-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Traveler_in_Time

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 3848


Газотурбовозы - второе рождение?

Среда, 09 Июля 2008 г. 01:10 + в цитатник
Прочёл на официальном сайте ОАО "РЖД" (Российские железные дороги) вот такую новость:

http://www.rzd.ru/wps/portal/rzd?STRUCTURE_ID=704&...7&refererLayerId=3267&id=66018

Сегодня газотурбовоз ГТ1-001 впервые провел грузовой состав.

ОАО "РЖД" проводит испытания новейшего вида тягового подвижного состава - первого российского газотурбовоза ГТ1-001.
"Сегодня в рамках испытаний первый российский газотурбовоз ГТ1-001 на участке Кинель – Жигулевское море Куйбышевской железной дороги провел грузовой состав весом 3 тыс. тонн", - сообщил старший вице-президент ОАО "РЖД" Валентин Гапанович.
По словам старшего вице-президента, первый в мире газотурбовоз мощностью 8300 кВт, работающий на сжиженном природном газе и созданный с использованием конверсионной продукции (газотурбинные двигатели), разработан совместно со специалистами Самарского научно-технического комплекса имени Н.Д. Кузнецова (СНТК).
"Это действительно прорывной проект, направленный в будущее. Проект создает реальные возможности для развития российской транспортной промышленности на основе отечественных научных разработок. Использование газотурбовоза позволит значительно снизить энергозатраты при эксплуатации, сократит финансовые и трудовые затраты при техническом обслуживании локомотивов", - отметил старший вице-президент ОАО "РЖД" Валентин Гапанович.

Разработка принципиально нового для России типа локомотива началась в декабре 2006 года после подписания соглашения о совместном создании газотурбовоза между ОАО "РЖД" и Самарским научно-техническим комплексом имени Н.Д. Кузнецова (СНТК), специалисты которого к тому времени уже создали действующий газотурбинный двигатель НК-361 и силовой блок тяговой секции газотурбовоза.
Разработчиком проекта газотурбовоза стал Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт (ВНИКТИ) (Коломна), генератор машины разрабатывался на Лысьвенском электротехническом заводе, а опытный образец локомотива собран на Воронежском локомотиворемонтном заводе.
Газотурбовоз работает на сжиженном природном газе и предназначен для эксплуатации на неэлектрифицированных участках железных дорог.
Газотурбовоз состоит из двух секций. В одной размещаются турбина и силовой блок, в другой – емкость для топлива объемом 17 тонн. Одной заправки хватает на 750 км. Суммарная (максимальная) мощность газотурбовоза – 8300 кВт, общий вес – 300 тонн.
Газотурбовоз оснащен самыми современными приборами управления и устройствами, отвечающими за безопасность движения. В кабине установлен многопозиционный контроллер, который регулирует мощность и скорость движения. Дисплейный модуль отображает информацию о режимах работы двигателя, включая информацию о технических параметрах каждого узла, например газовой турбины, электрической передачи или тормозных систем. Также локомотив оснащен системой видеонаблюдения, контролирующей состояние моторного отсека и рабочее место машиниста. Пока снимаемая системой наблюдения "картинка" транслируется только в кабину машиниста, но в перспективе изображение будет передаваться и в диспетчерский центр, специалисты которого смогут не только контролировать параметры работы локомотива, но и следить за физическим и эмоциональным состоянием машиниста. В чрезвычайной ситуации диспетчеры смогут дистанционно активировать систему экстренного торможения, которая автоматически выключит тяговые двигатели.
Планируется, что первые газотурбовозы будут эксплуатироваться в районах Сибири, где имеются большие запасы природного газа.

Прочёл и задумался. Мощность, пробег - вроде всё неплохо. Но где-то это уже было. Почитал литературу, нашёл много чего интересного. Например, В.А. Раков пишет по этому поводу:

Первые разработки газотурбовозов конструкторскими организациями отечественных локомотивостроительных заводов относятся ещё к 1954 году, когда на Коломенском паровозостроительном и Харьковском заводе тяжёлого машиностроения началось проектирование новых локомотивов.


Значит, не такие уж они "принципиально новые". Первые поездки советских газотурбовозов относятся к 1959 - 1960 годам, сравнительные испытания пассажирских газотурбовозов ГП1 и тепловозов ТЭП60 (которые, кстати, сейчас уже почти все списаны) показали преимущество тепловозов, у которых был меньший расход топлива и более полно использовалась мощность силовой установки. Аналогичные результаты были получены при сравнении газотурбовоза Г1 (грузового) и тепловозов ТЭ3. Поэтому выпуск газотурбовозов ограничился несколькими опытными машинами.
Интересно в этом плане высказывание главного конструктора коломенского завода Л.С. Лебедянского, сделанное в начале 60-х годов: "Мы опоздали с газотурбовозами примерно на 20 лет". Так и есть - в период реконструкции тяги, когда ещё не начался массовый выпуск теплозовов, газотурбовозы могли быть оправданы, но в 60-е годы строить локомотив, находящийся по энергетическим характеристикам где-то между паровозом и тепловозом, посчитали ненужным.
Конечно, сейчас техника ушла далеко вперёд по сравнению с шестидесятыми годами прошлого века, в нынешнем проекте в качестве топлива используется сжиженный газ - может быть, "вторая жизнь" газотурбовозов окажется более успешной, чем "первая". Тем более, что ещё в 60-е годы было подсчитано, что использование газовой турбины в качестве силовой установки локомотива оправдано при КПД турбины более 32% и приемлемом расходе топлива на холостом ходу и при неполных нагрузках. Что ж, будет интересно посмотреть, что получится на этот раз.
А пока фото того, что было.

Пассажирский газотурбовоз ГП1, выпущен в 1964 году. Фото из книги В.А. Ракова.
 (700x497, 223Kb)
P.S. Очень похоже на тепловоз ТЭП60, но это сходство ограничивается только внешним видом.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку