На самом деле, она находится не так далеко от Москвы - в пределах пары-тройки часов пути (не считая времени, проведённого в пробках). Когда-то давно я уже писал ней, причём о самой интересной и неизведанной её части - линии
от Вологды до Архангельска. Потом было несколько коротких поездок в ближние к Москве её части - в рамках подготовки к выставке "Потерянная магистраль". Тогда была цель быстро отснять несколько станций из известного списка, не вдаваясь в подробности самой линии. И вот, наконец, вторая "исследовательская" поездка в эти края - на линию Александров - Иваново - именно посмотреть, поискать, а заодно снять несколько давних вопросов. И пусть не всё из намеченного удалось посмотреть - поездка оказалась весьма интересной и познавательной.
Выезд рано утром 3-го января, по пустой дороге держим путь на Юрьев-Польский.
Первая остановка - небольшая станция Рязанцево главного хода Северной ж.д., участок Александров - Ярославль (весьма условно, но так понятнее). По сведениям с профильных сайтов, станция пережила форменный погром - сгорел деревянный вокзал, потом снесли кирпичную водонапорную башню времён постройки дороги (то есть 1870 года). Осталось здание бывшего одностойлового паровозного депо, и вроде на этом всё. Но уже на переезде попалась небольшая и очень колоритная избушка - линейно-путевое здание XIX века, проще говоря - домик обходчика. Такие часто ставили и на переездах через железные дороги. Оставляем его на потом и идём к бывшему депо. Одностойловое - значит, на одно стойло, то есть рассчитанное на один паровоз.
Бывшее одностойловое паровозное депо
После утраты своей исходной функции одноэтажное здание депо было разделено на два этажа и передано то ли под железнодорожную больницу, то ли под амбулаторию. Затем, после пожара в старом деревянном вокзале, какое-то время оно выполняло роль помещения дежурного по станции. Сохранился след от въездных ворот в здание, он обращён к существующему современному вокзалу.
Рязанцево, бывший въезд в бывшее депо
Новый вокзал не представляет никакого интереса - вполне современное здание, каких много и каких станет ещё больше. Может быть, лет через 70 он и привлечёт чьё-то внимание, но пока - "дежурный" снимок, "чтобы было". А за вокзалом скрывается ещё одна водонапорная башня, о которой не было никакой информации - бетонная, относительно поздняя, но довольно любопытная.
Рязанцево - водонапорная башня
И, наконец, линейно-путевое здание на переезде. Находится на самом виду, расположение и архитектура однозначно говорят о том, что это железнодорожная постройка, что здание старое, но почему-то ни одного его фото в сети я не нашёл. Поэтому - премьера)) И теперь мы знаем, как выглядели подобные здания, чтобы в случае чего уверенно опознать (или не опознать) их.
Рязанцево - линейно-путевое здание
Следующие остановки - село Сима и его окрестности, не менее интересные с исторической точки зрения, но несколько выбивающиеся из железнодорожной темы поездки. Для них нужен отдельный рассказ, а наш следующий пункт - село Осановец и соответствующий ему остановочный пункт. Здание на нём не выглядит совсем старым, скорее это что-то советское. Однако, расположение и отсутствие вокруг него других домов позволяют отделить его от сельской застройки и отнести к железной дороге. Интересный момент - здесь нет пассажирской платформы, а судя по расположению знака "остановка локомотива", пассажиры выходят прямо на железнодорожный переезд.
Здание на о.п. Осановец
И, наконец, одна из целей поездки - небольшой городок (и станция) Гаврилов Посад. Статус города он получил ещё в 1789 году, а в 1890-е годы сюда пришла железная дорога. На станции сохранились вокзал, водонапорная башня и два жилых дома. Деревянный вокзал обложен кирпичом, и только резные узоры фронтонов подсказывают, что когда-то он был нарядным теремом, какие стояли на каждой станции Северной железной дороги.
