-Метки

аксессуары аппликации белье блины-оладьи блоки блузки-кофты брюки булочки_хлеб варежки-перчатки видео вторые блюда выкройки вязание для детей гимнастика головные уборы дача дела домашние десерты диета журналы завтрак заготовки закуски застежка игрушки итальянский каши коврики красота для себя куртки маски и кремы массаж мастер-класс мыло напитки носки-тапки огород огородные хитрости органайзеры пасха переделки печенье пиджаки-жакеты пироги пицца платья пледы-покрывала плетение из лент плетение из шнура полезности постные рецепты пушкин разделка теста рассада романовы рукава сад салаты салфетки сво синель соусы_приправы стихи_проза сумки сумочки супы танцы тесто топики-майки торты-пирожные туники узоры уроки вязания уроки пэчворка уроки шитья фартуки цветы из ткани и бумаги цветы комнатные цветы садовые шаблоны шарфы-шали швы юбки

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в UstEK

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 68577


Архитектурная азбука, часть 1: учимся "читать" здания

Пятница, 20 Сентября 2024 г. 20:20 + в цитатник
Цитата сообщения MOLODA_I

Внешний вид здания — это громкая подсказка, с помощью которой можно понять, в какую эпоху оно было построено. Сделать это достаточно просто, если иметь представление об архитектурных стилях и их основных признаках.

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже на архитектора! Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, технологий. Какие-то стили следовали друг за другом в хронологическом порядке, а какие-то развивались параллельно во времени.

Но перед тем как перейти к анализу архитектурных элементов, считаю необходимым кратко напомнить о самых известных архитектурных стилях и привести краткую характеристику:

*Античность (баланс и пропорции, характерный архитектурный ордер, портики с фронтоном, колонны)

2 (501x329, 123Kb)
Парфенон.

3 (500x369, 128Kb)
Храм Зевса Олимпийского.

*Романский стиль (в основе плана — раннехристианская базилика = продольная организация пространства, тяжелые своды требуют мощные стены, частый мотив - полуциркульные арки)

4 (700x532, 352Kb)
Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь.

5 (700x465, 404Kb)
Приорат Серрабоны, Франция.

*Готика (стремление ввысь, нервюрные своды, витражи, богатое убранство, перспективные порталы, окна-розы, скульптурный декор, каркасная система сводов)

6 (525x700, 491Kb)
Фасад Реймсского собора

7 (525x700, 599Kb)
Интерьер Реймсского собора.

8 (526x700, 357Kb)
Собор Парижской Богоматери.

*Возрождение (возрождение интереса к античности, симметричность композиции, система сооружений с кирпичными стенами и сводами (коробовыми, крестовыми, сомкнутыми, парусными, сферическими, купольными)

9 (700x465, 451Kb)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.

10 (700x431, 298Kb)
Темпьетто, Рим.

11 (700x525, 334Kb)
Оспедале-дельи-Инноченти (Воспитательный дом), Флоренция.

*Барокко (обилие деталей, овальные формы, иллюзорные эффекты, позолота, витые колонны, повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов, контраст света и тени)

12 (466x700, 412Kb)
Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане

13 (518x700, 289Kb)
Базилика Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция.

14 (455x700, 432Kb)
Капеллы Версаля.

15 (700x525, 512Kb)
Паломническая церковь в Висе.

*Классицизм (обращение к античному наследию: симметрия и пропорции, стены зачастую лишены декора, колоннады, купола)

16 (700x471, 376Kb)
Вилла Ротонда (Альмерико-Капра) близ Виченцы.

17 (625x410, 148Kb)
Вальхалла близ Регенсбурга, Бавария.

*Рококо (мотив рокайля — морские ракушки, изогнутые формы, имитирующие природные элементы, богатый декор, пастельные цвета, использование лепнины и позолоты, небольшой размер здания)

18 (700x388, 335Kb)
Дворец Амалиенбург близ Нимфенбурга. Бавария.

19 (700x525, 426Kb)
Китайский чайный домик в парке Сан-Суси в Потсдаме.

20 (700x525, 528Kb)
Ламбри «Зала Бурбонов» Отеля Субиз в Париже.

*Ампир (ориентация на классическое наследие Рима, парадность, государственная или военная атрибутика, позолота, облицовка камнем)

21 (590x413, 195Kb)
Малая Триумфальная арка на площади Каррузель.

22 (590x391, 171Kb)
Александринский театр в Санкт-Петербурге.

*Модерн (природный орнамент, мозаики и витражи, арочные двери и окна, изогнутые линии фасада, приглушенные оттенки, металлические решетки)

23 (443x700, 362Kb)
Особняк Тассель. 1892—1893. Брюссель.

24 (700x592, 489Kb)
Лестница Особняка Тассель.

25 (700x525, 576Kb)
Вход в метро. Станция Аббес. 1900. Париж.

Модернизм (ассиметричность композиции, отсутствие декора, ленточные окна, использование бетона и стали, светлое цветовое решение, плоские крыши)

Переходим к разбору архитектурных элементов.

Антаблемент: так называют систему верхнего горизонтального перекрытия, образованного балками и несомого колоннами (в античной) или стенами (в современной архитектуре). Характерно трехчастное деление на архитрав, фриз и карниз. Архитрав выступает в роли несущей конструкции, фриз - украшенное место выхода торцов поперечных балок, карниз — горизонтальный выступ, с помощью которого за пределы фасада отводится дождевая вода.

26 (700x543, 80Kb)

Архитектурный ордер: рациональная система соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Две противоположные силы, сосредоточенные в вертикальной опоре (колонне) и поперечной балке (антаблементе), приведены в состояние гармонического равновесия.

Тосканский ордер - упрощенный вариант дорического ордера. Отличается от него гладким фризом, наличием базы и колонной без каннелюр (т. е. гладкой).

Дорический ордер - колонна не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами. Капитель состоит из круглой подушки (эхина) и толстой квадратной плиты (абака).

Ионический ордер - отличается от дорического более легкими пропорциями, утонченностью форм, применением декора.

Коринфский ордер - характерная особенность – наличие колоколообразной капители, которая покрыта стилизованными листочками аканта.

Композитный ордер - похож на коринфский, но в капители верхний (третий) ряд листьев аканта заменён волютами и эхином.

27 (700x501, 105Kb)
Разновидности ордера.

Балясины: фигурные столбики, которые используют в перилах и ограждениях в качестве опор для поручней. Могут иметь форму миниатюрной колонны, классического вазона. Ряд балясин образует балюстраду.

28 (457x700, 384Kb)
Балясины.

29 (274x184, 34Kb)
Балюстрада.

Фронтон: декоративная деталь фасада, расположенная между скатами кровли. Нижнюю часть фронтона обычно дополняют карнизом. Конструкция может иметь треугольную или полукруглую форму. Фронтон с карнизом над дверным проемом или в нише фасада называют сандриком.

30 (398x698, 366Kb)
31 (511x613, 132Kb)
Сандрик.

Вимперг: высокий остроконечный щипец, который завершает порталы и оконные проемы готических зданий. По краям вимперг обрамляется каменными пластическими деталями и увенчивается крестоцветом (флероном).

32 (336x448, 52Kb)
Вимперг.

33 (446x700, 84Kb)
Крестоцвет.

Контрфорс: вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор. Аркбутан - полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор внутренних сводов на контрфорсы.

34 (356x484, 50Kb)

Неф: единица внутреннего пространства храма, которая ограничена рядом столбов или колонн. Нефы могут быть продольными и поперечными. Поперечный неф называется трансепт. Апсида - выступ здания с Восточно стороны.

35 (500x258, 49Kb)
Неф.

36 (700x338, 68Kb)
Трансепт.

Раскреповка: небольшой выступ плоскости фасада.

37 (700x466, 221Kb)
Раскреповка.

Пинакль: небольшая декоративная башенка, увенчанная миниатюрным шатром.

38 (493x700, 132Kb)
Пинакль.

Экседра: полукруглая глубокая ниша, которая перекрыта куполом (конхой).

39 (700x525, 445Kb)
Экседра.

Герма: четырехгранная колонна, увенчанная изображением головы или бюста.

40 (353x700, 220Kb)
«Гермес Пропилей (Привратный)», герма, приписываемая Алкамену (V век до н. э.).

Закомары: в русской архитектуре полукруглое (или килевидное) завершение наружного участка стены, разделённой лопатками на прясла.

41 (259x194, 11Kb)
Закомары

42 (650x515, 234Kb)
Прясло.

43 (400x400, 35Kb)
Лопатка.

Супрапорта: пластически обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью.

44 (524x700, 506Kb)
Супрапорта.

Эдикула: ниша, обрамлённая колоннами (или пилястрами - т.е. плоский выступ) и увенчанная фронтоном.

45 (250x266, 24Kb)
Эдикула.

Перспективный портал: оформление входного проема с уходящими в глубину уступами схожего очертания.

46 (525x700, 496Kb)
Перспективный портал.

Аркатура: декоративный мотив в виде глухой аркады.

47 (500x292, 152Kb)
Аркатура.

Акротерий: скульптурное украшение над углами фронтона.

48 (454x473, 62Kb)
Акротерий.

Люкарна: оконный проем в скате крыши, имеющий декоративное значение.

49 (525x700, 418Kb)
Люкарна.

Кессон(ы): элемент членения потолка или внутренней поверхности свода.

50 (700x408, 180Kb)
Кессонированный потолок.

Источник

 

Рубрики:  Интересное/искусство

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку