критики и размышлений любые предрассудки, любую психологически комфортную информацию. Образ врага поддерживается, пока он кому-то необходим, утрачивая актуальность, он уходит на периферию общественного создания и сохраняется там, пока не будет востребован новыми политическими силами.

Образ врага имеет крайне негативные последствия для внутренней жизни страны. Истерия по поводу внешней угрозы, влечет за собой поиски пособников врага внутри страны, используется для оправдания режима секретности, всеобщей подозрительности, шпиономании, подавления инакомыслия.

Образ врага не может сплотить нацию. Он раскалывает общество, препятствует осознанию общих интересов и все того, что так или иначе могло бы объединить различные социальные группы. Психология вражды и восприятие окружающего мира как полного врагов ведет к деформации собственной идентичности.

«Неугомонный не дремлет враг…»

Начавшийся в конце 1980-х гг. распад советской системы сопровождался ростом напряженности в межнациональных отношениях. В общественное сознание активно внедрялся образ врага в лице соседнего народа. Всплыли старые обиды – в принципе такой же миф, как и сам образ врага. Вакуум враждебности ненадолго возник во второй половине 1980-х годов, когда официальная пропаганда начала утрачивать свои позиции, а люди в большинстве своем сосредоточились на том, как перестроить жизнь к лучшему.

Однако жить без врагов оказалось непросто. Многие политики и пропагандисты остались без работы, а для кого-то жизнь попросту потеряла смысл. Отсутствие врага означало, что в возникающих проблемах надо винить самих себя, более того, трезвая оценка реальности заставляла допустить, что есть кто-то другой лучше и умнее тебя. Сознание отказывалось мириться с новым положением вещей, и культура враждебности быстро начала возрождаться. Отставные пропагандисты перекочевали в полулегальные издания, на страницах которых старые фобии, не сдерживаемые более внешними приличиями, выплеснулись с невиданной силой. Изобразительный ряд стал беднее, поскольку вел теперь свое происхождение от газетной карикатуры советских времен. Набор характерных для образа врага черт, остался прежним: крючковатый нос, кавказско-еврейская внешность, крысиный или змеиный хвост. В дело пошли пропагандистские клише времен третьего рейха, а некоторые издания демонстрировали прямо-таки любование нацистской и эсэсовской эмблематикой.

Более сложный путь, в чем-то даже эстетский, избрали лимоновцы. Они широко использовали в своих листовках и прямые римейки плакатов послереволюционных лет и советскую символику. При разделе имущества буденовка досталась коммунистам, а бренд «серпа и молота» приватизировали национал-большевики.

Однако в целом акцент был перенесен на текст. Он перестал быть броским, лозунговым и стал «более ученым». Авторы многочисленных листовок старались быть убедительными, они рассуждали, объясняли, придавали значительность обыденным фактам, как бы приоткрывая завесу великой тайны. Листовки льстили читателю, вызывали у него ощущение причастности к прежде сокрытому знанию, создавали иллюзию понимания происходящего.

Появился, точнее, возродился, жанр псевдобытового рассказа с постоянными «бродячими» сюжетами. Изнасилованный и убитый ребенок, русская девушка, ставшая объектом домогательства кавказцев, юноша, вставший на ее защиту и получивший удар ножом в спину, еврей, совершающий тайные обряды и разрабатывающий планы «уничтожения белой расы». Все это можно было бы счесть детскими страшилками, вроде рассказов про «черную простынь» и «гроб на колесиках», если бы за подобными публикациями не следовали вполне реальные кровавые события. Некоторое время тиражирование образа врага оставалось уделом маргиналов и экстремистских групп. Власть воздерживалась от участия в этой вакханалии и пробовала даже противодействовать ей. Но когда у нее появились свои корыстные цели, и потребовалось укрепить пресловутую вертикаль, из старого чулана было вытащено пыльное чучело «буржуя».

К прежним демоническим фигурам прибавились новые – коррумпированный чиновник и олигарх. Впрочем, это лишь новые ипостаси прежних врагов, и когда в солидных изданиях читаешь об олигархах, которые выкачали из недр страны всю нефть, невольно слышится, старое: «если в речке нет воды, значит выпили…».

Переход от одних стереотипов сознания к другим совершается необычайно просто. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы заметить, что между бредовой идеей «Путин – ставленник мирового сионизма» и вроде бы правдоподобной – «Путин – ставленник спецслужб» – нет принципиальной разницы. Обе мифологемы построены одинаково и похожи между собой как плакаты белых и красных эпохи гражданской войны. Однако в мифы верят, и вот уже вполне серьезные люди взахлеб повествуют с экрана о битве между ФСБ и ЦРУ, развернувшейся на просторах Украины. Человеку всячески внушается мысль, что он пешка, от которой ничего не зависит. Собственная позиция и любые проявления политической активности выглядят ненужными в ситуации, когда все решают власти, олигархи, спецслужбы и криминал. Человеку отводиться роль статиста в спектакле, где все роли распределены между множеством врагов и единственным спасителем-заступником, неважно президент это, партия или государство. Заодно удается потихоньку внедрить в сознание позабытый образ «осажденной крепости», где все делается по команде сверху. А потом можно, потрясая чучелом врага, построить всех в колонны и заставить маршировать в нужную сторону.

Столкновение мифологемы с реальностью всегда чревато многочисленными коллизиями: погромами, столкновениями на национальной почве, межгосударственными конфликтами. Еще большая опасность возникает тогда, когда «образ врага» проникает в сознание госаппарата и начинает переводиться в план реальной политики. Заказчик превращается в потребителя, а псевдонаучные теории и исторические спекуляции постепенно превращаются в идеологию правящего класса.

Мания поиска врагов мгновенно захлестывает общество. Если раньше террористы действовали где-то далеко или, по крайней мере, приезжали откуда-то на армейских грузовиках или газелях, то теперь их призывают искать в каждом городе, на каждой улице, в каждом доме. Кто-то из официальных лиц, чтобы не отстать от месседжа, исходящего из Кремля, даже поспешил добавить, что линия фронта проходит сейчас через каждого человека. Кажется, что-то похожее уже было. Бороться с реальным терроризмом – дело нелегкое, а потому война объявляется его «скрытым пособникам». Очень быстро возрождается старая фразеология в духе «кто не с нами, тот против нас». Сигнал сверху подхватывается массами, особенно если зерно падает на подготовленную почву. И вот уже в метро голос из репродуктора просит сообщать не только об оставленных бесхозных вещах, но и обо всех подозрительных лицах.

Соблазн пристегнуть к упряжке международного терроризма всех оппонентов нынешней власти становится неодолимым. Пусть «пойдут по тому же делу» и получится что-то вроде «право-левацкого троцкистско-зиновьевского блока». За названием дело не станет. Теперь это уже не «враги социалистического строительства», а враги российской государственности, враги России. Остается один шаг до объявления политических оппонентов изменниками Родины, наймитами Запада, «шпионами пяти разведок».

Образ врага пробуют использовать как ключик к сознанию и сердцам людей. Пока он вроде бы распространяется успешно. Образ врага почти мгновенно завоевал информационное пространство, так что даже листовок и надписей на заборах стало меньше.

Образы врагов, пришедшие из разных мифов, следуя законам жанра, сливаются друг с другом, и вот уже исламские террористы превращаются в простых исполнителей заговора против России, задуманного США, Западом и мировым сионизмом.

В новом, рождающемся на наших глазах мифе о врагах милиция соединяется с организованной преступностью, исламисты с сионистами, американцы с террористами, левые с правыми, демократы с коммунистами, олигархи с бюрократами, католики с протестантами, ФСБ с ЦРУ. Круг замыкается, и податься человеку теперь попросту некуда. Вот почему он становится легкой добычей для любых экстремистов от молодежных группировок до тоталитарных сект, обещающих защиту и спасение.

Но не только этим опасен миф о врагах. История учит, что он подобен бумерангу, а потому непременно оборачивается против своих создателей. Большевики, придя к власти, объявили врагами народа целые сословия, а врагом СССР весь остальной мир. Кончилось тем, что иностранными шпионами были объявлены сами основатели партии, а несколько десятилетий спустя вся КПСС стала восприниматься враждебно большинством населения. Нечто подобное произошло и с всесильной ВЧК-КГБ, всю свою историю боровшейся против шпионов, диверсантов и диссидентов – в конце 1980-х спецслужбы сами попали в разряд врагов.

Борис Ельцин, отстаивая демократию, многократно обрушивался на коммунистов, но теперь большинство людей убеждено, что годы его правления были худшими в истории России. Тем, кто сегодня запускает в тираж и пробует эксплуатировать новые образы врагов неплохо бы помнить о печальном опыте своих предшественников. А остальным не следует забывать, что, когда начинаются поиски врагов и объявляется «охота на ведьм», объектом травли может стать любой.

2005 г.
В.Ю. Дукельский

http://www.cpolicy.ru/projects/c_society/109.html
Рубрики:  Социум
Психология
Люди
Политика

Метки:  

Культурологическое

Пятница, 13 Сентября 2013 г. 12:02 + в цитатник
Информация для культурологов.

НАИК
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
КУЛЬТУРЫ

SACR
SCIENTIFIC ASSOCIATION
OF CULTURE
RESEARCHERS

2014 год в России объявлен годом культуры. Откликом на это событие со стороны ученых, профессиональные интересы которых связаны с разработкой идеологии культурологического познания и озабоченных ситуацией, складывающейся сегодня в отечественных гуманитарных науках, явилось образование Научной ассоциации исследователей культуры в качестве общественной акции.
Причиной и поводом для создания ассоциации послужили реформы в сферах образования и науки, начавшиеся в России в последние годы, и в частности процесс реорганизации научно-исследовательских институтов Министерства культуры РФ. Стало совершенно очевидным, что, если культурологическое образование еще пользуется какой-то поддержкой Министерства образования и науки, то культурологической науке на такую поддержку рассчитывать не приходится. Культурологическую науку не запрещают, но и не стимулируют ее развитие, что наглядно подтверждается планами по радикальному сокращению числа культурологических диссертационных советов. В свою очередь Министерство культуры, используя культурологическое знание для обеспечения своих отраслевых нужд, не проявляет никакого интереса к углублению этого знания и возрастанию его фундаментальности. Решение задач развития культурологии как комплексной науки о культуре возлагается на индивидуальную творческую инициативу самих ученых.
Сегодня абсолютное большинство культурологов работает в вузах, в системе университетской культурологии. Казалось бы, здесь и должна развиваться наука. Но, к сожалению, специфика организации учебного процесса в отечественной вузовской традиции не обеспечивает университетской культурологии серьезных перспектив развития. Задачи образования требуют яркой интерпретации и уплотнения устоявшегося знания, а не введения в учебный процесс дискуссионного нового. Уровень учебно-методической и организационной загруженности преподавателей оставляет им очень мало времени и сил на научную работу. Показательно, что регулярно создаваемые в вузах учебные пособия по культурологии, как правило, не содержат значимых теоретических и исторических открытий (это не их функция). Университетская культурология сегодня чрезвычайно важна как сфера сохранения научного знания о культуре, но не является естественным пространством его продуктивного развития. Углубление специального знания в основном ведется учеными, психологически независимыми от жестких требований образовательных стандартов и прикладных заказов отраслевой практики, где бы они ни работали.
Ситуация, складывающаяся в гуманитарном знании в настоящее время, требует активизации именно фундаментальных исследо¬ваний проблем культуры, обеспечивающих адекватное понимание системообразующей роли культуры в социальной жизни общества. Нет оснований говорить об ин¬сти¬туциональном кризисе культурологической науки, но имеет место серьезное усложнение условий ее существования и функционирования, что требует определенной корректировки в организации научно-исследовательской работы. Речь идет о том, что теперь сами ученые должны принять на себя ответственность за развитие научного знания, не надеясь на государственные институты и вузы как на организаторов таких разработок, на централизованные государственные программы развития наук о культуре. Период работы крупных интеллектуальных центров по обобщению и систематизации культурологического знания можно считать завершенным. Ныне у институтов другие задачи, связанные не с углублением научных знаний о культуре, а лишь с использованием этих знаний в различных областях социальной практики. Ученым же предлагается заниматься фундаментальными исследованиями в индивидуальном порядке на основе грантовой поддержки. Конечно, это не остановит развитие культурологической науки, но в известной мере дезорганизует его, разрушит сложившийся порядок авторитетной экспертизы, осуществлявшейся в научных центрах и задававший уровень академического качества научной работы. Эту регулятивную функцию теперь должна взять на себя инициативная общественная организация.
В этих условиях представляется целесообразным объединение ученых, занимающихся исследованиями культуры, вокруг программы развития фундаментальной культурологической науки, обеспечивающей ее системный характер. Именно ослабление системности теоретического знания видится сейчас наибольшей опасностью, угрожающей культурологии. Для того, чтобы не допустить этого, нужно объединить интересы ученых в межинституциональном пространстве задачами рабочей координации профессиональной деятельности, написания нормативных текстов, издания книг и иных акциях, преследующих цель сохранения культурологии в качестве особой науки со своими специфическими стандартами качества. Созданное несколько лет назад Научно-образовательное культурологическое об¬щество активно содействует профессиональной консолидации культурологов, но не оказывает заметного влияния на развитие науки.
Поэтому с целью концентрации интеллектуальных сил на решении актуальных и перспективных задач развития культурологии и других наук о культуре создается Научная ассоциация исследователей культуры (Scientific Association of Culture Researchers). Это объединение ученых, стремящихся к расширению и углублению научных знаний о культуре независимо от господствующей конъюнктуры. Участвовать в работе ассоциации предлагается как культурологам, так и философам и социологам, историкам и религиоведам, антропологам и археологам, искусствоведам и эстетикам, лингвистам и филологам, психологам и иным исследователям культуры. Ассоциация должна стать экспертным сообществом, помогающим ученым в поддержании высокой системности их научных изысканий, академического уровня теоретических обобщений и внедряющим современные стандарты научной аналитики. Ей предстоит функционировать как «институту культурологии на общественных началах», работники которого в рамках собственных исследований осмысленно и целенаправленно будут заниматься научным обобщением, систематизацией и развитием фундаментального знания о культуре.
Цель работы Научной ассоциации исследователей культуры заключается в обеспечении системного развития культурологии и других наук о культуре как специального научного знания о сущности культуры и ее социальных функциях.
Формы работы Научной ассоциации исследователей культуры будут заключаться в разработке и реализации научно-исследовательских и научно-издательских проектов, стимулирующих интеллектуальную активность исследователей культуры, углублению фундаментального научного знания.
В настоящее время в перечень основных направлений научной активности ассоциации входят:
- систематизация фундаментального культурологического знания как особого ракурса научной интерпретации социальной реальности;
- развитие функциональной теории культуры (в русле тенденции, заложенной Э.С. Маркаряном и З.И. Файнбургом);
- развитие историософских исследований культуры как социально-синергетической системы (в русле тенденции, заложенной М.С. Каганом);
- развитие исследований российской социокультурной общности как особого историко-типологического феномена (в русле тенденции, заложенной А.С. Ахиезером).
Разумеется, перечень направлений исследований, поддерживаемых ассоциацией, будет активно расширяться.
Непосредственная программа деятельности ассоциации включает:
- подготовку регулярных научных докладов о состоянии фундаментальных культурологических исследований в России (на основании данных РИНЦ и других открытых источников);
- издание книг, содержащих новейшие теоретические разработки по проблемам культуры;
- систематическое ведение теоретических исследований культуры чле¬нами ассоциации;
- инициирование фундаментальных теоретических исследований культуры в профессиональной среде;
- проведение научных конференций по философским и теоретическим проблемам культуры;
- подготовку нового поколения теоретиков культуры в системе аспирантуры и докторантуры;
- публикацию разного рода информации по проблемам состояния и развития фундаментальных исследований культуры в Интернете.
Эту деятельность будут осуществлять члены ассоциации, как сами на своих рабочих местах, так и посредством привлечения специалистов-исследователей в иных местах их профессиональной активности.
На данном этапе своей работы ассоциация избегает структурирования в жестких организационных формах, а действует как свободная инициативная группа. В нее входят ученые, разрабатывающие проекты развития фундаментального знания о культуре и ищущие возможности для их реализации.
Научная ассоциация исследователей культуры видит себя естественным продолжателем европейской академической традиции и исследовательских принципов российской научной школы в изучении культуры как социальной реальности, отраженной в символических чертах продуктов и результатов деятельности, образов сознания, форм и норм поведения людей. Целью научного познания культуры является углубление теоретического понимания ее сущности и социальных функций, формирование фундаментального знания, на которое можно опираться в современной социокультурной практике, при прогнозировании и проектировании развития общества в обозримом будущем. Только глубокое теоретическое знание о культуре может стать основой для выработки ответственных рекомендаций по использованию культуры в актуальной социальной регуляции и проектированию перспективного развития общества.
В обеспечении системного решения этой задачи и заключается основная функция Научной ассоциации исследователей культуры.
Инициативная группа:
О.Н. Астафьева, Н.Г. Багдасарьян, И.В. Кондаков, А.Я. Флиер, Н.А. Хренов.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
РОСССИЙСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Первым проектом Научной ассоциации исследователей культуры, реализуемым по программе ее работы, является подготовка и издание книжной серии «Академическая библиотека российской культурологии». Публикация осуществляется издательством «Согласие». Планируется издание сборников избранных научных работ более чем двадцати ведущих российских культурологов (философов культуры, теоретиков и историков культуры, социологов культуры, культурных антропологов) в 1-3 тома по 30 а.л. на каждого автора. Намеченный срок осуществления проекта 2013-2016 гг.
Издание этой книжной серии осуществляется с целью обеспечения подготовки кадров высшей квалификации в сфере наук о культуре. Книги серии предназначены с первую очередь для аспирантов и докторантов, работающих над диссертационными исследованиями по философии культуры и теории и истории культуры, но могут быть полезными и для любой иной научной работы по культурологии. Подготовка книг к сериальному изданию осуществляется Аналитической группой «Высшая школа культурологии».
Редакционный совет серии учрежден в следующем составе:
главный редактор: А.Я. Флиер,
члены совета: О.Н. Астафьева, Н.Г. Багдасарьян, Т.В. Глазкова (ответственный секретарь), И.В. Кондаков, А.В. Костина, И.В. Малыгина, М.А. Полетаева, Н.А. Хренов, Е.Н. Шапинская, М.М. Шибаева.
Издание книг серии станет существенным продвижением в деле научной систематизации теоретических разработок российской культурологии за последние два десятилетия (а по некоторым авторам с 1960-х гг.), в аналитическом обобщении опыта и осмыслении вектора развития отечественной культурологической мысли.
В настоящее время в процессе издания находятся книги:
Н.А. Хренов. Избранные работы по культурологии;
Н.А. Хренов. Избранные работы по теории и истории культуры. Т. 1;
Н.А. Хренов. Избранные работы по теории и истории культуры. Т. 2;
А.Я. Флиер. Избранные работы по теории культуры;
А.Я. Флиер. Избранные работы по культурологии;
А.А. Пелипенко. Избранные работы по теории культуры. Т. 1;
А.А. Пелипенко. Избранные работы по теории культуры. Т. 2.
В процессе авторской подготовки к изданию находятся книги:
И.В. Кондаков. Избранные работы по теории культуры;
И.В. Кондаков. Избранные работы по истории культуры;
И.В. Кондаков. Избранные работы по художественной культуре;
З.И. Файнбург. Избранные работы по социологии культуры (составитель Г.З. Файнбург);
О.А. Жукова. Избранные работы по философии культуры;
О.А. Жукова. Избранные работы по культурологии;
Н.Г. Багдасарьян. Избранные работы по культурологии. Т.1;
Н.Г. Багдасарьян. Избранные работы по культурологии. Т. 2;
О.Н. Астафьева. Избранные работы по культурной политике;
О.Н. Асстафьева. Избранные работы по культурологии.
Ведутся переговоры о подготовке сборников избранных работ:
М.С. Кагана (составитель О.Н. Астафьева);
А.В. Костиной;
Т.Ф. Кузнецовой;
Э.С. Маркаряна (составитель А.В. Бондарев);
Е.Н. Шапинской.
В планах издательского проекта публикация сборников избранных работ:
А.С. Ахиезера, И.М. Быховской, П.С. Гуревича, Г.И. Зверевой, С.Н. Иконниковой, А.С. Кармина, Л.Н. Когана, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, К.Э. Разлогова, В.М. Розина, О.К. Румянцева, А.И. Шендрика и ряда иных авторов.
Заказ на книги серии «Академическая библиотека российской культурологии» можно осуществить в издательстве "Согласие" по адресу: glaztatyana@yandex.ru, а также через Книжную галерею "Нина" по телефону: (495) 201-3645 и по адресу: kniginina@mail.ru.
Рубрики:  Культурология, философия

Метки:  

Франц Кафка

Пятница, 13 Сентября 2013 г. 11:10 + в цитатник
Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются.
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

СПАМ

Среда, 04 Сентября 2013 г. 23:50 + в цитатник
/Из Словаря символов и фетишей современной культуры/

СПАМ как культурологическая проблема

Термин спам имеет свою занимательную историю. Всё началось с консервированной ветчины, которая так и называлась SPAM. Название это образовано путём сокращения. Компания Hormel Foods в 1936 г. вывела на рынок «Свиные лопатки и окорока» («Shoulder of pork and нam»), а в 1937 г. удобная аббревиатура была расшифрована как «Острая ветчина» («Spiced ham»). В ветчину действительно следовало добавить специй, поскольку сама она изготавливалась из третьесортного мяса, неликвиды которого переполнили хранилища компании. Консервы надо было сбывать, и Hormel Foods запустила активную маркетинговую кампанию. Hormel Foods удалось заключить контракт на поставку SPAMа в вооруженные силы и флот. При этом ветчиной снабжалась не только американская, но и союзнические армии. После войны SPAM оказался чуть ли не единственным мясным продуктом, доступным по цене самым широким слоям населения, что сделало его страшно популярным. Когда Оруэлл в своём романе «1984» упоминал «розовые кусочки мяса», он описывал именно SPAM.

Hormel Foods честно отрабатывала свою роль ведущего игрока рынка, предлагая потребителю различные модификации своего продукта. А также различные рецепты приготовления блюд из SPAMa. Например, на кусок хлеба кладется ровно отрезанный кусок SPAMa, сверху накрывается другим куском хлеба (это незатейливый сэндвич), или - тонко порезанные ломтики SPAMa поливаются сладким соусом и посыпаются сверху мелко порубленными кусочками того же SPAMa (это уже изысканное блюдо). В конце концов, SPAM стал чуть ли не национальным блюдом Америки.

В начале 70-х годов эта суперпопулярность SPAMa была обыграна в телевизионном шоу «Летающий цирк Монти Пайтона». В одном из скетчей группы посетители попадают в кафе, в котором все блюда содержат SPAM. Официантка, предлагающая сделать заказ, усиленно рекламирует блюда из SPAMа. За соседними столиками оказываются викинги, поющие SPAMу хвалебную песнь, заглушая все диалоги. Когда главный герой скетча, пришедший в кафе с супругой, просит принести ему что-нибудь без SPAMa, официантка рекомендует ему блюдо, в котором SPAMa совсем немного. В конце концов, жена главного героя восклицает «I don’t like spam!» («Я не люблю SPAM!»). Скетч имел большой успех, и с тех пор слова SPAM и навязчивая реклама стали синонимами.

Корпорация Hormel Foods поступила умно, не став бороться с успешным шоу, а попыталась заработать на нём дополнительных покупателей. Она даже помогала Монти Пайтону, спонсируя музыкальную комедию «Spamalot» («Много SPAMa»), написанную на основе скетча. Консервы SPAM производятся до сих пор. В 2002 году была продана шестимиллиардная банка этой ветчины.

Параллельно шла совсем другая жизнь этого слова. Уже в 80-е годы, еще до рождения массовой электронной почты, спамом стали называть чрезмерную публикацию файлов в многопользовательских системах и телеконференциях, досаждающую нормальным пользователям. В 1986 г. в конференциях Usenet появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: «Заработай кучу денег», а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством дублировал свои тексты, чем заслужил сравнение их со SPAMом из того самого скетча. Модераторам пришлось ужесточать правила участия в Usenet.

Однако общепризнанной датой рождения электронного спама считается 5 марта 1994 года. В этот день в той же многострадальной Usenet аризонский юрист Лоуренс Кантер разместил множество сообщений с рекламой своей семейной фирмы Canter & Siegel, предлагая желающим поучаствовать в розыгрыше вида на жительство в США. Особенностью данной акции было то, что сообщения создавались специальной программой, написанной самим Кантером. Годом ранее уже был прецедент, где провинилась программа, - 31 марта 1993 года Ричард Депью, администратор всё той же Usenet по ошибке спродуцировал рассылку 200 одинаковых сообщений, но то был программный сбой, а Кантер завалил Usenet спамом специально. Акция оказалась сверхприбыльной – более $100 000 при минимальных вложениях. Эта эффективность предопределила дальнейшую эпидемию спама.

Что же такое спам? С точки зрения получателя почты спамом является любое электронное письмо, отправитель которого ему неизвестен. Но это не совсем так. Наиболее точное определение спама – это массовые несанкционированные рассылки.

Спам рассылается автоматически, один и тот же текст по многим тысячам адресов. Базы для спамрассылок создаются роботом, который обходит весь Интернет, страница за страницей, собирая электронные адреса. Еще один способ создания подобных баз: генерируются логически допустимые адреса, по которым рассылается тестовое письмо. С несуществующих адресов приходит возврат; те адреса, с которых возврат не пришел, и образуют искомую базу.

Спам утомляет. Он захламляет почтовый ящик. Приходится тратить массу времени на удаление ненужных писем, покупать и устанавливать программы спамообороны, которые не обеспечивают стопроцентной защиты. В бесконечном списке несанкционированной почты могут затеряться действительно нужные письма. Спамеры всё более качественно маскируют своё творчество под личную переписку, в результате мы или тратим больше времени на его отсев, или рискуем потерять то, что адресовано действительно нам. Вдобавок ко всему, мы еще оплачиваем пересылку спама, если, конечно, не пользуемся бесплатными ящиками.

Содержание спама часто опасно. К подобному виду рекламы часто прибегают недобросовестные производители. С помощью спама рекламируется то, чья реклама запрещена или законодательно ограничена. Спам используется для мошенничества: выманиваются либо деньги, либо пароли к платным сервисам, банковским счетам, личным сайтам и т.д.

В то же время спам представляет собой не просто негативное явление, а скорее, культурологическую проблему. Ведь не случайно, несмотря на все попытки запретить спам, им по-прежнему пользуются, значит, он всё ещё экономически эффективен. И он будет оставаться таковым, поскольку затраты на его генерацию (производство) ничтожны.

Эта дешевизна делает спам самой демократической формой рекламы. Практически каждый может им воспользоваться для предложения своей продукции (услуг), рассылки информации и т.п. При этом масштаб рассылки гарантирует, что хоть кто-нибудь да откликнется на обращение. Все другие виды рекламы гораздо дороже, общая тенденция возрастания цены входа в бизнес сказывается и тут – цена рекламной компании отсекает малобюджетных игроков рынка. В этих условиях спам остаётся чуть ли не единственной альтернативой, позволяющей начать бизнес с нуля.

Иногда спам используется для публичных сообщений. Никакой цензуры, полная реализация свободы слова. Именно неподцензурность спама и придаёт ему противозаконный оттенок: спам может содержать всё, что угодно. С этой стороны проблема спама – это проблема абсолютной свободы высказывания. Общество декларирует свободу слова, но вынуждено бороться со спамом, воплощающим этот принцип.

Спам также является крайней реализацией рекламного принципа. Рекламный принцип можно сформулировать так: каждый производитель имеет право сообщить о своём товаре (услуге) каждому потенциальному потребителю. Но и это оказывается нереализуемо в чистом виде. Потенциальный потребитель не желает видеть несанкционированные рекламные сообщения, пусть они относятся к самому легальному бизнесу. Помимо права говорящего (собственно свобода слова) есть еще и право слушающего, и спам заставляет об этом задумываться.
Рубрики:  Культурология, философия

Метки:  

Андрей Платонов

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 16:51 + в цитатник
m2367b674 (300x461, 142Kb)
Сегодня у него День рождения.

"В старости душа не заживает, она долго мучается памятью."

"Тело без веры плошает и гниде сдается."

"Ум и глупость в первом эшелоне видней, чем во втором."

"В рождении есть счастье, а в сохранении рожденного - труд и смертельная опасность."

"Каждое сердце разное с другим: одно, получая добро, обращает его целиком на свою потребность, и от доброго ничего не остается другим; иное же сердце способно и злое переработать, обратить в добро и силу - себе и другим."

"Ни хорошие, ни плохие моторы сами по себе не помогают правильно существовать человеку, если в человеке нет священной сущности, или эта сущность убита, или искалечена. Может быть, эта сущность - наша душа - и неизвестно в точности, что такое, но известно, что без неё общая жизнь человечества не состоится, и это подтверждается тем, что мы страдаем."

"После смерти последнего мастера оживут последние сволочи, чтобы пожирать растения солнца и портить изделия мастеров." (Чевенгур). Своего рода - пророчество, после распада Союза в комнате, где жил, работал и умер Андрей Платонов был открыт пункт обмена валют.

Жили-были люди,
Померли все люди,
Нарожались черви,
Стали черви люди.
Черви все подохли,
И осталась глина.
А на глине корка,
А на корке травка,
В травке той росистой
Сердце наше дышит,
Сердце наше плачет
Об умерших детях.
Все прошло-пропало.
Одно сердце стало
Жить на свете вечно,
Умереть не может,
Потому что плачет,
Плачет-ожидает,
Мертвых вспоминает.
Мертвые вернутся,
Спящие проснутся,
И тогда что было -
Сердце позабудет
И любить вас будет
В неразлучной жизни...

Фронтовая запись 1942 года:
"Тюрьмы, лагеря, войны, развитие материальной цивилизации - все это служит одной цели: выкосить, ликвидировать, уменьшить человеческий дух, - сделать человечество покорным, податливым на рабство."

Фронтовая запись 1943 года:
"Умершие будут воскрешены, как прекрасные, но безмолвные растения-цветы. А нужно, чтобы они воскресли в точности, - конкретно, как были... Бог есть умерший человек."


Андрей Платонов, по воспоминаниям коллег, близких, однополчан, - не боялся смерти. В своем фронтовом дневнике так и записал: "меня убьет только прямое попадание по башке."

"Пока я люблю и могу любить, не может быть, чтоб плохо было на свете, да и не будет плохо" ( из дневника А.Платонова)
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

Эрих Фромм о любви

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 11:09 + в цитатник
"…любовь -- это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший". Элемент заботы и ответственности в плодотворной любви замечательно описан в книге Ионы. Бог повелел Ионе пойти в Ниневию предостеречь ее жителей, что они будут наказаны, если не исправят своих неправедных путей. Иона уклонился от
своей миссии из боязни, что люди в Ниневии раскаются, и Бог простит их. Он
был человеком с развитым чувством порядка и закона, но без любви. Однако его
попытка к бегству привела его во чрево кита, символизирующее состояние
изоляции и заточения, которое он навлек на себя отсутствием любви и
солидарности. Бог спас его, и Иона пошел в Ниневию. Он проповедовал ее
жителям то, что Бог велел ему; чего он опасался, то и случилось. Люди
Ниневии раскаялись в своих грехах, исправили пути свои, и Бог простил их и
решил не разрушать город. Иона был разгневан и разочарован; он хотел, чтоб
восторжествовала "справедливость", а не милосердие. Наконец, он обрел
некоторое успокоение в тени дерева, которое Бог взрастил, чтоб защитить Иону
от солнца. Но когда Бог иссушил дерево. Иона впал в уныние и гневно выражал
Богу свое недовольство. Бог отвечал: "Ты сожалеешь о дереве, над которым ты
не трудился и которого не растил; которое в одну ночь выросло и в одну же
ночь пропало. Мне ли не жалеть Ниневии, города великого, в котором более ста
двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и
множество скота?" Ответ Бога Ионе следует понимать символически. Бог
объясняет Ионе, что сущность любви -- "трудиться" ради чего-нибудь и
"взрастить" что-нибудь, что любовь и труд -- нераздельны. Человек любит то,
ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит.
История с Ионой дает понять, что любовь нельзя отделить от
ответственности. Иона не чувствовал себя ответственным за жизнь братьев
своих. Он, как и Каин, мог бы спросить: "Разве сторож я брату моему?"
Ответственность -- это не обязанность, наложенная на меня извне, она -- мой
ответ на чью-то надобность, небезразличную мне. Ответственность и ответ
имеют один корень; быть ответственным -- значит быть готовым к ответу."

"…принято считать, что влюбленность -- это уже вершина любви, в то
время как на самом деле -- это начало и только возможность обретения любви.
Принято считать, что любовь -- это результат таинственного влечения двух
людей друг к другу, некое событие, совершающееся само собой. Да, одиночество
и сексуальные желания делают влюбленность легким делом, и здесь нет ничего
таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришел.
Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любить
вызывает любовь так же, как и заинтересованность делает человека интересным.
Людей беспокоит вопрос, привлекательны ли они, при этом забывается, что суть
привлекательности -- в их собственной способности любить. Любить человека
плодотворно значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его
жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его
человеческих сил. Плодотворная любовь несовместима с пассивностью, со
сторонним наблюдением за жизнью любимого человека; она означает труд, заботу
и ответственность за его развитие."

"Материнская любовь -- самый общераспространенный и самый общепонятный
пример продуктивной любви; сама ее сущность -- забота и ответственность.
Рождая ребенка, материнское тело "трудится" ради него, а после рождения
материнская любовь состоит в напряженных усилиях взрастить дитя. Материнская
любовь не зависит от того, удовлетворяет ли ребенок определенным
требованиям, чтоб быть любимым; материнская любовь безусловна, основана
только на материнском отклике на надобности ребенка. Неудивительно, что материнская любовь
была в искусстве и религии символом высшей формы любви. На иврите любовь
Бога к человеку и любовь человека к ближнему обозначается словом рахамим,
корень которого рэхэм означает материнское лоно."
Рубрики:  Культурология, философия
Социум
Психология
Люди

Метки:  

Цитатник

Пятница, 23 Августа 2013 г. 14:10 + в цитатник
Если не можем жить совсем как
люди, постараемся жить не
совсем как животные.
/Жозе Сарамаго "Слепота."/

Любви люди стесняются больше,
чем секса.
/Стивен Фрай "Гиппопотам."/

- Несчастна та страна, у которой
нет героев!
- Нет! Несчастна та страна, которая нуждается в героях.
/Бертольд Брехт "Жизнь Галилея."/
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

Рэй Брэдбери

Пятница, 23 Августа 2013 г. 14:05 + в цитатник
"Любовь - это когда кто-то может
вернуть человеку самого себя."
/Рэй Брэдбери "Электрическое тело пою!"/


"Кто не созидает, должен разрушать.Это старо как мир. Психология малолетних преступников."
"Хорошие писатели тесно соприкасаются с жизнью. Посредственные - лишь поверхностно скользят по ней. А плохие насилуют ее и оставляют растерзанную на съедение мухам."
/Рэй Брэдбери " 451° по Фаренгейту."/
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

Ролло Мэй

Вторник, 20 Августа 2013 г. 10:20 + в цитатник
Общество подавляет отдельную личность в силу самой своей природы. Указывая на это, Ханна Арендт выражает удивление по поводу того, что люди часто считают, будто группа должна вести себя иначе. Современные авторы, от Райха до Фромма, негодующе говорят об обществе, выражая свой гнев с помощью таких слов, как "бюрократическое", "безжалостное", "супертехнократическое", постоянно подразумевая, что это вина общества, что мы таковы, какие мы есть. С одной стороны, это вытекает из утопизма — из ожидания, что когда мы построим общество, которое будет учить нас правильно, нам всем будет хорошо. С другой стороны, это напоминает ребенка, уговаривающего родителей, чтобы они стали более высокими или в каком-то другом отношении перестали быть такими, какие они есть. Нельзя ожидать от общества, чтобы оно было другим. Ибо общество, с одной стороны, — это мы.

/Ролло Мэй/
Рубрики:  Социум
Психология

Метки:  

Антон Павлович Чехов

Среда, 24 Июля 2013 г. 22:05 + в цитатник
Как приятно лежать неподвижно на диване и сознавать, что ты один в комнате! Истинное счастие невозможно без одиночества.
"Палата №6"

Ложь — тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая.

Водка бела, но красит нос и чернит репутацию.

Где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества, ни болезней, и сама смерть вполовину.

Русский человек любит вспоминать, но не любит жить.
"Степь"

Вовсе не думать или думать пореже о недругах.

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
"Дом с мезонином"

Самое главное, самое главное — не унижай своего близкого. Лучше сказать: “Ангел мой!”, а не “Дурак”!

Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...

Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.

Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.

Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и вникай.

Я вижу, как вы хмуритесь и встаете, чтобы прочесть мне длинную лекцию о том, что такое любовь и кого можно любить, а кого нельзя. Но, пока я не любил, я сам тоже отлично знал, что такое любовь.

Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.

Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.

Посмотришь на иное создание - миллион восторгов, а заглянешь в душу - обыкновенный крокодил.

Нельзя мешать человеку сходить с ума.
"Палата №6"

Нельзя вернуться в прошлое и изменить свой старт, но можно стартовать сейчас и изменить свой финиш.
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

Виктор Пелевин

Среда, 24 Июля 2013 г. 21:40 + в цитатник
Западный образ жизни требует от человека чудовищного количества игры. Каждый день, каждый миг. Западная культура построена на одной тайной аксиоме – что жизнь, протекающая в визуально привлекательных формах, уже в силу этого является приемлемой. Аполло воспитал целые поколения доноров, реагирующих не на реальность жизни, а на картинку этой реальности. Для кинозрителя нет разницы между «быть» и «выглядеть». Ты становишься генератором визуальных образов, которые в идеале должны вызывать чужую зависть. Ты все время занят перформансом, который должен убедить других и тебя самого, что ты успешен и счастлив. Ты всю жизнь работаешь источающим боль манекеном, сравнивающим себя с отражением других восковых персон…
"Бэтман Аполло"

Для российского сознания характерно ощущение неполноценности и омраченности всего происходящего в России по сравнению с происходящим где-то там. Но это, просто одна из черт русского ума, делающих его судьбу особенно невыносимой. И в этой невыносимости залог трудного русского счастья.
"Бэтман Аполло"

Дело в том, что если пытаешься убежать от других, то поневоле всю жизнь идешь по их зыбким путям. Уже хотя бы потому, что продолжаешь от них убегать. Для бегства нужно твердо знать не то, куда бежишь, а откуда. Поэтому необходимо постоянно иметь перед глазами свою тюрьму.
"Чапаев и Пустота"

Кидание понтов, бессмысленных и беспощадных - обычная российская болезнь... Это вызвано не пошлостью нашего национального характера, а сочетанием европейской утонченности и азиатского бесправия, в котором самая суть нашей жизни. Кидая понты, русский житель вовсе не хочет показать, что он лучше тех, перед кем выплясывает. Наоборот. Он кричит - «смотрите, я такой же как вы, я тоже достоин счастья, я не хочу, чтобы вы презирали меня за то, что жизнь была со мной так жестока!» Понять это по-настоящему может лишь сострадание.

Деньги — это алхимизированное человеческое страдание. Если у тебя его слишком много, ты просто сидишь всю жизнь на огромной горе человеческой боли.
"Бэтман Аполло"

Телевизор – это просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода. Я не имел в виду тех несчастных, которые всю жизнь загипнотизированно смотрят на бесконечный поток помоев, ощущая себя живыми только тогда, когда узнают банку от знакомых консервов. Речь идет о тех людях, которые достойны упоминания в нашей беседе.
"Чапаев и Пустота"
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

Сергей Довлатов

Четверг, 18 Июля 2013 г. 16:47 + в цитатник
– Я не буду менять линолеум, – сказал он. – Я передумал, ибо мир обречен.
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

Эрих Фромм

Четверг, 18 Июля 2013 г. 16:44 + в цитатник
Просто потрясающе, насколько с малой концентрацией сил люди вокруг думают, живут и работают! Работа столь фрагментарна и обрывочна, что требует лишь механического и частичного сосредоточения. Очень редко встретишься с концентрацией, которая захватывает человека целиком. Рабочий на конвейерной линии, воспроизводящий снова и снова только один вид движения, нуждается только в определенном сорте концентрации, и такая концентрация в корне отличается от того собирания воедино всех человеческих сил, которое мы обнаруживаем в истинной концентрации. Истинно сосредоточенный индивид способен слушать без того, чтобы мысли его «разбегались»; он не будет пытаться делать пять дел одновременно, потому что при таком раскладе ни одно дело его не удовлетворит. Ну, и конечно, ничего не может быть доведено до конца без сосредоточенности. Все, что делается без концентрации, не имеет никакой ценности. Потеряв концентрацию, мы не сможем получить никакого удовлетворения от нашей деятельности. Эта истина справедлива в отношении каждого, а не только в отношении великих.
(Э.Фромм Ради Любви к Жизни)

Среди всех чувств, овладевавших человеком в ходе всей истории, возможно, нет такого, которое превосходило бы нежность по чистоте качества просто быть человеком.
(Э.Фромм Революция Надежды)
Рубрики:  Культурология, философия
Социум
Психология
Люди

Метки:  

Рональд Лэйнг

Четверг, 18 Июля 2013 г. 16:39 + в цитатник
Шотландский психиатр, психоаналитик, философ, социолог.

Душевное здоровье сегодня, по-видимому, основывается главным образом на способности адаптироваться к внешнему миру - межличностному миру и сфере человеческих коллективов. Так как внешний мир человека почти целиком и полностью отчужден от внутреннего, любое непосредственное личное знание о внутреннем мире уже рискованно.
Но поскольку общество, не зная об этом, жаждет внутреннего, требование к людям вызвать его "безопасным" образом, таким образом, который не должен восприниматься серьезно и т. д., ужасно - как в равной степени и противоположное. Неудивительно, что перечень художников, скажем, за последние сто пятьдесят лет потерпевших крушение на этих рифах, столь велик - Гельдерлин, Джон Клер, Рембо, Ван Гог, Ницше, Антонен Арто...
Выжившие обладали исключительными качествами - способностью к скрытности, лукавству, хитрости, то есть щепетильно реалистичной оценкой опасностей, которых они избежали, - опасностей не только духовных областей, в которых они побывали, но и ненависти своих собратьев по отношению к любому, кто оказался в такой переделке.
Давайте вылечим их. Поэта, путающего реальную женщину со своей Музой и действующего соответственно... Юношу, отплывающего на яхте в поисках Бога...
Рубрики:  Культурология, философия
Психология
Люди

Метки:  

Хаяо Миядзаки

Суббота, 13 Июля 2013 г. 02:00 + в цитатник
37754603_1231257588_anim3 (280x420, 22Kb)
Вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека.

Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды.

Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаем тайну. а тайна никогда не бывает идеальной (аниматорам своей студии).

Единственное, чем взрослые могут помочь детям, - это благословить их.

Не бойтесь, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее.
Рубрики:  Кино и тв
Люди

Метки:  

Культурологическое

Пятница, 12 Июля 2013 г. 20:04 + в цитатник
Первобытная эпоха вообще не задумывалась о будущем, поскольку мифологическое сознание живет в циклическом времени. Если завтра будет хорошим, то в нем будет то же самое, что и сегодня. Что же может быть лучшим, чем то, что мы еще живы? А если плохим, то завтра не будет совсем. Никакое новое будущее, судя по всему, первобытным сознанием не предполагалось. Первобытное общество можно назвать собранием «вечно вчерашних».

На аграрной стадии развития прошлое виделось золотым веком, который уже миновал, но продолжает служить примером, нравственным эталоном того, как нужно поступать в разных жизненных ситуациях. К сожалению, все самое важное и самое великое уже прошло. «Богатыри не вы». Все герои жили в прошлом. Это великое прошлое уже нельзя повторить, уподобиться великим героям невозможно, но их следует воспевать, славить, в каких-то пределах сакрализовать и главное – равняться на их пример. Вместе с тем, прошлое продолжало активно присутствовать в актуальном настоящем в виде сакральных событий, символическими свидетелями которых являлись верующие, регулярно вспоминавшие об этих событиях в ходе богослужебных ритуалов. Вера неотделима от постоянных воспоминаний о сакральном прошлом, а богослужение – это и есть коллективное воспоминание. То есть прошлое тоже постоянно присутствовало в настоящем, но воспроизводилось преимущественно в культовых мероприятиях.
Будущее виделось людям аграрной эпохи в основном в эсхатологи-ческом столкновении добра и зла, в результате которого добро победит и установится вечная космическая гармония, под которой имплицитно подразумевалась и социальная справедливость. На этом закончится история. На Земле такой гармонии по определению быть не может, хотя некоторое движение от большего зла к меньшему возможно, и все религиозные и философские учения тех времен, так или иначе, призывали к этому. Очень показательно и то, что мыслители аграрной эпохи редко задумывались над тем, как будут жить люди будущего. Их больше волновало, что станет с ныне живущими. Возможно, именно поэтому земное будущее людей и не было предметом их интеллектуального интереса.

Итак, прошлое было трудным, но великим, будущее будет справед-ливым (хотя бы на небесах), а с ужасной современностью нужно смириться. Конечно, время от времени создавались и утопические мечтания о лучшей жизни на Земле, но они большого влияния на общественное сознание не оказывали.
Индустриальная эпоха со своим прагматическим оптимизмом в корне перевернула отношение к прошлому и будущему. Прошлое стало описываться ужасным, жестоким, темным, варварским, готическим. Если к давнему античному прошлому относились еще с некоторым почтением, хотя и признавали за ним множество грехов, то слово «средневековье», означавшее недавнее прошлое, стало употребляться как ругательство. «Отречемся от старого мира. Отряхнем его прах с наших ног». Марксизм стал определенным апогеем радикализма индустриальной эпохи в ее разрыве с прошлым. Но такую позицию занимал не только марксизм, но в большой мере и Просвещение, все еще лежащее в основе современной европейской культуры.
Вместе с тем, мысль о возможности построения в будущем справедливого и во всех отношениях благополучного общества на Земле стала основной целеустановкой социальной практики индустриального общества. Люди живут в плохом мире ради прогресса, ради светлого будущего своих детей и должны самосовершенствоваться с этой целью. Социальная справедливость может быть достигнута на Земле при условии нравственного улучшения людей. Все это было предельно четко сформулировано Просвещением. Конечно, марксизм довел идею «царства небесного на Земле» до пределов безнравственности, выбирая революционное насилие, как средство его построения, но в принципе о рациональных путях достижения социальной справедливости стали думать еще с эпохи Ренессанса. В этом смысле индустриальная эпоха была самой оптимистичной в известной нам истории.
Итак, общественное сознание индустриальной эпохи было ориентировано на то, что прошлое было ужасным, современность является плохой, а будущее станет прекрасным, и мы обязаны его построить именно таким. Разумеется, я предельно упрощаю многосложную картину отношения к прошлому и будущему, но принципиальные установки сознания были примерно такими.
Постиндустриальная эпоха, с ее переходом от плюралистической ис-тины к конвенциональной (истиной будет то, о чем мы договоримся между собой), сразу же заявила, что о прошлом мы ничего достоверно не знаем и не можем судить, было ли оно хорошим или плохим.
Все, что мы знаем, – это только слова. О прошлом мы знаем в основном сказки из слов, которые выдумали позднейшие интерпретаторы. Никакой Античности и Ренессанса на самом деле не было. Во всяком случае, Платон не подозревал о том, что он живет в эпоху Античности, а Рафаэль не знал, что за окном Ренессанс. Это все позднейшие слова. И потому прошлое перемещается из сферы рационального знания в область художественных образов и идеологических манипуляций. Массовое сознание с удовольствием верит в эти сказки, а серьезные люди используют прошлое сугубо утилитарно для достижения политических целей или обогащения. Ведь прошлое пользуется большим спросом у массы покупателей и рядового электората, оно стало выгодным товаром. Оказалось, что ничто так хорошо не продается, как слова. Особенно слова о прошлом.

Из работы А.Флиера
Рубрики:  Культурология, философия
Психология
История

Метки:  

Карел Чапек

Вторник, 09 Июля 2013 г. 20:50 + в цитатник
a8722c45cfc2987ee4992631c36 (400x314, 16Kb)
Странная у человека натура: если он видит какое-нибудь бедствие, ему хочется, чтобы оно было грандиозным. Большой пожар или большое наводнение как-то встряхивают человека. Ему кажется, что он получил от жизни что-то новое. А может быть, в нем просто говорит языческое благоговение перед стихией?

Для полководца и для взломщика отступление - главное.

Актеры - что цыгане.(об образе жизни)

В мире ни за что ни про что пропадает много изобретательности и замечательных дарований! У людей хватает терпения искать алмазы в песке и жемчуг в море, а вот отыскать дарования и таланты, чтобы они не пропадали впустую, это никому не придет в голову. А жаль!
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 07 Июля 2013 г. 14:23 + в цитатник
Под боком проходит один из международных кинофестивалей, не из громких, людей мало. Ретроспективы, лекции, мастер-классы. Больше кулуарный, для кинематографистов и тех, кто в танке. Думала: идти али нет.
Таки сходила...подробнее
http://vk.com/wall183332513_1206
Рубрики:  Кино и тв

Метки:  

Роберт Рождественский

Суббота, 06 Июля 2013 г. 17:35 + в цитатник
УЛЫБАЮЩИЙСЯ

В каждом глазу у него -
медоточие.
Он улыбается липко,
настойчиво.
Дышит прерывисто,
очень старается
и обязательно
хочет понравиться!
Дарит улыбку
особой восторженности
лицам,
которые выше по должности.
Ласковость нрава
все время доказывает.
В дверь не шагает он,
а ... проскальзывает.
Шаркает ножкой,
чуть выгибается
и - улыбается.
Весь улыбается!
Сладенький!
Самый улыбчивый в мире!

...Раньше
таких рисовали
на мыле.
Рубрики:  Люди
Литература

Метки:  

Поиск сообщений в vavalery
Страницы: 6 [5] 4 3 2 1 Календарь