Вокзал станции Гаврилов Посад
Зал ожидания выглядит обычно - крашеные стены, полное отсутствие какого-либо декора. Бросаются в глаза необычно тонкие внешние стены. Но это как раз обычно для деревянного здания - дерево гораздо лучше держит тепло, чем камень или кирпич.
Следующее здание, которое видно из поезда - водонапорная башня. Компоновка обычная - кирпичный низ и деревянный верх или "шатёр", в котором находится водяной бак. Судя по сохранившейся трубе, внутри подразумевается печь, которая использовалась для подогрева воды в баке в холодное время года. Деревянный шатёр не сохранил никакого декора, однако, аналогичные башни стояли на линии Вологда - Архангельск, и у них с декором было всё в порядке. Известны архивные фото таких башен на станциях Вожега и Обозерская, в обоих местах утраченные. Тем ценнее та башня, которая есть в Гавриловом Посаде. Удивляет её небольшой размер. Если с участок Вологда - Архангельск всё более-менее понятно - изначально он строился узкоколейным и имел паровозы небольших размеров, не требовавших много воды, то здесь причина, видимо, в достаточном количестве воды на станции - через город протекают речка Ирмес и её приток Воймига.
Водонапорная башня на станции Гаврилов Посад и такая же башня (ныне не существующая) на станции Вожега Вологодско-Архангельской линии. От лестницы на второй этаж остались только три рельса, служивших несущими балками площадки
Но самое интересное в Гавриловом Посаде - это служебные жилые дома, стоящие во втором ряду застройки и не видимые из вагонов поезда. Это почти тот же "северный стиль", что мы видели на линии Вологда - Архангельск. Массивные стены, большой вылет кровли, множество резных украшений. Отличие этих домов - их одноэтажность, здесь чердак ещё не стал вторым этажом, и относительно небольшой подъём кровли, более пологая её форма. Сохранилось два дома, по-видимому, можно можно провести аналогию с другими станциями других железных дорог: один из них для руководства станции, высших чинов, и второй - для сотрудников низшего ранга.
Гаврилов Посад. Жилой дом за вокзалом
Детали архитектуры
И ещё раз они же
Второй жилой дом, на четыре семьи, побольше и подальше от путей
Он же с другой стороны. Здесь его покрасили
И весьма древний двухэтажный сарай при первом доме
Уже в темноте приезжаем в Юрьев-Польский. Станция - это нечто необычное. Вдоль путей стоит целый фронт из жилых домов конца XIX века - конечно, какие-то из них обросли поздними пристройками и металлическими заборами, не обошлось без стеклопакетов, но всё равно - настолько сохранившийся посёлок - это что-то необычное. Уже в темноте пытаемся снять водонапорную башню, опять же "Вологодско-Архангельского" проекта, автором которого считается прославленный впоследствии Лев Кекушев. Постройки Северной железной дороги - это ранний период его творчества. Давний вопрос о проекте башни (такой же или нет, как на участке Вологда - Архангельск) решён окончательно и положительно. Можете сравнить башню в Юрьеве-Польском с башнями на станциях Лепша и Вандыш Архангельского участка - ссылка была в начале поста.
Юрьев-Польский. Водонапорная башня в свете станционного прожектора. Нижний этаж заслоняют тени от стоящих на путях вагонов
На ночь уезжаем в Кольчугино, город, который опять же заслуживает отдельного рассказа. Рассвет встречаем на станции.
Железнодорожный рассвет. Станция Кольчугино
На станции Кольчугино находим примерно те же постройки, что и в Гавриловом Посаде за исключением вокзала, который снесён и заменён новым (или, как вариант, реконструирован до неузнаваемости). Водонапорная башня того же проекта, но без деревянного шатра (он был, но его разобрали), и два жилых дома примерно той же степени сохранности.
Кольчугино. Жилой дом на станции
Кольчугино. Остатки водонапорной башни
Второй жилой дом основательно зарос, но его мы знаем по станции Бавлены, куда тоже заглянем
На станцию Бавлены я заезжал в 2013 году при подготовке выставки "Потерянная магистраль". Там сохранялся последний неперестроенный типовой вокзал Ивановской линии - с резными столбами на крыльце, окнами с оригинальной расстекловкой (а не надоевшими дешёвыми стеклопакетами) - словом, хотелось увидеть деревянный терем времён Саввы Мамонтова. Увы - нет! Терема более не существует. Весь декор ободран, в окнах те самые уродливые стеклопакеты, на крылечке покосившиеся новодельные резные столбы из клееной древесины, которые в уличных условиях простоят лет пять. Вышедший дежурный выдал стандартный набор фраз: да тут всё гнилое было, если бы не заменили - само бы упало. Правда, сказал, что резьбу будут изготавливать заново, но уже имеющиеся столбики из клееного дерева позволяют усомниться в её долговечности. Первозданный вид вокзала остался только на фото. Что ж, вспомним, каким он был.
Вокзал Бавлены. Сентябрь 2013 года
И он же в январе 2016 года. Как говорится, "почувствуйте разницу".
Два жилых дома при станции остались без видимых изменений. Первый мы видели в Гавриловом Посаде, а второй - тот самый, который не удалось рассмотреть на станции Кольчугино.
Жилой дом в Бавленах
И второй дом - поменьше
А между ними притаился погреб-ледник для скоропортящихся продуктов. Такие были на всех станциях.
Станция Бавлены. Ледник
И, наконец, Юрьев-Польский. Первые впечатления от станции я уже описывал, теперь смотрим то же самое при свете дня. Первым делом - к башне. Да, на свету это оказался всё тот же проект, автором которого считается Л.Н. Кекушев. Башня в хорошем состоянии, но используется, похоже, как собачья будка - при попытке подойти к двери внутрь из неё выбегает приличных размеров собака на привязи и оглашает окрестности громким лаем. Проверять дружелюбность собаки я не рискнул и ограничился фото с безопасного расстояния. "Парадное" фото башни я поставил в заголовок поста, а теперь детали.
Станция Юрьев-Польский. Деревянный шатёр водонапорной башни
А вот такая же башня на станции Вандыш Вологодско-Архангельской ж.д., фото конца 1890-х годов
Рядом с башней снова деревянный терем - это дом смотрителя башни. Он же отапливал её зимой.
Станция Юрьев-Польский. Дом смотрителя башни
Рядом с башней нашлось небольшое продолговатое кирпичное здание под двускатной крышей. Заподозрив его назначение, обхожу его и вижу заложенный проём во всю стену - похожее паровозное депо на одно стойло было в начале нашего пути - на станции Рязанцево.
Станция Юрьев-Польский. Бывшее паровозное депо, ворота находились в торцевой стене, на фото она справа
Рядом с бывшим депо стоят два вагона - обычный зелёный ЦМВ и нечто, в чём я заподозрил вагон, попавший к нам с железных дорог Германии.
ЦМВ и трофейный (?) немецкий вагон
И, наконец, пристанционный посёлок. Чего тут только нет! Дома типовые и нетиповые, невероятные резные узоры наличников и кровель, какие-то сказочные растения, расцветшие над входами в дома. Выложить всё нет возможности, поэтому буквально несколько снимков.
Жилые дома для железнодорожников. Станция Юрьев-Польский
Здание, по всей видимости, школы, а сейчас - детский сад
Невероятное резное крылечко одного из домов
Даже (извиняюсь) обычный с виду туалет оказывается чем-то доисторическим
Поэтому, приезжая в Юрьев-Польский, к его известным историческим и культурным ценностям, которых он имеет великое множество, не забывайте потратить десять минут и заглянуть в железнодорожное прошлое этого замечательного города.
Ну и напоследок - деревянный вокзал в Юрьеве-Польском точно так же обложен кирпичом, как и Гавриловом Посаде. Движения по линии почти нет, поезда идут рано утром или поздно вечером, поэтому днём вокзал закрыт.
Станция Юрьев-Польский. Вокзал
Тепловоз ЧМЭ3-1366 приписки Северной железной дороги. Станция Юрьев-Польский