«Традиционная школа боевых искусств в современном мегаполисе: создание, выживание, развитие»
Стёганцев А.В. Международный инструктор Таэквон-До, 6-й дан.
Предыстория
Почти всю свою сознательную жизнь, а это уже более тридцати пяти лет, я занимаюсь боевыми искусствами. Пять лет из них для меня выделяются особо – я занимался в ШКОЛЕ боевых искусств (не в группе, не в секции, не в клубе – именно в школе!). Эти годы были самыми яркими, самыми полезными, самыми запомнившимися. Поэтому, когда я начал преподавать сам, то сразу нацелился на создание такой школы - традиционной школы боевых искусств. Многие знакомые мне говорили, что это не реально - людям сейчас не до того. Действительно, на дворе был конец 80-х, начало 90-х годов и людям «было не до того». Но я выбрал сложный путь и решил создать идеальную школу боевых искусств – такую школу, в которой хотел бы заниматься сам. И все что мог для этого сделал: занимался одновременно у трех корейских инструкторов, преподававших тогда в Москве, окончил с красным дипломом Академию физической культуры и спорта по специализации «восточные единоборства», прошел 6-месячный выездной семинар у лучшего в мире корейского мастера Ли Ёнг Сока, получил статус Международного инструктора, ездил в Корею, писал учебные программы, методики, планы-конспекты занятий, тренировался по 3-4 раза в день, готовил учеников…
И в итоге школу я создал – за 22 года ее существования через нее прошло около десяти тысяч человек, с 1997 года она является крупнейшей в Москве и России, сегодня в ней работают четыре поколения инструкторов, ее спортсмены завоевали несколько тысяч медалей, включая золотые медали чемпионатов Европы и Мира. Но, на мой взгляд, идеальной школой боевых искусств она не стала, максимум – на 51% от идеала. И это не потому, что идеал недостижим. И не потому, что я плохо старался. Причина в том, что в процессе этой деятельности я не представлял себе ясно, что же такое традиционная школа боевых искусств: как она устроена, как функционирует, какова ее миссия, каковы цели и задачи, как ею управлять. А примера перед глазами не было. И спросить было не у кого. И, мне кажется, это характерно для нашего времени (причем, не только для России): клубов и секций боевых искусств – масса, а школ – на одной руке пальцев хватит…
Что меня радует в этой истории? Занимаясь созданием и развитием своей школы, я многое понял и многому научился, в том числе, понял, почему и зачем люди занимаются боевыми искусствами [2]. И этим опытом я с удовольствием поделюсь – вдруг кто-то еще (такой же идеалист, как я) решит создать «идеальную школу боевых искусств». Буду рад, если он избежит моих ошибок.
Базовые проблемы
Начну с трех цитат из замечательной книги Ролана Хаберзетцера «Каратэ для черных поясов» [3] (глава называется «Традиции или модернизм?»):
«То, что было очевидным для многих поколений, начинавших изучать каратэ, как поступок, обусловленный стремлением к совершенству, имеет намного меньшее значение для новых поколений каратэ-ка (мы не исключаем здесь и самих японцев). Сегодня людей в контексте нашей «спортивной» цивилизации побуждает к занятиям не столько стремление к гипотетическому совершенству, сколько поиск немедленного удовлетворения при помощи титулов и рангов, которые составляют предел их мечтаний».
«Между традиционным и спортивным каратэ, у которых не совпадают ни суть, ни методы, существуют глубокие и четкие противоречия. У спорта есть свои достоинства, но они ограничены и во времени, и в эффективности, тогда как изучение боевого искусства обогащает гораздо больше».
«Каждый год сотни каратэ-ка (иногда довольно опытных), оставляют занятия каратэ, в которых злоупотребление спортивной стороной приводит их к разочарованию. У них почти нет времени разобраться в сути вещей, потому что, в соответствии с ориентацией клуба, им слишком рано приходится выбирать между каратэ традиционным и спортивным, единственной целью которого является состязание. Они заканчивают тем, что вступают в конфликт с несовершенством преподаваемого им каратэ; колеблясь и разочаровываясь, они оставляют его!»
Эти строки были написаны более двадцати лет назад, и за это время ситуация только усугубилась. Необходимо честно признать, что традиционный подход с его «высокими идеалами» в современном западном мегаполисе, мягко говоря, затруднителен – он вступает в противоречие с задачей выживания школы и чаще всего «проигрывает». Ведь, несмотря на то, что в сегодняшнем обществе есть потребность в саморазвитии, массово она не актуализирована и не проявлена. С другой стороны, ставка на доминирующие в обществе потребности убивает сам смысл боевых искусств и одновременно делает школу неконкурентоспособной по отношению к более удобным для людей формам активности (спорт, фитнес, боевые системы самозащиты).
Таким образом, любая традиционная школа сталкивается с рядом противоречий: «выживание–миссия», «профанация-невостребованность», «массовость-элитарность» и т.д.
Типовые методы решения этих проблем: а) или традиционность, но элитарность; б) или массовость, но искажение и «урезание» традиции.
Понятно, что такие подходы проблему не снимают. На мой взгляд, необходимо ставить задачу так: «Как обеспечить выживание и массовость традиционной школы боевых искусств без утери смысла традиции?!»
Но прежде чем приступить к решению этой задачи, давайте разберемся в базовых вопросах:
- Что такое школа вообще?
- Что такое школа боевых искусств, в частности?
- Как «устроены» школы?
- Зачем они нужны людям?
Школа и школы
Анализируя использование слова «школа» в русском языке (а также в английском и ряде других языков), можно различить пять основных значений:
1. Школа, как помещение: «Я пошел в школу».
2. Школа, как люди: «На фотографии – вся наша школа».
3. Школа, как процесс обучения: «Он проходит сейчас хорошую школу!».
4. Школа, как результат обучения: «У него отличная школа!».
5. Школа, как методика: «Школа Станиславского».
Что общего у всех этих значений? На мой взгляд, это движение «вверх», причем движение целенаправленное, управляемое, измеряемое (не случайно слова «школа» и «шкала» - линейка, лестница - созвучны друг другу).
Обобщая, можно сказать, что школа – это организация, в которой люди разного уровня (уровень каждого определен друг относительно друга), сознательно и согласованно развиваются в выбранной области по соответствующим методикам, контролируя получаемые результаты и стремясь достичь заранее определенной цели.
Отсюда вытекает, что любая школа призвана решать две задачи:
1. Продвигать людей «вверх» (информировать их о такой возможности, обеспечивать адекватными средствами и методами, мотивировать, оценивать их текущий уровень и уровень по завершению обучения).
2. Сохранять и совершенствовать в соответствие с основной задачей саму себя (свою материальную, методическую, кадровую базы, отношения между людьми внутри школы, связи с «внешним» миром, свой имидж и бренд).
Чтобы эффективно решать эти задачи, руководству школы необходимо ясно понимать специфику школы, причем, чем более «тонким» является предмет обучения, тем более «твердым» должно быть его понимание.
Именно такого «твердого» понимания предмета своей деятельности сегодня не хватает большинству руководителей школ боевых искусств! Под предметом деятельности я имею в виду сами боевые искусства.
О боевых искусствах
Попробуйте задать руководителю любой школы боевых искусств, претендующей на традиционность, несколько простых вопросов:
- Что такое боевые искусства, чем они отличаются от систем оздоровления, спорта, фитнеса, других похожих культурных феноменов?
- Что значит «традиционные» боевые искусства, чем они отличаются от «нетрадиционных»?
- Зачем и кому нужны сегодня боевые искусства?
- Зачем и кому нужны сегодня школы боевых искусств?
- Что производит школа боевых искусств? Чем она «торгует с миром»?
Я проводил этот эксперимент, и не раз – люди «плыли»! А ведь без глубоких и внятных ответов на эти вопросы традиционную школу невозможно ни создать, ни поддерживать, ни тем более развивать. (Если вы руководитель школы, то остановитесь и попробуйте ответить - «сверим карты»!)
Правильных ответов на эти вопросы может быть много. Приведу свои:
1. Боевое искусство - это не спорт, не бизнес, не фитнес, не «группа здоровья», не «клуб по интересам», не «курсы самозащиты» (хотя все эти аспекты в нем присутствуют). Боевое искусство – это система целостного и гармоничного развития человека, основанная на технологии ведения боя и подготовки к нему.
2. Слово "традиционное" означает то, что материал передается от учителя к ученику в соответствии с традицией, т.е. без НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ изменений (как по содержанию, так и по процессу передачи).
3. Традиционные боевые искусства – единственный в современном западном мире действенный метод массового развития людей, в этом и состоит их миссия.
4. Для реализации этой миссии школы являются оптимальной формой.
5. Главный продукт школы боевых искусств – человек гармонично развитый, при этом владеющий «школьными» методиками развития себя и других людей. Дополнительные продукты школы боевых искусств – новые развивающие методики и развивающая среда.
С моей точки зрения, эти пять тезисов описывают традиционный подход к боевым искусствам. Я искренне убежден, что именно такой подход закладывался отцами-основателями, именно в нем и состоит вся гениальность боевых искусств, как «социального изобретения». Как писали А.А.Долин и Г.В.Попов в своей знаменитой книге «Кемпо – традиция воинских искусств» [1], «…понятие боевых искусств наделялось совсем иным смыслом, чем на Западе. Не победа над противником была конечной целью, но победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков. Школа кемпо становилась школой жизни. Если бы дело было только в приемах борьбы, кемпо скорее всего выродилось бы после появления огнестрельного оружия».
О школах боевых искусств
Почему для успешной практики боевых искусств необходима именно школа? Логика здесь проста: а) боевые искусства – это развитие; б) развитие – это выход за пределы нормы; в) для выхода за пределы нормы требуются особые – «сверхнормальные» условия; г) находиться в этих условиях нужно достаточно долго, причем нагрузка должна увеличиваться с ростом уровня человека; д) именно такую возможность и обеспечивает школа.
Когда-то Будда Шакьямуни (создатель очень известной и устойчивой школы – буддизма) создал модель, которую назвал «Три драгоценности». Суть ее в том, что для развития человека необходимо и достаточно трех вещей, и каждая из них крайне важна и ценна (поэтому – драгоценности):
1. Учитель – человек, прошедший по пути дальше остальных.
2. Учение – методика движения по пути.
3. Община – группа людей, намеренных достичь совершенства.
В этой модели легко угадывается базовая структура школы: есть технологии развития – методики; есть люди, владеющие этими технологиями – учителя; есть микросреда, помогающая сохранять и закреплять полученные результаты. Естественно, все эти элементы должны соответствовать миссии школы и работать согласованно (системно!).
Что спасет школу от «соблазнов большого города»?
Вернемся к нашему главному вопросу:
- Как обеспечить массовость и устойчивое выживание традиционной школы боевых искусств без утери смысла традиции?!
Проанализировав известные мне примеры создания школ (и удачные, и неудачные), я пришел к выводу, что создать, поддерживать и развивать массовую школу боевых искусств, не потеряв ее традиционности, можно с помощью одновременного применения пяти стратегических принципов:
1. Принцип главного: «Хвост не крутит собакой».Удерживать в работе школы главную линию - воспитание «человека совершенного», все остальные мероприятия и сферы деятельности школы считать вспомогательными – обеспечивающими.
2. Принцип разделения: «Смешав горячее с холодным, получишь не горячее, не холодное».Вводить разделение (причем, и занимающихся, и преподавателей) по уровню их возможностей и потребностей на несколько курсов (ближний, средний, дальний «круги» монастыря), поддерживать между курсами связь, но не «перемешивание».
3. Принцип учебной практики: «Учись, уча». Считать преподавание и всю иную практическую деятельность - учебной. При прочих равных условиях учебному аспекту отдавать приоритет. Уровень сложности осуществляемой деятельности должен соответствовать критерию «качество выполнения – развивающий эффект».
4. Принцип наставничества: «Научился сам, научи другого».На всех должностях школы (от секретаря до директора) использовать только «своих людей». Подготовка преемника – это часть учебы, и часть работы.
5. Принцип инновационности: «Все лучшее – в школу». Внедрять в школе повсеместное использование современных средств и методов, причем как в преподавании, так и в управлении.
Реализация всех этих принципов позволяет:
а) за счет вспомогательных и дополнительных курсов создать массовость и тем самым обеспечить выживание школы (в частности, сохранять нерентабельные малочисленные старшие группы основных курсов);
б) осуществлять приток людей на основной курс за счет «дозревших» занимающихся из других курсов;
в) занимающимся, начиная со среднего уровня (1-3 дан), получать помимо тренировок более сложный материал для своего развития - работа в школе на различных должностях; это также дает старшим ученикам дополнительный источник финансов, что позволяет им большее время уделять практике боевых искусств;
г) обеспечить школу квалифицированными мотивированными кадрами при умеренном размере фонда оплаты труда;
д) создать школе известность и конкурентоспособность за счет современных методических и управленческих технологий.
Как же такая школа может выглядеть? В качестве примера приведу модель, созданную в соответствие с традициями Таэквон-До [4].
Хочу сделать два замечания:
1. Несмотря на то, что не все идеи из описанных ниже реализовались на практике в полном объеме, эта модель – лучшее, что мне известно в области создания традиционных школ боевых искусств.
2. Несмотря на то, что модель выстроена под традиционное Таэквон-До, предполагаю, что ее несложно адаптировать и к другим боевым искусствам.
Идеальная школа боевых искусств. Какая она?!
Организационно Школа представляет из себя пирамиду: мастер (7-8дан) – наставники (4-6 даны) – помощники наставников (1-3 даны) – ученики. Мастер – это глава школы. Его главный «урок» от 7-го до 9-го дана – это создать школу «с нуля», развить ее до устойчивой самодостаточной системы и подготовить себе преемника. В идеале этот процесс выглядит так: до получения степени «мастер» он работает и занимается в «старой» школе, под руководством своего мастера. Для получения допуска на аттестацию на 7 дан ему необходимо предварительно подготовить двух международных инструкторов – 4 данов. После подготовки первых двух инструкторов и получения 7 дана «новоиспеченный» мастер, два его первых инструктора и их старшие ученики «отделяются». Они - костяк новой школы, которая создается «на новом месте».
Работа школы строится так: мастер осуществляет общее руководство, курирует инструкторов и проводит семинары для всей школы. Инструкторы осуществляют функциональное руководство школой, преподают в старших группах и курируют своих помощников – 1-3 данов, преподающих в младших группах основного курса и в группах дополнительных курсов. Помощники наставников работают на несложных должностях, лучшие из них преподают, но не самостоятельно, а по разрешению, под «плотным» контролем и по методикам своих наставников.
Как строится процесс преподавания? В зависимости от возможностей и мотивации занимающихся выделяются три уровня - основные, подготовительные и дополнительные курсы:
1. Основные курсы – это тот самый традиционный подход, это «стержень» школы: базовый курс – до 1 дана, специальный – 1-3 дан, инструкторский – 4-6 дан, мастерский – 7 дан и выше.
2. Подготовительные курсы предназначены для тех, кто «хочет, но не может»: оздоровительный и «детский» курсы.
3. Дополнительные курсы предназначены для тех, кто «может, но не хочет», на них люди идут не «вверх», а «вбок». Наиболее востребованы четыре специализации: «спорт», «фитнес», «самооборона», «физвоспитание».
Рис. 1. Структура массовой традиционной школы боевых искусств (на примере Таэквон-До)
По каждому из курсов разработана концепция преподавания, на которую опираются все учебные программы, методики, организационные решения. Концепция каждого курса тесно связана с концепциями всех остальных курсов, а также со стратегическими принципами работы школы.
В качестве основы каждой концепции выделяются следующие пункты:
1. Название и ориентировочная продолжительность курса.
2. Квалификация и/или возраст занимающихся.
3. На что преимущественно направлен курс.
4. Основные формы учебной деятельности.
5. Что ученик получает от школы, что школа получает от ученика.
6. Кто инструктор и как проходят тренировки.
7. Основная позиция ученика по отношению к инструктору.
8. Критерии завершения курса.
В приложении приведено схематичное описание четырех основных курсов. Такие же описания существуют и для всех остальных курсов.
Отдельно хочется отметить мастерский курс. Во-первых, хотя бы ориентировочное представление о его направленности позволяет более точно планировать направленность и содержание предыдущих курсов. А, во-вторых, знание о том, что «обучение не заканчивается с получением черного пояса», мотивирует и организует занимающихся специального и инструкторского курсов.
Краткое резюме
1. Боевое искусство - это система целостного и гармоничного развития человека, основанная на технологии ведения боя и подготовки к нему. Слово "традиционное" означает то, что материал передается от учителя к ученику в соответствии с традицией, т.е. без НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ изменений.
2. Традиционные боевые искусства – единственный в современном западном мире действенный метод массового развития людей, в этом и состоит их миссия. Для реализации этой миссии школа являются оптимальной формой.
3. Главный продукт школы боевых искусств – человек гармонично развитый, при этом владеющий «школьными» методиками развития себя и других людей. Дополнительные продукты школы боевых искусств – новые развивающие методики и развивающая среда.
4. Главная проблема традиционных школ в современном западном мегаполисе: или работать массово, но профанировано и «урезано», или традиционно, но элитарно. Проблема разрешается одновременным использованием пяти приведенных выше стратегических принципов.
5. Школа представляет собой пирамиду, в которой старшие управляют младшими, а младшие учатся у старших. Каждый достигнувший степени «мастер» вместе со своими старшими учениками отделяется и создает новую школу – это его новое «учебное задание».
Литература
1. Долин А.А., Попов Г.В. Кемпо – традиция воинских искусств. «Наука». Москва. 1991.
2. Стёганцев А.В. Боевые искусства и современный мир: кто кого?! Журнал «Путеводитель в INOE» №№ 1, 2. Санкт-Петербург. 2006 г.
3. Хаберзетцер Р. Каратэ для черных поясов. «Модус», Тирасполь, 1994.
4. Ген. Чой Хонг Хи. Энциклопедия Таэквон-До. Международная федерация Таэквон-До. 2000.
Приложение 1. Система обучения в московской школе Таэквон-До (Основные курсы)
Название.
Продолжительность.
Квалификация
На что в основном направлен курс
Основные формы
учебной деятельности
Кто инструктор.
Основная позиция ученика
Как проходят тренировки
Условия оплаты
Что ученик
получает
от школы
Что школа
получает
от ученика
Критерии
завершения
курса
Базовый
3-6 лет
(10 гуп – 1 дан)
· Физическое развитие.
· Фундамент техники.
· Дисциплинированность, почтительность, «вкус» к занятиям.
· Тренировки с инструктором по базовой программе.
· Выполнение домашних заданий по заданию инструктора.
· Сабум или бусабум (выделяет школа).
· Позиция ученика - послушание.
· В своей группе на стандартных условиях
· Развитие.
· Базу для следующего курса.
· Оптимальную психофизическую нагрузку (фитнес).
· Удовлетворение потребности в безопасности.
· Финансы.
· Возможность для развития инструкторов.
· Получение 1-го дана.
· Успешная сдача выпускных экзаменов.
Специальный
5-7 лет
(1–4 дан)
· Развитие эмоциональных и волевых способностей.
· Техническое совершенство
· Навыки общения с людьми.
· Базовые навыки преподавания.
· Тренировки с инструктором по индивидуальной программе.
· Самостоятельные занятия по согласованию с инструктором.
· Тренировки в спортивной группе и/или показательной сборной.
· Участие в соревнованиях и/или показательных выступлениях.
· Работа в школе на несложных должностях.
· Сабум (выбирает сам из числа работающих в школе).
· Позиция ученика - чуткость.
· По договоренности с выбранным сабумом на индивидуальных условиях.
· То же, что и в предыдущем курсе.
· Частичное удовлетворение финансовых потребностей.
· Удовлетворение потребности в общности.
· То же, что и в предыдущем курсе.
· Предъявление социуму - спортивные результаты, показательные выступление.
· Выполнение вспомогательной работы в школе – кассир, секретарь, бусабум и т.д.
· Успешная работа в качестве бусабума не менее 2-х лет.
· Получение 4-го дана.
· Получение степени «Международный инструктор»
Название.
Продолжительность.
Квалификация
На что в основном направлен курс
Основные формы
учебной деятельности
Кто инструктор.
Основная позиция ученика
Как проходят тренировки
Условия оплаты
Что ученик
получает
от школы
Что школа
получает
от ученика
Критерии
завершения
курса
Инструктор-ский
13-15 лет
(4–6 дан)
· Интеллектуальное развитие.
· Профессионализм в преподавании.
· Навыки управления людьми.
· Инициативность, целеустремленность.
· Самостоятельное поддержание уровня мастерства.
· Преподавание напрямую и через бусабумов.
· Работа в Совете инструкторов школы.
· Работа в школе на ответственных должностях.
· Мастер (выбирает сам).
· Позиция ученика - инициативность.
· Самостоятельно.
· Консультации и семинары с выбранным мастером.
· Методические занятия в рамках школы.
· То же, что и в предыдущем курсе.
· Полное удовлетворение финансовых потребностей.
· Удовлетворение потребности в уважении, самоуважении.
· Оперативное управление, тактические решения.
· Развитие оргструктуры школы, совершенствование методики преподавания.
· Новые кадры (из учеников данного инструктора).
· Вхождение в Совет инструкторов.
· Подготовка не менее 2-х Международных инструкторов.
· Рекомендация мастера.
· Получение 7-го дана.
Мастерский
От 15-ти лет
(7–9 дан)
· Духовное развитие.
· Нахождение своей миссии в Таэквон-До и ее реализация.
· Создание и развитие своей школы (филиала).
· Консультации, семинары для сабумов.
· Иная деятельность, способствующая саморазвитию и/или развитию школы.
· Старший мастер или гранд-мастер (выбирает сам).
· Позиция ученика - гармоничность.
· Определяет сам.
· То же, что и в предыдущем курсе.
· Удовлетворение высших потребностей.
· Связь с духовным аспектом Таэквон-До.
· Поддержку сабумов.
· Создание и управление стратегией школы.
· Пока не выработаны.
Корейские термины: сабум – наставник; бусабум – помощник наставника; гуп – ученическая степень; дан – мастерская степень.