-Метки

аксессуары аппликации белье блины-оладьи блоки блузки-кофты брюки булочки_хлеб варежки-перчатки видео вторые блюда выкройки вязание для детей гимнастика головные уборы дача дела домашние десерты диета диеты журналы завтрак заготовки закуски застежка игрушки итальянский каши квилтинг коврики красота для себя куклы куртки маски и кремы массаж мастер-класс мыло напитки носки-тапки огород огородные хитрости одежда органайзеры пасха переделки печенье пиджаки-жакеты пироги пицца платья пледы-покрывала плетение из лент плетение из шнура полезности постные рецепты пушкин разделка теста рассада романовы рукава сад сайты салаты салфетки сво соусы_приправы стихи_проза сумки сумочки супы танцы тесто топики-майки торты-пирожные туники узоры уроки вязания уроки пэчворка уроки шитья цветы из ткани и бумаги цветы комнатные цветы садовые чистка лица шаблоны шарфы-шали швы юбки

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в UstEK

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 67640


Особняк В.Э. Бранта, Санкт-Петербург

Среда, 06 Марта 2024 г. 12:56 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Особняк В. Э. Бранта.Музей революции - Музей политической истории

Особняк В. Э. Бранта (улица Куйбышева (Большая Дворянская ул.), д. № 4) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге.Особняк построен в 1909—1910 годах по проекту архитектора Роберта-Фридриха Мельцера для петербургского предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта. Здание богато украшено кованными элементами, горельефами, витражами. Над витражами работал в том числе и К. С. Петров-Водкин

Роберт-Фридрих Мельцер

.Сто лет назад в этом доме на Большой Дворянской улице поселился с чадами и домочадцами немецкий предприниматель

Василий Эммануилович Брант – владелец торгового дома «Э. Г. Брант и Ко», домовладелец, член правления пивоваренного завода «Бавария», член совета Петроградского учетного и ссудного банков, почетный гражданин Санкт-Петербурга.

В. Э. Брант занимался торговлей, промышленностью, банковским делом. Память о его заводах хранит название одной из улиц на Малой Охте – Брантовская дорога. Там, на Охте стояли его лесопильни, на реке швартовались его каботажные (грузовые) суда, а на набережной Мойки находилось правление его предприятий, занимавшихся продажей леса, льна, зерна.

Под Петербургом у В. Э. Бранта было имение Брантовка, откуда к его столу поставляли свежие овощи, творог, сметану и прочие продукты.

Такой известный и богатый человек должен иметь большой и красивый дом!

В 1909 г. Брант заказал проект своего семейного гнезда придворному архитектору, тоже немцу, Роберту-Фридриху (Роману Федоровичу) Мельцеру, который выполнил его в модном в ту пору неоклассическом стиле с элементами модерна.

Роман Федорович был одаренным архитектором, прекрасным рисовальщиком и членом большой семьи Мельцеров, в которую входили три брата. Они являлись наследниками основанной их отцом, Фридрихом Мельцером, фабрики, занимавшейся производством мебели и декорированием интерьеров.

Братья взялись за дело, и к 1911 г. особняк В. Э. Бранта был готов. Его комнаты и залы обставили мельцеровской мебелью, стены украсили картинами, гобеленами, шпалерами, окна завесили портьерами, провели электричество.

Люстры в доме снабдили механизмами, которые обеспечивали их спуск вниз. Одна из этих люстр с действующим механизмом до сих пор находится в вестибюле особняка. В доме запустили подъемную машину (лифт).

Оборудованы были и хозяйственные постройки во дворе, где располагались прачечная, гараж, коровник, курятник, конюшня, каретный и автомобильный сараи, сеновал.

Однако Василий Брант прожил в своем чудесном доме недолго. После революции, в 1918 г. он с семьей покинул неспокойную столицу и уехал в Швейцарию, Цюрих, откуда были родом его предки.

Логика любой революции ведет к тому, что победители начинают распоряжаться имуществом и собственностью побежденных. Так случилось и в 1917 г. Особняк Бранта постигла судьба других частных домов. Его национализировали и заселили разным людом. Слуги, жившие здесь, переселились в комнаты хозяев.

Так, посудомойка Серафима въехала в покои мадам Брант. Прибыли и другие жильцы. Самыми известными стал комиссар городского хозяйства Союза Коммун Северной Области Михаил Иванович Калинин и председатель Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов Григорий Евсеевич Зиновьев.

М.И.Калинин                                                                                                                                  Григорий Зиновьев в 1920 году

После 1918 года Калинин перебрался в Москву; Зиновьев оставался в Петрограде, но переехал на улицу Красных Зорь (нынешний Каменноостровский проспект), в дом 26-28. Судьба этих двух именитых жильцов особняка Бранта сложилась по-разному.

