Виды вышивок |
Вышивки делятся на счётные (вышиваются по счёту нитей ткани) и свободные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами без счёта).
Счётные вышивки удобнее делать по полотну и другим тканям полотняного переплетения, на которых нетрудно производить отсчёт нитей.
Счётными швами обычно вышивают рисунки геометрического характера (с прямыми линиями).
Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях.
Счётные вышивки (большинство старинных народных швов) делятся на сквозные, или строчевые (выполняемые из ткани, разреженной путём выдёргивания нитей), и вышивки по целой ткани.
Сквозные счётные вышивки
Мережки - узкие строчевые вышивки, которые делают по выдернутым нитям.
Рис. 1б. Мережка
Все мережки вышиваются на пяльцах слева направо катушечными нитками (№ 40, 50, 60, 80). Мережка применяется не только как самостоятельный вид вышивки, но часто входит в различные виды других вышивок.
Нитка в мережках закрепляется следующим образом: для первого стежка иглу пропускают между нитями будущего столбика и вкалывают в материал за 2-3 нити от края мережки. Затем рабочую нитку кладут петлей справа налево, подхватывая на иглу 4 нити мережки, и затягивают петлю (рис. 1, а).
Чтобы подшить край изделия мережкой, необходимо обрезать его ровно по нитке. Для этого выдёргивают с края ткани первую цельную нить и по её следу обрезают ткань.
Затем определяют ширину рубца; если ширина его должна быть 2 см, мережку начинают продёргивать на расстоянии 4,5 см от края, оставляя место для подрубання рубца.
Рис. 2. Мережка «Козлик»
Когда подрубается скатерть или салфетка, то выдёргивают по одной нити на всех четырёх сторонах ткани, для чего иголкой прокалывают в двух противоположных углах скатерти по дырочке, подрезают в точках прокола одну нить утка и основы, подрезанные нити осторожно натягивают и подрезают их с другого конца в тех местах, где они пересекутся.
Затем на всех четырёх сторонах ткани выдёргивают ещё но 3-4 нити в зависимости от ширины мережки. Ход рабочей нитки (т. е. нитки, которой шьют) показан на рисунках.
К простейшим мережкам относятся: столбик (рис. 1, б; цифрами показан ход рабочей нитки), «козлик» (рис. 2), «жучок» (рис. 3); сложнее - мережка «подстрочка» (рис. 4; цифрами показан ход рабочей нитки) и сновочные мережки. Пустые углы, получающиеся в местах соединения продольных и поперечных мережек, заполняются «паучками» (рис. 5).
Рис. 3. Мережка «Жучок» Рис. 4. Мережка «подстрочка»
Рис. 5. Мережка «Паучок
Строчка-перевить.
Основой этого вида вышивки является сетка, на которую наносится рисунок.
Сетка подготавливается следующим образом: по контуру будущего узора выдёргивается одна нить, по ней пропускают иголкой цветную нитку, считая при этом захватываемые иголкой нити тканb, например три на иголку, три под иголку.
После этого ткань вставляется в пяльцы; поднятые на цветную нитку продольные и поперечные нити ткани подрезаются и выдёргиваются.
Затем производят перевивку сетки рабочей ниткой по диагонали (рис. 6 - начало вышивки).
Более простые приёмы заполнения сетки: настил - переплетение нитками клеточек в одном направлении (рис. 7).
Рис. 6. Строчка-перевить Рис. 7. Настил
Рис. 8. Штопка Рис. 9. Штопка
Штопка (одинарная и двойная)
Одинарная - заполнение клеток сетки одним горизонтальным и одним вертикальным стежками (рис. 8), причём в каждой клетке образуется крестик.
Двойная выполняется так же, как одинарная, только каждая клетка проштопывается двумя настилаемыми нитками вдоль и поперёк.
Сначала поверх сетки прокладывается и обвивается на местах пересечения сеткой один стежок, второй стежок прокладывается параллельно первому н тоже обвивается и т. д.
В каждой клеточке сетки получается по два вертикальных и два горизонтальных стежка (рис. 9).
Паутинка - нитка, перевивая сетку, одновременно делает в её клеточках воздушные петли, двигаясь по диагонали то направо вверх, то налево вниз (рис. 10).
Рис. 10. Паутинка Рис. 11. Стлань
Стлань - штопка по неперевитой нитке, создающая впечатление ненарушенной ткани. В народной вышивке среднерусской полосы сочетается обычно с цветной перевитью.
Фигуры рисунка выполняются стланью, а фон - плотно (в несколько раз на каждом столбике) перевивается цветными, преимущественно красными, нитками (рис. 11).
Гипюры - строчевые вышивки по более крупной по сравнению со строчкой-перевитью сетке со сложными так называемыми разделками.
Горьковскне гипюры вышиваются по крупной перевитой один раз сетке (рис. 12).
Рис. 12. Узор вышивки горьковским гипюром
На фоне, зашитом тонкой катушечной ниткой но диагонали особым швом («тенью», рис. 13), помещаются ромбической формы фигуры, исполненные сочетанием различных разделок (сеточек, сновок, плотных звёздочек, «паучков», штопки, ромбиков, уголков и т. д.), а также крупными, идущими через несколько клеток стежками.
Разделки выполняются нитками мулине. Клеточки вокруг фигур оставляются свободными, благодаря чему фигуры не сливаются с фоном. Схема выполнения разделок дана на рисунке 14, а, б, в, г, д.
Рис. 12а. Плотная звездочка Рис. 12б. «Паучок» с
воздушными петлями
Рис. 12в. Штопка с обводкой Рис. 12г. Ромбик плотным швом
Рис. 12д. Плотный узелок швом «в петлю» Рис. 13. Шов «тень»
Так называемая крестецкая строчка имеет много разновидностей: рассыпной гипюр, «мыльный пузырь», «тарлата» н наиболее сложные - сновки и «вологодское стекло».
Все виды крестецкой строчки вышиваются тонкими катушечными нитками.
Рассыпной гипюр (рис. 15) делается по крупной сетке сочетанием крупных и мелких «паучков», длинных сновок и штопки.
Сновки могут выполняться по очень крупной сетке, а более сложные и крупные узоры - по целиком вырезанным в ткани квадратам.
В обоих случаях для получения сновочных мотивов в пустых квадратах протягиваются в разных направлениях нити, которые перекрещиваются в центре, а затем перевиваются настилом, образуя рисунок в виде розеток или звёзд.
Рис. 15. Узор вышивки рассыпным гипюром
Рис. 16. Узор вышивки «вологодским стеклом»
«Вологодское стекло»
На ткани намечают квадрат, делят его на 4 части, оставляя между ними по 6-8 нитей ткани, остальное вырезают.
По диагонали прокладывают в несколько рядов рабочие нитки и обшивают их настилом.
После этого настилают дополнительные нитки (согласно рисунку), заделывают их также настилом, но менее плотно, и отдельные части узора покрывают сеткой из воздушных петель (рис. 16).
Стяги - сквозная вышивка, получаемая без выдёргивания нитей ткани (или с выдёргиванием одной нити по утку и одной - по основе), путём стягивания нитей ткани тонкими катушечными нитками в сетку.
Стяги часто применяются в сочетании с гладью. Вышивка выполняется на тонких редких тканях (например, на маркизете).
Рис. 17 Россы или полукрест(пьдвусторонний шов)
Счётные вышивки по целой ткани.
К ним относятся: крест простой, крест двойной, роспись (полукрест), счётная гладь, набор, косая стёжка и др.
Роспись, или полукрест (иначе - двусторонний шов), состоит из стежков, образующих с обеих сторон тканн одинаковый рисунок.
Шьётся швом «вперёд иголку» сначала в одну сторону, затем в обратную; иголку вкалывают в те же проколы, покрывая пропущенные места (рис. 17; цифрами показан ход рабочей нитки).
Набор - нитка движется «вперёд иголку» вдоль нитей ткани, от одного конца узора до другого, переходя по счёту нитей то на лицевую сторону, то на изнаночную.
На изнаночной стороне узор получается обратный тому, который образуется на лицевой стороне.
Крест и роспись
(а - роспись по диагонали, б - роспись по прямой, в - крест)
Косая стёжка вышивается стежками, идущими в косом направлении через 2 горизонтальные и 4 вертикальные нити ткани.
Косая стёжка, кунтур вышит росписью
(а - роспись, б - косая стежка) Свободные вышивки
Эти виды вышивок всегда выполняются по рисунку, нанесённому на различные ткани.
Гладь - наиболее известна вышивка по рисунку, она имеет много разновидностей.
Цветная круглая гладь (а - петля вприкреп, б - двусторонняя гладь)
Односторонняя гладь («верхошов», или «владимирский шов») - особенность этого шва в том, что стежки ложатся почти целиком на лицевой стороне, сплошь закрывая нужные места узора, на изнанке захватывается лишь несколько нитей ткани.
Вышивается толстыми нитками (мулине в пасму, т. е. в шесть ниток) или шерстью.
Обычно основной цвет ниток - красный в сочетании с синим, жёлтым и зелёным.
Стежки «верхошва» кладутся не плотно друг к другу, а на небольшом расстоянии.
На лицевой стороне получается основной рисунок (рис.18, а), а на изнанке стежки образуют лишь небольшие переходы по контуру рисунка (рис. 18, б).
Такая гладь широко применяется при вышивке крупных растительных орнаментов на подушках, скатертях, дорожках и т. д.
Листья растений покрывают гладью; стежки кладутся косо в двух направлениях от середины листа, начинать надо с острого конца листа.
Первый стежок делается длинным от контура к центру (рис. 18, в).
Сначала заполняется одна сторона листа, затем другая - от верхней части к нижней.
В цветах стежки кладутся к центру (рис. 18, г), серединки цветов обычно заполняются различными сетками.
Бельевая (или выпуклая) гладь применяется для вышивкн белья, блузок, носовых платков, накидок из тонкой ткани.
Контур рисунка промётывается швом «вперёд иголку». Под те места, которые должны быть рельефными, делается настил несколькими крупными стежками в направлении, противоположном будущим стежкам вышивки (например, настил кладут вдоль листка, а гладью шьют поперёк).
Узор, вышитый выпуклой гладью и стебельчатым швом, обычно сочетается с другими видами выпшвки:
1) узелками (заполняют части цветков и листьев); вколов в ткань иголку, на неё навивают несколько раз нитку (в зависимости от размера узелка), а затем протягивают нитку через петли, придерживая их большим пальцем левой руки, и закрепляют (рис. 19);
Рис. 19. Бельевая или выпуклая гладь
2) дырочками, контур которых сначала обшивают швом «вперёд иголку», затем дырочка прокалывается штопальной иглой и обшивается гладьевым валиком (рис. 20);
Рис. 20. Бельевая или выпуклая гладь
3) стягами (см. выше);
4) подстильной гладью - ткань покрывается с изнанки косыми перекрещивающимися стежками, с лицевой стороны контур узора рисуется короткими стежками (рис. 21).
Рис. 21. Бельевая или выпуклая гладь
Подстильная гладь применяется и как самостоятельный вид вышивки в сочетании со стебельчатым швом.
Атласная гладь вышивается стежками, ложащимися справа налево, заходящими друг за друга. Расположение стежков должно соответствовать очертанию узора.
Русская гладь вышивается швом «вперёд иголку» по прямой нити ткани; иглу пропускают на 5-7 мм по лицевой стороне и на 1 мм ткани по изнанке.
Весь узор шьётся стежками, идущими в одном направлении. Стежок в следующем ряду делают, вкалывая иглу около середины соседнего стежка.
Вышивать следует так, чтобы ткань между стежками не была видна. Для этого ряды стежков должны близко прилегать друг к другу (в этом случае лучше брать нитки слабой крутки).
Русской гладью вышивают белыми нитками по кремовой и суровой ткани, а также делают красочные вышивки на подушках, скатертях н т. д. в сочетании с мелкой сеткой (ажурной или сделанной по ткани).
Сетка по ткани выполняется так: от края до края нужного пространства (например, середины цветка) протягиваются нити, образующие квадратную сетку, а затем места пересечения ниток прикрепляются к ткани мелкими диагональными стежками.
Рис. 22 Ковровый
или гобеленовый шов
Ковровый или гобеленовый шов выполняется двумя способами.
При первом способе вышивка исполняется рядами плотно прилегающих друг к другу вертикальных или косых стежков по подложенной нитке (рис. 22). Вышивается на рогожке, холсте или канве.
Второй способ заключается в том, что сначала от края до края мотива протягивают по лицевой стороне нитку, затем её обшивают петельным швом, захватывая ткань.
В следующем ряду иголка втыкается в середину петли предыдущего ряда.
Ковровыми швами (их лучше всего выполнять шерстью или толстым кручёным шёлком) изделие обычно зашивается целиком.
Рубрики: | Вышивка/схемы Вышивка/швы Поделки-самоделки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |