-Рубрики

 -Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Всегда под рукой

К приложению

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Valentina_Kutzner

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.07.2009
Записей: 27025
Комментариев: 1554
Написано: 34751


Онегинская строфа (пушкинский сонет) | Словарь поэтических форм

Понедельник, 11 Января 2010 г. 01:30 + в цитатник
Цитата сообщения Немойберег Онегинская строфа (пушкинский сонет) | Словарь поэтических форм



Онегинская строфа (пушкинский сонет) – поэтическая форма, разновидность сонета, предложенная Пушкиным, состоящая, как и классический сонет, из 14 строк, но использующая не пятистопный ямб, традиционный для русского (а также английского и немецкого) сонета, а четырехстопный с особым рисунком рифмовки AbAbCCddEffEgg (прописные – женские рифмы, строчные – мужские). Таким образом, онегинская строфа – это сонет, состоящий из трех катренов и дистиха-ключа, причем, в катренах использованы все варианты рифмовки – попеременная, попарная и опоясывающая.


В двадцатом веке появилось несколько разновидностей пушкинского сонета (основное формотворчество приходится на постсоветский период). При сохранении размера и альтернанса (чередования женских и мужских рифм) строфика и рифмовка претерпели некоторые изменения. Далее указаны только самые распространенные вариации (остальные – единичные случаи).


Разновидности рифмовки:



  • пушкинская (или онегинская) – как у Пушкина, с семью видами рифм;
  • монорим – AaAa AAaa AaaA aa (рифмы вида "ветер-свет", "дрожью-ложь" и т.д.);
  • двурифменная – AbAb AAbb AbbA bb и AaAa BBbb AaaA bb;
  • трехрифменная – AbAb AAcc AbbA cc, AbAb AAbb CbbC bb, AaAa BBbb CccC aa;
  • четырехрифменная – AbAb CCdd AbbA dd, AbAb AAbb CddC bb, AbAb CCbb DbbD bb;
  • пятирифменные – встречаются реже других, самые используемые из них – AbAb AAcc AddA ee и AbAb AAbb CddC ee;
  • шестирифменные – кроме AbAb CCdd EffE bb (dd или ff) почти не встречаются, что справедливо – вживление всего одной дополнительной созвучной пары в другом месте (не в конце) можно назвать фонической невнимательностью.

Все эти рифмические рисунки дополняются возможностью одновременной замены женской рифмы на дактилическую, а мужской – на женскую (т.н. удлинение).


Разновидности строфики:



  • пушкинская (или онегинская) – одной строфой;
  • английская – сонет явно разбивается на три катрена и дистих;
  • классическая – два катрена и два терцета (шесть строк в конце, сохраняя рифмовку, изменяют строфику: EffE gg – Eff Egg);
  • дистишная – семь дистихов, особенно, часто с двурифменной рифмовкой Ab Ab AA bb Ab bA bb. Иногда используются редифы (слова-рефрены) для "восточной окраски". Некоторые поэты эту разновидность рифмовки и строфики в шутку называют пушкинской газелью;
  • терцетная и секстетная – соответственно два терцета, дистих, два терцета (чаще AbA bAA cc Abb Abb) и секстет, дистих, секстет (без пробела между терцетами). Этот вид строфики используется некоторыми поэтами для таких построений, как листья, где дистих – сквозной рефрен. Лично я считаю неудачным использование онегинской строфы в терцетной и секстетной строфике, поскольку красота симметричных рифмовок классических "листовых" форм (например, aba aba cc aba aba) недоступна.

Самое частое построение (использование формы в качестве строфы) – свободное, как в Онегине. Но случаются и венки, и гирлянды (в первой строке следующего сонета повтор первой половины последней строки предыдущего), и уже упомянутые листья, где пушкинский сонет встраивается в вязь по тем же правилам, что и любой другой. Но для онегинской строфы есть и особый вид построения – двойка с пушкинской рифмовкой первого и встречной рифмовкой второго сонета: EgEgCCffAddAbb.


В отличие от обычного сонета, для онегинской строфы невозможны кольца (последняя строка - рефрен первой), а также другие классические рефренные формы (рондель с кодой, рефренный сонет и т.д.).




Смотрите также:



Словарь поэтических форм | Оглавление



________________________________________________________



Стихи-иллюстрации:




Александр Сергеевич Пушкин


Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив... сколько мог!


Описание: пушкинский сонет с онегинской строфикой и рифмовкой.



Немойберег


Она жила, любви не встретив,
И, как велось назад лет сто, –
Тоска и грёзы о Поэте
Подвигли девушку за стол.

Коловерченье... хладом дышит
Мрак из углов, и ухо слышит
Дыханье мерное, и вот
Пред нею вызванный встаёт.

С ней говорит, как ожидалось,
Всё, как мечталось – жесты, взор,
Задор и грусть... Он? Он! Но скор
Разлуки миг... иль показалось?

"Была я с ним!.." А чёрт горд тож,
Что был на Пушкина похож.


Описание: пушкинский сонет с английской строфикой и онегинской рифмовкой.



Василиса_Иванова, 1999 г.


Надрывно сердце одинокое
Колотится, ком прежних шрамов
Готов прорваться от жестокости
Последних слов – последней раной.

Стянуло чрево в жгут – чрезмерною
Тоскою-болью, всеми нервами
Дрожишь, и голос – льётся-бьётся,
И тромб любви в запястьи рвётся.

Сошлась вся жизнь в одном мгновении –
Блеск милых глаз, рук обещанья,
И вновь, и вновь слова прощанья...

Ни нежности, не сожаления:
"Постель – как цель, любовь – как средство!" –
Ушёл, забрав с собою детство...


Описание: пушкинский сонет с классической строфикой и онегинской рифмовкой с удлинением.



Немойберег


На мантию царя ложится
Свет от стрелы, о, ветер стрел.

Сквозь раны неба сердцу литься
На плоть скалы, о, ветер стрел.

Глас бури смолк, и тучи-птицы
Готовы в небе раствориться...

Но внове гром из черных тел,
И стрелы злы, о, ветер стрел.

Вновь к небесам волне дыбиться,
Так цвет ее бурунов бел...

Пронзай валы, о ветер стрел,
Чрез миг им на земле разбиться...

И вдруг царь к тучам руки вздел,
Мольбы услышь, о ветер стрел!


Описание: пушкинский сонет с дистишной строфикой и двурифменной рифмовкой Ab Ab AA bb Ab bA bb.


Источник




Мириддин. Прервать движение нельзя... Стихи для детей про дорожные знаки. Стихи для детей Олеся Емельянова. Сценки и сценарии с героями телепередачи ''Спокойной ночи, малыши'' Олеся Емельянова. МойКруг. Смерть - злее, злее, злее... | Стих-кольцо. Катрен. Исследование рифмовки Четвертый король Поэзии Рассвет, идешь ты мне вослед... Устала от бездарностей до крайности... Дневник Светлого Орка Дневник Виталия Портнова. Лиру. Дневник Виталия Портнова. Мейл.ру Galaxy Hunter. ЛиРу. Слепок белеет поющей свирели... | Стихи одной строкой День рождения Александра Сергеевича Пушкина. 210 лет

Рубрики:  Если мне почувствовать дано
Stichi

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку