-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Осень 2012
Осень 2012
09:00 03.10.2012
Фотографий: 5

 -Я - фотограф

Закат солнца в январе

Январский закат На закатеЯнварь, вечер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ustianin

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Причал_Рыбака дарить_подарки_клёво

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1039


Рыба в символике и геральдике

Среда, 10 Апреля 2013 г. 22:42 + в цитатник

 

 Выдержки из интересной статьи о рыбах

 

... Рыба обрела за многие века самую широкую и разностороннюю символику.

Основные значения:

  • богатство, плодородие и является атрибутом божеств любви.
  • Две рыбы, переплетенные в виде круга, образуют йони.
  • Позитивный символ, связанный с плодородием, сексуальной гармонией; фаллический знак.
  • Фаллический символ плодородия, воспроизводства, жизни возобновляемой и поддерживаемой.
  • Также символизирует силу вод, как источника жизни и ее хранителя.
  • Рыбы также олицетворяли приверженцев и учеников, подвизающихся в водах жизни.
  • Рыбы, изображенные вместе с птицами, являются хтоническими и имеют погребальный оттенок, олицетворяя надежду на воскресение.
  • Божества рыб и боги моря, едущие верхом на рыбах или дельфинах, означают независимость движения в воде, возможность всего.
  • Рыба, плывущая вниз, означает движение, вовлекающее дух в материю; а плывущая вверх, — возвращение к единству.
  • Две рыбы означают светскую и духовную власть.
  • таинственность, ибо она пребывает в среде, недоступной для человека.
  • жизнь, плодовитость.
  • начало чего-либо, Солнце, море, полнота, открытость, жизнь, бессмертие, воскресение из мертвых; смерть. А также избавление, вера, жертва, Христос, богоматерь, евхаристия, свобода, изобилие, плодовитость, пол, женственность, фаллос, развязность; чистота, половая двойственность, гермафродитизм; мудрость, знание, польза для мозга; глупость, безумие; зло, уничтоженье; жадность, алчность, бездарность…
  • здоровье молчание
  • Древний Восток

    Древнейшее свидетельство культа рыбы — шумерский текст (т. н. «Дом рыбы»), представляющий собой монолог (видимо, божества), посвящённый заботам о безопасной жизни Р., для которой строится специальный дом (ср. в этой связи сведения о храмовых бассейнах для Р. на Ближнем Востоке и в Закавказье). Описываются и враги Р. — различные птицы, крокодил, существование которых делает убежище для Р. особенно необходимым. Контекст расширяется, если учесть, что шумерский бог вод Энки, установивший порядок во вселенной, наделяет реки и болота Р. и назначает бога, «любящего Р.» (имя его остаётся нерасшифрованным). Так как у Энки есть свой корабль, то шумерская схема (бог воды на корабле, заботящийся о Р.) оказывается инвертированной по отношению к индийской схеме потопа (Р. заботится о первочеловеке).

    Вавилонский Эа, соответствующий шумерскому Энки, мог представляться в виде человека-Р. Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и целительные способности; известны изображения «рыбообразного» Эа у постели больного ребёнка (ср. роль изображения и фигурок Р. в целебной реконструкции афро-евразийского мифа об Иштари (Иштар) и её соответствиях; идеографически один из основных центров культа Иштар Ниневия обозначается как «дом рыбы». Центральный мотив этого мифа связан с самооскоплением (ср. трактат Лукиана «О Сирийской богине», где этот мотив относится к прекрасному юноше Комбабосу, а его действие происходит в Гиераполе, где почиталась Деркето-Атаргатис), причём в ряде вариантов фаллос бросается в воду и проглатывается Р. (в египетской версии Сет бросает детородный член Осириса в Нил и Р. съедает его; ср. также самооскопление Баты из египетской «Повести о двух братьях»).

    Древневавилонский бог плодовитости и урожая Саннес каждую ночь превращался в рыбу и уплывал в море.

    Ассирийско-вавилонская богиня любви и плодородия Иштар обозначалась знаком, переводившимся как «дом с рыбой внутри», что было эвфемизмом беременности.

    Священное животное культа Эйи, месопотамского бога воды и мудрости.

