Цитата сообщения MOLODA_I
Внешний вид здания — это громкая подсказка, с помощью которой можно понять, в какую эпоху оно было построено. Сделать это достаточно просто, если иметь представление об архитектурных стилях и их основных признаках.
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже на архитектора! Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, технологий. Какие-то стили следовали друг за другом в хронологическом порядке, а какие-то развивались параллельно во времени.
Но перед тем как перейти к анализу архитектурных элементов, считаю необходимым кратко напомнить о самых известных архитектурных стилях и привести краткую характеристику:
*Античность (баланс и пропорции, характерный архитектурный ордер, портики с фронтоном, колонны)
Парфенон.
Храм Зевса Олимпийского.
*Романский стиль (в основе плана — раннехристианская базилика = продольная организация пространства, тяжелые своды требуют мощные стены, частый мотив - полуциркульные арки)
Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь.
Приорат Серрабоны, Франция.
*Готика (стремление ввысь, нервюрные своды, витражи, богатое убранство, перспективные порталы, окна-розы, скульптурный декор, каркасная система сводов)
Фасад Реймсского собора
Интерьер Реймсского собора.
Собор Парижской Богоматери.
*Возрождение (возрождение интереса к античности, симметричность композиции, система сооружений с кирпичными стенами и сводами (коробовыми, крестовыми, сомкнутыми, парусными, сферическими, купольными)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.
Темпьетто, Рим.
Оспедале-дельи-Инноченти (Воспитательный дом), Флоренция.
*Барокко (обилие деталей, овальные формы, иллюзорные эффекты, позолота, витые колонны, повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов, контраст света и тени)
Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане
Базилика Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция.
Капеллы Версаля.
Паломническая церковь в Висе.
*Классицизм (обращение к античному наследию: симметрия и пропорции, стены зачастую лишены декора, колоннады, купола)
Вилла Ротонда (Альмерико-Капра) близ Виченцы.
Вальхалла близ Регенсбурга, Бавария.
*Рококо (мотив рокайля — морские ракушки, изогнутые формы, имитирующие природные элементы, богатый декор, пастельные цвета, использование лепнины и позолоты, небольшой размер здания)
Дворец Амалиенбург близ Нимфенбурга. Бавария.
Китайский чайный домик в парке Сан-Суси в Потсдаме.
Ламбри «Зала Бурбонов» Отеля Субиз в Париже.
*Ампир (ориентация на классическое наследие Рима, парадность, государственная или военная атрибутика, позолота, облицовка камнем)
Малая Триумфальная арка на площади Каррузель.
Александринский театр в Санкт-Петербурге.
*Модерн (природный орнамент, мозаики и витражи, арочные двери и окна, изогнутые линии фасада, приглушенные оттенки, металлические решетки)
Особняк Тассель. 1892—1893. Брюссель.
Лестница Особняка Тассель.
Вход в метро. Станция Аббес. 1900. Париж.
Модернизм (ассиметричность композиции, отсутствие декора, ленточные окна, использование бетона и стали, светлое цветовое решение, плоские крыши)
Переходим к разбору архитектурных элементов.
Антаблемент: так называют систему верхнего горизонтального перекрытия, образованного балками и несомого колоннами (в античной) или стенами (в современной архитектуре). Характерно трехчастное деление на архитрав, фриз и карниз. Архитрав выступает в роли несущей конструкции, фриз - украшенное место выхода торцов поперечных балок, карниз — горизонтальный выступ, с помощью которого за пределы фасада отводится дождевая вода.
Архитектурный ордер: рациональная система соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Две противоположные силы, сосредоточенные в вертикальной опоре (колонне) и поперечной балке (антаблементе), приведены в состояние гармонического равновесия.
Тосканский ордер - упрощенный вариант дорического ордера. Отличается от него гладким фризом, наличием базы и колонной без каннелюр (т. е. гладкой).
Дорический ордер - колонна не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами. Капитель состоит из круглой подушки (эхина) и толстой квадратной плиты (абака).
Ионический ордер - отличается от дорического более легкими пропорциями, утонченностью форм, применением декора.
Коринфский ордер - характерная особенность – наличие колоколообразной капители, которая покрыта стилизованными листочками аканта.
Композитный ордер - похож на коринфский, но в капители верхний (третий) ряд листьев аканта заменён волютами и эхином.
Разновидности ордера.
Балясины: фигурные столбики, которые используют в перилах и ограждениях в качестве опор для поручней. Могут иметь форму миниатюрной колонны, классического вазона. Ряд балясин образует балюстраду.
Балясины.
Балюстрада.
Фронтон: декоративная деталь фасада, расположенная между скатами кровли. Нижнюю часть фронтона обычно дополняют карнизом. Конструкция может иметь треугольную или полукруглую форму. Фронтон с карнизом над дверным проемом или в нише фасада называют сандриком.
Сандрик.
Вимперг: высокий остроконечный щипец, который завершает порталы и оконные проемы готических зданий. По краям вимперг обрамляется каменными пластическими деталями и увенчивается крестоцветом (флероном).
Вимперг.
Крестоцвет.
Контрфорс: вертикальная опора, расположенная с наружной стороны стены и воспринимающая боковой распор. Аркбутан - полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор внутренних сводов на контрфорсы.
Неф: единица внутреннего пространства храма, которая ограничена рядом столбов или колонн. Нефы могут быть продольными и поперечными. Поперечный неф называется трансепт. Апсида - выступ здания с Восточно стороны.
Неф.
Трансепт.
Раскреповка: небольшой выступ плоскости фасада.
Раскреповка.
Пинакль: небольшая декоративная башенка, увенчанная миниатюрным шатром.
Пинакль.
Экседра: полукруглая глубокая ниша, которая перекрыта куполом (конхой).
Экседра.
Герма: четырехгранная колонна, увенчанная изображением головы или бюста.
«Гермес Пропилей (Привратный)», герма, приписываемая Алкамену (V век до н. э.).
Закомары: в русской архитектуре полукруглое (или килевидное) завершение наружного участка стены, разделённой лопатками на прясла.
Закомары
Прясло.
Лопатка.
Супрапорта: пластически обработанный участок стены между дверной коробкой и потолком, заполненный рельефом или живописью.
Супрапорта.
Эдикула: ниша, обрамлённая колоннами (или пилястрами - т.е. плоский выступ) и увенчанная фронтоном.
Эдикула.
Перспективный портал: оформление входного проема с уходящими в глубину уступами схожего очертания.
Перспективный портал.
Аркатура: декоративный мотив в виде глухой аркады.
Аркатура.
Акротерий: скульптурное украшение над углами фронтона.
Акротерий.
Люкарна: оконный проем в скате крыши, имеющий декоративное значение.
Люкарна.
Кессон(ы): элемент членения потолка или внутренней поверхности свода.
Кессонированный потолок.
Источник