Основные задачи данного блога, это раскрытие сути боевого искусства и посильная помощь его поклонникам. Для осуществления любой задачи, необходимо определиться с ситуационными проблемами и алгоритмами их решений. Проблем в боевых искусствах, сами знаете, не мало. И не было бы их, не было бы и ни какой "Территории ХЭПРИ". Но, то что происходит в федерациях и между ними, здесь не рассматривается. Политика - удел любителей сансары. Наша главная цель - расчистить Путь для ищущих.
Главная проблема, это ложь! Ложь, убивающая на корню правильное воззрение миллионов поклонников боевого искусства. Воззрение: на суть и структуру боевого искусства, и на личное место в нём каждого последователя.
Данное воззрение складывается из идеологии, с которой соприкасается человек, став студентом той или иной школы единоборств. Идеология - это матка рождающая то или иное направление боевого искусства. Именно она творит историю, философию, методологию и технику каждого стиля. Сегодня, мы можем наблюдать два основных вида идеологического посыла на бойцов, это спортивный и сектантский. Есть ещё смесь первого и второго, есть военный и есть несущий потенцию роста, к которому идут ищущие.
Спортивная идеология - это первая крайность современного мира единоборств. Здесь навязывается весьма узкое восприятие боевого искусства, как искусства вообще, и тем более как Пути. То есть ни какой историко-философской базы, формирующей гармоничную личность и благую судьбу человека, там часто не бывает. Технический арсенал, то же, как правило урезан и искажён. Метод тренинга и подачи информации не несёт в себе ответственности за здоровье ученика. Главное- выжать максимум! А для этого нужно спортсмена заставить захотеть стать лучшим. Только часто ли чемпионы задумываются, среди кого и в чём они стали лучше? А сколько тех, кто не становятся чемпионами!
Сектантская идеология - вторая крайность. Здесь всё сводится к воплощению и поддержке партийных, религиозных или оккультных идей и ценностей. Иногда, это просто культ персоны самого тренера и им открытых "непреложных истин". Системы, несущие в себе подобную идеологию, технически часто насыщены и интересны. Методика, как правило, более щадящая, но не всегда, бывает и жёстче спортивной. Корень зла кроется в искажении восприятия учеником истории и философии, а иногда и обыденности. Последователи таких школ живут в мифах, созданных их учителями. Одни мифы не особо болезненно накладываются на реальность бытия, часто даже наоборот, приносят блага, если не идут в разрез с общественно-политическим и религиозным строем, другие мифы, идущие в разрез, являются прямой дорогой в дурдом, на войну или на преступление.
Общественное сознательное, безусловно выбирает из двух зол - первое. Подавляющее большинство бойцов более тяготеют к спортивным контактным направлениям, нежели к дистанционному энергетическому бою. И правильно! Лучше быть не очень грамотным в вопросах метаистории и биоэнергетики, но остаться в здравом рассудке. К тому же, спорт взращивает сильный характер. И спортсмены запросто бьют морду биоэнергетикам. Это факт!
Военная идеалогия несёт в себе элементы двух предыдущих, но и имеет свои личные качества. Там присутствует как установка выкладки на максимальный результат, так и направленность на защиту определённых идей и ценностей. Основные отличия наблюдаются в методологии и технике, задача которых не победить на ринге или в астральном поединке, а выжить, взять в плен или убить.
Заключительный и правильный вариант идеологии, как и всё гениальное, прост и парадоксален, и находится вне какой-либо идеологии. Именно там царит истинный архетип мастера боевого искусства. Архетип, позволяющий адепту стать личностью, познать свою внутреннюю природу, реализовать себя, обрести мудрость т.д и т.п. Данная идеология дышит молодостью, свежестью, креативностью, самостоятельностью, изобретательностью и свободой. Но это не тотальный отказ от традиции. Это и есть сама традиция, постоянно сбрасывающая с себя старые одежды.
Там то же тренируются, так же там бывает больно и трудно. И с энергией ци там работают, и медитируют. Но там ученика учат думать, чувствовать и быть. Думать созидательно, оперативно и критично. Чувствовать опасность, ложь, перемены. Быть самостоятельным. Там бережно относятся к ученику во всех отношениях.
То есть, подводя итоги выше сказанному, можно выявить основные изъяны в современном космосе рукопашников, и определить нужные и полезные способы развития.
А именно, в первую очередь, разобраться с идеологическими вливаниями:
а) Нужна правдивая история, а если её нет, необходимо признание её отсутствия. Каждый человек, это составляющая часть какого-то этноса, нации и всего человечества в целом. Мир людей живёт во времени. Прошлое - это место опоры в настоящем для шага в будущее. История является опорой для эволюции. Она есть материал для творчества настоящего и будущего. Отсюда возникает вопрос: а что же мы собственно сегодня создаём, и какое наследие оставим, если нет вовсе ни какой опоры. История в головах многих поклонников единоборств, в её истинном виде отсутствует. Нас частенько кормят бредовым суррогатом. Это касается и боевых искусств и всей жизни в целом.
Если адепт, желает обрести все неподложные плоды от древа боевых искусств, он должен разобраться со всеми историческими правдами и неправдами, связанными с этими искусствами. Безусловно, в этом нельзя разобраться полностью, но нужно хотя бы находиться в состоянии бдительного исследования, а не тупо проглатывать чью то подлую наживку. Ведь с этого всё начинается! Один раз оступились, и весь процесс пошёл наперекосяк.
То есть стоит внимательно относиться к заявлениям типа: "Заслуга появления Айкидо кроется вовсе не в природном таланте Уэсибы и изученной им техники Дайто-рю у великого Такэды, а в том, что Морихей тайно в Монголии обучался славянским ратоборствам у русского белогвардейца-эмигранта." Таких историй можно услышать великое множество. И возможно, что действительно Уэсиба учился у русского-характерника, но это нужно проверить и доказать. В противном случае, это просто трёп. Нас, постсоветских людейи так в мире частенько держат за третий сорт. А когда мы начинаем с пеной у рта отстаивать, не имея ни каких доказательств, что родина восточных единоборств на Беломорье, Урале или Украине, то нисходительное отношение Запада и Востока к нам, усиливается с бешенной прогрессией.
Всегда и везде нужно требовать веские аргументы и факты!
б) Необходимо понимание сути философии боевых искусств. Опять таки, и здесь можно увязнуть. Школ единоборств очень много, у каждой своя позиция и в философских воззрениях. Бусидо говорит так, Дао по другому, в Индуизме позиция кшатрия рассматривается ещё как-то, а понимание мира православным воином, вообще уникально.
Но проблема, опять-таки исчезает, когда мы кладём руку на сердце, и начинаем искать правду. В философии, как и в истории - всему виной подтасовка! Или, как её называли философы Греции - софистика. Ложь.
Философия - мать порядка человеческого ума. Она есть отношение человека к жизни. То есть, задавая человеческим рассуждениям объект и фон, мы склоняем его к тем или иным поступкам. Так сказать, управляем человеком.
Именно, как инструмент управления, видят философию те, кто "пишет" историю для людей со спящим сознанием. И дальше, за историей, они пишут такую же философию. Визитная карточка такой философии - лозунг. Лозунговое мышление, это отсутствие всякой инициативы. Лозунг давит на инстинкты, активизирует чувственно-эмоциональную сферу и заставляет человека действовать. Действовать на автомате, то есть не осознанно. Ему кажется, что он творит правильное дело, но дело творят другие, его руками.
Подобная философия жила в умах: крестоносцев, ассасинов, гитлеровсих фашистов, японских камикадзе. Сегодня её можно встретить у исламистских террористов. Смертников всех времён и народов готовили посредством лозунговой философии. Какая-нибудь привитая идея-команда ставила мир с ног на голову. За чистоту нации, за партию и т.п. - всё это "банзай смертника". Механизм управления массами. Часто использовали и используют, как команду к действию слова дорогие человеческому сердцу. Люди и не догадываются, что это может быть ключом к действию. Действию неосмысленному, о котором потом можно сильно каяться, если конечно оживут вдруг функции адекватного самостоятельного мышления.
Если адепт решил, как выше уже говорилось, отведать настоящих плодов от древа боевых искусств, то все лозунги придётся выбросить. Философия настоящего воина идентична философии настоящего йогина. По сути, боевое искусство и есть один из вариантов йоги. А йога, как известно, это система очищения сознания. Это метод усиления и гармонизации внутренней энергии. Это способ единения с Богом. То есть йога, это путь к свободе. Философия йоги раскрывает перед человеком сферы наивысшего творчества. По крайней мере так излагается во многих индийских и китайских источниках, и так понимается автором этих строк.
Конечно, можно найти не мало школ йоги, которые по сути есть секты или спортивные секции. Здесь ситуация идентична, как для йоги, так и для единоборств. И человека ищущего, долго могут сбивать с толку оголтелые, а может быть и умиротворённые фанатики-последователи кого-нибудь или чего-нибудь. Но к самопознанию можно прийти только через самопознание. К единению с Богом - только через единение с Богом. Для воина и для йогина существуют только реальность и их личный опыт. Опыт их учителей, то есть школа, которую они прошли, будет являться для них по настоящему ценным, только в случае их собственной реализации, как людей свободных и думающих.
Поэтому необходимо определиться, что ценнее: слепо идти за гуру в предлагаемый им рай, или делать свои смелые, но осторожные шаги. Если выбор упал на второй вариант, значит состоялась инициация. И отныне миссионеры, толпы приверженцев чего-то, фильмы и книги, всё пойдёт под нож критики пробуждённого сознания. Такова философия боевого искусства. Воин одинок, в смысле не причастен к безумству толпы. Он волен делать всё, но настоящая свобода это не безумие. Это огромная ответственность за любое своё проявление. Чтобы иметь свободу, нужно иметь волю, которая и будет удерживать в состоянии этой свободы. Свободный человек - всегда сильный, мудрый и великодушный. Великодушие не возможно без любви и сострадания. Такова философия боевого искусства.
И ещё нужно затронуть такой момент, как причастность или не причастность к истинной традиции. У огромного количества единоборцев болит по этому поводу голова. Одни гордятся своей причастностью, а другие страдают о своей непричастности. Какая к шуту истинная традиция? И кто её определяет, как истинную? Что за бонусы даёт эта причастность?
Так же существует интереснейший момент, который определяется как чистая техника и не чистая техника. Это в принципе из той же оперы.
Эти штуки имеют религиозную природу. Не в плане отношения к какой-либо вере, а как продукт, бытующий в среде служителей различных культов. То есть, речь идёт о канонах и ересях в боевых искусствах. Сколько горя принесло всему миру это изобретение - "канон + ересь"! Вот оно пробралось и в боевые искусства. Здесь оно мутировало в более безобидное нечто, но всё равно претендует на монополию.
Каждому нормальному человеку свойственно проявляться в жизни так, как ему нравиться. Например, Вы любите есть мороженное, кусая его. А Вам, говорят, что это не правильно, потому что великий гуру Мопед ел его из блюдца ложкой. Вас признают еретиком и выгоняют из кафе.
Такое обращение не понравится ни кому. Но по этому принципу, одни люди паразитируют на других, десятки, а то и сотни тысяч лет. А ведь, по сути, есть его можно, хоть стоя на голове.
"Кто-то когда-то давно начал экспериментировать и открыл массу удивительных способов поедания мороженого. Эти способы он передал своему сыну, его сын передал своему сыну, и т.д. Каждый приемник системы поедания мороженного вносил в систему свои дополнения и усовершенствования. В итоге простое поедание замороженного молока интегрировалось в нечто сверхценное для человеческой цивилизации.
Таков принцип происхождения ложных традиций. Конечно же, как только эта традиция начинала притягивать к себе массы, в неё сразу же подселялся демон по имени "Истинная традиция" и всё делил на правду-матку и ересь.
И однажды, перед самой коронацией в патриархи, очередной приемник традиции правильного поедания мороженного сбежал. В мусорном баке нашли его блюдце и ложку для мороженного. А через время, кто-то сказал, что видел его в другой стране. Сбежавший некоронованный патриарх сидел на навозной куче и ел мороженное кусая."
Всё условно, всё относительно. Главное, чтобы было удобно. Такова философия боевого искусства.
Но, не было бы той ложной традиции, не было и сбежавшего просветлённого патриарха. Всё в этом мире стоит на своём месте. Каждая система, это веха на пути идущего. Всё нужно и ценно. Спорт, секты, армия, монастырь, свободное творчество - всё живёт своей жизнью. Если существует, значит востребовано. Мир парадоксален. В самом примитивном или несуразном можно обнаружить что-то невероятно ценное. Главное помнить, что золотой бывает только середина, а там где край - там конец. И не важно, какой край: правый или левый.
Такова философия боевых искусств.
в) Что касается методологии и техники, то есть самой практики боевого искусства, то эту область лучше сначала рассмотреть через призму психологии. Потому что, часто проблема вовсе не в методе и технике. Главное - кто учит! И дело не только в том: закончил тренер физкультурный или педагогический институт или не закончил. И не только в мастерских степенях дело. По мимо ношения высоких званий и знания предмета, тренер должен быть психически здоровым и честным.
Ученик - это дубликат своего учителя. Здоровая психика тренера является залогом благополучия в жизни учеников. Учитель задаёт направление, он формирует взгляды, отношения ко многим вещам и реакции на различные факторы. Отсутствие психической нормы - это всегда искажение в понимании преподаваемого предмета. Все величайшие мастера боевых искусств единодушно приходили рано или поздно ко мнению, что побеждать нужно не физически, а духовно, но при этом нужно быть всегда готовым к действиям в самых жёстких реалиях. Тренер, не доросший до понимания этой непреложной истины - опасен! Опасен, особенно для подрастающего поколения, чьи ценности ещё не приобрели резких очертаний. Как бы красиво ни была аргументирована причина чрезмерной агрессии тренера - это ложь! Ловушка, ведущая в яму всевозможных неприятностей.
Психическое состояние тренера автоматом отражается на методе преподавании, акцентах и приоритетах в стратегии, тактике и технике.
Честность - факт неслучайности тренера в такой непростой области человеческого знания, как боевые искусства. Завышая себя в глазах учеников, он вносит деструкцию в целостное восприятие предмета своим подопечным, что ведёт, как к психологическим, так и результативным сбоям у них. Любые нетактичные зажимы информации или искажения её, влекут за собой торможения и отклонения в развитии учеников.
Даже если тренер находится только в начале пути, но искренен перед учениками, и имеет намерение идти до конца - результаты будут достойными ожиданий. Доброта и правда, раскрывает и преумножает творческие способности. Такая группа из простой секции вырастает в творческий коллектив. А там верные алгоритмы роста не заставят долго ждать своего появления.
Это была затронута психология преподавания, непосредственно влияющая на структуру метода и качество передачи технических навыков. Так же немаловажно знание тренером пато-анатомии и пато-физиологии. Очень часто случаются у единоборцев травмы во время тренировок. Да и просто люди склонны к тем или иным заболеваниям. Некая стандартизация выполнения упражнений, бытующая во многих системах, влечёт за собой усугубления в состоянии здоровья спортсменов. А при соответствующих знаниях и навыках, можно моделировать тренинги так, что по мимо выполнения основной задачи, занимающиеся будут себя ещё и реабилитировать.
Правильное выполнение упражнений и их комплексов зависит от знания биомеханики. Здесь, масса упущений присутствует и у самих законодателей боевых искусств, то бишь азиатов. Далеко не во всех школах восточных единоборств грамотно проработана эта область. Тысячи занимающихся, уверенных в выбранной ими системе, медленно или быстро создают себе неприятности со здоровьем. Причём, даже не прибегая к поединкам или ещё каким-то действиям, связанным с риском травмы.
Следующий актуальный вопрос, имеющий связь с методикой и техникой, это ограниченность в режимах ведения боя. Не имеются в виду бокс, греко-римская борьба и шотокан. И так всем ясно, что в боксе нет ударов ногами, в "классике" не хватают за ноги, а шотокан - каратэ без контакта. Тем не менее бокс - вне критики! Школа греко-римской борьбы, особенно российская версия, то же обсуждению не подлежит. Это спортивные виды, но перед ними стоит преклонить голову. Что касается шотокана, то здесь замечательная база. Занимайтесь им 3-5 лет, а потом идите в контакт. И через непродолжительное время придёт осознание пользы Шотокана. Сегодня модно критиковать и сплетничать о Фунакоси, но лучше внимательно исследовать его творение самим. И вдруг окажется, что там всё не так уж и плохо.
Традиционные стили, берущие начало в эмэйских и уданских горах, то же не в расчёт, потому что, находясь в процессе обучения седой классике, очень сложно воспринимать что-то ещё. К тому же диапазон каждой из этих систем настолько велик, что возможно больше никуда ходить и не нужно. Это не значит, что эту категорию не стоит критически рассматривать. Просто на этом портале, как и везде, всему своё время и место.
В данном случае имеются в виду молодые системы-симбиозы, которых в мире уже не мало. Системы, которыми занимается большинство, которые, достаточно интересны, грамотно сфабрикованы и применяемы. Системы, ориентированные на полноконтактные соревнования и уличные ситуации.
Казалось бы, именно они должны иметь склонность к гибкости и порядковому непостоянству, так сказать, отражать дух сегодняшнего времени. Но, как оказалось, средневековому китайскому воину было более свойственно в поединке, лавировать из одного стиля ведения боя в другой, нежели нашему современнику. Современные системы, в большинстве своём - однорежимны. Отсюда вытекает большинство споров и разногласий между школами. Многие боксёры, борцы и каратисты недоверчиво смотрят на русский стиль. Но режим русбоя неактуален на ринге и татами, так же, как спортивный муай-тай неактуален при выполнении боевых операций.
Одни стили прямолинейны и прицельны, другие округлы и маневренны, третьи идеомоторны и непредсказуемы. У каждой системы есть свои доминанты, но есть и пробелы.
Сегодня, наиболее актуальной проверкой системы, часто считается, проверка её через бои без правил. И здесь конечно на первом месте тайский бокс и самбо. Симбиоз этих двух систем по кондициям наиболее подходящий для боёв без правил. Но в жизни человек сталкивается с неприятностями не на ринге и не в восьмиугольной клетке. Так например, оказавшись с несколькими противниками в тесном лифте или в тёмном подвале, особо ногами не помашешь, и бросать через бедро с переходом на болевой не будешь. Тут как раз актуальны ауто-движения русбоя. Именно мягкая идиоматика тела даёт шансы тушевать невидимые атаки, наносимые возможно колюще-режущими предметами. Бывают ситуации боя с несколькими противниками в местах с довольно объёмной площадью для перемещения, где необходимо быстро рвать дистанцию и так же молниеносно сокращать её. И здесь нет ничего лучше боевого бега, который представлен в дзёсинмон каратэ и тунбэй цюань. А вот бой в узком корридоре или автобусном проходе требует хороших навыков в вин-чун.
Хороших школ с многорежимным уклоном к сожалению сегодня не много.