    Рыбья кожа применялась в качестве териоморфного одеяния жрецами ЭаОаннеса, Владыки Пучин, который также изображается в виде рыбы-козла или рыбы-оленя. Головной убор в виде рыбы жрецов Эа впоследствии стал митрой христианских епископов. Рыба — эмблема Таммуза и Эа как фаллических и мужских божеств, но в связи с Иштар, она олицетворяет женский принцип. любовь и плодородие. Адапа Мудрый, сын Эа, изображается как рыбак. В Ассирии рыба появляется с топором, видимо как лунная и солярная сила, а также сила вод и богов Неба.

    Египет

    В Древнем Египте рыба служила пищей простого народа, а для благородных персон (правителей, жрецов) являлась запретной. Однако отдельные виды рыб почитались как божественные и сакральные, например угорь бога города Гелиополиса и окунь богини Нейт. В этом проявляется противоречивое понимание человеком своих глубинных духовных структур и их содержания, которые, подобно случаю со змеем, могут быть оценены как положительно, так и отрицательно.

    В живописи Древнего Египта две рыбы, как бы плывущие навстречу друг другу, или в разные стороны, символизировали две ипостаси семейной жизни.

    В Египте рыба представляла бога Озириса, повелевавшего водами Нила, который давал стране жизнь.

    В Древнем Египте на рыбу, как пищу для фараонов и касты жрецов, было наложено табу.

    В Египте рыба была символом злосчастия и олицетворяла преступление, страх, домогательства.

    Египтяне почитали амулет рыбы в форме фаллоса, что связано с мифом о рыбе Аб, проглотившей фаллос Осириса, когда того разрубил на части Сет.

    У египтян рыба — фаллос Озириса. Две рыбы являются созидательным принципом, процветание Нила, плодородие; эмблема Изиды и Хатхор. Усач означает нечистоту, ненависть; эмблема Пифона как иррационального и страстного элемента в природе.

    Рыбы всегда считались нечистыми существами. Посвященным лицам (царь, жрецы и просветленным умершим) рыбу не должны были давать в пищу. С распространением веры в Озириса рыбы стали соотноситься со злым Сетом. По словам Плутарха, верили, что лепидот (нильский карп), оксиринхос (мормирус) и фрагос (вид леща) сожрали фаллос разорванного Озириса. Поэтому в определенные праздничные дни рыб приносили в жертву богам: этих тифонических животных сжигали или затаптывали.

    Но рыбы считались и священными животными. В Мендесе богиню Хатмехит почитали как «первую из рыб»; рыба, которую она носила как символ на голове, не очень точно определена (дельфин или шильба?). Латос (нильский окунь) был посвящен Нейт. Особое поклонение находил оксиринхос, вопреки вышеупомянутому сообщению — рыба Озириса, так как он возник из раны бога???. Он был также приписана Хатор из Эсны, и ее иногда изображали на короне Хатор. Рыб связывали даже с солнцем: Хромис со своими розовыми плавниками и лазурно-голубой абду (рыба Абидоса) сопровождали ладью Солнца и сообщали о приближении враждебной змеи.

    Античность

    У греков — атрибут Афродиты, символ любви и плодовитости, но также и Посейдона как символ силы вод. В богослужении Адонису рыба была приношением для мертвых. Орфей был ловцом людей.

    У римлян — похороны, жизнь души в мире следующем; эмблема Венеры, пиршества в предстоящей благословенной жизни.

    С топором возникает она и на Крите. В Финикии, Фригии и Сирии рыба была евхаристической пищей жрецов Атаргатис, у которых имелись священные бассейны с рыбой; она была эмблемой божеств любви и означала удачу. Противоположно изображенные рыбы означают тайную субстанцию; козерог изображается в виде рыбы-козла.

    В античности они считались, например, Аристотелем, однополыми, и это, безусловно, предопределило понимание их места в соответствующей символике.

    Когда, по легенде, стоглавый гигант Тифон, сын Геи и Тартара, напал на богов Олимпа, те ради спасения стали превращаться в различных животных — Афродита же стала рыбой («Метаморфозы» Овидия). Римляне обычно ели рыбу по пятницам, этот день получил название: «Венерина». Но рыба в то же время представляет и сексуальную холодность, отсутствие темперамента. О фригидной женщине обычно говорят: «холодна, как рыба».

    В Древней Греции бытовало поверье, что души умерших могут переселяться в рыб, и если такая душа увидит беременную женщину, то способна переселиться в плод, обрести очередную жизнь.

    Мифология, представляя процесс развития жизни на Земле — от морских глубин до горных высот, говорит, что рыба, как живое существо, связана с самым началом зарождения жизненных процессов. Именно так утверждали Талес и Анаксимандр из Милета, и современная им наука. В Древних Греции и Риме было принято считать, что море — это часть подземного мира, а рыбы — творения загробных владык-богов. Им-то и стали приносить в жертву рыб. А позже и на могильных плитах — для «подкрепления» душ на том свете.

    Северная традиция

    У скандинавов рыба — атрибут Фригга как символ любви и плодовитости.

    В кельтской мифологии севрюга и форель ассоциировались со священными источниками как символами высшего знания богов. Бог Нодон был рыбаком.

    Балтия

    В карело-финском эпосе «Калевала» главный герой Вайнемяйнен отыскал «искру жизни» в окуне, которого проглотил лосось, а того, в свою очередь, проглотила огромная щука.

    Славяне

    Отсутствие голоса у рыб определяет запрет кормить ею детей, пока они не научатся говорить, иначе они долго будут немы, как рыба. Немота как признак мира мертвых играет существенную роль в представлениях о рыбах как душах — не только душах умерших, но и душах детей, еще не появившихся на свет. Поэтому рыба связана как со смертью, так и с рождением. Представление о душе в облике рыбы отражено в сказке о том, как бездетная царица, съев рыбку, рождает ребенка. Женщине сон о рыбе мог сулить беременность. У некоторых западных славян появление на свет детей объясняли тем, что «водяная мать» вылавливает из глубокого омута их души в виде рыб. Связь рыбы с душами умерших, находящимися на «том свете», представлена в белорусской загадке: «На тым свете живый, а на гетым мяртвый». Украинцы Буковины представляли царство мертвых как страну блаженных «рахманов» -наполовину людей, наполовину рыб. Рыбу, увиденную во сне, принимали иногда за знак близкой смерти. Не случайно рыба использовалась и в качестве поминального блюда.

    Сны о рыбе как обитательнице земных вод часто толкуются в народной традиции как предвестие дождя (влаги небесной) или слез (влаги человеческой). Как водяное существо с холодной кровью рыба способна остудить или загасить жар. Поэтому рыбой лечили горячку: давали больному съесть рыбку, извлеченную из внутренностей щуки, окуривали его рыбьими костями с рождественского стола, прикладывали к ступням ног половинки линя. В народных толкованиях снов рыба как холоднокровное животное могла предвещать стужу.

    Хозяином рыб и «рыбным пастухом» считают водяного. Он перегоняет стада рыб из одних озер и рек в другие, охраняет их, заключает с рыбаками договор о рыбе и помогает им в ловле. Но если его рассердить, он не напустит рыбу в сети, спутает и порвет невод, накажет за ловлю рыбы ночью. Водяной и сам появляется в облике рыбы — щуки, сома или осетра.

    О ловле рыбы молились св. апостолу Петру. К его дню (29.У1) приурочен праздник рыболовов. В Белоруссии главой над рыбами считали также Алексея — человека Божия, переплывшего море в решете. В его день (30.III) пряли несколько ниток для сети, чтобы рыба ловилась. В Болгарии занятие рыболовством приписывали св. Николаю. В день «Рыбного» Николая (6.XII) готовили рыбу и раздавали ее во здравие моряков и рыболовов. Поедание в этот день рыбы осмыслялось как жертва этому святому.

    Имеются поверья о некоторых видах рыб: щука, камбала, треска, стерлядь, карп, угорь и т. д.

    В русских сказках участвуют не только безымянная Р. или Р.-чудо (типа чудо-юдо), но и щука, ёрш, карась, язь, лещ, мень, налим, окунь, осётр, плотичка, сёмга, сиг, сом, сорога, калуга и др.

    Кавказ

    Имеются различные варианты представленного в афро-евразийского мифа об Иштари мотива. Например, в грузинской сказке «О девяти сыновьях царя» младший сын берёт живую воду из источника, принадлежащего женщине-Р.; когда юношу убивают и расчленяют, женщина-Р. собирает тело и с помощью воды из источника воскрешает его.

    Сибирь

    Согласно бурятским представлениям, резкое движение Р.-опоры, плавающей в океане, приводит к землетрясению. У алтайцев землю, созданную Ульгенем, поддерживают три Р.; когда одна Р. опускает голову, начинается наводнение.

    По представлениям народов Северной Сибири, у Р. есть свои покровители, в частности «волосатый отец», пасущий рыбные отары и помогающий рыболовам. Согласно хантыйским преданиям, Р. создал Кул-тэтта-Лунг. Ас-талях-Торум (Ас-ях-Торум) — не только бог верховий Оби, но и распорядитель рыбными богатствами. Божество Ауття-Отыр живёт в Обской губе в виде щуки и распоряжается морской Р. Наконец, бог Средней Сосьвы Тахыт-котль-Торум (или Махар-Торум) в детстве был проглочен Р. и принял в её брюхе облик лягушки.

    Китай

    В одной из китайских версий потопа Гунь принимает после гибели облик Р., а из его тела возникает Юй, которому удаётся укротить воды. Р. в Китае была одним из символов богатства.

    В Китае рыба символизирует изобилие (рыба и изобилие омофоны в китайском языке), богатство, воспроизведение, гармонию, подчиненных императора. Одна рыба означает одинокого человека, сироту, вдову или холостяка; две рыбы — радости союза, брак, плодородие. Рыба — эмблема Гуань-иня, а также династии Тан.

    В Древнем Китае рыба считалась символом счастья и изобилия, а рыба вместе с водой означали метафору сексуального удовольствия.

    Во время обрядов дождя и весны восемь сырых рыбин жертвовали богам великих Рек и богу Богатства: головы этих рыб символизировали начало удачи.

    Карп являлся символом смелости, настойчивости и воли,— качеств, необходимых для внутреннего совершенства, а также для того, чтобы успешно выдержать экзамены на государственную должность.

    Китае рыба (ю) благодаря своей необычайной плодовитости служит символом богатства, жизни и плодородия.

    Часто на гравюрах изображают рыбу рядом с ребенком, что означает: «Да будет у тебя много высокопоставленных детей»; с цветками лотоса: «Желаю тебе из года в год жить в изобилии»; пара рыб символизирует гармонию, радости секса и возможности расцвета; красные рыбы (ин ю) в тазу: «Пусть золото и драгоценные камни наполнят твой дом».

    Эмблема изобилия и удачи.

    Япония

    В Японии рыба (сакама) относится к основным продуктам питания населения и потребляется в сыром (сасими), вареном или жареном виде. Карп, способный преодолевать встречные течения и водопады, — как воплощение мужества, выносливости и выдержки. К «празднику мальчиков» 5 мая перед домами укрепляются стяги с шелковыми карпами по одному на каждого мальчика этого дома.

    У японцев рыба — любовь (является омофоном карпа); атрибут Гуань-ина.

    Мезоамерика

    Ацтекский Тескатлипока, пожелавший выделиться среди братьев, превратил себя в солнце, а землю населил людьми, сотворёнными из пепла, остальные боги сделали так, что всё было смыто водой и люди превратились в Р.

    Иран

    Иранским соответствием библейскому Левиафану в известной степени является гигантская первозданная Р. Кара, охраняющая мировое дерево (дерево хом-хаома, чаоке-рена, всеисцеляющее дерево виспобиш), растущее посреди озера Ворукаша (ср. также иранский мотив гигантской Р., плавающей в океане преисподней и несущей на себе быка как опору мира).

    У иранских народов и их соседей Р. считались чистыми существами, благотворно влияющими на человека. Когда один кафир выпустил из лука стрелу в небо, чтобы поразить бога, Р. закрыла его своим телом (жабры — раны Р.).

    У мандеев рыбу едят ритуально во время обрядов, связанных с мертвыми.

    Индуизм

    Рыба считалась вместилищем бога Вишну в древнеиндийской мифологии. Именно в этом образе Вишну был учителем Ману, праотцом всех народов и его избавителем от Всемирного Потопа.

    Символ небесного Варуны — золотая рыба, воплощающая силу вод и спасшая Ману от потопа.

    У индусов рыба — вахана Вишну как Спасителя во время его первых инкарнаций (спас человечество от потопа и основал, новую расу, начавшую жизнь нынешнего цикла).

    Рыбы считаются созданиями, обладающими абсолютной свободой, которым не грозит Потоп, а также предстают как спасатели — инкарнации богов Вишну и Варуны.

    в индийской традиции (некоторые исследователи связывают этот мотив с наследием автохтонного австроазийского населения) первочеловек Ману поймал Р., которая попросила вырастить её, обещая спасти в будущем Ману от потопа (в ряде версий Р., спасшая Ману, трактуется как воплощение Вишну).

    Джайнизм

    В буддизме символизирует следование за Буддой, свободу от ограничений, освобождение от желаний и привязанностей.

    В буддизме матсъя, или золотые рыбы, символизировали свободу от принуждения, которой пользуются те, кто достигает степени будды.

    Изображаемые на подошвах Будды — освобождение от бремени мирских желаний. Будду и Орфея называли «ловцами людей».

    Библия / Ветхий Завет

    Священная книга «Зохар» так говорила о Боге: «Сделал он своим жилищем великий океан, в котором был рыбой». Библейский Ветхий Завет разрешал употреблять рыбу в пищу, но лишь ту, что покрыта чешуей. Приносить же рыбу в жертву богам запрещалось.

    Книга Бытия (2: 19—20) рассказывает, что рыбы и другие водяные твари получили свои названия от человека еще до его изгнания из Рая. С теплокровными же существами это получилось гораздо позже.

    С рыбами же связаны и судьбы библейских персонажей: Товия и Ионы. Первого гигантская рыба только хотела сожрать, второго же проглотила, тем самым, лишив возможности ускользнуть от выполнения веления самого Бога. «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Книга Ионы 2: 1).

    Иудаизм

    В древнееврейской традиции Р. связана с демоном Асмодеем, особенно в его отношениях с Соломоном и Товией (Товия одолевает Асмодея с помощью Р.). В рамках смерти и воскрешения можно рассматривать и историю библейского Ионы, проглоченного Р.;

    Таким же олицетворением смерти, тьмы, водного хаоса является и библейский Левиафан, изображаемый не только в виде дракона, но и в виде Р. Согласно библейской традиции, Р. получит мессия и разделит её с праведными в конце мира (в Талмуде мессия обозначается как Dag, «рыба»); второе пришествие мессии произойдёт, когда Сатурн и Юпитер сойдутся в зодиакальном знаке Рыб (три сплетенные Р., образующие треугольник, — распространённый мотив средневековой архитектуры).

    Рыба — Избавитель. В иудейской литературе рыба была выражением Мессии, который победит Левиафана и его мясом будет кормить удостоенных Рая. Именно поэтому правоверные евреи, ожидающие прихода Мессии, в субботний день обязательно едят рыбу. Иешу — Иисус на иврите обозначает: «Избавитель», «Спаситель», «Помощник Яхве», и он был сыном Нуна, имя которого на том же древнееврейском обозначает «рыбу», или «потомка рыбы».

    У евреев ??? ??? — пища Субботы, еда благословенных в раю.

    Рыбы — это верующие Израиля в их истиной стихии, в водах Торы. Старая еврейская пасха была в месяце Одар, то есть рыбы.

    Христианство

    Многочисленны изображения Р. на печатях, медалях, гробницах раннехристианской эпохи.

    Христианство — означает крещение, бессмертие, воскресение (знак Ионы). Священная рыба с вином и корзина хлеба олицетворяют Евхаристию и Тайную Вечерю в христианском искусстве. Отцы церкви называли верующих («рыбочки»), а апостолы были «ловцами человеков». Христос символизируется аббревиатурой (Иисус Христос — Сын Божий, Спаситель). Рыба представляла Христа в римско-христианской церкви, но не в греческой ортодоксальной. Эмблема святых Хризогона, Конгалла, Корентина, Бенно, Петра Рыбака, Маврикия, Ульриха. Три рыбы с одной головой означают Троицу, а три сплетенных рыбы — крещение под Троицей.

    Чудо «умножения хлебов» (Лк 9:17) затрагивает и рыбу как пищу. «Столкнуться с рыбой в себе, если рассматривать это в целом, означает встретиться с холоднокровными праформами человеческого существования, с очень глубоким слоем души… Поэтому тот, кто совершил глубокое проникновение в свое подсознание, как это произошло с пророком Ионой, бывает на время поглощен им („большой рыбой“, „китом“). И, преобразованный, извергается он на светлый брег некоего нового сознания».

    Раннехристианские фрески в римских катакомбах представляют рыбу как символ евхаристии, а раннее средневековье оставило изображения последней, тайной вечери, где на трапезном столе, наряду с хлебом и чашей вина находится также и рыба. «Перстень рыбака» (Annulus piscatopis) восходит к евангельскому рассказу (Лк 5:4-6) о «богатом улове» Петра.

    Символы рыбы в раннем христианстве существовали вплоть до 4 в, но упомянутая выше интерпретация не была единственной. Водосвятие, крещение как погружение в воду (см. Омовение) крестной купели (piscina, дословно рыбный садок), сравнение апостолов с «ловцами человеков» следует отнести сюда в первую очередь.

    В средиземноморских культурах рыба считается, символом счастья, что видно по обычаям встречи Нового года. Дальнейшее расширение значения символа исходит из астрологических особенностей «эпохи Рыб». Сопряжение, соединение планет Юпитера и Сатурна троекратно произошло в 7 г. до н. э. (предположительно реальный год рождения Христа) под зодиакальным знаком Рыб, точка весны также находится под этим знаком. Иисус означал первое воплощение «эпохи Рыб». Новообращенные именовались Pisciculi (рыбки), примыкая к Ichthys (так у Тертуллиана, 150—230), а рыба, как таковая, вместе с хлебом представляла собой символ божественной трапезы. Согласно христологическим представлениям, в период всемирного потопа рыбы не были подвергнуты Божьему проклятию и христиане в обряде крещения уподобляются рыбам. В средневековом искусстве легендарная рыба, называемая Trinakria и состоящая из трех туловищ и одной общей головы, символизирует Троицу. Нередки рыбы как атрибуты святых, например св. Брандана и Макловия Мореходов, а также Петра, Андрея, Елизаветы Тюрингской. В библейской типологии ситуация с большой рыбой, проглотившей пророка Иону и вновь извергшей его, толкуется как символ погребенного и затем воскресшего Христа.

    Все четыре канонических Евангелия представляют Христа и его учеников-апостолов, как «ловцов человеков». «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5: 10). «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море, и захватившему рыб всякого рода» (Евангелие от Матфея 13: 47).

    Рыба для первых христиан стала символом Христа и Церкви. Поэтому ее изображение вычерчивали на стенах римских катакомб, где первым христианам приходилось скрываться от преследований. Ведь греческое название рыбы «Ichthys» переводили, как аббревиатуру греческих же слов: «lesous Christos Tneon [h] Yios Soter», то есть «Сын Божий, Спаситель». Как телесное выражение Христа, рыба являлась также символом пищи духовной, своеобразной аллегорией евхаристии — причащения. Позже рыба была заменена хлебом и вином.

    В комментариях к Евангелию святого Иоанна (21: 9) святой Августин выражает символику печенной на огне рыбы в таких словах: «Печеная рыба, это терпящий страдания Христос». От II до IV века изображение рыбы символизировало Христа на одеждах, вазах, могильных плитах, в различных орнаментах, а позднее стало уже непонятным для многих верующих. Да и сама христианская церковь к тому времени завоевала в Европе и в мире прочные позиции, в ряде стран стала доминирующей силой. Рыба стала атрибутом в изображениях Богоматери, апостолов Андрея и Петра, причисленного к лику святых епископа Аугсбурга Ульриха…

    Рыба — лекарство. В Книге древнееврейского пророка и лекаря Товия архангел Рафаил напоминает: "Если частицу рыбьего сердца положить на горящие угли, то дым от него отгоняет различные хворости (…), если же замутненные бельмом глаза помазать рыбьей желчью, то выздоровеете… ".

    Рыба ассоциируется с религиозным возрождением и символизирует крещение: первые христиане приписывали чудодейственные свойства воды из священной купели незримому присутствию.в ней Христа и превратили рыбу, обитающую в воде, в символ этой святости. На христианских памятниках рыба служит также символом Спасителя, дающего пропитание верующим в Него.

    На амулетах, небольших предметах и камнях рыба часто изображается рядом с якорем в форме креста, что символизирует упование на Бога.

    Евангелия подчеркивают этот символизм: чудесный лов рыбы с участием Иисус; он сам проводит аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру («кольцо рыбака» Папы Римского); кормление пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами; новообращенных крестят водой. Крещение на латинском языке — «piscina» («садок для рыбы»), а новообращенные — «pisciculi» («рыбки»). Рыбу изображали в сценах Тайной Вечери в связи со священным католическим обычаем есть по пятницам рыбу, а не мясо. Три сплетенных рыб (или трех рыб с одной головой) — символ Троицы. Такому символизму предшествовала многовековая иудейская традиция (рыба — эмблема правоверных иудеев, а также обычная пища во время шаббата и в иудейском раю).

    Очень ранний символ, используемый, например, Тертуллианом (ок. 160—230).

    Как символ самого Христа, находится на печатях и светильниках в римских катакомбах и на саркофагах.

    Как секретный знак Иисуса Христа присутствует на печатях и лампадах в катакомбных церквах Рима.

    История Ионы — символ Воскресения, встречается в погребальном искусстве III в.

    Ученики в лодке, ловящие рыбу, — Чудесный улов рыбы.

    раздающие хлеб и рыб — Насыщение пяти тысяч.
    

    Монета, извлеченная изо рта рыбы Петром, — Сбор подати.

    Чаще всего — символ Христа: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (ихтис). акроним слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» (lesous Christos Theou Huios Soter).

    Символом крещения: как рыба не может жить без воды, так истинный христианин не обретет спасения, не пройдя через воды крещения.

    Товия, сопровождаемый ангелом, несет рыбу.

    В религиозном искусстве эпохи Возрождения атрибут Товии, поскольку рыбья желчь восстановила зрение его отцу Товиту.

    Атрибут Св. Петра, Св. Антония Падуанского, который проповедовал рыбам.

    Рыба висящая на епископском посохе — атрибут Зенона, епископа Вероны,

    Алхимия

    В алхимии рыба — тайная субстанция.

    В алхимической картине мира две рыбы в одной реке представляют два элемента — серу и ртуть в растворенной форме.

    Ляпис (азотистое серебро); первичная материя философского камня.

    Магия

    В Индии, Египте, Вавилоне, Этрурии были весьма популярны талисманы, сделанные в виде рыбы — считалось, что они дарят плодовитость, изобилие, счастье в семье, здоровье…

    Жир морской рыбы. Он обострит зрение. И предохраняет глаза от катаракты, если ввести в глаза с медом.
    Геральдика

    Христианство, таинственность, молчание, умеренность, здоровье, чуткость.

    Эмблематика

    Рыбы, попавшие в сеть, и рыбы, на воле пытающиеся ее прокусить.

    Символ великодушия, помогающего выпутаться из стеснительных обстоятельств. [EMSI; табл.13-4, с.157]

    Мелкие рыбки, оставшиеся на берегу после отлива.

    • То, что должно было питать нас, предает и губит нас.

    Символ изменчивости фортуны и опасности слепой веры в то, что изменчиво. [EMSI; табл.17-7, с.174]

    Мережа с пойманной и еще только устремляющейся в нее рыбой.

    Символ разнообразия мнений. [EMSI; табл.17-8, с.174]

    Одна щука, пожирающая другую.

    • Она не щадит себе подобных.

    Символ порочного человека, пожирающего ближнего ради пропитания, как щука. [EMSI; табл.17-9, с.174]

    Старый большой сом.

    Символ почтенного возраста — эта рыба «ни на что не годна, пока достаточно не вырастет и постареет.» [EMSI; табл.17-11, с.175]

    Большая рыба в море.

    • Я достаточно сильна, чтобы действовать в одиночку.

    Символ некоторых привилегий и доверия некоторых дел молодым людям, достигшим более зрелого возраста. [EMSI; табл.17-14, с.175]

    Сеть, в которую попалась рыба.

    • Нас вдруг, неожиданно поймали.

    Обманчивость жизни, подверженной тысячам случайностей. Подтверждается наблюдение проповедника: "Человек так же точно не знает времени своего, как и рыбы не знают, когда будут пойманы в сеть погибельную. " Также и сыны человеческие будут схвачены во время злое, когда наступит оно для них. [EMSI 37-7,с.262]

    Попавшаяся в сеть рыба, держащая во рту кольцо.

    • Никак не ожидали.

    Фортуна иногда наносит нам неожиданные визиты, и когда мы ее менее всего ожидаем. [EMSI 42-13,с.287]

    Психология

    Плодородие.

    Населяют воды и в глубинной психологии рассматриваются как символы бессознательного, воплощение тех структур личности, которые взаимодействуют с плодородием и животворными силами ее внутренних, «материнских миров». В то же время рыба «холоднокровна», в символическом смысле «не охвачена пылкими страстями» и поэтому является предметом сакральных трапез и жертв.

    При истолковании сновидений в психоанализе рыба означает пенис, что, кстати, в бытовом жаргоне тюркского языка находит соответствие в обозначении «одноглазый рыбчик».

    Увиденная во сне рыба служит посредницей между глубинными слоями психики и доступной разуму стороной подсознания. Большие рыбы (кит и т. д.) предупреждают о риске поглощения сил сознания энергиями, глубоко скрытыми в подсознании.

    Э. Эппли отмечает, что рыба, как существо немое и холоднокровное, вследствие своей способности проворно продвигаться в водной стихии, вызывает восхищение и зависть.

    Искусство

    «Большая рыба съедает малую» — аллегория о богатых и сильных, которые притесняют бедных и слабых. Эта аллегория широко представлена во множестве художественных произведений дидактического или сатирического характера, например, в баснях, начиная от басен Эзопа. А также в живописи, например, в работах Иеронима Босха и Питера Брейгеля…

    В светском искусстве морские божества, особенно Тритоны и Нереиды, обладают рыбьими хвостами, иногда плавниками.

    Рыбоподобный морской бог старческого вида, преследующий женщину, — Главк и Скилла.

    Рыбаки на берегу реки иногда представляют Воду в аллегориях четырех элементов.


    Наряду с названными выше в средневековом христианском искусстве получили распространение изображения Ионы, а также Левиафана, представлявшихся в виде рыбы, дельфина, гиппопотама или фантастического водного животного, а позднее в виде кита. В светской культуре Ренессанса возрождается античный образ Фортуны, выуживающей людей словно рыб из моря житейского.

    Рыба — распространенная и красочная деталь религиозной и социальной полемики эпохи Реформации (особенно в Нидерландах); в искусстве этого времени распространены сцены рыбных рынков и лавок, ловли рыбы и т. п., наделённые широким спектром семантических оттенков — от сатиры на человеческую похоть до отзвука споров о церковных таинствах и иерархии. Изображения гигантской рыбы, пожирающей рыбную мелочь, трактуются как иносказание о неумолимости и верховной мощи Природы. Гностико-алхимическая традиция толкования образа рыбы как символа мистического перерождения вновь возникает в XX в. в околонаучном психоаналитическом оккультизме (К. Г. Юнг посвящает этому символу значительную часть своей работы «Зон») и модернистском искусстве.

    Ad vocem

    «Чувствовать себя, как рыба в воде» — испытывать полный комфорт.

    Присловье: «молчит, как рыба».

    Источник: Энциклопедия символики и геральдики

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку