-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Traveler_in_Time

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 3848


Северная железная дорога

Среда, 28 Июня 2017 г. 22:19 + в цитатник
В прошедшие выходные вернулся к теме Северной железной дороги.
До "царства деревянного модерна" на линии Вологда - Архангельск в этот раз не доехал, но посетил ещё несколько исторических станций этой дороги. Ездил одним днём, в сумме получилось почти тысяча километров, поэтому времени на станциях было немного. Специально к этой поездке не готовился, всё сложилось довольно спонтанно.

Итак, станция Грязовец, практически на границе Вологодской и Ярославской областей. Открыта в 1872 году на узкоколейной тогда линии Ярославль - Вологда (не совсем так, но для этого поста пусть будет такая "временная" формулировка).
Станция непростая - длинная, частично находится в кривой, в неё же попадает часть погрузочно-разгрузочных путей. В этой же кривой находится ж.д. переезд, дорога от которого ведёт в центр города.
Построек на станции немного. Вокзал, как водится, с евроремонтом, покрашен в унылые "корпоративные" цвета. Вероятно, он сталинских времён или сразу после них, исторический был бы деревянным.

Вокзал ст. Грязовец
IMG_1563 (700x517, 254Kb)

Кроме вокзала сохранилась водонапорная башня - вот она явно историческая. Квадратная в плане, построена по традиционной схеме "кирпичный низ - деревянный верх". На кирпичной кладке первого этажа сохранилась часть отметки о нивелировке местности - к сожалению, самая интересная часть, с годом нивелировки, отсутствует. Деревянный шатёр практически без отделки - вероятно, он ремонтировался или вообще заменялся в ходе эксплуатации башни. Тем не менее, башня выглядит хорошо, не перекрашена, а кирпичная кладка первого этажа явно приводилась в порядок - видны следы вычинки разрушившихся от времени кирпичей.

Водонапорная башня на ст. Грязовец
IMG_1570 (527x700, 247Kb)

Знак нивелировки на башне ст. Грязовец

IMG_1574 (700x525, 327Kb)

За башней стоит довольно новый снегоочиститель СДП М2, покрашенный в оранжевый цвет, а дальше видна территория базы путейской техники. На всякий случай решаю обойти её на предмет интересных вещей. И - да, буквально у ворот стоит автомотриса АС1, которая используется в качестве будки охранника - само собой, с охранником внутри. Рассмотреть её не удалось, поэтому делаю быстрый кадр через ворота и иду дальше.

Автомотриса АС1, ПЧ на ст. Грязовец
IMG_1579 (700x520, 254Kb)

В какой-то момент через станцию проходит грузовой под ВЛ80с. Как назло, именно в этот момент "выключают" солнце, поэтому локомотив оказывается в тени. Но всё равно ловлю его вместе с башней.

ВЛ80с-2546 с поездом проходит ст. Грязовец
IMG_1582-1 (700x525, 311Kb)

На этом в Грязовце вроде всё, поэтому перемещаюсь на другую интересовавшую меня станцию - Данилов. Несмотря на свои, казалось бы, небольшие размеры, это одна из важнейших станций на линии Ярославль - Вологда.
Данилов является станцией стыкования участков постоянного и переменного тока, поэтому здесь имеют остановку все поезда, находятся пункты технического обслуживания электровозов, а также моторвагонное депо, имеющее в своём парке электропоезда как постоянного, так и переменного тока. По станции происходит постоянное движение поездов и отдельных локомотивов, на перроне много людей. При этом сам город довольно тихий, в чём-то провинциальный, хотя и имеющий выраженный исторический центр с одно-двухэтажной дореволюционной застройкой.
Центр станции и одна из её наиболее любопытных построек - вокзал. Построенный в 1930 году, он является редким примером пассажирского здания в стиле конструктивизм. Пройдёт всего несколько лет и этот стиль, а вместе с ним рационализм, функционализм и все подобные окажутся фактически под запретом. Но в 1930 году ещё оставалось время для архитектурных экспериментов, поэтому конструктивистский вокзал вполне имел право на существование.

Вокзал ст. Данилов, вид со стороны города
IMG_1591 (700x525, 180Kb)

Вид на вокзал с пешеходного моста над путями

IMG_1646 (700x525, 217Kb)

На этом "парадную" съёмку пришлось завершить, так как на перроне появились ну вы сами знаете кто, а длительная разборка на тему зачем я здесь фотографирую и "знаете ли Вы, что железная дорога - стратегический объект" в мои планы ну никак не входила - мне ещё надо было до Москвы доехать. Поэтому поступил как в известном анекдоте - фотоаппарат спрятал, но снимать не перестал.

Рядом с действующим вокзалом обнаружилось деревянное здание, по стилю очень близкое тем, которые я видел на других исторических станциях Северной железной дороги - в том же Юрьеве-Польском. Нынешний статус здания непонятен - судя по всему, сейчас оно не используется, а в прошлом это был медпункт - именно такие сведения нашлись в сети. Вероятно, это здание, обильно украшенное деревянной резьбой, - первый или как минимум предыдущий вокзал станции Данилов.
(Добавлено позже - после изучения вопроса: Это всё-таки не вокзал. Первый вокзал в Данилове был такой же, как в Вологде - двухэтажный.)
С площади оно производит довольно скромное впечатление, о со стороны путей это просто сказочный терем, пусть и немного потрёпанный временем. Но если почистить и покрасить - будет невероятно красиво!

Вероятно, исторический вокзал станции Данилов
IMG_1601 (700x525, 242Kb)

Часть фасада чуть ближе

IMG_1603 (700x523, 283Kb)

По другую сторону современного вокзала за деревьями видны две водонапорные башни - одна советская, построенная из бетона по типовому проекту. Точно такая же сохранилась, например, на станции Рязанцево той же Северной ж.д.

Водонапорная башня советской постройки на ст. Данилов
IMG_1611 (525x700, 260Kb)

А вот вторая башня, кирпичная, явно старше и гораздо интереснее. Её архитектура, я бы сказал, очень напряжённая, разные её части как будто спорят между собой. Смотрим внимательно. Вход в башню оформлен в виде крыльца с острой кровлей - кстати, мы только что видели почти такое же решение, но в дереве в бывшем здании вокзала. Входная группа задаёт всей башне движение вверх.

Вход в историческую водонапорную башню
IMG_1613 (525x700, 364Kb)

Затем, после такого "многообещающего начала" не происходит ... ничего. Основной объём башни, узкий и прямой как стрела или как взлетающая ракета - кому что больше нравится - представляет собой просто кирпичный цилиндр без какого-либо декора, пронизанный лишь узкими окошками с несложными полукруглыми завершениями. И наконец на самом верху он разрешается "короной" из красного кирпича и белой штукатурки, ассоциирующейся с навершием крепостной башни. Стремление вверх поддерживают узкие белые колонки, которые "тянут" башню всё выше и выше, хотя её основной объём уже давно закончился и остался внизу. Очень необычное впечатление - вместо тяжёлой и монументальной постройки нам предстаёт легкое и воздушное, стремящееся вверх сооружение. Никакой тяжести, никакого веса - лишь устремлённость вверх. Год постройки башни - 1917-й. Вот такая она во весь рост. Вероятно, когда-то её венчал шпиль или подобное окончание - его остатки прослеживаются, если смотреть на башню издалека.

Историческая водонапорная башня на ст. Данилов
IMG_1615 (525x700, 269Kb)

Эта же башня вместе с деревянным жилым домом

IMG_1593 (700x525, 290Kb)

Теперь надо заглянуть на противоположную сторону станции - там тоже могут быть исторические постройки.
И точно - прямо напротив вокзала нашлось здание бывшего паровозного депо. Подойти к нему оказалось не то, чтобы сложно, но как-то необычно. Под мостом нашёлся памятник сотрудникам депо и станции, погибшим в годы войны - он почти полностью зарос кустами и даже небольшими деревьями, но судя по свежим венкам и цветам, за ним следят. Почему нельзя вырубить не в меру буйную растительность вокруг - непонятно. Затем дорожка идёт по такой же заросшей аллее, упирается в забор с давно сломанной калиткой. проходит мимо здания механических мастерских - и мы на веере депо.

бывшее паровозное депо Данилов
IMG_1620 (700x525, 288Kb)

Кирпичное здание на семь стойл, ворота в крайнее слева заложены, в крайнем справа заменены каким-то заграждением ядрёного синего цвета - впрочем, вполне в современных цветах Северной железной дороги. Остальные пять проёмов сохранили оригинальные деревянные ворота. Веер абсолютно пустой, рельсы ржавые. На одном из боковых путей стоит зарастающая кустами бывшая цистерна от пожарного поезда, покрашенная почему-то в голубой цвет, стоят ещё несколько вагонных кузовов в виде сараев.
Поворотный круг относительно новый, с электрическим приводом. Он цел, но тоже давно не работал - кольцевой рельс и колёса, на которые опирается ферма круга, порядком заржавели.

Поворотный круг депо Данилов
IMG_1626 (700x525, 257Kb)

IMG_1621 (700x525, 216Kb)

Само здание депо достаточно потрёпанное, надстроенное в советские годы, но оно ещё сохраняет черты былого убранства - узоры кирпичной кладки, фигурные колонны-контрфорсы между въездами в стойла, угловые пилястры с круглыми завершениями. У ворот с ярко-синими створками все эти детали сохранились гораздо лучше, поэтому приходится снимать именно эту часть здания

Угол здания депо
IMG_1630 (525x700, 273Kb)

Неожиданно выразительным оказывается боковой фасад депо
IMG_1635 (700x525, 312Kb)

Мастерские когда-то соответствовали основному зданию, но сейчас вся красота скрыта за поздними пристройками.
IMG_1640 (525x700, 247Kb)

Цистерна от пожарного поезда, бывшее паровозное депо Данилов
IMG_1624 (700x525, 257Kb)

Вообще депо производит впечатление ещё не до конца покинутого здания. после окончания его использования по прямому назначению здесь стали ремонтировать краны, сейчас и их не стало. Однако, часть путей за веерным зданием имеет накат, на территории есть люди.
Современные локомотивное и моторвагонное депо остаются на другой раз - они находятся достаточно далеко, их территория наверняка огорожена и охраняется, да и современный подвижной состав на то и современный, что его всюду много.

Общий вид станции Данилов
IMG_1643 (700x525, 224Kb)
Метки:  

Ляхис   обратиться по имени Четверг, 07 Декабря 2017 г. 00:12 (ссылка)
Как же интересны вроде бы обычные вещи...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку