Ощущение красоты – это осознание более высокого уровня совершенства жизни. В искусстве присутствует значительная доля самогипноза. Примеры – квадрат Малевича, сюрреализм Даля, импрессионизм Пикассо, которые не являются предметом искусства. Здесь искусство другого рода – в способности оторваться, отрешиться от очевидного взгляда и ощущения предмета. Они гипнотизируют внезапным взглядом на очевидные вещи тогда, как, присмотревшись, видишь их нерациональность и неэстетичность. Эстетика, же, от такого подхода не всегда выигрывает. Не может сюрреализм Даля или Сартра доставлять эстетическое наслаждение, но будит протест и желание понять суть этого явления. Очевидно, парадокс дает толчок для поиска истинной эстетики: обретения собственного чувства прекрасного.
Вкус, это что - воспитание сравнительного опыта или интуитивное постижение прекрасного?
Английский практицизм, даже в вопросах эстетики, красоту связывает со вкусом и, жестко, с личностью воспринимающего. Вместе с тем, красота носит не только эстетический смысл. Совершенство внешнее в большой степени предполагает совершенство внутренне, как живого, так и предмета. В технике, например, это когда красивый самолет летает лучше своего некрасивого брата.
Прикосновение к прекрасному может происходить в обыденных условиях и, тогда, необычное, возвышенное воспринимается просто и буднично, оборачиваясь своей менее привлекательной стороной, теряя свою таинственность и уникальность. Это все-равно, что увидеть оборотную сторону вышивки: рисунок как будто виден, но очарования нет. Именно поэтому не хочется знать тайну фокуса или увидеть, как приготавливается вкусное блюдо. Восприятие прекрасного требует определенных условий, очищенных или защищенных от обыденности. И наоборот, существование в рафинированных условиях, формирует и иное восприятие жизни, которое в соприкосновении с реальностью (полной и всесторонней), может вызвать шок, коробление идеалов и, даже, разрушение личности.