На сякухати очень просто научиться дудеть, но достаточно тяжело и долго учиться играть и понимать суть инструмента. Поэтому -
В мире сякухати каждому человеку, если он хочет обучать других этой традиции или выступать на профессиональной сцене, а не в самодеятельности , необходимо получить диплом, который будет свидетельствовать об уровне его игры и знаний. Это сложилось исторически и связано с тем, что еще в 17 веке, очень многие были не прочь попользоваться привилегиями и возможностями монахов играющих на сякухати и маскировались под них по сути не умея играть. Эти люди одевались в костюмы монахов комусо и действовали от их имени в своих целях. Поэтому в дзен школе Фуке была придумана система защиты от подобных действий. Каждому монаху , достигнувшему определенного уровня игры и готовому выходить из храма для сбора подаяния или других поручений выдавалась лицензия. Чтобы ее получить и стать самому наставником нужно было сдать экзамен своему учителю. Кроме того, необходимо было разучить связку опознавательных пьес «Зов бамбука – ответ бамбука». Собственно говоря вот эти 2 вещи – лицензия от учителя(храма) и умение исполнять пьесы и подтверждали подлинность и достоверность того, что перед вами комусо, а не самозванец. Прошло 4 века после этого , но почти ничего не изменилось за это время . Всё так же существуют люди, которые по сути ничего не зная и не умея играть, пытаются выдать себя за знатоков сякухати. И традиция выдавать лицензии игрокам существует и по сей день. Поэтому, если перед вами человек, который утверждает,что он разбирается в этой традиции, не стесняйтесь спросить у него, у кого он учился и попросить показать его лицензию (диплом), которая является доказательством его слов. В этом случае у вас намного больше шансов избежать обмана и недостоверной информации, связанной с желанием «учителей» заработать на вашем незнании. Человеку непосвященному, новичку очень сложно отличить например флейту сякухати от простой пятидырочной дудки, сделанной из бамбука. За примерами далеко ходить не нужно - русский интернет забит учителями, фактически не умеющими играть и флейтами , которые имеют к сякухати весьма отдаленное отношение. Лицензия, которая выдается игроку сякухати не простая формальность, её нельзя купить ни за какие деньги, а только получить бесплатно за овладение определенными навыками игры и знаниями. Японцы в этом вопросе весьма щепетильны и будут строго экзаменовать вас на умение играть пьесы.
Теперь я поделюсь с вами тем, как можно получить лицензию. Сейчас я заканчиваю третью ступень (из 4-х) школы сякухати Кинко Рю Котику Кай и в 2012 году в сентябре буду сдавать последние пьесы для получения диплома ОКУДЭН .
Диплом первой степени называется СЁТЭН ( на самом деле степеней гораздо больше 4-х - новичек (сётэн), средний (тюдэн), глубоко понимающий (окудэн) подмастерье (дзюн сихан) и мастер (сихан) и т.д до высший титул (коку ан) , но мы остановимся на начальном уровне, так как наличие диплома 1 ступени уже подтверждает ваше понимание сякухати и дает вам официальное право на обучение новичков в любой стране.
Формально вроде все просто. Вы приходите к учителю и он дает вам первую пьесу для разучивания . Далее вы целый год ежедневно учитесь её играть. Все это время вы должны хотя бы раз в неделю показывать свою игру либо учителю, либо человеку, который эту пьесу уже сдал и умеет её играть. Это необходимо для коррекции вашей игры и чтобы через год вы могли без проблем сдать её и не остаться с этой же пьесой на второй год . Далее, когда вы сдали первую пьесу , учитель дает вам следующую, более сложную в исполнении и еще один год на ее освоение. И вы снова учитесь играть ее в течении года, корректируя ваше исполнение с более опытным игроком или сэнсэеем. Таким образом, вы изучаете 5-6 пьес втечении 5-6 лет и становитесь готовыми к сдаче диплома на первую ступень. Многие могут спросить - зачем нужна корректировка с более опытным игроком и почему нельзя подготовить все 5-6 пьес за один год? Ответ прост – сякухати - инструмент свободный, неограниченный определенной нотой в определенном апликатурном положении, и самостоятельное изучение пьесы без более опытного игрока приведёт вас кмножеству ошибок в исполнении , потому что существует множество нюансов игры, незафиксированных в нотациях пьес . И тем не менее, когда вы будете сдавать пьесу учителю, он потребует от вас правильного исполнения. И если будут ошибки, то учитель не примет у вас эту пьесу и вы останетесь с ней на следующий год. Например, я сдавал пьесу «Кадзимакура» в течении трех лет, из-за того, что я никак не мог уловить ритмику этой пьесы просто по видеороликам и записям , а взять уроки у человека знающегоу меня не было возможности.Таким образом, корректируя игру пьесы с более опытным игроком, вы сокращаете время её подготовки до минимума, т. е. до одного года. Вторая проблема состоит в том, что многие новички считают,что для сякухати можно разучить 5-6 пьес за один год и сдать их. Почему это не работает? Ну во-первых быстро только кошки родятся :) Во-вторых на востоке совсем другой менталитет , например считается , что изучение только одногораздела пьесы Зангецу требует 3-х перерождений (жизней). Но это конечно шутка или утрированно для нас европейцев. Однако в этом есть доля правды. В мире сякухати считается, что овладеть лишь техникой исполнения пьесы недостаточно. Очень важно глубоко понимать пьесу, «пропустить» её через свое сознание, понимать её духовное содержание и уметь передать его во время исполнения . Поэтому даже для самых талантливых и упорных установлен минимум в один год на знакомство и проработку каждой пьесы. И ни один японский мастер сякухати не станет принимать у вас пьесу, если вы работали с ней менее года и даже через год , он сможет найти у вас множество реальных ошибок в исполнении. И даже через 5 лет у вас все еще будут оставаться ошибки в исполнении, потому что обучение игре на сякухати не имеет временных границ и длится всю жизнь.Что не удивительно, вы ведь учитесь играть не на музыкальном инструменте, а управлять свободным звуком! что впрочем при желании доступно каждому, даже очень далекому от музыки и европейской нотной грамоты.
Также,чтобы получить диплом 1 ступени необходимо кроме сдачи пьес еще и раз в год участвовать в отчетных концертах школы вашего учителя, например я участвовал в отчетных концертах моего учителя во время его приезда в Москву на фестиваль «Душа Японии» каждый сентябрь в течении 10 лет , а также 2 раза меня приглашали на это мероприятие непосредственно в школу Кинко в Токио.
Чтобы получить диплом 1 степени Сётэн японской школы сякухати Кинко Рю необходимо сдать экзамен , состоящий из игры 5-6 пьес из следующего списка:
黒髪 Kurokami (чёрные волосы)
鶴の声 Tsuru no Koe (голос журавля)
六段の調べ Rokudan no Shirabe (шесть степеней)
新高砂 Shintakasago
みつの景色 Mitsu no Keshiki (тройной пейзаж)
大内山 Oouchiyama
千鳥の曲 Chidori no Kyoku (песня куликов)
八千獅子 Yachiyo Jishi (восьми тысячный лев)
八段の調べ Hachidan no Shirabe (восемь степеней)
夕顔 Yugao (вьюнок)
茶湯音頭 Chayuu Ondou (пьеса для чайной церемонии)
乱れ Midare (Хаос, смятение)
Все, что я описал выше, касается только получения диплома 1 ступени СЁТЭН. Этот диплом котируется в любой стране мира и будет служить доказательством вашего мастерства для начального уровня. На второй ступени (ТЮДЭН) всё немного меняется. Например , учитель можетдать вам 2 пьесы на год или вообще дать какую-то пьесу прямо перед её сдачей, чтобы посмотреть как вы умеете «играть с листа» , но это уже совсем другаяистория.
Если у вас есть вопросы, задавайте их пожалуйста, я постараюсь развернуто ответить.
Александр Ивашин