Здание не имело входа с улицы. Необходимо было пройти через ворота в небольшой дворик, а затем по парадной лестнице подняться в холл, связанный с помещениями особняка.

С 1922 до 1946 г. Калинин являлся официальным главой государства, Председателем Центрального Исполнительного Комитета, потом Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Согласно Конституции СССР, его должность была самая главная в стране. Но на самом деле – главным был Генеральный секретарь партии, а эту должность 30 лет занимал И. В. Сталин. Зиновьев, один из ближайших соратников В. И. Ленина, до 1926 г. руководил Петросоветом, возглавлял Исполнительный Комитет Коммунистического Интернационала

.

В 1925 г. он перешел в оппозицию к Сталину. За свои оппозиционные взгляды Зиновьев трижды исключался из партии, каялся, восстанавливался в партии, пока в эпоху сталинского террора его не расстреляли вместе со многими другими революционерами, участниками событий октября 1917 г.

Особняк В. Э. Бранта пережил годы перемен и революционных преобразований, правда, утратил свое великолепие. Постояльцы здесь постоянно менялись. После большевиков и их семей в доме жили дети, оставшиеся без попечения взрослых. Таких было немало в годы Гражданской войны.

Потом здесь размещалась поликлиника, затем Институт общественного питания, обком и горком комсомола, и, наконец, было принято решение отдать дом Бранта под музейные нужды. Два стоящих рядом здания, особняки Кшесинской и Бранта, соединили в один музейный комплекс. В 1957 г. в нем открылся Музей Великой Октябрьской социалистической революции, преемником которого является Государственный музей политической истории России.

Прошедший ХХ век изменил интерьеры дома, но следы первоначального замысла архитектора и элементов декора угадываются. Начнем их поиски прямо отсюда.

Вы находитесь в цокольном этаже, в гардеробной, где многочисленные гости особняка оставляли свои шубы, шинели, пальто, котелки, трости. Пол гардеробной выстлан метлахской плиткой. Своим названием она обязана городу Метлах в Германии, где еще в средние века было налажено производство цветной плитки небольших размеров.

Стены облицованы английскими изразцами. Согласно описи, для гардеробной были закуплены бронзовые крючки для платья и полки для шляп. Здесь был облицованный плиткой камин с бронзовой рамой вокруг топки. Две каминные плитки украшены растительным орнаментом. К сожалению, достоверно неизвестно – случайны они здесь или первоначально входили в декор камина.

Шесть мраморных ступеней из гардеробной ведут в вестибюль, интерьер которого был оформлен Р. Ф. Мельцером с использованием элементов классического ордера.

Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве, взявший формы античного искусства за образец. Неоклассицизм начала ХХ века берет за образец не только эпоху античности, но и искусство других прошедших эпох – Возрождения, Барокко. Просвещения.

 

Стены вестибюля и колонны с бронзовыми базами и капителями декорированы искусственным мрамором, а вот лестница – из настоящего каррарского мрамора из итальянского города Каррара, знаменитого своими каменоломнями. Искусственный мрамор, стукко, или стюк, – особая штукатурка, изготавливаемая из гипса с добавлением красящих солей, квасцов, мраморной пудры и других материалов. После полировки стюк принимает вид мрамора.

 

Пол вестибюля выстлан мраморными шашками, стены облицованы серым мрамором с прожилками.

Мраморная парадная лестница находится напротив тамбура, проходного помещения с последовательно открывающимися наружными и внутренними дверьми. Архитектор, устраивая тамбурные двери, заботился об удобстве и комфорте жителей, берег тепло, которое давала единая отопительная система дома.

Рядом с тамбуром за деревянными решетками скрывается радиатор – знаменитое изобретение петербургского немца, инженера и заводчика Франца Карловича Сан-Галли. Франц Карлович называл свое изобретение «горячей коробкой». Здесь же в вестибюле стоят два чугунных радиатора другого типа.

Уже с порога в вестибюле гость, чей взгляд скользил по его декоративному убранству, понимал, что в доме живут люди, к которым благосклонна Фортуна. Горят воздетые факелы, славя жизнь. Из рогов изобилия сыплются дары, обеспечивающие процветание и благоденствие семьи Брантов.Широкие балюстрады лестницы украшены пышными гирляндами, вырезанными в цельных мраморных блоках. Плоды, вплетенные в гирлянды, – гранаты, фиги, виноград носят символический характер.Гранат символизирует семейные узы и многочисленное потомство, виноград и фиги числились в атрибутах античного бога вина, радости и веселья Вакха (Диониса).

Фризы антаблемента, балки, являющейся завершением стены, украшены лепниной, гирляндами и медальонами с античными профилями – мужским и женским.На левой стене вестибюля размещен мраморный горельеф работы немецкого скульптора Генриха Герхардта. Горельеф представляет аллегорию жизни человека. Младенец олицетворяет детство, влюбленные — юность, воин в доспехах — зрелый возраст, старик – завершение жизни. Она скоротечна, и, тем не менее, исполнена смысла, если богини судьбы парки (в древнегреческой мифологии – мойры) позволят человеку пройти весь путь до конца и не пресекут нить жизни.

На лестничной площадке с зеркалами – три двери, на двух из них – резные барельефы, на которых изображены богиня удачи и благополучия Фортуна с рогом изобилия (греческая Тюхе) и бог Меркурий (греческий Гермес), покровитель торговли (коммерции), – дела, которым занимался хозяин дома.

Двери справа открывают проход в приемную В. Э. Бранта. Здесь сохранилась трехмаршевая дубовая лестница, светильники в стиле модерн, вмонтированные в деревянный потолок. Лестница украшена балясинами – декоративными столбиками, служащими опорой поручня лестницы, вазами, стены отделаны деревянными панелями. В элементы декора включены листья аканта. Причудливая форма листьев этого средиземноморского растения – излюбленный орнаментальный мотив еще с античных времен. Мраморная арка из серого гранита отделяет приемную от кабинета хозяина дома.

Лестничное пространство освещают витражные окна. Один из витражей выполнен предположительно по рисунку Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. В юности ему посчастливилось встретиться с архитектором Романом Мельцером, который приехал в его родной город Хвалынск в гости к помещице Казарьиной, у сестры которой мать Петрова-Водкина была в услужении. Она показала рисунки сына Мельцеру, и тот увез талантливого юношу в Петербург, где Кузьма поступил учиться в Центральное училище технического рисования, основанное еще одним петербургским немцем, банкиром и предпринимателем бароном Александром Людвиговичем Штиглицем.

Если посетитель с лестничной площадки вестибюля войдет в среднюю дверь, то окажется в другой приемной, отделка которой выполнена в готическом стиле. Окрашенный в белый цвет сложной формы потолок приемной сделан из необычного материала – папье-маше.

Папье-маше – пластическая масса из размельченного картона с добавками. В Китае, где изобрели бумагу, из папье-маше делали шкатулки, статуэтки. С XVI века эта технология получила распространение в Европе, и из папье-маше начали изготавливать не только разные поделки, но и детали архитектурного убранства. Пространство приемной продолжает небольшая комната с барельефом, запечатлевшим сцену прощания военачальника троянцев Гектора с сыном Астианаксом и женой Андромахой перед битвой с ахейцами, осадившими Трою.

Еще одна дверь с лестничной площадки ведет в парадные комнаты, столовую, гостиную, которые соединялись высокой раздвижной дверью. В первой комнате обращают на себя внимание декор лепного потолка и клетка подъемной машины, лифта, который использовали для доставки готовых блюд из кухни, располагавшейся в цокольном этаже.Особняк понес значительные утраты при реконструкции 1950-х гг., связанной с созданием из двух особняков – Кшесинской и Бранта – единого комплекса. Была разобрана выходящая в музейный сквер галерея, уничтожен зимний сад. Тем не менее, можно говорить о хорошей сохранности декора как здания, так и его ограды, украшенной рельефами, в композицию которых входят античные женские маски, и, как и во внутреннем убранстве дома, – гирлянды и рога изобилия. Венчают ограду вазы и оплетенные змеями сферы, символизирующие мир в начальной стадии рождения.

-

Античный миф о первотворении повествует о змее Офионе, чьей супругой была дочь Океана океанида Эвринома – богиня сущего. Вместе они породили мировое яйцо. Офион обвил его и согревал до тех пор, пока яйцо не раскололось. Из него явились солнце, звезды, луна, земля. Борьба за Олимп продолжилась. Офион и Эвринома уступили его Кроносу и Рее, а те в свою очередь – Зевсу, Гере и другим олимпийским богам. Однако ни греки, ни римляне не забывали того, кто находился у истоков, – чудовищного змея Офиона, породившего и сохранившего обитаемый мир.

Возможно, Р. Ф. Мельцер, создавая сложный образ декоративного украшения пилонов ограды, имел в виду именно этот греческий миф о первотворении.Сплошная ограда особняка переходит в чугунную решетку и арку с двумя гранитными колесоотбойными тумбами. На портале главного фасада дома Бранта размещено декоративное керамическое панно, изображающее парящую в облаках богиню красоты и любви Венеру (Афродиту), и её спутников.

Великая богиня, согласно античному мифу, была рождена раньше других богов-олимпийцев. Она повелевает могучей силой, которой подвластны и люди, и боги. Любовь движет миром, она понуждает мир к действию, развитию и изменению.Единого мнения об авторстве панно нет. По одной версии, рельеф выполнен по рисунку Р. Ф. Мельцера, по другой – автор работы все тот же немецкий скульптор Генрих Герхардт.

Арочный проем въезда во двор обрамлен чугунными гирляндами, по верху чугунных литых ворот размещен узор, часто встречающийся в античном искусстве вид орнамента – меандр, символизирующий вечность. Арка украшена подвесным фонарем. Она открывает перспективу внутреннего двора, заканчивающегося портиком.

Сразу за воротами – бронзовый горельеф работы Генриха Герхардта, на котором изображен архангел Михаил, побеждающий дракона.Заказ на изготовление кованых оград, ворот, ограждений балконов, крыши, оконных решеток нижнего этажа Мельцер отдал в мастерские Художественно-строительного завода, которым руководили сыновья основателя предприятия Карла Ивановича Винклера, еще одного петербургского немца.

Вход в дом, находящийся во внутреннем дворовом пространстве, защищен сводчатым стеклянным навесом. Напротив входа – бронзовый барельеф, также созданный скульптором Генрихом Герхардтом, – «Добро пожаловать в Брунненхоф». Сюжет может быть расшифрован как аллегория воссоединения семьи.

Женщина на пороге дома приветствует спешившегося с коня молодого мужчину. Изображение символическое, но здание вполне конкретное, это вилла Брунненхоф, располагавшаяся в окрестностях Цюриха, принадлежавшая Эммануилу и Иде Брантам, родителям Василия Эммануиловича Бранта. Надпись на рельефе приглашает посетить дом с колодцем – «Колодезный двор». Так переводится на русский язык название виллы Брунненхоф.

Стены особняка Бранта облицованы светлой керамической плиткой. Ее поставляла из Германии фирма «Филипп Гольцман и К°». Вверху глухой стены, отделяющей дворовый проход от соседнего здания (кстати, оно тоже принадлежало Василию Бранту) и обеспечивающей, помимо прочего, пожарную безопасность дома, помещены бронзовые барельефы, изображающие головы лошадей и амазонок с факелами в руках, управляющих колесницей. Над стеклянным навесом размещен знак торговой фирмы Брантов.

После 1917 года в особняке располагался детский интернат № 14. В 1918 году часть здание была отдана в распоряжение комиссара городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны М. И. Калинина. Здесь же жили Л. М. Михайлов-Политикус, И. Е. Котляков, М. М. Вольберг, Г. Е. Зиновьев. Позже в здании, помимо жилых помещений, располагались: Ленинградское государственное издательство, хозяйство № 31 Треста коммунальных домов. В 1929 году особняк заняла поликлиника желудочно-кишечных заболеваний, а далее НИИ общественного питания. После С. М. Кирова в 1937 году сотрудники института были репрессированы, а сам он — ликвидирован. Здание занимали Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), обком и горком ВЛКСМ Ленинграда

В 1957 году здание вместе с соседним особняком Кшесинской было отдано под филиала Музея Великой Октябрьской социалистической революции. Здание было перестроено по проекту архитектора Н. Н. Надёжина: было обустроены залы под экспозицию и пристроен новый корпус-вестибюль.

На данный момент в здании располагается Музей политической истории России.

В особняке снимались некоторые сцены фильмов про Шерлока Холмса и в фильме «Мастер и Маргарита».

===============================

https://sinekvan.livejournal.com/728202.html

https://polithistory.ru/putevoditeli_po_muzeju/brant

https://dzen.ru/a/ZCnaEOH6fyhk3niP

https://www.citywalls.ru/house1107.html

https://dzen.ru/a/YPXkmYT-I2ao-7TI

Серия сообщений "Дома Санкт-Петербурга":
Часть 1 - Дворец А.Половцова (Дом архитектора) в Санкт-Петербурге.
Часть 2 - Особняк Мясниковых в Санкт-Петербурге
...
Часть 42 - Музей-квартира Льва Гумилёва в Санкт-Петербурге
Часть 43 - Дом Набоковых в Санкт-Петербурге(Большая Морская ул. 47 )
Часть 44 - Особняк В. Э. Бранта,Санкт-Петербург
Часть 45 - Мистическая аптека доктора Пеля и сыновей. Санкт-Петербург
Часть 46 - Особняк Брусницыных. Санкт-Петербург
Рубрики:  Интересное/история
Интересное/география и путешествия

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку